Философия 2. Роль философии в жизни общества и функции философии
Скачать 52.36 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ» РЕФЕРАТ Тема: «Роль философии в жизни общества и функции философии» Дисциплина\ПМ(МДК): основа философии Специальность: специальное дошкольное образование
Москва 2023 г. СодержаниеВведение Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к Софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "София" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость". Однако данное этимологическое значение не исчерпывает содержание философии. В философии речь идет о способности человека понять сущность мира, в котором он живет и свою собственную сущность, подняться до осознания смысла своего бытия. Именно осознание сущности мира, своего бытия и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни и составляет понимание мудрости. Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире. Философия зародилась в VI – V веках до н.э. в Индии, Китае, Греции в условиях углубления разделения труда, разрушения традиционных связей родового общества, а также в результате общественно-исторической необходимости развития познания, становления научного мировоззрения. Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие мировоззрения от философии состоит в том, что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно, как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения. Все чаще мы задаемся вопросом: нужна ли философия сегодня, в век скоростей и высоких технологий, не устарела ли она? Ответ на вопрос нам дает сама жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых, никогда прежде не существовавших. На мой взгляд, данная тема является актуальной и сегодня, т.к. философия помогает человеку понять окружающий мир и определить свое место и значение в этом мире. Философия с помощью своих функций, о которых мы поговорим позднее, играет важную роль в жизни, как всего общества, так и одного человека. Она способствует развитию, становлению человека как личности. 1. Функции философии. Основные функции философии: синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; обоснование, обоснование и анализ мировоззрения; разработка общей методологии знаний и человеческой деятельности в окружающем мире. Каждая наука изучает свой набор проблем. С этой целью она разрабатывает собственные концепции, которые применяются к более или менее ограниченному кругу явлений в строго определенной области. Однако ни одна из наук, за исключением философии, не занимается конкретно вопросом о том, что такое "необходимость", "шанс" и т.д., хотя они могут использовать эти понятия в своей области. Такие понятия чрезвычайно широки, универсальны и универсальны. Они отражают универсальные отношения, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются прояснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мыслью и существом, которое нас окружает. Как правило, философия рассматривается как, пожалуй, самая непонятная и абстрактная из всех наук, самая отдаленная от повседневной жизни. Но, хотя многие считают, что философия не связана с обычными интересами и выходит за рамки понимания, почти все мы, независимо от того, осознаем мы это или нет, обладаем некоторой философской проницательностью. Хотя у большинства людей довольно смутное представление о том, что такое философия, любопытно, но само слово в разговорах встречается довольно часто. Слово "философия" происходит от древнегреческого слова "любовь к мудрости", но в нашей повседневной жизни мы часто придаем ей иное значение. Философия иногда используется для обозначения отношения к конкретному виду деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда имеем в виду долгосрочное, отстраненное рассмотрение сиюминутной проблемы, так сказать. Когда кто-то расстраивается из-за невыполненных планов, мы советуем ему посмотреть на это более "философски". Под этим мы подразумеваем, что мы не должны преувеличивать мгновенный момент, а ставить вещи в перспективу. Мы придаем дополнительное значение этому слову, когда понимаем философию как попытку оценить или объяснить то, что есть или имеет смысл в жизни. Все сталкиваются с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Разве мир развивается? Кто или что определяет эти законы развития? Где место регулярности и где место случайности? Место человека в мире: смертный или бессмертный? Как человек может понять свою цель. Каковы когнитивные способности человека? Что такое правда и как отличить ее от лжи? Нравственность и моральные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы ставит сама жизнь. Тот или иной вопрос определяет направление жизненной деятельности человека. В чем смысл жизни? Он вообще существует? Есть ли у мира цель? Развитие истории куда-то ведет? Действительно ли природа подчиняется каким-либо законам? Разделен ли мир на дух и материю? Каким образом они сосуществуют? Что такое мужчина: пятнышко пыли? Серия химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Какая разница, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия существует для того, чтобы правильно решать эти вопросы и способствовать преобразованию спонтанных взглядов в мировоззрение, что необходимо для формирования личности. Эти проблемы были решены задолго до философии - в мифологии, религии и других науках. Целью философии является знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность не является его целью. Даже Аристотель сказал: "Все другие науки более необходимы, и нет лучшей". В мировой философии достаточно четко прослеживаются две тенденции. Философия подходит либо к науке, либо к искусству (В.А. Канке). Но недостаточно объяснить мир и призвать к совершенству, необходимо изменить этот мир. Но в каком направлении? Нам нужна система ценностей, идеи добра и зла, добра и зла. Здесь становится очевидной особая роль философии в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. Более пристальный взгляд на философские системы всегда раскрывает их этическое содержание. Практическая (нравственная) философия заинтересована в том, чтобы делать добро. Высокие нравственные качества людей возникают не сами по себе, они часто являются прямым результатом плодотворной деятельности философов. Этическую функцию философии сегодня часто называют аксиологической; под этим подразумевается ориентация философии на известные ценности. Аксиология как наука о ценностях возникла лишь в начале 20 века. Ценность философии заключается не в практической пользе, а в нравственности, ибо философия стремится к идеалу, к путеводной звезде в жизни людей. Идеал - это, прежде всего, нравственность, связанная с поиском смысла человеческой жизни и социального развития. В этом процессе философия руководствуется идеалами науки, искусства и практики, но эти идеалы получают в философии своеобразие, соответствующее их специфике. В целом, философия имеет разветвленную структуру. Как доктрина бытия философия функционирует как онтология (доктрина бытия). Разделение различных способов бытия - природа, человек, общество, технология - приводит к философии природы, человека (антропология) и общества (философия истории). Философия познания называется гносеологией или эпистемологией. Как доктрина способов познания, философия - это методология. Как учение о путях творения, философия - эвристика. К отраслям философии относятся философия науки, философия религии, философия языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия практики (этика), история философии. В рамках философии науки философские вопросы отдельных наук (логика, математика, физика, биология, кибернетика, политология и т.д.) имеют относительно самостоятельное значение. И эти отдельные специализированные области философских знаний косвенно способны давать значительные практические результаты. Таким образом, философия и методология науки помогают отдельным наукам решать свои задачи. Таким образом, философия вносит свой вклад в научно-технический прогресс. Социальная философия занимается решением социально-политических, экономических и других проблем. Можно справедливо сказать, что во всех достижениях человечества вклад философии является существенным, хотя и косвенным. Философия едина и многогранна, человек не может обойтись без нее ни в одной сфере своей жизни. Что это за наука? Почему бы просто не дать четкое определение предмета и посмотреть на него так, чтобы с самого начала было ясно, что пытаются сделать философы? Сложность заключается в том, что философию легче объяснить, чем описать ее со стороны. Часть его заключается в особом подходе к проблемам, часть - в попытке решить некоторые из проблем, которые традиционно интересны тем, кто называет себя (или называется другими) "философами". Единственное, в чем философы никогда не могли согласиться и, возможно, никогда не согласятся, так это в чем суть философии. У тех, кто серьезно относится к философии, есть и другие цели. Некоторые из них стремились объяснить и обосновать определенные религиозные взгляды; другие, когда они занимались наукой, стремились показать значение и смысл различных научных открытий и теорий. Другие (Джон Локк, Маркс) использовали философию, чтобы попытаться изменить политическую организацию общества. Многие из них были заинтересованы в том, чтобы оправдать и обнародовать идеи, которые, по их мнению, могут помочь человечеству. Некоторые не преследовали таких грандиозных целей, а просто хотели понять особенности мира, в котором они живут, и верования людей. Профессии философов столь же разнообразны, как и их задачи. Некоторые из них были преподавателями, часто университетскими профессорами, которые преподавали курсы философии. Другие были лидерами религиозных движений, и многие из них были простыми ремесленниками. Независимо от их целей или конкретного занятия, все философы считают, что необходимо и необходимо ставить под сомнение и анализировать наши убеждения, наше оправдание им. Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом. Он или она хочет определить, в чем смысл наших основных идей и концепций, что является основой наших знаний, какие стандарты должны быть соблюдены для достижения правильных выводов, какие убеждения должны быть поддержаны и т.д. Философ считает, что размышления над такими вопросами ведут к более глубокому пониманию Вселенной, природы и человека. Изучение философии вносит вклад в общую культуру и в формирование философской культуры личности. Это расширяет сознание: Людям нужна широта сознания для общения, способность понимать другого человека или себя как бы извне. Философия и навыки философского мышления помогают в этом. Философ должен учитывать точки зрения разных людей, критически анализировать их. Таким образом, приобретается духовный опыт, который способствует расширению сознания. Однако подвергать идеи или теории сомнениям не следует долго на данном этапе, необходимо продолжать поиски положительного решения, так как постоянные колебания - это бесплодный тупик. 2. Роль философии в развитии и жизни человека и обществ. Роль философии в развитии и жизни человека и общества философия через свою миссию стремится проникнуть в суть мироздания и в его поисках граничит все области науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия приобрела новую форму, расширив все ее основные функции и придав им актуальное творческое и практическое содержание. Основными достижениями современной философии являются цивилизованный подход к анализу социальных явлений и принцип мировоззрения, содержание которого заключается в понимании мира в сочетании с вовлечением человека как сознательного - активного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда была ведущей, и в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни. Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности. Зарождающийся современный научный взгляд на мир также включает в себя достижения технических наук, которые в настоящее время обеспечивают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологий и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно знаменует появление новой формы философской мысли - современной философии. Освоение современной философской культуры повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет выработать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени. Переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений - это на сегодняшний день лишь реальная возможность его выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень сознания, непонимание обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений при их взаимодействии как специфических элементов единого мирового бытия. Человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки разумного управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира. Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, а сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки. По-прежнему существует спор по проблеме философии науки. Широко распространены следующие точки зрения: Философия - это наука об общих законах природы, общества и знания, или: философия - это наука о методах и формах знания, т.е. методология науки; Философия - это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического); Философия - это и наука, и мировоззрение, то есть в культуре, в интеллектуальной жизни общества философия выполняет функции науки и функции мировоззрения. Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в деятельности человека, в духовной культуре общества можно только в более широком социальном и историческом контексте, то есть не с точки зрения конкретной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и знаний. Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время старается в максимально возможной степени выразить интересы субъекта (класса). Философия как система представлений о мире (в целом) участвует в идеологии и политике в классовом обществе. Следствием этого, по мнению ученых, является усиление конфронтации между отдельными философскими ориентациями. Поскольку философия связана с идеологией, ее содержание имеет идеологическую сторону, и философию можно рассматривать (в этом аспекте) как принадлежность к идеологии. В истории философии наука и идеология вытеснили друг друга, но это обстоятельство не отменило ни ориентации философии на достижение истины, ни возможности ее полного или частичного совпадения с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться своей идеологической ролью. "Как интегративный центр всех наук и воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть универсальной и отвечать интересам общества", - пишет академик Р.Ф. Абдеев. Универсальные позиции философии не исключают негативного отношения к диктаторским лидерам, социального неравенства, эксплуатации, угнетения и политического насилия. Научная форма философии не может рассматриваться как заведомо лучшая или единственная истинная форма. Когда философия сводится к науке, возникают законные вопросы: "Был ли Лев Толстой философом?". Можно ли назвать Ф.М. Достоевского философом?" Оба великих писателя поднимали, часто впервые, важнейшие философские проблемы. Как содержание философского познания, так и сам процесс философского познания содержат бельетристические и художественные компоненты. Эстетические представления составляют очень существенную часть философских знаний. Создание философского мировоззрения требует от его создателей чувства красоты, гармонии и сопричастности к миру. Философское мировоззрение также имеет эстетический подход к миру. Работы А. Камю, Н. Рериха, М. Шюрлениса, Р. Тагора и Дж. В. Гёте свидетельствуют о родстве философии и искусства, об их взаимопроникновении. Философские вопросы являются неотъемлемой частью различных религиозных учений. Философию и религию, однако, не следует уравнивать, поскольку последняя не ограничивается философской рефлексией. Достаточно указать на ритуализм как на существенный ингредиент любой религии. Не все поэты и писатели затрагивали философские проблемы в своих произведениях, и нет ни одного художественного произведения, полностью посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и продолжают играть важную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии прошло через всю историю философии до настоящего времени. Таким образом, философия, функционируя в культурной системе общества, развивает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях усиливающейся дифференциации научных знаний философия играет наиболее активную роль в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира. Социальное значение философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи, выражается в ее функциях. Познавательная функция философии заключается в том, что она обеспечивает приток новых знаний о мире, человеке, его отношениях и законах, воздействует на каждую сферу человеческой деятельности, раскрывая природу и сущность мира, природу и сущность самого человека, общую структуру мира, его отношения и законы. Это влияние выражается в том, что философское знание становится универсальным методом познания реальности, а также в том, что знание в каждой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты сознания отношения "человек - мир". Идеологическая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и трансформации, она влияет на формирование отношения к жизни, сознания социальных субъектов о цели и смысле жизни. Методологическая функция философии заключается в том, что она обеспечивает исходные, базовые принципы для всех форм общественного сознания, применение которых определяет общую направленность подхода к пониманию действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мысли, изучаемые философией, четко не определяют линию творческого поиска истины. Будучи универсальными, они необходимы для решения различных специфических задач, но не заменяют специфических частичных научных методов и конкретизируются ими. Таким образом, философия не только дает общее понимание явлений, происходящих в мире, но и развивает общий метод познания, представляющий собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе общечеловеческих законов, открытых в реальности и в знании, которые являются завершением истории общественного знания. Роль философии возрастает особенно в переломные моменты истории, во времена революционных перемен, когда человек задает себе, обществу вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, о перспективах социального прогресса. Решение глобальных проблем современности требует экстраординарных решений, демократического и смелого мышления, смелого анализа прошлого, настоящего и перспектив будущего. Без известной философской культуры вряд ли возможно конструктивное решение этих проблем. Это философские знания, характеризующиеся постоянным поиском, сомнением, критикой, способствуют формированию мышления, творческой, гуманистически активной личности. Изучение философии - необходимое условие формирования человека как активного субъекта общественной деятельности, как создателя мира, его существа, как создателя его счастья. Только осознав свою общественно-активную функцию, человек может осознать, кто он, какое место занимает в жизни общества, и достичь самосознания. Философия видит свою задачу в том, чтобы воспитывать потребность и способность быть человеком. "Как плодородное поле, - писал Цицерон, - не дает урожая без возделывания, как и душа". А культивирование души - это философия. Он вычищает пороки в душе, готовит душу к посеву и доверяет ей - сеет, как бы то ни было - только те семена, которые, созрев, дают богатый урожай. Жизнь с ее сложной паутиной столкновений, наука и культура в целом (которая включает в себя все науки, искусство, религию и, конечно же, философию) с ее гигантскими достижениями требуют от нас, и особенно от молодежи, совершенствования, живого любопытства, творческого воображения, любознательного мышления, утонченной интуиции, широкого видения и мудрости. Можно сказать, что философия - это все одно, "ухваченное мыслью", это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическое сердце всей культуры народов планеты. Первоначально человек обладал любопытством. Само стремление понять природу таинственного, неизвестного, проявило склонность к философским размышлениям, хотя все же на мирской плоскости: ибо даже на этой плоскости человек часто склонен к философским размышлениям. Само слово "философия" восходит к Пифагору. Буквально это означает любовь к мудрости, то есть мудрость ума. Человек чувствует духовную потребность иметь полное представление о мире; он не может, по мнению С.Н. Булгакова, согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука не даст достаточно материала для нее; он также должен получить ответы на вопросы, которые выходят за рамки позитивной науки и не могут быть поняты даже ею. В то же время, человек не в состоянии подавить эти вопросы, сделать вид, что их не существует, практически их игнорировать. Для человека, как рационального существа, бесконечно важнее, чем какая-либо конкретная научная теория, решать вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, что лежит в его основе, есть ли в нем смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.п. Одним словом, человек просит и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и почему. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она не задает их и не может их решить. Их решение лежит в сфере философской мысли. Каждая наука - это своеобразный фрагмент знания, а все науки в их простом составе - это сумма фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Оно не касается простого добавления всех научных знаний (что было бы лишним для кого-либо), но интегрирует эти знания, принимает их в самом общем виде и, опираясь на это "интегральное", выстраивает систему знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о морали и т.д. "Его задача - это не аспект бытия, а все существо, вся Вселенная во всей полноте своего содержания и смысла; он стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства". Философия включает в себя доктрину общих принципов бытия Вселенной (онтологию или метафизику), природы и развития человеческого общества (социальную философию и философию истории), доктрину человека и его бытия в мире (философскую антропологию), эпистемологию (гносеологию), проблемы творчества, этики, эстетики, теории культуры и, наконец, собственной истории, т. е. То есть история философии - это существенная часть предмета философии: история философии - это часть содержания самой философии. То есть, как исторически формировался предмет философии, т.е. область ее конкретных разделов и проблем, как ее разделы дифференцировались теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически. Конечно, это разделение в какой-то степени произвольно: все эти разделы образуют некое единое целое, в котором тесно переплетаются все составные части. Объектом философии является не только одна сторона бытия, но и все существо во всей полноте его содержания и смысла. Философия направлена не на "определение точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю согласованность и единство". Таким образом, основное усилие самосознательной философской мысли, начиная с Сократа, состоит в том, чтобы найти конечное происхождение и смысл бытия. Уникальность и смысл существования человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерти и бессмертия, идеи знания, проблемы нравственности и эстетики, социальная и историческая философия, история самой философии - это, говоря коротко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, поэтому ее предметом является самооформление. Заключение Итак, в конце работы, подведем итоги. Философия является областью знания, чувствования, видения и понимания мира. Она довольно разнообразна, включает в себя множество наук, с другими науками она тесно связана. В ходе работы мною был определен предмет философии – это соотношение «человек – мир», «мир – человек», т.е. это отношение человека к миру, окружающей среде в целом, а также отношение этой же среды (мира) к человеку. Я считаю, что философия играет важную роль в обществе. Она объясняет человеку неизведанное, дает ответы на «вечные» вопросы. «В чем смысл жизни?» - порой каждый задает его себе. Философия заставляет человека задуматься о его значении в обществе, а также она, т.е. философия способствует развитию и становлению человека, как личности. Выполняя ряд функций (познавательную, мировоззренческую, этическую, культурологическую и др.) философия решает те или иные проблемы, выдвигая гипотезы, идеи и теории. Каждая функция играет свою роль. Мировоззренческая функция формирует у человека определенные взгляды на мир, образуя целостную картину мира. Гносеологическая (познавательная) – приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах. Этическая функция способствует созданию каких-то определенных норм поведения (этика) в данном обществе, формирование ценностей у всего человечества. Культурологическая функция побуждает человека расширять свой кругозор, обретать новые знания, т.е. способствует саморазвитию человека. Список литературы 1. Р.Ф. Абдеев Философия информационной цивилизации. – М., 1994. 2. П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия. – М.: Проспект, 1999. 3. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. – М., 1976. – т. 1. 4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970. 5. Р. Декарт Сочинения. В 2 т. – М., 2002. 6. И. Кант. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». 1764. // Соч. 6 т. – М., 1964. – т.2. 7. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. – Свердловск, 1991. 8. М. Мамардашвили Как я понимаю философию. – М., 1990. 9. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001. – Ст. «Философия». 10. Цицерон. Избранные сочинения. – М., 2005. 11. Н. Солонин, Ю. Н. Основы современной философии. Санкт-Петербург 2004. 12. "Основы философии" В.Ф. Шаповалова, Москва, "Великий" 1997. |