Главная страница
Навигация по странице:

  • "общественная экономическая формация"

  • “буржуазной лженауке

  • Российский государственный социальный университет практическое задание по дисциплине Социология


    Скачать 78.58 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет практическое задание по дисциплине Социология
    Дата10.12.2021
    Размер78.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаsotsiologia_v_rossii.docx
    ТипДокументы
    #299551
    страница2 из 3
    1   2   3

    2. Проблемы генезиса социологической мысли в России


    Предпосылками или предварительными условиями генезиса социологии в России является определенная степень общественного развития, которая начинает вызывать объективную потребность в ее теоретическом осмыслении и эмпирическом исследовании. Такими предпосылками в ранний период становления капитализма и были соответствующего уровня духовные, экономические, социальные и политические отношения.

    Духовной предтечей возникновения отечественной социологии явилось достаточно зрелое состояние социального знания. Собственно рождению социальной мысли как светского знания способствовали уже реформы Петра I, благодаря которым появилась сама возможность для развития в Российском государстве мирских знаний, науки. В этот период возникла стержневая проблема размышлений того и последующего времени - определение дальнейшего пути развития России. Петр I пытался внедрить европейские социальные формы в русскую жизнь, не учитывая особенности ее уклада, менталитета россиян и их психического склада. Это стало основой противоречий всего дальнейшего развития России, а также социально-философских поисков русских мыслителей.

     

    2.1. Стержневая проблема размышлений русской интеллигенции после реформ Петра I.


    Процессы, которые происходили в первую очередь в эко­номической сфере и потребовавшие в связи с этим знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе, стали основной причиной возникновения социологии в России. Социология этого периода теоретически выражала в раз­личной форме требования буржуазного изменения, рефор­мирования существующих в России порядков. Поэтому ее появление в России после реформы 1861 г. является не слу­чайным, а вполне закономерным, так как в это время на­чался интенсивный переход от феодального общества к капиталистическому, с его процессами индустриализации и урбанизации, изменением структуры общества, делаю­щий невозможным и устаревшие идеи и идеалы дорефор­менного времени.

    Стимулирующим фактором для развития социологии в
    России оказалось усложнение социальной структуры рус­ского общества. Произошел бурный рост городских сосло­вий, которые до реформы были совсем незаметны на фоне крестьянства и дворянства. Развитие капитализма также привело к увеличению и усложнению состава городского
    населения, появилась масса новых профессий, возросла мо­бильность населения, что приводило к ломке старых куль­турных стандартов.

    Все эти изменения способствовали усилению интереса разных слоев русского общества к социальным проблемам. Русские интеллигенты стремились помочь угнетенному на­роду. Ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?» стали главные теоретические достижения социологической мысли в России.

    В середине XIX века русское общество стояло перед не­обходимостью коренных изменений в политической и эко­номической сферах. Потребность в этом осталась и после реформ 60-х годовXIX в. — отмены крепостного права, реформы земств и судебной реформы, так как все проведенные ре­формы, кроме последней, были непоследовательны, нере­шительныи компромиссны.Россияпо-прежнему оставалась сословным бюрократически-дворянским госу­дарством. Она не стала, как этого желали многие, ни демок­ратической, ни конституционной страной. Поэтому произошло колоссальное оживление общественной жизни. В России в 60—70-е годы XIX в. впервые в истории на общественно политическую сцену выступило общественное мнение. Одни призывали к продолжению реформ, к их радикализации, а другие — к восстанию и слому всей системы вообще. С этого времени в России стало открыто звучать требование широкой общественности о необходимости прогресса обще­ства.

    Во второй половине XIX в. Россия стремительно перехо­дила на рельсы новой, индустриальной цивилизации, что привело к обострению старых и выявлению массы новых социальных проблем. С помощью старой социальной философии эти проблемы решить было невозможно. Возникла необходимость в появ­лении нового более точного знания. И вызванная реальной обстановкой того времени интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым, желание точного понимания жизни привели к развитию социологии в России в традициях позитивизма. Русские социологи-позитивисты нашли признание и известность во всем мире.

    Первым позитивистом в России был В.Н. Майков. Он первым четко заговорил о необходимости создания новой науки в России, опубликовав в 1845 г. статью "Общественные науки в России". Содержание статьи показывает, что идеи О.Конта оказали определенное влияние на В.Н.Майкова. При изложении своих мыслей он дает конкретную ссылку на четвертый том основного труда О.Конта «Курс позитивной философии».

     

    Но цензурные условия, созданные в России после революции в 1848 г. во Франции, стали существенной помехой дальнейшему распространению идей О.Конта. Революция 1848 года в Западной Европе очень напугала русское правительство и стала причиной усиления надзора за преподаванием гуманитарных наук, запрета выписки заграничных изданий без предварительного цензурного рассмотрения, отмены командировок русских ученых в Европу, а также изъятия из государственных библиотек сочинений О.Конта. Поэтому после событий 1848 г., имя О.Конта и название его учения на долгий период времени исчезают со страниц российской прессы. Только в первые годы царствования Александра II наступили времена относительной свободы для печати и распространения западно-европейских идей.

    Начало специализированной социологической литературе в России положили вышедшие в конце 60-х - начале 70-х гг. XIX в. социологические работы, написанные П.Л.Лавровыми Н.К.Михайловским. С конца 70-х гг. XIX в. в печати начали появляться достаточно серьезные обзоры российских авторов (как союзников, так и противников) об О.Конте и его творчестве. Позитивное учение проникало в российскую среду и через естественнонаучную литературу, так как многие ученые-естествоиспытатели были приверженцами позитивистской доктрины.

    Распространение в России европейских социологических теорий происходило медленно и трудно, сталкиваясь с официальными запретами, но попадало в благоприятную среду восприятия и порождало такой интеллектуальный отзвук, который способствовал затем быстрому выходу отечественной социологии на уровень мирового развития данной отрасли знания.

    Следует отметить, что существуют как общие, характерные и для Запада, и для России условия появления социологии, так и специфические, свойственные только нашей стране, что, естественно, привело к особенностям становления и развития российской социологии.

    Социально-политические условия и теоретические предпосылки, сыгравшие важнейшую роль в возникновении социологии как науки в России:

    реформы Петра 1; восстание декабристов; реформы 1861 г.; развитие капитализма; появление новых социальных классов и слоев; зарождение рабочего движения; сохранение пережитков крепостного права; влияние западных идей на российскую научную мысль; традиции отечественной общественной мысли; развитие естествознания; увеличение и расширение масштабов эмпирических исследований социальных проблем русского общества того времени (становление и развитие земской статистики, “нравственной статистики” и т.д.).

    Историческое своеобразие вызревания предпосылок социологии в России обусловило и важнейшие особенности ее генезиса. Российская социология представляет собой часть общемировой социологии, но специфическую часть. Российская социологическая мысль XIX - начала XX вв. отличалась от западной, своим историческим и культурным своеобразием. Она была тесно связана с гуманистическими идеалами российской философии, всего социального знания. Это стало основанием появления специфического направления - русской идеи в социологии, яркими представителями которой были Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и ряд других исследователей.

    Особенность развития социологии в России заключалась и в том, что на начальном этапе ее становления в основном ей была свойственна односторонняя связь с социологической наукой Запада. В 1897 г. Н.И.Кареевсожалел о том, что русская социологическая литература все еще оставалась почти совершенно неизвестной на Западе. В основном только благодаря личному общению на Западе узнавали о научной жизни в России.

    Русские социологи имели возможность ознакомиться с достижениями европейской мысли, так как все основные работы известных западных социологов, несмотря на цензуру, переводились на русский язык и издавались в России с серьезными научными комментариями. На формирование социологической мысли в России большое влияние оказали идеи многих западных ученых: французских просветителей - Ш.Монтескьё, М.Вольтера, Д.Дидро, А.Сен-Симона; ученых-естествоиспытателей - Ч.Дарвина, Т.Шванна, М. Шлейдена; английских экономистов - А.Смита, Д.Рикардо и западных социологов - О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, К.Маркса.

    Западные ученые оказали большое влияние на становление социологии в России. Можно отметить два основных течения, в русле которых в основном и шло развитие социологии в России - это позитивизм (О.Конт) и марксистская социология (К.Маркс). Первое возникает в России в 60-е годы, а второе - только в середине последнего десятилетия XIX в. До начала XX в. они сосуществовали достаточно мирно, и только после Октябрьской революции между ними началась борьба, закончившаяся, по официальным меркам, полной победой марксистской социологии в России. Таким образом, можно отметить, что критическое восприятие идей западных мыслителей - одна из отличительных черт российских мыслителей.

    Однако несмотря на то, что на развитие социологии в России повлияли различные течения западной социологии, она все же выдвинула ряд собственных оригинальных самобытных теорий, которые во многом были обусловлены своеобразием развития российского общества. В ряде случаев русские социологи шагнули дальше европейских предшественников, некоторые идеи были высказаны нашими социологами раньше западных мыслителей, то есть часто они предугадывали то, что позднее разрабатывали западные социологи.

    Таким образом, к особенностям возникновения и развития социологии в России относятся: тесная связь российской социологической мысли с гуманистическими идеалами российской философии; односторонняя, на начальном этапе ее становления, связь с социологической наукой Запада; критическое восприятие идей западных мыслителей; выдвижение ряда собственных оригинальных самобытных теорий.

    Развитие социологии в России происходило в двух основных формах: публицистической и академической (т.е. университетской), причем зарождение российской социологии было начато именно в рамках публицистической формы; становление и развитие академической (университетской) социологии на Западе и в России шло по-разному - на Западе социология становится университетской наукой значительно раньше, чем в России. Социологические общества на Западе начали создаваться гораздо раньше, чем в России; специализированные социологические журналы начали появляться на Западе также намного раньше, чем в России. Отечественной социологии была свойственна (и продолжает быть свойственной до настоящего времени) политическая ангажированность, критическое и оппозиционное отношение к существующей власти и попытки оптимального конструирования будущего общества, что не могло не вызывать ответных мер со стороны правительства в виде репрессивных цензурных преград, закрытий и запретов на преподавание, что и привело в конечном счете к делению развития и институционализации социологии в России на два больших периода, между которыми имел место почти тридцатилетний период ее относительного запрета.

     

    2.2.Институционализация отечественной социологии после событий 1917 г. 


    Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл П.А.Сорокин, ставший в это время секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки. После событий 1917 г. процесс институционализации социологии становится более интенсивным.

    Постепенно начинают появляться секции, союзы и ассоциации по изучению общественных наук во многих университетах России: Казань, Томск, Владивосток. В октябре 1918 г. был организован Социобиблиологический институт - одна из задач которого была популяризация социологических знаний. В 1919 году возобновляет свою работу “Русское социологическое общество им.М.М.Ковалевского”.

    После Октябрьской революции советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого решения было предположение о единстве марксистского социализма и социологии. Социология стала обязательным предметом не только во всех высших, но и средних школах. Но данный переход к всеобщему социологическому образованию был совершенно не подготовлен ни теоретически, ни организационно. Профессионально подготовленных преподавателей по социологии в России не было. Не было необходимого количества и учебников.

    Правительство, увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило преподавать ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. К 1921-22 уч. году она, как таковая, была изъята и вместо социологии было введено изучение так называемой "политической науки", состоявшей из ряда курсов: "Коммунизм", "История коммунизма", "История коммунистической революции" и др. Таким образом, положение академической социологии стало еще хуже, чем было до революции 1917 г. Социологию полностью перенесли в "Исследовательские институты". После ликвидации Исследовательских институтов в 1922 г., социология как предмет преподавания также была ликвидирована.

    Процессы, происходящие после революции, в конечном итоге привели к размежеванию между буржуазными (немарксистскими) и марксистскими социологами. Часть представителей старого поколения, которая не захотела или не смогла смириться с советской властью в конце 1922 г. была отстранена от преподавания в университетах и институтах и выслана из страны. Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России (П.А.Сорокин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, П.Б.Струве и др.). Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке (Н.И.Кареев, Н.А.Гредескул,К.М.Тахтарева).Почти все представители молодого поколения сразу положительно восприняли революцию и приняли активное участие в дальнейшем развитии социологической мысли в России.

    В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии. В это время почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. А с 1923/24 учебного года впервые в университете и институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму. С этого времени в ленинградских вузах начинается преподавание "подлинно научной социологии".

    Следует отметить, что уже в начале 20-х годов Коммунистической партией и Советским государством была создана система новых научных учреждений, с помощью которых они организовали решительное наступление на "реакционную буржуазную идеологию". Созданные учреждения помогли начать планомерное изучение проблем марксистской философии, социологии, политической экономии, развернуть исследования истории с марксистско-ленинских позиций, приступить к широкой подготовке молодых ученых и преподавателей-марксистов для высшей школы (Институт красной профессуры в Москве, Научно-исследовательский институт при Коммунистическом университете в Питере, Коммунистические университеты в Омске, Харькове, Казани, Смоленске и других городах). В 1924 г. Социалистическая академия общественных наук, основанная в 1918 г., была переименована в Коммунистическую академию. В 1925 г. при Коммунистической академии были созданы общество статистиков-марксистов и Общество историков-марксистов. К концу 1924 г. прекратили свою деятельность Философское общество, Вольная философская ассоциация и другие независимые объединения обществоведов. В это время перестали издаваться журналы "Мысль", "Экономист" и другие, на страницах которых популяризовались идеи немарксистских философов и социологов. Таким образом, к этому времени немарксистские социологи были вынуждены не только прекратить свои исследования, но и вообще какую бы то не было научную и публицистическую деятельность.

    Все этапы становления и развития социологии сопровождались спорами о её предмете. Эти споры продолжались и после революции. Для первой половины 20-х годов ХХ в. и частично для второй было характерно абстрактное представление предмета социологии. Во многом это объяснялось значительным влиянием в первые годы Советской власти на развитие советской социологической мысли немарксистской социологии.

    Ученые-марксисты сформулировали и обосновали центральную категорию исторического материализма - "общественная экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, а также развития и функционирования по объективным общественным законам.

    Исторический материализм, как известно, является составной частью марксистской философии. Это наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций. А так как социология - это наука об обществе, то естественно возник вопрос, как соотносится социология и исторический материализм. Решение этого вопроса растянулось на десятилетия.

    В центре дискуссий 20-х годов ХХ в. находилась написанная Н.И.Бухариным книга "Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии" (1921). Данная работа в философском плане дала толчок многочисленным дебатам о "механизме" и "диалектическом материализме", которые продолжались до конца 20-х годов ХХ в. В это же время оживленно дискутировался широкий круг теоретических вопросов (о составных частях теории марксизма, о содержании понятий "общественно-экономическая формация", "базис" и "надстройка", "производительные силы" и "производственные отношения", о предмете марксистской социологии, о проблемах классовой структуры и др.).

     

     

    Оппоненты Н.И.Бухарина отстаивали точку зрения, что исторический материализм это не социология, а составная часть философии диалектического материализма, которая является методологией социальных наук. Таким образом превалировало в основном мнение, что исторический материализм как марксистская социология является не особой наукой, а лишь составной частью философии, применением диалектического материализма к сфере общественных явлений.

     

    Основные положения марксистской социологии как и исторического материализма следующие: первое - выделение производственных отношений, второе - понятие общественно-экономическая формации и третье - взгляд на развитие и смену общественно-экономических формаций как на естественно-исторический процесс. Эти же положения составляют основу исторического материализма. Поэтому исторический материализм определялся, с одной стороны, как составная часть марксистско-ленинской философии, а с другой стороны, одновременно с этим - как общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций.

    Следует отметить, что 20-е годы ХХ в.были наиболее творческим периодом в истории советской социологии. В это время были сформулированы многие идеи, которые на многие годы определили содержание внутримарксистских теоретических споров. Проведенные дискуссии по основным понятиям исторического материализма показали, что существуют самые различные точки зрения.

    Наряду с серьезными шагами, сделанными в области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты в 20-30-х годах ХХ в. также провели ряд социальных и социологических исследований. Именно 20-е годы ХХ в., с полным на это правом, могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР. В эти годы появляются первые зачатки различных отраслевых социологий и широкое распространение получило проведение эмпирических исследований.

    С первых лет советской власти в нашей стране важной задачей было формирование подлинно научных знаний социологии, опирающейся на научно достоверные факты. В.И.Ленин отмечал огромную роль социальных и гуманитарных наук, в том числе и социологии, для понимания объективных законов общественного развития.

    Переписи населения, проведенные в СССР в 1920 и 1926 гг., помогли получить интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, культуры, образования и т.д. В это время много внимания уделялось проблемам труда. Значительное число социологических исследований было проведено в сфере труда. Результаты проведенных исследований широко публиковались. В них содержались ценные социологические подходы и идеи, часть которых не потеряли своего значения и до настоящего времени.

    Появились первые работы, выполненные по исследованию структуры рабочего класса. Большое внимание уделялось также изучению крестьянства. Исследователей интересовали как проблемы его внутреннего расслоения, так и имевшее место расслоение по отдельным группам и регионам.Следует отметить, что высокий уровень развития в это время достигла и сельская социология. В связи с задачами индустриализации, развития науки, культуры и образования ряд исследователей посвятили свои работы изучению интеллигенции. В 20-е годы ХХ в. стали широко проводиться исследования бюджета времени трудящихсяво всех сферах общественного производства. Уделялось внимание и изучению условий жизни, материального положения различных категорий населения в послереволюционный период.

    Особое внимание уделялось исследованию проблем молодежи, наиболее важной в этот период была проблема труда молодежи. Благодаря проведенным социологическим исследованиям Советское государство приняло ряд специальных решений, направленных на преодоление существующих проблем.

    Конкретные социологические исследования проводились и по проблемам бракаи семьи. Было проведено большое количество исследований, направленных на изучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания. Изучалось общественное мнение, интересы читателей, а также зрителей театра и кино. Проводимые исследования оказывали большую помощь государственным организациям в ликвидации неграмотности и культурной отсталости трудящихся. Исследования, проведенные советскими социологами-марксистами имели большую научную ценность и внесли большой вклад в развитие социологии. Но уже в конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ в. социологические исследования начинают свертываться. Режим личной власти не нуждался в социологии, науке, которая раскрывала противоречия общественных процессов широкого социального и локального характера. Тоталитарная система не считала нужным их изучать.

    В проведенной в 1929 г. Институтом философии Коммунистической академии дискуссии по проблемам философии и социологии проявилась полная "теоретическая" переориентация взглядов социологов и философов на социологию, уже никто не считал, что исторический материализм - это социология марксизма. 30-е годы ХХ в. - это время окончательного утверждения марксизма в качестве идеологической основы общества. Социология объявляется философской наукой, и начинается ее упадок.

    В конце 30-х годов ХХ в. на судьбу социологии сильно повлияла канонизации выдвинутых И.В.Сталиным различных теоретических положений (рис.6). Он "упразднил" в директивном порядке существующее самостоятельное положение социологии.В результате чего целая область научного социального знания - исторический материализм - была "зачислена" в разряд философского знания. Это привело к тому, что важнейшие составные части социологии стали рассматриваться только на философском, т.е. абстрактно-теоретическом уровне, а конкретные социологические исследования процессов, явлений социальной жизни были полностью прекращены, как и дальнейшие разработки методов таких исследований.

     

    В период культа И.В.Сталина социология была занесена в "черный список" буржуазных наук и запрещена,а термин "социология" полностью изымается из употребления.

     

     

    Отношение к социологии, в период с 30-х по конец 50-х гг. ХХ в., как к “буржуазной лженауке”, именно такое определение давалось ей в некоторых словарях того времени, было обусловлено, во-первых, тем, что в обществе в это время необходимо было многое скрывать, не допускать публикования истинного положения дел, а, во-вторых, тем, что за рубежом шло активное развитии социологии.В монографиях по историческому материализму, изданных в период между 30-ми и 60-ми годами ХХ в., социальные явления и процессы анализировались предельно идеологизированно на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, в полном отрыве от реальной жизни. В это время в науке об обществе господствовали догматизм и схоластика.

    Мало того, что социологические методы конкретного исследования общества вообще не использовались, но они еще были противопоставлены социологическому знанию как преимущественно философскому. Конкретное изучение явлений и процессов социальной жизни было полностью запрещено.
    1   2   3


    написать администратору сайта