Главная страница
Навигация по странице:

  • СОДЕРЖАНИЕ «Не просто пособие...» 4 Часть перваяАЗБУКА 6

  • Часть втораяТЕХНИКА 33

  • Часть третьяПРАКТИКА 74

  • Часть четвертаяУЧЕБНЫЙ КЛАСС 115

  • В. ПЛУЧЕК

  • Мочалов Композиция сценического пространства. Уроки пантомимы и четвертая стена 27 Часть вторая техника 33 Вопрос об авторстве 33 Мизансцены толпы 37


    Скачать 1.38 Mb.
    НазваниеУроки пантомимы и четвертая стена 27 Часть вторая техника 33 Вопрос об авторстве 33 Мизансцены толпы 37
    АнкорМочалов Композиция сценического пространства.doc
    Дата11.09.2018
    Размер1.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМочалов Композиция сценического пространства.doc
    ТипУрок
    #24416
    страница1 из 35
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

    Юрий Мочалов

    Композиция сценического пространства

    Отсканировано и приведено в должный вид Александром Свечниковым.

    23.03.2005 г. Улан-Удэ ул. Димитрова 2 МХТ

    По всем вопросам обращаться: chita@buryatia.ru
    СОДЕРЖАНИЕ

    «Не просто пособие...» 4

    Часть первая
    АЗБУКА 6


    Слово режиссер и слово мизансцена 6

    Азимут простейшей мизансцены 8

    Ракурсы 11

    Игра в ассоциации 15

    Зрительный и звуковой ряд 23

    Время — пространство — ритм 25

    Уроки пантомимы и четвертая стена 27

    Часть вторая
    ТЕХНИКА 33


    Вопрос об авторстве 33

    Мизансцены толпы 37

    Мизансцены монолога 45

    Общий рисунок и индивидуальная пластика 50

    Хороша ли эта мизансцена? 57

    Две формулы Брехта 63

    Где лежит прием? 66

    Часть третья
    ПРАКТИКА 74


    Сбор меда 74

    Декорация и мизансцена 78

    Посценник 80

    Импровизация или моделирование? 81

    У макета 83

    Время и самораспределение 85

    Все ли готово к завтрашней репетиции? 88

    Рассказ или показ? 91

    Кто кого? 93

    Режиссер как рисовальщик 96

    Синтезирование 96

    Перевал 99

    Мизансцена и свет 105

    Теория дозревания 106

    Пластическая гигиена спектакля 108

    Заметки о сценической культуре 110

    Часть четвертая
    УЧЕБНЫЙ КЛАСС 115


    Несколько предварительных замечаний 115

    Мизансцены монолога 130

    Ограничительная графика 132

    Косвенное общение 134

    «Не просто пособие...»



    Есть книги, которые рождаются, как деревья в лесу среди бесчисленного множества себе подобных. Другие же можно уподобить деревьям, выросшим в самых неожиданных местах — среди равнины, в сухой долине, на скале. Я говорю о немного­численных произведениях, выходящих за последнее время, посвященных технологии нашего дела. Своеобразие каждой из таких теоретических работ обусловливает незащищенность их от всевозможных критических ветров. Потому мы, практики театра, должны с особенным вниманием и бережливостью от­носиться к этим малочисленным явлениям театральной лите­ратуры.

    Автор настоящей книги ставит перед собой очень трудную задачу: выявить и сформулировать некоторые законы режис­серского письма, определить и обозначить целый ряд секретов временно-пространственной организации спектакля. Не все формулировки можно принять как бесспорные, но и в этом есть своя ценность. Ведь большинство положений технологии нашего труда балансирует на грани науки и искусства, не толь­ко имеет право на субъективный момент, но непременно предполагает его. Этого не следует бояться. Наоборот, куда менее выгодной оказалась бы попытка автора стать на позицию чисто­го объективизма. Хорошая книга по режиссуре — это прежде всего постанализ собственного режиссерского пути.

    Основная цель первых глав — привлечь внимание читате­ля, будь то режиссер или актер, к основным элементам режис­серского языка. Вряд ли тот, кто не задумывался раньше над вопросами графических закономерностей режиссерского ри­сунка, останется безразличен после прочтения книги ко всему тому, чему не придавал раньше значения.

    После чрезвычайно краткого исследования природы возник­новения двух столь родственных между собой терминов режис­сер и мизансцена в книге следует рассмотрение закономерно­стей простейшей мизансцены, ракурсов, сценического рельефа и т. д. Как часто мы видим, что лучшие намерения режиссера, его мысли и чувства тонут в случайной, невыразительной ком­позиции, однообразии ритмов, временных и пространственных, в случайности решении.

    Изучение мизансцены начинается с самого простого — с оси мизансценической композиции, возможностей одинокой фигу­ры на сцене, вдумчивого отношения к симметричным и асим­метричным композициям в правой и левой стороне сцены, рас­смотрения фигур в различных ракурсах в статике и динамике. Верно, что рассмотрение техники простейшей мизансцены предпринимается поначалу с точки зрения классической компо­зиции, без поправки на композиционные смещения и парадоксальные решения. Именно классическая композиция в про­стейшем ее виде делает возможным такой ясный, доступный любому читателю разговор о столь непростом предмете.

    Достойно внимания подробное изучение свойств мизансце­ны методом ассоциаций, рассуждение о сценической орфогра­фии и пунктуации, о мизансценической прозе и стихосложе­нии, о явлении рифмы в мизансцене.

    Внимание читателя привлечет разговор о природе рожде­ния сценических решений, сценического приема, так же как и аргументированное заявление о том, что режиссура в наш век перешла из иптерпретаторских профессий в разряд профессий авторских.

    Особо хочется отметить главу «Мизансцены толпы», посвя­щенную массовым сценам, технологии которых многие моло­дые режиссеры уделяют крайне мало внимания. Хорошо, что техника построения народной сцены исследуется на живых примерах.

    Автором своевременно ставится вопрос о синтетическом под­ходе к творческому процессу, верно подмечается одна из бо­лезней, которыми страдает наша технология,— чрезмерная аналитичность в ущерб синтезу, неумение на каждом этапе работы добиваться органического слияния творческой при­роды режиссера и артиста.

    На современном этапе вопросам повышения профессиональ­ного мастерства придается огромное, всестороннее внимание. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Бреж­нев, говоря о задачах, стоящих перед работниками идеологи­ческого фронта, отмечал: «В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро воз­растает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стреми­тельном потоке научной и политической информации»1.

    Предлагаемая читателю книга призвана в известной мере содействовать расширению профессиональных знаний и навы­ков, она дает весьма надежные ориентиры в сравнительно уз­кой, но существенно необходимой сфере театральной практики, руководствуясь которыми будущий специалист в дальнейшем будет пополнять и углублять свой арсенал профессионально-технических средств и культуру постановочной работы.

    Все, что пишется по поводу технологии нашей профессии людьми, ушедшими от режиссуры или никогда ею не занимав­шимися, несравнимо с тем, чем может поделиться режиссер действующий, режиссер, каждодневно причастный к пульсу театрального производства сегодняшнего дня.
    В. ПЛУЧЕК,

    народный артист СССР,

    главный режиссер

    Московского театра сатиры
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта