Главная страница

Руководство пользователя по программированию плк в CoDeSys 3


Скачать 5.57 Mb.
НазваниеРуководство пользователя по программированию плк в CoDeSys 3
Дата25.10.2022
Размер5.57 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаCODESYS_manual.pdf
ТипРуководство пользователя
#754593
страница19 из 50
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   50
Редактор языка IL
Вот так выглядит программа, написанная на IL в соответствующем редакторе CoDeSys:
Редактор IL
Все редакторы POU состоят из раздела объявлений и собственно тела программы, отделенных друг от друга разделителем.
Редактор IL – это текстовый редактор с обычными функциями текстового редактора Windows.
В CoDeSys допустим вызов POU с несколькими вложенными вызовами:
Пример:
CAL CTU_inst(
CU:=%IX10,
PV:=(
LD A
ADD 5
)
)
Информацию, касающуюся языка программирования, можно найти в главе 2.2.1. Instruction List
(IL).
IL
в режиме Онлайн
Если вызвать команду “
Онлайн
” “
Отображать поток выполнения
” (“
Online
” “
Display Flow con-
trol
”), в левой части каждой строки появится поле, содержащее значение аккумулятора. Более под- робная информация о редакторе IL в режиме Онлайн описана выше в разделе “Текстовые редакто- ры в режиме Онлайн”.
Редактор языка ST
Вот так выглядит программа, написанная на ST в соответствующем редакторе CoDeSys

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-25
Редактор ST
Все редакторы POU состоят из раздела объявлений и собственно тела программы, отделенных друг от друга разделителем.
Редактор ST – это текстовый редактор с обычными функциями текстового редактора Windows.
Информация о редакторе ST в режиме Онлайн описана выше в пункте “Текстовые редакторы в ре- жиме Онлайн”.
Информацию, касающуюся языка программирования, можно найти в главе 2.2.2. Structured Text
(ST).
5.4
Графические редакторы
Работа в графических редакторах
Графические редакторы предназначены для графических языков SFC, LD, FBD и CFC, они имеют много общих черт. В следующих параграфах будут описаны эти черты и отдельно будет рассказано о редакторах языков LD, FBD, CFC и SFC.
Масштаб (Zoom)
Графические элементы в языках SFC, LD, FBD, CFC и в визуализациях могут менять свои размеры.
Все элементы, относящиеся к исполняемой части программы, в отличие от раздела объявлений ме- няют свои размеры при использовании функций масштабирования.
По умолчанию любой объект изображается с коэффициентом масштабирования 100%. При сохра- нении проекта коэффициент масштабирования сохраняется.
Распечатка проекта на принтер всегда происходит с масштабом 100%.

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-26
Коэффициент масштабирования можно выбрать на панели инструментов в выпадающем списке, в котором доступны коэффициенты от 25% до 400%. Вручную можно вводить коэффициенты от 10% до 500%.
Устанавливать масштаб можно, только если выбран графический объект или объект визуализации.
Размер текста изменяется пропорционально коэффициенту масштабирования и установленному размеру шрифта.
Объект, получаемый при выполнении любых функций меню, например, вставка объекта, будет иметь текущий масштаб. В режиме Онлайн каждый объект изображается в соответствии с установ- ленным коэффициентом масштабирования; все функции Онлайн доступны без ограничений.
При использовании мыши со скроллингом изменять масштаб объекта можно, одновременно нажи- мая клавишу и вращая колесико.
Цепь
В редакторах LD и FBD программа представлена в виде списка цепей. Каждая цепь состоит из двух частей: в левой записан номер цепи, а в правой – структура, состоящая из логических или арифме- тических операций, вызовов программ, функций или функциональных блоков, инструкций перехо- да или возврата.
Метка
Каждая цепь может иметь метку, по умолчанию она отсутствует. Метку можно поставить, если щелкнуть по первой строке цепи, прямо за номером цепи. После этого можете вводить имя метки, оканчивающееся двоеточием.
Комментарии к схеме, команда “Дополнения” “Опции” (“Extras” “Options”)
В редакторах релейных и функциональных блоковых диаграмм любая цепь (схема) может иметь комментарий в одну или несколько строк. В настройках “
Дополнения
” “
Опции
” (“
Extras
” “
Op-
tions
”) задаются опции отображения комментариев.
В поле ввода maximum comment size вы можете ввести максимальное количество строк под ком- ментарий (по умолчанию это значение равно 4). В поле “
Мин. размер комментария
” (
minimum
comment size
) можно ввести минимальное количество строк, выделяемых под комментарий. Если, например, в этом поле ввести число 2, то в начале схемы после строки, где располагается метка, бу- дут находиться две пустых строки. По умолчанию это значение 0, что позволяет разместить больше схем на экране.
Если минимальное число строк комментария больше нуля, то щелкнув мышью по строке коммен- тария, выберите ее и введите нужный текст. Есть и другой способ: выделите схему и выберите ко- манду “
Вставка
” “
Комментарий
” (“
Insert
” “
Comment
”). Для зрительного выделения в тексте комментарии изображаются серым цветом.

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-27
Диалог опций LD и FBD:
Альтернативный вид отображения (Alternative Look & Feel): данные опции позволяют определить альтернативный вид отображения цепей.
В редакторе релейных схем существует возможность снабдить комментариями отдельные контакты и обмотки. Для этого необходимо включить опцию “
Комментарии над контактами
” (
Comments
per Contact
) и вставить в поле “
Строк на комментарии
” (
Lines for Variable Comment
) число строк, которые нужно зарезервировать для отображения таких комментариев.Поле“
Строк на пе-
ременную
(
Lines for Variable text
) определяет число строк, которое отводится под имя перемен- ной, связанной с контактом или обмоткой. Это необходимо при отображении длинных имен путем переноса текста на новую строку.
Пример цепи с отображением комментария и адреса переменной:

Перенос цепей
” (
Networks with Linebreaks
) включает в редакторе релейных схем режим автома- тического переноса цепи при отображении, если она не умещается в заданном окне.
Пример цепи с переносами

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-28

Замена адресов на имя переменной
” (
Replace with Symbol after entering Address
): (только для релейных схем): Если данная опция активна, то для контакта или обмотки в соответствующем поле можно вводить адрес (например "%QB4"). Адрес будет сразу же заменен на имя переменной, имеющей указанный адрес. Если такая переменная неопределена то, будет отображаться адрес.

Взять комментарии от переменных
” (
Set Contact Comment to Symbol Comment
): Если данная опция активна, то в поле комментария контакта или обмотки будет отображаться комментарий со- ответствующей переменной. (См. выше: «Пример цепи с отображением комментария и адреса пе- ременной») Такой комментарий можно редактировать, если включена опция “
Комментарии над
контактами
” (
Comments per Contact
). Обратите внимание, если комментарий для обмотки или контакта уже был задан локально, то он будет заменен автоматически на комментарий переменной, даже если переменная не получила комментария при объявлении!

Отображать адреса переменных
” (
Show Address of Symbol
): (только для релейных схем): Если данная опция активна и переменная обмотки или контакта имеет адрес, то данный адрес будет ото- бражаться над именем переменной. (См. выше: «Пример цепи с отображением комментария и адре- са переменной»).

Отображать информацию о переменных в цепи
” (
Show Variable Comments per Rung in Print-
out
): Если данная опция активна, то в каждой цепи для всех используемых в ней переменных будут добавлены строки, включающие имя, адрес, тип и комментарий переменной. Это удобно при созда- нии печатной документации.
Пример отображения цепи с информацией о переменных:
Поддтверждение ввода:
OK: нажмите эту кнопку для того, чтобы принять заданные опции для текущего POU и закрыть диалог.

Применить везде
” (
Apply options
): нажмите эту кнопку для того, чтобы принять заданные опции для всего проекта. Такое действие требует подтверждения. Для этого будет открыто вспомогатель- ное диалоговое окно.

Вставка” “Цепь (перед)” (“Insert” “Network(after)”) или “Вставка” “Цепь (после)”
(“Insert” “Network(before)”)
Быстрый ввод команды“
Цепь (перед)
” (
Network(after)
): +
Если вы хотите вставить новую цепь в редакторах FBD или LD, то используйте команды “
Вставка


Цепь (перед)

(“
Insert


Network(after)
”) и “
Вставка


Цепь (после)

(“
Insert


Network(before)
”) для вставки цепи после или перед выбранной цепью соответственно. Чтобы вы- брать схему, щелкните мышью на нужной вам цепи. Номер текущей цепи выделяется прямоуголь- ником с пунктирной границей. Если нажать , то можно выделить сразу несколько схем, щелкая мышью по каждой.
Графические редакторы в режиме Онлайн
В режиме Онлайн в графических редакторах FBD и LD вы можете устанавливать точки останова.
Номер цепи, в которой вы установили точку останова, изображается синим. Программа останавли- вается перед такой цепью, после чего номер схемы становится красным. Если вы используете ко-

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-29 манду “
Шаг детальный
” (
Step in
) или “
Шаг поверху
” (
Step over
), то выполняется одна цепь и программа останавливается.
При мониторинге выражений выводятся значения переменных, входящих в выражение. Например: a AND b выводится со строкой “:=TRUE”, если a и b истинны. В случае бит адресуемых перемен- ных выводится значение соответствующего бита (например, a.2 изображается со строкой
“:=TRUE”, если a имеет значение 4).
Контроль потока выполнения программы запускается с помощью команды “
Онлайн
” “
Отобра-
жать поток выполнения
” (“
Online
” “
Display Flow Control
”). Используя эту команду, вы можете просмотреть значения, передаваемые по линиям соединения. Если линии соединения передают не логические значения, то эти значения изображаются в отдельных полях. Поля для переменных, ко- торые не используются, изображаются серым. Если линия передает значение TRUE, то она изо- бражается синим.
В режиме Онлайн, если вы поместите указатель мыши на переменную, то в подсказке появятся тип, комментарии и адрес этой переменной (если они определены).

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-30
Редактор FBD
Редактор FBD
Редактор FBD - графический редактор. Он работает со списком цепей, каждая из которых состоит из логических или арифметических выражений, вызовов функций, программ или функциональных блоков, инструкций возврата и перехода.
Наиболее важные функции вы можете найти в контекстном меню, которое вызывается правой кнопкой мыши или сочетанием клавиш +.
Обратите также внимание на возможности управления отображением комментариев, описанные выше в разделе 0 «Комментарии к схеме, команда “
Дополнения
” “
Опции
” (“
Extras
” ‘
Options
’)».
Позиция курсора в FBD
Текстовый курсор может устанавливаться в любую часть FBD цепи, содержащую текст. Выбран- ный текст выделяется синим и может быть изменен.
Текущую позицию графического курсора можно увидеть по прямоугольнику с пунктирной грани- цей. Далее на примере приводится список всех возможных позиций курсора:
1) Любое поле с текстом (обведены черным):
2) Любой вход блока:

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-31 3) Любой оператор, функция или функциональный блок.
4) Выход блока, если к нему присоединена переменная или инструкция перехода.
5) Пересечение линий над присваиванием, переходом или возвратом:
6) Место за самым правым объектом схемы (“последняя позиция курсора”; используется для выбо- ра всей схемы)
7) Пересечение линий перед переменной:
Установка позиции курсора
Позицию курсора можно установить с помощью левой кнопки мыши или с помощью клавиатуры.
При использовании клавиш перемещения вы будете менять текущую позицию курсора на сосед- нюю в заданном направлении. При использовании этого способа можно выбрать любую позицию курсора, в том числе и текстовое поле. Клавиши вверх и вниз позволяют выбрать предыдущую и следующую позицию курсора.
Пустая схема содержит только три знака вопроса "???". Такую схему можно выбрать, щелкнув на них мышью.

Вставка” “Присваивание” (“Insert” “Assign”)
Обозначение:
Быстрый ввод:+
Эта команда вставляет инструкцию присваивания в схему.
В зависимости от позиции курсора (см. выше “Позиции курсора в FBD”) присваивание будет встав- лено прямо перед выбранным входом (позиция курсора №2), перед выходом (позиция курсора №4) или в конце схемы (позиция курсора №6). После вставки присваивания появятся три знака вопроса, выделив которые, можно вводить имя переменной. Имя переменной удобно вводить с помощью
Ассистента ввода (F2).
Обратите также внимание на возможность ввода адресов вместо имен переменных (См. 0 Коммен- тарии к схеме, команда “
Дополнения
” “
Опции
” (“
Extras
” ‘
Options
’)).
Чтобы
ввести дополнительное присваивание к существующему, используйте команду “
Вставка


Выход
” (“
Insert
” “
Output
”).
“Insert” “Jump”
Обозначение:
Быстрый ввод:+

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-32
Эта команда вставляет инструкцию перехода.
В зависимости от позиции курсора (см. выше “Позиции курсора в FBD”) инструкция перехода бу- дет вставлена прямо перед выбранным входом (позиция курсора №2), перед выходом (позиция кур- сора №4) или в конце схемы (позиция курсора №6).
После вставки инструкции перехода появятся три знака вопроса, выделив которые, можно вводить имя метки.

Вставка” “Возврат” (“Insert” “Return”)
Обозначение:
Быстрый ввод:+
Эта команда вставляет инструкцию возвратаReturn.
В зависимости от позиции курсора (см. выше “Позиции курсора в FBD”) инструкция возврата будет вставлена прямо перед выбранным входом (позиция курсора №2), перед выходом (позиция курсора
№4), перед пересекающимися линиями из прибора № 5 или в конце схемы (позиция курсора №6).

Вставка” “Элемент” (“Insert” “Box”)
Обозначение:
Быстрый ввод:+
C помощью этой команды в схему можно вставлять операторы, функции, функциональные блоки и программы. Сразу после выполнения этой команды в схеме появляется оператор “AND”. Выбрав текстовое поле, где написано “AND”, этот оператор можно превратить в любой другой объект
(функцию, функциональный блок, программу, оператор), написав имя желаемого объекта. Это имя удобно выбирать, используя Ассистент ввода (). Если новый блок имеет другое число входов, чем оператор AND, то будут добавлены новые входы или удалены ненужные.
В функциях и функциональных блоках изображаются формальные входные и выходные параметры.
Над функциональными блоками находится поле, в котором нужно ввести имя экземпляра функцио- нального блока. Если тип функционального блока введен некорректно (функциональный блок не описан), то появляется блок, имеющий два входа. Если выбрано поле ввода имени экземпляра функционального блока, то с помощью клавиши можно вызвать Ассистент ввода.
Новый POU вставляется в выбранную позицию:
§ Выбран вход блока (позиция курсора №2). В этом случае POU вставляется в позицию перед входом. Первый вход этого POU соединяется с ветвью, ранее соединенной с выбранным вхо- дом. Выход POU соединяется с выбранным входом.
§ Выбран выход (позиция курсора №4), тогда POU вставляется после этого выхода. Первый вход этого POU соединяется с выбранным выходом. Выход вставленного POU соединяется с ветвью, ранее соединенной с выбранным выходом.
§ Выбран POU (позиция курсора №3) , тогда старый блок будет заменен на новый. Насколько это возможно, новый блок будет присоединен к схеме так же, как и старый. Если новый элемент имеет меньше входов, чем старый, то ненужные ветви будут удалены. То же верно и для выхо- дов.
§ Выбрана инструкция перехода или возврата, тогда POU будет вставлен перед ней. Первый вход этого POU соединяется с ветвью, ранее соединенной слева с выбранным элементом. Пер- вый выход этого POU соединяется с ветвью, ранее соединенной справа с выбранным элемен- том.
§ Выбрана последняя позиция схемы (позиция курсора №6). Новый POU соединяется с послед- ним блоком схемы.

Редакторы CoDeSys
CoDeSys V2.3 5-33
Все входы POU, которые не удалось соединить автоматически, соединяются с тремя знаками во- проса. Этот текст можно заменить на имя переменной или константу.
Если справа от вставленного POU находится ветвь, то она будет соединена с первым выходом этого
POU.

Вставка” “Вход” (“Insert” “Input”)
Обозначение:
Быстрый ввод:+
Добавляет вход оператора. Некоторые операторы могут иметь переменное число входов (например,
ADD может иметь два и более входа).
Для того чтобы добавить вход, выберите уже существующий вход (позиция курсора №1), перед ко- торым вы хотите вставить новый и выполните команду “
Вставка
” “
Вход
” (“
Insert
” “
Input
”). Есть другой способ: выберите оператор (позиция курсора №3) и выполните команду “
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   50


написать администратору сайта