Главная страница

Книга. РостовнаДонуФеникс


Скачать 1.99 Mb.
НазваниеРостовнаДонуФеникс
АнкорКнига
Дата15.05.2023
Размер1.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDzhin_van_Bronkkhorst_-_Predchuvstvia_v_povsednevnoy_zhizni__Pra.pdf
ТипДокументы
#1131545
страница10 из 16
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16
.
Предчувствия как всепоглощающая
,
сверхъесте­
ственная сила
. После недельного просмотра телевизора можно прийти к нерадостному выводу, что предчувствия касаются самых жестоких аспектов нашей жизни. В теле­
визионных программах они обычно связаны с образом смерти и разрушений. Вымышленных персонажей (пре­
имущественно женщин) во сне преследуют образы же­
стоких преступлений. Они видят призраков умерших или помогают полиции расследовать ужасные преступления, увиденные во сне. Иногда для полноты острых ощущений одного образа смерти недостаточно, поэтому наши геро­
ини начинают усиленно бороться со злом и злорадными привидениями. Нередко при этом они опасаются за свою безопасность и/или за психическое здоровье. Почти все они осознают: то, что они ощущают, чревато опасностями.
А еще понимают, что им мало кто поверит.
Персонажи из фильмов (опять-таки в основном жен­
щины) находятся не в лучшем положении. Их повсеместно изображают напуганными и растерянными из-за видений,
138
над которыми у них нет контроля. Им никто не верит... кроме убийц: те как раз очень даже верят в сверхъестественные способности героини, а потому пытаются прикончить ее до того, как она их разоблачит. Все это действительно делает сюжет фильма динамичным и захватывающим.
В одном известном фильме ужасов герой следует пре­
дупредительным знакам предчувствия, благодаря чему ему еле-еле удается избежать смерти в первые пятнадцать минут фильма. Но затем он попадает в лапы Смерти, так как ему суждено было умереть в результате взрыва. Мораль предельно понятна: с помощью предчувствия нашему герою удалось на время обмануть смерть, но потом ему приходится рас­
платиться за это своей кровью. Друзей, которые по глупости доверились ему и спаслись от взрыва, на протяжении всего дальнейшего сюжета преследует Смерть. В конечном итоге все они умирают в ужасных муках.
Целью подобных фильмов является предупреждение людей об опасности, которая может преследовать их, если они осмелятся предсказать будущее. Намного лучше вступить в неизвестное и гипотетически опасное будущее, чем получить предупредительный знак и после этого знать наверняка, что надвигается серьезная угроза. В фильмах ужасов предчувствие всего лишь продлевает мучения героев, постоянно преследуемых смертью. Ну, кому нужны такие предупредительные сигналы?
В основе сюжета фильмов ужасов часто лежит наш страх узнать слишком много или раньше времени. Его возникновению способствуют христианские доктрины, согласно которым любое действие, которое не одобряется в Священном Писании, исходит от злых сил. Неудивительно,
139
что во многих фильмах, в которых речь идет об изгнании злых духов, борьбе с демонами и ведьмами, присутствует образ католической церкви.
Некоторые ученые даже предполагают, что предчув­
ствия в основном предвосхищают именно трагические события. Исследователи нашли несколько правдоподобных объяснений этому нерадостному явлению: поскольку наш внутренний «радар» направлен на распознание будущих тревог, то более трагические события вызывают у нас более эмоциональную реакцию, а это, в свою очередь, помогает нам легче предугадать их.
Несомненно, большинство историй, рассмотренных исследователями, касаются именно трагических событий, но нужно не забывать, что в центре изучения находятся не случайные, а тщательно отобранные рассказы о пред­
чувствиях. Огромное влияние на нашу жизнь трагических событий побуждает людей тщательнее искать подсказки и внимательнее относиться к предчувствиям до того, как произойдет несчастный случай. Вот почему исследователям чаще отправляют именно такие истории. Представьте, сколько людей имели опыт предчувствий незначительных событий, но не осмелились поделиться им!
Еще одна из причин концентрации внимания на траги­
ческих предчувствиях состоит в том, что несчастные случаи и катастрофы происходят совершенно неожиданно, а значит, тут нет риска спутать предчувствия с другими вещами — со способностью просчитать ситуацию заранее и т. п.
Некоторые исследователи сначала описывали саму трагедию, а потом уже старались отследить предчувствия, предшествовавшие этому злополучному событию. Так, Джон
140

Кокс изучал крушения поездов спустя год после аварий.
Дж. С. Баркер наряду со всеми был поражен трагедией в деревне Аберфан, но только по прошествии какого-то времени попросил людей прислать ему рассказы о своих возможных предчувствиях касательно этой катастрофы.
Исследовательница Мэри Стауэл изучала значение вещих снов, проводя интервью с теми людьми, у кого было хотя бы одно такое сновидение про смерть. Эти исследователи пришли к выводу, что предчувствия полезны для предот­
вращения несчастных случаев, но чаще всего мы обнару­
живаем их только после случившейся трагедии — ведь нам нужны безупречные истории, которые выдержат проверку со стороны скептиков.
Мысль о том, что высшие силы могут положительным образом повлиять на наши судьбы, произвела настоящую революцию в последние десятилетия. Религиозные сообще­
ства подчеркивают роль прямой молитвы, обращенной к Богу, и призывают искать знаки от Всевышнего, когда у нас появляется подозрение на какое-то трагическое со­
бытие. Да, предчувствия предупреждают о предстоящих катастрофах, однако считается, что молитвы защищают, оберегают нас и обеспечивают нам более светлое будущее.
Несмотря на все опубликованные истории, большинство предчувствий касаются незначительных, самых обыденных событий нашей повседневной жизни. У меня, например, было предчувствие, что я куплю себе новый красный свитер, что я потеряю кошелек. Я разговаривала с людьми, которые предсказали, что лифт выйдет из строя, что они увидят охапку увядших лилий, или забудут про ужин с друзьями, или от­
правятся в неожиданную командировку. Все эти события
141
касаются нашей каждодневной реальности. Предчувствия важны самим фактом своего существования, а не потому, что предвосхищают значимые события.
Идея неодолимой и злорадной сверхъестественной силы не выдерживает никакой критики, когда речь идет об обыденных предчувствиях по поводу рядовых событий нашей повседневной жизни. Если бы мы в полном объеме представляли, как часто предчувствия проявляются в на­
шей каждодневной реальности, то больше не боялись бы историй о трагических предчувствиях, точно так же, как мы не боимся вампиров, которые якобы появляются на улицах после захода солнца.
2.
Предчувствия как трюк мошенников. Массовая культура предлагает еще одну чрезмерно упрощенную, приукрашенную версию предчувствий. Вместо определе­
ния предчувствий как мощной сверхъестественной силы, во многих фильмах предчувствия представляются как трю­
ки, к которым прибегают для одурачивания легковерной и суеверной публики.
В этих историях герои, которые не попались на уловки шарлатанов, важным тоном говорят: «Как можно было быть таким глупым, чтобы поверить в эту ерунду?» И мы, зрители, не хотим оказаться в таком же глупом положении, поэтому в следующий раз, когда возникает спор о предчувствиях, мы сразу же занимаем позицию скептика.
На сегодняшний день этой теме посвящены два телешоу.
Первое описывает приключения мужчины с исключительны­
ми навыками наблюдателя, который притворяется яснови­
дящим, чтобы преступники считали его глупым и недалеким
142
до тех пор, пока он не раскроет преступление. Второе шоу рассказывает о мужчине, который раньше «читал мысли» и «был магом», а сейчас работает в полиции. Он является экспертом в объяснении причин человеческого поведения и манипулировании другими и настаивает на том, что про­
исхождение всех предсказанных событий должно иметь логическое объяснение.
Я выросла на мультипликационном фильме «Скуби Ду», и мне очень нравилось наблюдать за тем, как умные под­
ростки раскрывают тайны, касающиеся сверхъестественных явлений. Один герой верил во всю эту ерунду и ходил на­
пуганный, а другой относился ко всему скептически и рас­
суждал разумно, чтобы понять, на чем был построен трюк.
С помощью привидений, мумий, пророчеств и древних проклятий преступники или обеспечивали себе идеальное алиби, или отпугивали легковерных бедняков от кладов и отгоняли их от мест преступлений.
Очень часто в различных телешоу таинственные события на поверку оказываются делом рук мошенников или недо­
разумением. Даже в программу «Закон и порядок», которая в основном рассказывает о собранных из газетных статей событиях, однажды попала история мужчины, заявившего, что у него было видение о предстоящем убийстве. В конце концов полиция выяснила, что этот человек был свидетелем преступления (а может, он и сам его совершил) и на этой почве у него случилось нервное расстройство.
На протяжении многих веков маги вызывали восхи­
щение своими удивительными способностями. Благодаря проверенным временем навыкам, магам удается создать почти идеальную иллюзию телепатии. Они рассказывают
143
зрителям, что их дар — это признак связи с другим изме­
рением. И нужно сказать, что публике это нравится. Маги часто призывают зрителей либо разгадать тайну их трюка, либо признать их настоящими телепатами. И публика с удо­
вольствием соглашается на это. Если разгадать иллюзию не удается, они признают наличие дара.
Эти ловкие трюки подпитывают убеждение скептиков в том, что в реальном мире не существует предчувствий и предсказание событий невозможно.
Скептики утверждают: если магу удается заставить публику поверить в то, что его волшебный фокус — это проявление экстрасенсорного восприятия, то любое по­
добное проявление сверхъестественных способностей — это искусный трюк. Они не советуют верить рассказам друзей и коллег об их необычном опыте, ведь люди способны за­
ставить себя поверить в невозможное. Иными словами: если маги способны создать иллюзию экстрасенсорного восприятия реальности, это означает, что такого восприятия и вовсе не существует.
Этот довод скептиков требует тщательного анализа.
В то время как некоторые зрители могут искренне верить в дар мага, большая часть публики не то чтобы не верит волшебнику, а, скорее, решает на время отложить свой скептицизм и насладиться искусно проделанным фокусом.
Они не стремятся разгадать тайну трюка мага — им просто нужно, чтобы их развлекали. Этим людям нравится верить в возможность существования волшебства в реальном мире хотя бы несколько часов.
Вряд ли веселое представление мага может расшатать восприимчивость этих людей к событиям реального мира.
144

Они из собственного опыта знают, что люди и машины могут подняться в воздух только на сцене. Только во время представления слоны и молодые женщины в блестящих платьях в мгновение ока могут исчезнуть в никуда. Все остальное в повседневной жизни не может никуда ис­
париться. Если, к примеру, вы не найдете ключи от своей машины, вам просто нужно будет хорошенько вспомнить, где и когда вы держали их в руках. Никто не мог заставить эти ключи исчезнуть.
Так мы отличаем фантазию от реальности. Мы опира­
емся на свой личный опыт, чтобы представить, как функ­
ционирует мир. Мы можем постичь новые истины благо­
даря яркой игре актеров, но мы не путаем иллюзию кино с нашей собственной эмоциональной жизнью. Никоим образом актерская игра не ставит под сомнение ценность нашего повседневного опыта. Если я признаю аргумент скептиков в пользу того, что экстрасенсорное восприятие реальности — это всего лишь чей-то ловко проделанный трюк, это будет означать, что я сомневаюсь в подлинности собственного опыта. Но я знаю, что это не является ра­
зумным аргументом. Я не могу перестать доверять своим чувствам и чувствам своих друзей только из-за того, что кто-то может их подделать на сцене.
А теперь вернемся к предчувствиям. Способность мага читать мысли и предсказывать события не имеет ничего общего с предчувствиями, которые возникают у меня в по­
вседневной жизни. Возможно, они не такие примечательные, как трюки мага, и своей яркостью уступают потрясающим откровениям из фильмов о катастрофах, но эти внутренние
145
предупредительные сигналы имеют свою особенную силу.
Ведь это мой личный опыт. А что может быть ценнее этого?
3. Предчувствия как проявление душевной болезни
.
Во многих развлекательных шоу героев, верящих в возмож­
ность экстрасенсорного восприятия мира, описывают как легковерных и нерешительных мечтателей, не способных отличить собственные фантазии от объективной реаль­
ности. В развлекательной индустрии всегда считалось, что с такими людьми что-то не так.
На протяжении многих десятилетий герои фильмов, которые получали предупредительные знаки из будущего, сходили с ума от своих видений, или же их считали сумас­
шедшими за то, что они доверяли этим предупредительным сигналам. Сегодня такие киногерои, словно современные
Кассандры, борются ради того, чтобы их предупреждения были услышаны, и умоляют полицейских поверить им...
Но всё бесполезно. Неизбежно происходят катастрофы, за которые главные герои чувствуют себя ответственными.
Все это приводит к нервным расстройствам.
В последние несколько десятилетий актеры нередко изображали сумасшедших ради увеселения зрителей. Когда какой-то персонаж (обычно женский) восклицает, что она слегка сумасшедшая, публика знает, что в этом месте надо смеяться. А когда герои искренне верят в то, что получили знаки из будущего, то они оказываются эмоционально и психически нездоровыми людьми или чокнутыми с до­
брым сердцем, и никто им не верит. В конце шоу мы по­
нимаем, что герои вовсе не сумасшедшие, несмотря на все их усилия убедить нас в этом.
146

Главный персонаж одного из комедийных телешоу пере­
ворачивает этот стереотип с ног на голову. Он всем вокруг рассказывает, что является психически ненормальным, чтобы потерять доверие в их глазах, а потом воспользоваться этим. Поведение «сумасшедшего» открывает перед героем многие двери. Однако публика доверяет ему как главному персонажу, так как понимает, что на самом деле он не су­
масшедший. Зрители совместно участвуют в этом обмане и являются участниками волшебного трюка. Мы умнее, чем экранные преступники и полицейские, которые не могут разгадать секрет этого фокуса и верят глупым объяснениям главного героя.
Откуда возникает страх психической неуравновешен­
ности? Я думаю, что корни большинства из этих опасений находятся в восточной культуре, в частности, в мифах, по­
добных истории Кассандры. Где-то в середине двадцатого века исследователи в области психологии начали задаваться вопросом, почему некоторые люди верили в возможность экстрасенсорного восприятия реальности, в то время как все остальные понимали, что такого явления не существует.
Они начали поиск вероятных психических и умственных отклонений, предполагая, что, возможно, именно ими объясняется одержимость этой категории людей своими иррациональными убеждениями. Исследователи задались следующими вопросами: можно ли утверждать, что люди, которые верят в паранормальные явления, больше склонны к психическим расстройствам, что они менее благоразумны, чем скептики, что у них отсутствует способность к критиче­
скому мышлению, что эти люди больше поглощены собой и более самовлюбленные, чем скептически настроенные
147
личности, что с ними плохо обращались в детстве и могло привести к душевной травме, что большинство из них люди бедные, необразованные и суеверные? Действительно ли они ощущают, что не могут контролировать события своей жизни, и боятся смерти больше, чем скептики?
На большую часть этих вопросов можно твердо ответить
«нет». Исследователи не смогли найти между скептиками и сторонниками экстрасенсорного восприятия значи­
тельной разницы, которая объясняла бы различие между убеждениями этих двух категорий людей. Исследования в области психологии показали, что не существует последо­
вательной связи между верой в экстрасенсорное восприятие и умственными и психическими дефектами. Те, кто верит в существование экстрасенсорных способностей, наделены таким же критическим мышлением, что и скептики, у них такая же степень образованности и такое лее понимание научных принципов. И сторонники, и противники экс­
трасенсорного восприятия реальности встречаются во всех расах, религиозных, этнических, социально-экономических и возрастных группах.
Единственная существенная разница между этими дву­
мя категориями людей состоит в том, что среди верящих в экстрасенсорное восприятие больше тех, кто сам имел подобный опыт.
Это должно обрадовать имеющих предчувствия по по­
воду будущих событий — ведь эти выводы способны раз и навсегда положить конец высмеиванию сторонников экстрасенсорного восприятия реальности. К сожалению, этого не произошло. Наоборот, люди еще больше запута­
лись в своих сомнениях и подозрениях. Итак, проведено
148
исследование, целью которого был поиск психических отклонений; оно привело к отрицательным результатам, но... Во-первых, нельзя было исключить, что по истечении какого-то времени какое-нибудь отклонение всё же про­
явится. Во-вторых, большая часть людей намного лучше помнят вопросы, поставленные перед учеными, чем ответы, полученные в конце исследования.
Результаты всех этих исследований просочились в широ­
кие массы, больше подпитывая убеждения скептиков, не­
жели подтверждая позицию сторонников экстрасенсорного восприятия реальности. Вспомните, как вы среагировали на рассказ друга о том, что у него был опыт предсказания будущего события? Дайте угадаю. Скорее всего, вы подумали, что ваш товарищ — более неблагоразумный и легковерный человек и больше склонен фантазировать, чем вы.
Уверенность в том, что со сторонниками экстрасен­
сорного восприятия что-то не так, проникла в главное направление культуры. Люди, у которых никогда не было опыта предсказания будущего события, долго не задумы­
ваясь, принимают эту точку зрения. А если им все-таки приходится столкнуться лицом к лицу с событием, для которого нет логического объяснения, они приходят в за­
мешательство и даже начинают паниковать. Доктор Артур
Хастингс, бывший декан факультета в институте Транспер­
сональной психологии, работал с людьми, имевшими опыт предвосхищения будущего события. До появления пред­
чувствия такие люди, как правило, скептически относились к возможности экстрасенсорного восприятия реальности, а потому были очень озадачены, когда непосредственный опыт стал противоречить их представлению об объек­
149
тивной действительности. Многие боялись, что начинают сходить с ума, так как считали, что только сумасшедшие верят в существование предчувствий. Они чувствовали себя неполноценными, глупыми, уязвимыми и неспособными контролировать свою жизнь. Они опасались, что их опыт может быть связан с такой серьезной душевной болезнью, как психоз.
На первый взгляд может показаться, что предчувствия способны стереть невидимую грань между нормальной психикой и безумием. На самом же деле страх потерять рассудок основан, во-первых, на отсутствии достаточного опыта возникновения предчувствий, во-вторых — на не­
достатке информации по поводу психического здоровья и нездоровья. У таких людей никогда не было психических сдвигов, и поэтому они не в полной мере понимают разницу между предвосхищением будущего события и психическими припадками. Людям, у которых никогда не было ни того ни другого опыта, предупредительные сигналы предчувствий могут казаться галлюцинацией.
К счастью, разница между предвосхищением будущего события и проявлением психоза более чем очевидна. Я ра­
ботала и с теми, кто страдал серьезными психическими заболеваниями, и с теми, у кого был опыт предсказания будущего события. Поверьте мне: перепутать два этих случая никак невозможно.
Психиатр и невролог Вернон Неппе посвятил свою карьеру изучению взаимосвязи между экстрасенсорным восприятием реальности, психозом и неврологическими расстройствами. После долгих лет исследований и клини­
ческой работы он пришел к выводу, что разница между
150
предвосхищением будущего события и психозом заклю­
чается в способности людей нормально функционировать в жизни. Каким бы странным ни был опыт пациента, никто не припишет ему психические расстройства, пока его опыт не помешает нормальной жизнедеятельности и приспосо­
блению к стрессовым нагрузкам.
Способность к нормальной жизнедеятельности и пре­
одолению трудностей помогает людям гармонично справ­
ляться с течением жизни. Базовые навыки помогают нам найти место работы и задержаться на нем, делать покупки, убираться в доме, готовить еду. Навыки по преодолению трудностей призваны помочь оправиться после неудач и разо­
чарований, ценить моменты радости и счастья и справляться с мелкими неурядицами повседневной жизни. Когда нам что-то не удается с первого раза, мы благодаря этим навы­
кам находим в себе силы повторить попытку.
Однако некоторые обстоятельства, не имеющие ни­
какого отношения к психическим расстройствам, могут препятствовать нормальному применению этих навыков.
Например, человек не может найти работу из-за эконо­
мического кризиса или же по причине инвалидности не способен вести независимый образ жизни
Бывают и такие трагедии, которые бросают вызов всем навыкам по при­
способлению к стрессовым ситуациям — после них люди приходят в себя годами.
Люди, живущие ложными представлениями и идеями, могут иметь установки, способные полностью охватить все аспекты их жизни. Следующий отрывок из труда Ричарда
Боултона под названием «Спорная наука» посвящен опи­
санию жизни человека, которого преследовали бредовые
151
идеи. Он лечился в институте парапсихологии. Вот что он говорил медперсоналу: «Я знаю, что вы замышляете. Вы транслируете мысли в мой мозг, чтобы свести меня с ума.
И не говорите, что это не так. Я читал про вашу лабора­
торию. Признайтесь, вам моя бывшая жена заплатила за это. Ничего, скоро я положу этому конец. Посмотрите, на что я способен. Я обращусь в ЦРУ, и вас лишат лицензии».
Проблема в том, что у этого человека не было необыч­
ного опыта, которому он ищет объяснение. Он просто страдает от ложного представления о том, что сотрудники
Института парапсихологии транслируют мысли в его мозг.
Этот человек убежден, что его бывшая жена платит деньги, чтобы его уничтожали морально. Он верит, что сможет убе­
дить сотрудников ЦРУ запретить деятельность Института парапсихологии. Бредовые идеи этого человека оказывают влияние на все аспекты его жизни и сказываются на его взаимоотношениях с окружающими.
Симптомы психических расстройств могут проявляться на протяжении долгих месяцев, а иногда и нескольких лет.
Они подрывают способность человека вести нормальный образ жизни. Иногда видения и галлюцинации препят­
ствуют осуществлению хороших намерений человека.
Люди с недолеченным психозом неспособны справляться с повседневными жизненными ситуациями. Они не могут отличить внутренний поток мыслей от происходящего в окружающей реальности. Такие люди лишаются друзей, теряют работу и не в состоянии концентрироваться на те­
кущих задачах. Если они не будут лечиться, то их неизбежно ожидают разочарования и мучения во всех сферах жизни.
152

Предчувствия же проявляются в повседневной жизни как мимолетный опыт, который мы едва успеваем за­
метить. Вера человека в возможность экстрасенсорного восприятия будущих событий никак не сказывается на его способности к нормальной жизнедеятельности, что является первым признаком отсутствия психического заболевания. Такие люди могут прийти в замешательство от своего необычного опыта, но способны нормально об­
щаться с родственниками и друзьями и продолжить свою обычную трудовую деятельность. Личности, у которых был опыт предсказания будущих событий, рассказывают о нем не так, как это делают люди с искаженными пред­
ставлениями о реальности. В исследовательский центр имени Райна часто звонят люди, которые делятся опытом возникновения у себя предчувствий. Вот пример типич­
ного звонка: «Я не верю в существование предчувствий, но мне приснился сон (я слышал голос, у меня было видение) о будущем событии, и оно действительно произошло через два дня. Мне удалось (или не удалось) предотвратить его последствия. Подскажите мне, пожалуйста, как это все можно истолковать».
В большинстве случаев предсказания будущих событий не приводят к торможению нормальной жизнедеятельности и не влияют на способность человека преодолевать трудно­
сти. Опыт предчувствий бывает настолько незначительным и мимолетным, что просто не может серьезно повлиять на нашу повседневную жизнь. Даже первоначально возни­
кающее замешательство и стремление найти объяснение такому неожиданному опыту являются обычными явле­
153
ниями на пути к интегрированию предчувствий в нашу повседневную жизнь.
В последние годы исследователи пытаются выяснить, какую пользу могут дать предчувствия. Отмечены случаи, когда предвкушение будущих событий улучшает душевное здоровье людей. Предчувствия внушают им надежду на жизнь после смерти, придают уверенность в том, что их жизнями управляет высшая сверхъестественная сила. Все это придает таким людям чувство связи с другими, наделяет ощущением счастья, благополучия, уверенности в завтраш­
нем дне и, самое главное, дает смысл жизни.
Любое событие, которое подрывает вашу способность к нормальной жизнедеятельности (будь то случай психи­
ческого расстройства или же предвосхищение будущего события), не должно оставаться без внимания. Если нормаль­
ное течение вашей жизни прерывает какой-то внутренний предупредительный сигнал, поговорите с кем-нибудь об этом.
Если предвкушение какого-то будущего события лишает вас жизненных сил так, что вы не способны концентрироваться на своей работе, а навязчивые мысли о грядущем лишают вас радости общения с родными и близкими, тогда вам срочно нужна психологическая помощь.
Доктор Артур Хастингс включил в свой научный труд руководство по оказанию такой помощи, которым успешно пользуются многие ведущие специалисты в области пси­
хологии. Это руководство призвано помочь специалистам укрепить базовые способности своих клиентов, особенно умение думать и действовать согласно своим ценностям и здравому смыслу, независимо от того, какой опыт у них был. Доктор Хастингс советует специалистам называть
154
опыт своих клиентов потенциальным экстрасенсорным восприятием реальности и не требовать от них никаких доказательств, уверяя в том, что у других тоже были по­
добные внутренние предупредительные сигналы касательно будущих событий. Иногда простое понимание характера своего опыта придает уверенность. Хастингс хочет, чтобы люди воссоединились с так называемой «надежной реаль­
ностью», то есть с реальностью повседневной жизни. Он уверен, что мы можем сохранить здравый рассудок при любом случае возникновения предчувствий касательно будущего события, не потеряв чувство благоговейного страха и стремление выяснить, был ли у нас настоящий опыт экстрасенсорного восприятия реальности.
Итак, куда нас приведут дальнейшие наблюдения? Мы можем по-новому описать предчувствия и другие формы экстрасенсорного восприятия реальности, принять другую позицию по отношению к ним, что поможет найти разумный баланс между нашими собственными убеждениями и теми установками касательно предвосхищения будущих событий, которые насаждаются развлекательными программами.
Нам не нужно выбирать между двумя крайностями: либо полностью исключить возможность существования пред­
чувствий, либо позволить им разрушить нашу повседневную жизнь страхами и тревогами. Если мы останемся при своем непосредственном опыте предчувствий, то у нас в жизни будет меньше драматизма и больше эмоциональной силы.
Самое главное, чтобы мы понимали, для чего у нас возни­
кают те или иные предчувствия.
155

Ч
асть
3
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16


написать администратору сайта