Вопросы
| Ответы
|
Как мы впервые сталкиваемся с главным героем?
| Неизвестный, появившийся на балконе у Ивана Бездомного, спускается в палату. Как и Иван, он одет в больничное. Это «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».
Он рассказывает, что стащил у сиделки связку ключей – и теперь может, открывая ими решётки на окнах, навещать соседей. Может даже и удрать отсюда – но некуда…
|
Каков портрет Мастера?
| «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Этот булгаковский персонаж обладает слабым характером, неспособным бороться с жизненными обстоятельствами. Он не способен защитить ни себя самого, ни свою любимую.
|
Кем является Мастер для Булгакова?
| В каком-то смысле Мастер является двойником самого Булгакова. Ведь писатель тоже сжёг первую редакцию своего романа, понимая, что опубликовать роман, как тогда всем казалось, «сомнительной тематики», не представлялось возможным в СССР.
|
Почему Мастер, имея ключи, не убежал из клиники?
| В Москве 30-х годов было лишь одно заведение, где люди могли оставаться самими собою, — это клиника профессора Стравинского, дом для душевнобольных. Ему некуда идти: нет цели. Роман дописан, не оценен, он умер в душе. Парадокс времени, но только здесь Мастер мог чувствовать себя свободным.
|
О чём попросил Мастер Ивана Бездомного? Почему?
| Не писать больше стихов "– А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван. – Ужасно не нравятся. – А вы какие читали? – Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель. – А как же вы говорите? – Ну, что ж тут такого, – ответил гость, – как будто я других не читал? Впрочем.. . разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами? – Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван. – Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще. – Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван. "
|
Какое чувство испытывал Иван к неизвестному?
| Иван испытывал к неизвестному доверие:« Почему-то испытывая доверие к неизвестному, Иван, первоначально запинаясь и робея, а потом осмелев, начал рассказывать вчерашнюю историю на Патриарших прудах.»
|
Почему Мастер пришёл в восторг от рассказа Бездомного о
случившемся на Патриарших прудах, о Понтии Пилате?
| «Почему-то испытывая доверие к неизвестному, Иван, первоначально запинаясь и робея, а потом осмелев, начал рассказывать вчерашнюю историю на Патриарших прудах. Да, благодарного слушателя получил Иван Николаевич в лице таинственного похитителя ключей! Гость не рядил Ивана в сумасшедшие, проявил величайший интерес к рассказываемому и по мере развития этого рассказа, наконец, пришел в восторг. Он то и дело прерывал Ивана восклицаниями:
- Ну, ну! Дальше, дальше, умоляю вас. Но только, ради всего святого, не пропускайте ничего!
Иван ничего и не пропускал, ему самому было так легче рассказывать, и постепенно добрался до того момента, как Понтий Пилат в белой мантии с кровавым подбоем вышел на балкон.»
|
Как Мастер догадался, что Иван рассказывает о сатане?
| "— Лишь только вы начали его описывать, — продолжал гость, — я уже стал догадываться, с кем вы вчера имели удовольствие беседовать. И, право, я удивляюсь Берлиозу! Ну вы, конечно, человек девственный, — тут гость опять извинился, — но тот, сколько я о нем слышал, все-таки хоть что-то читал! Первые же речи этого профессора рассеяли всякие мои сомнения. Его нельзя не узнать, мой друг! Впрочем, вы.. . вы меня опять-таки извините, ведь, я не ошибаюсь, вы человек невежественный? — Бесспорно, — согласился неузнаваемый Иван. — Ну вот.. . ведь даже лицо, которое вы описывали.. . разные глаза, брови! Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали? Иван почему-то страшнейшим образом сконфузился и с пылающим лицом что-то начал бормотать про какую-то поездку в санаторию в Ялту.. . — Ну вот, ну вот.. . неудивительно! А Берлиоз, повторяю, меня поражает.. . Он человек не только начитанный, но и очень хитрый. Хотя в защиту его я должен сказать, что, конечно, Воланд может запорошить глаза и человеку похитрее. "
|
С какой реликвией не расставался Мастер?
| «он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас»- сшитую ему шапочкой маргариты.
|
Что объединяло Мастера и Ивана в тот вечер?
|
|
Как фамилия Мастера?
| «У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость, — я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.»
|
Кем был Мастер в прошлой жизни?
| «Извольте-с. История моя, действительно, не совсем обыкновенная, - начал гость.
...Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами.»
|
Были ли у Мастера знакомые, друзья?
| «Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве.»
|
Что изменило жизнь Мастера?
| Мастер выиграл деньги: «И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей.» Облигацию, - пояснил он, - мне в музее дали.
|
Где Мастер хранил драгоценную облигацию?
| На выигранные деньги Мастер снимает другую квартиру. Он бросает работу и пишет роман о Понтии Пилате: "...Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой..." "...Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате..." "...год тому назад я написал о Пилате роман...
|
Как изменилась жизнь Мастера?
| его жизнь изменилась очень кардинально. Он бросил свою работу в музее, а также маленькую и ненавистную комнатку в коммунальной квартире, которую считал дырой. В прошлом осталась и женщина, имя которой он так и не смог вспомнить. Он снял у застройщика маленькую квартирку в подвале, закупил множество книг и сел работать над романом всей его жизни. Он не был тщеславен, не думал о том, что станет известным благодаря роману, ему просто хотелось писать. И конечно же еще он встретил Маргариту.
|
Какие цветы были в руках у Маргариты?
| «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы!»
|
Что поразило Мастера в Маргарите?
| «И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»
|
Какие цветы любил Мастер?
| «Нет, я люблю цветы, только не такие, - сказал я
- А какие?
- Я розы люблю.»
|
С чем сравнивает любовь Мастер?.
| «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!»
|
Кем стала Маргарита для Мастера?
| Для Мастера Маргарита была музой, была опорой и поддержкой в жизненных трудностях, а в конце концов стала спасительницей, ведь это она вернула его к жизни и творчеству.
|
К чему ревновал Мастер свою Маргариту?
| К роману, она считала мастера гением и ей нравился роман
|
Сколько экземпляров было у романа?
| «Он был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах. И, наконец, настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь.»
|
Чем поразил Мастера мир литературы?
| «- И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась, - прошептал мастер и поник головой, и долго качалась печальная черная шапочка с желтой буквой "М". Он повел дальше свой рассказ, но тот стал несколько бессвязен. Можно было понять только одно, что тогда с гостем Ивана случилась какая-то катастрофа.
- Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда уже все кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом! - торжественно прошептал мастер и поднял руку. - Да, он чрезвычайно поразил меня, ах, как поразил!»
|
Какие вопросы задавал редактор Мастеру?
| «Вопросы, которые он мне задавал, показались мне сумасшедшими. Не говоря ничего по существу романа, он спрашивал меня о том, кто я таков и откуда я взялся, давно ли пишу и почему обо мне ничего не было слышно раньше, и даже задал, с моей точки зрения, совсем идиотский вопрос: кто это меня надоумил сочинить роман на такую странную тему?»
|
Как называлась статья в газете, направленная против Мастера?
|
«По словам его, прошло не более двух дней, как в другой газете появилась статья критика Аримана, которая называлась "Враг под крылом редактора"
|
Какое слово в этих статьях особенно возмутило Мастера?
| «в которой говорилось, что Иванов гость, пользуясь беспечностью и невежеством редактора, сделал попытку протащить в печать апологию Иисуса Христа. — А, помню, помню! — вскричал Иван. ... Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон. Мне все казалось, — и я не мог от этого отделаться, — что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим. А затем, представьте себе, наступила третья стадия — страха»
|
Что хотела сделать Маргарита с Латунским?
| Маргарита решает наведаться в гости к ненавистному критику Латунскому. И
Она устраивает погром в квартире критика Латунского. Разрушая дом Латунского, Маргарита мстит тому, кто разрушил ее жизнь, жизнь Мастера, тому, кто претендует на право вмешиваться в чужое сознание, жизнь, творчество.
|
Чем заболел Мастер?
| Мастер сходит с ума от переживаний из-за романа. Он начинает бояться темноты, трамваев и других вещей: "...и я боюсь. Я болен. Мне страшно..." "...Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания..." "...Я стал человеком, который уже не владеет собой..." "...страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас...
|
Когда Мастер сжёг свой роман?
| Но Мастер не стал одержимым лишь женщиной, он Мастер - писатель.
И то, что его роман не поняли, не приняли, при этом сокрушив критикой и перекрыванием кислорода для публикаций везде попутно и самого Мастера как писателя и создателя, далось последнему невыносимо тяжело.
В одно из свиданий в Маргаритой он просто бросил в огонь часть себя с этой рукописью. Потому что не смог, не вынес практически что травли. Он вообще ожидал ареста себя за это произведение.
Хотел освободиться от тяготы, страха, что пришли к нему вместе с романом и отказом от его издания.
А еще через этот поступок Булгаков показывает нам, что Маргарита, которой тоже было трудно, и больно, на том же балу, выдержала все до конца, не отказалась и не ушла, не сдалась. Тогда как Мастер свой роман сжег, отказавшись от него. Он сдался.
|
Что последнее помнит Мастер из той жизни?
| «И вот, последнее, что я помню в моей жизни, это - полоску света из моей передней, и в этой полосе света развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза. Еще помню черный силуэт на пороге наружной двери и белый сверток.»
|
Что обещала Маргарита, уходя?
| «я тебя вылечу» «Она страшно оживилась, припала ко мне, обвивая мою шею, и сказала:
- Я погибаю вместе с тобою. Утром я буду у тебя.»
|
«В половине января, ночью, в том же самом пальто, но с оборванными
пуговицами, я жался от холода в моём дворике. Впереди меня были
закрытые шторами мои оконца. Я припал к первому из них и …» Кто
был в доме?
| «Это все, что я расслышал. Но разглядеть ничего не мог. Постояв немного, я вышел за калитку в переулок. В нем играла метель»
В бывшей квартире Мастера поселился Бегемот и Коровьев
|
Почему Мастер не дал знать о себе Маргарите?
| «Но вы, очевидно, не понимаете меня? Или, вернее, я утратил бывшую у меня некогда способность описывать что-нибудь. Мне, впрочем, ее не очень жаль, так как она мне не пригодится больше. Перед нею, - гость благоговейно посмотрел во тьму ночи, - легло бы письмо из сумасшедшего дома. Разве можно посылать письма, имея такой адрес? Душевнобольной? Вы шутите, мой друг! Нет, сделать ее несчастной? На это я не способен.»
|
Какую надежду питал Мастер?
| «Впрочем, у меня есть надежда, что она забыла меня!»
|
Как Мастер попал в клинику?
| «Я знал, что эта клиника уже открылась, и через весь город пешком пошел в нее. Безумие! За городом я, наверно, замерз бы, но меня спасла случайность. Что-то сломалось в грузовике, я подошел к шоферу, это было километрах в четырех за заставой, и, к моему удивлению, он сжалился надо мной. Машина шла сюда. И он повез меня. Я отделался тем, что отморозил пальцы на левой ноге. Но это вылечили.»
|
Как долго Мастер лежал в клинике?
| « И вот четвертый месяц я здесь. И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо.»
|
О чём мечтал Мастер?
| «Я вот, например, хотел объехать весь земной шар. Ну, что же, оказывается, это не суждено. Я вижу только незначительный кусок этого шара. Думаю, что это не самое лучшее, что есть на нем, но, повторяю, это не так уж худо. Вот лето идет к нам, на балконе завьется плющ, как обещает Прасковья Федоровна.»
|
Что происходило с Маргаритой после исчезновения Мастера?
| Несчастная Маргарита разыскивает Мастера повсюду, но безуспешно. Женщина глубоко страдает от разлуки с возлюбленным: "...Вы порядочно постарели от горя за последние полгода..."
|
Кого встретила Маргарита в Александровском саду?
| Маргарита встречает Азазелло
|
Что предложил Азазелло Маргарите?
| «Я приглашаю вас к иностранцу совершенно безопасному»
|
Какие свойства крема открыла Маргарита?
| Маргарита открыла коробочку и увидела в ней жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула еще раз и бурно расхохоталась. Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась. На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы. "
|
Кому успела отомстить Маргарита?
| Маргарита отомстила одному из критиков Мастера, Латунскому, который особенно порицал роман Мастера в своей рецензии. Она устроила погром в квартире критика во время полёта над Москвой
|
Какую награду попросила Маргарита у Воланда за свою услугу?
|
|
Как Маргарита объяснила свою просьбу?
|
|
О чём попросила Маргарита второй раз?
|
|
Почему Маргарита настаивает на том, что её любовника зовут
Мастером?
| — А скажите, почему Маргарита вас называет мастером? — спросил Воланд. Тот усмехнулся и сказал: — Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал
|
Чему посвятил себя Мастер?
|
|
Почему роман заинтересовал Воланда? Почему Мастер пишет роман о
столь далёкой эпохе?
|
|
Какова судьба романа Мастера?
| Сатана Воланд помогает Мастеру обрести покой. Он переселяет Мастера и Маргариту в иной мир - в место, где героев ждет вечный покой:
"...А, понимаю, – сказал мастер, озираясь, – вы нас убили, мы мертвы..."
"...Скончался сосед ваш сейчас, – прошептала Прасковья Федоровна..." (о Мастере)
"...сейчас в городе еще скончался один человек. Я даже знаю, кто, – тут Иванушка таинственно улыбнулся, – это женщина...
|
Верит Мастер в то, что перед ним дьявол?
|
|