Главная страница
Навигация по странице:

  • Скриншоты сайта Berthier

  • Berthier. «Естественная» концепция бренда

  • «Желтые страницы». Концепция с дротиком

  • «Желтые страницы». Альтернативная концепция

  • Часть III Не дай себе потухнуть Глава 9 Не теряя желания творить

  • Питомник арабских скакунов Maddoux Way

  • Дэвид ЭйриЛоготип и фирменный стиль. Руководство дизайнера Предисловие Дизайн фирменного стиля. Кому он нужен Всем компаниям планеты. Кто его сделает Вы


    Скачать 5.67 Mb.
    НазваниеРуководство дизайнера Предисловие Дизайн фирменного стиля. Кому он нужен Всем компаниям планеты. Кто его сделает Вы
    АнкорДэвид ЭйриЛоготип и фирменный стиль.doc
    Дата16.03.2019
    Размер5.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаДэвид ЭйриЛоготип и фирменный стиль.doc
    ТипРуководство
    #25824
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Глава 8 Искусство беседовать

    Вы встретились с клиентом, собрали информацию, всесторонне ее обдумали, провели долгие часы за набросками, сделали компьютерные версии самых сильных своих концептов. И вот, наконец, вы готовы представить свою работу на суд клиента, а эта процедура может изрядно потрепать вам нервы.

    Если вы из тех дизайнеров (а таких много), которые побаиваются презентаций, потому что все может пойти совсем не так, как ожидалось, то, чтобы успокоиться, попробуйте взглянуть на ситуацию под другим углом: это вовсе не представление к королевскому двору, это часть рабочего процесса – вы просто показываете новые картинки и спрашиваете: «Ну и как вам?»

    На самом деле презентация – это всего-навсего разговор с клиентом. Если вы, работая над заказом, к ней готовились – слушали, что вам говорит заказчик, и думали, прежде чем отвечать ему, если вы четко разъясняли, что именно рисуете и как это должно сработать, если вы имели дело с теми, кто принимает решения, – тогда презентация как таковая станет просто продолжением начатой беседы.

    Но вместе с тем для успеха презентации ваши переговорные навыки ничуть не менее важны, чем ваши рисунки. Вы должны говорить коротко и ясно, вы должны знать, как убедить клиента, что ваш рисунок (или один из рисунков) – наилучшее из возможных визуальных представлений компании-заказчика; далее, вам следует знать, как лучше всего изложить ваши мысли, потому что каждое ваше слово должно быть обосновано.

    В этой главе мы рассматриваем важнейшие составляющие успешной беседы, а также некоторые ошибки, которые часто портят все дело. Прочитав эту главу, вы будете иметь представление о том, какую стратегию использовать во время презентации, чтобы заказчик проникся хотя бы некоторыми из ваших дизайнерских идей.

    Разговаривайте с тем, кто принимает решения

    В главе 4 я уже затрагивал вопрос о том, как важно убедиться, что вы имеете дело с тем, кто принимает решения, хотя бы на некоторых стадиях работы над проектом. Идем дальше. Тех, кто принимает решения, я буду именовать «комитетом», поскольку в компаниях, которым вы хотите предложить свои услуги, выбором бренда, вероятно, занимается не один человек.

    Работать напрямую с «комитетом» с начала и до конца проекта не всегда бывает возможно. Вероятнее всего, вам – по крайней мере, до определенного момента – придется иметь дело с «контактным лицом» (и скорее это будет бренд-менеджер, чем генеральный директор или совет директоров). Но когда наступает время представлять вашу идею на суд заказчика, иметь дело с «комитетом» – вопрос жизни и смерти! Последнее, что вам нужно, – это чтобы ваши тщательно продуманные объяснения и доводы канули в трубку «испорченного телефона» при общении с посредником.

    Ой-ой-ой, скажете вы, только не этот пресловутый «дизайн от комитетчиков»! Знаю, знаю, некоторые из худших в мире работ родились в результате такого вот коллективного творчества. Одному нравится одно, другим другое, а в результате запросто может получиться нечто совершенно не похожее на то, что вы с таким трудом разработали!

    Однако если вы принимаете живое участие в процессе обсуждения эскизов, то у вас есть возможность использовать дельные замечания каждого из участников, чтобы окончательно отшлифовать самые сильные эскизы – тогда конечный результат удовлетворит и вас и «комитет».

    Помню, как в 2008 году я работал над брендом для Berthier Associates, токийского агентства, которое занимается дизайном интерьеров, – в числе его клиентов такие компании, как Ferrari и Air France. На протяжении всей работы я имел дело с Домиником Бертье. Он был финансовым директором, но именно поэтому он был идеальным «контактным лицом». Я ошибочно предполагал, что уж тут-то не может быть никакого «комитета». В конце концов, я имел дело с человеком, чье слово было решающим при обсуждении результатов моей работы. Но, спросил ли я, будет ли его решение единоличным? Нет. Я предположил. А все мы знаем, куда могут завести предположения.

    У Бертье в распоряжении была его собственная команда дизайнеров, то бишь «комитет». Конечно, они были специалистами не по графике, а по интерьерам. Но мы, графические дизайнеры, используем в работе элементы, общие для дизайнерской профессии в целом: линии, цвет, оттенки, фактуру, пространство, форму. Поэтому дизайнеры разных специализаций могут найти общий язык.

    Теперь-то я понимаю, что Бертье, разумеется, хотел, чтобы его дизайнеры одобрили проект, прежде чем он будет завершен. Но в то время я не мог предвидеть этого и не мог спросить об этом, и в результате из-за совещаний «комитетчиков» между собой работа над проектом сильно затянулась.

    Но в то же время это давало мне возможность использовать знания команды Бертье, чтобы создать самый лучший бренд для его фирмы. В конечном итоге замечания «комитета» были для меня огромным подспорьем все то время, пока я работал над проектом.

    С тех пор я каждый раз, берясь за новый проект, спрашиваю у «контактного лица»: кто будет принимать мои эскизы? Догадайся я с самого начала выяснить это у Бертье, я бы понял, что, договариваясь о сроках сдачи работы, следует учесть время, которое понадобится на совещания «комитета», и тогда можно было бы избежать недоразумений с дедлайном.





    Скриншоты сайта Berthier

    Автор логотипа: Дэвид Эйри

    Год: 2008

    (См. цветную версию в разделе "Иллюстрации")

    Устроить так, чтобы представлять свои идеи «комитету», а не «контактному лицу» – дело не одного дня. Это процесс, который состоит из нескольких этапов. Существует несколько правил, которых стоит придерживаться с самого начала работы, если вы хотите, чтобы ваши рисунки в решающий момент легли на стол именно тем людям, за которыми будет последнее слово.

    Блэр Эннс, основатель Win Without Pitching, консалтинговой фирмы, цель которой – помогать агентствам в работе с клиентами, убежден, что дизайнер может значительно улучшить качество своей работы и избежать всех ловушек «комитетского дизайна», если будет следовать четырем основным правилам:

    • сговориться с контактным лицом;

    • избегать посредников;

    • держать ситуацию под контролем;

    • вовлекать «комитет» в работу.

    Эннс – лектор, писатель и преподаватель, который работал с дизайнерскими фирмами, рекламными агентствами и агентствами по связям с общественностью по всему миру, обучая их, как отойти от рыхлой, непродуманной, затратной стратегии бизнеса. Эннс – за то, чтобы агентства заставляли ценить себя и сами диктовали цены. Я убедился, что его советы помогают лучше и эффективней налаживать отношения с клиентами.

    Вы можете сразу и не уяснить, что значат эти правила. Поэтому в следующих разделах этой главы я растолкую их подробно, на примерах из моей практики.

    Правило № 1

    Сговаривайтесь и предлагайте помощь

    Первое знакомство с клиентом – это обычно знакомство с «контактным лицом». Вашим заказчиком может оказаться некоммерческая организация – в подобных случаях в роли «комитета» часто выступает совет, а «контактное лицо» бывает наемным работником. Или же это может быть архитектурная студия – тогда в «комитет» войдут партнеры фирмы, а «контактным лицом» будет офис-менеджер, который может не иметь никакого понятия об архитектуре.

    Как утверждает мистер Эннс, такое «контактное лицо», скорее всего, не меньше вашего знает, какая это морока – когда дизайн утверждается «комитетом». В этом случае то, что вы с ним «товарищи по несчастью», превращается в сильный маркетинговый инструмент.

    Поставьте себя на место «контактного лица» – и вы поймете, что это «лицо» не меньше вашего хочет, чтобы «комитет» собрался на вашу презентацию в полном составе, и что «лицо» будет только радо, если вы этому поспособствуете.

    В 2006 году компания Davidson Locksmith из Шотландии заказала мне логотип и упаковку для канцелярских товаров. С начала работы и до самой презентации я имел дело с Полом Дэвидсоном, сыном владельца компании.

    Первым делом я спросил его, кто будет утверждать дизайн. Пол сказал, что решающее слово – за его отцом. Я постарался объяснить, что у меня большой опыт презентации своих идей и что я бы хотел сделать, как легче и проще – показать рисунки одновременно и Дэвидсону-старшему, и Дэвидсону-младшему. Проект имел большой успех – и вовсе даже не потому, что я имел возможность показать работу непосредственно обоим людям, от которых зависело окончательное решение.



    Davidson Locksmith

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2006

    Вам следует с самого начала четко объяснить: вы здесь для того, чтобы помочь, и вы очень хорошо умеете помогать таким людям, как ваше «контактное лицо», получать одобрение от «комитета». Если вы договоритесь и будете действовать сообща, то в конце концов добьетесь своего.

    Правило № 2

    Избегайте посредников

    Первое правило – сговаривайтесь и предлагайте помощь – это также часть второго правила: всеми силами избегайте посредников во время презентации.

    Поразмыслите над этим. Вас могут пригласить в качестве эксперта, но если ваши рисунки будет представлять ваше «контактное лицо» – подчиненное «комитету», – то оно может убедить их согласиться на более дешевый вариант. А если у «комитета» окажутся возражения – разве сможет «контактное лицо» толком на них ответить?

    Кроме того, вы понятия не имеете, какие отношения связывают ваше «контактное лицо» с членами «комитета» и какими личными соображениями они могут руководствоваться, принимая или отвергая ваши идеи. На судьбу ваших рисунков непременно будет влиять «офисная политика» – и с этим «контактное лицо» ничего не сможет поделать.

    Учитывая все это, поручать кому бы то ни было еще представлять ваши дизайнерские идеи – значит воздвигать ненужную преграду между вами и теми, кто принимает решение. На этой, крайне деликатной, стадии процесса все препятствия следует устранить.

    Иногда это легче посоветовать, чем сделать. В начале моей карьеры у меня был проект, особенно сложный в этом отношении. Мой заказчик находился в Греции, а контактным лицом был один из двух партнеров, причем оба они имели равное право голоса при окончательном утверждении макета.

    Загвоздка была в том, что мое «контактное лицо» бегло говорило по-английски, а вот другой партнер – нет. Это означало, что все тонкости моих объяснений могут потеряться в переводе, если «контактное лицо» будет выступать в качестве посредника. Я это понимал, но выхода из положения не видел. В итоге я представлял работу моему «контактному лицу», а «лицо» спустя несколько дней – своему компаньону. В результате на этой второй презентации многие важные подробности не только потерялись в переводе, но и были забыты или пропущены.

    Тогда я представления не имел, какие роковые последствия это может иметь для дизайна. Пока не узнал, что партнеры забраковали все четыре моих варианта, а приняли другой, гораздо менее узнаваемый, который они сами придумали! Ни один из компаньонов не имел дизайнерского опыта, но как я ни старался разубедить их, было слишком поздно: я потерял контроль над процессом.

    Даже если вам и не нужен переводчик для общения с теми, кто принимает решения, бывает нелегко убедить «контактное лицо», что никто не представит «комитету» ваши идеи лучше вас самих. И вот тогда вступает в силу правило № 1. Вы уже сказали, что вы здесь, чтобы помочь получить одобрение «комитета». Вы можете даже предложить «контактному лицу» устроить репетицию презентации – тогда «лицо» будет знать, что именно вы собираетесь показывать «комитету», и на душе у него будет спокойнее.

    В качестве последнего аргумента господин Эннс советует использовать фразу «политика агентства». «Скажите, что такова политика вашего агентства: дизайнеры должны сами представлять свои макеты тем, кто принимает решение. Вы удивитесь, как часто „контактные лица“ сдаются, услышав эти слова», – говорит Эннс.

    Правило № 3

    Держите ситуацию под контролем

    Когда вы добились своего – договорились о встрече с «комитетом», – то помните: жизненно важно, чтобы именно вы вели эту встречу с начала до конца. Не упускайте из рук инициативу – это чрезвычайно помогает отстоять свои идеи.

    Но прежде чем начать показывать рисунки, вспомните: с тех пор как «комитет» обсуждал детали вашего дизайнерского задания, могли пройти месяцы. У гендира, директоров, владельцев бизнеса и без дизайнера полно забот. Поэтому освежите их память, чтобы быть уверенным, что все согласны с необходимостью потратить деньги и время на новый бренд.

    Кратко напомните историю проекта: зачем нужен новый или усовершенствованный бренд, каковы задачи нового бренда и в чем его реальная выгода для компании. Насколько углубляться в подробности – зависит от того, как давно вы получили заказ. Чем больше времени прошло с момента выдачи задания, тем подробнее должна быть вступительная часть вашей речи. Однако же не переусердствуйте: ваша задача – освежить память заказчиков, а не прочесть им лекцию, а кроме того, ваши слушатели – люди очень занятые. Поэтому двухминутной речи вполне хватит.

    Вам предельно понятны ваши идеи и не менее понятными кажутся всякие дизайнерские словечки, которые иногда непроизвольно выскакивают в разговоре. Но так недолго и сбить ваших клиентов с толку, поэтому помните, что вас слушают не дизайнеры! Излагайте ваши мысли четко, без жаргона. Сделайте так, чтобы в них прослеживалась связь с изначальным брифом.

    Дайте им понять…

    Когда вы введете слушателей в курс дела, то, чтобы сохранить контроль над ситуацией, постарайтесь внушить им несколько основных принципов.

    Члены «комитета» сплошь и рядом понимают показ дизайнерских идей как приглашение самим попробовать силы на дизайнерском поприще. Ваша задача – напомнить им, что, хотя и в их власти решать судьбу ваших работ, однако им не стоит поддаваться искушению сделать за вас вашу работу. Вы – специалист, и если вы позволите дискуссии скатиться до уровня, когда «комитет» начнет диктовать вам, какой цвет и какой шрифт использовать, бренд неизбежно будет испорчен.

    Дайте им понять, что все, что вам от них требуется, – это стратегическая задача и свобода ее выполнять. Скажите им примерно так: «Дайте знать, если моя идея не будет вас устраивать по своей сути, но не пытайтесь мне разъяснять в подробностях, как именно я должен ее разработать! Ведь вы мне за то и платите, чтобы я думал над вашим заданием своей головой!»

    Вы можете даже привести «комитету» несколько примеров, как надо критиковать: «Если синий цвет кажется вам слишком слабым для компании, которая хочет, чтобы ее бренд ассоциировался с силой; или вы считаете, что шрифт выбран чересчур старомодный, – так и скажите, потому что эти впечатления важны для успеха проекта. Но не нужно говорить: „А не взять ли вам более темный оттенок синего?“ или „Не попробовать ли вам Arugula Modern?“. Вы должны верить, что я способен сам найти правильное дизайнерское решение, принимая в расчет ваши замечания. Иначе, если я буду прислушиваться к советам столь многих неспециалистов, мы рискуем испортить бренд!»

    Может быть и так, что среди «комитетчиков» окажется сильная личность, чье мнение будет иметь большее значение просто потому, что она его высказывает более откровенно, чем остальные. Мнение это может оказаться «неподходящим», что повлечет за собой нежелательный результат. Однако вы как человек посторонний и просто выполняющий то, за чем вас пригласили, имеете возможность восстановить в «комитете» равновесие, когда сами «комитетчики» не могут этого сделать. Такую помощь со стороны нельзя недооценивать! Держите ситуацию под контролем и стойте на своем!

    Не тяните до самой презентации

    Разумеется, если вы не позаботились с самого начала работы хоть сколько-нибудь овладеть ситуацией, вам нелегко будет это сделать на самой презентации. Жизнь и смерть ваших идей зависят от ваших отношений с заказчиком в процессе работы.

    «Когда вы впервые встречаетесь с „комитетом" вы определяете, какими будут ваши отношения: как у врача (агентства) с пациентом (заказчиком) или как у покупателя с ремесленником, – говорит мистер Эннс. – В вас будут видеть доктора или официанта – смотря по тому, насколько вы контролируете ситуацию».

    И он прав. Смотреть на себя как на ремесленника – это ловушка, в которую очень легко попасть. Я сам, работая над первыми своими проектами, попадал в нее очень часто. Клиент мне говорил: надо использовать вот этот шрифт или вон тот цвет – и я отвечал: нет проблем, к завтрашнему дню все будет переделано. В подобных случаях клиент делает за вас вашу работу и при этом не имеет никакой выгоды от вашего дизайнерского образования и опыта. А это вряд ли может способствовать появлению на свет бренда-иконы.

    Если бы я с самого начала знал все тонкости, описанные в этой главе, то, я уверен, это избавило бы меня от множества проблем и от необходимости снова и снова переделывать эскизы по последнему капризу клиента.

    Правило № 4

    Вовлекайте «комитет» в работу

    Есть такое старинное изречение: «Друзей держи близко, а врагов – еще ближе!» Неважно, считаете ли вы «комитет» другом или врагом, но если вы определите его роль в отношениях «заказчик – агентство» с самого начала работы, это может помочь вам успешно завершить сделку.

    В частности, следует очень четко оговорить, в каких вопросах вмешательство заказчика полезно, а когда оно только мешает. То, что «комитет», несомненно, принимает живое участие в работе над брендом и его отзывы определяют будущий успех проекта, чрезвычайно помогает убедить любого клиента. С «комитетом» гораздо проще иметь дело, когда он вовлечен в работу – особенно в том, что касается стратегических вопросов, которые возникают на ранней стадии разработки проекта, – чем когда вы просто приносите показывать готовый макет. Вам нужно просто договориться, как и когда вы будете советоваться с «комитетчиками».

    В 2004 году одна фирма, занимавшаяся ландшафтным дизайном, заказала мне свой первый бренд. Первые несколько недель, после нескольких встреч с заказчиками, дизайнерский процесс шел гладко, но когда подошло время сдавать работу, все быстро разладилось.

    Чего я не знал, так это того, что прежде чем меня наняли, у заказчиков уже сложилось представление о том, каким должен быть их бренд. Они хотели, чтобы я воплотил в жизнь их идею, а не изобретал свои собственные. Но единственная загвоздка была в том, что они ни словом об этом не обмолвились! Вместо этого они решили, что я могу сделать дизайн, который им даже больше понравится, и поэтому играли в молчанку.

    Я был в полной уверенности, что идеи, которые я разработал, больше понравятся потребителям услуг фирмы, но на самом деле заказчики уже «уцепились» за свою первоначальную идею. И им было наплевать, что на разработку эскизов у меня ушел целый месяц.

    Если бы я с самого начала подошел к переговорам более основательно, месяц работы не пропал бы впустую. Мне надо было сказать заказчикам примерно следующее: «С вашей помощью я разработаю несколько возможных направлений дизайна, которые как нельзя более понравятся вашим потенциальным клиентам. Потом мы посмотрим и выберем самую эффективную идею и будем разрабатывать ее дальше или слегка изменим – по вашему желанию».

    И, конечно же, мне следовало спросить: а нет ли у заказчиков каких-либо соображений насчет того, в каком направлении мне двигаться? К сожалению, я этого не сделал.

    Не забывайте обещать меньше, но делать больше

    Ваша цель при каждой встрече – чтобы «комитет» одобрил сделанное вами и чтобы при этом между членами «комитета» царило согласие. Вам не нужна ситуация, когда вы, руководствуясь четко определенной стратегией, доводите дело до окончательного концепта, а вам потом задают вопросы о том, какая идея заложена в подтекст бренда. Стратегия – одна из первых вещей, по поводу которых вам следует договориться с «комитетом», а пытаться менять стратегию, когда проект уже почти готов – значит сильно затормозить проект.

    Теперь, когда вам известны четыре правила мистера Эннса, которые позволяют добиться, чтобы презентация прошла так, как нужно вам, есть смысл заняться вопросом соблюдения графика.

    Точное соблюдение сроков – ключ к нормальным отношениям с заказчиками. Вспомните, как вы последний раз заказывали что-либо по Интернету: вы же хотели знать, когда вам доставят заказ, ведь так? Точно так же и ваши клиенты надеются, что работа будет сделана к определенному сроку. И если вы не можете точно сказать, сколько времени вам понадобится, всегда просите у клиента больше времени, чем, по вашим прикидкам, уйдет на выполнение заказа.

    Почему? Да потому, что в любой момент могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. Сломается компьютер, заглючит программа, отключат Интернет или свет в офисе, или вы сами заболеете. От этого никто не застрахован, а что у вас рано или поздно будут технические проблемы – об этом даже и говорить нечего. И даже если все ваше оборудование работает как часы, вас могут подвести люди. Вот почему даже дизайнеры-фрилансеры полагаются в работе на помощь коллег.

    Когда я в 2008 получил заказ от норвежской компании Komplett Fitness, я знал, что должен буду переезжать из Шотландии в Северную Ирландию и что на переезд потребуется месяц. Я с самого начала уведомил об этом заказчика – и получил возможность объяснить, почему работа над проектом длилась дольше обычного. Судите сами: пока на новом месте установили телефон, пока протянули Интернет, пока я упаковывал и распаковывал вещи и приходил в себя после переезда…



    Komplett Fitness

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2008

    Поскольку заказчик знал, что времени на работу уйдет больше, он охотно пошел мне навстречу.

    Поэтому, когда будете договариваться о сроках, учитывайте все, что может вам помешать, чтобы потом, если все пойдет гладко, впечатлить клиента работой с опережением графика.

    Спрячьте гордость в карман

    Повторяю еще раз – потому что это очень важно: в процессе создания дизайна участвует более чем одна сторона. И когда начинается обсуждение вашей работы, чего бы оно ни касалось, всегда будьте готовы спрятать гордость в карман и слушать, что вам говорят. Разумеется, вы вправе ожидать, что ваши клиенты будут придерживаться изложенных выше основных правил, а если нет – вы можете им об этом напоминать снова и снова.

    Клиенты часто делают замечания, с которыми вы поначалу не согласны. Вот вам пример: я сделал два сильных концепта для Berthier Associates – фирмы, занимающейся дизайном интерьеров, о которой я уже упоминал в этой главе, – и тот, что больше нравился мне самому (напротив, вверху), «комитет» счел слишком «естественным», чтобы отражать структурированный подход, принятый в компании. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что концепт, который выбрали они (напротив, внизу), гораздо больше подходил фирме. К тому же он потрясающе смотрелся на визитных карточках.

    Даже если внутри вас все говорит «нет» в ответ на замечание клиента, всегда имеет смысл внимательно слушать и иметь открытый ум.



    Berthier. «Естественная» концепция бренда

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2008



    Berthier. Выбранная заказчиком концепция бренда

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2008



    В другой раз, когда я работал с «Желтыми страницами» над обновлением их логотипа с «шагающими пальцами», мне было сказано, что «пальцы» в дизайне нужно сохранить, но обыграть их по-другому.

    Кое-кто из членов «комитета» был убежден, что дизайн станет лучше, если сбоку к «пальцам» добавить дротик, который «Желтые страницы» тогда использовали как символ на своем сайте. Я был с этим совершенно не согласен.

    «Комитет» не имел понятия о том, что в дизайне внимание должно привлекать что-нибудь одно (я говорил об этой идее в главе 3). Поэтому нужно было, чтобы члены «комитета» сами поняли, что если добавить к логотипу дротик, дизайн окажется «перегруженным».

    Вместо того чтобы уходить в оборону, я выполнил требование заказчика. Но вместе с рисунком, сделанным так, как хотел «комитет», я представил другой, который, по моему мнению, был лучше, и объяснил, почему я это сделал.

    Сравнив оба макета, заказчики убедились, что их идея была не из лучших. Клиенты гораздо реже настаивают на своем, если им наглядно показать, как на деле выглядит то, что они предлагают.



    «Желтые страницы». Концепция с дротиком

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2008

    (См. цветную версию в разделе "Иллюстрации")



    «Желтые страницы». Альтернативная концепция

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2008

    (См. цветную версию в разделе "Иллюстрации")

    Во время презентации помните, что на данном этапе вы продаете не что иное, как идею, которая заключается в ваших лучших рисунках. Не уставайте напоминать клиенту, что сосредоточиться нужно на идее – на том, о чем рассказывает концепция дизайна, – а не на сложностях марки и не на том, какой именно шрифт следует взять. Когда определено главное направление, все мелочи легко утрясаются. Иначе дело кончится тем, что вам придется разрабатывать сразу несколько направлений, а это выливается в ненужные расходы и для вас, и для заказчика. И тем не менее принимайте в расчет, что не всегда все идет так, как вы планируете. За все годы, что я работаю как фрилансер, мне пришлось представлять разработанные мной бренды примерно 6070 заказчикам. Два или три раза в начале моей карьеры случались до того неудачные презентации, что ситуация заходила в тупик и от моих услуг отказывались. Но эти неудачи дали мне столько же, если не больше, знаний о том, как строить отношения с клиентами, как и самые успешные работы.

    Часть III Не дай себе потухнуть

    Глава 9 Не теряя желания творить

    Слова «дизайнерское вдохновение» стали в некотором роде штампом. Меня иногда спрашивают, где я беру вдохновение для моей работы и как мне удается сохранить его. Но важно помнить: для того, что мы делаем как дизайнеры, не требуется вдохновение в истинном смысле этого слова. Способность успешно проделывать все, что требуется для создания бренда, дается годами обучения, практики, опыта, а кроме того, этот процесс представляет собой последовательность четко определенных этапов, о которых было подробно рассказано выше.

    Однако с мотивацией (не путать с вдохновением) иногда могут быть проблемы. Наивно было бы думать, что за долгую дизайнерскую карьеру у вас ни разу не возникнет искушения все бросить. Проект, который, кажется, никогда не будет завершен; разгромная критика со стороны тех, кто ничуть не лучше вас; ваш любимый концепт, на который ушло несколько недель работы и который, оказывается, уже сделан кем-то для другой компании; или просто компьютер, к которому вы каждый вечер прилипаете на несколько часов, – все это, вместе или по отдельности, может отбить у вас всякую охоту работать.

    В этой главе приводятся несколько полезных советов от меня и других дизайнеров, как сохранить желание работать и творческие силы, работая над трудными проектами.

    Никогда не переставайте учиться

    Вы никогда не будете знать о дизайне все, что о нем следует знать.

    Наша профессия постоянно развивается, поэтому, чтобы быть «на уровне», нужно развиваться вместе с нею. Чтобы предугадывать будущее дизайна, нужно знать его прошлое. Мы можем невероятно многому научиться у великих дизайнеров, которые работали до нас, – таких как Пол Рэнд (создатель логотипа IBM), Пола Шер (автор логотипа City) и Том Гейсмар (который придумал логотип Mobil Oil). Люди, которые всю жизнь посвятили дизайну, накопили колоссальный опыт, и я никогда не устану слушать их рассказы и истории.

    Дизайнер из Нью-Йорка Иван Чермаев так сказал о дизайне: «Чтобы бренд получился „всерьез и надолго“, он должен быть простым и респектабельным. Но если при этом он не будет оригинальным, в некотором роде провокационным, наводящим на соблазнительные мысли, если в нем будет не за что зацепиться взгляду – считайте, что ваши труды пропали зря!»



    Showtime

    Автор: Иван Чермаев, Chermayeff & Geismar

    Год: 1997

    Поразмыслите над этим – и вы поймете, что ваши коллеги – лучшие источники мотивации. Для меня мало что сравнится с удовольствием, которое я получаю, когда рассматриваю работы других дизайнеров, при этом я думаю: а как можно было бы сделать тот или этот логотип лучше? И чем талантливее мой коллега, тем мне интереснее. Я уже говорил о том, что нужно учиться у мира, у истории, у жизни. В конце книги вы найдете список имен культовых дизайнеров, которым можете воспользоваться, чтобы узнать больше о культовом дизайне.



    HarperCollins

    Автор: Иван Чермаев, Chermayeff & Geismar

    Год: 1990

    (См. цветную версию в разделе "Иллюстрации")

    В дизайнерском блоге Ace Jet 170 я спросил дизайнера Ричарда Вестона из Белфаста, что поддерживает его мотивацию. Его ответ в полной мере согласуется с тем, что я говорил о необходимости постоянно учиться.

    Я регулярно вспоминаю слова: «Никогда не думай, будто знаешь достаточно, – говорит Вестон. – Жажда знаний и опыта поддерживает меня в моей работе и, честно говоря, весьма облегчает мою дизайнерскую жизнь».

    «Я должен всегда генерировать идеи и делать работу по высшему разряду, но при этом у меня всегда сжатые сроки и ограниченный бюджет, – говорит Ричард. – И я процветаю в этих условиях, но это возможно только потому, что я уделял чрезвычайное внимание тому, чтобы обучить и загрузить персонал. И дело просто двигается. Всегда найдется что-нибудь важное и новое, чему следует научиться – идет ли речь об организации работы или о жизни вообще. Это одна из основных причин, почему дизайн – чертовски классная работа».

    И это в самом деле чертовски классная работа.

    Опережайте время на четыре года

    «Помню, я где-то читал – но, к сожалению, забыл, чье это высказывание, – что вкусы дизайнера опережают в развитии вкусы широкой публики на семь лет, – говорил Дэвид Хайд из studio hyde (davidthedesigner.com), – и что искусство быть хорошим дизайнером состоит в том, чтобы твои вкусы опережали общепринятые на четыре года. Вот эти-то четыре года меня и стимулируют».

    Творите для себя

    «Я пришел к выводу, что мне как дизайнеру нужен творческий опыт помимо того, который я приобретаю в работе с клиентами, нужна возможность творить что-то просто для себя, – сказал Джерри Кайпер из агентства Jerry Kuyper Partners, которое находится в Вестпорте, штат Коннектикут. – Это дает мне возможность более внимательно прислушиваться к тому, что говорят клиенты, и более эффективно сотрудничать с ними. Но графика – занятие увлекательное, и приходится напоминать себе, что иногда нужно гулять».



    Fusion

    Автор: Джерри Кайпер

    Креативный директор: Джин Сейдман

    Год: 2005

    (См. цветную версию в разделе "Иллюстрации")



    LodgeNet

    Автор: Джерри Кайпер

    Год: 2008

    (См. цветную версию в разделе "Иллюстрации")

    Держитесь подальше от компьютера

    Какими бы впечатляющими возможностями ни обладали компьютер и Интернет, это всего лишь инструменты, которыми вы пользуетесь, чтобы достичь своей цели – создать культовый дизайн. Наши лучшие идеи рождаются, когда мы думаем и умело интерпретируем пожелания наших клиентов, а это не имеет ничего общего с компьютером. Пытаться генерировать идеи и устраивать мозговой штурм с помощью компьютера – значит, только излишне усложнять дизайнерский процесс.

    «Изначально наша профессия была рассчитана на тех, кто умеет рисовать, хотя сейчас это умение и стало необязательным, – говорит дизайнер Джерард Хуэрта. – Рисунок – это способ донести свои идеи до тех, кто не может их вообразить. Если вам не приходит в голову ничего стоящего – отойдите от компьютера и садитесь рисовать. Это научит вас видеть».

    Когда вы горячо высказываетесь в пользу компьютерного творчества, вспомните: дизайн появился намного раньше компьютера. Причем речь идет о дизайне не хуже нынешнего, а то и лучше. Поэтому выключите компьютер, хотя бы на ранних стадиях работы над проектом. Хорошо все продумайте. А потом берите ручку и блокнот и начинайте делать заметки и наброски.

    Сбалансируйте вашу жизнь

    «Баланс – ключ ко всему, – говорит калифорнийский дизайнер Лорен Краузе из Creative Curio.  – Равновесие между жизнью и работой, офлайном и онлайном, цифровым и аналоговым, личным и профессиональным. Баланс дает жизни перспективу, позволяет нам не потерять стремления преодолевать трудности, учит извлекать уроки из пережитого и помогает сохранить здоровье».

    Возвращайтесь к прошлому

    Мне достаточно взглянуть на свои ранние работы, чтобы увидеть, как далеко я продвинулся как дизайнер. Вам тоже стоит это сделать. Откопайте в бумагах какие-нибудь свои старые бренды и сравните их с теми, которые делаете сейчас. По-моему, это помогает. Иногда мне стыдно за то, что я делал когда-то. Но это полезно, потому что я вижу, чего достиг.



    Originn

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2004



    Henri Ehrhart

    Автор: Дэвид Эйри

    Год: 2009

    Постоянно давайте понять, что хотите работать

    «У каждого дизайнера есть свой уровень тревожности, понизить который может только уважение коллег-дизайнеров или коммерческий успех, – говорит Мартин Лоулесс, креативный директор лондонского агентства 300million.  – К несчастью, теплое, ласкающее, гордое ощущение безопасности длится недолго. Иногда оно кончается сразу же, стоит вам сойти с подиума, где вам вручили награду, и сесть за стол рядом с улыбающимися коллегами и полупьяным клиентом. Мотивация рождается из постоянного желания вернуть этот краткий миг, когда вы стояли на вершине. Это так же просто, как и трудно».

    Но не работайте на износ

    Помните знаменитую строчку из «Сияния» Стивена Кинга? «Джек работал, не играл – оттого и дурнем стал». Сведя свою жизнь к одной лишь работе, вы добьетесь только того, что станете несчастным – как произошло с персонажем фильма.

    Графики и календарное планирование помогут вам точнее определить, сколько времени займет работа над конкретным проектом, чтобы быть уверенным, что клиент, когда приблизится срок сдачи, не станет чересчур на вас давить. Но, разумеется, дизайнерский процесс обычно требует больше времени, чем думает большинство людей, поэтому сверхурочные неизбежны.

    «Зависнуть» может каждый

    «Помните: у любого дизайнера случаются творческие „затыки“, – говорит Эрик Карьялуото из ванкуверского smashLAB.  – Неважно, кто ты, чего добился, сколько у тебя наград – это все равно тяжело. Относиться к этому можно по-разному. Но я обычно в таких случаях утешаюсь тем, что это со всеми бывает».



    Sinkit

    Автор: Питер Пиментел, smashLAB

    Креативный директор: Эрик Карьялуото

    Год: 2005

    «По-моему, хорошего дизайнера делают любопытство и желание работать, – говорит Карьялуото. – Если вы не перестаете задавать вопросы и не спеша практиковаться, вы совершенствуете свои навыки. Это же просто. А если вам это кажется до того трудным, что вы орать готовы, хватайте карандаш, большой лист белой бумаги – и просто начинайте рисовать. С каждым наброском вы будете ближе к цели!»

    Начинайте как надо и продолжайте как надо

    Дело пойдет гораздо лучше, если вы тщательно подготовитесь к работе над проектом, выспросив у заказчика все что можно. Но нужно и дальше каждый этап работы обдумывать столь же методично и тщательно – этим вы, в конечном счете, значительно облегчите себе работу. Оттого что вы решите пропустить какой-то этап дизайнерского процесса, легче вам не станет, как ни странно это звучит. Наоборот, вы создадите себе дополнительные проблемы, когда заказчик не получит того, что хотел.

    Ищите общий язык

    «Когда работаешь над брендом, то замечания клиентов, пожалуй, главное, что отбивает охоту творить, – говорит автор и дизайнер Армин Вит из UnderConsideration . – Именно потому, что они так или иначе ставят под сомнение решения, которые мы представляем. В большинстве случаев найти общий язык с клиентом, чтобы решить визуальную проблему – основная задача дизайнера-графика».

    Помните, что любую визуальную проблему можно решить множеством способов, и при этом все варианты могут быть одинаково хороши.

    «Если клиента смущает цвет или размер какого-либо элемента дизайна, – говорит Вит, – попробуйте еще дюжину цветов и размеров. Если заказчику не нравится то, что вы показали, – попробуйте еще дюжину вариантов. Не обязательно показывать клиенту все двенадцать, но, по крайней мере, сделайте их для себя. Не для клиента – для себя! Поэкспериментируйте!»



    VisionSpring

    Авторы: Брайони Гомес-Паласио и Армин Вит, UnderConsideration

    Год: 2008

    (См. цветную версию в разделе "Иллюстрации")

    Призрак дедлайна

    «Дедлайн может быть для дизайнера главнейшим и единственным источником мотивации», – считает Блэр Томсон из британской дизайн-студии biz-R.

    К этому нелишне добавить, что ваши дедлайны должны быть реальными, поэтому всегда закладывайте в них запас времени на случай непредвиденных обстоятельств, иначе вы рискуете оказаться в жестком цейтноте.

    Мыслите нетрадиционно

    Наше мышление идет по накатанной колее, и чем больше однотипных заданий мы выполняем, тем эта колея становится глубже. Еще не зная этого, вы уже в колее.

    Один из моих любимых авторов – Эдвард де Боно, которого многие считают лидером в области креативного мышления. Он говорит: «Мыслить креативно – это навык. Дело тут не в индивидуальном таланте и не в том, чтобы сидеть у реки, слушать барочную музыку и ждать, когда вас осенит вдохновение, – так думают только неумехи».

    Быть креативным можно научиться – так же, как говорить на иностранном языке. Цель креативного мышления – увидеть возможности, лежащие за пределами «колеи».

    Как это делается? Если я зарисовываю каждую идею, которая приходит мне в голову, а потом рассматриваю свои наброски с дизайнерским заданием в руках, то у меня рождаются новые идеи, которые никогда не пришли бы мне на ум без такого анализа. Переворачивайте ваши дизайнерские концепты вверх ногами. Смотрите на них издалека. Просите кого-либо еще высказать свое мнение о ваших набросках. Чем креативнее ваши идеи, тем больше они обрадуют вашего клиента и тем больше вы сами будете довольны результатами.

    Учитесь общаться

    «Вот что вернее всего отбивает охоту творить у молодого дизайнера, так это клиент, который „убивает“ его работу, внося в нее вроде бы пустяковые изменения и неоправданные исправления, – говорит Адриан Ханфт, креативный директор Red Rocket Media Group из Колорадо. – В дизайнерской школе развивают талант, нарабатывают технику, но там не учат, как быть, когда клиент впервые разбивает вам сердце, превращая в отстой ваш шедевр.

    Чтобы сохранить мотивацию, вам нужно смотреть на каждый спор с заказчиком как на возможность поучиться тому, чему вас не учили в дизайнерской школе: общению с людьми. Если вы будете взаимодействовать с заказчиками и учиться у них, то обнаружите, что все меньше и меньше ваших макетов оказываются бездарно переделанными и все меньше ваших замечательных идей – отвергнутыми».

    Не ждите слишком многого

    Если вы предвкушаете, в каком восторге будет заказчик от ваших макетов, вы лишаете себя возможности приятно удивиться и, в сущности, обрекаете себя на разочарование. Не ждите слишком многого – тогда вам гораздо легче будет вытерпеть конструктивную критику от клиента.

    Всегда занимайтесь дизайном

    «Работайте над дизайном того, что действительно вас вдохновляет, будь то книга, журнал, визитная карточка, постер, сайт – всего, что побуждает вас творить, – говорит Антонио Карусон из AisleOne.  – Занимайтесь дизайном всегда, даже и без всякой цели, это поддержит ваши творческие силы».

    Следуйте своим путем

    Подходящий совет дает Мэгги Макнаб из Macnab Design: «Идите за тем, что вас влечет в жизни, независимо от обстоятельств. В моем случае это значит – развиваться как личность, извлекая уроки из пережитого.



    SwanSongs

    Автор: Мэгги Макнаб

    Год: 2001

    Это в некотором роде честно – следовать велениям своей души, и это открывает все пути в вашей жизни. Если что-то не работает на вас, выясните почему. Может быть, вы для этого еще недостаточно подготовлены? А может быть, это просто не ваше и вам нужно идти дальше? Ищите ответ – и найдете. Если вы чувствуете, что ваше сердце бьется сильнее – это первый знак, что вы на правильном пути. Читайте, смотрите, двигайтесь, будьте. И самое главное – любите свою жизнь. Она у вас одна, и она – только для вас».



    Питомник арабских скакунов Maddoux Way

    Автор: Мэгги Макнаб

    Год: 1985

    Вам еще повезло

    Я читал, что если у вас изменились финансовые обстоятельства, то вы богаче, чем 70 % населения планеты. Эта отрезвляющая мысль помогает нам – людям, избалованным западной цивилизацией, – понять, как, в сущности, обстоят дела. Если взглянуть на вещи шире, то мне еще очень повезло: я вырос в семье, в безопасности, у меня было что есть и где жить. Как это мотивирует меня? Я хочу быть лучшим дизайнером, чтобы получать заказы, которые лучше оплачиваются и доставляют больше радости, чтобы обеспечить моим детям, которые, я надеюсь, у меня будут, стабильное и безопасное будущее.

    Никогда не думайте, что финансовая безопасность – это навсегда, и отступайте назад, чтобы охватить взглядом более широкую панораму.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта