Главная страница

Материалы -задания по Тихому Дону. Романэпопея Тихий Дон романэпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции


Скачать 127.5 Kb.
НазваниеРоманэпопея Тихий Дон романэпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции
Дата12.05.2021
Размер127.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМатериалы -задания по Тихому Дону.doc
ТипАнализ
#204204


Задания по роману М.Шолохова «Тихий Дон»
1 тема занятия: Роман-эпопея «Тихий Дон» - роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции.

Задания:

Подготовить сообщения:

1 – История создания романа «Тихий Дон»

2- Вопрос об авторстве, доводы за и против

3- Особенности жанра и композиции произведения

4- Герои(семьи) повествования (составьте схему героев роиана, учитывая их кровное родство)

- Почему «Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей?(в тетради)

(1) Широкий пространственный и временной охват повествования;

 2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения         России и Европы;

 3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);

 4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.)

- В чём отличие шолоховской эпопеи от толстовской?(в тетради)

(1) отсутствие у Шолохова философских обобщений, рассуждений о том, «какая сила движет мирами» - в отличие от автора «Войны и мира», Шолохов не даёт в романе теоретического обоснования своей исторической концепции;

2) моноцентричность шолоховской эпопеи – если спросить, кто является главным героем «Войны и мира», то в ответ можно услышать сразу несколько имён, на тот же вопрос относительно «Тихого Дона» ответ будет один – Григорий Мелехов.)

Анализ текста: Духовный мир донского казачества.

- Именно судьба Григория Мелехова является основным стержнем повествования. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер формируется. Проанализируем ряд эпизодов 1-ой книги, в которых раскрываются важнейшие составляющие этого мира.

Эпизод лугового покоса ( кн.1, ч.1, гл.9 ):

«С Троицы начался луговой покос…. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой».

-Каково настроение эпизода?

- С помощью каких художественных средств оно создаётся?

- Какую роль играют коллективный и индивидуальный портреты?

- Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

- Какое чувство испытывают казаки от общения с землёй и друг с другом?

- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

(Яркая одежда, улыбки добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно весёлое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение ,  - всё создаёт ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землёй, от труда на ней. Подобное чувство переживают от близости с природой и друг с другом герои романа Л.Толстого «Война и мир» в сцене охоты, где общее настроение позволяет почувствовать радостный визг Наташи Ростовой.

        Родство казаков и земли, ощущение её одухотворённости подчёркнуто метафорой «луг вздыхал». На войне Григорий будет тосковать о крестьянском труде: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхлённой земли, горький аромат прорезанной лемехом травы» (4-8-6).

- Однако казаки не только труженики, но и воины. Укажите эпизоды 1-ой книги, которые наиболее наглядно характеризуют отношение героев романа к воинскому долгу.

(Сборы на службу Петра и Григория Мелеховых; среди причин, по которым Григорий не соглашается уйти с Аксиньей на шахты, он называет и такую: «Опять же на службу мне на энтот год» (1-1-12);

Пантелей Прокофьевич Мелехов, старый казак, получивший когда-то «на императорском смотру первый приз за джигитовку», свои письма сыну на службу подписывает, указывая своё воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов» (1-3-1);

ярчайшим доказательством того, какую гордость вызывает в нём воинская доблесть, выказанная сыном, служит эпизод получения письма, из которого Пантелей Прокофьевич узнаёт, что Григорий награждён Георгиевским крестом и произведён в младшие урядники: «Жалко было глядеть на Пантелея Прокофьевича, ошпаренного радостью…. Шёл дальше в поисках другого грамотного» (1-3-17)  

- Невозможно понять духовный мир, жизненный уклад казаков, не обратившись к их семейным отношениям. Уже в 1 книге мы найдём множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья. Остановимся на одном из таких эпизодов:

«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому…. Хлопнул дверью, по крыльцу протарахтели шаги и стихли» (1-1-10)

- На каких принципах строятся взаимоотношения в казачьей семье?

- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

- Как в этом эпизоде раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

- Как поведёт себя Григорий, когда Пантелей Прокофьевич осуществит своё намерение женить его?

(Читая этот эпизод, мы убеждаемся в том, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), общности с земляками («Не пакости соседу!») для казаков непоколебимы. В семье царит «культ стариков»: отношения здесь строятся на строгом послушании старшим, внушаемом подчас с помощью грубой силы. И даже если в первый момент Григорий даёт жёсткий отпор отцу, то позже беспрекословно подчинится ему, женится на Наталье Коршуновой. К тому же истоки буйной, вспыльчивой натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нём от отца. Род, семья – священные понятия для казаков. Не случайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в 1-ой главе автор даёт семейный портрет:

«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич…. Вот и вся мелеховская семья» (1-1-1)

- На каких чертах внешности героев останавливает автор своё внимание ?

(В этом портрете Шолохов особо подчёркивает черты родового сходства: пшеничного цвета волосы – по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос – по отцовской. Следует сразу отметить своеобразие шолоховского портрета: он не только живописен, но и психологичен. В немногочисленных деталях раскрывает автор темперамент, тип жизненного поведения героя, черты его характера, а иногда одной фразой очерчивает его судьбу (именно таков портрет Ильиничны).

        Что же касается семьи, то, несмотря на строгие, подчас жёсткие отношения, это единый организм. Каждый ощущает свою неразрывную связь с ней, так же как и с хутором, с родным куренём. Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности уйти с хутора он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства?.. От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.. Никуда я с хутора не пойду».

- Однако у нас не должно складываться впечатления, что Шолохов идеализирует жизненный уклад донского казачества. Найдите в 1-ой книге романа примеры нравственной развращённости казаков.

(Разъярённая толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова; сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню; 50-летний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти; Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьёт молодую жену  на следующий день после свадьбы и т.д. Немало среди казаков и нечистых на руку, причём во время войны воровство, мародёрство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости.)

 Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли автора, определяет духовный мир казака.

Вывод:

-Что же определяет духовный мир донского казака?

(Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер Григория Мелехова.)
Задания:

Подготовить сообщения:

1 –История казачества и картины жизни донских казаков

2- Время изображения и события, нашедшие отражение в романе М.Шолохова

3- Анализ эпизода «Драка на мельнице и спор Штокмана с казаками»(т1, ч.2, гл.5)

4 – Расскажите об образе жизни казаков, подтвердите свой ответ цитатами из текста: ( История Прокофия Мелехова (ч.1, гл.1); Утро в семье Мелеховых, На сенокосе ; сцены сватовства Григория Мелехова и Натальи, Призыв на воинскую службу и др. эпизоды).
При подготовке рекомендуем опираться на следующие вопросы:

  1. Каково настроение эпизода?

  2. С помощью каких художественных средств оно создается?

  3. Какую роль играют коллективные и индивидуальные портреты?

  4. Как изображена земля, природа, животный мир?

  5. Какое чувство испытывают казаки от общения друг с другом, с землей, животными?

  6. Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод

Каковы взаимоотношения между членами семьи(отцы и дети)? На каких принципах они строятся? Какие этические нормы лежат в их основе?

2 тема занятия: Столк­новение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

Задания:

Подготовить сообщения:

1 –История казачества и картины жизни донских казаков

2- Время изображения и события, нашедшие отражение в романе М.Шолохова

3- Анализ эпизода «Драка на мельнице и спор Штокмана с казаками»(т1, ч.2, гл.5)

4 – Расскажите об образе жизни казаков, подтвердите свой ответ цитатами из текста: ( История Прокофия Мелехова (ч.1, гл.1); Утро в семье Мелеховых, На сенокосе ; сцены сватовства Григория Мелехова и Натальи, Призыв на воинскую службу и др. эпизоды). При подготовке рекомендуем опираться на следующие вопросы:

  1. Каково настроение эпизода?

  2. С помощью каких художественных средств оно создается?

  3. Какую роль играют коллективные и индивидуальные портреты?

  4. Как изображена земля, природа, животный мир?

  5. Какое чувство испытывают казаки от общения друг с другом, с землей, животными?

  6. Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод

  7. Каковы взаимоотношения между членами семьи(отцы и дети)? На каких принципах они строятся? Какие этические нормы лежат в их основе?

Вывод:

Долгое время гражданская война была окутана ореолом подвига, романтики. Вспомним «Гренаду» Светлова, «Там вдали, за рекой...», «комиссаров в пыльных шлемах».

Был, конечно, и Бабель, и Артем Веселый, но их правда широкий доступ к читателю получила много позже.

Борис Васильев писал об этом так: «В гражданской войне нет правых в виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные — мы все, весь народ, вся Россия».

Шолохов — один из тех, кто заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия. Высокий уровень правды о гражданской войне поддерживается большой работой автора с архивами, с мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Шолохов рисует развращенный революцией мир, часто используя прием рассказа-предварения (конец 1 гл. 5 части). Сущность событий романа трагедийна, они захватывают судьбы огромных слоев населения (В «Тихом Доне» более 700 персонажей).
-Найдите и проанализируйте эпизоды:

Сцена расправы над чернецовцами (Т. 2, часть 5, глава 12-13)

— Как изображены в этой сцене Подтелков и Чернецов?

— Какие детали с наибольшей наглядностью выражают их внутреннее состояние?

— Чем мотивированно поведение этих героев?

— Для чего включены в эпизод детали портретов казнимых офицеров?

— Как изображение «врагов» связано с поступком Мелехова?

— Какой смысл вкладывает Минаев в свою фразу, завершающую эпизод?

— Что переживает Григорий после этих трагических событий?
Эпизод «Казнь Подтелкова и его отряда» — книга вторая, ч. 5, гл. 30).

Расказачивание сопровождается массовым террором, который вызывает ответную жестокость. «Народ стравили», — думает Григорий о происходящем.

— Как воспринимает Григорий казнь Подтелкова?

— Почему он уходит с площади?

— В чем сходство этой сцены с эпизодом расстрела пленных под Глубокой?

— В чем смысл такого «зеркального отражения»?

Переходим анализу последнего эпизода второй книги.

— В чем символический смысл этого эпизода?

— Финал какого произведения вы могли сопоставить с этим эпизодом?
Заключение:

(Выпишите в тетрадь ответы на вопросы):

1.Как относились к книге Шолохова большевики и Сталин?

2. К кому обращен роман Шолохова?

3. Что противопоставляет Шолохов жестокости классовой борьбы?

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война».

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

В. Кожинов пишет о том, что «Тихий Дон» чаще всего пытались истолковать как воссоздание смертельной битвы красных и белых. Шолохов обвинялся в белогвардейщине. Ягода подписал указ о расстреле казака Харлампия Ермакова — главного реального прототипа Григория Мелехова. Третью книгу «Тихого Дона», посвященную Верхнедонскому восстанию казаков в 1919 году, отказывались публиковать: жалеть «реакционеров» как живую часть единого народа, жалеть их семьи, их детей не полагалось.

Шолохов встречался и беседовал со Сталиным, который требовал «ужесточить» образ Корнилова, обвинял Шолохова в сочувствии белогвардейцам. Правда, Сталин согласился с писателем в том, что «изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас» (изображение разгрома белогвардейцев на Дону и Кубани).

Шолохову пытались рекомендовать «перевоспитать», «перековать» Григория Мелехова в большевика, свести его с пролетариатом, как «перевоспитал» своего героя, белого офицера Вадима Рощина Алексей Толстой в «Хождении по мукам». Автор романа «Тихий Дон» проявил стойкость и мужество, отстояв художественную и жизненную правду. Роман был закончен в 1940 году и удостоен Государственной премии.

Роман обращен не к сегодняшнему, а к вечному противостоянию, считает В. Кожинов. Извечная «битва дьявола с Богом» обостряется во время революции, представляющей собой обнажение трагедийной основы человеческой жизни. В романе предстает жестокий, чудовищный лик Революции. Причем жестокость эта показана как естественная реальность человеческой жизни в революционную эпоху.

Но совершающие страшные деяния герои «Тихого Дона» в конечном счете остаются людьми в полном смысле этого слова, людьми, способными совершать бескорыстные, благородные поступки — дьявольское все-таки не побеждает божеское.

— Что противопоставляет автор жестокости классовой борьбы, трагедии раскола народа?

(Отвергая насильственную смерть (казнь Подтелкова, Лахачева, убийство казаков — ч. 6, гл. 24), Шолохов противопоставляет ей гармонию вечного, бескрайнего мира (находим символы: березка с бурыми почками; орел, плывущий над степью; тихий Дон, ломающий льдины, разделяющий враждующих).
Домашнее задание: Прочитайте и сделайте устно анализ эпизодов с участием Григория Мелехова:

  • сцена лугового покоса (1-1-9)

  • Григорий убивает австрийского солдата (1-3-10)

  • купание коня (1-1-3)

  • осмотр коней перед призывом на воинскую службу

  • сцена с вахмистром у колодезя (1-3-2).



Тема 3: Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение

I. Слово учителя

Герои Шолохова — люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии — свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора.

Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ СЮЖЕТНЫЙ ПЛАН ИЛИ СОСТАВЬТЕ СВОЙ (можно распечатать и вклеить в тетрадь)

«Судьба Григория Мелехова»

Книга первая

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5. Сватовство и женитьба.

6. Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3—4

12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком».

13. 1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети. Желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

20. Лазарет. «К кому же прислониться?»

21. Семья. «Я — за советскую власть».

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

30. Пьянство, мысли о смерти.

31 .Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч. 7

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудивов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

40. Смерть жены.

41.Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

Часть 8

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

49. В лесу.

50. Возвращение домой.
III. Беседа(вы должны ответить на вопросы письменно в тетради)

— Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»?

— Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

— В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория?

— Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи — часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор.

Вывод(обязательно записать в тетрадь!): Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле — сильнейшее душевное движение: Моим рукам работать надо, а не воевать».) Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «дрянными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.)
«Больше всего нужно для писателя,— говорил Шолохов, — ему самому нужно, — передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

— Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер?

— Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается?
Вывод: Основная проблематика «Тихого Дона» раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной и в идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

— Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»?

— Что, на ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»?

Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия».

— Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом разве народ — это только те, кто за красных?
Домашнее задание

Дайте развернутый письменный ответ: В чем, по вашему мнению, заключается трагедия Григория Мелехова? Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?(Это СОЧИНЕНИЕ!!!!!!)
4 тема занятия: Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Вступительное слово Прочитайте информацию!!!

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история – одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова – это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.

Тема шолоховского романа – семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» – романе – люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира

- Как вы думаете, почему в романе так много женских образов?(ответьте устно)

Женские образы романа – это воплощение единства народной жизни, отражение философского осмысления гармонии мира и человека. По мнению исследователей (например, Муравьевой Н.М., Сатаровой Л.), в романе «Тихий Дон» слились воедино многочисленные реки и ручейки русского национального мироощущения, которое зародилось в древности, расцвело в классический период отечественной культуры и во многом исчерпало себя в ХХ веке. И изображение казачьих семей в романе позволяет автору отразить процесс разрушения гармонии целостного казачьего мира, существовавшей на протяжении веков, а семейная драма Мелеховых (как и Астаховых, и Кошевых) становится микромоделью трагедии, произошедшей с казачеством после революции и гражданской войны.

- Устно ответьте :Какие, на ваш взгляд, центральные женские образы? (Наталья и Аксинья).

- Устно ответьте: А какие еще женские образы есть в романе (Дарья, Дуняшка, Ильинична).
Прочитайте и проанализируйте отдельные эпизоды романа и устно ответьте на вопросы:

Вспомните основные средства создания литературного характера:

А) Портрет – это описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться. Обычно используется в эпическом роде, реже – в лирике и драматургии.

Б) Речь героя

В) Поступки героя

Г) Отзывы о герое других персонажей

Д) Предыстория героя

Е) Интерьер

Ж) Диалог; внутренняя речь героя

З) Прямая авторская характеристика.
(Ч.1, гл. 7, 14, 16, 20; ч. 2, гл.12, 20; ч. 3, гл. 19, 22; ч. 7, гл. 1; ч.8, гл.1, 9, 17)

  • К началу действия романа Аксинье 20 лет. Какая трагедия произошла с ней до замужества?

  • В какую семью попала Аксинья после замужества?

  • Прочитайте выразительно, что чувствовала Аксинья к Григорию (гл.7)

  • Зачем Аксинья ходит к бабке Дроздихе, о чем просит ее? О чем это говорит?

  • Как ведет себя Степан с Аксиньей, что вы думаете по этому поводу?

  • О чем говорят Аксинья и Григорий накануне его женитьбы? Что решает Григорий?

  • Шолохов очень поэтично описывает состояние душевных мук Аксиньи, с чем сравнивает писатель чувства оскорбленной женщины, её неутолённую страсть?

  • Прочитайте выразительно в гл 19 ч. 3 два абзаца: «Аксинья с виду стойко переносила разлуку…» и следующий: «Цедились дни…» Прокомментируйте прочитанное

  • Как встретила Аксинья пришедшую к ней Наталью? Прокомментируйте эту встречу.

  • Какие события в жизни Аксиньи предшествовали появлению в Ягодном молодого Листницкого?

  • Расскажите о неожиданном приезде Григория и о событиях, последовавших за этим

  • Выразительно прочитайте четыре абзаца ч.7 гл.1 от слов: «Потом стрельба перемежилась…» и до слов «Так в слезах и уснула…» Отчего плакала Аксинья?

  • Расскажите о последней встрече Аксиньи с Натальей (ч.7 гл. 16). О чем говорили они, обе всю жизнь любившие Григория? Кто из них вызывает ваше сочувствие?

  • Как произошло сближение Аксиньи с семьёй Мелехова?

  • Зачем Аксинья идет на кладбище?

  • Опишите обстоятельства гибели Аксиньи.


(Ч. 1, гл. 18, 22; ч.2 гл.5, 10, 18; ч.3 гл.19; ч.4 гл.5; ч.7 гл 4, 8, 16)

  • Почему Наталья согласилась выйти замуж за Григория?

  • Как отнеслись к сватовству родители Натальи?

  • Почему «безразличие оковало Григория» на венчании?

  • Прочитайте конец гл.5 ч.2. Кому вы сочувствуете больше – Григорию или Наталье? Аргументируйте ответ

  • Как отнеслись к Наталье в семье Мелеховых? Что решает Григорий?

  • Как пыталась Наталья вернуть мужа?

  • Почему Наталья хотела уйти из жизни?

  • Когда к Наталье приходит счастье?

  • Прочитайте выразительно и прокомментируйте отрывки из гл. 8 ч.7: где мы видим духовную красоту Натальи? Какой видит Наталью Григорий?

  • Какие подозрения мучили Наталью? Как случилось, что она решилась пойти к Аксинье? О чем говорят соперницы?

  • Почему из уст Натальи вырывается страшное проклятие в адрес Григория? Какую роль в понимании душевного состояния Натальи играет описание приближающейся грозы?

  • Перескажите кратко гл. 16 (ч.7) – одну из самых трагических в романе.


Подготовительная работа к составлению сопоставительной таблицы

  1. Для чего Шолохов дает читателю предысторию жизни Аксиньи? 

(рассказ о девическом горе Аксиньи и жизни ее с нелюбимым Степаном помогают понять неистовую позднюю любовь к Григорию)

  1. Отношение окружающих к Аксинье 

(например, Степан любит и ненавидит; Пантелей Прокофьевич побаивается; бабы завидуют и злорадствуют; Ильинична сначала недолюбливает, а потом они сближаются, т.к. обе любят Григория)

  1. Отношение окружающих к Наталье

(любимая дочь, любимая внучка, пришлась ко двору и Мелеховым)

  1. А кто из них самый счастливый? Можно ли вообще ставить такой вопрос?

 (У Натальи есть дом, семья, но нет любви мужа. А у Аксиньи нет ни дома, ни детей, но есть любовь Григория. Каждая счастлива и несчастна по-своему).

Работа с эпизодом УСТНО  («Встреча Натальи и Аксиньи в Ягодном»; кн. 1, ч. 3, гл. XIX)

  1. Зачем пришла Наталья к Аксинье в Ягодное? 

(Наталья пришла к Аксинье для женского разговора, пришла уговорить отдать ей Григория; «как-то внезапно созрело у Натальи решение сходить в Ягодное к Аксинье вымолить, упросить ее вернуть Григория. Ей почему-то казалось, что от Аксиньи зависит все, и упроси она ее - снова вернется Григорий и былое счастье. Она не задумывалась над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу. Толкаемая подсознательным чувством, она стремилась скорей претворить внезапное свое решение в жизнь»).

  1. Давайте посмотрим на речь Натальи. 

Обратите внимание на знаки препинания в ее репликах. Как речь характеризует состояние Натальи? (реплики: «Я к тебе, Аксинья...; Мне бы напиться...; Ты отбила у меня мужа... Отдай мне Григория!.. Ты... мне жизню сломила... Видишь, я какая...; Ты своего мужа бросила... Не шуми так...; Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?; Тоска меня пихнула»). В этом эпизоде – отчаяние Натальи (и многоточия, и восклицательный знак как последний крик)

  1. Выпишите цитаты из текста, которые характеризуют поведение Натальи:

«она остановилась, безжизненно уронив свои большие рабочие руки, сапно дыша, пыталась и не могла выпрямить изуродованную шею; обвела комнату тяжелым, негнущимся взглядом; заговорила, трудно поднимая голос; Наталья боком подошла к лавке и села, роняя голову на руки, ладонями закрывая лицо; пьяные от муки глаза; вся содрогаясь, Наталья глядела на ребенка. Сухая спазма захлестнула ей горло; она вышла на крыльцо, рыдая и качаясь; раздавленная неизъяснимой тоской»)

  1. Теперь посмотрим на речь Аксиньи. 

Какие предложения преобладают в ее речи? Почему? (практически вся речь Аксиньи состоит из восклицательных предложений (помимо вопросов Наталье), она возмущена, она ненавидит свою соперницу, она никогда не отдаст ей Григория).

  1. Поведение Аксиньи во время разговора

 (проследить по тексту: Аксинья сначала вкрадчиво спрашивает, зачем пришла Наталья, а затем начинает закипать. Автор сравнивает одну из реплик Аксиньи с первыми каплями дождя: «слова – дождевые капли на камень – точились скупо»).

  1. Обратите внимание на авторские комментарии, которые объясняют поведение Аксиньи

(«вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в сердце кровяную боль, и в то время, когда она, Аксинья, томилась в смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей»).

  1. Как данный эпизод раскрывает характер героинь? 

ВЫВОД: (Обе героини беззаветно любят Григория. («Встреча Натальи и Аксиньи в Ягодном»; Наталья пошла на унижение, чтобы вернуть любимого мужа. Аксинья ни за что не отступится от своей пусть и грешной любви). Этот вывод запишем в тетрадь.

Видим, что автор противопоставляет двух героинь. Это две разные дороги, которые, как мы знаем из содержания романа постоянно пересекаются, потому что любят одного мужчину, это две судьбы. Но в этих сильных женщинах есть и общие черты. Давайте выделим их.

ТАБЛИЦУ МОЖНО РАСПЕЧАТАТЬ И ПРИКЛЕИТЬ В ТЕТРАДЬ

Наталья

Аксинья

Портрет

Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. И опять Аксинья замечает: «…так же хороша, как и раньше, - щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?»

Красивая женщина: «…Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала круглую спину и налитые плечи…». Даже ведра с водой она носит гордо и величаво.

Отношение к Григорию

«Наталья, доверчиво и беззаветно отдавшая свое нерастраченное молодое чувство Григорию, не встретила ответного движения». Она вскоре поняла, что нелюбима, оплакивала свое «заплеванное счастье».

Вся любовь Натальи – в письме к Григорию в Ягодное.

Борьба за любовь.

«Со всей силой и страстью впервые и на всю жизнь полюбила Аксинья, замужняя женщина, соседского парня, угловатого и неловкого в ласках Григория Мелехова».

Чувство взаимное.

Борьба за любовь.

Женщина-мать

Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье (внутренний монолог).

Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям Григория и Натальи.

Смерть

Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет.

Любовь погубила Наталью.

Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.

Любовь к Григорию погубила и Аксинью.

-Так почему же автор изобразил необходимость обеих женщин в жизни Григория Мелехова? (У обеих были те черты, которые были у его матери).

Вывод: несмотря на полярность этих двух героинь можно выделить и общие черты, которые помогают нам глубже понять Наталью и Аксинью, проследить авторский замысел.


Второстепенные женские образы эпопеи (можно распечатать и приклеить)

Персонаж

Кто эта женщина?

Основные черты

Что символизирует

Для чего нужна?

Елизавета Мохова

 

Дочь купца

Взбалмошность

Злословие

Грубость

Избалованность

Гордыня

Страстность

Распутство

Утрата связи с корнями

Реализм (если бы не было таких образов как Лизавета, творение было бы его лишено)

Василиса Ильинична

Мать Григория

Доброта

Отзывчивость

Любовь к своей семье

Мудрость

Женственность

Трудолюбие

Стержень женской силы

Гордость

Стать

Символ сильной матери, что не приемлет войны и более всего желает своим детям счастья

Хозяйка семьи

Настоящая казачка

Анна Погудка

 

Большевичка, революционерка

Смелость

Доблесть

Трудолюбие

Отвага

Верность своим идеалам

Упорство

Анна – удачный симбиоз девичьей красоты, что способна умилять, с образом воина.

Символ борьбы за интересы народа

Ольга Горчакова

 

Жена Листницкого и причина его смерти

Игривость

Ветреность

Некая наигранность

Как и Лизавета, ассоциируется с распутством

Нужна для описания судьбы одного из героев

- Как вы думаете, какой главный женский образ у мужчин?

Многие мужчины утверждают, что их жены воплощают в себе все лучшее, что есть в характере и внешности их матери. Большинство мужчин испытывает чувство благодарности к женщинам, которые произвели их на свет и научили ощущать себя личностью. Именно поэтому, когда они начинают присматривать себе жен, они ищут девушек, которые бы стали такими же добрыми, веселыми, заботливыми, хозяйственными как их мать.

- Как относится Григорий Мелехов к своей матери?

С любовью и уважением. Он жалеет ее, ведь она считается стержнем добра, любви и порядка в доме.

Вывод ЗАПИШИТЕ: Смелые и гордые, честные и отчаянные в борьбе за свою любовь, семью и счастье пусть даже ценой собственной жизни – именно такими изображены образы женщин в романе.
Тема 5:

1)Язык романа М.Шолохова.

2)Картины природы и их роль в романе «Тихий Дон».

3)Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова.

4) Многоплановость повествования в романе М.Шолохова.
Задание:

- Подготовьте письменное сообщение по одной любой из предложенных выше тем. В ответе опирайтесь на текст произведения, анализируя необходимые эпизоды
При подготовке рекомендуем опираться на следующие вопросы:

  • Каково настроение эпизода?

  • С помощью каких художественных средств оно создается?

  • Какую роль играют коллективные и индивидуальные портреты?

  • Как изображена земля, природа, животный мир?

  • Какое чувство испытывают казаки от общения друг с другом, с землей, животными?

  • Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод

  • Каковы взаимоотношения между членами семьи (отцы и дети)? На каких принципах они строятся? Какие этические нормы лежат в их основе?


написать администратору сайта