Брестяные грамоты. Российский государственный социальный университет
Скачать 30.54 Kb.
|
Итоговый контроль по дисциплине «История
Москва 2020 Берестяные грамоты и какова их роль в изучении истории России? Берестяная грамота — письменные символы на кусках березовой коры. Эти письменные памятники культуры относятся к XI-XV в. в. Помимо Древней Руси, берестяная кора для записей использовалась еще в ряде других государств: в Древнем Риме, в Индии, Тибете, Монголии и на территории Северной Америки. Береста всегда считалась непрочной и непрестижной в качестве материала для письма, но из-за дешевизны и простоты получения она использовалась на Руси без малого 5 веков, до появления дешевой бумаги. Бересту применяли люди всех сословий для личных записок и в домашнем обиходе. Для начертания официальных документов, указов и важных писем брали пергамент. Все находки археологов представляют собой разрозненные документы. Есть территории, где было обнаружено сразу много грамот из березовой коры, как правило, это части древних городов, где располагались суды, канцелярии и иные властные учреждения. В этом сообщении я разберу 2 вариант, предполагающие под собой следующие грамоты: поклонъ ѿ миха[ӏ]л[ѣ] ꙋ к осподину своѥму тимофию тимофию ꙋ землѧ готова надобь сѣмѧна пришли ꙩсподине цлвкъ ꙋ с проста ꙋ а мꙋ н‐е смиѥмъ ꙋ ӏмать ржи безъ твоѥго сло‐ва ‘Поклон от Михайлы господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека сразу же, а то мы не смеем брать рожь без твоего слова’. (покло)но [ѿ] дав[ꙋ](даиѿ) еси‐ѳа ꙋ къматѳѣю ꙋ постои ꙋ за нашего сироту ꙋ мо‐лви ꙋ дворѧнину ꙋ павлу ꙋ пе‐трову брату дать ꙋ грамо‐тѣ ꙋ не дасть ꙋ на негоꙋ ‘Поклон от Давыда и от Есифа к Матфею. Постой за нашего крестьянина — скажи дворянину Павлу, Петрову брату, чтобы грамоту (подразумевается: о закабалении) не давал на него’. Кто являлся автором грамот и о чем в них говорилось? Эти грамоты были написаны в 1410 году, до существования крепостного права, что может сведетельствовать о том, что их авторами были зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма. Группой лично зависимых крестьян управляли землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. В первой грамоте, предположительно, говорится о просьбе прислать землевладельцем гонца или вестника, с указаниями для посева земли. Что касается второй грамоты, там говорится о просьба защитить крестьянина от закабаления. Закабаление– склонность ставить в духовное, материальное или психологическое зависимое положение, лишать воли или самостоятельности; порабощать, подчинять, закрепощать; лишать свободы проявления чувств, желаний и т.п. Права и обязанности зависимых крестьян Рассмотрим формы зависимости крестьян от помещика или феодала: полную и неполную. Полностью зависимых от хозяина крестьян было принято называть лично зависимыми. Их положение в обществе было одним из наиболее плачевных. Они не имели не только права собственности на какие-либо предметы обихода, включая одежду, но и права на свободное волеизъявление и даже на собственную жизнь. Подобная форма крестьянской зависимости была характерна для государств, в которых процветало рабовладение. Принудительные обязанности зависимых крестьян из этого сословия не могли быть оспорены даже в случае неподобающего к ним отношения хозяина. Феодал, в свою очередь, имел право приговорить крестьянина к телесным наказаниям и даже лишить его жизни за любую провинность. В обязанности зависимых крестьян входило работать на барщине и уплачивать оброк. Крестьяне жили на земле феодала и обрабатывали землю, которую им давал в пользование землевладелец. В качестве платы они работали на его земле бесплатно, или отдавали ему часть своего урожая, позже оброк стал денежным. Продуктовый оброк свидетельствовал о слабом развитии товарно-денежных отношений. |