|
история психологии. ипз 1 часть. Российский государственный социальный университет практическое задание по дисциплине История социальнопсихологического знания
Минск Исторические периоды развития психологии: от Античности до современности
№ п/п
| Исторический этап в развитии психологии
| Основные представители
| Основные идеи
| 1.
| VI в. до н.э. – V в. – возникновение первых научных представлений о психике и их первоначальное развитие в Античности
| Пифагор
| Пифагор в качестве критерия оценки выбрал соответствие предмета (в том числе и человека) строгим математическим законам - гармонии, четности и т.д. Так в психологии впервые появилась идея о том, что мир математики, мир совершенных геометрических и логических формул более важен и объективен, чем мир реальных предметов.
| Демокрит
| Все состоит из атомов. Они различаются по форме, величине и подвижности. Душа материальна, состоит из атомов огня, рассеянных по всему телу. Душа смертна, как и тело. Две ступени в познавательном процессе - ощущения и мышление. Мелкие объекты познаются мышлением, а крупные - ощущением. От предмета исходят определенные атомы, копии или «эйдолы». Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы. Отпечаток отражается во влажной части глаза. Могут быть иллюзии.
| Гераклит
| идея постоянного развития и изменения. «Все течет, все изменяется». Все движется и не существует однозначной оценки для окружающих вещей, для мира в целом (золото важно для человека, но осел предпочтет ему сено). Гераклит первым предположил, что существует 2 этапа переработки знаний - ощущения и разум. Разум способен постигать наиболее общие и не видимые глазу вещи, их суть. Разум выше, чем ощущения
| Анаксагор
| Анаксагор признал "тончайшую вещь", которой дал имя "нус" (разум). Он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. "Человек, – говорил Анаксагор, – является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки"
| Гиппократ
| Гиппократ отрицал сверхъестественное происхождение болезней, установил основные стадии развития болезни.
Он выдвинул четыре принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. Гиппократ первым стал рассматривать медицину и философию как две неразрывные науки и посвятил этой теме много трудов.
| Протагор
| Протагор известен главным образом своей доктриной, согласно которой "Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и несуществованию несуществующих"' Эта доктрина истолковывается в том смысле, что каждый человек есть мера всех вещей и что когда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря которой один прав, а другой неправ. .
| Сократ
| Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума
| Платон
| Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Согласно Платону нас окружает множество красивых и прекрасных единичных конкретных вещей. ... Политический смысл психологии Платона целиком был направлен на защиту интересов господствующего класса и аристократии.
| Аристотель
| Душа, - по Аристотелю, - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.
• Принцип организации живого (системно-функциональный
подход): устройство организма и его работа (функции) нераздельны. Душа организма - это его функция, работа. Функции души:
A) вегетативная (она имеется и у растений)
Б) чувствено-двигательная (у животных и у человека)
B) разумная (присущая только человеку)
• Идея развития (биогенетический закон)
Понятие о конечной причине - принцип причинности (детерминизма). Аристотель выделяет целевую причину или то, ради чего совершается действие.
| Эпикур
| Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считал преодоление страха страданий, главным образом страха перед смертью, загробной жизнью. Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог. Эпикур полагал, что государство основывается на взаимном договоре людей. Эпикур считал, что космос не имеет границ, а во вселенной существует множество миров. В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чуветвам, считал, что ошибаться может лишь разум. Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.
| Гален
| Гален был убежден в том, что жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а психическое есть порождение органической жизни. За исходную основу деятельности и всех проявлений души Гален принимал кровь, поэтому изложение галеновской психофизиологии обычно начинают с описания впервые введенной им системы кровообращения. Развивал учение о пневмах и соках организма. По его представлениям, есть естественная пневма, которая производится в печени и распространяется по венам, животная пневма, которая производится в сердце и распространяется по артериям, и душевная пневма, которая образуется в мозгу и распространяется по нервам. К сокам организма он относил слизь (флегму), жёлтую желчь, чёрную желчь, кровь. Наряду с прочими занимался проблемами центральной нервной системы. Проделывая опыты по перевязке нервов, установил, что нервы связаны с ощущениями. Считал, что мозг является органом мышления. Констатировал, что женщины- меланхолики чаще заболевают раком, чем женщины-сангвиники.
| Плотин
| НЕОПЛАТОНИЗМ Продолжатель идей Платона Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации. Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.
| Августин
| Его философия представляла собой симбиоз христианских и древних доктрин, главной из которых была идеалистическая философия Платона. Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела. Содержанием души не является что-то материальное, и она никак не связана с биологическими функциями организма.
| 2.
| V – XIII вв. – развитие учения о душе в рамках философских и религиозных учений и на базе медицинских знаний
Средневековье
| Ибн-Сина (Авиценна)
| Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
| Ибн-аль-Хайсам (Альгазен)
| Альгазену принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм ощущений и восприятий, в частности, механизм построения зрительного образа. Альгазен впервые, опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор и что причиной возникновения чувственного образа являются не истечения, как предполагали греки, а законы отражения и преломления.
| Ибн-Рошд (Аверроэс)
| Ибн Рушд по-своему прокомментировал учение Аристотеля о душе и разуме, а именно сделал упор на их разделении. Под душой понимались функции, которые неотделимы от организма (прежде всего чувственность). Его сторонниками была выдвинута концепция «двойственной истины», обосновывавшая независимость истин разума от истин религии
| Фома Аквинский
| Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры. Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». Оно оказало значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества.
| Роджер Бэкон
| Один из основных пунктов философии Бэкона — это его теория познания, поскольку эта теория должна была обосновать необходимость существования всех естественных наук. По Роджеру Бэкону, существуют три способа познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. ... Поэтому все познание идет от наших ощущений посредством дальнейшего восхождения в виде абстрагирования и выделения идей к рациональному познанию, к уму. Если нет ощущений, утверждает он, то нет и науки
| Дунс Скот и Уильям Оккам
| Индетерминист - признавал первенство воли над умом как у человека, так и у Бога, придавал громадное значение индивидуальности, индивидуальной свободе (в отличие от Ф. Аквината). С точки зрения Д. Скота, всё действительное познается только эмпирически, через своё
действие.
Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, и наше познание со стороны реальности своего содержания зависит от предмета, а не от субьекта.
| 3.
| XIV – XVI вв. – дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий
Эпоха Возрождения
| Леонардо да Винчи
| Природа - творческое, деятельное начало; бог - гарант необходимости природных явлений. Главная задача науки - раскрытие количественных сторон мира (значение мате эксперимента) Художественный психологизм – это направление в психологии, которое занимается исследованием и описанием внутреннего мира человека средствами языка искусства. По мнению Леонардо да Винчи, искусство, а именно художественное творчество, при его правильном применении, помогает раскрывать психолого-исторические предпосылки развития личности, познавать высший уровень психики человека.
| Хуан Луис Вивес
| он обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию (обоснованного логического перехода от частного к общему). Основой такого перехода, по мнению Вивеса служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет по его мнению природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Вивес большое значение придавал также эмоциональной сфере. Вивес одним из перных пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного
преживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.
| Хуан Уарте
| Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырёх элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством), требующих специальных дарований. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определённым темпераментом мозга, т.е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста и т.д. Зависимость таланта от природы не означает по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования (например особенности смеха или жесткость волос.) Тем самым он внес важную идею о взаимосвязи внешнего и внутреннего. Уарге мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе, который необходимо осуществлять уже в детском возрасте.
| 4.
| XVII – середина XIX вв. – выделение сознания в качестве предмета исследования и формирование теоретических основ психологии
| Г. Галилей
| один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки. ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.
| Н. Коперник
| Разработал гелиоцентрическую систему мира По духу его работа пифагорейская;
солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
| Уильям Гарвей
| В противовес концепции преформизма Гарвей сформулировал в 18 веке идеи эпигенеза.
экспериментальный метод исследования. Описал большой круг кровообращения. В эмбриологии он установил, что все животные развиваются из яйца. Ему принадлежит идея, что все высшие организмы проходят ступени развития, которые соответствуют организации нижестоящих форм.
| |
|
|