Книга. РостовнаДонуФеникс
Скачать 1.99 Mb.
|
100 ляем себе будущее, предвкушаем свой отпуск и планируем карьеру. Даже составление распорядка дня требует от нас готовности и способности мысленно переноситься в бли жайшее будущее. Мы можем приготовить ужин благодаря тому, что способны предвидеть, какие продукты нам для этого понадобятся. Даже то, как мы утром встаем с постели, зависит от предвосхищения планов на день. Мы можем радостно вскочить с кровати в предвкушении дня, полного новых возможностей, или же зарыть голову глубоко под подушку, зная, что нас ожидает нудная рутина. То, что мы ожидаем от вновь наступившего дня, зависит от наших воспоминаний о тысячах таких же дней в прошлом. Я осознанно встаю с постели, так как мне нужно рабо тать на благо будущего, потому что я люблю свою работу и надеюсь, что она что-то изменит в этом мире. Иногда я встаю просто но инерции, но даже для это го мне необходимо вспомнить распорядок предыдущих дней, мои ожидания и цели и представление о самой себе. Я встаю благодаря тому, что достаточно хорошо помню подробности своей жизни, чтобы знать, например: сейчас нужно вставать с кровати. То, во сколько именно я встану, зависит опять-таки от сочетания воспоминаний и представлений. Я представляю себя в будущем: представляю, как опаздываю на работу, жалея, что не встала на пять минут раньше. Я вспоминаю вчерашний день, себя в нем, размышляю над последстви ями вчерашнего опоздания и задаю себе вопрос а оно того стоило, залежаться в постели лишних десять минут? Представляю себя в будущем, когда прихожу на работу 101 вовремя благодаря тому, что пропустила утренний кофе. В настоящий момент мне предстоит выбрать, какое из этих времен заставит меня встать с постели: мое воображаемое будущее, прошлое, которое осталось в памяти, прошлое, которое приводит к определенным последствиям в будущем, или же то недалекое прошлое, которое предшествовало моменту в настоящем. Более того, я знаю, как встать с кровати, благодаря более глубокому, но менее осознанному чувству переплетения воспоминаний о прошлом и представлений о будущем. Я без особых усилий помню, как стоять и ходить, я думаю и планирую свои действия по инерции. Мое настоящее переплетается с прошлыми воспоминаниями, будущими целями и поставленными задачами. Я чувствую себя в бе зопасности в своем доме, так как он мне знаком. Я постоянно прокручиваю в голове воспоминания о дне, когда я купила его и перекрасила стены кухни. Иногда наши представления о будущем пугают нас без особой причины. Бывает, что наши собственные вос поминания противоречат воспоминаниям нашего супруга или друга о событиях из совместного прошлого, и мы начинаем спорить о том, как все было на самом деле. Будучи субъективными, память и воображение являются основами нашего самосознания. Вот что об этом говорит доктор Эрнест Кин: «Я знаю, кем являюсь сейчас, так как помню, кем я был в прошлом и представляю, каким буду в будущем. Осознание моего прошлого и будущего — это осознание самого себя». Джон Хорган, лауреат многих научных премий, опросил ведущих исследователей изучения человеческого мозга 102 и выяснил, что во всех исследованиях по неврологии, ге нетике, искусственному интеллекту, психофармакологии, эволюционистской психологии самые главные вопросы человеческого сознания остаются нераскрытыми. Даже спустя десять лет после издания книги Хоргана ученые еще не пришли к единому мнению насчет того, что такое со знание. Они до сих пор не знают, какое отношение имеет человеческое сознание к мозгу, откуда появляются мысли и чувства и в какой части человеческого тела они хранятся. Но эта нехватка научной обоснованности еще никому не мешала думать или чувствовать. Большинство из нас принимают как само собой ра зумеющееся тот факт, что мы живем насыщенной жизнью, подробности которой можно описать и делиться ими с другими, но никак нельзя воспроизвести в точности или объяснить в рамках научных исследований. Общеизвестно, что ученые не могут предсказать, на что способно челове ческое воображение и каковы его границы. Однако нас это не очень беспокоит. Мы так часто вспоминаем прошлые события и мысленно представляем будущее, что это стало неотъемлемой частью нашего каждодневного опыта. Не смотря на то, что дать определение памяти и воображению трудно, а объяснить их с научной точки зрения еще сложнее, всем известно, что они существуют. 103 CBOБОДA ВОЛИ. СУДЬБА И ВЫБОР Я с раннего возраста научилась доверять своим предчув ствиям, и благодаря этому в шестнадцать лет мне удалось заполучить лучшую спальню в доме. Я была достаточно (но не до конца) уверена, что в конечном итоге родители купят этот дом. Моя победа в споре с братом была сладка, но повлекла за собой ряд вопросов, ответов на которые у меня не было. Означало ли возникновение у меня пред чувствия то, что родителям было суждено купить именно этот и никакой другой дом? Сколько людей замешкались с продажей своих домов, тем самым косвенно лишив нас возможности выбрать дом получше? Скольким людям по казывал этот дом наш агент по недвижимости, убеждая их в том, что это для них самый лучший вариант? Я не знала, как ответить на все эти вопросы. Если будущее предопреде лено, то как быть со свободой воли. А если нет, тогда что такое предчувствие? С давних времен на Востоке свобода воли считалась при рожденным правом человека, и потому к предчувствиям там относились с опаской, боясь, что те способны отнять у человека право выбрать свое будущее. Всем известно, что прогресс шагает вперед, открывая нам все новые возможности. Нам не нужно знать прямо сейчас, что произойдет в будущем. Достаточно жить полноценной жизнью в настоящем, ис пользовать свои возможности по максимуму, надеяться на лучшее и дать завтрашнему дню самому заботиться о себе. Многие люди часто упускают из виду момент зарождения предчувствия. Они оказываются перед сложным выбором: 104 довериться моментальному ощущению предвосхищения будущего или же полагаться на свой предыдущий опыт и знания о времени, причинно-следственных отношениях и праве на свободу воли. Учитывая все это, многие люди предпочитают игнорировать предчувствия. Исследователи не могут найти исчерпывающего ответа на то, как нам одновременно пользоваться своим правом на свободу воли и с умом использовать предчувствия в повседневной жизни. Возвращаясь к событиям того лета, хочу сказать: я знала, что, если расскажу родителям о своих предчувствиях, они откажутся от покупки дома только лишь для того, чтобы лишний раз доказать мне, что предчувствий не существует. Итак, я ничего не сказала им. Родители пребывали в счаст ливом неведении того, что выбор именно этого дома был им предначертан... Конечно же, на решение родителей купить этот дом в Сиэтле повлияли не мои предчувствия. Даже если бы у меня не возникли эти внутренние ощущения, родители, возможно, все равно купили бы его, однако в этом случае моему брату досталась бы лучшая спальня, а мне всего лишь комната на втором этаже. Предчувствие дало мне возможность предвосхитить один из возможных вариан тов будущего, и я была вольна распоряжаться данной мне информацией так, как мне хотелось. Я решила, что мои предчувствия касались не предо пределенного, а возможного будущего. Они предоставили мне информацию, которую еще предстояло проверить на достоверность. Я осознавала, что могу ошибаться насчет дома. Могло случиться что угодно: например, брат мог отка заться от моего предложения, или, скажем, кто-то опередил 105 бы моих родителей в покупке дома, и нам пришлось бы рассмотреть другой вариант жилья. Мои предчувствия не давали никакой гарантии происхождения тех или иных событий, однако они придавали мне уверенность в том, что преимущество в споре с братом было на моей стороне. Вы можете спросить: если я была так уверена в подлин ности своих предчувствий, то почему я не доверилась им полностью, не смирилась с тем, что буду жить в комнате на втором этаже? Но я не рассуждала с этой точки зрения. Я полагалась на свои внутренние ощущения, не думая, что мои воспоминания могут повлиять на мое будущее место жительства так, как будто мои предчувствия лучше знали, что будет хорошо для меня. Они точно указали на спальню, в которую я бы заселилась в ближайшем будущем, а у меня была возможность распорядиться имеющейся информацией по своему усмотрению. Каждый день мы стоим перед одной и той же дилеммой: довериться своей памяти или нет, верить в свое собственное представление о самих себе или нет. Ежедневно мы поль зуемся своим правом на свободу воли, несмотря на наши знания в области генетики и биологии. Даже язык, которым мы владеем, влияет на формирование нашего мировоспри ятия. Мы оцениваем свое право выбрать лучший сценарий будущего, когда вновь и вновь рассказываем историю своей жизни: откуда мы идем и куда направляемся. Предчувствия никак не отменяют наше право на свободу воли, наоборот, они дают больше информации для расширения границ наших возможностей. 106 ГЛАВА 5 Доказательство в повседневной жизни 107 античной культуре проблему неверия в под линность предчувствий олицетворяет Кас сандра — трагический персонаж из грече ской мифологии. Согласно мифу бог Аполлон влюбился в Кассандру, дочь троянского царя Приама, и пообещал девушке все что угодно за ее взаим ность. Кассандра попросила дар пророчества, но, получив его, тут же передумала выполнять свое обещание: она знала, что Аполлон уже не сможет отнять у нее этот дар. Аполлон был в ярости. Забрать обратно у Кассандры дар пророчества он действительно не мог, зато ему было под силу сделать так, чтобы никто не верил в предсказания Кассандры. Когда греки оставили огромную статую коня за стенами осажденной Трои, девушка посоветовала отцу не принимать этот подарок. Однако царь не послушался ее и приказал принести статую в город. Той же ночью греческие солдаты, спрятавшиеся внутри огромного коня, открыли В ворота и впустили в осажденный город остальную часть греческого войска, что привело к падению и гибели Трои. История Кассандры и по сей день приводится в качестве наглядного примера, доказательства плачевных последствий неверия в предчувствия. Скептики говорят: «Докажите нам это, и мы поверим». Однако имеется один нюанс, который нужно учитывать: убедительность доказательства отчасти зависит от того, кто его принимает. Если скептики остаются твердыми в своих убеждениях, ничто — ни эксперимент, ни исследование, ни чей-то личный опыт — не сможет убедить их в обратном. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Многие искренне не понимают, зачем нужно приводить какие-то дополнительные доказательства подлинности предчувствий. Те, у кого был опыт предчувствий, считают вполне достаточным доказательством сам факт того, что в будущем произошло событие, подтверждающее их вну тренние ощущения. Эти люди хорошо запомнили необычно яркий сон или заметили внутренние предупредительные сигналы, которые не давали им покоя. Когда будущее со бытие подкрепляло эти внутренние ощущения, связь между ним и предчувствиями становилась очевидной. Однако доказать это друзьям и членам семьи не так-то просто. Большинство предупредительных сигналов предве щает события, которые происходят совершенно неожиданно. 108 Момент зарождения предчувствий исчезает так же быстро, как и появляется, оставив вас в недоумении — следовать ли предупредительным сигналам своих внутренних ощущений или нет. В суматохе повседневной жизни довольно трудно держаться за эти мимолетные ощущения, но еще сложнее доказать, что у вас был опыт предчувствий — ведь их сила не столько в событиях, подтверждающих их подлинность, сколько в наших воспоминаниях об этих ощущениях. Для постороннего человека рассказ о предчувствиях — это про сто история из жизни кого-то, кому они могут доверять, а могут и нет. Родители всегда очень любили и ценили меня, но чтобы поверить в мои предчувствия, им требовались убедительные доказательства. У моих родителей уже было пятеро детей до моего рождения (а всего нас семеро братьев и сестер), и они прекрасно знали: дети могут и вообразить ужасных монстров под кроватью, и приукрасить в своих рассказах некоторые факты, и солгать, чтобы избежать наказания. И я, как и все дети, в детстве много фантазировала и при думывала то, чего на самом деле не было. Права была моя мама, когда с сомнением отнеслась к моему заявлению о том, что я слепну на один глаз. Это было в первом классе. Мама попросила меня посмотреть на ее палец, и когда увидела, что оба моих глаза прекрасно реагируют на движения ее пальца, сказала: «С твоими глазами все в порядке». После этого она спокойно пошла в гости к соседям. Для меня мои предчувствия были более чем реаль ными, а для моих родителей они оставались в категории воображаемых явлений. Я знала, что если хочу убедить их в подлинности своих внутренних ощущений, то они 109 сначала должны поверить в то, что я им не лгу, ничего не преувеличиваю и не приукрашиваю, не совершаю ошибок. Для моей консервативно настроенной семьи нужны были весомые доказательства. В двенадцать лет я наметила себе те шаги, которые мне нужно было предпринять, чтобы доказать реальный харак тер моих внутренних ощущений. Сначала мне требовалось научиться вызывать у себя предчувствия. Затем при удоб ном случае я бы рассказала о предчувствии родителям так, чтобы они могли увидеть его, что называется, «в действии». Разумеется, нужно было быть готовой логично объяснить, как я все это делаю. Тогда им осталось бы только сопоста вить мою версию с реальными событиями, и — вуаля! Как говорится, все гениальное просто. Однако мне понадобились годы, чтобы убедиться: вы шеперечисленные действия на пути к моей цели доказать родителям подлинность предчувствий просто невозможны. Мне не удалось довести до ума даже первый пункт моего гениального, как мне тогда казалось, плана. Предугадать, когда у меня будет следующее предчувствие, не получалось, а вызывать у себя подобные ощущения по заказу я так и не научилась. Как и большинство людей, я распознавала предчувствие, бросив взгляд в прошлое и проследив связь своих внутренних ощущений с реальным событием, при этом я не доверяла предчувствиям настолько безоговорочно, чтобы рассказывать о них до того, как они подтвердились... Раньше ученые не имели возможности проводить лабо раторные исследования по изучению предчувствий. Они основывались на рассказах людей, у которых был подобный опыт, тщательно проверяли их истории и затем публиковали 110 те из них, которые прошли проверку. Одно из первых таких изданий — книга медиума Эдит Литлтон «Некоторые случаи предсказаний», которая состоит из пятнадцати тщательно проверенных записей предчувствий. Автор книги отводит каждому предчувствию и связанному с ним событию один- два параграфа, а также перечисляет шаги, предпринятые для проверки подлинности этих предчувствий. Госпожа Литлтон включила в свою книгу материалы, которые под тверждали слова участников эксперимента — письма от их друзей, коллег и родственников. Ученые, подобно Эдит Литлтон, с энтузиазмом прово дили свои исследования, прекрасно осознавая: сама идея предчувствий настолько необычна, что для подтверждения их подлинности нужны не просто разумные доводы, но какое-то экстраординарное доказательство. Исследователи надеялись собрать достаточное количество обоснованных предчувствий, чтобы выдвинуть идею вероятного существо вания этих внутренних предупредительных сигналов и тем самым привлечь к проблеме внимание широкой публики. Отбирая материал, ученые установили высокую планку, и анализируемые предчувствия должны были соответствовать этому стандарту: соблазн найти неопровержимое, научно обоснованное доказательство существования предчувствий очень велик. 111 СИЛА НЕОПРОВЕРЖИМОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Доктор Сэлли Райн Федер, дочь Джозефа и Луизы Райн, продолжила исследования родителей в области экстрасен сорного восприятия будущих событий и написала о той мощной силе, которую может привнести в нашу жизнь убедительное доказательство существования предчувствий. В своей книге «Дар» Сэлли рассказывает о Бекки — жен щине, у которой в жизни было несколько предчувствий, но ни одно из них не было воспринято всерьез ни ее мужем, ни детьми. На протяжении долгих лет муж Бекки считал ее предчувствия случайностями, совпадениями или нереальны ми фантазиями. Одним из самых значимых предсказаний Бекки является предвосхищение террористических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, США. Предсказание Бекки сбылось в таких мельчайших подробностях, что ее муж больше не мог оставаться скептиком. Пугающее пред сказание Бекки привело к улучшению отношений с мужем и ее личностному росту. Она, наконец, пришла к полному принятию своего необычного опыта. Ей больше не нужно было молчать о своих предчувствиях или стыдиться их. Как будто гора упала с ее плеч. Более того, муж Бекки больше не смотрел на нее неодобрительно, когда она рассказывала о своих интуитивных ощущениях. Она продолжала быть любимой и при этом могла оставаться самой собой. Доктор Райн ясно осознавала значение неопровержимого доказательства для участников эксперимента, а также членов 112 их семьи и друзей. История Бекки является примером того, как неоспоримое доказательство подняло ее отношения с мужем на качественно новый уровень. Еще будучи подростком, я тоже верила, что неопровержи мое доказательство способно изменить умы и сердца людей, которых я люблю. Я потратила многие годы на поиски таких недвусмысленных доказательств. Я была уверена: предчув ствие, о котором я вовремя расскажу нужному человеку, докажет, что я стояла на пути к разгадке настоящей тайны, а не застряла в мире своих фантазий (как могло показаться на первый взгляд). Наконец я, как говорится, дождалась своего звездного часа. Это случилось еще во время учебы в колледже. У меня был опыт возникновения предчувствия, которое помогло убедить других в подлинности возникших у меня ощущений. Мой друг Роб и я больше года спорили по поводу ве роятности существования предчувствий. Он был старше меня и, как ему казалось, опытнее. Роб вовсе не собирался отказаться от своего привычного представления о мире. Я не могла убедить его в обратном, а он, в свою очередь, не был готов поверить мне на слово. Весной 1981 года Роб и я договорились с двумя другими друзьями, Тимом и Кэ рол, поехать в Портленд, штат Орегон, на музыкальный фестиваль. Во время этой поездки Тим и Кэрол поняли, что влюблены, и все выходные провели в объятиях друг друга. Выезжая с парковочной площадки, я увидела Тима и Кэрол, которые в обнимку выходили через переднюю дверь. И в этот самый момент меня осенило воспоминание. Мысленно я представила, что стою на кухне родительского дома. Стрелки на часах показывали полдесятого вечера... 113 |