Главная страница
Навигация по странице:

  • Второй номер: 1)Автобиографический реферат

  • Пример: 5)Реферат научной статьи

  • 7)Реферат по первоисточнику.

  • 8)Реферат на дипломную работу.

  • Пример: 9)Реферат к курсовой работе.

  • Пример

  • Библиографический реферат.

  • Аннотации 2. Руководство для родителей, педагогов и воспитателей по воспитанию детей первого года жизни


    Скачать 1.06 Mb.
    НазваниеРуководство для родителей, педагогов и воспитателей по воспитанию детей первого года жизни
    Дата15.11.2021
    Размер1.06 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотации 2.docx
    ТипРуководство
    #272452

    Самостоятельная работа 6
    Первый номер:
    1)Учебное издание

    Аннотация: учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной образовательной программы основного общего образования. Приоритетной содержательно-методической основой курса является функционально-графическая линия, а его идейным стержнем - математический язык и математическая модель, с помощью которых строится описание реальных ситуаций окружающей действительности. В учебнике реализованы принципы проблемно­го, развивающего и опережающего обучения.

    (Алгебра. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. орг. : в 2 ч. Ч. 1 / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 21-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2018. – 224 с. : ил. – (ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт)). – Предм. указ.: с. 222–223. – ISBN 978-5-346-04077-4 (общ.). – ISBN 978-5-346-04078-1 (ч. 1).)
    2)Справочное издание

    Аннотация: книга известного петербургского автора рассказывает о том, как может и должен развиваться ребенок от рождения до года.

    Каждый ребенок развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать улыбаться, ползать, сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать...

    Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

    Стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, предоставить ему возможность свободно двигаться, использовать простейшие спортивные снаряды, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым, ловким, умелым.

    Эта книга - доброе и очень полезное руководство для родителей, педагогов и воспитателей по воспитанию детей первого года жизни.

    (Федотов, М. В. Энциклопедия раннего развития ребенка. Первый год жизни / М. В. Федотов. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 383 с. - (Серия "Качество жизни"). - Библиогр. : с. 371-372.)
    3)Научное издание

    Аннотация: настоящее издание является наиболее полным и глубоким исследованием художественного творчества, педагогической и общественной деятельности первого профессионального коми архитектора Александра Викентьевича Холопова (1880-1942). Автором монографии предпринята попытка воссоздания картины жизни и творчества Холопова на фоне общероссийской художественной и общественной жизни. В книгу вошли такие разделы, как «Формирование художественного мировоззрения. 1880-1917», «Профессиональная и общественная деятельность в Усть-Сысольске. 1918-1924», «Деятельность архитектора А.В. Холопова в Архангельске и Ленинграде. 1925-1942», освещающие основные этапы жизненного и творческого пути Холопова, которые дают возможность составить цельное представление о личности этого незаурядного человека. Впервые опубликованы ранее неизвестные факты биографии Холопова. Кроме того, книга содержит каталог, составленный по разделам: графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, фотографии. В него вошли произведения А.В. Холопова и его супруги В.Д. Холоповой-Новодворской из собрания Национальной галереи Республики Коми, произведения и фотографии из фондов государственных музеев и архивов, частных собраний. Приложение содержит письмо А.А. Шмидт (дочери А.В. Холопова) директору Республиканского художественного музея Коми АССР Ф.К. Поповцевой, воспоминания А.А. Шмидт, родословную А.В. Холопова, библиографию. Дополнено перечнем выставок, в которых принимал участие А.В. Холопов или на которых были представлены его работы и именным указателем. Издание осуществлено на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

    (Кочерган, Л. И. Жизнь на сломе эпох: коми архитектор А. В. Холопов: моногр. / Л. И. Кочерган.- Сыктывкар: [б. и.], 2012. – 223 с.)
    Второй номер:
    1)Автобиографический реферат - вид текста, в котором автор указывает свои данные:

    -фамилия, имя, отчество;

    -дата и место рождения;

    -можно указать информацию о родителях;

    -обучение в учебных заведениях в хронологическом порядке;

    -трудовая деятельность;

    -семейное положение.
    Пример: «Я, Великая Любовь Владимировна, родилась 6 октября 1987 года в г. Краснодар. В 1994 году пошла в первый класс средней общеобразовательной школы №82 г. Краснодара. в 2004 году с отличием закончила школу, получила серебряную медаль за успехи в учебе.

    В том же году поступила в Кубанский Государственный Университет на факультет химии и высоких технологий. В 2009 году защитила диплом с отличием и была приглашена в магистратуру на кафедру физической химии. Получила второе высшее образование - 2010 году с отличием окончила Кубанский Государственный Университет по программе «Государственное и муниципальное управление: управление региональным и местным развитием». Окончила магистратуру в 2012 году магистратуру с присуждением магистра химии.

    Замужем.»
    2)Индикативный реферат. Данный тип работы содержит в себе самую основную информацию о научной работе, ее целях и методах, полученных данных и выводах. Все второстепенное не указывается. Чаще всего публикуются в реферативных журналах, содержащих краткую, но достаточную для специалиста, информацию о проделанной научной работе.

    3)Реферат-конспект. Он содержит сжато основную информацию об описываемой статье: основные мысли автора, причины, побудившие к научному проекту, полученные результаты и выводы.

    4)Реферат-обзор. Он пишется сразу по нескольким источникам с объективным выводом об их содержании, научной ценности и перспективах использования данной информации.
    Пример:
    5)Реферат научной статьи - особый способ описания содержимого в них, выделение главного и его анализ. Такая работа проводится для облегчения поиска информации по имеющимся базам. Не всегда есть возможность изучить содержание каждой статьи, реферат в данной ситуации очень выручит и студента, и научного сотрудника.
    Пример: https://sprosi.xyz/wp-content/uploads/2020/05/referat-nauchnoj-stati-po-ekonomike.pdf
    6)Информативный реферат. Он представляет собой описание научной работы с указанием всех важных моментов реферируемого текста: предмета и цели, описание методов и средств, полученных выводов и их ценность.



    7)Реферат по первоисточнику. При реферировании используются разные варианты литературы и их количество. Исходя из вида первоисточника, готовая работа может быть разного типа.
    Пример: «Труды отечественных ученых в области философии близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, не противореча между собой. Специалисты в области психологии изучают скрытое одиночество. Люди могут чувствовать себя брошенными, находясь в гуще событий.
    Философия большое внимание уделяет проблеме одиночества среди современного человечества. Данная тема близка и для других дисциплин, что придает еще большее значение данное теме. Работы современных философов приводят к мысли о том, что такое явление, как одиночество в наше время невозможно полностью устранить»
    8)Реферат на дипломную работу. Такой реферат содержит самую основную информацию об описываемом тексте:

    -тема и предмет;

    -вводная часть не более 4 строк с указанием важности проведенного

    исследования;

    -основная часть с описанием предмета, цели и задач, которые изучены

    студентом;

    -вывод о проделанных исследованиях в пределах 10 строк, с указанием

    важности полученных данных, сфере их применения и соответствие

    поставленных задач решенным;

    -указание источников литературы, в пределах 5 текстов не старше 3 лет.
    Пример:


    9)Реферат к курсовой работе. Один из элементов курсовой, включающий в себя основную информацию о содержании написанного студентом текста с упоминанием данных из теоретической и практической частей. При прочтении такого реферата должно быть понятно, о чем работа, методы и инструменты, которые были задействованы при ее написании, область исследования и практическую применимость полученных данных.
    Пример:

    10)Обзорный реферат. К данному типу относятся тексты, содержащие в себе информацию нескольких источников, близких между собой по теме. Студенту нужно будет для грамотного оформления текста внимательно изучить содержимое каждой реферируемой работы, проанализировать основные идеи, выбрать главную, которая будет описана в реферате.

    Пример: Обзорный реферат по творчеству Ф.И. Тютчева
    ПЛАН

    1.Вступление.

    2.Краткие биографические данные.

    3.Творческий путь великого поэта.

    4.Ф.И.Тютчев и его современники.

    5.Заключение.
    Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

    Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803—1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широкой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году “...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта”. А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И тем не менее честь “открытия” Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей “Современника” на стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам “русского поэтического гения”.

    Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, который вспоминал о своем ученике: “По тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом”. В Московском университете Тютчев слушал лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юного поэта в Общество любителей российской словесности.

    По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. За границей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта (На чужбине Тютчев женился, овдовел, женился вторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции. По-русски писались только стихи.
    Изредка стихи Тютчева появляются на страницах русских периодических изданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые (“Урания”, “Галатея”). Только в 1836 году целую подборку его стихов, правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф. Т., напечатал в своем “Современнике” Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценители поэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский.

    Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что “золотой век” русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния, отвечала которым не лирическая поэзия, а “положительная” проза. Все меньше печатается стихов, как будто бы спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютчев никогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его дать стихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти десять лет, естественно, помнят его лишь малочисленные почитатели. И только в 50-х годах Некрасов и Тургенев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия, опубликовав большую подборку их в “Современнике”. В 1654 году выходит в свет первый поэтический сборник Тютчева, а второй—он же последний прижизненный — в 1868 году.

    Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность, Тютчев писал родителям: “Не подлежит сомнению, что будь я еще на этой исходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу” . Мы не знаем, что имел в виду поэт, но дипломатической карьеры он не сделал. Однако вовсе не из-за отсутствия интереса к политике — напротив, внешнеполитические вопросы всегда составляли один из главнейших интересов в жизни Тютчева. Свидетельства тому—его публицистические статьи, его письма, воспоминания современников. Россия, ее положение в мире, ее будущность—предмет неослабного внимания, беспокойного и глубоко личного интереса Тютчева: “Думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я, более постоянно озабоченным тем, что до нее относится”. Поражение России в Крымской кампании 1855 года было воспринято поэтом как личная катастрофа и заставило его пересмотреть отношение к Николаю I и всему 30-летнему правлению этого “царя лицедея”, человека “чудовищной тупости”.

    Внутриполитические взгляды Тютчева были вполне традиционны, однако принцип просвещенного самодержавия, согласно его взглядам, должен был удовлетворять, в сущности, идеальным условиям, а именно: государственные чиновники не должны чувствовать себя самодержцами, а царь —чиновником. За 70 лет жизни Тютчева сменились три царя, и ни одно реальное царствование чаяниям поэта не отвечало — об этом можно судить по многочисленным его едким критическим высказываниям. Оставались смутные упования: “В Россию можно только верить”, упования, основанные на убеждении, что судьбу России решит не “пена, плавающая на поверхности”, а те могучие, невидимые силы, которые пока “таятся в глубине”. Тютчев и“мел прекрасную возможность вблизи наблюдать за деятельностью государственной машины — ведь он до конца своих дней находился на государственной службе (сначала старшим цензором при Министерстве иностранных дел, а последние пятнадцать лет — председателем Комитета цензуры иностранной). Кроме того, звание камергера налагало на него обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютчева на положение дел внутри страны с течением времени становится все более пессимистическим. “В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию”,—вынужден признать он на склоне лет.

    Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева — государственника и дипломата: “Часть моего существа отождествилась с известными убеждениями и верованиями”. Этой “части” обязаны своим появлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своем написанные “по случаю” и в согласии с его принципом “смягчать, а не тревожить” сердца “под царскою парчою”. Стихи эти значительно уступают в силе и художественности лирическим его произведениям, которые рождались из таинственных родников, сокрытых в глубине души.

    Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он в стихал, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье “человеческого Я” — проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей “соборности”, смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования — источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев—мятущийся агностик—в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декларировал пантеизм (“Не то, что мните вы, природа...”, “Полдень”), но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистического мировоззрения А. К. Толстого характерен оптимизм, вызванный уверенностью, что “в одну любовь мы все сольемся вскоре...”, то Тютчеву перспектива “слияния” рисуется весьма безрадостно. В стихотворении “Смотри, как на речном просторе...” “человеческое Я” уподобляется тающим льдинам, которые

    Все вместе — малые, большие,

    Утратив прежний образ свой,

    Все — безразличны, как стихия,—

    Сольются с бездной роковой!..

    Спустя двадцать лет, в последние годы жизни образ “всепоглощающей и миротворной бездны” снова возникнет в стихотворении поэта “От жизни той, что бушевала здесь...”.

    В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение “мыслящего тростника”. Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающие подозрения относительно самого существования загадки “природы-сфинкса” и наличия “творца в творении” неотступно преследуют поэта. Его угнетает сознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную загадку бытия,— “длань незримо-роковая” неуклонно пресекает ее напрасные и обреченные попытки. Во многих стихах Тютчева незримо присутствует терзавшая Паскаля мысль: “Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространство”. Вообще философия Паскаля чрезвычайно близка мироощущению Тютчева. В его поэзии немало образов и понятий, встречающихся у французского философа, но едва ли не самое основное — это убеждение Тютчева, что “корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца” созвучное одному из основных положений философии Паскаля: “Сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум”.

    Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачная преграда — видимый мир — между человеком и “бездной” с ее “страхами и мглами”. У лишённого зрения “ночного” человека обостряется слух, послышит он “гул непостижимый” или вой “ветра ночного”, которые напоминают ему о “родимом”, но не менее от того жутком изначальном хаосе. О том, как остро ощущал поэт, что “ночь страшна”, красноречиво свидетельствует стихотворение “Альпы”, лишенное в отличие от других его произведений на тему “день и ночь” философского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор:

    Помертвелые их очи

    Льдистым ужасом разят.

    В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир “с помощью пяти органов чувств”., - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тай“у природы. .

    Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как “Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной....”, “Чародейкою Зимою..,” и - множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок.

    Аполлон Григорьев писал: <<Пантеистическое созерцание, созерцание подчиненное, тяготеет над отношениями к природе великорусской, но это подчиненное созерцание и сообщает им при переходе в творчество их особенную красоту и прелесть. •<...> В Тютчеве, например, возводит их, эти отношения, до глубины философского созерцанья, до одухотворения природы>>.

    Тютчев - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи “Волна и дума”, “Певучесть есть в морских волнах...”, “Как сладко дремлет сад темно-зеленый...” и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: “Silentium!”, “Фонтан”, “День и ночь”. Философская лирика Тютчева менее всего “головная”, рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И. С. Тургенев: “Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно”.

    Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворения Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. “Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием” — такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, “прелестный говорун”, по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден “избегать во что бы то ни стало в течение восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой”. И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: “Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное”.

    Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта. Могущество весны объясняется ее торжеством над прошедшим и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада:

    И страх кончины неизбежной

    Не свеет с древа ни листа:

    Их жизнь, как океан безбрежный,

    Вся в настоящем разлита.

    Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели — “Не встретишь мертвого листа”,— ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности “жизни божески - всемирной”. Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому, писавшему: “Боже, как это прекрасно — весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!” Совершенно те же чувства наполняют Тютчева:

    Что пред тобой утеха рая,

    Пора любви, пора весны,

    Цветущее блаженство мая,

    Румяный цвет, златые сны?.

    На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы — хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и т.п.

    “Вечный строй” природы то восхищает, то вызывает уныние поэта:

    Природа знать не знает о былом,

    Ей чужды наши призрачные годы,

    И перед ней мы смутно сознаем

    Себя самих — лишь грезою природы,

    Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого — человека и природы — Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только “беспомощное дитя”, но он и равновелик ей в своей творческой потенции:

    Связан, соединен от века

    Союзом кровного родства

    Разумный гений человека

    С творящей силой естества...

    Скажи заветное он слово —

    И миром новым естество

    Всегда откликнуться готово

    На голос родственный его.

    Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тютчева как более или менее категория отвлеченная, приобретает конкретно-житейский характер в так называемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны молодой девушки Елены Александровны Денисьевой:

    Не раз ты слышала признаньем

    “Не стою я любви твоей”,

    Пускай мое она созданье,—

    Но как я беден перед ней...

    Поэт-мыслитель всю жизнь — от ранней юности до последних дней болезненной старости—чрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, “поединком роковым”. Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, “кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...”.

    Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована “жизнь отреченья, жизнь страданья”:

    Таков уж свет: он там бесчеловечней,

    Где человечно-искренней вина.

    Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только нс порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Деиисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”. Эта “последняя любовь” Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.

    О, как убийственно мы любим!,

    Как в буйной слепоте своей

    Мы то всего вернее губим,

    Что сердцу нашему милей!..

    Тютчев очень тяжело переживал утрату:

    Жизнь, как подстреленная птица,

    Подняться хочет — и не может...

    Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: “Друг мой, теперь все испробовано—ничто не помогло, ничто не утешило,— не живется — не живется — не живется...” В стихах “денисьевского цикла” особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием “О!”, определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие убивается... Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой:

    По ней, по ней, судьбы не одолевшей,

    Но и себя не давшей победить,

    По ней, по ней, так до конца умевшей

    Страдать, молиться, верить и любить.

    Он пережил ее на девять лет. В эти последние годы Тютчев едва успевает оправляться от потерь близких ему людей: мать, брат, четверо детей...

    Дни сочтены, утрат не перечесть,

    Живая жизнь давно уж позади,

    Передового нет, и я, как есть,

    На роковой стою очереди.

    Его черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил, полагая:

    В наш век стихи живут два-три мгновенья.

    Родились утром, к вечеру умрут.

    О чем же хлопотать? Рука забвенья

    Как раз свершит свой корректурный труд.

    Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры, просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: “Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды”.
    ЛИТЕРАТУРА

    1.Ф.И.Тютчев. Избранная лирика. - М.,1986

    2.А.Григорьев. Эстетика и критика. - М.,1980

    3.А.А.Фет. Сочинения. - М.,1982
    11)Библиографический реферат. К данному типу относятся тексты, содержащие в себе информацию о публикациях, интересных для автора. Реферат должен быть изложен кратко, емко с использованием самой основной информации.
    Пример: «Для написания данной работы были проанализированы данные из статей /книг/монографий следующих авторов.
    Первая работа интересна особым взглядом составителей на проблему. Статья состоит из нескольких разделов. «Описывается содержание каждого».
    (То же самое с остальными источниками, с которыми работает студент. ) Стоит отметить близость взглядов на проблему «Фамилия» и «Фамилия». А «Фамилия» мыслит иначе, дополняя имеющуюся информацию результатами своих исследований. В результате анализа данных источников, можно прийти к следующим данным:…, формулам и их содержанию.
    Таким-то автором сделан вывод, что созвучно с мнением другого. Третий считает так. Стоит отметить, что полученные данные представляют большую ценность для современной науки.»


    написать администратору сайта