Роль театральной педагогики. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности уч. Роль театральной педагогики в становлении и развитии личности учащегося
Скачать 41.16 Kb.
|
Роль театральной педагогики в становлении и развитии личности учащегося Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях. Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы. Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, при чем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. По мнению О.А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересует человечество на протяжении всего своего существования: « «Кто мы?», «За чем и для чего живем на Земле?». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть, на самом деле и каким ты можешь и должен стать» ». Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа. На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании – это драматический кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети. Доминирующим результатом занятий театральным искусством является: уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или иным причинам не может проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности. Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как: уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности; приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни; воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности; -приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого; соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти; развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»; приучение детей к дисциплине и самодисциплине; - формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду; расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни. Школьная театральная педагогика – это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере» формируется личностное становление самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. Самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека является именно театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс. Каково же содержание понятия «Школьная театральная педагогика»? Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, она преследует иные цели и задачи, среди которых ведущей не является профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Школьная театральная педагогика воспитывает личность ученика средствами театрального искусства. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью. Педагог-режиссер – это особая проблема современной школы. Театр – это единственный вид искусства в школе, который в последнее время был лишен профессиональных специалистов. С появлением театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы, стало видно, что школьное образовательное учреждение не сможет обойтись без профессионала умеющего работать с детьми в области театрального искусства. Деятельность педагога-режиссера определяется его позицией, которая постепенно развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на более высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент, определенный синтез разных позиций. В постоянных спорах, кем должен быть руководитель школьного театра: педагогом или режиссером, как правило, нет антитезы. Если говорить о театральной педагогике в высших театральных учебных заведениях, то тут существуют более широкие и углубленные тенденции изучения театра. Здесь присутствуют свои определенные законы, нормативы, требования, правила, критерии оценивания – которые характерны именно для высших театральных учебных заведений. В театральном образовании нового времени можно выделить преимущественно два главных доминирующих направления, которые взаимно сосуществуют в учебном процессе. Из первого направления, можно отметить, что технологическая подготовка актеров и режиссеров углубляется и совершенствуется, а с другой стороны учитываются не количественные, а качественные показатели. Сегодняшней уровень преподавания практических дисциплин в современной театральной школе России, динамично развивается и совершенствуется, отвечает всем реалиям новейшего времени. Музыкальное искусство как одно из выразительных средств театра, является неотъемлемым элементом сегодняшнего спектакля. Актер нового тысячелетия должен и обязан владеть всем арсеналом своих выразительных средств – это тело, голос, вокал, танец, акробатика, пластика, пантомима, умение играть на музыкальных инструментах. Весь этот арсенал навыков востребован в современном театре в полной мере. Так же возросли и требования к внутренней психотехнике актера. Различные психотехнические тренинги, методики, владения внутренним миром стали обязательной и неотъемлемой частью современного театрального образования. Воспитательный и двунаправленный подход к будущему артисту – это основа сегодняшней стратегии театрального образования. Не количественные, а качественные показатели должны быть мерилом педагогической деятельности. Театральный вуз должен, прежде всего, оцениваться не потому, сколько он выпустил артистов, а потому, насколько они оснащены технологически и насколько индивидуальны, его дипломированные специалисты и бакалавры. Таким образом, актер нового тысячелетия должен быть неповторимой, уникальной личностью в совершенстве владеющий технологическими навыками своего искусства. Именно такой двунаправленный педагогический процесс должен стать основой современных учебных программ, методических разработок, а так же подхода к воспитанию. По мнению А.Зубова «акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная школа без такого подхода превращается в нечто бесформенное, когда коллективистических ценностей советского периода уже нет, а персонального воспитания человека еще нет, и не предвидится. В области же школы профессиональной - и средней специальной, и высшей – современная действительность настойчиво подталкивает к переходу от количества к качеству. Всегда воспевалось коллективное творчество, а сегодня это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желательным, а единственно возможным для реализации своей жизни в искусстве». Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное воспитание – это богатый духовный пласт. В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике – блистал эрудицией, хорошей памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания. Вспомним слова Н.В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме – это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени. Никитин, С.В., Кузнецов, Е.В Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося//Педагогика: традиции и инновации. – 2011. – С. 20-22. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 22.11.2021). Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника Аннотация В статье раскрываются вопросы формирования коммуникативной культуры школьника в ходе освоения методов и приемов театральной педагогики. Авторы изучают систему подготовки актеров в театральных вузах с целью использования ее при обучении школьника. В основе лежит анализ наиболее эффективных ее методов и приемов, через призму которых возможна в общеобразовательной школе организация процесса формирования коммуникативной культуры школьника. Проведя анализ педагогических источников, авторы пришли к выводу о том, что методы и приемы театральной педагогики способствуют развитию не только его познавательной сферы, но и эмоциональных чувств, творческих и коммуникативно-речевых способностей. В связи с этим, использование методов и приемов театральной педагогики в процессе обучения является теоретической основой и практическим инструментом в формировании коммуникативной культуры школьника. Ключевые слова Культура; коммуникативная культура; театральная педагогика; методы и приемы; формы театральной педагогики; игровая пьеса; имитационно-игровая театрализация; сверхзадача; художественный образ; художественная правда Происходящие реформы в системе образования требуют реализации таких целей, которые учитывали бы государственные, социально-экономические и личностные потребности и интересы. В связи с этим, в рамках реализации новых образовательных стандартов акцентируется внимание на развитие личности школьника, готового самостоятельно осваивать знания и выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка. Поэтому актуальность проблемы формирования коммуникативной культуры в настоящее время не вызывает сомнения. Из множества определений культуры можно выделить следующие: культура имеет коммуникационную природу, это форма общения между людьми (Ю.М. Лотман); культура обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека (М.С. Каган); для личности культура выступает как «форма» самодетерминации индивида в горизонте личности (М.М. Бахтин, В.С. Библер); это способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил (Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев); это способ человеческой деятельности (Э.С. Маркарян); характеристика творческой созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью (В.А. Бажанов, Э.А. Верб, Л.Н. Волович). Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации, толерантность. Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида. Коммуникативную культуру характеризуют три основных мотива: деловые мотивы, которые выражаются в способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности; познавательные мотивы, возникающие в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника; личностные мотивы, характерные только для общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью. Если рассматривать коммуникативную культуру личности школьника, как систему ее качеств, то можно выделить следующие компоненты: творческое мышление; речевое действие; жесты и пластика движения в ситуации общения; восприятие коммуникативных действий партнера по общению; эмоции; коммуникативные умения. Процесс должен быть подчинен цели становления личности школьника, развитию его креативности, самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки. Это необходимо для вхождения школьника в общество и взаимодействия с окружающим миром. Для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является повышение уровня речевого развития школьника, совершенствование коммуникативной культуры как основы развития его личности. Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы. Хорошо известна мысль Л.С. Выготского о том, что «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанны». Основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист ХХ века В.И. Чернышев сформулировал так: «…открыть уста детей». Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать их стремление к самовыражению через словесное творчество, развить у них врожденный дар слова – это и есть «открыть уста детей», без чего невозможно становление личности школьника. Сегодня эта мысль не утратила своей значимости. В работах многих психологов отмечается, что в речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. В речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…». Рассматривая речевые свойства личности как компонент коммуникативной культуры, ученые отмечают и те качества, которые характеризуют человека как слушателя. Внимательный слушатель способен понять речь, обращенную к нему, и реагировать в соответствии с ее содержанием. В речи также проявляются и морально-волевые качества личности. Робость, почтительность, уважение, как и многие другие черты характера, раскрываются в содержании и в эмоционально-интонационной окраске высказывания человека. Педагогу необходимо развивать у школьника умение общаться, слушать и говорить так, чтобы их слушали, умение оценивать чужую и свою речь, словесно импровизировать, наряду с развитием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности, формируя тем самым коммуникативную культуру. Речевой опыт ребенка, приходящего в школу, практически не выходит за рамки бытовой сферы общения, поэтому основная задача развития речи школьника, заключается во включении его в непрерывную цепь речевого общения, в расширении сфер этого общения. Для этого необходимо предоставить школьнику возможность свободно говорить и писать – о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренно, с уверенностью, что его поймут. Важно, чтобы он жил в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в атмосфере взаимопонимания. Поэтому успешное решение данной проблемы во многом определяется использованием в процессе обучения методов и приемов театральной педагогики, которая: развивает учебно-познавательные и коммуникативные способности учащихся; содействует формированию мировоззрения, интеллекта, образного мышления, творческого потенциала и «духовных сил» личности; способствует становлению нравственных качеств, выработке отношения к нормам поведения и закреплению их через эмоциональное переживание на основе тесной связи представлений и оценок с жизнью и личным опытом. Театральная педагогика предлагает ряд методов, способствующих эффективному формированию таких качеств, как творческое воображение, избирательность восприятия, способность к анализу и синтезу воспринимаемой информации, выражению эмпатии и идентификации, к самоорганизации психических проявлений и самокоррекции поведения. Так, основополагающим методом в театральной педагогике является метод физических действий. Данный метод основан на анализе пьесы, последующие действия которой выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие. При исполнении роли сквозное действие всегда остается неизменным, помогая актеру становиться образом, жить его жизнью как своей. В свою очередь действия актера приобретают различный характер, обусловленный его самочувствием в момент творчества, предполагая формирование и проявление таких чувств, как искренность, открытость, убежденность. Для педагогической профессии данный метод интересен тем, что предполагает развитие свойств познавательных психических процессов личности школьника, определяющих выразительность ее экспрессивных проявлений, а также способность к самокоррекции, гармоничности поведения. Метод исторических параллелей, особенностью которого является эмоционально-логическое сравнение представлений, свойственных различным исторических эпохам и периодам развития общества. Такое сравнение способствует эффективному решению поставленных задач как при усвоении теоретических знаний по предмету, так и через обеспечение глубокого понимания коммуникативной стороны учебного процесса. Реализация данного метода может происходить тремя способами: рассказ учителя, коллективное обсуждение наиболее известных фактов и событий, а также анализ профессиональных качеств личности школьника с опорой на текстовой материал художественного произведения, раскрывающего сущность данного вопроса или проблемы. Поэтому для использования данного метода в процессе обучения необходимо обращаться к высокохудожественным, созданным на реалистической основе, литературным произведениям. Метод действенного анализа – это способ научения навыкам волевого поведения, называемым «сценическим». Согласно этому методу, логика действий становится как бы партитурой артиста. К.С. Станиславский сравнивает действия актера с нотами, а логику действий с мелодией, которую они образуют. От пропуска в логической цепочке одного действующего лица могут быть неверно поняты поступки нескольких других действующих лиц, что влечет за собой изменения смысла сценического произведения. В педагогической профессии использование этого метода необходимо при построении логики урока, с целью формирования коммуникативной культуры школьника. Метод ролевого действия основан на заранее установленном подтексте, дающий возможность разрабатывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также осуществлять контроль за качеством подготовки каждого школьника. В ходе использования этого метода акцентируется внимание на умении использовать те или иные элементы техники речи в зависимости от количества слушателей в классе, где осуществляется общение. Использование этого метода в процессе формирования коммуникативной культуры школьника способствует оптимизации выработки умений и навыков его устной монологической диалогической речи. Этюдный метод – это творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах спектакля. В учебной практике выделяют различные виды этюдов. Среди них такие, как: одиночный этюд, нацеленный на освоение простейшей жизненной ситуации в тот момент, когда возникает необходимость освоения логики и последовательности физических действий в их непрерывной цепочке; одиночный этюд, нацеленный на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие; парный этюд на действие с воображаемыми предметами для формирования чувства непрерывности логически развивающегося действия; этюды типа «цирк», развивающие артистическую смелость; групповые этюды, воспитывающие импровизационное самочувствие; этюд на освоение способов словесного воздействия. В работе учителя над педагогическими этюдами формируется у школьника умение логично выстраивать и высказывать свою точку зрения. Более того, для достижения результата каждый метод дополняется такими приемами, помогающими более детально овладеть техникой перевоплощения и освоить коммуникативную культуру, как: выработки «мышечного контроля» - снятие физического напряжения, оправдание позы на основе анализа ощущений и чувств; оправдания внимания к объекту – интонационные модуляции и пантономические приспособления, концентрирующие внимание на действии с объектом; активизации эмоциональной памяти – рекомбинация прежних впечатлений и установление их соответствия действительности вторично; «если бы» - действия в воображаемых предлагаемых обстоятельствах; «действия с окраской»- образное воспроизведение эмоционального состояния посредством движения или интонации; оперирования образами – комбинация отдельных образов, добавление к ним элементов, отсечение элементов; повтора – темпо-ритмическая организация физического действия, обеспечивающая динамику напряжения действия; «монологическая пауза» - выражение отношения к объекту посредством внутреннего монолога; «качелей» - неоднократное прерывание намерения совершить ожидаемое физическое действие посредством увлечения словесным действием; противопоставления – ассоциативная импровизация действия противоположного действию партнера по темпу-ритму, смыслу, образу; координации движений и речи – смысловая координация движений и речи в групповой деятельности; фиксирования, не «А» - выражение парадоксального поступка, неожиданного для зрителей, но возможного варианта разрешения конкретной ситуации; сатирического гротеска – разрешение противоречий в стиле острой карикатуры, сознательное нарушение жизненных форм и пропорций для отражения двойственности явлений; зеркального решения – оправдание персонажем комментариев о происходящем на сцене за его спиной; нарушение сценической иллюзии – непосредственное обращение актера к зрителю, перенос сценического действия в зрительный зал, изменение декораций на виду у зрителя; расслабления – нацелен на освобождение мышц от излишнего физического напряжения, которое свидетельствует о существовании психического напряжения личности и реализуется в упражнениях на релаксацию и на выработку в себе «мышечного контролера»; сосредоточения – связан с развитием волевой сферы личности, основанный на концентрации всех видов чувственного внимания на конкретном объекте в реальной или воображаемой плоскости. Вышеперечисленные приемы помогают раскрыть в каждом обучающемся такие качества, как эмоциональность, креативность, высокая координация движений, волеизъявление, ассоциативная импровизация и т.д., являющиеся проявлением коммуникативной культуры. Таким образом, использование методов и приемов театральной педагогики в ходе обучения, способствует эффективному общению и взаимодействию с участниками образовательного процесса, т.е. формированию коммуникативной культуры школьника. Каждый из вышеперечисленных методов и приемов находит свое выражение в разнообразных формах обучения. К наиболее распространенным формам относят: театрализованное представление, игровое театрализованное представление, игровая пьеса, имитационно-игровая театрализация. Рассмотрим перечисленные формы обучения театральной педагогики более детально. Так, заслуживает интереса форма - театрализованное представление. Театрализованное представление – это сценическое театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, способствующее соединению различных видов и жанров литературы. Признаками театрализованного представления являются: зрелищность; синтетичность; экспрессивность; идейно-художественная целостность. Такая форма театральной педагогики способствует эстетическому воспитанию. Сильный воспитательный эффект определяется тем, что личность, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно выбирает образец для подражания, приходит ккакому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения, которые нередко проявляются в его реальной жизни и деятельности. Так же, одной из наиболее популярных форм театральной педагогики является игровое театрализованное представление. Игровое театрализованное представление предполагает использование организованных действий, способствующих развитию основной идеи. Данная форма не предлагает конкретных временных и пространственных ограничений. Важнейшим элементом действия здесь является игра в силу ее особого языка и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Игровая пьеса - это пьеса, включающая игры или игровые эпизоды со зрителями. Данная форма предполагает диалоги персонажей со зрителями, выступающими в роли коллективного положительного персонажа. В отличие от игрового театрализованного представления, игровая пьеса наиболее разнообразна художественно-образным языком с использованием игры. Игра помогает противодействующим персонажам вовлекать в действие, создавая сложную захватывающую интригу, обогащая сюжет и обостряя конфликт. В последнее время широко распространена театральная форма – имитационно-игровая театрализация. Особенность данной формы заключается в том, что представление создается как будто бы тот час самими зрителями, а ведущие лишь определяют контуры сюжета. Такая организация работы в процессе обучения требует предварительной активизации фантазии школьника, без существенной организационной и методической подготовки. Любое действие, по-Станиславскому, начинается с четкого представления «чего я хочу», которое в последствии порождает задачу, реализуемую деятельностью. Поэтому характер сценического действия, как единицы поведения актера, зависит от потребности, процессов внимания, восприятия, воображения, эмоционального отношения к объекту внимания, мыслительной деятельности, способствующей преднастройки эффектов и выражение действия посредством физического движения. Одним из центральных понятий системы К.С. Станиславского является «сверх-сверхзадача». Сверх-сверхзадача – это высокообобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания художника к определенным сторонам объективной действительности [8]. Сверх-сверхзадача определяется мотивом деятельности личности и зависит от уровня ее профессионально-педагогической направленности, аккумулируя в себе ценностные ориентации, предметные знания и способы их самовыражения. Развитие данной потребности обеспечивает целенаправленное поведение, согласно системе Станиславского, определяется понятиями «сверхзадача» и «сквозное действие». Сверхзадача - это выражение идеи автора, заложенное в произведении, включающее субъективное отношение личности. Это конечная цель актера в процессе создания художественного образа. Сквозное действие – это общая линия поведения, которая объединяет как задачи актера, так и его действия на сцене для реализации сверхзадачи. Вышеперечисленные понятия в работе актера столь же необходимы и в процессе формирования коммуникативной культуры школьника. Мотивированные сверхзадачей деятельности действия положительно влияют на динамику их развития, стимулируют взаимодействие, обеспечивая тем самым эстетически целесообразную композицию всех составляющих содержания образования. С целью создания художественной реальности, в театральной педагогике используются такие определения, как «художественная правда» и «художественный образ». Художественная правда - это образное отражение объективной действительности, основанное на обобщении свойств реальных объектов. Художественный образ - специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника, объединяя свое эмоциональное и интеллектуальное отношение к миру, характеризующееся чувственной конкретностью и обобщенностью одновременно. Деятельность учителя представляет собой процесс создания художественного замысла урока, предполагающий разработку сюжетной основы совместной деятельности и отраженный в подробном плане-конспекте. В связи с этим, можно подчеркнуть, что успешность деятельности учителя зависит от режиссерской интерпретации его предметных знаний. Режиссерская интерпретация в творчестве учителя включает: отбор предлагаемых обстоятельств, в которых будет совершаться педагогическое действие посредством выделения событийного ряда или основных сюжетных моментов урока, обеспечивающих организацию совместных действий учителя и школьника адекватно логике изложения материала, раскрывающей тему, идею, сверхзадачу его конкретной деятельности; выбор средств эстетического воздействия для организации взаимодействия, к которым относятся приемы интонационной и пластической выразительности учителя, образные сравнения, музыкальные и видеофрагменты и т.д.; определение стилевого приема «режиссерского хода», объединяющего все моменты конкретной деятельности в единую форму, способствующую созданию художественной реальности. В рамках исследования необходимо указать на понятие «мизансцены». Мизансцена – это размещение актеров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы, предполагающее создание смысловой композиции сценического произведения в пространстве и во времени. В театре мизансцена является целенаправленным средством воздействия на зрителя, способствуя развитию чувства сценического равновесия. Рассматривая в контексте исследования, мизансцена выступает как средство воздействия и взаимодействия на школьника, распределяя внимание учителя на весь класс в целом. Учет мизансцены учителем при подготовке урока способствует успешному воплощению его деятельности и создание благоприятных условий учащимся для творческого решения поставленных педагогических задач, общению, т.е. формированию коммуникативной культуры. Сценическое действие – это творчество актера, позволяющее ему действовать на сцене естественно, органично. Активное сценическое действие предполагает преодолениепрепятствий на пути к достижению цели, разрешению педагогических противоречий, конфликта, столкновения. Сценическое общение – это активное взаимодействие актеров друг с другом и с окружающей средой. К.С. Станиславский, определяя сценическое общение как проявление к объекту, разделял процесс его организации на пять основных этапов: выбор объекта; привлечение к себе внимания; подготовка объекта к восприятию информации; передача информации; ответная реакция объекта. Последовательность данных этапов составляет технику взаимодействия актера, условиями которой являются: материал для общения; объект общения; средства общения; формы общения. Сценическое внимание - активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, обоняние, осязание, необходимое для органического действия актера. К.С. Станиславский выделяет три круга внимания: большой, средний, малый. Каждый из этих кругов представляет собой пространство, состоящее из множества отдельных объектов. Умение ограничивать круги внимания от большого круга до объекта-точки и наоборот помогает сосредоточению актера на действии, исключая «помехи», мешающие актеру находиться в творческом самочувствии. Память на ощущение – это способность к мысленному воспроизведению образов действительности. С ней неразрывно связаны действия с воображаемыми предметами, необходимые для создания «правдивого образа». Сценическое воображение - это психическая деятельность человека, в процессе которой создаются новые мыслительные образы. Согласно театральной педагогике, синтез, реализуемый в процессе воображения, осуществляется в различных формах, таких, как: агглютинация или «склеивание» разнообразных частей и качеств; гиперболизация или увеличение отдельных частей; схематизация или подчеркивание сходства частей; типизация или выделение существенного; заострение или подчеркивание отдельных признаков. Творческое воображение, являясь одним из механизмов творческого мышления, может быть пассивным (сновидения), активным-воссоздающим (созидание образа предмета по его описанию) и активным-творческим (специальный отбор материала в соответствии с замыслом). Таким образом, творческое воображение, чувственное внимание являются ведущими способностями актерского творчества, способствующие определить интонационную направленность личности в конкретных условиях. Для формирования у школьника коммуникативной культуры в ходе освоения театральной педагогики, готовности к самовыражению и саморегуляции своего психического состояния важную роль играет понятие «если бы». «Магическое «если бы» - предполагает концентрированное внимание на вымышленных обстоятельствах действия, восприятия их как реальности и постепенного введения новых предлагаемых обстоятельств, обеспечивающих логическую последовательность действий. Это понятие является основополагающим в процессе возбуждения творческого воображения, при котором формируются психофизиологические элементы, лежащие в основе таких свойств личности, как избирательность восприятия, объемность эмоциональной памяти, активность воображения, многоплановость внимания, метафоричность образного мышления. Целенаправленное педагогическое действие, аналогично театральному, должно активировать личность и коллектив. В связи с этим необходима предварительная продуманность педагогических действий, выраженных в детальном плане-сценарии урока, который включает: сюжетно-драматическую канву (последовательное логичное изложение материала); схематичное представление эмоциональной «кривой» урока – «заготовка художественных деталей» (интересных фактов, ярких вопросов, предполагающих активную реакцию на содержание занятия); внешние атрибуты (наглядность, светозвуковые эффекты, способствующие созданию определенной атмосферы). Поэтому, планируя занятия, учителю необходимо четко сформулировать сверхзадачу на данный период, а также помнить о воздействии трех факторов в соответствии «с тремя правдами», предложенными В.И. Немировичем-Данченко: содержание, современность, коллектив. Перечисленные основные приемы театральной педагогики определяют основные действия, направленные на совершенствование художественного восприятия действительности, включающие психологические, этические и эстетические аспекты творчества в целом. Учитывая требования, предъявляемые системе образования, необходимо развивать у школьника умение чувствовать свое внутреннее состояние, ощущать свои переживания. Умение погрузиться в свой эмоциональный мир позволяет конкретизировать и скорректировать свое воздействие на него. Более того, благодаря мышечно-эмоциональной релаксации стабилизируется настроение самого школьника, снимается психическая напряженность, вследствие чего повышается возможность самоуправления мимикой. Предлагаемые методы, приемы театральной педагогики сохраняют творческую педагогическую форму, помогая сформировать умения и готовности к самовыражению и импровизации, к саморегуляции своего психического состояния и сопереживания, речевой выразительности и пластической экспрессии школьника. Благодаря системе Станиславского решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, что поможет учителю добиться взаимопонимания со школьником на уроке, достигая оптимальное сочетание рационального и чувственного, логического и эмоционального, т.е. сформированности коммуникативной культуры. Таким образом, активное использование методов и приемов театральной педагогики в процессе формирования коммуникативной культуры школьника способствует выражению таких качеств, как артистичность, экспрессивность, свобода мысли и действия, творческое самочувствие и импровизационность. Никитин, С.В., Кузнецов, Е.В Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося//Педагогика: традиции и инновации. – 2011. – С. 20-22. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/ (дата обращения: 22.11.2021). |