Главная страница
Навигация по странице:

  • – диагноз тот же самый. Как бы вы ни отворачивались от своих страхов, как бы вы ни притворялись, что их нет, вы прекрасно о них осведомлены. Вам нужно просто повер

  • Наша привычка отрицать страх создает внутреннюю слепоту, когда мы пред- намеренно игнорируем то, чего боимся. В нашем мышлении образуются логические

  • Сочетая оба метода, мы реально меняем свое бытие.

  • Чем больше у человека нереализованных желаний, тем легче и быстрее он впа- дает в гнев даже по малейшему поводу. Но эта эмоция сопутствует желанию и страху

  • Пока мы не осознаем тот факт, что невыраженный гнев разрушает нас, отража- ясь на здоровье и взаимоотношениях с людьми, нам будет очень трудно преодолеть

  • Как укротить эмоции. Как укротить эмоции,книга.a4. Руслан ЖуковецКак укротить эмоции. Техники по самоконтролю отпрофессионального психолога


    Скачать 331.3 Kb.
    НазваниеРуслан ЖуковецКак укротить эмоции. Техники по самоконтролю отпрофессионального психолога
    АнкорКак укротить эмоции
    Дата06.06.2021
    Размер331.3 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКак укротить эмоции,книга.a4.pdf
    ТипДокументы
    #214405
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Отрицание страха не позволяет нам работать с ним, не позволяет нам изменить
    свою внутреннюю ситуацию и стать сильнее. Если вы плохо переносите холод – у вас
    много подавленного страха, если вы плохо переносите боль, если у вас имеются фобии
    – диагноз тот же самый. Как бы вы ни отворачивались от своих страхов, как бы вы ни
    притворялись, что их нет, вы прекрасно о них осведомлены. Вам нужно просто повер-
    нуться к ним лицом и признать их наличие.
    Большинство людей, находящихся в стадии эмоциональной декомпенсации, пребыва- ющих в неврозоподобном состоянии, измученных страхом и его проявлениями на уровне тела, начинают бояться самого страха. Они готовы на все, лишь бы не попадать в пугающие ситуации. Как утопающий за соломинку, они цепляются за любую возможность хоть чему- то порадоваться. Именно поэтому снимается так много глупых комедий. Боязнь столкнуться лицом к лицу со своим страхом и вновь пережить его – главное препятствие вначале. Жела- ние не чувствовать его, отвлечься, привычным образом подавить – вот с чем обычно борется человек, пытающийся что-нибудь изменить.
    Потребуются усилия для преодоления автоматизма своих реакций, но они того стоят.
    В работе со страхами существует два основных метода.
    Некоторые психологи утверждают, что нужно пережить ситуацию, в которую боишься попасть. Однако опыт говорит об обратном – в случае фобий и глубоких страхов облегчение не наступает, но зато частенько развивается невроз.

    Р. Жуковец. «Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога»
    12
    Первый метод работы – смотреть на свой страх, просто смотреть и все. По своей сути это упражнение в медитации, свидетельствование. Если вы до этого никогда не пробовали наблюдать свои состояния, ощущения своего тела, то поначалу могут возникать трудности,
    но при должном упорстве и настойчивости все получится, поскольку управление своим вни- манием – это навык, который можно развивать и тренировать.
    Итак, технически это выглядит следующим образом: вы садитесь на пол или на стул,
    это не имеет значения, с прямой спиной и стараетесь воссоздать в памяти ту пугающую ситу- ацию, которую переживали недавно. Ваша цель – вызвать у себя ощущение страха. Когда оно появилось, дайте ему свободу, стараясь не следовать своей привычке подавлять его, но также стараясь не отождествляться с ним, впадая в панику или мечтая о бегстве. Вам нужно позволить своему страху раскрыться полностью, не блокируя его течение ни на уровне тела,
    ни на уровне ума или эмоций. Если все идет правильно и страх полностью охватил вас, вы почувствуете дискомфорт на всех уровнях своего существа. Это нормально, эта эмоция для того и существует, чтобы создавать у нас крайне неприятные ощущения.
    Именно с этого момента и начинается упражнение. Страх будет изводить вас, вам захо- чется остановиться, чтобы избежать его, но вы не должны сдаваться. Продолжайте сидеть,
    несмотря ни на что. Наблюдайте, как внутри вас энергия страха включает различные про- цессы – например, холод в теле и волны озноба, панические мысли и желание, чтобы все поскорее кончилось, как ощущения окутывают вас подобно кокону. Ваша задача – досидеть до того момента, пока страх сам собой не отступит. Его энергия не бесконечна, и если вы не сдадитесь, то через некоторое время она попросту иссякнет. Вне всякого сомнения, к этому моменту вы будете вымотаны и выжаты как лимон. Это нормально. Наоборот, если же страх отступил быстро и вы ничуть не устали, то, скорее всего, сработали привычные механизмы подавления, и вы не сумели дать страху развернуться.
    Не всегда будет необходимо специально представлять что-то, чтобы вызвать в себе испуг. Вы можете использовать любую ситуацию, в которой страх поднимает голову – будь то состояние здоровья, неприятности у близких, проблемы на работе, мировой экономиче- ский кризис и прочее. Если вы станете внимательнее относиться к возникающему в вас состоянию, то без особого труда начнете замечать вспышки ощущений, иногда выражаемые только на уровне ума в виде характерных вышеописанных мыслей. В этих случаях у вас появляется возможность сразу же посмотреть на возникший страх, осознать его наличие и не позволить включиться реакциям подавления.
    Если вы будете практиковать эту методику регулярно в течение месяца-двух, то обна- ружите, что уже не так зависите от своих эмоций. Вы увидите, что ваше сознание, то, что вы называете «Я», может существовать отдельно, независимо от любой эмоции. Вы начнете ощущать внутренний промежуток между центром вашего сознания и периферией тела и эмоций. Вы станете свободнее. Научившись наблюдать приступы страха и видеть, как его энергия истощается и иссякает, вы станете сильнее. Постоянная практика такого наблюдения позволит вам осознавать проявления любого из своих страхов в потоке жизни – на улице, на работе, в момент светской беседы и т. д. Вначале придется работать с очень явными, очень грубыми проявлениями этой эмоции. Но чем упорнее вы будете, тем быстрее наступят изме- нения, и то, что раньше давило и отравляло жизнь, ослабеет.
    Таинство данного метода заключается в том, что наблюдение приводит к разотождеств- лению, отделению нашего сознания от эмоций, и мы можем спокойно смотреть на них, когда бы и где бы они ни возникли. Таким образом человек перестает бежать от негативных пере- живаний и подавлять их энергию, не блокируя ее в теле, а позволяя ей, уже возникшей,
    проявиться и иссякнуть, не оставив следа. Применяя эту технику, мы сначала решаем про- блемы с уже накопленным багажом, но едва начав, обнаруживаем, что значительно меняем

    Р. Жуковец. «Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога»
    13
    собственное бытие. Когда же мы начинаем наблюдать страх и его проявления в процессе повседневной жизни, перестав подавлять их, мы уверенно движемся к освобождению.
    Людям, страдающим фобиями (боязнь высоты, собак, замкнутых или открытых про- странств и т. д.), для избавления от них необходимо научиться именно наблюдению своего страха в ситуациях, где эти фобии проявляются. Последовательное и целеустремленное осо- знание своих эмоций приводит к тому, что в психотерапии называется инсайтом, то есть к выявлению (и переживанию) первичного испуга, который случился в раннем детстве. Заново пережив психотравму, которая породила фобию, осознав и увидев все ее нюансы, человек создает условия для рубцевания внутренней, годами не заживавшей раны, и исцеляется. Эта работа требует времени, но лучше потратить его таким образом, чем на поиск способов не оставаться одному в темноте.
    Второй метод работы со страхом направлен на понимание причин, обстоятельств воз- никновения и развития своих испугов. Другими словами, в данной технике активно исполь- зуется ум, в отличие от первой, где мы использовали внимание. Этот способ помогает нам лучше понять мотивы своих поступков, осознать, чего мы избегаем, и через это прикос- нуться к потаенным, зачастую невидимым нами страхам.
    Наша привычка отрицать страх создает внутреннюю слепоту, когда мы пред-
    намеренно игнорируем то, чего боимся. В нашем мышлении образуются логические
    дыры, позволяющие нам продолжать отрицание очевидного.
    Именно работа с этими состояниями является целью второй техники. Суть ее заклю- чается в следующем: нужно задать себе вопрос: «Чего я боюсь?» Какой бы ни был ответ,
    это неправда, на нем нельзя останавливаться. Необходимо спросить себя: «Почему я этого боюсь?» В этом месте появится несколько возможных ответов, и каждый из них даст направ- ление, в котором можно двигаться в глубь себя, разматывая ниточки своих побуждений. Если вы не будете иметь искреннего желания увидеть свое подлинное состояние, то не преуспеете в выполнении данного упражнения. На самом деле мы знаем все свои страхи, но не хотим их видеть. Желание никогда не встречаться с ними делает нас слепыми и неуверенными в своих чувствах, желание прозреть позволяет нам увидеть реальное положение дел в сфере эмоций и ума. Так или иначе, мы сами несем ответственность за свои эмоции, хотя и любим сваливать вину за их возникновение на первых встречных.
    Второй метод позволяет использовать ассоциативные связи, уже существующие в нашем уме, для погружения в глубь процессов, незримо влияющих на психоэмоциональные реакции и поступки. Двигаясь от очевидного к скрытому, от ситуаций, которых мы явно боимся, к ситуациям, которые в обычном состоянии прячутся за пределами нашей осознан- ности, мы можем понять, какой страх находится в основе внутренних табу и многочислен- ных ритуальных действий, призванных нас защитить. Обнаружив его, можно действовать по первой методике, сводя на нет его тайное, но мощное воздействие на нашу психику и поступки. Работая с этим страхом, мы создаем условия, в которых рушатся механистические цепочки наших реакций.
    Сочетая оба метода, мы реально меняем свое бытие.
    Страх – это защитная реакция, которая часто приобретает гипертрофированные,
    неестественные формы, делая неуравновешенной всю человеческую жизнь. Преодоление страха смерти и полное избавление от него возможно лишь в том случае, когда мы будем уверены в своем бессмертии. Но пока мы подчинены всем видам фобий и неврозов, не пыта- ясь изменить ситуацию, нам ничего об этом не узнать.

    Р. Жуковец. «Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога»
    14
    Гнев
    Энергия гнева, пожалуй, самая сильная из всех эмоциональных энергий, доступных человеку в его обычном состоянии. Именно поэтому ее активное проявление вызывает страх и находится под негласным запретом в любом обществе. Людям с ранних лет прививается идея о недопустимости выражения и даже чувствования малейшего намека на гнев.
    Постоянно общаясь с людьми, я с удивлением обнаружил, что большинство из них пытается избежать даже употребления слова «гнев» в отношении своих чувств. Они гово- рят: «Я раздражен», «Я рассердилась», «Я обиделась», при этом вряд ли кто скажет: «Я раз- гневан». Гнев в массовом сознании превратился в нечто запретное, он разрешается только тогда, когда он праведный.
    Тем не менее, это всего лишь название эмоции, и отношение к этому названию доста- точно ярко показывает отношение к гневу в целом.
    Китайцы считают гнев проявлением энергии ветра на уровне эмоций и, кажется,
    они правы, потому что человек, охваченный гневом, может действовать настолько быстро,
    сильно и безрассудно, как никогда более. Гнев приходит как ураган: секунду назад его не было, и вот вы уже захвачены им. Он всегда требует выражения, неважно, словом или дей- ствием.
    Любой гнев, как бы мы его ни называли и по какому бы поводу он ни возник, всегда является следствием нашего желания или страха. В случае, когда мы напуганы, агрессия является формой защиты, ведь известно, что лучшая защита – это нападение. Я не раз убеж- дался, что в основе хронического агрессивного поведения и у мужчин, и у женщин лежит попытка спрятать от окружающих и себя безграничное чувство страха, регулярно обдаю- щее все внутри ледяным холодом. Постоянно набрасываясь на окружающих и подавая им сигналы угрозы, такие люди как бы создают вокруг себя безопасное пространство. Но, как правило, распугав всех, они остаются в одиночестве.
    Другая причина возникновения гнева – это желания, которые мы не можем удовлетво- рить сразу же, как только они возникают. Что бы ни препятствовало достижению желаемого,
    какая бы причина ни встала бы между нами и объектом вожделения, – мы будем злиться на эту причину. Мы идем по улице, и вдруг начинается дождь, а у нас нет зонта. Мы хотим остаться сухими и красивыми и боимся промочить ноги, следовательно, злимся и ругаем небеса, погоду и свою доверчивость предсказаниям синоптиков. Мы испытываем сексуаль- ное желание, а у нашего партнера болит голова, или ему просто не хочется тратить время для снятия нашего напряжения, и гнев вспыхивает мгновенно. Мы молим Господа об удаче,
    а с нами случаются одни неприятности – угадайте, на кого мы будем злиться?
    Чем больше у человека нереализованных желаний, тем легче и быстрее он впа-
    дает в гнев даже по малейшему поводу. Но эта эмоция сопутствует желанию и страху,
    самостоятельно она не существует. Это аксиома, которую должен твердо усвоить любой
    человек, стремящийся разобраться с причинами своих состояний. Даже если вам
    кажется, что вы слегка раздражены без всяких оснований, просто потому что устали,
    поверьте мне: причина вашего раздражения кроется в том, что в течение дня какое-то
    из ваших желаний не осуществилось.
    Запрет на выражение гнева приводит к тому, что он, будучи подавленным, не исчезает, а наоборот, накапливается в бессознательной части нашего существа и в теле. К примеру, мой начальник говорит мне, что я – идиот, зря получающий жалованье. Мне хотелось бы объяс- нить ему, что это не так и, как мне кажется, не будь его стиль руководства столь бездарным,

    Р. Жуковец. «Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога»
    15
    зарплата у меня была бы выше. Однако законы субординации и страх перед увольнением вынуждают меня молчать, хотя гнев уже вспыхнул и требует действий. Но я должен держать себя в руках и контролировать свое состояние. Если я потеряю контроль, то начну отвечать,
    повысив голос, может быть даже прикрикну на него, а если гнев овладеет мной полностью,
    то я возьму и вмажу ему по уху. Чтобы этого не случилось, я буду сдерживать свои эмоции через непроизвольное, бессознательное напряжение мышц. Я сожму челюсти и кулаки, у меня напрягутся плечи и мышцы шеи. Если позже я не выплесну свой гнев, отыгравшись на тех, кто подчиняется мне, например, на детях, то тонус мышц останется повышенным.
    При постоянном подавлении гнева мои руки станут тяжелыми, плечи скованными, а горло и челюсти зажатыми. Чем сильнее будут зажимы в области горла и челюстей, тем беднее будет становиться моя мимика, а лицо постепенно превратится в маску.
    Тот, кто переполнен энергией гнева, но не осознает этого, склонен к механическому повторению в своей речи разнообразных бранных слов. Будет ли это мат или какие-то более литературные ругательства, не играет роли, само их употребление свидетельствует о боль- шом количестве подавленного гнева. Постоянный поиск изъянов окружающих и высмеива- ние их свидетельствует о том же. Наконец, интонации, с которыми говорит человек, пока- зывают его состояние: когда в них постоянно проскакивают нотки раздражения и агрессии,
    то даже фраза «я тебя люблю» интонационно звучит как «я тебя изобью».
    Так же, как в случае со страхом, избыток гнева внутри приводит к тому, что первой реакцией на любое известие или событие будет именно гнев, а уже спустя некоторое время приходят чувства более адекватные случившемуся. Любая доминирующая эмоция будет окрашивать все бытие человека в свой цвет: соответственно, испуганный человек будет искать безопасность, а агрессивный станет со всеми бороться: и с людьми, и с обстоятель- ствами. Именно гнев будет влиять на его ум, поддерживая стереотипы мышления и воспри- ятия, соответствующие идее бесконечной вражды, как если бы вся жизнь этого человека проходила на бойцовском ринге.
    Очень часто запрет на прямое выражение гнева порождает ситуации, когда человек демонстрирует свои чувства опосредованно, обходя имеющееся табу окольными путями.
    Таким проявлением, например, является обида. Она концентрирует то, что человек не может сказать, глядя в глаза своему обидчику. Это способ непрямой подачи гнева, когда один чело- век всем своим поведением показывает другому неприемлемость для себя действий послед- него. Например, мне хотелось, чтобы мой приятель провел со мной субботний вечер за пивом и просмотром футбола, но он отказал мне, не объясняя причин. Я не решился высказать ему свои претензии, все-таки это мой приятель, да я и не умею так высказываться. Однако мои ожидания не позволяют мне легко смириться с отказом, и мое сердце наполняется обидой.
    Она будет лежать там, как камень, заставляя меня дистанцироваться от общения с ним, вести себя холодно до тех пор, эмоции сами собой не рассосутся, либо пока мой приятель не пове- дет себя так, что я его прощу.
    Мне приходилось видеть людей, которые вынашивали обиды многолетней давности так, как будто они были нанесены вчера. То, что можно было бы урегулировать сразу же,
    выразив гнев в момент его возникновения, эти люди несли в себе годами, наполняясь жало- стью к себе и страдая. Вряд ли все это принесло им счастье. Обида – бессмысленное муче- ние, изматывающее того, кто ее лелеет.
    Пока мы не осознаем тот факт, что невыраженный гнев разрушает нас, отража-
    ясь на здоровье и взаимоотношениях с людьми, нам будет очень трудно преодолеть
    запрет на проявление гнева. Пока мы не увидим, как внутри нас работает механизм,
    заставляющий подавлять свои естественные реакции и вызывающий чувство вины,
    если мы не справились с собой, мы не сможем ничего изменить.

    Р. Жуковец. «Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога»
    16
    Подавленный гнев требует выражения, его давление изнутри столь велико, что пона- чалу нам очень трудно даже смотреть на него. По этой причине начинать работу с гневом лучше всего с практики выражения. Например, существует широко известная психотерапев- тическая техника, во время выполнения которой человек в течение 20–30 минут неистово бьет подушку, выбрасывая всю накопленную ярость. Другой способ выражения описан во второй части динамической медитации Ошо: когда человек через хаотические движения тела позволяет выражаться любой накопленной энергии, и гнев в этом случае занимает далеко не последнее место. Трудность этих практик состоит в том, что в самом начале ум,
    привыкший блокировать проявление гнева, начнет сопротивляться и будет говорить: «Ты ведешь себя глупо, ты выглядишь смешно, это недостойное поведение и т. д.». Большин- ству людей очень сложно преодолеть свои психоэмоциональные стереотипы и позволить энергии гнева изливаться беспрепятственно. Необходимо понять, что ключ к успеху в прак- тике лежит в позволении. Ваш собственный разум не дает вам же свободно проявить то, чем вы уже давно переполнены. Вы можете сказать себе, своему уму, примерно такую фразу:
    «Я хочу выразить свой гнев, я хочу, чтобы он вылился весь без остатка, я позволяю этому произойти». Главное, преодолеть первое сопротивление, оно чисто механическое, инерция привычки. В этот момент упражнение приходится делать через силу, чувствуя, что никакого гнева из вас как бы и не выходит, что вы зря тратите время. Не поддавайтесь на эту уловку ума. Будьте упорны и продолжайте. Если не с первого раза, то уж со второго, третьего у вас все получится, плотина рухнет и энергия потечет бурным потоком. Тогда вы ощутите в себе столько чистой, незамутненной ярости, что вам покажется, будто ее хватит на разрушение половины Москвы за секунду.
    Представший перед вашим внутренним взором океан гнева может испугать вас, и вы отступите. Это неправильно и глупо. Испуг – типичная реакция новичков, потому что откры- вающаяся вам реальность чаще всего радикально расходится с вашими представлениями о себе. Пока вы будете бояться своего гнева, он будет вашим хозяином, если же вы избавитесь от страха, он станет всего лишь одной из эмоций, и у вас не будет необходимости подчи- няться его контролю.
    Каким бы ужасным ни показалось вам зрелище накопленного внутри гнева, не стоит огорчаться, снова и снова жалея себя, нужно просто продолжать ежедневно работать над его выражением. Ваши усилия будут вознаграждены тем, что напряжение внутри несколько спадет и появится возможность наблюдать, как и почему вы злитесь. Вы сможете увидеть всю цепочку – от желания и ожидания до возникновения гнева и подавления его. Если вы не будете понимать, как срабатывают привычки, контролирующие эмоции, вам не удастся от них избавиться.
    Через тело мы можем выразить только часть подавленного гнева, другая часть должна находить выход через канал речи. Разблокирование этого канала представляет собой более тонкую и трудную задачу. Самый простой способ – это крик в виде упражнения. Из вашей груди должен вырываться дикий и неистовый, ничем не сдерживаемый вопль. Он может быть коротким и резким или протяжным, но громким настолько, насколько это возможно для вас. У многих это упражнение не получается по причинам, изложенным выше. Но если вы хотите избавиться от напряжения в горле и мышцах лица, вам необходимо овладеть им в совершенстве. Этот крик должен даваться легко и без усилий, чтобы в любую секунду вы могли гаркнуть так, что все вокруг вздрогнут.
    Когда вы овладеете этим навыком, можно переходить к следующему. Суть данного упражнения в том, чтобы начать искренне и без затей высказывать вслух о своих чувствах.
    Наш страх показать свои истинные переживания способствует их подавлению. Мы стесня- емся и боимся непонимания со стороны окружающих. Поэтому, начав искренне говорить

    Р. Жуковец. «Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога»
    17
    о том, что мы чувствуем в данный момент, мы работаем над преодолением привычки пря- таться от всех, включая себя. Искренне говоря о своих чувствах, мы получаем свободу, кото- рой раньше не знали, и чувствуем себя окрыленными. Окружающие люди это ощущают.
    Искренность обезоруживает тех, с кем мы общаемся, и чаще всего им приходится отвечать нам тем же. Открывая свои чувства, мы ломаем барьеры, которые сами же воздвигли, и помо- гаем окружающим поступить так же.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта