Роль-социального-работника-128660. Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних Выпускная квалификационная работа
Скачать 107.05 Kb.
|
Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Педагогический Университет» Факультет социальной педагогики и социальной работы Кафедра социальной работы Роль социального работника в профилактике проституции среди несовершеннолетних Выпускная квалификационная работа Выполнил студент очного отделения группы 501 Потапова Оксана Алексеевна Квалификационная работа Научный руководитель допущена к защите д.п.н., профессор Зав. кафедрой социальной работы Ширшов В.Д. ____________________ _________________ кандидат педагогических наук, «____»__________2004 г. доцент И.А.Ларионова «____»__________2004 г Екатеринбург 2004 Содержание Введение Как басня, так и жизнь Ценится не за длину, Но за содержание. Сенека. Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. Но сейчас возникло много новых молодежных проблем. Мы поговорим о проблеме проституции в России. Эта проблема возникла давно и волнует общество, медиков, педагогов. Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitutio – поругание, осквернение.[14, с.260] С каждым годом подростковая проституция неуклонно растет. По оперативным милицейским учетам за первое полугодие 2003 года к административной ответственности за занятие проституцией привлечено 19 девушек в возрасте 16-17 лет, употребляющие наркотические вещества. Из этого следует, что из проститутки можно легко превратиться в наркоманку и наоборот. Центром по борьбе и профилактике с ВИЧ-инфекцией в нашем городе выявлено более трех тысяч человек больных ВИЧ-инфекцией, из них 20,2% девочки занимающиеся проституцией. И не известно, сколько человек они уже заразили и сколько заразят. Проституция – это такая же социальная язва, как преступность алкоголизм и другие формы девиантного поведения, а также проституция несет общественную опасность. Во-первых, проституция – форма социального паразитизма, что выражается в уклонении от общественно- полезного труда. Во- вторых, проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти девочки утрачивают свое здоровье и не могут производить на свет качественное потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, совесть, веру, брезгливость. Противоречие: реальная потребность решить проблему проституции среди несовершеннолетних её молоизученность, недостаточность. Каковы пути совершенствования профилактики для несовершеннолетних проституток. Проблема: девочек- подростков, систематически совершающих правонарушения, уклоняющихся от школы и к тому же вследствие занятия проституцией и увлечения наркотиками, заболевших опасными венерическими заболеваниями, необходимо принудительно лечить и изолировать от неблагополучных семей и общества им подобных, направив в спец. школы. Однако в нашей области таких спец. школ просто нет. Ближайшие специальные учебные учреждения находятся в Кургане, однако там не всегда имеется достаточное количество свободных мест. К тому же, если девчонку поймали лишь на занятии проституцией, которое по нашим законам не признается общественно опасным деянием, то лишь на этом основании ее нельзя направить в спец. школу. Соответственно милиция, как много не проводила бы профилактической работы, не может вырвать подростка из порочного круга. Пока в стороне от данной проблемы остаются общественные организации, которым в профилактических мерах стоило бы попробовать сформировать негативное общественное мнение о проституции, причем как в отношении к представительницам данного бизнеса, так и в отношении потребителей и подумать о занятости подростков. Но главную роль все-таки должна играть семья. Если девочке будет хорошо дома, она вряд ли променяет родных и близких на сомнительные уличные удовольствия. Объект исследования в нашей работе - профилактика подростковой проституции. Предмет исследования - деятельность социального работника по профилактике подростковой проституции. Цель исследования - выявить, определить и реализовать возможности социального работника по профилактике подростковой проституции. Гипотеза. Эффективность профилактики будет успешна при условии: насколько состоятельна профилактическая программа; индивидуальная ранняя диагностика возможности несовершеннолетних антисоциального поведения на стадии отклонения пока лишь от моральных, а не правовых норм. Задачи исследования: Определить сущность и причины подростковой проституции. Разработать индивидуальную программу профилактики и реабилитации проституции среди несовершеннолетних. Определить возможности социального работника в профилактике и реабилитации подростковой проституции. Сегодня очень много пишут о явлении проституции. Это юристы – Красуля С.Н., Калачёв Б.Ф., Вилкс А.Я., Дьяченко А.П.; социологи – Зиммель Г., Горлинов К., Коровин А., Побегайло Э., Харчёв А.Г.; журналисты, педагоги, медики, экономисты. Также сведения можно найти во всемирной сети Интернет. Глава I Особенности явления проституции 1.1 История проституции Для того чтобы понять, насколько серьёзна и сложна проблема проституции, обратимся к её истокам. Первый организатор проституции, Солон (между 640 и 635-ок 559 до н.э.), покупал женщин и предлагал их «в общее пользование, готовых к услугам за внесение одного обола»[11, с.17] Римское слово «prostare»- продаваться публично, проституироваться - так же как и существительное «prostibulum»- образовалось, следовательно, из «продажная девка», «проститутка»[11, с.17] Проститутка, по римскому праву, есть женщина, которая неограниченно удовлетворяет общий публичный спрос на половые наслаждения. И все женщины, вступающие в половые со многими мужчинами публично или тайно, в борделе или в другом месте, за вознаграждение или без него, со сладострастием или холодно, без разбора - все они проститутки.[11, с.18] К категории проституток относятся, разумеется, и те женщины, которые путём соблазна или насилия побуждают других продаваться: сводницы, хозяйки домов терпимости и увеселительных кабачков и т.п. Отсюда следует классическое понятие о проституции по римскому праву: женщина, которая с целью добывания денег, а также без такой цели, публично или тайно продаёт себя или других женщин многим мужчинам без разбора, есть проститутка.[11, с.19] Согласно христианскому учению, проституция – известная форма разврата. Любые внебрачные половые сношения клеймят так же, как проституцию. Особые признаки проституции впервые приняты во внимание в вестготском своде законов. Там сказано: «Если рождённая свободной девушка или замужняя женщина публично занимаются в городе развратом и если дознано, что она проститутка и часто застигнута была при нарушении супружеской верности; если она, далее, как то доказано, без всякого стыда беспрерывно завлекает многих мужчин своим позорным поведением, то такая женщина должна быть задержана штадтграфом и публично подвергнута трёмстам ударам кнута и т.д. И если она совершает прелюбодеяние с ведома своего отца или своей матери, и зарабатывает своим позорным поведением и половыми сношениями пропитание себе или своим родителям, то и они должны быть подвергнуты ударам кнута»[11, с.19]. Отсюда видно, что германский взгляд на проституцию подчёркивал в особенности публичность, большое число мужчин и непрерывное занятие непотребством. Далее проводилось решительное различие между свободной и несвободной проституткой и, очевидно, принималось также во внимание внешнее принуждение к проституции со стороны родителей или господина. Но и здесь также понятие «проституция» строго ограничивается только женским полом. Теперь, рассмотрим, как развивалась проституция в России, как к этому относились и как с этим боролись. Древние русские летописцы не упоминают о существовании проституции в России как об отдельном проявлении общественной жизни, и надо думать, что её и не было в первое время на Руси. Но это ещё не говорит за то, чтобы на Руси не было разврата; он, несомненно, был у наших предков, но выражался не в виде проституции. Что разврат существовал в России, это видно уже из того, что Владимир Святой из своего крещения, как свидетельствуют летописцы, имея целый гарем наложниц, которых можно было считать целыми сотнями. Итак, разврат был, но не было продажи каждому желающему тела женщины ею самой для разврата за определённое денежное вознаграждение. Может быть, отсутствие проституции в древней Руси лежало в том складе образа жизни, в котором находились в то время русские женщины. В то время боярыни постоянно сидели взаперти, в своих высоких теремах, окруженные дворней, и не только девиц, но и замужние женщины почти не встречались с мужчинами, даже на своих пирах и увеселениях, разве только в церкви, и таким образом проходила почти вся жизнь более знатных русских женщин, вначале, в девицах, под властью отца, а затем, позднее, под властью мужа. И жизнь эта протекала при суровой обстановке, где кулачная расправа была обычным явлением, а вследствие этого женщина апатично покорялась своей участи, проводя время в объедении и сне, трепетно благоговея перед грязной властью «самого».[3, с.140] Часто выданная за нелюбимого человека, страдавшая от его деспотизма и самодурства, женщина скоро делалась озлобленной, раздраженной и вечно недовольной всем окружающим. Но, будучи в такой суровой обстановке, о которой выше упомянуто, она редко имела возможность встретить какого-либо другого мужчину из своей среды и полюбить его. Да и что могло выйти из этой любви, кроме ещё более тяжёлого её положения во власти того же самого мужа; а потому она или одиноко влачила свою постылую жизнь, или заводила связь со слугой или кем-нибудь из дворовых мужчин. Мужья, в свою очередь, при таком браке бежали от немилых жен и удовлетворяли свою страсть на стороне в среде женщин, хотя и низкого, но свободного сословия, где безнравственность была широко распространена. Общественное мнение смотрело в то время очень снисходительно, если какой-нибудь боярин заводил на стороне связь с какой-нибудь вдовой или девицей не своего круга, этому не придавали никакого значения. Женщины не боярского круга были в большинстве случаев очень бедны, и к тому же их общество всегда было доступно мужчинам. Ввиду этого вполне понятно, почему богатые бояре и их сынки частенько захаживали к таким женщинам и заводили интрижки. Церковь клеймила явление проституции, однако ещё Августин Блаженный (354-430 гг.) замечал: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве». В книге «О правлении властителей» известный теолог Фома Аквинский писал: «Отнимите у общества публичных женщин, и разврат заполнит его всяческими беспорядками. Проститутки в городе подобны отхожему месту во дворце: уничтожьте отхожее место, и дворец станет местом грязным и смрадным». Проституцию пытались запрещать и в те далёкие времена, но даже короли пользовались услугами публичных женщин.[50, с.129] Но никто столько горя не принес русским женщинам и так не распутничал, как Иван Грозный и его сподвижники. Учрежденная им для охраны его особы опричнина была, можно положительно сказать, одной из главных виновниц начала публичного разврата. Часто эта вольница проделывала такие вещи, считая себя под покровительством самого царя, что кажется всё это просто невероятным. Похитить каждую женщину, приглянувшуюся кому-нибудь из них, изнасиловать невинную девушку,- это было для опричников делом самым обычным и история полна рассказами об этом.[3, с.141] Александровская свобода, где жили в то время опричники, была одной сплошной клоакой всяких подобных безобразий. Ужасные, часто кровавые, оргии разврата являлись, почти, ежедневными событиями этой свободы и картины носят почти сказочный характер. Сам же их грозный покровитель был едва ли лучше их всех, а скорее даже превзошел их в своих оргиях и разврате. Вот как описывал иностранный писатель Петрей русского царя «В блудных делах и сладострастиях Иоанн Грозный перещеголял всех. Он часто насиловал самых знатных женщин и девиц, после чего отсылал их к мужьям и родителям. Если же какая-нибудь из этих женщин давала заметить, что блудит с ним неохотно, то он, опозорив, отсылал её домой и там приказывал повесить нагой над столом, за которым обедали её родители или муж; последние не смели ни обедать, ни ужинать в другом месте, если же не хотели распрощаться с жизнью таким же образом. Трупы висели до тех пор, пока мужья и родные по усиленному ходатайству и заступничеству не получали позволения похоронить их. Грозный всегда менялся любовницами со своим сыном Иваном и не боялся огласки всех его подобных дел».[3, с.141] В XVII веке патриарх Филарет обличал служилых людей в том, что они, отправлялись на отдалённую, часто закладывали жен своим товарищам и вместо процентов предоставляли им право пользоваться своими заложенными у них женами. Если должник не выкупал в срок свою супругу, то заимодавец продавал её для блуда другому, другой третьему и так далее. О том, как торговали своими женами наши предки, даёт понятие, следующее описание: «Когда, - говорит Петрей, - бедные и мелкие дворяне или горожане придут в крайность и у них не будет денег, они бродят по всем закоулкам и смотрят, не найдётся ли каких-нибудь богатых молодчиков и предлагая им для блуда своих жён, берут с них по 2-3 талера, смотря по красоте и миловидности жены. Муж всё время ходит за дверью и сторожит, чтобы никто не помешал им». [3, с.142] Во время Петра Великого вместе с началом наших торговых сношений с западноевропейскими государствами и в наше отечество стало проникать понятие о проституции как о ремесле, и она начала распространяться между народом, понижая значительно нравственность во всех слоях общества. Европа в это время и сама не отличалась особенной нравственностью, и самый блестящий в то время двор Людовика XIV поражал каждого своим развратом. Начало проституции появилось от тех иностранцев, которые переселились в Россию, но не желали бросить своих приобретённых в отечестве порочных привычек, вследствие чего они завели по примеру своей родины проституцию и в России, а от них проституция проникла в русское общество. Не отличался нравственностью и сам двор Петра I, где придворные дамы распутничали с дьяками. По раскольничьим известиям «царевна Софья была блудницей и блудно жила с боярами, как и другая царевна, сестра её; и бояре ходили к ним и ребят те царевны носили и душили и иных на дому кормили». Вообще нравственность в это время так пала в обществе, что даже и монашество не являлось примером добродетели и предавалось почти открыто возможным безнравственным порокам и разврату.[3, с.143] Насколько разврат свободно практиковался между высшим обществом тогдашней России, это достаточно ясно и видно из тех похождений Петра Великого и его спутников, которые у них были в Германии и Париже. Начало появления разврата надо считать, прежде всего, с Петербурга, так как там сосредотачивались иностранцы, а оттуда уже он пришел в Москву и другие города России. Итак, хотя проституция и разврат, во всех утончённых формах Запада, уже в это время существовали в России, тем не менее, всё это вовсе не было узаконено правительством, даже, напротив, преследовалось законами и целым рядом карательных мер. Так, в числе наказаний в XVII и XVIII веке было установлено присуждать женщину и её соблазнителя, особенно если ещё был при этом незаконный ребёнок, к розгам, а если женщина не знала своего соблазнителя или не хотела его указать, то подвергалась тому же наказанию вдвойне, и за себя и за него, после чего преступников заключали в монастырь. В 1743 году в царствование Елизаветы Петровны было обращено особое внимание на уничтожение обычая париться в торговых банях мужчинам с женщинами и это запрещение было вновь подтверждено в 1760 и 1762 году. В это же царствование есть указание на существование одного публичного дома, который был устроен уже не тайно, а явно, наподобие современных домов терпимости.[3, с.107] Тем не менее, проституция всё увеличивалась и в царствовании Екатерины II, стала резко влиять на нравственность и здоровье народа. Число незаконнорожденных детей, подкидышей и детоубийств, всё увеличивалось, несмотря на карательные меры и законы против этого. Для возможного сокращения проституции и всё увеличивающегося сифилиса, сенат постановил всех женщин, одержимых венерическими болезнями, забирать, излечивать и ссылать на поселение в Нерчинск. Наряду с этим было узаконено лечить бесплатно всех публичных женщин, заболевших сифилисом или венерическими болезнями. В Петербурге была отведена определённая местность для публичных домов. При приемниках Екатерины, Павле I и Александре I, проституция вновь подвергалась гонению и при первом из этих государей было предписано всех публичных женщин ссылать в Иркутск на фабрики, вследствие чего 139 проституток, найденных в Москве, отправились в Сибирь. В царствование Николая I проституция была признана терпимой в России и подчинена врачебно-полицейскому надзору в половине девятнадцатого столетия. [3, с.108] До 1843 года в столицах и во всей России надзор за проституцией находился в ведении полиции, причем, конечно, правильной регистрации проституток не могло быть. В 1843 году в октябре месяце, вследствие быстрого распространения сифилиса, был высочайше утверждён и организован в Петербурге при медицинском департаменте Министерства внутренних дел, в виде опыта, первый в России особый врачебно-полицейский комитет, существовавший до 1852 года. Число домов терпимости с 1854года по 1868 года держалось почти в одной норме от 125 до 148. Следовательно, всего 17603 женщины занимались проституцией. И это только по официальным данным! Почти половина девиц до перехода в ранг публичных пытались работать горничными, белошвейками, портнихами, то есть в сфере обслуживания. Медики, юристы и психиатры объясняли это тем, что данная категория зависит от капризов клиентов, хозяев и потому в любой момент может лишиться работы и жилья. Подобные утверждения убедительны, однако не следует забывать, что проституция представляет весьма своеобразную область «сферы обслуживания» В этой связи можно говорить о смене профессиональной ориентации в пределах направления трудовой деятельности и некой предрасположенности к выбору такого жизненного пути. В определённом смысле такую идею подтверждают данные об отношении к своим занятиям самих проституток. Эти свидетельства довольно разрознены и дают лишь косвенные доказательства. Приведём некоторые выдержки из архивных материалов, в которых указывалась причина вступления на этот путь: «тяжёлая работа», «разврат в мастерской, где учились» и другие. Эти данные не позволяют утверждать, что проститутки – всегда жертвы общества. Немаловажную роль играла личность самой женщины. Данные о профессиональной принадлежности проституток указывают, что многие женщины имели склонность или способность к какому-либо роду занятий. В то же время бесцельное шатание от одного занятия к другому говорит о нежелании работать и «честном трудом» зарабатывать деньги. Незначительная часть женщин – проституток, оставляя это занятие, поступали в услужение к состоятельным людям. По данным архивов, поручителями выступали различные категории населения: крестьяне, отставные, военные, мещане, духовные лица и другие. Совращение девушек и женщин в большинстве случаев являлось следствием неблагоприятных условий жизни и безвыходного материального положения. «Неблагонамеренные лица» пользовались этим для вовлечения женщин и девушек в порочную жизнь, несмотря на 29 статью Устава о наказаниях[50, с.59] На основании данных врачебно-полицейского комитета складывается определённый портрет городской проституции. [50, с.60] Занимались ею чаще всего молодые девушки до 25 лет из крестьян и мещан, русские, неграмотные, незамужние, имевшие существенный материальные затруднения. Среди особенностей проституции в городах можно выделить: во-первых, непродолжительность занятия «профессией» (менее 1 года), во-вторых, «текучесть кадров». Что же касается сопоставлений с современностью, внимание привлекает факт «институционализации» данного рода занятий. |