Главная страница
Навигация по странице:

  • «РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА – ГИТИС»

  • «Сценическая речь. Дикция и орфоэпия» 22-23 ноября 2021г Слушатель______________________ Регион ____________________________

  • Вопросы для зачета

  • б’ы

  • Задание для зачета Сценическая речь. Дикция и орфоэпия. российский институт театрального искусства гитис


    Скачать 23.09 Kb.
    Названиероссийский институт театрального искусства гитис
    АнкорЗадание для зачета Сценическая речь. Дикция и орфоэпия
    Дата15.03.2022
    Размер23.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание для зачета Сценическая речь. Дикция и орфоэпия.docx
    ТипПрограмма
    #396972

    МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА – ГИТИС»

    Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих

    и управленческих кадров в сфере культуры
    Программа повышения квалификации

    «Сценическая речь. Дикция и орфоэпия»

    22-23 ноября 2021г


    Слушатель______________________ Регион ____________________________

    Ф.И.О. Адрес для отправки оригинала удостоверения


    Вопросы для зачета:

    1. Назовите упражнения для формирования нижнереберного диафрагматического дыхания.

    Выполняя дыхательные упражнения, особое внимание следует обратить на выработку нижнереберного типа дыхания, координированность вдоха и выдоха. При этом нужно добиваться плавного длительного выдоха, являющегося основой нормальной фонации.

    Упражнения на отработку нижнереберного дыхания проводятся в различном темпе, обязательно под счет или метроном.

    Упражнение 1. Лечь на спину, положить одну руку под поясницу, а другую для контроля – на верхнюю стенку живота. После спокойного, плавного вдоха через нос мысленно на счет «раз», «два», «три» на 2 с. задержать дыхание, после чего начать медленный выдох в течение 4–5 с., произнося протяжно «оооххх» или «аааххх». Во время вдоха передняя стенка живота приподнимается кверху, а во время выдоха западает, опускается вместе с кистью руки. Упражнение повторяется 4–5 раз, затем отдых 3–5 мин.

    Упражнение 2. Встать прямо, плечи развернуты и слегка опущены, спина прямая, низ живота подтянут, держаться следует непринужденно, без напряжения. Сделать вдох через нос, имитируя вдыхание запаха цветка, а затем медленный плавный выдох через рот, как бы произнося звук «а», «согревая» руки теплой струей выдыхаемого воздуха. 71 Стараться постепенно удлинить выдох до 7–9 с. Во время вдоха следует обращать внимание, чтобы плечи не приподнимались и верхняя часть грудной клетки не выпячивалась вперед. Расширение грудной клетки должно быть преимущественно в нижних ее отделах, при этом передняя стенка живота несколько смещается вперед. Для лучшего самоконтроля дыхательные движения следует выполнять стоя перед большим зеркалом. Упражнение повторяется 4–5 раз.

    Упражнение 3. Выполняется так же, как и предыдущее. Отличие в выдохе, который осуществляется сквозь сомкнутые зубы со звуком «сссссс» или «шшшшшш».

    Упражнение повторяется 4–5 раз, затем пауза.

    Упражнение 4. Сделать вдох через одну ноздрю, закрыв другую, на счет «раз», «два», затем после задержки дыхания в течение 2–3 с. перейти к выдоху через другую ноздрю в течение 7–10 с. Как и предыдущие упражнения, оно повторяется.

    Упражнение 5. Сделать короткий вдох через нос, с напряжением поднять голову вверх, задержать дыхание на счет «два», «три», «четыре». На выдохе наклонить голову вниз, как бы здороваясь, расслабив мышцы шеи. Выдох осуществляется сквозь узкую щель между зубами верхней и нижней челюсти со звуком «ссссссс» или «шшшшшш».

    Упражнение 6. Медленная ходьба в сочетании с дыханием: на два шага – вдох, на два шага – выдох. Постепенно удлинять выдох – на 4-, 6-, 8-, 10-й шаг. Упражнение повторяется несколько раз.

    Упражнение 7. Исходное положение – руки в замке за головой. Вдохнуть, прогнуться; выдохнуть, медленно наклоняясь вперед в течение 5–7 с. На выдохе произносить: «а», «о», «у», «э», «и».

    Упражнение 8. Вдохнуть через нос, после паузы начать счет, распределяя выдыхаемый воздух на пять единиц, четко выговаривая каждое слово. Добрать воздух, продолжить счет, распределив выдыхаемый воздух для произнесения шести единиц; добрать воздух, считать до семи и т. д. – до десяти.

    Упражнение 9. Для тренировки дыхания на текстах вначале используются короткие пословицы и скороговорки. Например, «Купи кипу пик», «Купи кипу пуха», «Добыл бобов бобыль», «От топота копыт пыль по полю летит» и др. Перед произнесением каждой фразы сделать вдох


    2. Назовите основные типы интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой

    Интонационная конструкция (ИК), интонема, фонема тона — совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностьюязыкового знака (а именно супрасегментной единицей), имеет план выражения и план содержания. Дифференциальными признаками для различения интонационных конструкций являются направление тона на гласном центре и соотношение уровней тона составных частей ИК, а также длительность гласного центра, усиление словесного ударения на нём и наличие — отсутствие смычки голосовых связок в конце произнесения гласного в центре ИК, воспринимаемой как резкий перерыв звучания.

    Во всякой ИК выделяется центр — слог, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких значений, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Передвижение интонационного центра, также описываемое как сдвиг логического ударения, выражает смысловые различия внутри предложения, ср. рус. Вы б’ыли в кино? — В’ы были в кино? — Вы были в кин’о? Гд’е?

    Еленой Андреевной Брызгуновой было выделено 7 типов интонационных конструкций в русском языке.
    ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту. Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.
    ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.
    ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.
    ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.
    ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.
    ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.
    ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.


    3. Основные правила произношения гласных А и О в русском языке


    4. Основные правила произношения гласные Е и И в русском языке


    5. Основные правила произношения согласных звуков в русском языке.


    написать администратору сайта