курс. Лекция 2. Роль коррекционной фонологоритмики в системе преодоления речевого недоразвития у детей
Скачать 23.44 Kb.
|
Роль коррекционной фонологоритмики в системе преодоления речевого недоразвития у детей План: 1. Кинезитерапия, определение понятия, ее специфика. 2. Лечебная ритмика. 3. Логопедическая и фонетическая ритмика. 4. Принципы фонологоритмической работы. Лечение посредством движения предполагает использование всех его видов и форм в качестве лечебного фактора. Болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия» – «терапия движением» как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека. Кинезитерапия относится данными авторами к группе неспецифических действующих терапевтических факторов. Различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие в результате болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Частью кинезитерапия является ритмика – (от греч.rhytmikos – относящийся к ритму, равномерны) – это система физических упражнений, построенная на взаимосвязи движений и музыки. На ритмических занятиях используется бег, прыжки, элементы художественной гимнастики и танца, игровые и имитационные упражнения. Лечебная и коррекционная ритмика с помощью системы физических упражнений под музыку применяется с целью профилактики, лечения и коррекции имеющихся отклонений в развитии ребенка. Конкретные задачи ритмики определяются вариантом нарушений в развитии ребенка. Данный метод успешно используется в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, с детьми с синдромом Дауна, интеллектуальными нарушениями, недостатками слуха и другими категориями лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В пособии особое внимание уделяется специфике применения ритмики с целью коррекции речевых нарушений у детей. Логопедическая ритмика является составным звеном лечебной ритмики. Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значе- 8 нии слова как систему музыкально-двигательных упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. А. Розенталь считает, что логоритмика – это новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова. Однако, логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является лишь дополнением к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так, В. М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В. А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В. А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер, К. Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия). О необходимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции речи людей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на различные болезненные отклонения в психофизической сфере индивида, указывали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека. Анализ научных источников показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала. Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, направленная на формирование фонетически правильно оформленной речи. Данный метод, разработанный П. Губериной (1950 г.), стал с успехом использоваться в работе над произношением детей с нарушениями слуха (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт). Фонетическая ритмика позволяет соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствует формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной; развивает слуховое восприятие детей, что является необходимым условием для формирования и коррекции произносительных навыков. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на нормализацию речевого дыхания и связанную с ним слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Подчеркнем, что фонетическая ритмика успешно применяется не только на занятиях для детей с нарушением слуха, но и при работе с другими категориями обучающихся с ОВЗ. Фонетическая ритмика стала востребованной и в работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие. Она позволяет детям почувствовать «характер» звука, отработать слоги и слова со стечением согласных, способствует развитию темпа, ритма и других интонационных компонентов речи, позволяет быстрее и прочнее осуществить связь звука с буквой, положительно влияет на развитие высших психических функции обучающихся. Логопедическая и фонетическая ритмика полезны и детям массовых групп детского сада, так как, по данным Н. В. Микляевой, О. А. Полозовой, Ю. Н. Радионовой, 60-65% дошкольников нуждаются в систематической работе по формированию ритмического чувства. Таким образом, коррекционная фонологоритмика – это составной компонент лечебно-коррекционного воздействия на лиц с нарушениями речи, включающий в себя систему двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), применяется с целью преодоления нарушений моторных и психических функций, коррекции недоразвития фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Особое значение коррекционная фонологоритмика приобретает в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР). К этой группе относятся дети с общим недоразвитием речи, а также дети с такими клиническими формами речевой патологии, как дизартрия, ринолалия, алалия, заикание. Организация системы помощи детям с ТНР предусматривает комплексность и системность коррекционной работы, ее непрерывность, конструктивность взаимодействия и преемственности в работе всех специалистов и родителей детей, имеющих речевые нарушения. Система комплексной помощи включает несколько направлений. Эти направления объединены дидактическими единицами: целями, задачами, единым подходом к комплексу коррекционных мероприятий, нацеленных на решение задач устранения речевых нарушений и социальной адаптации ребенка. Кратко рассмотрим структурно-организационные составляющие модели комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ТНР. 1. Диагностическое направление строится на принципах: системного подхода к диагностике психофизического развития ребенка; комплексного изучения развития ребенка, включающего в себя медицинское и психолого-педагогическое обследование, последнее направлено на диагностику сформированности моторики, высших психических функций, речевой системы, эмоционально-волевой сферы, музыкально-ритмического развития и т.д.; учета актуальных и потенциальных возможностей ребенка; учета возрастных качественных новообразований, прогнозирования развития и составления индивидуализированных программ по результатам диагностического изучения ребенка. 2. Лечебно-оздоровительное направление включает комплекс мероприятий (функциональная диагностика, массаж, ЛФК, медикаментозная терапия, хирургическое вмешательство, ортопедическая помощь, физиотерапия и др.), которое в единстве с коррекционно-развивающей помощью обеспечивает условия компенсации нарушений функциональных систем у детей с ТНР. 3. Коррекционно-педагогическое направление объединяет содержание, методы и формы работы с детьми, имеющими ТНР, обеспечивающие максимально возможную коррекцию имеющихся нарушений в двигательной, познавательной, речевой сферах и социальном развитии детей данной категории. В рамках данного направления используются разнообразные формы работы: индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия всех специалистов образовательной организации (логопеда, воспитателя, учителя, музыкального руководителя, инструктора по физ. воспитанию, психолога, логоритмиста и др.). Подчеркнём, что в работе с детьми с ТНР ведущим специалистом является логопед, которой организует и руководит коррекционным процессом. Фонологоритмические занятия дополняют индивидуальные и подгрупповые занятия логопеда и решают общие задачи, но различными, специфическими средствами. 4. Сопроводительное направление отражает необходимость взаимосвязи в работе команды специалистов и родителей в процессе работы с ребенком с ТНР в преодолении имеющихся нарушений развития, образовании и социальной адаптации. В настоящее время определились общедидактические и специфические принципы фонологоритмической работы (Г. В. Волкова). Общедидактические принципы фонологоритмики 1. Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса в рамках логопедической и фонологоритмической работы. Это способствует развитию и коррекции тех или иных нарушенных функций при различных речевых расстройствах. Систематическое ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру фонологоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных и коротких песенок, упражнения на сочетание ритма движений и речи и т. п.) приучает детей к установленному оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных фонологоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и других систем организма. Фонологоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Вариативность упражнений вызывает ориентировочноисследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип следует производить без резких изменений при соблюдении постепенности. 2. Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на фонологоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. В школьном возрасте помимо этого используются прямые инструкции по развитию активности при выполнении движения (команды, элементы соревнования, поощрение и т. п.). 3. Принцип наглядности в логопедической ритмике осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом. Большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения. 4. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей лиц с речевыми расстройствами, их двигательными возможностями, влиянием речевого нарушения на личность ребенка (взрослого) и степенью трудности заданий. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса. При постепенном усвоении ребенком различных словесно-музыкально-двигательных координаций и преодоления трудностей у них развивается сама способность к координации и совершенствуется вся двигательная и речедвигательная система. Повышение требований приводит к положительным результатам тогда, когда связанные с ними нагрузки посильны детям, не превышают функциональных возможностей организма, т. е. соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса – этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследование, а также уточнение реабилитационного потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предполагает и учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, профессии, двигательного статуса. 5. Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед обучающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. В процессе выполнения этих упражнений расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков, совершенствуются произвольная и речевая моторика, нормализуется темп и ритм речи в соответствии с заданным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Специфические принципы фонологоритмики 1. Принцип развития предполагает развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания. 2. Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее положительное влияние фонологоритмики на организм человека. Действуя в качестве неспецифической терапии, фонологоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. 3. Этиопатогенетический принцип обуславливает дифференцированное построение фонологоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. Так, при заикании цель логоритмических занятий – коррекция моторных нарушений, воспитание внимания, тормозных установок, произвольного поведения, связи между речевой и общей моторикой, формирование моторных и речевых ритмов и т. п., а при ринолалии – воспитание слухового внимания, дифференциация ротового и носового дыхания, снятие назализации и т. д. 4. Принцип учета симптоматики определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, наличие неврологической симптоматики при дизартрии, алалии, афазии; частичную или средней степени выраженности ограниченность движений лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, трудности пространственной ориентировки у лиц с органическими поражениями центральной нервной системы и т. д. 5. Принцип комплексности предполагает связь фонологоритмики с другими направлениями медико-психолого-педагогического воздействия. Например, на логоритмических занятиях с заикающимися детьми следует опираться на те установки, которые они получили во время сеанса психотерапии и на логопедических занятиях, или использовать приближающееся к норме состояние мышечного тонуса детей с дизартрией после лекарственной или физиотерапии. Комплексный подход предполагает единство требований при выполнении двигательных, речедвигательных упражнений, их повторение и закрепление на всех коррекционных занятиях, которые проводятся с детьми логопедами, воспитателями, психологами, дефектологами, музыкальными работниками и родителями. Вопросы для самоконтроля: 1. Как трактуется термин «кинезитерапия» Л. Боневым, П. Слынчевым, Ст. Банковым? 2. В чем заключаются основные задачи фонетической и логопедической ритмики? 3. Дайте определение понятия «коррекционная фонологоритмика», раскройте принципы коррекционной фонологоритмической работы. Литература: 1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. – 272 с. 2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст] : пособие для учителя / Т. М. Власов, А. Н. Пфафенродт. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с. : ил. 14 3. Руководство по кинезитерапии [Текст] / под ред. Л. Бонева, П. Слынчева, С. Банкова. – София, 1978. – 358 с. |