Книга. РостовнаДонуФеникс
Скачать 1.99 Mb.
|
Предназначение предчувствий ГЛАВА 7 РАЗБИРАЕМСЯ С ПРЕДЧУВСТВИЯХ П реобладающее количество стереотипов о предчувствиях не соответствуют тем творческим, игривым и лишь изредка пугающим событиям, которые были предсказаны благодаря внутренним предупредительным сигналам людей. У нас намного боль ше шансов применить предчувствия в нашей повседневной жизни, чем пропагандируют современные развлекательные программы. Отказавшись от тех поверхностных стереотипов о предчувствиях, которыми изобилует массовая культура, мы сможем по-новому взглянуть на эту форму экстрасен сорного восприятия реальности, и это даст вам возмож ность сохранить, описать, истолковать и, в конце концов, применить наш необычный опыт в повседневной жизни. 158 Но что это означает? Сегодня поиск смысла возникновения предчувствий идет в двух направлениях. Первое из них разрабатывают ученые, философы, психологи и эксперты в области эволюции. Они ищут такое понимание наших внутренних предупреди тельных сигналов, которое объясняло бы возможность воз никновения предчувствий в рамках линейности времени. До сих пор эти поиски не привели к удовлетворительным результатам. Ученые доказали существование предчувствий, но они по-прежнему не знают, откуда появляются эти внутренние ощущения, какие сигналы они транслируют в наш мозг и каково их конечное предназначение. К счастью, нам не нужно ждать, пока ученые разберутся в этих вопросах. Мы сами можем определить, в чем предна значение предчувствий именно для нас. Это и есть второе направление поиска смысла этих внутренних предупреди тельных сигналов в нашей жизни. Мы всегда можем спросить, какое именно значение это конкретное предчувствие имеет лично для меня, каков его посыл. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить, как предчувствия влияют на нашу повседневную жизнь с ее хлопотами и заботами. Конечно же, мы не найдем окончательного ответа на поставленный вопрос, однако сумеем разобраться в том, • какую пользу для себя и своей семьи мы сможем из влечь из своих предчувствий; • с кем мы сможем делиться этим своим опытом; • как следует реагировать на эти внутренние преду предительные сигналы. Каждый должен сам ответить на вопрос, каково зна чение предчувствий конкретно для него, при этом нужно учесть два важных момента. Первый — это то, что ответ 159 на поставленный вопрос может найти любой, у кого было предчувствие. И второй: может быть не одно, а несколько истолкований предназначения наших внутренних преду предительных сигналов. Уже имеются ответы на вопрос о значении предчувствий, найденные людьми, которые решили, какую пользу они извлекут из этого своего не обычного опыта. KЛАДЕЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Доктор Луиза Райн просматривала рассказы людей о своих предчувствиях, пытаясь найти одно-единственное объяснение значения такого необычного опыта в нашей повседневной жизни. Вместо этого она обнаружила, что каждый опрошенный по-своему истолковывал предназна чение предчувствий. Конечной целью доктора Райн было объяснение самого феномена предчувствий, но полученные результаты в этом ей нисколько не помогли: тысячи ис толкований, которые люди давали своему опыту, не имели никаких точек соприкосновения, и поэтому составить на их основе всеобъемлющее представление о предчувствиях оказалось невозможным. Я думаю, что такое многообразие объяснений и опи саний предчувствий открывает хорошие перспективы для современного поиска значения предчувствий в нашей 160 жизни. Тот факт, что существует множество индивидуаль ных значений предчувствий, помогает нам разобраться в нашем собственном опыте. Значение каждого отдельного предчувствия зависит от стиля жизни индивидуума и от его личного выбора в различных жизненных ситуациях. При более внимательном рассмотрении можно проследить связь между отдельными событиями нашей жизни и значениями, которые мы придаем им. Эта истина касается всех аспектов нашей жизни. Каждое событие, каждый объект и момент нашей жизни может быть рассмотрен с самых разных точек зрения. Возьмем самый банальный, на первый взгляд, пример. Вы можете поменять представление о простом апельсине в зависимости от того, в каком окружении он находится. Мы можем представить апельсины на деревянном дощатом столе, вокруг которого толпятся сироты из рассказов Диккенса, а можем пред ставить их на тарелке в красивом доме на пляже Майами. В нашем воображении апельсины могут очутиться и на столе у художника рядом с синим кувшином и цветами в вазе, и в тележке, которую фермер везет на рынок. Апельсин есть апельсин, однако он приобретает характерные черты благодаря своему окружению и нашему представлению о нем. Каждая точка зрения добавляет новую особенность и понимание, из которых складывается целостная картина представления об апельсине. Один человек отмечает его сла дость, другой — цвет этого фрукта, третий — питательные свойства, четвертый обращает внимание на производителя. Этот принцип применим и к предчувствиям. Каждое значение, которое мы вкладываем в предчувствие, дает нам новое понимание этого явления. В результате у нас 1б1 появляется возможность рассмотреть свой необычный опыт с разных точек зрения. ШЕСТЕРО ДОБРОВОЛЬЦЕВ Я взяла интервью у шестерых человек, испытавших хотя бы одно предчувствие, чтобы выяснить, как они вос пользовались этим личным опытом. Я отобрала их из числа 55 человек, которым заранее отправила письма. Письма эти я разослала тем, с кем пела в церковном хоре. Почти 20 % из них откликнулись на мое письмо. У одиннадцати людей был хотя бы один опыт предчувствия, хотя до прочтения моего письма они и не думали об этом под таким углом. Точно такое же письмо я отправила одному доктору, с ко торым я встречалась ранее в том же году на конференции; у нас с ним были общие интересы. Этот доктор поговорил со своими пациентами, и через несколько дней четверо из них связались со мной. Таким образом, имелось пятнадцать добровольцев, из которых я выбрала шестерых. С каждым из них я провела два больших интервью, во время которых мы вместе тщательно анализировали их необычный опыт и значение предчувствий в их жизни. Разнообразие религиозных и духовных убеждений моих ре спондентов оказалось поразительным, как и их открытость: они не боялись ни делиться своими страхами, ни задавать интересующие их вопросы — все это перемежалось раз личными шутками или, наоборот, высокопарными речами. 162 Первый мой респондент, Эвелин — молодая энергичная женщина, мать двух подростков. Ей тридцать четыре, но благодаря своим длинным каштановым волосам она вы глядит моложе своих лет. Она училась в колледже, а сейчас оказывает дневную медицинскую помощь на дому. Еще подростком Эвелин была преданным членом Мормонской церкви, и в тот период на протяжении двух лет ее пресле довало одно предчувствие за другим. Ей снились обычные события из школьной жизни, и однажды она получила предупредительный сигнал, который помог избежать не счастного случая, но ей понадобилась помощь матери, чтобы найти позитивное толкование своего опыта. Чарли — полицейский, служит более 10 лет. Он расска зал мне, как предчувствия берегут его от бед и помогают ловить преступников. Чарли посмеивается над недоумением своих коллег, которые не могут понять, как ему удается поймать столько преступников. Благодаря одному из своих предчувствий он сумел помочь молодым людям оправиться после ужасной автокатастрофы. Роджер — писатель, интеллектуально развитая личность. Во всем придерживается принципа разумности и с осто рожностью делится с другими опытом, который ему не до конца понятен. Несмотря на свой маленький рост, Роджер крепкий и выносливый. Более тридцати лет назад у него было предчувствие трагического события, и воспоминание об этом опыте, который так до конца и не понятен ему, до сих пор остается очень ярким. Джулия — описывает себя как храбрую и бесстыдную блондинку, которая любит поразмышлять над важными жизненными вопросами. Через духовный опыт медитации 163 она с удовольствием принимает предупредительные сигналы предчувствий и учится доверять им и применять их в своей повседневной жизни. Джулия — социальный работник, она помогает людям с физическими и умственными ограниче ниями найти работу и продержаться на ней. Предчувствия направляют и поддерживают ее. Благодаря им Джулия чувствует, когда нужно срочно позвонить маме, а когда необходимо помедитировать, чтобы не потерять контроль над управлением машиной. Филипп — руководитель подразделения в крупной компании, занимающейся производством программного обеспечения. Он ходит с длинными волосами, проявляя тем самым творческую натуру писателя и музыканта. В течение многих лет Филипп развивал свою способность получать предупредительные сигналы из будущего, очищая свой разум и освобождая место для принятия предчувствий на подсознательном уровне. Необычный опыт часто преду преждал его о предстоящих несчастных случаях и помогал вспомнить о назначенных встречах. Оливия — капеллан при хосписе. Она считает, что предчувствия составляют важную часть ее католической веры, хотя не делится своими убеждениями с другими прихожанами. Она узнала о существовании предчувствий от своей матери и очень рада, что в ее жизни случаются предчувствия — они помогают ей правильно воспринимать неожиданные новости. Эти люди не знаменитости и профессия их не публична. Они не являются специалистами в области психологии. Все они занимаются любимым делом, но никто из них не занимает высокой должности. Кто-то из них состоит 164 в браке, а кто-то находится в поиске подходящего партнера. Эти люди не читали научную литературу о предчувствиях и делились своим необычным опытом только с близкими. Большая часть их предчувствий — смутные и мимолет ные, без тех видимых предупредительных знаков, которые обычно помогают исследователям доказать их подлинность. Эти предчувствия касаются личной жизни людей и не предвещают никаких событий мировой значимости, но вместе с тем имеют большое значение для каждого из них. Эвелин, Чарли, Роджер, Джулия, Филипп и Оливия верят в подлинность экстрасенсорного восприятия реаль ности, однако критически оценивают свой опыт, сохраняя здоровый баланс между доверием и скептицизмом. Тем самым они избегают ошибок тех, кто либо принимает всё безоговорочно, либо занимает жесткую позицию скептика. Эти шестеро научились прослеживать связь между свои ми предчувствиями и последующими событиями, умеют выявлять шаблоны, распознать случайности. Они готовы учиться на собственных ошибках и делать выводы после каждой удачи. Что еще важнее, эти люди рассматривают предчувствия в контексте всей своей жизни как один опыт среди множе ства других. Это помогает им отличить эти предупредитель ные сигналы от остальных форм предвосхищения будущего. Они оценивают предчувствия в свете своего здравого смысла, жизненного опыта, религиозных убеждений и подкован ности в области научных знаний. Эти люди не считают, что находятся во власти всемогущей сверхъестественной силы, и отказываются верить в то, что предчувствия каким-то образом могут нанести вред их психическому здоровью. 165 Они полагают, что предчувствия посланы служить им во благо, хотя порой исходящие от них сигналы пугающие и зловещие. Люди решают, как они будут реагировать на каждое предчувствие, в соответствии со своими ценностями и в зависимости от того, какие предупредительные знаки они получают. Они меняют то, что способны изменить, и находят в себе силы смириться с тем, чего изменить не в состоянии. Это удается им благодаря тому, что они определились с предназначением предчувствий в своей жизни и научи лись доверять личному опыту, несмотря на то, что порой тот может ввести их в заблуждение. ЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ ПРЕДЧУВСТВИЙ Вот краткий список тех трактовок, которые шестеро до бровольцев дали своим предчувствиям. Это не единственные предназначения предчувствий, их было выявлено достаточно большое количество. Предчувствия трактовались так. 1. Практический инструмент. 2. Опыт, преобразования. 3. Взгляд в будущее. 4. Птичка. 5. Цветок. 6. Умение. 7. Аномалия. 8. Семейная традиция. 166 9. Унаследованная особенность. 10. Экстрасенсорное восприятие. 1. Предчувствие — это практический инструмент. Эта точка зрения принадлежит Чарли, который исполь зует предчувствия как инструмент для предостережения от опасности и поимки преступников. Для него основное предназначение предчувствий заключается в том, что они помогают ему успешно справляться со своими служебными обязанностями. Если предчувствия являются практическим инструментом, это значит, что они призваны служить нам. Можно сказать, что смысл существования предчувствий заключается в той пользе, которую они нам приносят. Если они перестают быть полезными для нас, мы можем их игнорировать. Нам не нужно задумываться над тем, кем был создан этот ин струмент или имеем ли мы право пользоваться им в своих личных целях. 2. Предчувствие — это опыт преобразования. Оливия описывает свои предчувствия как опыт преоб разования. Порой ее духовный мир ничем особенным не отличается, порой он переполнен новым смыслом. Таким образом предчувствия преобразуют ее жизнь. Преобразующий опыт полностью меняет наше пред ставление о мире в целом и о нашей жизни в частности. Катализатором преобразований могут стать различные со бытия нашей жизни: война, женитьба, рождение ребенка, внезапное банкротство, лотерейный выигрыш. 167 Если предчувствия становятся для нас преобразующим опытом, это значит, что они самим фактом своего возник новения меняют наши взаимоотношения с окружающим миром независимо от того, каким будет предвосхищенное ими событие. Даже самое незначительное предчувствие может полностью изменить мировоззрение человека. 3. Предчувствие — это взгляд в будущее. Филипп рассматривает предчувствия как взгляд, брошенный в бу дущее. Предчувствия дают ему возможность морально подготовиться к тому, что неизбежно произойдет. Если предчувствие — это взгляд в предопределенное будущее, это значит, что благодаря ему у нас появляется возможность быстро заглянуть в наше будущее. То, как мы бросаем этот взгляд и что мы будем делать с имеющи мися знаниями, становится уже не так важно. Некоторых людей успокаивает уже сама мысль, что будущее событие неминуемо и все, что они могут сделать — подготовиться к неизбежности грядущей реальности. Это придавало им ощущение того, что они в состоянии достойно пережить трудные времена. 4. Предчувствие как птичка. Высказывания Чарли носят нерелигиозный и в то же время ненаучный характер, они поражают воображение своей необычностью. В своей трактовке предчувствий Чарли использует образ птички, вызывающей теплые, дружелюбные чувства — не орла, зловеще парящего над головой с пронзительным криком! Во время предчувствия у Чарли появляется ощущение, что что-то идет не так, как обычно, но это чувство не сопрово 168 ждается пугающим видением будущей катастрофы. Чарли говорит: «Что-то подсказывает мне...» И эта формулировка не выглядит так значительно и пугающе, как какой-то явный предупредительный сигнал или призыв из будущего. Эти слова не содержат мистики, не обязывают и не принуждают к каким-то действиям, а наоборот, подчеркивают умение Чарли держать ситуацию под контролем. Он слышит щебет птички и принимает решение, как действовать согласно своим внутренним ощущениям. 5. Предчувствие — это цветок. Одна из моих бывших коллег рассматривает предчувствия как цветок, о котором нужно нежно заботиться, а садовниками, соответственно, являются те, у кого появляются эти внутренние предупре дительные сигналы. Такое толкование подчеркивает хруп кость и редкость проявления предчувствий и напоминает, что нужно их оберегать и поощрять их появление. Если предчувствие — это цветок, то, возможно, у него есть только одно предназначение: нести красоту и добро в мир. В этом смысле предчувствие важно уже самим фак том своего существования, и его значимость не следует измерять той пользой, которую оно приносит. 6. Предчувствие — это умение. Филипп рассматри вает предчувствие как умение бросить быстрый взгляд в будущее, а умение, как известно, можно воспитывать и развивать, постоянно применяя его на деле, а может рас терять полностью, игнорируя и не используя на практике. Предчувствие рассматривается как способность, как одно из проявлений человеческого потенциала, не менее 169 и не более важное, чем любое другое. Одним людям это умение свойственно в большей степени, другим же нужно постоянно поощрять и развивать его. Как и в случае прочих способностей и навыков, мы легко потеряем это умение, если не будем уделять его развитию достаточно времени и сил. 7. Предчувствие — это аномалия. Роджер рассматри вает предчувствие как научную аномалию и не стремится найти этому необычному опыту более подходящее толко вание. Он понимает, что не до конца может объяснить суть этих предупредительных сигналов, но это не мешает ему стараться использовать предчувствия в своей повседневной жизни. Роджер помнит трагическое событие, которое про изошло в его жизни тридцать лет назад, еще во время учебы в аспирантуре, однако не намерен дальше разбираться в подробностях того несчастного случая. Аномалия — это отклонение от общепринятых норм. В научных кругах аномалией считается то, что не соответ ствует ожидаемым результатам. Единичный случай аномалии не имеет большой значимости и потому неинтересен для ученых в качестве объекта для изучения. А вот аномалия, которая проявляется в нескольких экспериментах подряд, заслуживает внимания. Парапсихологам нравится термин «аномалия», так как он дает им возможность признать яр кость человеческого опыта, не ограничиваясь конкретными толкованиями и объяснениями. 8. Предчувствие — это семейная традиция. Оливия выросла в семье, где предчувствиям придавалось огромное значение, несмотря на предостережения церкви касательно этих необычных предупредительных сигналов из будущего. 170 У мамы Оливии часто появлялись предчувствия, и именно она научила дочь ценить этот необычный опыт. Некоторые молодые люди учатся у старшего поколения, как правильно реагировать на возникновение предчувствий. Если рассматривать предчувствия как часть семейной тра диции, следовательно, каждое новое поколение учится, чему надо верить, как действовать и какую позицию занять по отношению к предчувствиям. 9. Предчувствие — это унаследованная особен ность. У Эвелин часто появлялись предчувствия. Однажды ей стало интересно, унаследовала ли она эту особенность у своего отца, у которого тоже был такой необычный опыт. Унаследованное предчувствие не связано с нашими убеждениями и установками, а больше имеет отношение к особенностям человеческой физиологии. Это означает, что мы специально не выслеживаем момент зарождения у себя предчувствий и не несем ответственность за наши предсказания. Некоторым людям унаследование склон ности к появлению предчувствий дает ощущение тесной и глубокой связи с семьей. 10. Предчувствие — это экстрасенсорное воспри ятие. Доктор Джозеф Райн первым разработал метод для изучения экстрасенсорного восприятия в лабораторных условиях. По сути, он же первым использовал сам термин «экстрасенсорное восприятие». Конечной его целью было развеять представление о предчувствиях как исключительно о сверхъестественном явлении. Доктор Райн рассматри вал эти предупредительные сигналы как естественное 171 восприятие реальности, поставив их в один ряд с нашими пятью органами чувств — слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом. Если рассматривать предчувствия как самую обычную форму восприятия, то получается, что они не представляют никакой угрозы для тех, у кого появляются, и могут изучать ся наряду с другими формами восприятия объективной действительности, а не как необычный опыт. Предчувствиям легко можно придать множество зна чений и истолкований. Каждая из возможных трактовок уникальна для носителей этого опыта, и каждая из них раскрывает предчувствия с новой стороны, причем порой существующие точки зрения касательно этого необычного опыта могут противоречить друг другу. Эти разные значения предчувствий дополняют друг друга и дают нам возможность выбрать подходящий для нас вариант. Каждая из трактовок подчеркивает определенное свойство этого человеческого опыта и выявляет новую истину о предчувствиях. ПРЕДЧУВСТВИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Так как предчувствия могут разрушить наши представ ления о свободе воли и течении времени, мы применяем их в зависимости от наших убеждений и установок, а также от характера самих предчувствий и тех событий, которые они предвосхищают. Значения, которые мы придаем пред 172 чувствиям, могут не иметь ничего общего с их характером, а больше быть связанными с нашим мировоззрением. Наше мировоззрение складывается из глубоких убежде ний и индивидуальных представлений о мире и нашей роли в нем. Именно от мировоззрения зависят наши ответы на главные вопросы, к примеру, откуда вообще появилась жизнь, как мы открываем для себя истину, и что такое истина? Как мы можно улучшить свою жизнь? В чем ее смысл? Ответы на эти вопросы зависят от наших религиозных убеждений, научных установок, менталитета, семейных традиций, об разования, профессиональных навыков, здравого смысла и жизненного опыта. Наше мировоззрение помогает нам каждый раз понять и внедрить в свою жизнь новый опыт. И каждый новый опыт автоматически включается в нашу внутреннюю систему правил, убеждений и представлений о мире. Когда какое-то событие легко вписывается в эту систему установок, мы знаем, чего можем ожидать от него, так как понимаем законы, которые им управляют. А если новый опыт не соответствует нашим внутренним правилам или бросает вызов нашему мировоззрению, мы чувствуем, что теряем контроль над происходящим, пугаемся и при ходим в замешательство. Именно нашим мировоззрением обусловлено такое разнообразие реакций, которые возникают по отноше нию к предчувствиям. Мы реагируем не на характер этих предупредительных сигналов, а на то, какое значение мы им придаем согласно нашим убеждениям. Некоторых людей пугают даже самые незначительные предчувствия, касающиеся вполне обыденных жизненных ситуаций. Один мужчина, с которым я однажды летела в самолете, 173 рассказал мне, как в детстве у него как-то возникло пред чувствие, будто лифт, прибытия которого они с матерью ждали с минуты на минуту, на самом деле был не тем лифтом, который им нужен. Он, тогда еще маленький ребенок, сказал матери, что им не нужно садиться в лифт. Двери открылись, и рабочие, находившиеся внутри, сказали ожидающим, что лифт не работает. Предвосхищая мой во прос, мужчина уточнил, что никак не мог знать о поломке лифта, но почему-то был уверен в этом. Его мировоззрение твердило ему, что предчувствий не существует, и от этого он воспринял новый опыт как вызов, брошенный неизвестно кем и неизвестно откуда. Есть люди, которые говорят о своих предчувствиях с бла гоговением и благодарностью за то, что те предупреждают их о предстоящих ужасных событиях. Однажды вечером, возвращаясь на машине домой после вечеринки, Джулия неожиданно почувствовала желание повторить защитную песню, которую она выучила десять лет назад во время медитации. Вот что она рассказывает: «У меня было ощу щение, что кто-то говорит мне в ухо: „Выключи радио и пой”. Разум мне подсказывал, что это глупо, а внутренний голос настаивал на своем. Я решила не игнорировать свою интуицию: выключила радио и начала петь...» Меньше чем через минуту машина Джулии въехала в лужу нефтяной пленки на мосту, девушка потеряла контроль над управле нием — и машина выехала на встречную полосу. От этого Джулия должна была прийти в ужас, однако ее охватило необъяснимое чувство спокойствия, так в голове у нее все еще звучала та защитная песенка. Она знала, что осталась 174 цела и невредима благодаря своему внутреннему голосу, который защитил ее тем, что помог сохранить спокойствие в сложной и пугающей ситуации. У Джулии не было со мнения, что она осталась жива именно благодаря тому, что послушалась своего внутреннего голоса. Какой-нибудь скептик, выслушав историю Джулии, может спросить, а почему же предчувствия полностью не предотвратили несчастный случай, в который попала молодая женщина? Может быть, они не до конца выпол нили свою функцию? Однако у Джулии есть ответ и на это. Она полагает, что предчувствия помогают ей пройти через жизненные трудности, сохраняя спокойствие духа и оставаясь невредимой, но они не призваны отвести от нее все беды на свете. НАУКА, РЕЛИГИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В 1997 году Мэри С. Стауэл провела интервью с пятью женщинами. Они рассказали ей о тех значениях, которые придавали своим вещим снам. Как и Луиза Райн, Стауэл обнаружила, что у каждой из них сложилось свое уникаль ное представление о предчувствиях. Значения, которые женщины придавали своему необычному опыту, напря мую зависели от их мировоззрения. Одна из опрошенных 175 в своей оценке основывалась на принципах духовности, вторая опиралась на научные факты, а третья — на реалии повседневной жизни. Наука и религия дают разные ответы на жизненно важные вопросы, так как изначально ставят перед собой разные задачи и используют разные методы для их решения. Предметом изучения науки является материальный мир. Наука задается вопросами о строении Вселенной, пытается найти ответ, как давно та существует. Те, чье мировоззре ние основывается на подобном подходе, уверены: ответы на главные вопросы жизни можно найти в нашей мудрой Вселенной. Личности с таким мировоззрением склонны думать о смысле жизни, оперируя такими понятиями, как случайность, теория эволюции и прочее. Свое пред назначение они видят в продолжении человеческого рода. Наука по-разному трактует предчувствия; согласно одному из распространенных научных толкований такого явления вообще не существует. Люди, разделяющие эту точку зрения, признают, что предчувствия напрямую бро сают вызов всему, что они привыкли принимать за истину. В рамках своего исследования Мэри Стауэл опросила двух людей с подобным мировоззрением, у которых случались вещие сны. Ученая выяснила, что оба респондента быль подавлены и находились в явном замешательстве от своих сновидений — ведь те противоречили их представлению о законах, по которым функционирует материальный мир. Стауэл отметила: «У нас у всех настолько шаблонное пред ставление обо всем материальном и рациональном, что опыт предчувствий не мог не показаться пугающе странным». 176 В широком смысле мировоззрение, основанное на на учных фактах, поощряет активную заинтересованность в процессах и событиях, происходящих во Вселенной. Ис следователи изучают сознание и случаи экстрасенсорного восприятия реальности, и с помощью полученной инфор мации расширяют свой кругозор, а не игнорируют факты, противоречащие их прежним знаниям об этой сфере. Люди с таким мировоззрением могут скептически относиться к предчувствиям, однако они склонны доверять своему непосредственному опыту, даже если пока не умеют его объяснить. Мировоззрение Роджера основано на давно укоренив шемся научном представлении о Вселенной. Однажды у него было предчувствие, что самолет, в котором он будет лететь вместе с другом, разобьется. Это предчувствие не столько разрушило его мировоззрение, сколько раскололо картину мира на две части: те правила и законы, по которым, по мнению Роджера, должна функционировать Вселенная, теперь не совпадали с его личным опытом. Роджер был шокирован своим предчувствием. Его поразила предска занная им авиакатастрофа и ее последствия, но благодаря рациональному мышлению ему удалось отнести это со бытие к категории трудно решаемых проблем, к одной из необъяснимых аномалий. Роджер не стал игнорировать свой опыт только из-за того, что появившаяся у него инфор мация противоречила распространенной научной теории. Его научное мировоззрение способствовало тому, что он привык доверять своему опыту и рассматривать его как способ получения новых знаний. 177 Вот что говорит Роджер: «Я думаю, что однажды этот феномен найдет разумное истолкование. Метафизиче ское объяснение исключается, так как я признаю, что это явление — самое логичное из всего, что только можно представить». Роджер не увидел в своем опыте предчувствий ничего религиозного, а разглядел в нем научную головоломку. Он не испытал потребности придать своему опыту духовное значение, так как религиозные убеждения не являются частью его мировоззрения: Роджер убежден, что миром правит наука. Люди с религиозным мировоззрением ищут ответы на другие вопросы: например, для чего была создана Вселен ная, кто ее сотворил, куда мы движемся в конечном итоге? Такие люди считают, что наше существование в физическом теле — это воплощение Божьего замысла, что мы должны вдохновляться мыслями о жизни после смерти. Люди с духовным мировоззрением не озабочены поиском доказательств подлинности предчувствий: они прекрасно осознают, что научные доводы не помогут им принять или объяснить их необычный опыт. В некоторых религиозных традициях уже само стремление найти доказательства каких-то явлений рассматривается как отсутствие веры. В большинстве консервативных религиозных учений понятие предчувствий может бросить вызов святым пи саниям. Из-за этого многие религиозные лидеры отнес ли предчувствия и остальные формы экстрасенсорного восприятия к нечистым мистическим силам, которые стремятся подчинить нас лукавому. Эти оценки предчув ствий являются последствием ранних христианских войн, 178 когда любого, кто осмеливался усомниться в религиозных доктринах, рассматривали как еретика. Эвелин выросла в тесной мормонской общине, где было принято бояться предчувствий. В шестнадцать лет ее неожиданно одолели непонятные чувства. Девушке нужна была помощь, чтобы разобраться в происходящем, но Эвелин знала, что не может обратиться к церкви за поддержкой. Вот что она говорила: «Меня воспитывали в твердом убеждении, что предчувствия и все подобные им явления — от сатаны». Если Роджер разглядел в предчувствиях научную анома лию, то Эвелин увидела в них руку дьявола. Она прослеживала присутствие зла в своем доме и в своих сновидениях — предчувствия пугали ее, каким бы безвредным ни казалось будущее событие. В качестве защитного талисмана Эвелин клала под подушку Библию... Духовное мировоззрение в широком толковании выходит за рамки определенной религиозной доктрины. Благодаря духовному мироощущению многие люди пришли к пони манию предчувствий как значимой части своей жизни. Еще в молодости Джулия отделилась от протестантской церкви, чтобы самостоятельно вести активные духовные поиски. Она регулярно занималась медитацией и научилась слушать свою интуицию. Когда та помогала ей избежать будущих несчастных событий, Джулия восприняла это как часть своего духовного поиска. Благодаря своим предчувствиям она ощущает свою связь с высшими силами. Джулия — духовная личность. Она уверена, что какая- то высшая сила постоянно направляет ее в жизни. Джулия помнит, что живет в мире, где у каждого есть свобода воли, 179 и потому воспринимает предчувствия как предупредительные сигналы, которые показывают нам направление будущих действий. За нами остается право выбора — следовать им или нет. Джулия всегда сотрудничает с направляющей ее силой, но последнее слово всегда оставляет за собой. Мне нравится такое отношение к предчувствиям Джулия полагает, что направляющий ее дух всегда рядом, чтобы помочь, но он никогда не командует и ни к чему не при нуждает. Внутренний голос подталкивает ее в определенном направлении, но Джулия всегда вольна поступить по-своему и может проигнорировать его предупредительные сигна лы. Джулия считает, что предчувствия призваны придать ее жизни больше смысла и ярких эмоций, поэтому ее не пугают их предупредительные знаки и предлагаемые ими возможности. Третья модель мировоззрения менее распространен ная, но может влиять на разные аспекты жизни так же существенно, как научная и духовная. Я называю ее ми роощущением повседневной жизни; она формируется в результате ежедневного опыта под влиянием окружения и семейных традиций. Наука пополняет свою копилку но выми фактами, полученными в результате экспериментов и исследований, религия проявляет себя через духовные доктрины, а мудрость повседневной жизни передается из поколения в поколение. Мировоззрение каждодневной жизни строится на семейных традициях, культурных уче ниях и, конечно же, на здравом смысле. Те люди, которые руководствуются мироощущением повседневной реальности, учатся на собственном опыте, а также у членов семьи, учителей и друзей. При этом лич 180 ности, опирающиеся на семейные традиции, могут обладать научными знаниями или принадлежать к какой-нибудь религиозной общине. Эти люди полагают, что предчувствия просто обогащают их семейные традиции, и они используют привычки и убеждения предыдущих поколений в качестве основы своей жизни. Чарли считает свою работу самой лучшей на свете. Он признает подлинность своих предчувствий, так как видит их положительное влияние на свою жизнь. Этому он научился у отца, который также советовал ему всегда обращать вни мание на предупредительные сигналы своего внутреннего голоса, так как профессия Чарли сопряжена с огромным риском. Чарли говорит: «Такой подход помогает мне ловить преступников, оставаясь целым и невредимым». Семейные традиции помогли Чарли определить предназначение своих предчувствий. Чарли не нужно ни прибегать к помощи сверхъ естественных сил, ни использовать результаты научных исследований. У него нет потребности выяснить, откуда появляются его внутренние предупредительные сигналы и как они транслируются в его мозг. Он не философствует о значении предчувствий в своей жизни и не прибегает к помощи науки, чтобы доказать их существование. Чарли не задумывается, кто создал этот инструмент распознания внутренних предупредительных сигналов, и не размышляет, можно ли ему пользоваться этим методом для решения своих повседневных вопросов. Для Чарли предназначение предчувствий определяется той пользой, которую они при носят ему. Он признает их существование, так как видит их положительное влияние на свою жизнь. 181 Не каждый из тех, кто смотрит на мир через призму повседневной реальности, похож на Чарли. К примеру, Филипп является глубоко религиозной личностью, он склонен философствовать, интересуется миром научных исследований и сверхъестественных явлений. В своих рас сказах о предчувствиях он постоянно ссылается на те уроки, которые он усвоил или отверг, основываясь на семейных традициях и ценностях. Филипп смотрит на мир глазами человека творческого (музыканта и научного фантаста), что отличает его от многих представителей современного общества. В своей жизни я часто руководствовалась всеми тремя видами мировоззрения (полагаю, как и большинство лю дей). Наши религиозные убеждения могут определить цель и направление научных открытий. Семейные традиции способны смягчить или, наоборот, ужесточить доктрины религиозных общин. Наука может закрепить уроки, которые мы освоили, формируя наше мироощущение. У Оливии могли возникнуть те же проблемы с предчув ствиями, что и у Эвелин. Однако мама Оливии объяснила дочке, что предчувствия являются проявлением Божьей любви к нам, несмотря на то, что церковь этого не признает. Оливия рассматривает свои предчувствия как окно между материальным миром и невидимой сверхъестественной реальностью. Она говорит: «Я чувствую связь с высшей си лой, которая любит меня и заботится обо мне, и поэтому я могу довериться ей. Она не пугает, а все время направляет меня и бережет». Значение, которое Оливия придает своим предчувствиям, во многом определяется учением римской 182 католической церкви. Однако именно благодаря положи тельному влиянию матери девушка осмелилась признать свой необычный опыт и научилась извлекать из него пользу. Эти разные мировоззрения имеют одинаковое право на существование. Мы можем придерживаться одного из них, а можем смешивать, используя и научный подход, и религиозные принципы, и свои семейные традиции. Это все равно что иметь три разные пары очков, которые дают нам возможность рассмотреть один и тот же опыт с разных точек зрения. Например, спортивные обозреватели в своей работе и опе рируют фактическими данными из биографии спортсмена, и обращают наше внимание на то, какая внутренняя сила помогает ему выдержать такие нагрузки, и не забывают упомянуть его родных и близких. Комментаторы описыва ют технику спортсмена, его стиль проведения тренировок и рассуждают о том, какие факторы вдохновляют его на победу и помогают поддерживать стойкость духа. Эти же принципы я применяла и к пению. Именно такой разносторонний подход помог мне приблизиться к глубокому пониманию музыки. Я каждый день занималась вокалом, изучала гаммы и арпеджио, училась брать низкие и высокие ноты, запоминала мелодии. Но если бы я об ращала внимание только на техническую сторону пения, то пропустила бы один важный момент: когда человек поет, он вкладывает душу в свою песню и становится единым целым со своей аудиторией. И, конечно же, я не забывала о том, что именно родители привили мне любовь к музыке и внушили мне, что терпение и труд все перетрут. 183 ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЧУВСТВИЙ Как узнать, какая из многочисленных трактовок пред чувствий подходит именно вам? Вернон Неппе, невролог и психиатр, который занимался изучением ощущения дежавю, придерживается практического подхода ко всем случаям экстрасенсорного восприятия реальности. Он не рас сматривает вопрос о том, чем предчувствия могут быть нам полезны, однако считает, что их вполне можно отнести к обычным явлениям нашей жизни при условии, что они не представляют никакой опасности для нашего психиче ского здоровья. Доктор Артур Хастингс, автор подробного руководства по оказанию психологической помощи пережившим личную трагедию, придерживается такого же подхода к предчув ствиям. Он советует людям воспользоваться своим опытом, если он предоставляет им новые возможности и при этом не подавляет их морально и психически. Хастингс рекомендует сотрудничать со своими предчувствиями, сохраняя здравый рассудок и ясность ума. Он подчеркивает, что мы имеем право игнорировать свои внутренние предупредительные сигналы, если они причиняют нам душевный дискомфорт. Мы сами вправе решить, воспользоваться своими предчув ствиями или же отбросить их. Хотя разумное толкование предчувствий не способно полностью разрушить укоренившиеся стереотипы, но оно помогает перебороть многие страхи, которые культивиру ются в социуме. Если у вас имеется собственное объяснение своего необычного опыта, которое вселяет в вас уверенность, 184 вам не потребуется искать другое толкование предчувствий в массовой культуре. Более того, готовность извлечь максимум пользы из своего непосредственного опыта путем поиска его предназначения предоставит вам возможность больше контролировать по явление предчувствий, включая те, которые пугают вас. Вам не нужно бессознательно подчиняться воле высшей силы, вы можете просто сотрудничать с ней. Помните: предчувствия сами по себе так же безвредны, как и вещие сны. Я сама являюсь сторонницей подобного подхода. Убе дительное толкование предчувствий придает мне чувство уверенности, не заставляя сомневаться в своей разумности. Подходящее толкование моего необычного опыта помогает мне сохранить связь с теми, кого я люблю, а не принуждает разрывать отношения с друзьями и членами семьи. Благодаря разумному объяснению предчувствий мне удается сохра нить здравый смысл, независимость, жизненные ценности и мировоззрение, а также принимать решения, полагаясь на предупредительные знаки предчувствий. Правильное толкование этого опыта дает мне душевный покой, даже если я осознаю, что не могу изменить неминуемых событий. Те шестеро респондентов, у которых я брала интервью, рассказали, что на формирование их подхода к предчувстви ям повлияло их мировоззрение, сложившееся на основе жизненного опыта, религиозных убеждений, семейных традиций, образования, профессиональных навыков и вза имоотношений с окружающими. Эти шестеро впускали предчувствия в свою жизнь, ни отвергая их как нечто нере альное и не позволяя им охватить все аспекты своей жизни. Несмотря на распространенное ложное представление 185 о том, что многих людей отвратительные видения ужасных убийств довели до безумия, опрошенные не боялись, что предчувствия однажды сведут их с образами, которые они не смогут контролировать. Сравните ощущения этих респондентов с опытом моей подруги Хелен, которая находится в мучительном ожидании следующего предчувствия. Подобная боязнь этих внутрен них предупредительных сигналов вызвана тем, что массовая культура преподносит предчувствия исключительно как предвестники смерти. Наше собственное, уникальное понимание предчувствий помогает сохранить спокойствие перед лицом неизвестного и непонятного будущего события. Благодаря собственным трактовкам этих внутренних предупредительных сигналов мы знаем, чего ожидать от них и как научиться им доверять. В последующих главах мы рассмотрим, как значения, которыми мы наделяем предчувствия, могут определить наше поведение и повлиять на ближайший круг наших друзей. Эти значения способны и расширить, и ограничить наши возможности. Они могут подсказать, способны ли мы защититься от грядущих бед или же придется просто смириться с неизбежным будущим. |