Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Эффекты социального познания (ореола, новизны, первичности, прайминга, сохранения и др.)

  • Роль социальной установки в социальной перцепции

  • Социальный стереотип: классификация и функции

  • Социальный стереотип, предубеждения и дискриминация

  • Исследования социального стереотипа и предубеждения

  • Психология имиджа

  • 20. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ.

  • Шпаргалки по психологии. Шпаргалки - Психология общения. Роль общения в социализации индивида


    Скачать 185 Kb.
    НазваниеРоль общения в социализации индивида
    АнкорШпаргалки по психологии
    Дата07.04.2023
    Размер185 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалки - Психология общения.doc
    ТипДокументы
    #1043750
    страница2 из 3
    1   2   3

    12. ПЕРЦЕНТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ

    Перцепция – это процесс восприятия одним человеком другого.

    Одним из механизмов восприятия образа другого человека является соц. стереотипизация.

    Соц.стереотип – это устойчивое представление о явлениях или людях, свойственное представление о явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

    ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ:

    1. Фактор стереотипов

    2. Фактор привлекательности – внешний вид; чем ближе к «своим» хорошим оценкам – тем привлекательнее для нас человек.

    3. Фактор отношения к нам.

    Основными психологическими механизмами восприятия при межличностном общении являются:

    Идентификация – (самый простой способ) - это уподобление себя ему.

    Эмпатия – это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир и принять его со всеми мыслями и чувствами.

    3 уровня развития эмпатии:

    - низший,

    - средний,

    - высший.

    Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

    Факторы, влияющие на ошибки восприятия при межличностном общении:

    А) Наличие заранее заданных установок или убеждений, которые имеются у человека задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;

    Б) Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории;

    В) Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека;

    Г) Безотчётное структурирование личности другого человека;

    Д) Эффект «ореола»;

    Е) Эффект «проецирования»;

    Ж) Эффект «первичности»;

    З) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей;

    И) отсутствие изменений восприятия и оценки людей, происходящих со временем по естественным причинам ;

    К) Эффект «последней информации».
    Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция – это объяснение субъектом межличностного восприятия причин поведения других людей.

    Закономерности казуальной атрибуции (Келли):

    Закономерность тех событий, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемые явления, рассматриваются как его возможные причины.

    Если тот поступок, который мы ходим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нить уникальное событие, то мы склонны именно его считать причиной совершенного поступка.

    Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных возможностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение волен выбирать устраивающий его вариант.

    Поведение других людей мы склонны объяснять их индивидуальными особенностями личности и характера, а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации.

    Влияние культуры – западная и восточная философия.
    На восприятие людей важное значение оказывают:

    Стереотипы

    Предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей, как хороших, так и плохих, даже не знаю их самих и мотивов их поступков

    Установки – неосознанная готовность человека определенным обычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа ситуации.
    Структура установки:

    Когнитивный компонент

    Аффективный компонент – отношение к человеку

    Поведенческий компонент – готовность к определенным реакциям , соответствующим к убеждениям и поведению человека.

    Установки формируются к 25-30 годам под влиянием людей, окружающих нас (родители, друзья, коллеги) и на основе личного опыта многократно повторяющихся ситуаций.

    Стойкость установки – это феномен, характеризующий ситуацию когда, трудно опровергнуть ложную ситуацию и если человек логически обосновал ее.
    Межличностная аттракция – это различные эмоциональные отношения к воспринимаемому человеку.
    13. Эффекты социального познания (ореола, новизны, первичности, прайминга, сохранения и др.)

    Познавая социальное окружение, окружающий мир, индивид воспринимает, объясняет и воспроизводит различные социальные аспекты этого мира в своем мышлении. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.

    Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

    Эффекты "первичности" и "новизны"—зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

    Эффект «прайминга» - позволяющий нам узнавать вещи, которые мы видели раньше, но сознательных воспоминаний о них не осталось.


    1. Роль социальной установки в социальной перцепции


    Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

    Социальная перцепция — одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно является одним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека. Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается

    названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция — теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

    Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

    — собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

    — интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых

    последствий;

    — эмоциональную оценку;

    — построение стратегии собственного поведения.


    1. Социальный стереотип: классификация и функции

    Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более узком смысле - как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической) группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей инаковыглядящих, - мыслящих, - действующих и других подобных групп. Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью, а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е. закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения.

    Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, на­пример, можно выделить этнические и религиозные, профес­сиональные, идеологические, возрастные.

    Функции социальных стереотипов (Тажфел)

    Индивидуальный уровень

    1) когнитивная (схематизация, упрощение)

    2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”).

    Социальный уровень

    3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)

    4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр. “Мы-образа”).

    4 уровня стереотипов, Дуаз

    1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде.

    2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации МЛ взаимодействия.

    3) коллективные представления - социальные образования, формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне.

    4) высший уровень - идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.
    Социальный стереотип - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Искажает видение “ошибочный компонент”.


    1. Социальный стереотип, предубеждения и дискриминация


    В простом понимании «социальный стереотип» - это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде. Социальный стереотип может быть позитивным, нейтральным и негативным. Собственно негативный стереотип - это и есть предубеждение. Дискриминация же - это обусловленные предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп.
    Предубеждение - люди готовы характеризовать группы грубыми признаками, именно это и отличает предубеждения. Наиболее ярко, например, в новейшей истории предубеждения проявлялись во время холокоста. Для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие четыре чувства: ощущение, что они превосходят по качествам членов меньшинства; чувство, что члены меньшинства по своей природе отличаются от них; ощущение, что у членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти и престижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимущества доминирующей группы. В этом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемым группой.

    Зачем нужны предубеждения? Предвзятые чувства, равно как и стереотипное мышление, и дискриминационные действия служат нескольким важным целям. Они помогают добиться материальных выгод для собственной группы, позволяют получать общественное одобрение, могут поднять в наших собственных глазах нас лично и нашу группу, и помочь нам управляться со сложной, информационно-насыщенной средой, не затрачивая больших мыслительных усилий. Люди, которые являются мишенью негативных предубеждений, стереотипов и дискриминационных действий, терпят значительные экономические, социальные и психологические издержки.

    Дискриминация может осуществляться в различных формах - от скрытого, замаскированного психологического террора до откровенного насилия и убийств. Наиболее распространённые формы дискриминации - это расизм и сексизм. Расизм - совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Согласно расизму существуют высшие расы, создавшие цивилизацию, и низшие, ничего не создавшие, предназначенные для эксплуатации. Сексизм - это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины - это патриархат, а если женщины - матриархат. В настоящее время все известные общества в мире - патриархальные, следовательно, сексистские.


    1. Исследования социального стереотипа и предубеждения


    В большинстве исследований социального стереотипа подчеркивается его целостность, ярко выраженная оценочная и ценностная окраска, загруженность его, так называемым ошибочным компонентом и т. п. В других случаях акцентируются его динамические характеристики – устойчивость, ригидность, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Общим местом в определениях социального стереотипа является также признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактовка его в качестве своеобразных шор, искажающих видение социальной реальности.

    Различные аспекты понятия «стереотип» и феномена стереотипизации начали разрабатываться в 20-х годах нашего столетия сначала в американской психологии, а затем в отечественных исследованиях. Фундаментальные исследования в области изучения феномена стереотипа и процесса формирования стереотипов были проведены такими российскими исследователями, как, например, В.С.Агеев, В.Н.Куницына, И.П.Павлов, В.П.Трусов, В.А.Ядов, а также рядом зарубежных авторов, в основном представителями американской социальной психологии и социологии Д.Гамильтоном, Н.Кэнтором, У.Липпманом, К.Макколи, Р.Нисбетом, М.Россом, Р.Таджури, Г. Тэжфелом и рядом других авторов. В последние годы теория социально–психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях Р.М.Грановской, А.Ю.Козловской-Тельновой, Ю.С.Крижанской, Е.В.Орловой, А.Е.Певзнера.

    В плане истории исследования стереотипов должны быть отмечены работы Э. Саида (E.Said), (10) в которых была поставлена проблема роли расовых стереотипов (точнее, стереотипных образов "Востока" и "Запада") в организации современного мирового порядка, и Х.Баба (H.Bhabha), в которых выявляется функция стереотипа как первичного орудия подчинения в колониальном дискурсе.


    1. Психология имиджа


    Одно из модных понятий нашего времени, к которому мы сегодня часто обращаемся как в обыденных разговорах, так и в научных дискуссиях - понятие «имидж». Под имиджем понимается сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. В самосознании человека, в его многоаспектном, многослойном образе-Я отраженное знание о том, как его видят, представляют, интерпретируют Другие предстает как публичное Я.
    Создание человеком публичного образа, рассчитанного на то, чтобы вызвать определенную реакцию окружающих, конечно, не только что осознанный наукой феномен. То, что поведение человека в группе отличается от того, как он ведет себя, будучи один - факт достаточно тривиальный, как бы само собой разумеющийся.

    Это - базовая посылка, обусловившая возникновение одной из существенных областей психологического знания - социальной психологии. Но вот фокусировка внимания на том, как возникает этот образ, как, какими средствами его можно создать, появление легиона специалистов (стилистов, имиджмейкеров и пр.), предлагающих нам свои услуги в этой области, разработка технологий, практическая проработка процедур, тиражирование рекомендаций и средств, доведенное почти до индустриальных масштабов - все это приметы нашего времени.
    Почему это происходит? Увеличившееся количество коммуникаций в условную единицу времени, резко возросшая «плотность» наших контактов с Другими, когда мы сталкиваемся с проблемой быстро донести до партнера не только необходимую, но располагающую его к общению с нами информацию - ставит перед человеком и перед организацией (фирмой) проблему создания и поддержания имиджа. Имидж - легко считываемый образ, обеспечивающий предъявление через внешнюю атрибутику внутреннего (если речь идет о человеке, то психологического, личностного) содержания, обусловливающего интерес партнера. Например, респектабельный, несколько консервативный стиль в одежде «говорит» о достатке, уверенности, стабильности человека, давно и привычно занимающего социальную нишу, обеспечивающую благополучие в жизни. Это «дает» нам надежду на безопасность деловых контактов с таким партнером и чувство принадлежности к тому же слою.
    Имидж всегда должен нести информацию об индивидуальном, сквозь символы в нем должна проступать неповторимость. Конечно, это не просто. В работе с имиджем мы, как правило, сталкиваемся с проблемой балансирования между общим (стандартизированным, типизированным) и единичным (индивидуальным). Мы создаем имидж, чтобы быть легко «прочитываемыми», узнаваемыми, легко категоризируемыми. Но, с другой стороны, свойственная человеку потребность в открытости, предъявлении того, что отличает его от других в наше время находит опору в проникающим во все сферы нашего бытия мировоззрением постмодерна с его нетерпимостью к единообразию, с его главенствующим тезисом о примате различия, с его скепсисом по отношению к «общим ценностям» и единым критериям прекрасного.

    20. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ.

    Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

    Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые могут выступить организаторами различной деятельности, обладают притягательностью и обаянием. Их называют лидерами группы, и от них во многом зависит психологический климат в коллективе. Вопрос о лидерах и лидерстве в социальной психологии рассматривается особо, а здесь только отметим, что подлинный лидер готов действовать даже в ущерб себе, подчиняя свои желания интересам коллектива.

    Показатели эффективности взаимодействия:

    1. Правильно организованные позиции участников - в транзактном анализе позиции участников описываются как Р (родитель), В (взрослый) и Р (ребенок). Взаимодействие эффективно тогда, когда совпадают (В=В),

    2. Адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней,

    3. Типы взаимодействий:

    а) кооперация – это такой тип организации совместной деятельности, который способствует позитивной деятельности,

    б) конкуренция – это такой способ совместной деятельности, который представляет собой определенного рода препятствия для этой деятельности.

    Структура конфликта:

    1. Конфликтная ситуация

    2. Позиции участников конфликта

    3. Объект конфликта

    4. Пусковой механизм конфликта

    5. Развитие и разрешение конфликта.


    Виды конфликтов:

    -конструктивные

    -деструктивный – негатив.

    Продуктивный конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а мотивации партнеров, защищающих противоположную точку зрения, становятся более "законными" с точки зрения групповых норм. Деструктивный конфликт приводит к разрушению всех либо отдельных элементов сложившихся социальных систем, изоляции или подавлению субъектов конфликта, деформации отношений между членами группы.
    1   2   3


    написать администратору сайта