Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Философия»

  • ФИО студента Важова Ярослава Андреевна Направление подготовки

  • Группа СОЦ-Б-0-3-2021-1 дистант Москва 2022

  • Искусство любить

  • Эрих Фромм. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Философия


    Скачать 41.75 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Философия
    Дата02.11.2022
    Размер41.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭрих Фромм.docx
    ТипДокументы
    #767331






    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Философия»


    Эрих Фромм «Искусство любить»

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Важова Ярослава Андреевна

    Направление подготовки

    Социология

    Группа

    СОЦ-Б-0-3-2021-1 дистант


    Москва 2022

    Оглавление


    Введение 3

    Искусство любить 4

    Заключение 8

    Список литературы 9


    Введение


    Эрих Фромм – немецкий социолог, философ, психоаналитик и представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Эрих Фромм родился в 1900 году в Германии. Он был единственным ребенком. Рос он в ортодоксальной семье, что без сомнений сказалась на нем и как следствие на его работах. В его работах и в частности в книге «Искусство любить» очень часто можно встретить выдержки из библии.

    Когда началась первая мировая война, ему было всего 14 лет, и хоть он не был на службе, на него это произвело огромное впечатление, он не мог осознать иррациональности действий людей в военном процессе. Ответом на такой вариант поведения людей, стали работы Фрейда и Карла Маркса. Влияние Фрейда на работы Эриха Фромма сложно недооценить, в своих работах он часто опровергает или дополняет картину психоанализа Фрейда своими комментариями, будто создавая надстройку теории.

    В отличии от Фрейда или Юнга, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию, ему присвоили степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922 году.

    В 1945 году Фромм стал сотрудником Института психиатрии имени Уильяма Алансона Уайта. В дальнейшем он читал свои лекции во многих университетах США и занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико.

    В данной работе я буду разбирать одну из его работ, книгу «Искусство любить» 1956 года. Это одна из самых известных работ Эриха Фромма, посвящённая непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы простого чувства, как любовь. Действительно ли любовь искусство и что является главной проблемой любви?

    Искусство любить

    Любая теория любви должна начинаться с теории человека и человеческого существа. Конечно, мы обнаруживаем у животных эквивалент человеческой любви, своеобразная привязанность в ее реликтовой форме. Поскольку человек одарён разумом, т.е. является сознающей себя жизнью, он способен осознать самого себя, своих ближних, своё прошлое и возможности своего будущего. Человек осознаёт краткость своего существования, осознаёт себя, как отдельное существо, причём существо, которое было рождено не по своей воле и умрёт вопреки своей воле. Осознание того, что он может умереть раньше тех, кого он любит, или они раньше него, не только усиливает осознание собственной беспомощности перед силами природы, собственного одиночества и отделённости, оно превращает его отчуждённое, разобщённое с другими существование невыносимой тюрьмой. Если бы человек не мог освободиться из этой тюрьмы, то он непременно сошёл бы с ума, и единственная возможность покинуть тюрьму человек видит в той или иной форме объединения с другими людьми и тем самым с окружающим миром.

    Переживание человеком отделённости от других и от мира является причиной возникновения тревоги, стыда и чувства вины. По мнению Фромма, именно это переживание вины и стыда при осознании своей отделённости находит отражение в библейском рассказе об Адаме и Еве. С того момента, когда мужчина и женщина начали осознавать самих себя и друг друга, они пришли и к осознанию своей отделённости в своём различии из-за принадлежности к разным полам.

    «Осознание человеческой отделённости без воссоединения в любви - это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги». Вопрос преодоления отделённости и достижения единства, поиск выхода за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обретение единения с окружающим миром - именно это волновало человека на протяжении всей истории человеческого общества, во все времена и во всех культурах.

    В разные времена разные народы избирали один из возможных путей достижения этой цели, который составляют все виды оргиастических состояний. Дело в том, что в трансовом состоянии экзальтации внешний мир перестаёт существовать, а, следовательно, исчезает и чувство отделённости от этого мира. В неоргиастической культуре индивид выбирает в качестве форм достижения своей цели алкоголизм и наркомания.

    Автор описывает также и прямо противоположный оргиастическим состояниям путь достижения всё той же цели, а именно, единство, которое основывается на приспособлении к определённой группе, её обычаям, верованиям и практике. Этот путь наиболее часто избирался людьми в качестве решения в прошлом, очень часто его можно обнаружить и в настоящее время. Подобное достижение единства осуществляется, как правило, за счёт утраты самого себя, своей индивидуальности. Цель человека на данном пути - слиться со стадом. Достигнутое путём приспособления не бывает ни сильным, ни бурным. «Оно осуществляется тихо, диктуется шаблонами и именно по этой причине часто оказывается недостаточным для усмирения тревоги одиночества». Среди достоинств стадного конформизма Фромм отмечает его стабильный характер.

    Третий путь достижения единства автор видит в творческой деятельности. Независимо от вида творческой работы творческий человек делает попытку объединить себя со своим материалом, который в данном случае презентирует внешний мир. «… Во всех видах творческой деятельности творец и его предмет становятся чем-то единым, в процессе творения человек объединяет себя с миром». Однако Фромм оговаривает, что данное утверждение справедливо только для созидательного труда, в то время как в современном рабочем процессе от этого объединяющего свойства труда осталось чрезвычайно мало. Только в том случае, когда человек сам планирует, производит и видит результат своего творчества, он приходит к единству с миром.

    Однако, всё это лишь частичные ответы на проблему существования. Полный ответ Фромм видит только в межличностном слиянии, в единении с другим человеком, в любви. По Фромму, наиболее мощным стремлением человека является желание межличностного слияния. Именно это желание является той силой, «которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества». Рассматривая любовь как зрелый ответ на проблему существования, Фромм пишет и незрелые формы любви, которые он объединяет под названием симбиотических союзов.

    Пытаясь найти ответ на вопрос, что же один человек может дать другому, Эрих Фромм, пишет, что вопрос этот касается самой важной сферы давания, а именно, специфически человеческой сферы. Один человек даёт другому самого себя, то есть самое драгоценное из того, что имеет, он даёт свою жизнь. Однако это не обязательно должно означать, что он жертвует свою жизнь другому человеку. «Он даёт ему то, что есть в нём живого, он даёт свою радость, свой интерес, своё понимание, своё знание, свой юмор, свою печаль - все переживания и все проявления того, что есть в нём живого». Автор отмечает и то, что один акт давания порождает другой, так как давание вызывает в другом человека также стремление стать дающим.

    Любовь предполагает активную заинтересованность в жизни и развитии того, кого мы любим. Забота и заинтересованность приводят нас к другому аспекту любви: к ответственности. В настоящее время под ответственностью понимается, как правило, нечто налагаемое извне, какая-то навязанная обязанность. Однако ответственность в её истинном смысле это от начала и до конца добровольный акт. Фромм указывает на опасность вырождения ответственности в желание превосходства и господства при отсутствии такого компонента зрелой любви как уважение. Под уважением ни к коем случае не следует понимать страх или благоговение. Уважение представляет собой нечто совершенно другое, а именно, «способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой рас и развивался таким, каков он есть».

    Любовь - это другой путь познания тайны человека. Представляя собой активное проникновение в другого человека, любовь удовлетворяет наше желание познания благодаря единению. «В акте любви, отдавания себя, я открываю нас обоих, я открываю человека».

    Заключение

    Тема любви к человеку оказалась в центре социально-философской концепции Эриха Фромма. Он рано посчитал необходимым сделать теоретический анализ проблемы любви. Так, уже в 20-ых годах Фромм обнаружил и сформулировал различие между материнской и отцовской любовью к ребёнку.

    Эрих Фромм приходит к выводу о необходимости изменения и человека и общества, утверждая, что без нового человека невозможно новое общество. «Основой будущего общества может быть лишь человек, способный интегрировать в себе любовь к людям и готовность отказаться от всех форм обладания ради подлинного бытия, понимаемого как способность жить без идолопоклонства и всегда быть внимательным к людям; потребность дарить людям свою любовь и солидарность, а также ощущать тепло и сочувствие своего окружения; вера в собственные силы, стремление познать самого себя, в том числе и сферу своего бессознательного; умение чувствовать своё единство со всем живым на Земле, то есть от мысли подчинить себе природу силой, желание вместо разрушения предложить ей взаимопомощь и сотрудничество».

    Список литературы


    1. Искусство любить / Эрих Фромм; [пер. с англ. А.В.Александровой]. – Моксва: Издательство АСТ, 2021.- 221, [3] с. – (Эксклюзивная классика).


    написать администратору сайта