история психологии. ипз 1 часть. Российский государственный социальный университет практическое задание по дисциплине История социальнопсихологического знания
Скачать 76.69 Kb.
|
Рене Декарт | Декарт доказал, что разум в познании играет главную роль. Ему принадлежит авторство теории дуализма, с помощью которой примиряются материалистическое и идеалистическое направления философии. Декартом выдвинута теория о "врожденных идеях". Первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. | ||
Бенедикт Спиноза | В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы). Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы. Рассматривал все многообразие чувств человека (аффектов) в качестве побудительных сил человеческого поведения. Обосновал общенаучный принцип детерминизма - всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений. «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». | ||
Готфрид-Вильгельм Лейбниц | Опираясь на открытое им дифференциальное и интегральное исчисление, представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных целостностей - монад. идеалистический рационализм – направлена против сенсуализма и эмпиризма Дж. Локка. Так, к его положению «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах» Г. Лейбниц добавил: «кроме самого интеллекта». ... С точки зрения психологии когнитивных процессов заслуживает внимания положение ученого о «малых перцепциях» как неосознаваемом восприятии. Малые перцепции могут осознаваться, когда к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт – апперецепция. Она включает внимание и память | ||
Томас Гоббс | отвергал душу как особую сущность и считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, движущихся по законам механики. Психические явления подводились им под действие механических законов. Ощущения являются прямым результатом воздействия материальных предметов на организм. По закону инерции, открытому Г. Галилеем, из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют последовательность мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое воздействие материального мира на органы чувств. Рационализм (разумный)- эмпиризм (опыт) | ||
Джон Локк | «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве»; Образование простых идей из сложных путём различных операций (соединение, сопоставление и т.д.); Ассоциация - «неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их». | ||
Давид Гартли | Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности (восприятие и др.) объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существуют 3 основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации), идеации (идеи ощущений, т.е. повторение ощущений без предметов), простейший аффективный тон (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. | ||
Джордж Беркли | «бытие - это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает» существовать - значит быть воспринятым доктрина субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» • солипсизм зрение дает идеи света, цветов, и также пространства, фигуры, движения. | ||
Дэвид Юм | Юм разделяет человеческую природу на три основные составляющие: познание, аффекты и мораль. Человеку даны лишь его ощущения, что лежит за ними - неизвестно. Всё находящееся в душе подразделяется на впечатления и идеи. Идеи образуются вследствие деятельности памяти и переработки впечатлений. Идеи менее ярки, чем впечатления. Нет ни материальной, ни духовной субстанции. Душа - лишь связка ощущений, каким-то образом, соединённых между собой. Мышление осуществляется путём ассоциаций 1. По сходству, 2. По пространственно- временной смежности, 3. По причинно- следственному взаимодействию. Утверждал, что причинности нет, что представление о причинности возникло как результат практически полезной привычки человека связывать между собой два следующих друг за другом события. | ||
Этьен Кондильяк | ведущая роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении психических процессов (память, мышление, внимание) поиск «первого корня» знания: вся психическая деятельность есть преобразованные ощущения все духовное берет начало в ощущениях, ощущения освобождаются при помощи речи от чувственного опыта | ||
Жюльен Ламетри | Придерживался позиции эмпирического исследования психики и сознания, решая психофизическую проблему в материалистическом духе (психические функции определяются особенностями мозговой и – шире – телесной организации субъекта), поэтому понятие души, по Ламетри, ничего не дает для их объяснения. Ламетри считает основными потребностями человека — биологические потребности в пище и наслаждениях, утверждает, что счастье человека состоит в удовлетворении биологических потребностей и телесных удовольствиях. «Счастье, в сущности зависит от физических причин... Есть люди — и к сожалению, они составляют большинство, — которые постоянно нуждаются в новых, все более острых удовольствиях, но они бывают счастливы только случайно» | ||
Пьер Кабанис | выдвинул положение о трех уровнях организации поведения: рефлекторном, полусознательном и сознательном, каждый из которых имеет свой 'жизнелогический субстрат'. выдвинул положение о трех уровнях организации поведения: рефлекторном, полусознательном и сознательном, каждый из которых имеет свой 'жизнелогический субстрат'. Чувствительность, согласно Кабанису , является детерминантой двигательной активности тела. У человека она преобразуется в мысль, которая является продуктом мозга и получает внешнее выражение в языке мимики и жестов или в знаках устной речи и письма. Впоследствии противники материализма приписали Кабанису мнение, будто мозг выделяет мысль | ||
Клод Гельвеций | различие умственных способностей, духовного облика людей обусловлено не столько природными свойствами человека, сколько воспитанием. Рассматривал вопрос о том, откуда берется неравенство умов. С точки зрения Гельвеция человек рождается со способностью ощущать и запоминать эти ощущения. Все умственные операции сводятся к ощущению. Все умственные операции выполняются при помощи внимания. Внимание предполагает усилие, делать которое побуждает интерес. Интерес предполагает стремление к счастью. Счастье - это физические Клод Адриан Гельвеций удовольствия. В них начало всех поступков, действий, мыслей, дружбы, любви к ближним. Все люди обладают одинаковыми предпосылками для развития своих умственных способностей. Причинами неравенства умов по Гельвецию являются случай и стремпение к славе. Источником умственной активности являются страсти. Страсти - это продукт воспитания. В основе страсти лежит желание славы (замаскированная ажда наслаждений). За славой следуют почести, богатство, что создает условия для получения физических удовольствий. | ||
Денни Дидро | Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение. Такой категории как абсолютный покой в природе нет. Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения. Любые изменения в природе подчиняются закону причинности. Претерпел эволюцию от деизма к материализму. Считал, что существует только материя в движении. Считал, что воспитание в обществе создает в человеке многое, просвещение способно решить многие проблемы. | ||
Жан-Жак Руссо | классифицировал неравенство с социальной точки зрения, выделив несколько видов. Он считал, что все люди являются природными существами, а на неравенство повлияли появившиеся материальные ценности. Впоследствии эти ценности неравномерно распределились в обществе, так как некоторым досталось все, а другие остались с пустыми руками. ... После этого Жан-Жак решил бороться с неравенством, и его основной идеей стало наставление людей на то, чтобы те вернулись к жизни в деревне. Ключевой концепцией теории являлось то, что детей необходимо воспитывать в природной среде подальше от социума, при этом должны учитываться индивидуальные особенности и интересы. | ||
И. Кант | Его считают основателем учения о трихотомии души: подразделение душевных состояний на познавательные чувства и волю. Еще раньше немецкий философ и психолог И. Тетенс (1736—1807) впервые выделил чувство (в значении «эмоция» в качестве самостоятельной душевной способности, но это открытие обычно приписывается Канту). он отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание ) и от желательной силы . Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798). Понятие воли в собственном смысле Кант не разбирает в своей «Антропологии». | ||
Людвиг Фейербах | реформировал немецкую классическую философию, придал ей новое направление. Главное направление его теории – критика немецкого классического идеализма и утверждение материализма. Фейербах посещал лекции Гегеля, посвятил ему диссертационное исследование под оригинальным названием «О едином всеобщем и бесконечном разуме» (1828), где он впервые рассмотрел разум как субстанцию или абсолютную реальность. представитель материалистического направления • отвергает идею тождества бытия и мышления; • не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). | ||
В.Н. Татищев | утверждал идею о зависимости умственного развития от просвещения и обучения: источник индивидуального ума — опыт других людей, усваиваемый через язык и письменность. Н. И. Новиков (1744 — 1818), крупный организатор издательского дела в России, в печати отражал наиболее спорные вопросы о природе души, ее смертности или бессмертии. идея естественного права, естественной морали, естественной религии, и, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальа. Высшая цель, или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезною» наукою. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию. Основа изменения общества - сила разума | ||
И. Михайлов | произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка. Не рассматривая умозрительных вопросов, касающихся бессмертия души и т. п., он описывает факты — ощущения, мысли как ассоциации представлений, волю. . | ||
М.В. Ломоносов | стал родоначальником материалистического направления в психологии. Исходным положением в философии Ломоносова является признание существования мира независимо от человека. В основу объяснения ощущений Ломоносовым были положены идеи, развиваемые в его естественнонаучных трудах. Ощущения рассматривались как продукт воздействия объектов физического мира на человека. | ||
А.Н. Радищев | Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение, не меньше, чем его материалистические взгляды, его психологию определяла гуманистическая этика. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал, что все силы и самая жизнь, чувствования и мысль являются не иначе как вещественности совокупны. | ||
5. | Начало XIX века – 60-е гг. XIX в. – формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки. | И.Ф. Гербарт | основные принципы ассоцианизма с представлений традиционными подходами немецкой психологии - идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. |
Р.Г. Лотце | основного представителя анти-гегельянского объективистского движения. Его идеи и революционная концепция метафизики повлияла практически на все ведущие философские школы 20-го века. Он также имел степень доктора медицины и его медицинские исследования предстали как пионерские работы в научной психологии. Вклады: 1. Основал теистический или телеологический идеализм, метафизическую систему, в которой пытался примирить науку с религией, разум с чувством, знания с ценностями. ... в двух частях – 1. Логика. 2. Метафизика), Основные вопросы психологии (1881). Карьера и личная жизнь Лотце приходит к разложению понятия субстанции в понятии закономерности (Gesetzbegriff). «Субстанция», носитель отношений, есть всего лишь понятие рефлексии, возникшее из необходимости построить допущение о чем-то, что охватывает разнородные типы отношений. | ||
Томас Браун | Ввел в психологию вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в сознании образа или идеи. - Закон новизны и необычности. - Закон конституциональных различий - между индивидами. Обобщая идеи Томаса Брауна, можно сказать, что он вернул ассоциативную психологию в русло ассоциаций психических образов без привязки их к нервному субстрату, а также вывел из жестких рамок механического детерминизма в объяснении взаимосвязей между образами и идеями в сознании. | ||
Джеймс Милль | оформил индуктивную логику—«Система логики» (1843). Защищая ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Проводил мысль о том, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания («ментальная химия»). деей же Милль называет психические образы, возникающие без непосредственного воздействия на органы чувств. Он приводит такой пример [1] : «Если я вижу лошадь, то это впечатление, но когда я думаю о ее хозяине — это идея». Основным принципом связи между ощущениями и, соответственно, между впечатлениями, возникающими от них, является ассоциация. ... По сути, Милль вводит в психологию понятия «симультанность» и «сукцессивность» как свойства восприятия | ||
Джон Стюарт Милль | Считал, что при объяснении сознания следует ориентироваться не на механику, а на химию, поскольку элементы сознания не существуют изолированно, а благодаря ассоциации дают продукты, обладающие качествами, которых нет у исходных компонентов. | ||
Александер Бэн | Будучи одним из лидеров ассоциативной психологии, стремился придать ей физиологическую ориентацию, с тем, чтобы возможно теснее связать психические процессы с деятельностью мозга и органов чувств («Ощущения и интеллект», 1855; «Эмоции и воля», 1859), уделив особое внимание рефлексам, инстинктам, навыкам. | ||
Герберт Спенсер | Соединив принципы ассоционизма с эволюционной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание - это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволюции от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. | ||
А.А.Потебня | создал психологию восприятия и толкования художественных произведений. Ему принадлежит развернутая теория творческого процесса, исследование роли воображения в нем, характера воплощения замысла в определенном материале, установление отличия художественного и научного творчества. | ||
П.Ф. Каптерев | Дидактические идеи Каптерева опираются на изучение личности, прежде всего на психологию: «Центр образовательного процесса — образуемый, а потому современная дидактика непременно должна быть психологической, она прежде всего должна выяснить, что такое представляет собой образовательный процесс, как его нужно понимать. | ||
Э.Х. Вебер | Разработав ряд методик и приборов для опытного изучения органов чувств (отдельные из них применяются и в начале XXI века, например «циркуль Вебера» для определения порога кожной чувствительности), Вебер определил наличие закономерных соотношений между силой воздействия внешних физических раздражителей и вызываемыми ими субъективными реакциями — ощущениями (что отражено в законе Вебера — Фехнера). | ||
Г. Гельмгольц | кроме восприятия, он занимается, в частности, развитием концепции «бессознательных умозаключений», согласно которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида «привычными способами», за счет которых сохраняется постоянство видимого мира и в которых существенную роль играют мышечные ощущения и движения. | ||
Г. Фехнер | сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Психологизм Фехнера открывал дальнейшие пути как для утверждения безусловного приоритета психологии как точной науки (психофизика) над метафизическими мечтаниями, так и для поисков нового синтеза науки и философии в философско-антропологических концепциях психофизической нейтральности человеческого бытия | ||
Ф. Дондерс | Закон Дондерса — закон суммативности психического (познавательного) процесса, основанный на постулате о аддитивности, или неперекрываемости, отдельных его стадий. На материале исследования времени реакции как процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции, Ф. Дондерс обосновал „метод вычитания“, призванный обеспечить возможность определения длительности отдельных стадий. | ||
Ч. Дарвин | основал в психологии новый подход - функционализм, основная идея которого в том, что сложные психические функции являются эволюционно сложившимися признаками. Дарвин различает две основные формы изменчивости: групповую, или определенную (модификационную по современной терминологии) и индивидуальную, или неопределенную. Групповая изменчивость зависит от условий, в которых находятся организмы, при этом наследования признаков не происходит. Например, коровы при хорошем кормлении дают больше молока. | ||
Дж. Болдуин |