Руководство для учителей 1 класса общеобразовательной школы Рекомендовано Министерством образования и науки
Скачать 1.11 Mb.
|
Тема урока Начинаем работать на компьютере Цели обучения в соответствии с учебной программой 1.1.3.1 соблюдать правила поведения в кабинете информатики Цели урока Научиться правильно включать и выключать компьютер. Научиться работать мышкой. Ход урока Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Начало урока Чтобы вам легче было работать дальше, на этом уроке научите детей работать мышкой. Учебник. 17 Наводящие вопросы: – Что такое компьютер? – Из чего состоит компьютер? – Как работает компьютер? Примерные ответы: 1) Это электронное устройство, способное выполнять разные задачи; 2) монитор, системный блок, мышка, клавиатура; 3) быстро выполняет разные задачи без ошибок, работает только через электричество и т.д. Критерий оценивания: знает, что такое компьютер; может объяснить, из чего состоит компьютер. Середина урока Продемонстрируйте детям правильное включение компьютера, покажите рабочий стол. После включения компьютера поверхностно пробегитесь по программам, расскажите: – о рабочем столе; – о корзине; – покажите разные программы на рабочем столе. Отличная возможность показать программы, которые будут изучаться на уроках. Например, Это программа Scratch. С ее помощью можно создавать игры. Дети, внимательно слушая учителя, повторяют за ним следующие действия: • включают компьютер; • нажимают на кнопку мышки; • выделяют различные программы с помощью мышки; • перетаскивают разные объекты (например, корзину) на рабочем столе. Критерий оценивания: умеют правильно включить компьютер; умеют работать с мышкой и клавиатурой; знают, что такое рабочий стол; знают некоторые объекты на рабочем столе (корзина, Scratch и т.д.) Проектор для демонстрации включения-выключения компьютера, рабочего стола. Карточки с рисунками (в случае отсутствия интернета). 18 А программа «WeDo 2.0» (ВиДу) управляет роботами. Браузер помогает зайти в интернет и т.д. Ориентируйтесь на класс. Если «сильных» детей больше, покажите больше программ. Если понимаете, что класс не справится с большим количеством информации, объясните только самое необходимое. Предложите детям игру на компьютере. Включите детям игру, где нужно быстро управлять мышкой. Например, игра «Поймай зайца». Работайте с учебником. Задачи помогут закрепить урок (если времени недостаточно, можете задать как домашнее задание). (Можно предложить работу в паре.) Покажите детям, как правильно выключать компьютер! Дети в игровой форме научатся управлять мышкой и работать на клавиатуре. Дети выполняют задания (с. 11). Самостоятельно выключают компьютер. Критерий оценивания: умеют работать мышкой и клавиатурой; умеют правильно выключать компьютер. Учебник. Конец урока Рефлексия – Что больше всего понравилось? – Что больше всего запомнилось? Пример домашнего задания: Дома ученики могут познакомиться с рабочим столом операционной Формативное оценивание. Можно подготовить слайд для рефлексии. 19 – Что еще ты хотел бы узнать? системы. На следующем уроке ребята могут рассказать, что находится на рабочем столе. Например, на рабочем столе находятся часы, календарь, разные программы, папки и файлы, фоновый рисунок и т.д. (наименование организации образования) Поурочный план или краткосрочный план для педагога организации среднего образования Урок 3 Раздел Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема: «Путешествие») Ф. И. О. педагога Дата: Класс: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Тема урока Знакомство с интернетом Цели обучения в соответствии с учебной программой 1.3.1.1 понимать, что не вся информация, которая есть в сети, достоверна и полезна 1.3.2.1 показывать элементарное понимание рисков нежелательных контактов в сети Цели урока Узнать, что такое интернет и каковы его возможности 20 Ход урока Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Начало урока Вопросы для детей: – Что такое информация? – Откуда мы ее получаем? Отвечают на вопросы. Обсуждают между собой ответы. Критерий оценивания: умеет аналитически мыслить; может донести другим свою мысль (идею); умеет слушать других учеников; умеет сотрудничать. Середина урока Объясните детям возможности интернета, как и где используется интернет, в чем его польза. Для объяснения используйте материал учебника на с. 12. Предложите поиграть в игру. Если у вас есть более интересные идеи, можете менять формат игры. Ребята слушают/смотрят новую тему, затем отвечают на вопросы. Работа в группе. Дети играют в почту (с. 14). По итогам игры ученики должны прийти к мнению, как работает электронная почта. Критерий оценивания: знает принцип работы электронной почты. Учебник. 21 Затем дайте определение интернета. Рассмотрите следующие вопросы: – Какие действия можно совершить с помощью интернета? – Как происходит поиск информации в интернете? Затем дети должны подумать о том, как происходит поиск информации в интернете. Для этого они выполняют задание «Подумай» на с. 14. Критерий оценивания: знает принцип работы электронной почты; знает, для чего используется интернет; знает принцип работы поиска информации в интернете. Учебник. Конец урока Рефлексия «Поиграй в учителя!» Разделите класс на две группы. Попросите каждую группу придумать по пять вопросов, касающихся изученного материала. Когда вопросы будут подготовлены, каждая группа выбирает по одному представителю, который будет играть роль учителя. Представитель каждой из групп выходит к доске и ведет часть урока, задавая вопросы другим ученикам. Используйте принцип взаимооценивания. Если вы проводите эту игру регулярно, можно использо- вать соревновательный дух учеников и фиксировать счет команд в течение серии уроков. (наименование организации образования) Поурочный план или краткосрочный план для педагога организации среднего образования 22 Урок 4 Раздел Раздел 1. Информационный этикет (сквозная тема: «Путешествие») Ф. И. О. педагога Дата: Класс: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Тема урока Безопасность при работе в сети Интернет. Опасно – безопасно Цели обучения в соответствии с учебной программой 1.3.1.1 понимать, что не вся информация, размещаемая в сети, достоверна и полезна 1.3.2.1 показывать элементарное понимание рисков нежелательных контактов в сети Цели урока Узнать, почему работать в сети небезопасно. Понимать, что не все люди в интернете имеют хорошие намерения. Ход урока Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Начало урока Наводящие вопросы: – Запрещают ли ваши родители разговаривать с незнакомыми людьми? Примерные ответы: 1. Да / нечасто. 2. Потому что мы не знакомы / недостаточно хорошо знаем человека / Критерий оценивания: умеет аналитически мыслить; может донести другим свою мысль (идею); умеет слушать других учеников; Учебник. 23 – Почему нельзя разговаривать с незнакомыми людьми? – Почему нельзя называть свой адрес, номер телефона незнакомым людям? у человека могут быть плохие намерения и т.д. 3. Незнакомые люди могут использовать наши данные в нехороших целях / могут звонить и угрожать нам / могут позвать в плохое место. умеет сотрудничать. Середина урока По рисунку учебника (с. 15) объясните детям о возможных угрозах. Предложите вместе придумать способы защиты от таких угроз. Разделите детей на группы (на пары). Учащиеся объясняют способы защиты от опасностей. Убедитесь, что дети запомнили новые слова. Работа в группе: Дети предлагают разные варианты защиты. В итоге они должны прийти к единому мнению, называть способы защиты новыми словами (использовать термины). Критерий оценивания: знает такие понятия, как фишинг и вирусы; знает, кто такие пираты, тролли, хакеры. Учебник. Задайте наводящие вопросы. Следите за академическим языком детей. Насколько хорошо и часто они используют новые термины. Задайте ситуационные вопросы: – Можно ли публиковать свои фотографии в интернете? Дети отвечают на вопросы. Обосновывают свои ответы. Учащиеся смогут: приводить примеры нежелательных контактов в сети. Учащиеся умеют: формулировать правила ТБ; объяснять, что значит безопасность при работе в сети Интернет; использовать предметную лексику и терминологию, например, информация, поиск, интернет. Учебник. Можете подготовить другие вопросы для повторения раздела. 24 – Можно ли публиковать свой адрес и место учебы? – Почему не стоит регистрироваться под своим именем? Конец урока Рефлексия Подведите итог по разделу. Игра «Верно-неверно». Учитель читает в учебнике утверждения, дети отвечают устно «Верно-неверно» (с. 17). Данный урок является последним уроком Раздела 1. Для закрепления материала используй задания рубрики «Проверь себя». Учебник (с. 18-19). (наименование организации образования) Поурочный план или краткосрочный план для педагога организации среднего образования Урок 5 Раздел Раздел 2. Программирование (сквозная тема: «Традиции и фольклор») Ф. И. О. педагога Дата: Класс: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Тема урока Моя первая программа. Линейный алгоритм 25 Цели обучения в соответствии с учебной программой 1.4.1.1. реализовывать линейный алгоритм Цели урока Узнать, что такое линейный алгоритм. Составлять линейный алгоритм. Ход урока Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Начало урока – Рассмотрите рис. 1, с. 22. Что вы видите? Что произойдет, если поменять 4-й рисунок со 2-м? Какой результат мы получим от такого действия? Дети отвечают на вопросы. Главные слова в линейном алгоритме – «порядок действий». Дети должны прийти к мнению: Правильный порядок действий (инструкция, алгоритм) = хороший результат! Дети сформулируют тему и цель урока. Критерий оценивания: понимает важность порядка действий в достижении результата. Учебник. Середина урока Изучение нового материала (с. 23). Объясните алгоритм, расскажите о его роли в программировании. Приведите разные примеры линейного алгоритма из учебника. Учащиеся нарисуют путь Алдаркосе. Выполняют задания (с. 23–24). • По рисункам создать алгоритм установки юрты. • Проговори алгоритм изготовления орнамента. Критерий оценивания: знает понятия: алгоритм, программа; умеет составлять алгоритм. Учебник. Электронная версия (необязательно). Проектор (необязательно). 26 Разделите детей по парам. Предложите обсудить алгоритм сбора юрты. Расскажите о жизни кочевников, о пользе юрты. • Помоги Алдаркосе дойти до монеты. Тетрадь и ручки. Составлять алгоритм на следующие Критерий оценивания: Учащиеся смогут: давать определения словам алгоритм, программа. Учащиеся умеют: использовать предметную лексику и терминологию, например: компьютер, мышка, монитор. Далее дайте детям карандаш и действия: бумагу. а) подготовиться к школе; Акцентируйте внимание б) собраться в горы; на последовательности действий (линейности). в) сделать уборку в комнате. Если дети не успевают в классе, можно предложить выполнить задание дома. Конец урока Рефлексия Дети могут сами составить алгоритм урока и поделиться с соседом по парте. А сосед Задание скетчноутинг: Нарисуйте этот урок. Все термины, правила, законы нужно ассоциировать с условными знаками, Проделанной работой делятся с соседом по парте, он может Тетрадь, карандаш. 27 может оценить данный алгоритм смайликом. рисунками, схемами. Рисунки должны быть логически связаны и полностью раскрывать тему урока. Весь урок должен помещаться на одной странице вашей тетради. оценить данный алгоритм смайликом. (наименование организации образования) Поурочный план или краткосрочный план для педагога организации среднего образования Урок 6 Раздел Раздел 2. Программирование (сквозная тема: «Традиции и фольклор») Ф. И. О. педагога Дата: Класс: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Тема урока Моя первая программа. Давать команды – легко! Цели обучения в соответствии с учебной программой 1.4.1.1 реализовывать линейный алгоритм Цели урока Научиться составлять линейный алгоритм 28 Ход урока Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Начало урока Данный урок является логическим продолжением предыдущего урока. На этом уроке научите детей использовать блок-схемы в составлении алгоритма. Актуализация Используйте рис. 1 для актуализации знаний (с. 25). Повторите пройденную тему с его помощью. Озвучьте тему и цель урока. Выполняют задание (с. 25). Критерий оценивания: понимает важность порядка действий в достижении результата. Учебник. Середина урока Объясните блок-схему. Объясните, что чем проще алгоритм, тем легче выполнить его компьютеру или человеку. Работа с учебником. Попробуйте выполнить задачи из учебника. Напиши (составь блок-схему) алгоритм вычисления следующих выражений: 5 + 8 + 3 = 4 – 2 + 5 = 7 + 10 – 2 = 5 + 5 + 5 = 12 – 4 + 9 = Критерий оценивания: знает понятия: алгоритм, линейный алгоритм, блок-схема; умеет составлять линейный алгоритм. Учебник. Доска для рисования блок-схем. Тетради и ручка. Электронная версия. 29 Помочь детям сделать правильные выводы из этого урока. Выполни задание (с. 27). Учащиеся смогут : давать определение словам последователь- ность, действие. Учащиеся умеют: составлять линейный алгоритм. Учебник. Доска для рисования блок-схем. Тетради и ручка. Электронная версия. Конец урока Получите обратную связь. Ученики отвечают на следующие вопросы: – Что на уроке было интересным? – Что тебе запомнилось больше всего? – Что еще ты хотел бы узнать? Самооценка. (наименование организации образования) Поурочный план или краткосрочный план для педагога организации среднего образования Урок 7 Раздел Раздел 2. Программирование (сквозная тема: «Традиции и фольклор») Ф. И. О. педагога 30 Дата: Класс: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Тема урока Моя первая программа. Пора двигаться! Цели обучения в соответствии с учебной программой 1.4.2.1 создавать, сохранять и открывать проект в игровой среде программирования Scratch (скретч) Цели урока Знакомство с игровой средой программирования Scratch (скретч), для того чтобы создать новый проект в среде программирования Scratch (скретч) Ход урока Этап урока/ Время Действия педагога Действия ученика Оценивание Ресурсы Начало урока Вызов – На предыдущем уроке мы составляли алгоритм. Повторим, что мы знаем об алгоритме. Формулируются тема и цель урока. Вспомнить все, что проходили на прошлом уроке. Для того чтобы компьютер выполнял наши задания, нужно уметь составлять алгоритм (программу). Критерий оценивания: знает понятия алгоритм, линейный алгоритм, блок- схема; умеет составлять линейный алгоритм. Учебник. Середина урока Заранее установите скретч и поставьте ярлычок на рабочем столе, чтобы дети его заметили. Познакомьте учеников с программой Scratch. Покажите его интерфейс. Можно показать Дети знакомятся с программой Scratch. Затем повторяют за учителем эти примеры в программе Scratch. Пример 1. Кот идет в школу. Критерий оценивания: знает понятия игровая среда программирования Scratch; Компьютеры. Проектор для показа видеообзора. ПО Scratch. 31 видеообзор, который находится в OPIQ.KZ. Покажите несколько примеров на создание правильного алгоритма в программе Scratch. Шаг 1. Поставить объект (школу) на определенном расстоянии. (Объясните детям, что кот должен видеть школу, чтобы добраться.) Шаг 2. Коту дать команду старт (это может быть зеленый флажок или любая кнопка клавиатуры). Шаг 3. Идти несколько шагов (пусть дети сами определят количество шагов). Пример 2. Встреча с бабочкой. умеет открывать игровую среду программирования Scratch. 32 Предложите детям устроить коту праздник в честь 8 Марта (с. 31). В конце урока хором повторите несколько раз новые слова: Спрайт, сцена, объект Scratch, фоновый рисунок. Дети выполняют творческо- практическую работу со с. 31. Учащиеся смогут: дать определение словосочетанию игровая среда программирования. Учащиеся умеют: составлять линейный алгоритм в среде Scratch. https://scratch.mit.edu/ 33 Конец урока Рефлексия Дети оценивают работы друг друга. Оценить работу друг друга: • количество персонажей; • смог ли повернуть персонажа в другую сторону; • движение персонажа; • говорит ли персонаж. (наименование организации образования) Поурочный план или краткосрочный план для педагога организации среднего образования Урок 8 Раздел Раздел 2. Программирование (сквозная тема: «Традиции и фольклор») Ф. И. О. педагога Дата: Класс: Количество присутствующих: Количество отсутствующих: |