Главная страница
Навигация по странице:

  • Критерии доказательства

  • Уникальные

  • Книга. РостовнаДонуФеникс


    Скачать 1.99 Mb.
    НазваниеРостовнаДонуФеникс
    АнкорКнига
    Дата15.05.2023
    Размер1.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаDzhin_van_Bronkkhorst_-_Predchuvstvia_v_povsednevnoy_zhizni__Pra.pdf
    ТипДокументы
    #1131545
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
    побуждением
    было проигнорировать эти воспоминания как незначительные. Я не знала, почему эти кухонные часы привлекли мое внимание, но всё же на минуту остановилась. Я прекрасно осознавала, что это было всего лишь воспоминание, но оно оказалось необычайно живым. У меня давно не было подобных ощущений. Я за­
    крыла глаза, ослабила внутреннее напряжение и продол­
    жила предаваться воспоминаниям. Сначала я попробовала представить, что происходило непосредственно перед тем, как я посмотрела на эти часы. Видимо, в тот момент я была зла на что-то и быстро шла на кухню, стараясь незаметно проскользнуть мимо гостиной, где родители принимали гостей. Затем я окликнула Тима и спросила, чем он занят.
    Парень ответил, что сидит один и усердно занимается.
    Все, что я представляла себе, казалось невероятным, так как никак не было связано ни с какими событиями в про­
    шлом. Отчего время на часах (они показывали полдесятого) привлекло мое внимание? Что изучал Тим? Судя по всему, сегодняшним вечером учеба уж точно не входила в планы
    Тима и Кэрол.
    Было семь часов. Если у меня случилось предчувствие, которое подтвердится реальным событием менее чем через три часа, то я могла бы доказать Робу существование этих внутренних предупредительных сигналов. Я поспорила с ним на то, что Тим будет один в своей спальне в полде­
    сятого. Я в точности рассказала Робу о своих ощущениях, но он просто посмеялся над этим в полной уверенности, что выиграет пари.
    ...В половине десятого я спросила у Тима, чем он занят.
    Оказалось, что он действительно готовится к тесту, а Кэрол
    114
    ушла несколько минут назад. В тот вечер я отправилась спать с ощущением, что справедливость наконец восторже­
    ствовала. Я с нетерпением ждала, когда на следующий день увижу Роба. На этот раз он просто не мог не поверить мне!
    ИДEAЛЬHOE ЛЕГКО
    ОПРАВДЫВАЮЩЕЕСЯ ПРЕДЧУВСТВИЕ
    Доказуемое предчувствие — явление очень красивое и хрупкое. Для его возникновения требуется наличие та­
    ких элементов, как указание на время и на обстоятельства, а также люди, которые смогут подтвердить ваши слова. При отсутствии хотя бы одного из этих элементов участники эксперимента не могут рассчитывать на то, что им поверят.
    На протяжении многих лет я разрабатывала свой список действий, которые мне необходимо предпринять, чтобы доказать другим существование предчувствий. В конце концов я обнаружила примеры подобных списков у ранних исследователей — это одновременно и помогло, и рас­
    строило. С одной стороны, я осознала недостатки своего похода, распрощалась с безрассудным желанием понять истинную природу времени (что еще никому не удава­
    лось) и перестала стремиться к тому, чтобы научиться по заказу вызывать у себя предчувствия. С другой стороны, оказалось, что в обнаруженных списках были установлены стандарты, которым в повседневной жизни трудно было
    115
    соответствовать... Когда я подумала, что мне придется подо­
    гнать собственные стандарты под критерии, приведенные в этом списке, то приуныла. Мне пришлось напомнить себе, что обнаруженный список был составлен для того, чтобы доказать другим существование предчувствий. Как только я поняла, что могу и дальше довериться собственному опыту, сразу же успокоилась.
    Я упоминаю этот список не для того, чтобы отговорить кого-то рассказывать о своих предчувствиях. Я больше пред­
    лагаю его как вызов — вызов тем, кто решится заняться поисками идеального, доказуемого предчувствия. Тем, кто хочет доказать скептически настроенному другу подлинность своего необычного опыта, я напоминаю о препятствиях, которые им непременно встретятся на пути. Первые два критерия — распознание и незначительность — добавила в существующий список я. Ранним исследователям не имело смысла учитывать их, так как они оценивали только законченные случаи, когда предчувствия подтверждались конкретным событием из будущего. Вопрос о том, распозна­
    вал ли участник эксперимента появление у себя внутренних предупредительных сигналов, даже и не стоял. Также не­
    важно было, как он на это реагировал. Остальные критерии я взяла у ранних исследователей и описала с точки зрения того, как они могут быть применимы в повседневной жизни.
    Критерии доказательства
    1. Распознавание.
    2. Незначительность.
    3. Уникальные детали.
    4. Непредсказуемость.
    116

    5. Отсутствие контроля над будущим событием.
    6. Свидетели.
    7. Сроки будущего события.
    8. Идеальный союз между предчувствием и последую­
    щим событием.
    1. Распознавание. Во-первых, участник эксперимента должен распознать предчувствие до того, как случится со­
    бытие, подтверждающее его подлинность. Этот первый шаг кажется очевидным. Ранние исследователи рассматривали предчувствия только в сочетании с будущим событием, по­
    этому вопрос о том, как распознать эти внутренние сигналы, даже и не стоял. Однако в суматохе повседневной жизни нужно сначала распознать момент зарождения предчувствий, чтобы потом связать его с будущим событием. Я убедилась на собственном опыте, что эта задача не из легких, но при желании вполне выполнимая.
    Неожиданно вспомнив свою реакцию при виде ку­
    хонных часов тем ранним весенним вечером, я отчетливо распознала появление у себя потенциального предчувствия.
    Как только я осознала смысл этого воспоминания, сразу же связала возникшее предчувствие с будущим событием, так как оно никак не соответствовало ни моему настроению в настоящем, ни какому-то моменту в прошлом. Это была внезапно возникшая мысль, никак не связанная с моими ежедневными заботами и сопровождающаяся необычными деталями и непривычными подробностями.
    2.
    Незначительность. Если я хочу распознать пред­
    чувствия и доказать их подлинность своим родственникам
    117
    и друзьям, то мне хочется, чтобы они касались маловажных событий. Я хочу надеяться на то, что мое предчувствие никому не навредит и не испугает, не будет касаться жиз­
    ненно важных вопросов для того, кто мне дорог. У ученых подобные опасения не возникают, и они в своих исследо­
    ваниях описывают случаи трагических событий чаще, чем какие-либо другие. То, что я неожиданно «вспомнила», как Тим самостоятельно готовился к тесту воскресным вечером, не касалось опасного или трагического события, разве что Тиму и Кэрол было досадно, что им не удастся провести вечер вместе. У меня, слава Богу, не было страха, что я подвергаю опасности жизнь друзей, используя их по­
    тенциальное будущее только лишь для того, чтобы доказать
    Робу мою точку зрения.
    3.
    Уникальные
    детали. Событие, последующее за воз­
    никновением внутренних предупредительных сигналов, может содержать специфические, уникальные и в каком-то смысле неожиданные детали. То, что я видела эти часы, само по себе ничего не доказало бы Робу. А вот тот факт, что Тим в определенное время сидел в комнате один и готовился к тесту, уже был объективным, а потому способным рас­
    сеять даже скептицизм Роба.
    4.
    Непредсказуемость.
    Показателем подлинности предчувствия является событие, о котором человек не мог заранее узнать из других источников, не мог предугадать или предположить каким-либо другим способом. Это един­
    ственный способ отделить предчувствия от человеческой способности делать точные предсказания, основываясь
    118
    на небольшом количестве информации. Будущее событие должно быть маловероятным или вовсе неправдоподоб­
    ным, иначе предчувствие невозможно доказать. Например, я могла предугадать, что у моих родителей будут гости и предположить, кто именно к ним придет, используя свои прежние знания.
    Мое подлинное предчувствие было сосредоточено на событиях маловероятных, по крайней мере, для того года и тех людей. Когда Тим и Кэрол вышли в обнимку, ни я, ни Роб и представить себе не могли, что вечером Тим будет заниматься учебой.
    5.
    Отсутствие контроля над будущим событием.
    Событие, последовавшее за предчувствием, должно быть вне нашего сознательного или бессознательного контро­
    ля — в этом случае мы не сможем вмешаться в его ход и «подогнать» событие под наши ожидания. Роб знал, что я никак не могла повлиять на планы Тима и Кэрол и у меня не было возможности связаться с ними до полдесятого.
    6.
    Свидетели. Если кто-то рассказывает другому чело­
    веку о своем предчувствии до того, как произойдет будущее событие, то выслушавший его историю автоматически становится свидетелем. Идеальный свидетель — это доста­
    точно близкий человек, который готов и услышать о пред­
    сказании, и подтвердить его, когда произойдет будущее событие. С другой стороны, свидетели не должны иметь непосредственного отношения к этим событиям, чтобы не попытаться повлиять на их исход. При отсутствии свидете­
    лей датированная запись в журнале подтвердит появление
    119
    предчувствий. А еще лучше составить письменное описание своих внутренних предупредительных сигналов, поставить дату и время и отослать их в электронном виде до того, как произойдет будущее событие.
    В моем случае Роб был одновременно и свидетелем, и человеком, которому я особенно хотела доказать суще­
    ствование предчувствий. До этого я пересказывала ему много других случаев с предчувствиями, но он все равно не верил в их подлинность, поэтому я не делилась с ним моими предсказаниями, пока те не оправдывались фак­
    тическим событием.
    7.
    Сроки будущего события. Многие исследователи придерживаются мнения, что временной интервал между моментом зарождения предчувствия и последующим за ним событием должен быть достаточно коротким. Часто ученые включают в свои исследования описание только тех событий, которые происходят через день или два после возникновения внутренних предупредительных сигналов.
    Временной интервал должен быть достаточно большим, чтобы мы могли исключить возможность проявления теле­
    патии или ясновидения. Будущее событие не должно быть чем-то, что другой человек уже запланировал осуществить.
    Разумеется, временной интервал между моментом зарож­
    дения предчувствия и последующим событием должен быть достаточно коротким, чтобы исключить возможность случайности. У меня были предчувствия событий, которые происходили только годы спустя, и я осознавала, что мне не удастся привести неоспоримое доказательство подлин­
    120
    ности тех внутренних предупредительных сигналов: ведь всё могло оказаться просто совпадением.
    В данном случае мое предчувствие возникло всего лишь за несколько часов до того, как произошло будущее событие, и это побудило меня с легкостью заключить пари с Робом.
    Если бы последующее за предчувствием событие произо­
    шло несколько дней спустя, то это было бы недостаточно убедительным для Роба.
    8. Идеальный союз между предчувствием и после­
    дующим событием.
    И наконец, будущее событие должно максимально соответствовать предчувствию. Если свидетель не увидит соответствия между двумя этими явлениями, он никогда не поверит в подлинность предчувствий. Этот критерий исключает некоторые формы предчувствий из-за особой формы их проявления. Например, человек может легко истолковать собственный символический сон, но до тех пор, пока свидетелям тоже не будет понятна символика сновидения, последующее событие не будет иметь для них никакого значения.
    121

    ИДEAЛЬHOE ПРЕДЧУВСТВИЕ
    HE ГАРАНТИРУЕТ ИДEAЛЬHOЙ РЕАКЦИИ
    Тогда, в 1981 году, я знала, что у меня было идеальное, доказуемое предчувствие. Я была уверена, что доказала подлинность своего незначительного опыта хотя бы одному человеку. Но оказалось, что я ошибалась. На следующее утро Роб дал мне доллар, проигранный в пари, но сказал, что считает историю с часами непоследовательной. Роб не хотел поверить в существование предчувствий и даже начал подозревать, что мы с Тимом устроили заговор, пытаясь за­
    ставить его поверить в подлинность предчувствий против его доброй воли. Это типичная реакция людей, которые не верят в возможность возникновения внутренних преду­
    предительных сигналов, когда они сталкиваются с чем-то похожим на предчувствие...
    А тем временем наш друг Тим был оскорблен и зол на то, что мы поспорили на его личную жизнь. Мне не удалось убедить его, что изначально пари было заключено по поводу моего предчувствия. Тим не понимал, какое отношение мои предсказания имели к его личной жизни, а я не могла этого толком объяснить ему. Я считала, что само предчувствие уже является достаточным объяснением. Однако Тим, который также не верил в существование предчувствий, считал, что должна быть более веская психологическая причина для того, чтобы мои предчувствия касались его личной жизни.
    Я не знала, как доказать подлинность и описать красоту возникшего у меня предчувствия, как объяснить Тиму, что
    122
    мое внимание не было сфокусировано специально на нем.
    Все было бесполезно.
    Тим считал себя непредубежденным скептиком и готов был воспринимать разумные идеи о предчувствиях при условии, что я предоставлю ему более логичное объяснение их возникновения. Всякий хороший ученый остается вос­
    приимчивым к новым открытиям. Тим заверил меня, что поверит в подлинность предчувствий, если я обеспечу ему неоспоримое доказательство. На тот момент у меня его не было. Парень утверждал, что парапсихология не выявила ни одного подтвержденного случая паранормальных событий, но когда я спросила Тима, данные какого исследования он приводит, другу пришлось признаться, что он не изучал эту тему как следует. Тим собирался ждать, когда наука докажет вероятность экстрасенсорного восприятия мира.
    Наше с Робом пари никак не могло стать для него веским доказательством. Тим, не прочитавший ни одной научной публикации по этой теме, был полностью уверен, что никому до этого не удавалось доказать подлинность предчувствий...
    ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
    И ДРУЖЕЛЮБНЫЕ СКЕПТИКИ
    У нас полно дружелюбных скептиков, которые строго следуют научным традициям и уверяют, что готовы терпе­
    ливо ждать неопровержимого доказательства подлинности
    123
    предчувствий. Они не хотят рассмотреть уже существую­
    щие доводы многих исследователей и не восприимчивы к новым идеям. Когда они слышат истории своих друзей о том, что у них был необычный опыт — начинают искать логичные объяснения подобных явлений, а если не находят их, то просто заявляют, что наука не занимается серьезным изучением случаев проявления экстрасенсорных форм мировосприятия.
    Я не могу оставаться равнодушной к вызову со стороны таких скептически настроенных людей. Впрочем, выслу­
    шивая истории незнакомых мне людей о предчувствиях, я нередко ловлю себя на том, что меня тянет найти другие возможные истолкования их опыта. Один мужчина расска­
    зал мне, как однажды ехал ночью и вдруг по непонятной причине резко вывернул на перекрестке — и с боку его на полном ходу ударила другая машина. Тут вдруг мне вспомнилась история пятилетнего мальчика, игравшего с заведенным микрофургоном матери: тогда я среагирова­
    ла на звук работающего двигателя. Мне стало интересно, не был ли случай этого мужчины аналогичным: возможно, он услышал сигнал приближающейся машины и, сам того не осознавая, попытался увернуться от удара? Или, может, он заметил изменение в освещении из-за включенных фар приближающегося транспортного средства? А может быть, он просто-напросто был настолько шокирован, что толком не помнит, как все обстояло на самом деле?
    Чтобы не поддаться искушению продолжить поиски разумных объяснений появления предчувствий, я время от времени напоминаю себе, что не призвана доказывать с научной точки зрения достоверность каждодневного опыта
    124
    /
    посторонних людей. Ведь я не требую от других подобных доказательств, когда люди делятся со мной какими-то другими переживаниями. Если кто-то рассказывает, что впервые в жизни испытывает чувство влюбленности, я не начинаю копаться в его прошлом, чтобы выяснить, врет этот человек или говорит правду. Я не спрашиваю, каковы его критерии истинной любви, и не прошу в деталях рас­
    сказать мне о тех случаях, когда он ошибочно принимал за влюбленность мимолетные чувства, я не занимаю по­
    зицию скептика. Я верю этому человеку на слово, так как не могу оценить его способность точно определить свои чувства. Я знаю, что любовь существует, и все это знают.
    Я вольна спокойно руководствоваться своими принципа­
    ми в личной жизни, в то время как другой человек может открыть для себя какие-то новые истины в этой сфере. На­
    уке известно, что есть несколько форм проявления любви, и исследователи изучают биологические и психические признаки влюбленности. Учитывая все это, мне не нужно доказывать подлинность чужого опыта, чтобы подтвердить и принять свой собственный. Все, что мне нужно, — про­
    сто внимательно слушать истории других людей, проявляя максимум восприимчивости к новым идеям. Что касается случая с влюбленным мужчиной, лучше всего позволить ему самому прийти к пониманию того, что такое настоящая любовь. Даже если он сделает неправильные выводы, то рано или поздно всё равно поймет разницу между мимолетной влюбленностью и истинной любовью.
    Преодолев соблазн придумать предчувствиям другие объ­
    яснения, я вновь начинаю доверять самой себе и тем людям, истории которых слушаю. Имея богатый опыт появления
    125
    внутренних предупредительных сигналов, я с пониманием дела рассматриваю те случаи, о которых мне рассказывают.
    В отличие от моих друзей-скептиков, я читала журналы и книги, посвященные изучению предчувствий, а потому мне не нужно одобрения общества, чтобы внимательно выслушать истории о предчувствиях. Это дает мне возмож­
    ность расслабиться и сосредоточить свое внимание на том, как люди, с которыми я разговариваю в данный момент, будут применять свой собственный опыт в повседневной жизни. Я могу сконцентрироваться на том, как люди реаги­
    руют на возникновение предчувствий и как эти внутренние ощущения отражаются на их дальнейшей жизни.
    Конечно, было бы прекрасно, если бы общество в целом приняло факт существования предчувствий. Эксперимен­
    таторы начали ставить перед собой более точные задачи и получать положительные результаты, и это дает надеж­
    ду, что широкая печать проявит больше интереса к теме предчувствий. Исследователи действительно доказали факт существования предчувствий, применяя общепринятые и упрочившиеся научные методы. Результаты такие же однозначные и понятные, как и в других исследованиях, и сейчас мы можем полностью полагаться на них. В бу­
    дущем ученые, несомненно, разработают новые теории о предчувствиях, так как наука движется только вперед, но существование этих внутренних предупредительных сигналов очевидно уже сейчас.
    А скептицизм сам себе роет яму: сейчас даже доказа­
    тельств порой недостаточно, чтобы убедить не только ученых, но и широкую публику. Пока люди не начнут изучать про­
    веденные исследования и не заговорят вслух о своем опыте
    126
    предчувствий, не боясь отвержения, им не будут внимать.
    Сейчас такой смелостью обладает далеко не каждый.
    Яркий пример взаимосвязи между наукой, обществен­
    ностью и социальным одобрением — споры по поводу изменения климата на Земле.
    На протяжении долгих лет ученых, которые публиковали тревожные статьи о глобальном потеплении, высмеивали и называли эксцентричными. Бывший вице-президент США на протяжении многих лет выступал перед небольшими аудиториями с речами о глобальном потеплении, но без­
    результатно. До появления документального фильма по его книге «Неудобная правда» горячие общественные дебаты вокруг изменения климата продолжались: общество раздели­
    лось на тех, кто верил в возможное глобальное потепление, и тех, кто относился к этому со скептицизмом. Людей из первой категории называли глупыми и легковерными... По­
    сле появления фильм стал настоящей сенсацией и получил авторитетные премии. Гор и ученые, работавшие вместе с ним, удостоились Нобелевской премии мира.
    Все это говорит о том, что одно только доказательство не способно ни в чем убедить того, кто не желает, чтобы его убедили. Проблема не в самом доказательстве, а в на­
    шем нежелании принять его. Если бы одного доказатель­
    ства было достаточно для того, чтобы люди поверили в существование предчувствий, то газеты и журналы были бы полны примерами таких доказательств, полученных в результате проведения Лабораторных исследований по всему миру. Но сегодня мы не оцениваем доказательства так, как рассматривали доводы в пользу глобального по­
    тепления. Результаты исследований по экстрасенсорному
    127
    восприятию реальности не публикуются в национальных журналах, а исследователей в этой области не приглашают представить свои работы на научных конференциях. Я ду­
    маю, мы все ждем, когда культурное сообщество одобрит нашу веру в существование предчувствий. Более тридцати лет научные исследования сосредоточены на поисках до­
    казательств существования экстрасенсорного восприятия реальности, но не следует забывать и о таких моментах, как интеграция предчувствий в нашу современную жизнь.
    Не хватает научных исследований в этой сфере, до сих пор не до конца понятно, каково предназначение предчувствий и как мы их можем успешно использовать в реальности. Все доказательства мира не способны помочь нам до конца по­
    стичь суть предчувствий. Только личный опыт предчувствий, пропущенный через себя, — он всегда остается ярким и не­
    отразимым, хотя порой и обессиливающим. Когда люди не могут найти готовых ответов с помощью науки и религии, они неосознанно обращаются к нетрадиционным формам восприятия реальности.

    ГЛАВА 6 129
    Предчувствия в массовой культуре елен одна из моих лучших подруг, недавно рассказала мне о бывшем у нее предчув­
    ствии. Однажды ночью ей приснилось, что умер брат ее друга, с которым вместе учи­
    лись в аспирантуре. Хелен не была знакома с этим братом, а своего друга она не видела больше десяти лет. И как же она была ошарашена, когда шесть месяцев спустя в газетах прочитала некролог: молодой человек действительно скоропостижно скончался.
    Даже спустя 25 лет Хелен пересказывала мне свой сон шепотом, как будто это была история о привидениях.
    Подруга призналась мне, что постоянно живет в плену страха. Когда я спросила Хелен, что именно ее так сильно пугает, та удивленно посмотрела на меня, словно спраши­
    вая: «Ты что, не слышала, что я сказала? Мне во сне было предвидение, что человек умрет, и он действительно умер
    6 месяцев спустя!» Меня смутила такая реакция Хелен: ведь
    К
    она десять лет работала добровольцем в хосписе, а значит, давно должна была смириться с неизбежностью смерти.
    Я попросила ее вспомнить другие детали того сновидения, чтобы вместе выяснить, что же на самом деле повергло ее в состояние ужаса.
    Дальнейший рассказ Хелен на многое раскрыл мне глаза.
    Она прекрасно осознавала, что ее предчувствие никак не могло навлечь смерть на брата ее друга и что увиденный сон не мог ей помочь защитить молодого человека от болезни.
    Хелен сразу же рассказал об этом сновидении своему парню, доказав тем самым, что она не придумала все это «задним числом». Парень Хелен поверил ей, поэтому она не боялась, что ее примут за сумасшедшую или же высмеют. У Хелен не было сильной эмоциональной связи с умершим, более того, она уже не общалась и с самим другом, поэтому не беспокоилась о том, что он откажется от дружбы с ней из-за этого зловещего сновидения.
    Однако Хелен пугало предчувствие. Она продолжала рассказывать эту историю с широко раскрытыми от страха глазами, как обычно бывает, когда люди делятся рассказами о сверхъестественных силах. Это предчувствие определенно расстраивало ее, хотя и не наносило ей вреда, не подвергало ее опасности и не толкало ее совершить действия, о которых она могла потом сожалеть. Что-то во всем этом обессили­
    вало ее, поэтому она старалась в дальнейшем остерегаться каких-либо опытов с экстрасенсорным восприятием реаль­
    ности. Доходило до того, что Хелен крепко закрывала глаза, прикрывала уши руками и молилась, чтобы ей больше не пришлось снова испытать весь этот ужас.
    130

    Хелен глубоко убеждена, что люди не должны знать о таких событиях заранее. Для нее предвосхищение буду­
    щего означало нарушение естественного порядка вещей.
    Глубоко в душе моя подруга была уверена, что 25 лет на­
    зад ей не было суждено знать о будущем. Хелен не знала, откуда у нее это убеждение, но все же доверилась ему, так как считала его общепринятым. Она говорила от лица всех представителей нашей культуры.
    Основное направление культуры Северной Америки описывалось как западное, научное, демократическое, капи­
    талистическое и христианское. Здесь жили представители тысяч других культур со всего мира, которые принесли с собой свою историю, традиции, ценности и религиоз­
    ные убеждения. После того как Восточная Европа вошла в эпоху Просвещения, можно было наблюдать, как новое направление науки изменило представление людей о ре­
    альности. Если раньше мир воспринимался как духовное царство, то сейчас внимание людей переместилось на свое естественное физическое окружение. Ученые подвергли сомнению, а затем и вовсе отказались от религиозного миропонимания. Происходило обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
    Многие ученые и сегодня воспринимают экстрасенсорное восприятие будущих событий как нечто абсурдное...
    Согласно традициям христианства и иудаизма, пред­
    чувствия — это нечто сверхъестественное, но исходящее не от Бога, а значит, оно может нести в себе опасность и потенциальное зло.
    Я воспитывалась как католик и с раннего возраста зна­
    ла, что язычество — это поклонение дьяволу, что любые
    131
    необъяснимые явления, будь то предчувствия, телепатия или даже вещие сны, не являются делом рук Бога, а ис­
    ходят от лукавого.
    Предчувствия продолжают считаться «подозрительными» явлениями, и часто во многих религиозных организациях опыт предчувствий противопоставляется истинной духов­
    ной жизни.
    Так откуда же люди могут узнать о предчувствиях?
    В школах о них не рассказывают, церковь такой необычный опыт не принимает, в семье чаще всего не с кем обсудить эту тему... Выход один — обратиться к массовой культуре.
    В фильмах, в Интернете, в книгах существует множество историй о предчувствиях. Экстрасенсы, разоблачающие тайны магии, тоже во всеуслышанье говорят об этом не­
    обычном внутреннем опыте.
    МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
    ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ
    Массовая культура дает нам возможность испытать такой опыт, о котором мы раньше и мечтать не могли. Лучшие образцы массовой культуры раскрывают нам еще одну сторону проявления человеческой сущности, дают возмож­
    ность по-другому понять и пережить нашу повседневную реальность.
    132

    Я видела образы вершины горы Эверест. Они воис­
    тину зрелищны. Эти образы настолько ясные и четкие, что создают ощущение, будто я на самом деле побывала там. Я знаю: те, кто на самом деле взбирался на Эверест, скажут, что картинки не могут передать всю красоту этого мирового чуда. Просмотр передачи об Эвересте по теле­
    визору ни в какое сравнение не идет с тем наслаждением этим божественным зрелищем, которое испытывают те, кто побывал в этих местах. Я точно знаю, что никогда не поднимусь на вершину горы Эверест, не стану хирургом и не буду гениальным детективом, никогда и ни за что не пройду по пустыне и не пролечу над африканской саван­
    ной на биплане. Но книги, в которых описываются такие приключения, помогают мне ярко и образно представить их в моем воображении, а кино и телевидение позволяют мысленно переместиться в мир моих фантазий.
    Массовая культура дает нам представление о повседневной реальности других людей. В историях их жизни мы видим отражение собственных тревог и надежд и благодаря этому чувствуем, что являемся частью этой культуры. Массовая культура учит нас, как поступать и в самых обыденных, и в необычных жизненных ситуациях. Она является зеркалом, которое отражает нашу жизнь на данном этапе, а также позволяет нам представить, как мы могли бы жить, если бы мир был немножко другим. Массовая культура научит, как поздороваться с человеком, который говорит на другом языке, как рекламировать свой дом перед продажей, как удачнее всего одеться, как извлечь максимальную пользу из сада, если он у меня будет.
    133

    Конечно, там можно встретить массу бесполезных ве­
    щей. Насмотревшись телевизионных шоу о полицейских участках и больницах, я столько всего узнала о законе и медицине — себе же во вред... С другой стороны, именно благодаря фильмам, как это ни странно, я теперь знаю, что делать, если, к примеру, моя машина когда-нибудь взорвется.
    Отличить стоящие идеи от бесполезных нам помогает стабилизирующая сила нашей повседневной реальности.
    Каждодневная жизнь наделяет нас необходимым здравым смыслом. Мы все — живые существа: спим, просыпаемся, одеваемся. У нас у всех есть опыт в любви, отношений в семье и на работе. Мы все испытываем горе, смущение, неудачу, физическую и душевную боль, надеемся на что-то.
    Мы все уже знатоки в этих аспектах жизни. Мы, конечно же, знаем разницу между настоящей болью и тем, как она показывается в кино. Мы учимся мудрости в повседневной жизни, перебирая методы, которые работали в каждодневных сложных ситуациях, и отсеивая неэффективные, а потом строим планы, как будем справляться с затруднительными ситуациями в дальнейшем.
    ОПАСНОСТЬ СО СТОРОНЫ
    МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    Когда демонстрируемый нам опыт не совсем понятен, становится трудно найти грань между реальностью и фикци­
    134
    ей. Многие люди долгие годы благополучно живут, не имея серьезного повода обратиться к врачам. Все, что они знают о напряженной атмосфере в больницах, извлечено из теле­
    визионных шоу. Болезни, с которыми борются участники этих шоу, обычно излечимые. Если у вас никогда не было опасной для жизни болезни или вы никогда не ухаживали за близким человеком, который болеет, ваш взгляд о боль­
    ницах будет слегка искаженным. Умом вы можете понять, что медицина не всесильна, но это заключение вы тоже, скорее всего, сделаете из просмотра телевизионных шоу.
    Если вам когда-нибудь понадобится реальная медицинская помощь, вы сразу почувствуете разницу между реальностью и вымышленными историями, показанными в этих теле­
    визионных шоу.
    Опыт в качестве социального работника в больницах научил меня тому, что в медицине все намного слож­
    нее. Она больше сопряжена с надеждой, страхом, болью утраты, злостью, чем это показывают по телевизору. Как и в случае с альпинистами, которые поднялись на вершину
    Эвереста, я уверена, что медицина намного мощнее, чем это изображается в телевизионных шоу, так как знаю это не понаслышке.
    Предчувствия попадают под категорию тех вещей, с которыми мы сталкиваемся не каждый день. Для нас это пока что настолько непривычный опыт, что мы до сих пор не научились распознавать пути возникновения в нашей жизни этих внутренних предупредительных сигналов.
    В нашей культуре нет еще единого мнения о том, являют­
    ся ли предчувствия реальностью или фикцией. Если у нас никогда не было опыта предчувствий, то мы и не зададимся
    135
    вопросом, точно ли изображается в телевизионном фильме процесс зарождения этих внутренних ощущений. Вместо этого мы обратимся к массовой культуре, где нас может подстерегать опасность.
    Если у меня никогда не было предчувствий, то после просмотра телевизионных программ и фильмов я сделаю вывод, что эти внутренние предупредительные сигналы несут исключительно отрицательный посыл, предвосхищая только катастрофы и смерть. Я могу предположить, что любой нормальный, здравомыслящий человек сойдет с ума после того, как у него будут предчувствия в форме видений.
    Можно подумать, что единственные люди, которые считают, что у них был опыт предчувствий, — это эксцентричные хиппи, от которых исходит запах пачули... Если бы я надеялась только на массовую культуру в вопросе понимания сути предчувствий, не думаю, что я была бы способна отличить настоящее предчувствие от нервного приступа. Из всего этого можно делать вывод, что предчувствия в массовой культуре представлены как явления пугающие.
    Если мы никогда не будем разговаривать о событиях, предвосхищенных путем экстрасенсорного восприятия мира, не будем делиться мыслями о том, какое значение они могут иметь в нашей повседневной жизни, то все, что нам тогда остается — это полагаться на развлекательные программы, которые расскажут о действии предчувствий в нашей каждодневной реальности. Если истории о пред­
    чувствиях не базируются на личном опыте, то они выглядят примерно так же, как рассказы о привидениях.
    Когда какой-то фильм представляет предчувствия в ис­
    каженном виде, не соответствующем действительности,
    136
    никто не требует от сценаристов объяснений по этому поводу, не протестует и не жалуется на то, что в реальной жизни предчувствия действуют совсем по-другому. И, к со­
    жалению, некоторые зрители, у которых был личный опыт предчувствий, не понимают, действительно ли этот фильм отображает действие предчувствий в жизни других людей...
    ПОИСК СВОЕГО ПУТИ
    Я хочу рассмотреть три самых распространенных под­
    хода к предчувствиям и понять, что же так напугало мою подругу Хелен и тревожит многих других людей, имевших опыт внутренних предупредительных сигналов. Для этого нужно вернуться к началу всех историй и показать, что в реальности предчувствия привносят в нашу жизнь покой и стабильность, хотя искаженные представления о них внушают нам совершенно противоположное.
    В массовой культуре существует три основных способа представления предчувствий. Во-первых, их изображают как всепоглощающую, сверхъестественную силу, которая поражает своей реалистичностью, представляет опас­
    ность и несет в себе потенциальное зло. Во-вторых, руко­
    водствуясь мнением скептически настроенных ученых, предвосхищение будущих событий нередко преподносят как трюк, используемый мошенниками и лжецами, кото­
    рые зарабатывают деньги на легковерных и слабоумных людях или прикрывают какое-то другое преступление.
    137

    И наконец, предчувствия используют в сюжетных линиях фильмов как один из признаков душевной болезни. Людей, верящих в возможность предвосхищения событий через экстрасенсорное восприятие реальности, в лучшем случае показывают суеверными и лишенными здравого рассудка, а в худшем — описывают как эмоционально и умственно нездоровых из-за того, что они верят в такие абсурдные вещи. Корни всех этих стереотипов находятся в нашей общей истории. Рассмотрим каждый из вариантов более подробно.
    1
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта