Руководство пользователя по программированию плк в CoDeSys 3
Скачать 5.57 Mb.
|
“ Дополнения” “Порядок” “Порядок: ниже” (“Extras” “Order” “Order one down”) При выполнении этой команды выбранные элементы перемещаются на одну позицию вниз по спи- ску порядка выполнения элементов. “ Дополнения” “Порядок” “Порядок: в начало” (“Extras” “Order” “Order start”) Выбранные элементы перемещаются в начало списка элементов. Порядок нумерации всех осталь- ных элементов остаётся прежними. “ Дополнения” “Порядок” “Порядок: в конец” (“Extras” “Order” “Order End”) Выбранные элементы перемещаются в конец списка элементов. Порядок нумерации всех остальных элементов остаётся прежним. “ Дополнения” “Порядок” “В соответствии с потоком данных” (“Extras” “Order” “Or- der everything according to data flow”) Эта команда относится ко всем элементам. Порядок выполнения схемы определяется потоком дан- ных, а не позициями элементов. На следующей схеме элементы расставлены в топографическом порядке. Схема до выполнения команды “ В соответствии с потоком данных ” ( Order everything according to data flow ) Редакторы CoDeSys CoDeSys V2.3 5-61 После выполнения команды схема выглядит так: При выполнении этой команды создается новый список элементов. Основываясь на уже известных значениях входов, CoDeSys вычисляет какой из еще не пронумерованных элементов можно выпол- нить следующим. Например, в приведенной выше схеме оператор AND может быть выполнен сразу же, как только будет известно значение его входов (1 и 2), а оператор SUB выполним после того, как будет вычислен результат оператора ADD. Обратные связи вставляются последними. Преимущество такого порядка выполнения элементов заключается в том, что элемент Output вы- полняется сразу после того, как вычислен связанный с ним блок, тогда как при топологическом по- рядке это происходит далеко не всегда. Одна и та же схема, выполняемая в данном и в топологиче- ском порядках, может дать различные результаты. “ Дополнения” “Создать макрос” (“Extras” “Create macro”) Обозначение: С помощью этой команды несколько выбранных POU можно собрать в один блок, который называ- ется макросом. Макрос можно дублировать с помощью копирования/вставки, при этом имя каждого макроса не должно повторяться. Все соединения, которые вырезаются при создании макроса, пре- вращаются во входы и выходы макроса. По умолчанию входы макросов получают имя In По умолчанию макрос получает имя “Macro”, которое можно изменить. При редактировании мак- роса имя макроса находится в заголовке окна редактирования. Пример. Выбор элементов: Редакторы CoDeSys CoDeSys V2.3 5-62 Макрос: Итоговая схема: “ Дополнения” “Показать содержимое макроса” (“Extras” “Jump into Macro”) Обозначение: С помощью этой команды вы можете редактировать макрос в отдельном окне редактора соответст- вующего POU. Имя макроса находится в заголовке окна редактирования. Двойной щелчок мыши по макросу эквивалентен выполнению этой команды. При редактировании макроса его входы и выхо- ды обрабатываются как обыкновенные входы и выходы POU. Они также могут быть перемещены, удалены или добавлены. Отличие только в том, что по-другому выглядят и не имеют номеров. Для добавления вы можете использовать кнопки входы, выходы, доступные на панели команд. Прямоугольники выводов имеют сглаженные углы. Текст в прямоугольниках обозначает наимено- вание выводов макро. Порядок входов и выходов макроса соответствует порядку выполнения элементов макроса. В схеме макрос выполняется как обычный блок. Внутри макроса можно выполнять команды изме- нения порядка действий. “ Дополнения” “Развернуть содержимое макроса” (“Extras” “Expand Macro”) Эта команда противоположна по действию команде “ Создать макрос ” ( Create Macro ). Соединения с входами и выходами макроса снова изображаются как соединения с входами и выходами элемен- тов. Если макрос не удается развернуть из-за недостатка места, то он перемещается в правый ниж- ний угол схемы до тех пор, пока место не освободится. Замечание: Если проект сохраняется как проект версии 2.1 или младше, то все макросы будут заманены соот- ветствующими им схемами. То же самое происходить при конвертировании схемы CFC, содер- жащей макросы. Редакторы CoDeSys CoDeSys V2.3 5-63 “ Дополнения” “Вернуться на предыдущий уровень” (“Extras” “Return to prior macro level”), “ Перейти на верхний уровень” (Return to top level) Обозначение: Команды доступны, когда макрос открыт для редактирования. Если макросы вложены один в дру- гой, то с помощью этих команд можно переключаться между разными уровнями вложенности. Обратные связи CFC Линии обратной связи непосредственно отражаются в редакторе CFC. Следует заметить, что значе- ние выхода любого блока хранится во внутренней временной переменной, тип данных которой со- ответствует наибольшему по размеру типу данных входов. Константы хранятся в переменных с наименьшим из возможных размеров типов данных. Так, на- пример, константа “1” на входе дает тип SINT. Если теперь соединить второй вход с выходом, то его тип будет аналогичным, поскольку ничем более не определен. Следующие схемы показывают, как можно использовать обратную связь. Переменные x и y типа INT. Между двумя схемами есть различия: Переменная y может инициализироваться значением, отличным от нуля. Входы левой схемы имеют тип SINT, а правой – INT. Поэтому переменные x и y будут иметь разные значения после 129 вызо- вов. Хотя переменная x имеет тип INT, она получит значение -127, так как внутренняя переменная переполнится. Переменная y достигнет значения 129 и продолжит увеличиваться дальше. CFC в режиме Онлайн Мониторинг: Значения входов и выходов изображаются внутри прямоугольных элементов. Мониторинг констант не производится. Для не логических переменных границы элементов расширяются так, чтобы зна- чения этих переменных были видны. Для логических переменных сами элементы и соединенные с ними линии изображаются синим, если значения переменных TRUE, и остаются черными, если значение переменных FALSE. Внутренние логические соединения изображаются синим, если они передают значение TRUE, и черным в противном случае. Значения внутренних нелогических соединений можно увидеть в квадратиках на выходах элементов. Мониторинг входов и выходов макросов производится в прямоугольниках выходов. Редакторы CoDeSys CoDeSys V2.3 5-64 Если соединения заменены маркерами, то значения, передаваемые по этим соединениям, изобра- жаются внутри маркеров. Контроль потока: Если включен контроль потока, то соединения, по которым данные уже были переданы, выделяют- ся цветом. Точки останова: Точки останова можно устанавливать только на тех элементах, которые имеют номер. Программа будет остановлена перед выбранным элементом. Номер элемента используется как номер позиции точки останова в диалоге Breakpoints. Установка точки останова на выбранном элементе осуществляется нажатием клавиши Онлайн ” “ Переключить точку останова ” (“ Online ” “ Toggle breakpoint ”). Кроме того, точка останова может быть поставлена двойным щелчком на элементе. Точка останова выделяется цветом, определенным в опциях настройки. Метка Return: В режиме Онлайн в конце схемы автоматически будет поставлена метка с именем Return. Эта метка обозначает конец POU, и при выполнении программы по шагам прежде, чем выйти из POU, про- грамма будет остановлена на этой метке. В макросах метка Return не ставится. Выполнение программы по шагам: При использовании команды “ Шаг поверху ” ( Step over ) программа останавливается на следующем элементе с большим номером. Если текущий элемент это макрос или POU, то он будет выполнен по шагам при использовании команды “ Шаг детальный ” ( Step in ). 6 Ресурсы 6.1 Обзор ресурсов Во вкладке “ Ресурсы ” ( Resources ) Организатора объектов находятся объекты, предназначенные для настройки и управления проектом и распределением переменных: • Глобальные переменные (Global Variables) - описания глобальных переменных, которые ис- пользуются в проекте. Здесь же находятся глобальные переменные, описанные в библиотеках. • Конфигурация тревог (Alarm configuration) – организация системы формирования тревог в CoDeSys проекте. • Менеджер библиотек (Library Manager) – управление библиотеками, включенными в проект. • Бортжурнал (Log) – запись бортжурнала в ходе онлайн сессий. • Конфигурация ПЛК (PLC Configuration) - создание описания конфигурации аппаратных средств. • Менеджер просмотра (Watch and Recipe Manager) – установка и просмотр наборов значений переменных. • Конфигурация задач (Task Configuration) – управление программами с помощью задач. • Настройки целевой платформы (Target settings) – выбор аппаратной платформы и настройка ее специфических параметров • Рабочая область (Workspace) – образ опций проекта. В зависимости от аппаратной платформы могут быть доступны следующие ресурсы: • Менеджер параметров (Parameter Manager) – управление переменными, доступными другим абонентам сети. • ПЛК-Браузер (PLC Browser) – мониторинг и использование специфических особенностей ПЛК. • Цифровая трассировка (Sampling Trace) – графическое осциллографирование значений пе- ременных. • Инструменты (Tools) – подключение внешних инструментов к CoDeSys. • SoftMotion – (при наличии лицензии): CNC и CAM редакторы (см. Отдельный документ по SoftMotion). Здесь же определяется создание и использование файла комментариев (Docuframe file) на разных языках (английский, русский и т.д.), позволяющего параллельно создавать несколько вариантов пе- чатной документации. Ресурсы CoDeSys V2.3 6-2 Ресурсы 6.2 Глобальные и конфигурационные переменные, файл коммен- тариев Объекты глобальных переменных В папке “ Глобальные пернеменные ” ( Global Variables ) вкладки “ Ресурсы ” ( Resources ) (см. рис. 6.1) вы найдете следующие списки (их имена по умолчанию даны в скобках): • Список глобальных переменных (Global Variables). • Список конфигурационных переменных (Variable Configuration). Переменные, определенные в этих списках, можно использовать во всем проекте. Если папка “ Глобальные переменные ” ( Global Variables ) не открыта (перед значком папки стоит "+"), то ее можно открыть командой “ Раскрыть узел ” ( Expand note ). Есливыбрать список из пап- ки“ Глобальные переменные ” ( Global Variables ) и открыть его, то появится окно с ранее объяв- ленными глобальными переменными. Редактор глобальных переменных работает точно так же, как и редактор раздела объявлений. Структурирование глобальных переменных При большом количестве глобальных переменных их можно структурировать, разделив на несколь- ко именованных списков. Чтобы создать новый список переменных, нужно выбрать папку “ Глобальные переменные ” ( Global Variables ) или один из входящих в нее объектов и выполнить команду “ Проект ” “ Объект - Добавить ” (" Project " " Object Add "). В появившемся диалоговом окне надо задать имя нового списка. Созданный с этим именем список будет иметь ключевое слово VAR_ GLOBAL. Если вы хотите получить объект с конфигурационными переменными, измените ключевое слово на VAR_CONFIG. Ресурсы CoDeSys V2.3 6-3 Глобальные переменные Что такое глобальные переменные? Объявленные как глобальные, «нормальные» переменные, реманентные переменные и константы имеют область видимости, включающую весь проект. Более того, сетевые переменные (Network variables) могут служить для передачи данных между несколькими абонентами сети. Обратите внимание: Если в некотором программном компоненте проекта объявлена локальная переменная, имя которой совпадает с именем глобальной переменной, то в данном компоненте будет работать локальная переменная! Нельзя давать одинаковое имя двум глобальным переменным. Так, например, если вы определили переменную "var1" в PLC Configuration, то при объявлении ее в списке глобальных, вы получите сообщение об ошибке. Сетевые переменные Примечание: Работа с сетевыми переменными должна быть поддержана целевой платформой и разрешена в ее настройках (категория Сетевая функциональность - Network functionality). Механизм автоматического обмена значениями переменных в сети (альтернативный вариант - это управляемый обмен через Менеджер параметров) дает возможность нескольким контроллерам (CoDeSys совместимых) в сети совместно использовать значения определенных общедоступных переменных. При этом не нужно создавать никаких дополнительных функций. Достаточно, чтобы абоненты сети имели совместимые настройки конфигурации сети и абсолютно идентичные списки сетевых переменных. Поэтому рекомендуется не создавать такие списки вручную в каждом проек- те, а загружать их из одного отдельного файла. Внимание! В настоящее время не поддерживается функция онлайн коррекции сетевых переменных. Измене- ния сетевых переменных не обнаруживаются как модификация проекта! Создание списков глобальных переменных Откройте вкладку Ресурсы в Организаторе объектов и выберите уже существующий список пере- менных. Дайте команду ' Проект ' ' Объект ' ' Добавить ' (' Project ' ' Object ' ' Add '). В появившемся диалоговом окне (см. рис. ниже) надо указать имя и параметры списка. Этот же диалог открывается командой ' Проект ' ' Объект ' ' Свойства ' (' Project ' ' Object ' ' Properties '), доступной для определенных в проекте списков. Задайте имя списка в строке “ Имя списка ” ( Name of the global variable list ): Связать с файлом (Link to file): Если у вас имеется экспортный файл (*.esp) или DCF файл (*.dcf), содержащий глобальные пере- менные, вы можете связать с ним данный список. Для этого нужно записать путь и имя файла в по- ле “ Имя файла ” ( Filename ). Используйте кнопку “ Обзор ” ( Browse ) для доступа к стандартному диалогу выбора файлов. DCF файлы будут преобразованы согласно МЭК синтаксису при вызове. Опция “ Импортировать ” ( Import before compile ) приводит к чтению внешнего файла переменных перед каждой компиляцией. Опция “ Экспортировать ” ( Export before compile ) сохраняет список переменных во внешнем файлеперед каждой компиляцией. После подтверждения ввода кнопкой OK будет создан новый список. Списки глобальных перемен- ных отмечены иконкой . В любое время вы можете исправить заданные свойства, вызвав дан- ный диалог командой ' Проект ' ' Объект ' ' Опции ' (' Project ' ' Object ' ' Properties '). Ресурсы CoDeSys V2.3 6-4 Диалог свойств списка переменных Конфигурация сетевых переменных Если опция ' Поддкержка сетевых переменных ' ( Support network variables ) включена в настрой- ках целевой платформы, то в данном диалоге будет доступна кнопка <Add network>. Нажатие этой кнопки расширяет диалог, и он будет выглядеть, как показано на рисунке. Если данная опция не включена, то кнопка недоступна. Connection Если никакие конфигурации еще не определены, то для UDP сети будет отображена единственная вкладка 'Connection 1 (UDP)'. Каждое нажатие кнопки ' Добавить сеть ' ( Add network ) приводит к созданию новой вкладки с очередным номером после слова “Connection”. Тип сети ( Network type ): выберете необходимый тип сети из списка доступных для данной целе- вой платформы. Например: „CAN" или „UDP". Настройки ( Settings ): эта кнопка открывает диалог настроек для соответствующей сети: UDP: Кнопка “ Стандартные ” ( Use standard ) определяет использование стандартного порта (Port 1202) для обмена данными с другими абонентами. Широковещательный адрес (Broad- Ресурсы CoDeSys V2.3 6-5 cast/Multicast) устанавливается в "255 . 255 . 255 . 255", что означает: обмен данными будет происходить со всеми абонентами сети. Порт (Port): задайте здесь необходимый порт если он отличается от заданного по умолча- нию. Убедитесь, что другие абоненты сети также используют этот порт! Если вы имеете бо- лее одного UDP соединения в проекте, то номер порта будет автоматически изменяться для всех наборов конфигураций. |