Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные подходы авторов к пониманию права

  • 1.2 Сущность права

  • 1.3 Ценность права в обществе

  • 2 Социальная ценность права.2.1 Роль права в гражданском обществе.

  • Экономическая сфера Социальная сфера

  • курсовая тгп потехин. Роль и ценность права в современном обществе


    Скачать 203.23 Kb.
    НазваниеРоль и ценность права в современном обществе
    Дата03.04.2023
    Размер203.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая тгп потехин.docx
    ТипКурсовая
    #1034832
    страница2 из 3
    1   2   3

    Общая характеристика ценности права в обществе


    1. Современные подходы авторов к пониманию права

    Для более глубокого понимания ролей и ценностей права в современном обществе, следует не только изучить именно данные аспекты, но и затронуть некоторые современные концепции право понимания, которые изучаются учеными двадцать первого века.

    В наши дни с огромной скоростью развиваются новые подходы к праву, например коммуникативная теория права, но в тоже время развиваются и классические теории. В последние годы отношения этих двух методологических линий — классических подходов к  праву и  постклассических правовых концепций — являются непростыми, нередко они не до конца прояснены в  своем существе и  связаны с  недостаточным пониманием друг друга.

    На мой взгляд, следует разобрать именно современные концепции право понимания, а не традиционные подходы к праву. В двадцать первом веке множество ученых высказали свои мнения об их собственном представлении, о понятие права.

    В понимании Владимира Георгиевича Графского, профессора и доктора юридических наук, право - это множество требований формализованного равенства, свободы и  справедливости. Оно стало важной частью Российской юридической науки сравнительно недавно, к концу двадцатого столетия. Важным автору кажется направление, связывающее выход из  положения с  разработкой интегрального подхода и созданием уточненных предметных и методологических контуров юриспруденции, которую можно было бы назвать интегральной юриспруденцией.

    Подводя итоги, В.Г. Графский говорил, что право в  более простом и синтезированном виде представляет собой объединенный уровень свободы, формализованного равенства и правил — требований правовой справедливости. [6.c.4]

    Доктор юридических наук, профессор Илья Львович Честнов также высказался по поводу собственного понимания права. Он считал, что главным проявлением права в нашем мире является так называемый «Практический поворот». Практический поворот, думает И. Л. Честнов, выражается по большей степени в  моделировании правовой реальности и  ее воспроизводстве. Именно власть осуществляет политику права, которую образуют процесс и  результат дискурсивных споров социальных групп за право официальной номинации, классификации, категоризации и  квалификации некоторых социальных явлений как наиболее значимых. [6.с.4-5]

    Также свое мнение выразил профессор и доктор юридических наук Владимир Петрович Шиенок. Он говорил, что право должно выступать в  качестве комплексной категории, включающей в  себя два основных компонента:

    1. человека с  его личными представлениями о  праве (сознательный и  бессознательный уровни)

    2. действующее законодательство, а  также иные установленные конкретным государством источники правовых норм (судебный прецедент, правовой обычай и др.)

    Таким образом, считает докладчик, предлагаемая им гуманистическая методология юриспруденции в своей основе должна исходить из концепции человеческой души.[6.c.7-8]

    Немного похожий подход афишировала доктор юридических наук, профессор Людмила Ивановна Глухарева под названием «Эстетико-правовой метод познания права». Свое внимание профессор акцентировала на роли эстетического метода в  правовой методологии, который с  теоретической точки зрения позволяет увеличивать пределы представлений о  праве, а с  точки зрения юридической деятельности  — оценивать профессиональное мастерство юристов. Об эстетике в праве приходится говорить потому, что она не имеет самостоятельного отделенного пространства существования, но пронизывает все сферы жизни, в том числе и право. [6.c.10-11]

    Алексей Вячеславович Стовба, кандидат юридических наук, высказал свое мнение о динамическом право понимании. Он отметил, что анализ подходов к пониманию права, составленных учеными нашего времени, дает основания считать, что, несмотря на их различия и  нюансы, их возможно объединить под общим названием «динамическое право понимание» в  той мере, в  какой для них всех характерно осмысление права как подвижного, постоянно меняющегося, процессуального по своей сути феномена.

    Таким образом, как отметил докладчик, динамическое право понимание может быть вписано в  контекст мировой философско-правовой мысли ХХ–ХХІ вв., поскольку оно вобрало в себя ряд ценностей и тенденций не только зарубежного, но и Российского философии права. [6.c.12-13]

    Мною были перечислены современные концепции право понимания, другими словами постклассические подходы. Как я уже говорил выше, в двадцать первом веке современные подходы набирают популярность, но классические или традиционные все равно не теряют свою актуальность. Именно поэтому следует разобрать основные классические концепции право понимания:

    1. Материалистическая теория описывает право, делая акцент на материальную приверженность права, его классовую составляющую. Также дается негативная оценка факта появления права.[21.c.2]

    2. Либертарно-юридическая концепция права. Автором данной теории является В.С. Нерсесянц. Под правом он понимает особый официальный государственный регулятор общественных отношений. Однако размытость критериев права в различных концепциях право понимания, смешение права и морали в естественно-правовой доктрине, недостаточная формализованность права как некой абстрактной модели социального регулятора, отсутствие единой точки зрения у ученых по поводу того, что же такое право и какой смысл вкладывать в это понятие,- все это является теми предпосылками, которые определяют актуальность и важность данной концепции. [13c.18]

    3. Интегративное (естественно-позитивное) понимание права. Интегрирующим основанием различных сторон права выступает человеческое измерение права. В числе многих научных школ выделяются две самые важные: естественного и позитивного права. В первой упор делается на раскрытие содержания права, а во второй — формы права. [21.c.2]

    Хочется добавить, что в данной главе я рассмотрел лишь самую малую часть как современных, так и классических концепций право понимания, ведь на данном этапе развития правовой науки, ученые разобрали уже большое множество таких теорий и концепций. В данном пункте, на мой взгляд, я предложил к прочтению одни из самых важных классических и постклассических теорий право понимания.

    1.2 Сущность права

    В наше время одной из главных проблем юридической науки является точное определение сущности права. Множество авторов дают определение этому понятию. Я составил определение данного понятия на основе проанализированной литературы.

    На мой взгляд, сущность права - это одна из главных, внутренних, относительно устойчивых основ права, отражающая его реальную природу и значение для общества.

    Современные ученые рассматривают сущность права с двух точек зрения юридической и социальной:

    • Социальная сущность права просматривается в обеспечении, разграничении и согласовании жизненных интересов; определении и официальном выражении государственной воли. Право в данном понимании имеет двоякую и противоречивую сущность: оно выступает в качестве инструмента выражения не только классовых, но и общесоциальных интересов. При этом соотношение классового и общечеловеческого в сущности права претерпевает значительную эволюцию в процессе исторического развития. В обществе с ярко выраженным классовым строем на первый план выступает классовое содержание права. В современном информационном обществе с весьма сложной социальной структурой более четко обнаруживается общесоциальное назначение данного очень важного регулятора общественных отношений. Также право все больше выступает инструментом компромисса и механизмом координации различных социальных интересов.

    • Юридическая сущность права заключается в его назначении – упорядочивать поведение людей, регулировать общественные отношения. [14.c.88-89]

    Сущность права внешне выражается в признаках, среди которых следует выделять:

    • Общеобязательность – право воздействует на людей, несмотря на их положение в обществе. Право адресовано не одному конкретному лицу, а группе лиц, связанных какими-либо общими признаками.

    • Нормативность – указывает на формальность права и обуславливает то, что все права и обязанности человека имеют конкретное значение.

    • Формальная определенность – указывает на то, что право не голословно и всегда опирается на какой-либо узаконенный документ.

    Из вышеперечисленных признаков можно сформулировать определение, которое точно описывает сущность права.

    Сущность право следует определять с точки зрения системы общеобязательных норм и правил, регулирующих самые важные внешние социальные отношения через систему принципов формальной справедливости, выходящих из базовых ценностей конкретного государства и взятых в исторической перспективе; оно распространяется на всех субъектов государства, другими словами на общество людей; также право на равнее с государством обладает принудительной силой.

    Для более точного и детального рассмотрения проблемы сущности права, следует обратиться к нескольким известным научным подходам авторов к понимания данного понятия. Существует три таких подхода: психологический, социологический и нормативистский.

    • С точки зрения психологического подхода право представляется как система взглядов, различных суждений индивидов и разнообразных социальных групп о должном, возможном поведении, соответствующего нормам времени. То есть здесь очевидно отождествление определение понятия права с определением понятия правосознания.

    • Если начинать рассмотрение права с точки зрения социологического подхода, можно сделать вывод о том, что право вступает как система реальных общественных отношений. В данном аспекте право отождествляется с правопорядком.

    • При рассмотрении права с точки зрения нормативистского подхода право – это система формально определѐнных правил поведения, а также система норм и система нормативных актов. В данном подходе происходит отождествление понятия права с законодательством. [14.c.2]

    Помимо рассмотрения различных подходов к пониманию сущности права, на мой взгляд, следует рассмотреть то, как менялось понятие сущности права в разные периоды развития общества. Рассмотрим данное изменение на примере России. Всего выделяется 4 периода:

    1. Послеоктябрьский период 1917г. Основоположниками сущности права в этот период являлись Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В своих учениях они рассказывали о буржуазном праве. Они писали, что правом буржуазии является возведѐнная в закон воля господствующего буржуазного класса, воля, содержание которой определяется материальными «условиями жизни вашего класса».

    2. Официальным определением сущности права в советскую эпоху стало принятое Всесоюзным совещанием научных работников-юристов и сформулированное академиком А.Я. Вышинским определение права: «Право есть совокупность правил поведения, установленных или санкционированных государством, выражающих волю господствующего класса в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, угодных и выгодных господствующему классу».

    3. С принятием Конституции СССР 1977 г., в которой СССР был провозглашѐн «общенародным государством». В это время профессором С.С. Алексеевым было предложено следующее определение понятия права: «Советское общенародное право – это система общеобязательных, формально определѐнных, гарантированных советским государством норм, выражающих возведѐнную в закон государственную волю советского народа, руководимого Коммунистической партией, и выступающих в качестве регулятора общественных отношений в целях построения коммунизма».

    4. Последним периодом становления сущности права в России стал современный этап или 21 век. Современные ученые дают различные определения сущности права. Если сформулировать в одно определение все черты, которые выделяют авторы, можно скомпоновать одно общее определение: «Право – это осознанная и одобряемая обществом объективная закономерность социального развития, отражѐнная в совокупности норм, санкционированных и защищѐнных государством, обеспечивающих свободный и ответственный выбор и реализацию социального статуса личности в соответствии с их социальными потребностями и возможностями». [16.c.2-3]

    Подводя итог данного подпункта, важно заметить то, как важно осознавать целиком и полностью всю сущность права в современном мире, ведь если один человек или все общество целиком не будут до конца понимать всю важность права, мир может перестать прогрессировать и остаться на прежнем этапе развития или же начать ускоренный процесс регресса.

    1.3 Ценность права в обществе

    В наши дни осознание ценности права приобретает огромное значение, ведь сейчас, когда в мире периодически происходят подрывы в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе социальной, духовной, политической и экономической у людей падает уровень правосознания, а одновременно с этим теряются и ценности права.

    На мой взгляд, ценностям права можно дать следующее определение: положительная значимость, другими словами роль, в удовлетворении постоянно растущих потребностей общества, а также отдельно каждой личности, помимо этого, право обладает способностью служить обществу.

    Ценность права для общества просматривается во многих аспектах, например:

    • Она выступает как весомая часть прогресса, как общества, так и государства

    • Она показывает то, как общество обновлялось в ногу с историческим ходом его развития.

    Более подробно о ценностях права можно узнать, погрузившись в такую науку, как аксиология права.

    Словосочетание «аксиология права» может быть понято двояко: и как тематический раздел аксиологии – специальной философской дисциплины, исследующей ценности как особый вид бытия, направленный на аналитику ценностного содержания права, в различных его проявлениях, и как сама аксиологическая составляющая правовой реальности, дающая предметное содержание аксиологическому исследованию. [11.c.2]

    Нельзя не сказать про такое понятие, как правовой нигилизм. Проанализировав некоторую литературу, я пришел к выводу, что правовой нигилизм-это полное отрицание людьми каких-либо ценностей права, как одного из путей прогресса государства или общества. [9.c.32-33]

    Правовой нигилизм – это ярко выраженная форма протеста против ущемления прав и возможностей выражения интересов и самовыражения человека, обусловленная невозможностью реализовать на практике идеи равенства всех перед законом, а тем самым постулирование абстрактности идеи правовой справедливости. Не исключая национальный фактор, который связан с историческим укладом жизни общества, причины правового нигилизма следует искать и в реалиях современного российского общества. На фоне частичной или полной утраты веры в справедливость и в действие закона в нашей стране в настоящее время все чаще можно наблюдать отсутствие желания следовать закону. [14.c.4]

    Интересен еще тот факт, что ценности права воплощают в себе общую волю участников и способствуют тому, чтобы помимо тех отношений, в которых нуждаются сами индивиды, развивалось еще и общество в целом.

    В тоже время глобальной общественной ценностью права является то, что оно регулирует поведение людей через воздействие на их интересы, но право не подавляет какой-либо интерес отдельного человека, оно сообразует его с общим.

    Также, одним из главных критериев ценности права является его гуманность. Гуманистический характер права говорит не только о том, что оно открывает доступ человека ко всем существующим благам, но и что оно является главным и действенным средством социальной защищенности личности.

    Ценность права является гарантом свободы человека в обществе, но в тоже время именно оно ограничивает и регулирует ее.

    Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в области права предполагает перенесение требований справедливости из моральной и социальной области в законодательную сферу, где осуществляется организация и реализация правосудия. Более того, само понятие справедливости является составной частью понятия права. Так, всем известное понятие «юстиция» (justitia) означает «справедливый» и включает в себя понятие «право» (jus), что говорит о том, что право по определению справедливо. [14.c.1-2]

    Я считаю, что для более полного понимания темы мне следует рассмотреть основные ценности права, рассмотрим ценности, выходящие за пределы самого права, которые отражают интересы и потребности людей и реализуются при его помощи.

    1. Одной из главных ценностей является инструментальная ценность права.

    а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами (государство, церковь).

    б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

    в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

    1. Также существует собственная ценность права. В ней собраны важнейшие социальные ценности общества. Она выражает общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:

    а) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;

    б) добиться активности в поведении и действиях;

    в) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;

    г) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем.

    1. Самой главной ценностью права является его социальная ценность.

    Социальная ценность права заключается в трех моментах:

    а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;

    б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. Главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому признаку правовое регулирование общественных отношений имеет четко установленные границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от неправомерных;

    в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право хорошо обеспеченным.

    Более подробная характеристика социальной ценности права будет дана во второй главе курсовой работы.

    Подводя небольшой итог данного пункта, можно сказать, что ценности права придают действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.

    2 Социальная ценность права.
    2.1 Роль права в гражданском обществе.


    По моему мнению, проблема роли права в современном обществе, очень важная в нашем мире, ведь право выступает как одно из самых важных, значимых, а самое главное сложных социальных явлений. Именно поэтому оно вызывает к себе такой необычайный интерес, как со стороны ученых, так и со стороны обычных обывателей. Право, хочет этого общество или нет, затрагивает интересы каждого человека и социума в целом. Право в обществе выполняет множество очень важных ролей, другими словами, функций. Я считаю важным рассмотреть именно социальные функции права, то, как оно влияет на общество, пытаясь его ставить в дозволенные рамки.

    Можно говорить о том, что право выступает самостоятельным общественным явлением. Это самостоятельность относительна, ведь право развивается в соответствии с запросами общества, иными словами идет в ногу с его развитием. Но даже эта относительная самостоятельность позволяет ему оказывать сильное воздействие на политику, экономику, а также контролировать то, в какой степени государство влияет на общество и при малейшей надобности уменьшать это воздействие, делая его более справедливым и честным. Помимо вышеперечисленных ролей права, существует еще множество функций, выполняемых им, например, право обязывает государство контролировать и обеспечивать безопасность личности, в том числе ее права и свободы. Оно делает свободным доступ к государственному управлению для всех слоев населения и разрешает им влиять на принятие каких-либо значимых решений.

    В поэтапном процессе развития общества, право использовалось совершенно по-разному. Вне зависимости от этого право постоянно самосовершенствовалось и самостоятельно увеличивало свою роль в жизни общества. Существует интересная связь между правом и законодателем, человеком его создающим. Именно законодатель должен контролировать то, чтобы правовое регулирование было в рамках, созданных государством, не завышая его способности или возможности. Именно в этом проявляется относительная самостоятельность права, описанная мною выше.

    Нельзя не отметить то, что правом не следует злоупотреблять. Так, чрезмерное издание новых правовых норм может плохо сказаться на обществе и государстве. Также следует отметить, что не только увеличение правовых актов влияет на регрессивное развитие вышеназванных институтов. Еще воздействие оказывает и выпуск избыточных законов одного ранга, но сильно противоречащих друг другу. Данное явление вызывает много дисфункций в поведении людей, сковывая их. Любые вопросы о создании новых или изменении старых правовых актов должны решать компетентные государственные органы, которые должны исходить от постоянно появляющихся людских потребностей, условий существования и т.д.

    Одной из основных ролей права является его роль в общественной самоорганизации, другими словами, гражданское общество. Это понятие означает процесс самостоятельного, осознанного объединение индивидов, при сохранении между ними связей, без какого-либо воздействия государства, с целью отстаивания собственных интересов. Все же нельзя представить себе действие общественной самоорганизация без контроля и участия государства.

    Следует обязательно сказать, что в создании институтов гражданского общества право, идущее от государства и обеспечивающеюся им, играет одну из главных ролей. Оно и является органом самоорганизации извне. Таким образом, необходимым внешним условием для институционализации гражданского общества выступают: наличие правовых форм, нужных для реализации прав и свобод людей. При помощи права разграничиваются виды самоорганизующихся объединений, возникающих в нерегулируемой государством социальной сфере. [4.c.47-49]

    Рассмотрим то, какую роль на практике право выполняет в гражданском обществе, не примере обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Существует федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью. Основные положения о роли права указываются в восьмой главе данного закона.

    Участники общества вправе:

    • участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

    • получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке;

    • принимать участие в распределении прибыли;

    • продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;

    • выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    • получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

    Участники общества имеют также другие права, предусмотренные настоящим Федеральным законом. [2.c.7-9]

    Вышеперечисленные пункты главы закона явно показывают то, какую важную и большую роль играет право в деятельности гражданского общества.
    Также, важным аспектом данной темы является то, насколько общество осознает и понимает важность и ценность права. Этот аспект раскрывается через правовую культуру общества и государства в целом.

    Если правовую культуру мы ставим на одно место с понятием знаний главных ценностей и принципов права и умением ими пользоваться для решения реальных жизненноважных аспектов, то эти знания и умения начинают пользоваться правом уже сами по себе, являясь основанием для осознанного самоограничения. [7.c.39]

    Помимо всего этого, полноценное осознание роли права как средства регулирования правового и демократического государства, в котором находится общество современных людей невозможно без соответствующей правовой культуры. Без этого также невозможно и существование демократии, как формы организации жизнедеятельности государства.

    Р оль права в жизни современного общества можно представить схематично:


    социальные







    право


    нормы


    Рис.1. Место права в жизни человека

    Следует отметить то, какую огромную роль право играет в различных сферах общества:

    • Политическая сфера. Здесь право применяется в наибольшей степени, потому что управление обществом сложный процесс и для создания стратегий его развития, а также отношений между государствами и людьми необходим четкий правовой контроль.

    • Экономическая сфера. Здесь имеет место самостоятельное упорядочение процессов в производстве, распределении, обмене и потреблении благ, поэтому роль права значительно меньше, чем в политической. 

    • Социальная сфера. Данная сфера является сложной, так как связана с перераспределением материальных благ между работающими гражданами и теми, кто еще, пока или уже не может обеспечить себе достойное существование. Таким образом, применение права в данной сфере жизнедеятельности человека направлено на повышение благосостояния граждан.

    • Духовная сфера. Роль права в данной сфере незначительна, так как оно только лишь регулирует процессы создания норм образования, науки, культуры, величины направляемых ресурсов для развития и прочего.





    П олитическая сфера

    Экономическая сфера

    Социальная сфера

    Духовная сфера
    1   2   3


    написать администратору сайта