Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ___ по дисциплине «Социология»

  • ФИО студента Иманзаде Халиг Фаган оглы Направление подготовки

  • Группа АФК-Б-О-Д-2021-1 Москва

  • Российский государственный социальный университет практическое задание по дисциплине Социология


    Скачать 78.58 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание по дисциплине Социология
    Дата10.12.2021
    Размер78.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаsotsiologia_v_rossii.docx
    ТипДокументы
    #299551
    страница1 из 3
      1   2   3






    Российский государственный социальный университет





    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ___

    по дисциплине «Социология»
    Социология в России

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Иманзаде Халиг Фаган оглы

    Направление подготовки

    Адаптивная физическая культура

    Группа

    АФК-Б-О-Д-2021-1


    Москва

    Оглавление


    1. Преднаучный этап развития социологии в России 3

    2. Проблемы генезиса социологической мысли в России 6

    2.1. Стержневая проблема размышлений русской интеллигенции после реформ Петра I. 7

    2.2.Институционализация отечественной социологии после событий 1917 г.  11

    3.Современная социология в России 16


    1. Преднаучный этап развития социологии в России


    XVIII столетие называют веком Просвещения. Именно в этот период начинают складываться основы социальной мысли в России. Социальная мысль России до XVIII века, как известно, находилась под влиянием религии. Поэтому все социальные проблемы решались посредством религиозных формул. Наиболее радикальные мыслители XVIII века решительно порвали с наследием средневековья. Они размышляли о том, как создать сильное светское государство и, бросив вызов всему религиозному мировоззрению, стали рассматривать не только природу, но и человека как бы автономными по отношению к богу. Конечно, появлению социальной мысли в России как светского знания способствовали реформы Петра I, именно благодаря им появилась возможность для развития в Рос­сийском государстве не только мирских знаний, науки, но и активной предпринимательской деятельности.

     

    ПетрI:

    · закончил формирование абсолютной монархии в Рос­сии.

    · упразднил боярскую думу,

    · отменил патриаршество,

    · во главе церкви поставил Синод (то есть церковь была полностью подчинена государству)

    · ограничил светскую власть феодальной аристократии.

    Основная, центральная пробле­ма размышлений того времени — определение дальнейше­го пути развития России.  

     

    Петр I пытался внедрить в русскую жизнь, не учитывая особенности уклада ее психологии, европейские социальные формы. Это стало основой противоречий всего последующего развития России, а также русских социально-философских поисков. 

     

      Наиболее яркой фигурой начала XIX в. являлся П.Я.Чаадаев.  

     

    Чаадаев, отрицая уп­рощенные идеи просветительского прогрессизма, пытался найти новые способы осмысления социальных фактов, опи­раясь при этом на единство истории человечества и ее зако­носообразный характер.

    «Философические письма» (1829—1831) в течение многих лет ходили по России в рукописи на французском языке и были известны немногим. В 1836 г. первое из этих писем было переведено на русский язык и неожиданно опублико­вано в издававшемся в Москве журнале «Телескоп». Оно определило дальнейшее направление философско-социологических поисков в России.Описывая трагическую и безысходную картину россий­ской жизни, он пришел к выводу о внеисторичности русско­го народа, выпадении его из общечеловеческой логики. Чаадаев считал, что русский народ оказался в стороне от «всемирного движения челове­чества».В дальнейшем взгляды Чаадаева более оптимистичны. В своих последних работах он уже неоднократно говорил, что России предстоит великое будущее, а для этого необходимо только сделать правильный социальный выбор, понявосо­бенности России.

     

    «Письмо» оказало огромное влияние на население Рос­сии. В острых идейных спорах, вызванных «Письмом», отта­чивались и складывались позиции западников и славяно­филов в России. И западников, и славянофилов тревожила одна проблема — судьба России. У этих направлений была одна логика, один метод, одни и те же заслуги и слабости. Расхождения между ними имели место при определении, что понимать под социальным развитием и каким образом оно должно происходить. Так, западники стояли за насильственное внедрение общечеловеческих социальных форм, а славянофилы выступали за естественный процесс эволюции культуры, происходящей благодаря духовному самооп­ределению народа в тесной связи с национальными ценностями и традициями.

    Основными представителями западников являлись: Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский,А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевскийи др.

    Основные идеи западников:

    · признавали необходимым развитие России по западноевропейскому пути;

    · выступали за ликвидацию крепостничества;

    · считали, что крестьян­ская революция — единственное средство достижения справедливых идеалов, а крестьянская община — основа будущего социалистического общества в России;

    · говорили о том, что в России возможен переход к социализму, минуя капитализм;

    · подчеркивали единство мировой истории и ее закономерный характер и др.

    В середине XIX века многие передовые люди России проповедовали утопический взгляд, суть которого заклю­чалась в том, что Россия может перейти к социализму через преобразование общины с ее коллективистской сущностью. Герценым были разработаны теоретические основы народнической концепции социализма и путей его достижения в России. В даль­нейшем эти взгляды Герцена заимствовал М.А. Бакунин, а у Бакунина — П.Н. Ткачев.

    Основные идеи славянофилов:

    · отрицатель­ное отношение к петровским реформам;

    · идеализация пат­риархальногобыта;

    · отрицательноеотношениек революции;

    · отрицание государственности и элементы анархизма;

    · выдвижение религиозно-философских концеп­ций;

    · подчеркивание особой роли духовной, религиозной детерминации социального поведения людей.

    Славянофилы выступали засамобытной путь историче­ского развития России, который принципиально отличает­ся от западноевропейского пути. Они идеализировали старую, допетровскую Русь. Считали, что она была гармо­ничным обществом, в котором не было внутренних потря­сений. По их мнению, Петр I произвольно нарушил органичное развитие России. Это привело к тому, что госу­дарство встало над народом, дворянство и интеллигенция односторонне усвоили внешнюю и бытовую западноевропейскую культуру, совершенно оторвались от своего народа и своей самобытной культуры. Славянофилы призывали интеллигенцию изучать народную жизнь, ее быт, культуру и язык, чтобы сблизиться с народом.

    Они считали, что государство является естественной формой организации жизни людей для Запада, так кате за­падное общество создано в результате завоеваний и наси­лия,поэтому тамнеобходимыюридические нормы и конституция. А в России конституция, по их мнению, была не нужна, так как в основе русского общества изначально лежит соборность.

    У славянофилов полностью отсутствовала (центральная для христианства) идея личности, которая поглощена у них коллективным субъектом общества — общиной. Общину же они считали исконно русской, самобытной формой об­щественного устройства. Интересно, что это центральное положение славянофилов позднее заимствовали анархи­сты, народники, революционеры-демократы.

    Важный для русской социологии вопрос о социальном прогрессе славянофилы решали следующим образом. Соци­альный идеал — это община, а так как она находится не впереди исторического развития (община уже существова­ла в допетровские времена), то они отрицательно относи­лись к социальному прогрессу.

     

      Итог преднаучного (предсоциологического) этапа со­циальной мысли в России - идеи К.Д. Кавелина  

     

    Для него было характерно желание преодолеть недостат­ки,имеющиеся в течениях западничества и славянофиль­ства, и заложить основы новой социальной науки. Сформулирован­ные им идеи стали центральными для социологии в России.В своих широких социологических обобщениях он стре­мился использовать идею права. На протя­жении всей творческой деятельности его привлекали соц­иологические и сравнительно—исторические аспекты права.Основу его размышлений составлял поиск социальных форм, позволяющих органично сочетать общечеловеческое и национально—самобытное, при этом главенствующим ос­тавалось последнее. Он считал, что внутреннее развитие русской истории всегда оставалось самостоятельным, даже во время и после реформ Петра I.

    Огромное влияние на развитие русской социологии так­же оказала идея социализма, получившая в России особое звучание и оригинальное развитие. К этой идее впервые обратились славянофилы, которые связывали с ней надеж­ды на лучшую форму организации общественной жизни, мечтали об историческом устройстве сельской и ремеслен­ной промышленности на основе сочетания христианской идеи с потребностями материального существования.

    Таким образом, на преднаучном этапе развития социологии в России русская социальная мысль уже сформулировала программное поле соц­иологических исследований, выдвинула ряд основных воп­росов, которые необходимо было решить, и заложила основы социальной методологии. Все сказанное наглядно показывает, что во второй половине XIX века в России рядом с социальной философией зарождается и начинает бурно развиваться русская социологическая мысль.

      1   2   3


    написать администратору сайта