Главная страница

Российская Федерация как правовое государство. РФ как правовое государство. Российская Федерация как правовое государство Содержание


Скачать 228.5 Kb.
НазваниеРоссийская Федерация как правовое государство Содержание
АнкорРоссийская Федерация как правовое государство
Дата02.09.2022
Размер228.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРФ как правовое государство.doc
ТипРеферат
#659939
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6

1.2 Проблемы практической реализации принципов правового государства


В истории философской и политической мысли высказывались и развивались различные идеи о предопределенности государства и его деятельности различными явлениями, силами, обусловливающими право: Богом, законами природы, естественным правом, обычным правом, «духом» народа или нации и т. д. Данное многообразие предопределяет особую важность вопроса о правопонимании, что становится краеугольным при осмыслении концепции правового государства. При этом концепция естественного права, начиная с XVIII века, претендовала на мировое первенство среди такого рода идей, закладывающих, в частности, основы правопонимания. Поэтому именно доктрина естественного права, начиная с указанного периода, считалась одним из основных признаков правового государства. Не случайно один из ведущих западноевропейских исследователей современности обращает особое внимание на роль естественно-правовых учений в становлении «небывало широкого, специализированного и точного правового порядка, без которого немыслима высокоразвитая техническая цивилизация»1. Но так ли это на самом деле? Рассматривая концепцию естественного права, невозможно обойти стороной тот факт, что ее представители в первую очередь акцентируют внимание на понятиях «права» или «свободы», совокупность которых признается естественным достоянием человека по факту рождения. Замечательно, что примат человеческой личности над всем в доктрине естественно- го права, носящий очевидно антирелигиозный характер, неизбежно приводит к попыткам построения «земного рая», т. е. некоего идеального политического общества, где между личностью и обществом может установиться полная гармония, что фактически не реализуемо. При этом нельзя не отметить ту специфическую черту, что доказывание нравственного достоинства личности основывается исключительно на рациональных началах и проявляется в стремлении философского исследования основ права2.

Обозначенный момент, т. е. требования рационального осмысления и рационального «оправдания» права как характерная черта либерального правосознания является объективной предпосылкой обоснования принципа индивидуализма, который противоречит построению любой формы человеческого общежития (в том числе, государства). Проявления этой особенности естественно-правовой доктрины сводятся к тому, что именно право в его нормативном выражении является единственно верным способом регулирования социально-политических отношений и гарантией осуществления прав человека, т. е. принцип верховенства права обеспечивает принцип осуществления естественных прав человека. В данном случае концепция правового государства ставится на службу доктрине прав человека, выступая более в качестве вспомогательного инструмента ее господства. Но на самом деле понятие правового государства на- много шире, его нельзя сводить к какой-то конкретной доктрине или идеологии, поскольку нельзя не учитывать многоплановость правопонимания в истории мысли и неоднозначность осмысления природы и эволюции государственности. Сущность правового государства весьма противоречива. Она состоит из набора признаков, чья реализация вызывает обоснованное сомнение у целого ряда авторов. Это и разделение властей, и народный суверенитет, верховенство права, признание приоритета естественных прав человека, гражданское общество. Например, воплощение в жизнь такого базового признака правового государства как разделение властей вызывает сомнение. Буквальный смысл данной концепции Ш. Монтескье говорит о том, что власть делится на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом данные ветви власти взаимодействуют между собой, опираясь на принцип сдержек и противовесов, с одной стороны, и принцип взаимодействия, с другой1. Однако практика применения данного принципа в различных странах показала, что в государстве происходит деление не власти как таковой, а функций государственного аппарата.

То есть современное понимание концепции разделения властей заключается в том, что делится не сама власть, которая по природе едина и неделима, а разделяются функции власти в соответствующих сферах2. Далее можно рассмотреть принцип народного суверенитета, который утверждает, что это будто бы единственная возможность достижения состояния общественного единства и гармонии. Учение о нем впервые наиболее полно нашло свое отражение в «Общественном договоре» Ж. Ж. Руссо, однако многие попытки применить его на практике закончились признанием несостоятельности основных выводов мыслителя. Например, первоначальное признание несостоятельности принципа народного суверенитета обосновывалось в философско-правовой литературе тем соображением, что личная свобода человека противопоставляется всем остальным элементам государства, что представляет вообще угрозу его существования. Данную идею высказывал, в частности, известный либеральный мыслитель И. Бентам, который считал, что тезис о законе как выражении воли народа последовательно приводит к анархизму и уничтожению любого государства1. В современной литературе народный суверенитет понимается как власть народа, которую он ни с кем не делит, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил и использует ее исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим и имеет только один субъект – народ, который может осуществлять свою власть в форме представительной и непосредственной демократии2. То есть дается понимание народного суверенитета в том виде, в каком его сформулировал Руссо за исключением одного. Ж. Ж. Руссо весьма скептически относился к практике деятельности английского парламента и в целом к идее представительной демократии, поскольку считал, что единая народная воля должна прийти к своему господству через непосредственную демократию. Иначе на этот вопрос смотрели последователи Руссо, политические вожди Французской революции.

В мировой практике совершенно не популярен на государственном уровне такой институт непосредственной демократии, как отзыв избранного на должность кандидата. Это реально нельзя сделать в отношении члена парламента, не говоря уже о президентской должности в дуалистических или смешанных республиках, где предусмотрена только процедура проведения импичмента, которая реально редко доводится до конца. Так что ответственности перед народом, который избирает своего представителя, тот не несет практически никакой. В этом уже заключается подмена принципа народного суверенитета чистой его декларацией, и власть в государстве может принадлежать каким угодно силам, но только не народу. При этом для обеспечения прав личности в правовом государстве должна существовать идеальная форма правления, обеспечивающая верховенство права, закона, Конституции и народное представительство во власти. На этот счет высказывались разные мнения. Так, в частности, Б. А. Кистяковский писал, обосновывая свое учение о народном представительстве: «Народ будет не только объектом власти, но и ее субъектом при условии, что руководящая функция в государстве – законодательство – соответствует народному правосознанию»1. Ученый не отрицал, что господство верховного закона – конституции – является необходимым, но не единственным условием деятельности конституционного (правового) государства, однако именно народное представительство способно обеспечить в полной мере статус народа как субъекта государственной власти. По учению Кистяковского, государственная власть в правовом государстве получается обезличен- ной, чего нет в монархических государствах, где монарх и является ее олицетворением. Один из известных разработчиков учения о народном представительстве и правовом государстве В. М. Устинов признавал первоосновой правового государства учение о господстве права и предлагал исключить из научного инструментария «учение о государственной власти как воле» и «учения о народной воле»2.

Однако, считая парламент основным органом конституционного государства, под контролем которого находятся все иные отрасли государственной деятельности, и признавая необходимым расширение круга лиц, привлекаемых к контрольным функциям, правовед приходит к выводу о необходимости введения контроля над деятельностью парламента со стороны тех лиц, в интересах которых он действует, т. е. граждан. «С течением времени все более распространяются и торжествуют начала всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, то есть именно условия, благоприятствующие более верному отражению страны в парламенте», – писал В. М. Устинов.

Таким образом, теоретическое обоснование «классических» признаков правового государства весьма противоречиво, поэтому не реализуется в полной мере на практике. При этом следует признать, что доктрина правового государства имеет весьма сложный, многовариантный идейный и концептуальный состав в зависимости еще и от правопонимания и понимания государства, поэтому может существовать целый ряд концепций правового государства. Учитывая очевидную взаимосвязь трактовок правового государства с правопониманием, можно констатировать, что основные линии исторической эволюции правопонимания закладывали основы соответствующего понимания правового государства. Идеи правового государства, как видно, имеют глубокую многовековую историю формирования. Собственно говоря, эта концепция – своеобразный синтез веками развивающихся параллельно и пересекающихся, сливающихся в одно целое идей о правовой основе деятельности государства.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта