Роль пейзажа в романе Война и Мир. Урок на тему _ Роль пейзажа в романе Л.Н.Толстого _ Война и мир_. Роль пейзажа в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Скачать 18.15 Kb.
|
Конспект урока в 10 классе. Тема: Роль пейзажа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Цели: раскрыть мастерство писателя как пейзажиста и тонкого психолога, показать, какую роль играет пейзаж в романе, развивать навыки выразительного чтения, анализа эпизода, воспитывать эстетические чувства. Методы: сравнительный анализ, аналитическая беседа. Технологии: элементы критического мышления, сотрудничество «учитель – ученик». Оборудование: репродукции картин русских художников-пейзажистов: Левитана, Шишкина, Васильева и других, а также репродукция картины И.Е.Репина «Толстой на отдыхе в лесу», портрет Л.Н.Толстого, аудиозапись пьес П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Ход урока Слово учителя: Среди многообразия художественных средств, помогающих автору создать образ или картину, пейзаж занимает большое место. Ведь человек – дитя природы, её частица и поэтому тонко реагирует на все изменения природы. Заметили ли вы, как поднимается настроение в солнечный погожий денёк и как грустно и тоскливо в серый пасмурный день? Жизнь человека тесно связана с природой: мы любуемся её красотой, пользуемся её богатствами, лечим душу и тело. Л.Н.Толстой был кровно связан с родной природой. Для него не было ничего прекраснее Ясной поляны. Он много трудился физически, исходил пешком всю округу, и утренние зори и вечерние заходы встречал то с косой, то за плугом. Писатель знал, не понаслышке, как ароматно пахнет свежий хлеб, молоко, трава, как звенит песня жаворонка, как приятно в полдневный зной в лесной прохладе. Художник И.Е. Репин, бывший близок к Толстому, запечатлел писателя в один из таких моментов и назвал картину «Толстой в лесу». (демонстрируем репродукцию) Герои Толстого также близки к природе. В романе много сцен, в которых природа то служит фоном, то является действующим лицом, то передает внутреннее состояние героев, то помогает понять какую-то черту характера героя. Беседа по вопросам: - Назовите эти сцены (небо Аустерлица, описание березовой рощи и дуба, летняя ночь в Отрадном, святочная ночь, пейзаж перед Бородинским сражением картина неба под Красным и другие). - Прочитаем выразительно описание неба Аустерлица. - Какие художественные средства использует писатель, создавая эту картину? (эпитеты: синеющая бесконечность, белые плывущие облака, высокое, бесконечное, справедливое и доброе небо) - Какую роль они играют здесь? (Это оценочные эпитеты, они как бы дают моральную оценку происходящему. Другие несут представление о внешнем виде предмета.) Учитель: Толстой рисует не только поэтическую картину природы, но и дает моральную оценку устремлениям князя Андрея, его идеалам. Небо – полная противоположность тому, что происходит на земле. Подготовленный заранее ученик: Неповторимость толстовского видения мира можно почувствовать в сопоставлении этого пейзажа с картиной Ю.Левитана «Над вечным покоем». Она создана современником писателя, это философский пейзаж, в центре которого небо. Есть нечто общее у двух художников и в принципе подхода к природе. Пейзаж Левитана «одухотворенный», в нем присутствуют мысли о судьбе человека. Пейзаж Толстого также философский, наполненный раздумьями о судьбе человека. Учитель: -К каким мыслям приходит князь Андрей, раненый, теряющий сознание под чужим небом? ( учащиеся зачитывают текст) . Таким образом. Пейзаж помогает понять, что в жизни Болконского наступает перлом. Послушаем описание березовой рощи весной и старого дуба, которые видит Андрей по пути в Отрадное. (выразительное чтение эпизодов и аудиозапись пьесы Чайковского «Жаворонок»). Толстой подмечает не только приметы весны, но и цвет и форму предметов. Какие эпитеты вы можете назвать в этом описании? ( по тексту учащиеся зачитывают) Заранее подготовленный ученик: Пейзаж березовой рощи яркий, реалистичный, наполненный радостным весенним настроением. Он очень созвучен с картиной Левитана «Березовая роща» - одним из самых светлых и радостных полотен художника. Залитые солнцем деревья сияют, переливаются всеми оттенками зелени; нежно белеют, чуть тронутые розовым, их стволы. Солнечные пятна, затененные места, полутень блестяще переданы художником. Картина наполнена воздухом, светом, движением ветвей, теней на траве и стволах. Она вызывает чувство радости, очень близкое тому, что возникает при чтении описаний Толстого. Учитель: -Какое настроение вызывает у вас эта картина? (ученики отвечают, что радостное, счастливое) -А эта сцена? (ученики отвечают, что аналогичное). Да, весеннее, радостное, бодрое. Но эта радость пробудившейся природы вначале не соответствует душевному состоянию князя Андрея. Он ищет в роще и находит то, что созвучно ему – старый нераспустившийся дуб. Эта яркая метафора раскрывает душевное состояние героя. Через некоторое время совершенно другим предстанет перед князем Андреем этот дуб, да и сам он уже будет другим. Прочитаем описание дуба. (звучит музыкальная пьеса из «времен года» Чайковского.) - Но между этими двумя встречами было нечто, после чего Болконский по –другому увидел природу. Что это нечто? (ученики отвечают, что была встреча с Наташей Ростовой, её разговор с Соней и чудная лунная ночь, лишившая Наташу и Князя Андрея сна и покоя.) Послушаем этот эпизод в исполнении мастера художественного чтения, актера … в записи на диске в сопровождении бетховенской «Лунной «сонаты и демонстрации репродукции с картины Куинджи «Лунная ночь над Днепром» . - Какова интонация этой сцены? (очень эмоционально, романтично) Прочтите эпитеты, их здесь очень много. (оттенки цвета) -Что подчеркивает это описание в характере Наташи? (её поэтичность, восприимчивость к красоте, глубокую связь с природой.) - А в князе Андрее? (если учащиеся затрудняются, можно помочь им: Непонятную пока еще ему самому встревоженность, взволнованность, недовольство установившимся порядком жизни. Ожидание чего-то нового, лучшего.) Послушаем еще одно музыкальное произведение, передающее красоту летней ночи. Заранее подготовленный ученик: Музыкальной параллелью к картине лунной ночи, созданной Толстым, является пьеса «Июнь» из «Времен года» Чайковского, который воплотил в звуках красоту русской природы. И в романе. И в музыкальной пьесе – лето, июнь, ночь. Эти две картины роднят тонкая поэтичность, проникновенный лиризм. Хотя музыкальная картина несколько грустнее, в ней нет той внутренней наполненности, которой проникнута картина Толстого. Учитель: -Здесь очень ощутима композиционная роль пейзажа – он усиливает эмоциональный настрой сцены, сулящей прекрасные перемены. -Что происходит с душой Болконского? (прочитаем от слов: «Нет, жизнь не окончена…») -А вот другая ночь. Зимняя, святочная. Прочитаем. (звучит пьеса Чайковского «На тройке»). Сказочная. Фантастическая картина. Обратите внимание, сколько много здесь глаголов, передающих звуки, движение. Яркие эпитеты - назовите ? (алмазно – блестящая снежная равнина, облитая месячым сиянием, заколдованная тишина, волшебная равнина и другие.) Композиционная роль этой сцены в том, что намечаются новые сюжетные ходы, например, Николай и Соня. - Пейзажи, которые мы прочитали, связаны с образами главных героев. Но центр романа – военные сцены, а кульминация его – Бородинское сражение. Перед битвой глазами Пьера, не военного человека, мы видим панораму предстоящего боя и природу, предшествующую ему. Она торжественна и великолепна. (читаем по тексту). -Какие средства выразительности употребляет писатель? (опять же он использует яркие краски, повторяющийся эпитет «золотой». «Чистый утренний воздух, оттенки золотые и розовые леса, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня», «золотые поля и перелески».) -Какое значение имеет это описание природы? Учитель (после ответов учеников): Да, оно как бы подчеркивает, насколько трагично и отвратительно то, что скоро начнется, а с другой стороны: насколько величественно и героично то, что совершат здесь русские люди. -Какие выводы можно сделать из сегодняшнего разговора о пейзаже в романе «Война и мир»? Я предлагаю составить синквейн: Роль природы в романе Природа Прекрасная, волшебная Отражает, раскрывает, подчеркивает Пейзаж выполняет композиционную функцию, создает эмоциональный настрой, раскрывает душевное состояние героев, усиливает или подчеркивает мысли автора. Рефлексия. Задание на дом: выучить наизусть одно из описаний природы и подготовить выразительное чтение. |