Главная страница

НорбоевЁШ_Арт терапевтическое занятие_ИПЗ. Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании


Скачать 62.04 Kb.
НазваниеРоссийский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Арттерапевтические технологии в образовании
Дата12.05.2023
Размер62.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНорбоевЁШ_Арт терапевтическое занятие_ИПЗ.docx
ТипДокументы
#1125967






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Арт-терапевтические технологии в образовании»
Индивидуальное практическое задание выполняется в форме разработки арт-терапевтической программы, состоящей из 5 занятий.

(тема практического задания)

ФИО студента

Норбоев Ёдгорбек Шухрат оглы

Направление подготовки

Педагогическое образование

Группа

ФИТ-ПДО-Б-03.01-З-2022-А


Москва 2023
Введение
Актуальность программы

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. [1]

Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций. Возникшая таким образом индивидуальность обладает, согласно Ананьеву, особой организацией. Центральную ее область занимает внутренний мир, который включает "Я" человека, его мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Его замкнутый контур регулирует все свойства человека и выступает психологическим барьером, определяющим, по Ананьеву, избирательное отношение субъекта к различным воздействиям. Ведущей во взаимодействии является созидающая, творческая деятельность, которая реализует все великие возможности исторической природы человека. [1]

Класс как малая социальная группа влияет на личность ученика, также и ученик влияет на класс. О. А. Андриенко изучив уровень развития классного коллектива, межличностные отношения в нем и их влияние на личность ученика, пришла к выводу о том, что уровень развития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние на воспитание личности в коллективе: в классах, находящихся на высоком уровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них не выявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. А это, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных качеств обучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в себе, своих силах.

Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.

Поэтому подростку необходима помощь взрослого человека, чтобы помочь выявить и преодолеть переживания и внутриличностные конфликты, возникающие в процессе его личностного развития.

Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий. Поэтому воображение и фантазия в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, в ходе которой смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме, он лучше осознает собственные влечения и эмоции. Пионеры психотерапии детей и подростков (Д. В. Винниконт, В. Ловенфельд, А. Фрейд и другие) подчеркивали важную роль изобразительных и игровых средств в процессе оказания психологической помощи. [4] Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия имеет "инсайт-ориентированный" характер и направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их "качества", которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию коммуникативных способностей позитивно отразится на создании благоприятного эмоционального климата, что в свою очередь позволит улучшить и общие показатели учебной деятельности.

Цель программы: Развитие коммуникативных навыков, улучшение показателей групповой сплоченности, коррекция качеств личности (конфликтность) у подростков с помощью методов арт-терапии

То есть формировать компетенции в сфере межличностных отношений: уважение к сверстникам, тактичность, вежливость, эмоциональная стабильность, групповая сплоченность, групповое сотрудничество.

Задачи:

  • расширять эмоциональный опыт

  • обучать новым приёмам рисования и развивать умение экспериментировать;

  • стабилизация эмоционального состояния детей

  • снижать эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствовать

коммуникативные навыки и творческие способности;

  • воспитывать межличностное доверие и групповое сотрудничество;

  • повышение адекватности коммуникативных проявлений.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение таких параметров групповой сплоченности: взаимопомощь, уважение к личности другого, улучшению социально-психологического климата в классе.

  2. Приобретении навыков межличностного и группового общения;

  3. Создание устойчиво позитивных межличностных связей на уровне ученик -ученик и ученик – группа.

  4. Улучшение эмоционального климата в классе

Общее число занятий: 10, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1,5–2 часа.

Количество детей в группе: 7-15 человек.

Занятия проводятся после диагностического исследования

При диагностике уровня групповой сплоченности у подростков можно использовать следующие диагностические методики:

  1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. (Приложение 1)

  2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой. (Приложение 2)

  3. Оценка отношений подростка с классом (Приложение 3)

Для проведения занятий нужны различные материалы: карандаши, фломастеры, краски, кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка, бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы, нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии.

Диски с музыкой.

Психологический комментарий: данная программа не имеет жесткой структуры. Иногда ход тренинга требует изменения последовательности упражнений, исключения некоторых из них, а также добавления новых.


Тематический план занятий



Тема

Цели, задачи, назначения арт-занятия

Наименование форм работы, упражнения

Количество часов

1 Знакомство.

– Создание условий для включения личности в процесс самораскрытия; знакомство со спецификой работы в группе, со структурой занятий, установление принципов работы в группе, знакомство с каждым членом в группе.

– Побуждение личности к раскрытию на общение, раскрепощение, развитию творческого воображения.

- Позволяет осознать самих себя членом группы, почувствовать взаимодействие со своими сверстниками.

  1. Информация о тренинге знакомство со структурой занятий.

  2. Знакомство.

  3. Выработка правил группы.

  4. Упражнение “Каракули”

  5. “Метафорический Автопортрет”.

  6. Рефлексия.

2

2 «Рисуем деревья»

Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию своего эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

  1. Свободное рисование на листе бумаги.

  2. Техника “Рисуем деревья”.

  3. Рефлексия.

2

3 “ Следуй за лидером”

Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.

  1. Упражнение “Интервью”.

  2. Техника “Следуй за лидером”

  3. Рефлексия.

2


4 «Дружба»


Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

 Обучению ознавания в себе как личности таких качеств, как способность к дружбе, осознавание положительных сторон своей личности.

  1. Упражнения для настроя «Пожмите друг другу руки!»

  2. Техника «Дружба»

  3. Рефлексия

2

5 «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»



Отработка навыков невербальной коммуникации, эмоциональный подход к заданной теме, развитие креативности, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

  1. Упражнения для настроя. «Передай жест»

  2. «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

  3. Рефлексия

1,5

6 «Рисуем круги»



Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы.

  1. Упражнения для настроя «Рисунок по кругу». 

  2. Техника «Рисуем круги»

  3. Рефлексия.

2

7 “Рисуем маски…”

Создание условий для включения личности в процесс самопознания, осознания участниками своего реального и идеального Я, отношения к себе, своих сильных и слабых сторон, формирование установки на взаимопонимание, развитие навыков рефлексии, повышение самооценки.

  1. Визуализация.

  2. Техника “Рисуем маски…”

  3. Рефлексия.

Сколько человек

2


8. Арт-занятие «Опиши и нарисуй»


Создание благоприятных условий для позитивного взаимодействия между учениками,

  1. Упражнения для настроя

  2. Техника “ Опиши и нарисуй

  3. Рефлексия.

1,5

9. Занятие «Совместный коллаж»


- Тренировка в необычном способе передачи обратной связи умения не бояться высказать своё мнение своим сверстникам.

- развитие умения работать по правилам, навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать собеседника, совместно работать и договариваться для достижения единого результата.

  1. Упражнения для настроя «Пожелание»

  2. Техника «Совместный коллаж»

  3. Рефлексия.




2

10 Занятие «Коллективный арт-проект»

-развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам- активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.
- развитие способности конструктивного взаимодействия.

- активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности.

  1. Упражнения для настроя «Парное рисование»

  2. Техника «Коллективный арт-проект»

  3. Рефлексия.




2

Итого:

18,5 часов


Общие рекомендации при проведении тренинга по арт-тарапии (Лебедева Л.Д):

Оптимальное число участников арт-терапевтической группы от 3 до 15 человек. Пространство для занятий включает круг из стульев, рабочие места (парту и стул) для индивидуального творчества, а также свободную от мебели часть класса, в которой можно легко перемещаться.
Участники имеют равные права и равную ответственность за происходящее.

Структура занятий.

Первый этап. Настрой.

Начало занятия – это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники “каракули” (“каракули Винникотта”, “каракули тела”, “каляки”), техника “закрытых глаз”, “автографы”, “эстафета линий”. При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация.

Второй этап. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых (С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшает его самочувствие, стимулирует его волю к выздоровлению, помогает ему активно участвовать в лечебном процессе.

Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих.

Можно сочетать арт- и танцевально-двигательную терапию.

Третий этап. Индивидуальная изобразительная работа.

Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Принято считать, что все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты, ранние детские воспоминания, отражаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве.

Участники занятий, как правило, различаются степенью готовности к экспрессии, к контакту с психологом, к открытости в вербализации своих переживаний. Некоторые дети и взрослые пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное состояние “рисовальщика”, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения.

Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. Так, некоторые дополнительные сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик. Однако следует избегать прямолинейных аналогий и поспешных выводов. 

Четвертый этап. Активизация вербальной и невербальной коммуникации.

Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к психологу, от личных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать.
По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Пятый этап. Рефлексивный анализ

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной “взаимотерапии” в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. Участники приобретают положительный опыт общения со свкрстниками, у них закрепляются межличностные связи, постепенно корректируется эмоциональный климат в классе. 
В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого.

Правила арт-терапии.

  1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.

  2. Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

  3. Ребенок может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения. (“Включенность” детей в групповую коммуникацию во многом определяется педагогической этикой и мастерством психолога.)

  4. Ребенок имеет право просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

  5. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания!

Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность детей, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия.
Арт-терапевтическое упражнение «Каракули»
Цель: снятие напряжения, запуск внутригруппового взаимодействия.

Инвентарь: бумага формата А3, восковые мелки или масляная пастель.

Время работы: 15-20 минут.

Ход упражнения:

Ведущий предлагает участникам группы взяв бумагу и мелок любого цвета, закрыть глаза и в течение нескольких минут (ведущий может задать определенное время, например, 1-2 минуты) хаотично, стремясь не контролировать движения руки сознанием, водить мелком по бумаге. В нужный момент ведущий просит участников открыть глаза и, рассматривая полученные каракули, постараться найти в них какой-либо образ или несколько образов. Затем участники могут прорисовать эти образы, добавляя каракулям новые детали или усиливая уже имеющиеся в каракулях элементы. При этом они могут пользоваться мелками любого цвета.

            После завершения изобразительной работы происходит представление рисунков в круге с краткими авторскими комментариями (кто, что увидел и почувствовал). Участники могут при этом говорить о том, какие чувства и ассоциации вызывают у них рисунки друг друга.

            Ведущий может кратко прокомментировать процесс и результаты работы. 
Арт-терапевтическое упражнение «Метафорический автопортрет»
Цель: исследование себя и поиск собственных ресурсов.

Инвентарь:карандаши, краски, листы бумаги формата А5, релаксационная музыка.

Время работы: 25 - 30 мин.

Ход упражнения:Каждому участнику раздается по 4 бумаги формата А5,  на каждом из которых следует нарисовать только одну тему.

1‑й рисунок. Если бы я был(а) растением, то я был(а) бы таким…

2‑й рисунок. Если бы я был(а) посудой, то я был(а) бы такой…

3‑й рисунок. Если бы я был(а) оружием, я был(а) таким…

4‑й рисунок. Если бы я был(а) украшением, то я был(а) бы таким

Рисовать можно в любой последовательности. После того, как рисунки будут нарисованы, ведущий просит посмотреть на рисунки как бы со стороны и спросить себя:

– какой рисунок было рисовать наиболее сложно, а какой легко?

– какой рисунок нравится больше всего?

– хочется ли что‑то изменить?

Интерпретация рисунков:

1‑й рисунок «Растение» – обозначает право на существование.

Дерево крепкое, с прямым стволом, здоровое говорит о том, что у человека наиболее выраженное право на существование в этом мире.

Маленькое, с редкими ветвями, хилое указывает, что есть проблемы, а право на существование очень слабое.

Защищенное растение (роза, кактус) – большее право, чем у растения обычного.

Сказочное или фантастическое растение – прав на существование мало.

Если вы рисунок не нарисовали по какой‑то из причин, например, не захотели или не смогли, то отсутствие рисунка говорит о том, что у человека нарушено это право.

2‑й рисунок «Посуда» – обозначает право на свои потребности.

Если вы нарисовали посуду, которой часто пользуются, например, чашку, чайник, кастрюлю, тарелку и т. п., то ваше право ярко выражено.

Праздничная посуда – это значит, что право есть, но оно ограничено по каким‑то причинам, искажено.

Посуда, которой совсем не пользуются– это говорит о проблеме собственных потребностей как таковых.

Если вы нарисовали много посуды – вы потеряны, найдите из нее, какая же ваша? Где вы? Вас не видно…

Посуда наполненная – вы хорошо реализуете право на свои потребности.

Посуда пустая – означает, что есть проблемы на реализацию своих потребностей.

Уникальная посуда, например, из музея, с выставки или посуда, которой очень редко пользуются, – ваше право ограниченно.

3‑й рисунок «Оружие» – обозначает право на автономию.

Оружие ближнего поражения, например, сабли, шпаги, мечи и т. п. – указывают на защиту границ, когда их нарушают.

Яд – скрытность, границы не обозначены четко.

Пистолет – территориальное ощущение своей безопасности, это дальше, чем шпага на вытянутой руке.

Пушки, бомбы – большой радиус поражения, но и большое право.

4‑й рисунок «Украшение» – обозначает право быть любимым(ой).

Ценное для себя украшение, которое часто носите, например, бусы, кольцо, цепочка и т. п. – право быть любимой наиболее проявлено, и наоборот.

Отсутствие рисунка – отсутствие права, которое вы сами себе обозначили.

Для коррекции внутреннего состояния следует нарисовать новый рисунок, уже по‑другому, что‑либо изменив в нем или новый образ себя в будущем.

Резюме ведущего: только разобравшись в себе, мы сможем понимать других. Изменить других людей сложнее, легче начать с себя.

         Заполнение арт-дневников, рефлексия

Цель: развитие самоанализа, приучение к систематическому анализу проведенного времени.

Инвентарь: бланки арт-дневников (приложение 4), ручки, карандаши, фломастеры, мелки.

Время работы:15-20 мин.

Ход упражнения: В конце каждого занятия участники заполняют арт-дневники.  Назначение дневника: отработка навыков своего поведения; вербализация осознания своего психологического состояния. Ведущий на первых занятиях предлагает участникам начать вести дневник, в котором им нужно описывать то, что с ними происходило в тренинге, свои чувства, переживания, мысли. Каждому раздается бланки арт-дневников с опорными вопросами (можно свои чувства, ощущения, переживания нарисовать):

1. Что я чувствовал (а)?

2. Что было открытием для меня?

3. Я понял (а), что я…

4. Я был (а) удивлен (а), обнаружив…

5. Я испытал (а) сильную агрессию (раздражение), когда…

6. Мне было уютно при…

7. Мне было некомфортно, когда….
Надо попытаться убедить ребят в полезности ведения дневниковых записей, а также в том, что для них будет интересным в конце тренинга проследить по записям произошедшие перемены в видении себя, других членов группы, возникающих ситуаций. После заполнения каждый участник делится своими впечатлениями от занятия.

Ритуал прощания (3-5минут). Участники предлагают ритуал прощания, который будет использоваться на каждом занятии. Выбирается понравившийся всем ритуал. (Например, становимся в круг, беремся за руки и дружно говорим «До-сви-да-ни-я»).

 

2. Занятие «Рисуем деревья»

Ритуал приветствия (3-5минут):

1 этап: Настрой («разогрев»)

Цель: Активизация визуальных, звуковых, кинестетических ощущений

Время работы: 10-15 мин.

Ход упражнения:

Пространство арт-терапевтического взаимодействия следует организовать так, чтобы в помещении образовалось три условных круга: свободная от мебели территория, на которой можно двигаться, танцевать; круг из стульев (по числу присутствующих на занятии); расположенные по кругу столы для работы.

Участникам предлагают занять удобное положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, – по желанию). Ведущий дает такие инструкции: «Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить ваше состояние „здесь и сейчас“. Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения».

Вначале участникам дается инструкция к следующему этапу (индивидуальной работы с образами), чтобы не нарушить эмоциональное состояние, которое возникнет у каждого после вхождения в образ дерева в лесу: «Сейчас мы будем представлять себя деревьями. Когда музыка закончится, запомните свои ощущения, выберите себе любые карандаши и краски и нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации. Придумайте рисунку название и историю, которую ваше дерево хотело бы рассказать другим деревьям».

Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция без слов.

«А теперь закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте себя в образе дерева.

Найдите ему место среди других деревьев. Выберите в аудитории подходящее место, где дереву удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его обжигает солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Хорошо, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками-листочками».

(Это дает ведущему возможность обратить внимание на особенности внутригрупповых взаимоотношений.)

«Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом, в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества».

(Ведущему важно заметить, в каком из предложенных образов участник занятия чувствует себя комфортнее и увереннее.)
Индивидуальная работа.

Цель: Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию своего эмоционального состояния, переживаний, личных проблем.

Материалы: масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, бумага формата А 4, большой лист ватмана (лучше в форме круга или эллипса); аудиозаписи музыкальных композиций и проигрыватель.

2 этап: Индивидуальная работа.
Каждый участник занимает место за рабочим столом и рисует возникшие у него образы и ассоциации, обдумывает их и сочиняет историю своего дерева.
3 этап: Вербализация.

Участники пересаживаются в круг, составленный из стульев, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно их рассмотреть. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно его расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа, но не следует настаивать на этом.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, ведущий и другие члены группы могут дополнительно задавать косвенные вопросы:

1. Где твоему дереву хотелось бы расти: на опушке или среди других деревьев?

2. Есть ли у него друзья и враги?

3. Боится ли чего-нибудь это дерево?

4. Грозят ли ему какие-либо опасности?

5. О чем мечтает это дерево?

6. Какое настроение у твоего дерева?

7. Это дерево скорее счастливо или несчастно?

8. Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

9. За что его любят люди?

10. Что снится дереву?

11. Какой подарок его мог бы обрадовать?

12. Чем можно помочь дереву, если оно болеет?

Большинство участниц с удовольствием рассказывают про дерево, сообщая при этом важные сведения о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Далее участникам предлагается сохранить образ дерева, отделить его от фона:

«Аккуратно оторвите по контуру изображения дерева внешнюю, лишнюю часть рисунка. Это следует делать пальцами, ножницами пользоваться нельзя».

Коллективная работа. «Представьте, что большой лист ватмана на полу – это поляна, на которой вырастут ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунок: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или в стороне от других деревьев. Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа. При желании измените первоначальное положение вашего рисунка».

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Рисунки можно перемещать многократно.
4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

3.Занятие «Следуй за лидером»
Ритуал приветствия (2-3минуты)
1 этап: Настрой («разогрев»)
Упражнение «Интервью»

Цель: проанализировать особенности участников группы через интервьюирование ими друг друга.

Время работы:15-20 мин.

Инвентарь: флипчарт или доска,мел.

Ход упражнения: Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут проводят взаимное интервью, после которого представляют группе своего партнера. Основные во­просы для интервью должны быть заранее написаны на флипчарте.
2 этап: Индивидуальная работа.
«Следуй за лидером
Задачи: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Материалылисты плотной бумаги формата А3, акварель, кисти, цветные мелки, карандаши.
Ребенок рисует картинку, линия за линией. После каждой линии

отводится время на то, чтобы остальные члены группы ее срисовали. Только

ведущий ребенок знает, каким будет конечный рисунок. Также очень весело

сравнивать конечные результаты разных людей и смотреть, насколько они

получились похожими на оригинал.

 

3 этап: Вербализация.
Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте, чувствах, эмоциях.

 4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)

4. Арт-занятие «Дружба»
Ритуал приветствия (2-3минуты)
1 этап: Настрой («разогрев»)
Упражнение «Пожмите друг другу руки!»
Цель: создание доверительной атмосферы, сплочение группы.

Время: 5-7 мин.

Ход упражнения: Участникам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к ним отношение. Каждая фраза начинается со слов: «В круг выходят те, кто...

 — играет на каком-нибудь инструменте;

 — родился в другом городе;

 — умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);

 — бывал когда-нибудь цирке;

 — любит жареные пирожки (соленые огурцы, моченые яблоки);

 — имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);

 — считает себя «совой» («жаворонком»);

 — любит математику (биологию, физкультуру)»…

 Можно перемешать шутливые характеристики серьезными.

Обсуждение:

 — Как вы себя чувствовали во время игры?

 — Узнали ли вы для себя что-то новое?

 — Всегда ли хотелось выйти, когда звучала подходящая характеристика?

 — Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?

 

2 этап: Индивидуальная работа.
Техника «Дружба»
Задачи:

  1. Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

  2. Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций.

  3.  Обучению сознавания в себе как личности таких качеств, как способность к дружбе, осознавание положительных сторон своей личности.

Материалы: Половина листа ватмана каждому участнику. Акварельные краски или гуашь, кисти. Фломастеры. Баночки для воды.

 Инструкция 1:

Визуализация. «Закрой глаза и представь себя в качестве друга.

Мы все можем быть хорошими друзьями людям, которые нам

не безразличны, по крайней мере, некоторое время. Какой ты друг?

Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справиться? Чем с тобой было бы интересно заниматься?

Чем бы ты мог помочь? Чем ты можешь поделится с собой как с другом?»

Обсуждение 1: Поделитесь впечатлениями.

Комментарии для психолога:

При обсуждении психолог может обратить внимание на то, что «беззвучные» места – это те части тела, которые мы плохо сознаем. Но иногда человек просто не умеет слышать звуки. У него все тело «молчит». Такому участнику можно порекомендовать потренироваться дома. Обычно после нескольких тренировок тело начинает «звучать».

Вообще, молчащие участки – это яркий диагностический признак, требующий психотерапевтической работы с мышечными зажимами, с запретами и страхами. Но на тренинге мы, конечно, не интерпретируем «глухоту». В крайнем случае, если это вызывает беспокойство самого участника, наедине, после тренинга, мы можем порекомендовать психолога, знакомого с телесно-ориентированной психотерапией.

Инструкция 2: 

Рисунок. «Я хороший друг, потому что...». Каждый может представить свои качества как друга как угодно, например, как комикс, собрание рисунков, картинок-настроений.

3 этап: Вербализация.

 Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном опыте, чувствах, эмоциях. «Покажите, что у вас получилось. Какие участки вам не нравятся? Почему? Где вы видите диссонанс? В чем он выражается? Какие участки тела вам нравятся? Расскажите, что по вашему мнению означают цвета, которые вы взяли для каждой части?»

При создании рисунка можно включить фоновую музыку. Она должна носить нейтральный характер. Лучше всего если это будет трансовая музыка (не путать с релаксационной). Такая музыка больше напоминает некое приятное сочетание звуков, а не мелодию. Каждый слышит ее в соответствии со своим состоянием.

Рисунки участников- очень хорошая диагностика для психологов. Но участникам не следует озвучивать свои наблюдения. Если есть время и вам кажется необходимым, можете стимулировать выражение чувств.

4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)
5. Арт-занятие «Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

Ритуал приветствия (2-3минуты)
1 этап: Настрой («разогрев»)
Упражнение «Передай жест»
Задачи: снятие напряжения, физическое раскрепощение, стимулирование спонтанности, активизация внутригруппового взаимодействия. Развитие взаимного доверия и сплоченности.

Участники группы становятся в круг и по очереди совершают различные выразительные движения. Вся группа повторяет за каждым участником его жесты.
2 Этап: Индивидуальная работа.

«Рисование на влажной бумаге в подгруппах»

Задачи: активизация воображения и взаимодействия между участниками группы, формирование сплоченности. Исследование сходства и различий в индивидуальных и групповых экспрессивных проявлениях. Осознание участниками группы своих психологических особенностей.

Материалы: белая бумага формата А0, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти.

Участники образуют подгруппы (желательно, чтобы состав подгрупп на этом занятии отличался от состава подгрупп на предыдущем занятии с тем, чтобы стимулировать прямые контакты участников с более широким кругом лиц), в каждой из которых может быть от трех до пяти человек. Ведущий сообщает группе о том, что сначала предполагается работа с краской на общем листе бумаги без создания какого-либо законченного образа, просто «игра» с цветом, после чего участники должны совместно создать из получившихся пятен какой-либо образ. После этого участники каждой подгруппы берут лист ватмана и смачивают его водой. Затем по очереди или одновременно они начинают рисовать на нем линии или пятна, пользуясь гуашевыми или акварельными красками. При этом выбор цвета каждым участником определяется тем, насколько он ему приятен или интересен. Индивидуальные территории для каждого участника на общем листе ватмана не обозначаются, так что каждый имеет возможность, договариваясь или не договариваясь с другими, рисовать, где захочет. Ведущий должен наблюдать за тем, как участники подгрупп взаимодействуют на этом этапе и, в случае необходимости, во время обсуждения в круге акцентировать внимание на выражении: чувств, связанных с работой на общем пространстве и нарушением неформальных границ участников. Он также следит за соблюдением групповых норм, в частности, нормы недопущения физического насилия. По мере того, как пространство листа ватмана постепенно заполняется цветными линиями и пятнами, они могут сливаться друг с другом, а краски — смешиваться. Цветовое «поле» может вызывать у участников разные чувства и ассоциации, которыми они делятся друг с другом. Благодаря этому подгруппа договаривается о трансформации пятен в более или менее оформленные образы. Для этого, кроме красок, они могут воспользоваться и другими изобразительными средствами (фломастерами, мелками и т. д.) и техниками (например, коллажем). После создания работ в качестве дополнительного элемента творческого взаимодействия участникам можно предложить совместно сочинить на основе рисунка художественно-поэтический текст (сказку, историю, «белый» стих и т. д.) либо подготовить и затем представить другим подгруппам пантомиму или танец, передающие чувства и образы, навеянные рисунком.

3 этап: Вербализации

 Участники обмениваются впечатлениями, рассказывают о позитивном    опыте, чувствах, эмоциях.

4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)


6. Арт-занятие «Рисуем круги»

Ритуал приветствия (2-3минуты)

1 Этап: Настрой («разогрев») 
Упражнение «Рисунок по кругу». 

Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья, и стол психолога.
Каждая группа получает по одному листу бумаги (А4); первый участник рисует на листе незатейливую картинку или просто цветные пятна и передает эстафету следующему участнику, который продолжает рисунок. В итоге каждый рисунок возвращается к первому автору.

После выполнения упражнения обсуждается первоначальный замысел, участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве».

Это упражнение может выявить сильные противоречия в группе, вызвать агрессивные чувства, обиду. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

 

2 этап: Индивидуальная работа.
«Рисуем круги»

Цель: Развитие эмпатии, доброжелательного отношения друг к другу.
Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, способствует формированию групповой сплоченности.

Материалы: листы бумаги формата А4; два рулона – по одному на каждый стол – обоев или плотной оберточной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов; достаточное количество разнообразных изобразительных материалов: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Каждый участник сам выбирает изобразительные средства.)
Инструкции ведущего: «Займите место за одним из столов.

При желании вы можете пересесть на другое место, свободно передвигаться вокруг стола и рисовать на любой части бумаги.

Нарисуйте на большом полотне кружок такого размера и цвета, какой вам хочется.

Нарисуйте рядом с ним еще один-два круга, любого размера и цвета. Отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Если вы не удовлетворены результатами работы и хотели бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, положение своих кругов на бумаге, можно сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите нарисованные вами группы кругов контурами. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что вы прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами – придайте им индивидуальность».

Коллективная работа. Инструкции ведущего: «Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам хочется дорисовать что-нибудь в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

С согласия авторов вы можете написать добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

Заполните оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и т. д. Перед этим договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона коллективного рисунка».

3 Этап: Вербализации

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, при желании зачитывает вслух то, что ему написали другие участники.
4. Заключительный этап:

Заполнение арт-дневников, рефлексия (15-20 мин.), ритуал прощания (3-5 мин.)
Завершающий этап

На завершающем этапе с целью выявления воздействия арт-терапевтических упражнений проводится контрольная диагностика:  Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Р.В. Овчаровой. Оценка отношений подростка с классом.
На последнем занятии организуется выставка работ с участием родителей. Каждый участник делится своими впечатлениями от занятий. Ведущий дает рекомендации по дальнейшему развитию.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2013.

2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2012.

3. Вальдес Одриосола. М. – "Арттерапия в работе с подростками".

4. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2014.

5. Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2012.

6. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2013.

7. Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике". – Педагогика, 2012.

8. "Практикум по арт-терапии". Ред. А.И.Копытин. – СПб.: Речь, 2013.

9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М.: Знание, 2014.

10. "Хрестоматия. Арт-терапия". Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2012.


написать администратору сайта