Главная страница

Книга. РостовнаДонуФеникс


Скачать 1.99 Mb.
НазваниеРостовнаДонуФеникс
АнкорКнига
Дата15.05.2023
Размер1.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDzhin_van_Bronkkhorst_-_Predchuvstvia_v_povsednevnoy_zhizni__Pra.pdf
ТипДокументы
#1131545
страница12 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Предчувствия
и самоопределение
О ЧЕМ CВИДETEЛЬСТВУЕТ
МОЙ НЕОБЫЧНЫЙ ОПЫТ
После вопроса о том, какую роль предчувствия играют в вашей жизни, неизбежно следует второй вопрос: «О чем они свидетельствуют?»
Ранее я перечислила несколько самых распространенных трактовок предчувствий: инструмент, наказание, способ­
ность, аномалия и др. Просмотрев список тех значений, которые мы придаем предчувствиям, можно многое понять о нашем самосознании. Так, талантливый человек склонен рассматривать предчувствие как способность; объективный наблюдатель — как аномалию; человек с сильной верой — как часть духовного поиска, и т. д. Все эти значения помогают
187
нам принять предчувствия как свой непосредственный опыт, и вместе с тем они способны рассказать много важ­
ного о нас самих.
Моя коллега Андреа описала свои предчувствия как цве­
ток. Этот яркий образ говорит о том, что Андреа держит под контролем свои предчувствия: подобно садовнику, она может заботиться о цветах или игнорировать их. Этот образ позволяет Андреа думать о себе как о смотрителе и опекуне.
То, что Чарли рассматривает свои предчувствия как практический инструмент, говорит о нем как о владельце и даже в каком-то смысле создателе этого инструмента. Он оценивает предупредительные сигналы с точки зрения их полезности в своей повседневной жизни. Такое видение предчувствий очень отличается от взгляда на них как на проклятие или наказание. Вот и Чарли не думает о себе как о жертве, которой этот необычный опыт послан в ка­
честве наказания. Чарли — практичный человек, который знает, как наилучшим образом воспользоваться своими предчувствиями.
Каждая трактовка, которую мы даем предчувствиям, отражает наше самосознание. До тех пор, пока значения, которые мы придаем предчувствиям, и наше самосозна­
ние успешно взаимодействуют друг с другом, у нас все в порядке. Проблемы начинаются тогда, когда наш непо­
средственный опыт противоречит нашему мировоззрению или самоопределению.
Если я заранее уверена, что предчувствий не существует, и считаю себя слишком благоразумным человеком, не спо­
собным поверить в них, тогда при встрече с подобным опытом у меня будут проблемы. Вспомним Эвелин, кото­
188
рая была активисткой в мормонской церкви. Ее учили, что предчувствия — это зло, несущее угрозу нашей духовной жизни, это наказание от Бога или искушение со стороны дьявола. Смотрите, как быстро ее самосознание «разобра­
лось» с этим необычным опытом: «Я считала, что в моем доме орудует дьявол, а я сама одержима злом. Я все время думала: в чем же я провинилась? Чтобы дойти до такого состояния, надо быть действительно плохой... Я считала, что это может быть связано с тем, что я мало хожу в церковь, и поэтому начала фанатично посещать службу и спала с Библией под подушкой».
Значения, которые Эвелин придавала своим предчувстви­
ям, непосредственно влияли на ее представление о самой себе. Вот как она рассуждала: если этот необычный опыт от дьявола, тогда она, должно быть, одержима злом. Если предчувствия — это Божье наказание, следовательно, она сделала что-то плохое, чем и заслужила его. Оглядываясь назад, Эвелин понимает, что у Бога не было причин гне­
ваться на нее, но в шестнадцать лет она была уверена, что предчувствия посланы ей как наказание за какие-то грехи.
Больше всего переживаний предчувствия доставляют тем, кто отрицает существование подобного опыта: он противоречит их мироощущению, и люди видят в нем определенную угрозу для себя и своего сознания. Они не пытаются изменить свое самосознание и представления о мире, а вместо этого хотят разобраться, что же с ними не так.
Чтобы принять те моменты жизни, которые противо­
речат нашему предыдущему опыту и представлениям, требуется определенное мужество. Так, Эвелин учили
189
бояться предчувствий и игнорировать их — в конечном итоге в шестнадцать лет она начала бояться своей наду­
манной греховности.
Что делать, если предчувствия приводят к внутреннему конфликту, нарушают нашу душевную гармонию? Давайте признаем: предчувствия — это не единственное явление, которое наша культура никак не может полностью понять и принять. Существует много необычного, бросающего вызов нашему самосознанию, и многие из нас научились успешно интегрировать свой новый опыт в повседневную жизнь.
Я приведу три способа, которые помогут примирить ваш необычный опыт и самоопределение. Каждая из пред­
ложенных стратегий вам, скорее всего, знакома, даже если вы раньше об этом и не задумывались. Эти приемы станут для вас привычкой, которая поможет жить в гармонии со своими предчувствиями и мировоззрением.
Итак, первое, что мы можем сделать, — это подобрать такое толкование своего опыта, которое уже существует в нашей системе ценностей и соответствует нашему миро­
ощущению. Второе: необходимо четко разграничить воз­
никающие у нас предчувствия и наше самоопределение.
И, наконец, третье: признавая свой опыт, мы должны держать его под контролем, чтобы свести к минимуму возможное пагубное влияние предчувствий на нашу жизнь.
190

HAЙДИTE ДPУГОЙ ПОСЫЛ
ПРЕДЧУВСТВИЙ
Первое, что вам нужно сделать — это подобрать такую трактовку предчувствий, которая бы соответствовала ва­
шему мировоззрению. Любая система взглядов, будь то религиозная или семейная, позволяет найти различные толкования предчувствий. А если вы живете в соответствии с общепринятым научным мировоззрением, у вас есть выбор, каким из научных теорий доверять. К примеру, астроном
Карл Саган опирается исключительно на научные факты.
Научное мировоззрение предлагает большой простор для фантазии. Наука предлагает нам принять определенные факты, даже если они не соответствуют уже сложившемуся у нас мнению. Она советует нам рассматривать альтерна­
тивные гипотезы и останавливаться на той из них, которая в большей степени соответствует имеющимся фактам. Наука предлагает нам искать разумный баланс между безгранич­
ной восприимчивостью к новым идеям и самой строгой проверкой, которой необходимо подвергать абсолютно все: и новые понятия, и давно укоренившиеся установки.
Слова Сагана основаны на научном исследовании, во­
ображении и восприимчивости к новым идеям. Другие ученые описывают суть научного мировоззрения менее высокопарными терминами: они называют науку средством объяснения, предсказания и контроля различных явлений, будь то прогноз погоды или болезнь. Независимые исследо­
ватели все время выдвигают новые идеи и пересматривают
191
старые, спорят о том, какие гипотезы являются много­
обещающими, а какие не стоят серьезного рассмотрения.
Откройте научные журналы любой тематики, и вы найдете множество исследований, которые противоречат друг другу до тех пор, пока ученые не достигают общего консенсуса.
Итак, как предчувствия сказываются на самосознании личности с научным складом ума? До сих пор одни ученые настаивают на том, что существование предчувствий не до­
казано, и уделяют внимание иным феноменам, а другие считают существующие доказательства подлинности пред­
чувствий вполне убедительными и заслуживающими доверия.
Два респондента Мэри Стауэл, которые придерживались строго научных взглядов, обнаружили, что предчувствия не только разрушили их представления о мире, но еще и повлияли на их самоопределение. Они привыкли очень скептически относиться к людям, которые утверждают, что видели вещие сны, — в результате, столкнувшись с соб­
ственным опытом предчувствий, они начали сомневаться в своей разумности.
Однако вполне возможно придерживаться научных взглядов и при этом принять свой необычный опыт. Так,
Роджер определяет свой опыт больше как научно необъ­
яснимый, чем невозможный — в этом вся разница. Он гордится своим рациональным научным мировоззрением и при этом полностью принимает свой опыт предчувствий, хотя и не может объяснить все происходящее с ним. Он так же, как и Саган, в своих доводах основывается на на­
учных фактах.
Духовная парадигма не менее разнообразна, чем научная.
Она включает различные установки, и в священных писаниях
192
можно найти подтверждение почти любой теологической и общественной теории, которую вы хотите выдвинуть.
Религиозное мировоззрение не всегда предполагает осуждение предчувствий. В то время как одни религиозные общины твердо убеждены в том, что этот необычный опыт исходит от сил зла, другие духовные организации вполне приемлют существование предчувствий. Священные писа­
ния иудаизма, христианства и ислама упоминают истории о предчувствиях, в которых говорится о духовном пути при­
верженцев этих религий. В детстве я услышала библейскую историю об Иосифе, у которого был дар толковать вещие сны. Однажды он объяснил сон фараона о семи тучных коровах, которые были съедены семью тощими коровами.
Сновидение означало, что в Египте ожидалось семь лет богатого урожая, за которыми последуют семь лет голода.
Благодаря этому предсказанию фараону удалось спасти народ Египта от голодной смерти.
Однажды я встретила женщину, которая посещала еван­
гельские собрания. Она воспринимала предчувствия как
Божий ответ на ее молитвы. Эта женщина просила Иисуса о помощи и получала от Него предупредительные сигналы, которые помогали ей предугадать свое ближайшее будущее.
Воспринимая эти сигналы как ответы Бога на ее молитвы и как средство общения с Иисусом, эта женщина чувство­
вала себя благословенной. Она не беспокоилась о том, что другие религиозные течения могут отрицать подлинность ее опыта. Каждый случай предсказания будущего события усиливал ее религиозное самосознание.
Если рассмотреть предчувствия как дар свыше, они мо­
гут послужить средством общения с Всевышним. Оливия
193
называет свои предчувствия моментами духовной транс­
цендентности. Их появление, минутные вспышки внезап­
ного озарения дают ей ощущение Божьего присутствия в ее жизни. Такое понимание своего необычного опыта усиливает ее самосознание как религиозного человека.
Даже если никто из ваших близких не имел опыта предсказании будущих событий, трудно переоценить роль семьи в распознании своих предчувствий и их применении в повседневной жизни. Наши родители — это наши первые учителя, глазами которых мы смотрим на мир в детстве. По­
том мы вырастаем, уезжаем от них, находим собственные ценности, приобретаем опыт других культур, но первые преподанные нам уроки остаются с нами на всю жизнь.
Сталкиваясь с чем-то новым и необычным, мы в первую очередь опираемся на них. Именно в семье я впервые узнала, как устроен мир. Я рассматривала предчувствия не только через призму научных фактов, но и через те представления об этом необычном опыте, которые имелись у моих роди­
телей. Я постигла суть предчувствий не в церкви, а от своих родителей, которые толковали мне религиозные установки по поводу экстрасенсорного восприятия реальности.
История Эвелин подчеркивает силу и значимость первых уроков, которые мы получаем от родителей. С шестнадца­
ти лет у нее появлялись предчувствия, предсказывающие различные события — и незначительные, и судьбоносные.
Девушка несколько раз пыталась объяснить матери, что с ней происходит, но та и слышать не хотела о существовании предчувствий. Хотя мать Эвелин и не обвиняла девушку в искажении фактов напрямую, однако считала, что Эве­
лин глубоко заблуждается в данном вопросе. Отказ матери
194
поверить ей пугал девушку. В итоге Эвелин отдалилась от друзей и церкви.
Однажды девушка рассказала матери, что ей приснился сон о том, что ее парень неожиданно появляется в их доме с букетом увядших лилий, который он прячет за спиной.
До этого друг Эвелин никогда не приносил цветы, поэтому такая перспектива казалась маловероятной. Однако в тот же день он действительно пришел с букетом увядших лилий, который держал за спиной. Это убедило мать Эвелин в том, что девушка действительно может предвидеть будущие события. Начиная с этого момента она поддерживала дочь в этом вопросе и даже помогла ей в трудный период, когда
Эвелин решила, что сходит с ума. Мать помогла девушке по- новому взглянуть на ее предчувствия: «Ты не сумасшедшая.
Ты самый благоразумный человек из всех, кого я знаю. Ты не сошла с ума, просто у тебя дар предсказывать события».
Она называла это способностью, которая дана свыше.
Одно дело — рассматривать предчувствия как уникальную способность, и совсем другое — думать, что Бог посылает вам наказание в виде постоянных предчувствий, которые медленно сводят вас с ума. Способность предполагает творчество и силу. Если предчувствие — это способность, тогда подучается, что люди могут ее развивать, как разви­
вают способность играть на музыкальном инструменте или умение попадать мячом в баскетбольную корзину.
Чтобы помочь Эвелин, ее матери не пришлось обращаться к научным исследованиям или религиозным доктринам.
Вместо этого она убедила дочь в том, что она остается совершенно благоразумной и рассудительной девушкой.
Мать разглядела в опыте Эвелин способность — и та, вдох­
195
новившись, сама поверила в свое умение предвосхищать будущие события с помощью предчувствий. Теперь она считала себя избранной, так как ей доверили необычную способность, которая могла помочь ей улучшить свою жизнь.
Мать Эвелин способствовала восстановлению уверенности девушки в себе.
Эвелин приняла подобный взгляд на предчувствия, так как он исходил от ее матери, мировоззрению которой она доверяла. Интерпретация, которую мать девушки дала предчувствиям, была достаточно убедительной, чтобы кон­
курировать с церковными взглядами. У девушки появилось прочное основание положительно относиться к своему необычному опыту и к самой себе.
Мы можем сохранить здравый смысл, способность мыслить и действовать рационально, придерживаться собственных духовных или религиозных ценностей и при этом воспринимать предчувствия как важную часть нашей сущности.
196

НАЙДИТЕ РАЗУМНЫЙ БАЛАНС
МЕЖДУ ВАШИМИ ПРЕДЧУВСТВИЯМИ
И САМОСОЗНАНИЕМ
Одни люди признают, что наличие предчувствий по­
влияло на их самоопределение, а другие вполне осознанно отрицают связь между этим необычным опытом и своим самосознанием. Не каждый готов изменить свое мировоз­
зрение из-за того, что встретился с новым опытом. Важно уметь найти разумный баланс между своими предчувствиями и устоявшимися представлениями о жизни.
Можно, так сказать, держать предчувствия на расстоя­
нии вытянутой руки: не игнорировать этот опыт, но и не признавать его формирующим наше самосознание: ведь некоторые предчувствия могут не нести никакой важной информации о нашей личности и самосознании.
Мы всегда должны сохранять такой разумный баланс.
Невозможно полностью идентифицировать себя с каждым новым опытом, который встречается на нашем пути. Само­
сознание зависит и от многих других факторов, таких как этническая и половая принадлежность, религия, финансо­
вый статус, сексуальная ориентация. В каждом отдельном случае мы сами решаем, какой аспект нашей жизни будет оказывать влияние на наше самоопределение. К примеру, в одной ситуации я позиционирую себя как американку, а в другой — как писательницу, подчеркивая, что мой соци­
альный статус намного важнее, чем место моего рождения.
197

Работа человека и его мировоззрение переплетены друг с другом, но не на всех этапах нашей жизни. Повторно еще раз: я была студенткой, психиатром, социальным работником, певицей и писательницей, однако я не идентифицировала себя полностью со всеми этими родами деятельности.
Во время учебы в колледже я работала официанткой в пиццерии, однако позиционировала себя как студентку, рассматривая это временное занятие только лишь как спо­
соб подработки. Я всегда разделяла работу и самосознание.
У меня было определенное занятие, но я никогда не по­
зволяла ему определять мою сущность. Мне это удавалось благодаря тому, что обучение в колледже оплачивали мои родители, и эта временная работа не затрагивала все грани моей личности. Да и никто из персонала пиццерии не иден­
тифицировал себя со своим видом деятельности. Даже наш менеджер был художником по призванию. Мы все были танцорами, музыкантами, художниками, писателями — и все работали там только ради денег. Это была работа как работа, которая приносила заработок, но никоим образом не определяла наше самосознание.
Даже такую пугающую перспективу, как, к примеру, диагноз онкологического заболевания, можно рассмотреть и как судьбоносный опыт, и как временную неудачу в жизни человека, которая полна других целей и задач. Я встречала людей, чью жизнь коренным образом изменила хроническая болезнь. Они позволили своему печальному опыту сделать себя лучше, мудрее и сильнее. Обычно это люди, которые либо сами создают группы поддержки, либо присоединя­
ются к ним и занимаются защитой слабых и нуждающихся в помощи.
198

Есть те, кто позволяет болезни изменить их само­
сознание, но ничуть не меньше таких людей, которые придерживаются иного подхода и не допускают, чтобы болезнь каким-то образом влияла на их самоопределение.
Они сохраняют здоровый баланс между своим самосо­
знанием и необычным опытом, рассматривая болезнь или как способ измениться к лучшему, или как еще одно препятствие, которое им предстоит преодолеть. Каждый выбирает ту позицию, которая ему близка. Оба подхода одинаково приемлемы в обществе.
Чарли — примерный семьянин, у которого двое детей, однако в результате интервью с ним выяснилось, что его самосознание в основном определяется его профессио­
нальной деятельностью. Карьера Чарли и определяет его сущность, и является самой сильной стороной его личности.
Он гордится тем, что носит форму полицейского и удостоен чести защищать свой округ от преступников. Несмотря на то что у Чарли часто появляются предчувствия, ему и в голову не приходит усомниться в своем психическом здоровье.
Чарли не позволяет необычному опыту предчувствий по­
влиять на свое самосознание. Предчувствие — это то, что он использует в своей работе, то, что у него
появляется
, а не то, что
определяет его сущность
. Вот что Чарли говорит о себе:
«Я не считаю себя кем-то, кто способен читать мысли.
Я не думаю, что отличаюсь какими-то сверхъестественными умственными способностями. Я такой же, как и все. Я слегка полноват, плохо умею вести домашнее хозяйство... Во мне нет ничего особенного, кроме хорошо развитой интуиции и опыта предвкушения будущих событий».
199

Чарли нравится, что предчувствия приносят ему пользу, помогая в работе, однако он никогда не станет строить на этом свое самосознание.
Исследователь Вернон Неппе подчеркивает: когда люди ставят свое самосознание в зависимость от различных форм экстрасенсорного восприятия реальности, в частности от предчувствий, они рискуют быть отвергнутыми обществом.
Он работал с людьми, которым не удалось справиться со стрессом после такого отвержения, в результате чего мно­
гие из них озлобились на весь мир и самоизолировались от друзей и членов семьи. Опыт экстрасенсорного восприятия реальности, а точнее, осознание самих себя как личностей, имевших такой опыт, привел к внутреннему дискомфорту, который едва не разрушил их жизнь.
Если мы перестанем идентифицировать себя со своими предчувствиями, то не будем так остро чувствовать боль от­
вержения. Чарли прекрасно понимает это. Он не чувствует себя обделенным или отвергнутым только потому, что не может делиться своим необычным опытом с коллегами.
Когда другие полицейские смеются и шутят по поводу предчувствий, Чарли осознает, что они смеются не над ним. И благодаря пониманию, что друзья не отвергают его лично, Чарли, в свою очередь, не отрекается от своих предчувствий. При этом он никогда не забывает «держать их на расстоянии вытянутой руки».
Если мы не позволяем своему необычному опыту влиять на наше самосознание, у нас появляется возможность глуб­
же вникнуть в суть своих предчувствий. Когда наше само­
200
определение не зависит от предчувствий, то мы способны рассмотреть свой опыт с разных сторон, не опасаясь, что он разрушит нашу жизнь. Разумный баланс между самосо­
знанием и предчувствиями позволяет человеку оставаться честным перед самим собой.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ РАЗЛИЧНЫЕ РОЛИ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДЧУВСТВИЙ
Неппе предупреждает нас об опасности, которой мы мо­
жем подвергнуть себя, столкнувшись с непринятием своего необычного опыта. Как и многие другие исследователи, он хочет помочь нам не испытать на себе боль отвержения со стороны общества. Кроме того, Неппе хочет показать лю­
дям, как важно оставаться верными своему личному опыту, как это вдохновляет и придает новые силы. Когда люди на­
чинают идентифицировать себя с отдельными аспектами своей жизни, это не всегда находит понимание в обществе.
Многих это не останавливает — по разным причинам.
К примеру, кому-то нравится считаться инакомыслящим.
Такие люди даже создают сообщества, основываясь на своих диссидентских принципах. Так, в 20-е гг. прошлого столетия художники и писатели объединялись в сообщества в квар­
тале Гринвич-Виллидж на западе Нижнего Манхеттена, на
Куин Стрит в Торонто и в Латинском квартале в Париже.
Там люди находили единомышленников, от которых под­
питывались положительной энергетикой.
В последние годы мы стали свидетелями того, как те, кто пребывал в изоляции, вышли из подполья и потребовали больше уважения к себе, что привело к положительным изменениям в обществе. Наша культура стала более гибкой и терпимой к разнообразным взглядам, традициям и уста­
202
новкам. У нас появилось больше возможностей учиться чему-то у других культур.
Существует еще одна стратегия, которой люди пользу­
ются, чтобы сделать свой необычный опыт частью своего самосознания и при этом не быть отвергнутым обществом: они стараются не ограничивать свое самоопределение одним конкретным опытом, а стремятся все время расши­
рить границы своего самосознания, примеряя различные социальные роли.
Таким людям нравится наблюдать за тем, как их не­
обычный опыт и самосознание взаимодействуют друг с другом. Каждый раз они смотрят, как новый опыт меняет их представление о самих себе. Эти люди говорят: «Я играю в кегельбан, следовательно, я игрок в шары, а мир — это дорожка для моей игры. Если я готовлю, значит, я повар
(и игрок в шары), а мир — это место постоянного пира».
Таким личностям нравится гибкость духа, которая позво­
ляет примерить различные роли. В юности многие из нас пробуют себя в самых разных ипостасях, и это позволяет расширить границы самосознания.
В аспирантуре у меня был друг, который менял соци­
альные роли как перчатки, чего я никак не могла понять и принять. Сейчас я думаю, что на тот момент я просто завидовала ему, хотя утверждала, что не приемлю такую его позицию.
Если у этого моего друга когда-нибудь будет предчув­
ствие, он, несомненно, последует его предупредительным сигналам, примерит на себя роль экстрасенса (вместе с ролью художника и поэта) и поищет способы развития своего дара. Подобные люди с распростертыми объятиями
203
встречают каждый новый необычный опыт, который может каким-то образом расширить границы их самосознания. Они устанавливают теснейшую связь со своим опытом, потому что иначе просто не могут. Они не боятся отвержения со стороны общества — ведь у них множество ролей, которые они могут предъявить миру.
Филипп считает себя медиумом, хотя и осознает, что рискует быть отвергнутым обществом, если будет напрямую идентифицировать себя с опытом, который не принимает­
ся социумом. Однако он позволяет своим предчувствиям оказывать большое влияние на свое самосознание, так как не боится отвержения: у него множество других интересов, социальных ролей и способностей. Филипп — и писатель, и музыкант, и набожный христианин. Он американец, шотландец, растяпа, пишет научную фантастику, сам за­
поем читает книги, любит развлекать других и, как всякий человек, имеет свои секреты.
Филипп имеет в своем арсенале богатый список соци­
альных ролей, а потому неприятие обществом какой-то одной из его многочисленных граней вряд ли способно вывести Филиппа из равновесия. Предчувствия составляют всего лишь одну сторону самосознания моего друга. Они не вполне соответствуют его восприятию себя как христи­
анина, зато никак не противоречат его самоопределению в качестве музыканта или научного фантаста. Если Филипп чувствует, что между его предчувствиями и текущим видом деятельности возникает противоборство, он быстро пере­
ключается с одной социальной роли на другую.
Филипп прекрасно знает, сколько раз ученые отрицали возможность предсказать будущие события путем экстра­
204
сенсорного восприятия реальности. Однако мой друг также осведомлен, сколько научных открытий было осмеяно, прежде чем наука признала их право на существование.
Как музыкант Филипп исполняет песни, которые были написаны сотни лет назад и в то время считались слишком странными, противоречивыми и не соответствующими общественным стандартам. Филипп надеется, что однажды занавес социального неодобрения предчувствий спадет, и этот феномен станет считаться самым обычным явлением.
Мы можем найти множество толкований своих пред­
чувствий. Мы можем формировать свое самосознание множеством разных способов. Мы в состоянии сохра­
нить здоровый баланс между своими предчувствиями и собственным самоопределением. И, что еще важнее, мы можем изучить значения, которые придают предчув­
ствиям другие люди, познакомиться с их мировоззрением и личным выбором. Каждая новая идея обогащает наш собственный жизненный опыт. Я не призываю принять то толкование предчувствий, которое не соответствует нашему нынешнему мироощущению, однако простое осознание факта существования других возможных объ­
яснений поможет нам расширить границы собственного самосознания и, в свою очередь, приведет к улучшению качества нашей жизни.
Поиск подходящего толкования вашего опыта — это ключ ко многим новым возможностям. Вам не нужно полностью находиться под контролем предчувствий, чув­
ствовать себя жертвой этого необычного опыта и терять душевный покой. Вам просто нужно найти способ улучшить свою жизнь и максимально безболезненно интегрировать
205
свой необычный опыт в повседневное существование, как вы раньше делали это с другими новыми идеями.
Когда вы находите убедительное толкование своих пред­
чувствий, у вас появляется возможность увидеть самого себя в ином свете и в новом качестве. Положительное объ­
яснение своего опыта поможет вам раскрыть в себе новую личность — смелую, практичную, любознательную, глубоко духовную, способную к критическому мышлению. Даже одно общепринятое толкование предчувствий способно помочь вам поверить в подлинность своего опыта и до­
вериться ему и самим себе. Это, в свою очередь, приведет к тому, что вы найдете единомышленников, которые будут разделять ваше мировоззрение и необычный опыт. Вам будет легче определиться, как реагировать на возникшие у вас предчувствия.
ЧТО МНЕ ДEЛATЬ СЕЙЧАС?
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ПРЕДЧУВСТВИЯ?
Если вы распознаете предчувствие на этапе его зарож­
дения, до того, как произойдет событие из будущего, у вас есть возможность выбора. Но все не так просто. Однажды доктор Луиза Райн просмотрела 1300 историй о предчув­
ствиях, и оказалось, что в доброй половине случаев люди и не догадывались, что у них было предчувствие, пока не происходило подтверждающее его событие. В этих случаях,
206
разумеется, вопрос о выборе подходящей реакции на этот необычный опыт автоматически отпадал.
Предположим, что вам посчастливилось распознать предчувствие на этапе его зарождения. Как быть? Что делать со своим необычным опытом? Если предчувствие касается какого-то незначительного события, то вы можете не торопиться с последующими действиями.
Но если вас переполняет страх от увиденного сна, ко­
торый предвещает надвигающуюся опасность, то вам, скорее всего, захочется как можно скорее предпринять определенные действия.
Существуют три основных момента, в которых надо разобраться, чтобы решить, как поступить с возникаю­
щими у вас предчувствиями. Первое: надо точно понять, какого рода информацией вы обладаете. Как мы уже знаем, идеальных предчувствий не бывает. Тщательно анализируя момент зарождения предчувствий и опираясь на свои прежние знания, мы можем понять, как реагировать на этот необычный опыт. Если во сне вы видите выигрышные номера лотерейного билета, изначально понятно, какой будет ваша реакция на это сновидение. Однако в большинстве случаев подобной ясности нет, и человека переполняет чувство внутреннего дискомфорта, которое, как известно, мало способствует принятию быстрых решений.
Второй фактор заключается в том, какое значение вы придаете своим предчувствиям Как только вы определитесь, в чем предназначение вашего предчувствия, какое влияние оно оказывает на вашу жизнь и почему появляется именно на данном этапе, перед вами откроется множество возмож­
ностей: вы будете представлять, чего ожидать в будущем
207
и какую долю ответственности вы несете за те события, которые неминуемо произойдут.
Третий фактор не так часто освещается в трудах уче­
ных. Суть его в соотнесении предчувствий с остальными аспектами вашей жизни. В ходе проведенных интервью выяснилось, что опрошенные мною респонденты всегда сопоставляли полученную информацию со своим прежним опытом и учитывали, как их решения могут сказаться на окружающих людях.
Предчувствие может сопровождаться определенными предупредительными сигналами, но при этом может быть непонятно, почему нам был послан такой опыт предвос­
хищения будущих событий. Кроме того, предстоит решить, является ли новая информация полезной с практической точки зрения. Когда мне было шестнадцать лет и роди­
тели покупали новый дом, я не хотела жить в спальне на втором этаже, хотя мое предчувствие указывало именно на эту комнату в доме. Я доверяла своим предчувствиям, но воспринимала их как альтернативу. Поверив, что мне предначертано занять именно спальню на втором этаже, я бы смирилась с ситуацией и потеряла комнату своей мечты.
Я также знаю, что такое таинственное явление, как пред­
чувствие, может кардинально изменить плавное течение нашей повседневной жизни. Не до конца понимая суть нашего необычного опыта, мы можем ошибаться в истол­
ковании предчувствий.
Подруга, с которой я училась в колледже, однажды встретила мужчину, которого за неделю до этого дважды видела во сне. Она не сомневалась, что он был именно
208
человеком из ее сновидения, и решила, что, должно быть, этот мужчина и есть ее суженый. Иначе к чему был этот сон? Она чувствовала, что существует определенная связь между образом из ее сна и реальным мужчиной, а значит, они созданы друг для друга!
К сожалению, оказалось, что у них мало общего, и че­
рез несколько месяцев моя подруга сама разорвала с ним отношения. Позже она рассказала мне, что была просто поражена. Как могло случиться, что этот мужчина совсем не подходил ей? Тогда почему он дважды явился ей во сне?
К чему вообще было это сновидение?
Как видите, несмотря на то, что предчувствия могут предвосхищать предстоящее, мы не всегда способны счи­
тывать будущие события. Каково бы ни было происхож­
дение предчувствий, нужно реагировать на них с позиций нашей повседневной жизни, не забывая про здравый смысл, рациональное мышление, интуицию и свой жизненный опыт, которые очень пригодятся для принятия решений по поводу дальнейших действий.
ШЕСТЬ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ
РЕАКЦИЙ НА ПРЕДЧУВСТВИЯ
Из результатов различных исследований, рассказов друзей, из моего личного опыта и в ходе проведенных ин­
тервью я выявила шесть самых распространенных реакций
209
на предчувствия. Давайте подробно разберем каждую из них, начиная от самой явной до самой непредсказуемой.
Первые три вида реакции на предчувствия — пассив­
ные. Они не предполагают незамедлительных действий по подготовке к предстоящему событию, а больше подра­
зумевают пассивное ожидание неминуемого будущего. Вот эти три варианта: люди либо просто наблюдают за ходом событий, либо слишком заняты повседневными заботами, чтобы уделять внимание этому вопросу, либо готовятся к неизбежному будущему событию. Раньше исследователи тоже отмечали эти моменты, однако они не считали их ответными реакциями на предчувствия, но я рассматри­
ваю их как осознанно принятые позиции по отношению к новому необычному опыту. Примечательность подобных реакций на возникновение предчувствий заключается не столько в том, что люди не предприняли по отношению к ним конкретных действий, а в том, каковы были причины такой их реакции. Именно они и показывают, что люди осознанно выбирали такую позицию, что это были вполне взвешенные решения с их стороны.
Остальные три реакции определенно бросают вызов будущему, дав нам надежду, что мы можем как-то по­
влиять на него или изменить. Некоторые люди полно­
стью игнорируют будущие события, что определенно не предотвращает то, что должно неминуемо произойти, но оказывает непосредственное влияние на их жизнь. Другие же обязательно предупреждают родных и близких о на­
двигающейся опасности. Однако самым сложным и не до конца понятным является то, как предотвратить будущее
210
событие, особенно если оно несет в себе определенную угрозу для нас и наших родных.
ВЫБОР, КОТОРЫЙ ПРЕДСТОИТ
CДEЛATЬ В БУДУЩЕМ
Доктор Луиза Райн и другие исследователи не концен­
трировались на рассмотрении причин пассивных реакций на предупредительные сигналы предчувствий. Большинство ученых предпочитали изучать активные действия людей по отношению к возникшим у них предчувствиям. Ис­
следователи выяснили, что те, кто понимает предназна­
чение предчувствий в своей жизни, в основном выбирают активную позицию. Даже реакция, кажущаяся на первый взгляд пассивной, может вылиться в активное действие, если человек осознает значение нового необычного опыта лично для себя. Вот все эти реакции.
1.
Подожди — и увидишь. Из почти шестисот человек людей, опрошенных доктором Луизой Райн, примерно 25 % просто пассивно ждали, когда произойдет предвосхищен­
ное ими событие. Им было интересно, действительно ли полученные предупредительные сигналы в точности пред­
сказывают будущее. Однако у этих людей не было причин предпринять конкретные действия в ответ на полученный необычный опыт.
211

Многие предчувствия касаются совершенно незначитель­
ных событий, не представляющих никакой опасности, так что предпринимать какие-то конкретные действия в ответ на их предупредительные сигналы не требуется. Однажды я встретила мужчину, бывшего инженера, который рассказал мне, что часто просыпается, напевая определенную песню, а когда собирается на работу, то в машине слышит, как эту самую песню транслируют по радио, причем именно тот куплет, который он сам напевал полчаса назад. Если бы это происходило, скажем, всего пару раз в месяц, мужчина счел бы это случайным совпадением. Однако это длилось на протяжении долгих лет, и мужчина не мог найти этому никакого логического объяснения.
Данное предчувствие не представляло для него ни малей­
шей опасности. Он понимал, что может просто не включать радио, чтобы опять не натолкнуться на «предвиденную» песню, или, наоборот, пройтись по всем радиостанциям в ее поиске, однако не видел смысла ни в том, ни в другом. Он просто включал радио и слушал. Такая осознанная позиция никак не могла повлиять на его мироощущение. Подоб­
ная реакция свидетельствовала о любознательности этого человека, его чувстве юмора и уверенности в подлинности своего опыта. Включая радио, он осознанно предвкушал, что там опять будет звучать песня, которую он напевал с утра.
Если предвосхищаемое событие несет положительный заряд, можно просто пассивно ожидать, когда оно произой­
дет. У Оливии однажды появилась внезапная уверенность в том, что двое ее друзей, которые не были знакомы друг с другом, скоро повстречаются и, более того, поженятся.
Так и вышло: на следующий год эти люди встретились
212
и в дальнейшем поженились. Оливия была очень довольна своим предчувствием.
Есть люди, пассивность которых в отношении будущего события вызвана их чувством страха. В исследовании Стауэл о вещих снах упоминается, что женщины с научно-рацио­
нальным мировоззрением не могли понять, как подобные сновидения могут вписаться в их картину мира, и с ужасом ожидали наступления событий, подробности которых они видели в сновидениях.
Иногда ожидание и пассивное наблюдение — един­
ственно возможная ответная реакция на возникновение предчувствий. Чарли знает, что его необычный опыт по­
могает ему в работе, но иногда единственное, что он может сделать, — пассивно ждать. Однажды, когда он только начинал служить в полиции, у него неожиданно возникло ощущение, что скоро с ним произойдет несчастный случай.
Чарли сразу распознал предчувствие в своем необычном опыте, однако он не обладал достаточной информацией, чтобы предотвратить предстоящее событие. Он пассивно ожидал, так как знал, что это единственно возможная ре­
акция на данное предчувствие.
2.
Игнорирование предчувствий. Игнорированию предчувствий уделяется мало внимания. Одно дело — просто не обращать внимания на свой необычный опыт, и совсем другое — распознавать эти внутренние предупредительные сигналы, однако осознанно не предпринимать никаких ответных действий.
Джулия осознает, что вольна реагировать на предчувствия так, как ей удобно: изменить ход своих действий на полпути
213
или, наоборот, совсем не обращать внимания на свой новый опыт. Она осознает важность правильного отбора нужных ей предчувствий, выбирая, на какие предупредительные сигналы реагировать, а какие оставить без внимания, Джу­
лия подтверждает свое право ставить повседневные заботы выше случаев предсказания будущих событий.
Чарли соизмеряет последствия предпринимаемых дей­
ствий с теми предчувствиями, которые их вызвали. Он осознает, что для каждого конкретного действия нужно иметь твердое основание, и отказывается следовать пре­
дупредительным сигналам предчувствий, если это противо­
речит его основным внутренним побуждениям. Нередко оказывается, что в результате он просто пассивно ожидает предстоящие события. Хотя Чарли готов дать ответную реакцию на предчувствия, однако он не желает делать это без твердого основания. Чарли осознает, что его бездействие может позволить преступникам уйти безнаказанными, однако гордится своим твердым намерением служить за­
кону верой и правдой.
3
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта