Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Первая волна русских эмигрантов: трагедия и слава 1.1 Историография первой русской волны эмиграции

  • 2. Анализ учебника. 2.1. История России. 10 класс. В 3-х частях. /Под ред. А. В. Торкунова

  • 2.2. Тема «Русская эмиграция и культура Русского Зарубежья в 20-30-е годы ХХ века» в учебнике истории

  • Список использованной литературы

  • Русская культура и первые волны эмиграции. Филосовский парох. Русская эмиграция и культура Русского Зарубежья в 2030е годы хх века в учебнике истории


    Скачать 44.1 Kb.
    НазваниеРусская эмиграция и культура Русского Зарубежья в 2030е годы хх века в учебнике истории
    Дата02.03.2023
    Размер44.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская культура и первые волны эмиграции. Филосовский парох.docx
    ТипУчебник
    #964995


    Оглавление

    Введение …………………………………………………………………………..3

    1. Первая волна русских эмигрантов: трагедия и слава…………….….……….5

    1.1 Историография первой русской волны эмиграции …...……………………5

    1.2. Главацкий М. Е. Философский пароход: год 1922-й. Историографические этюды …………………………………………………...……………… …………8

    2.Анализ учебника………………………………………………………..…...…11

    2.1. История России. 10 класс. В 3-х частях. /Под ред. А. В. Торкунова…….11

    2.2. Тема «Русская эмиграция и культура Русского Зарубежья в 20-30-е годы ХХ века» в учебнике истории…………………………………………………..13

    Заключение……………………………………………………………….............16

    Список литературы………………………………………………………………17

    Введение

    «Философский пароход» – это "слоган", собирательное название насильственного изгнания из Советской России выдающихся деятелей российской философии, культуры и науки.

    "Философский пароход" занимает особое место в истории России. Многие историки считают его рубежом, с которого в XX веке началось размежевание единой культуры России на культуру Русского Зарубежья и культуру России Советской. Как полагает известный историк М.Е. Главацкий, выражение "философский пароход", ставшее своеобразным символом репрессий 1922-го, появилось благодаря публицистам и литераторам, занявшимся в 80—90-е годы XX века изучением "белых пятен" в нашей истории[3,C.5-6].

    Актуальность темы исследования. Из-за процесса расширения и взаимопроникновения мирового сообщества происходит размывание границ национальной культуры. Поэтому изучение «первой волны» эмиграции имеет как большую практическую, так и теоретическую значимость для созидания обновленной России.

    За последние 25 лет опубликовано большое количество документов, извлеченных из засекреченных фондов Центрального архива ФСБ России и территориальных органов безопасности, благодаря которым стало возможным восстановление истиной картины высылки 1922 года, издаются монографии, воспоминания и статьи, появляются учебники. Не предвзятое изучение российского зарубежья стало одной из актуальных задач современной науки. Объем и характер исследований, осуществленных в последние 25 лет, позволяет говорить о появлении эмигрантоведения как нового направления в российской гуманитарной науке, объединяющей историю, право, культурологию, литературу, философию и т.д. Уже возможно подвести некоторые итоги изучения и наметить перспективы дальнейших исследований.

    Цель данной работы показать как вопрос о Русском зарубежье, отражен в современном учебнике. Для наиболее полного раскрытия темы исследования нам необходимо поставить следующие задачи:

    1. Дать обзор и анализ литературы по вопросу о первой волне русской миграции;

    2. Рассмотреть работу Главацкого М. Е. Философский пароход: год 1922-й. Историографические этюды;

    3. Изучить методологические основы нового УМК;

    4. Провести сравнительный анализ содержания темы «Русская эмиграция и Русская культура» в современном школьном учебнике.

    Объектом настоящего исследования является отечественная современная историография российской эмиграции.

    Предмет исследования - основные результаты осмысления учеными, публицистами и мемуаристами проблем русской эмиграции «первой волны» как самой массовой и трагичной в истории России, и отражения этих результатов в школьном учебнике.

    Методология работы. В основе методологии исследования лежат системный подход к изучению историографии российской эмиграции, принцип междисциплинарных связей, сравнительного анализа и историзма.

    В данной работе основными источниками

    Статья Митрохина В.А. «Современная отечественная историография русской эмиграции "первой волны" (1990 - е - начало 2000 - х гг.)». Автор уделяет особое внимание эволюции научных предпочтений отечественных исследователей, менявшихся под влиянием общественного процесса на рубеже XX–XXI вв. В монографическом исследовании О. Д. Волкогоновой «Образ России в философии Русского Зарубежья» предпринимается попытка объединить и осмыслить размышления российской эмиграции о судьбах своей родины. В работе Главацкого М. Е. «Философский пароход»: год 1922-й: Историографические этюды», с опорой на документы, описываются события 1922 года.

    1. Первая волна русских эмигрантов: трагедия и слава

    1.1 Историография первой русской волны эмиграции

    В истории Российской эмиграции самым изучаемым этапом является так называемая «первая волна» эмиграции. Что неудивительно, так как российская послереволюционная эмиграция представляла собой масштабный социальный феномен, подобное которому нет в истории: она стала фактором, определяющим развитие не только России, но и практически всех государств Европы. Революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война, установление советского режима привели к расколу мира на противоборствующие социально-политические системы, борьба между которыми определила историческое развитие XX в., а в некотором смысле и современную мировую ситуацию.

    В конце XX в. - начале XXI в. начинается изучение эмиграции как сложного многообразного исторического явления.

    Вырабатывается канва, необходимая для дальнейших исследований, анализируются состояние и перспективы изучения исторического опыта эмигрантов (Квакин А. В. «Исход российской интеллигенции: проблемы изучения»; Хрисанфов В. И. «Культурная жизнь Русского Зарубежья 1920-х гг.: Итоги и перспективы изучения»).

    Российская эмиграция рассматривается не только как вынужденное или добровольное переселение из одной страны в другую или как совокупность проживающих в той или иной стране эмигрантов, но как многоплановый социокультурный феномен. (Макаренкова Е. М. «К вопросу о феномене русской эмиграции (XIX - XX вв.)»; Федюк В. П., Гавристова Т. М, Шустрова И. Ю., Дегтеревская В. Н. «Эмиграция как социокультурный феномен: к постановке проблемы»).

    Рассматриваются причины ее вызвавшие (Бочарова 3. С. «Репатриационная политика Советского государства по отношению к российской интеллигенции в 20-е гг.»; Науменко Г. И. «НЭП и интеллигенция»).

    Освещаются проблемы проживания переселенцев в чуждой культурной среде (Бойко Ю. В. «Основные факторы социальной адаптации российских социалистов-эмигрантов во Франции (1900 - 1930-е гг.)»).

    Осмысливается их научная и образовательная деятельность (Вандалковская М. Г. «Центры исторической науки Русского Зарубежья в Европе (1920 - 30-х гг.)»; Ершов В. Ф., Пивовар Е. И. «Военно-учебные заведения и военно-научная мысль белой эмиграции 1920 - 30-х гг.; Иогансон Е. Н. «B. А. Мякотин и Русский научный институт в Берлине»; Конашев М. Б. «Русские генетики в эмиграции»). Изучается художественное и литературное творчество, печатное и музейное дело, театр, искусство, культурное наследие российского зарубежья в целом (Володарский В. М. «Творчество художников России за рубежом (1860 - 1960 гг.)»; Литаврина М. Г. «Образ эмигранта в драматургии эмиграции (пьесы Евреинова и Хомицкого 1930-х гг.)»; Хрисанфов В. И. «Подвиг или трагедия? О судьбах литературной эмиграции 1920 - 1930-х гг.»; Домнин И. В. «Военная периодика Русского Зарубежья как часть его культурного наследия»; Емельянов Ю. Н. «С. П. Мельгунов и его издательская деятельность за рубежом. Основные центры»; Муромцева JI. П. «Пражские музейные коллекции российской эмиграции»).

    Обращение к взглядам, идеям, размышлениям российских эмигрантов о судьбах своей родины (Александров С. А. «Общественно-политические и экономические прогнозы П. Н. Милюкова в эмиграции»; Березовая Л. Г. «Русская интеллигенция и кадетская партия в эмиграции (20-е гг.)»; Бочарова 3. С. «Эмигрантская демократическая печать середины 20-х годов о внутри русской интеллигенции»).

    Попытка объединить и переосмыслить предложения, взгляды, размышления российской эмиграции о судьбах своей родины предпринимается в монографическом исследовании О. Д. Волкогоновой «Образ России в философии Русского Зарубежья» М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. В зависимости от представления будущего общества, который показывается в той или иной теории, О. Д. Волкогонова классифицирует сформулированные философами-эмигрантами национальные и государственные идеи следующим образом: христианский социализм, евразийство, монархизм, либерализм, идеи, выдвигавшиеся Народно-трудовым союзом, солидаристами и младоросами [2].

    Работа Макарова В.Г. «Историко-философский анализ внутриполитической борьбы начала 1920-х годов и депортация инакомыслящих из Советской России» М.: Русский путь, 2010. посвящена изучению внутриполитических процессов в России в первые годы после прихода Советов к власти в стране. Кульминацией противостояния власти и политических противников стали «Философский пароход» и ссылка в отдаленные районы политических врагов. В приложении публикуются редкие документы, расширяющие представление о происходивших событиях в 1920-е годы в России и за ее пределами [4].

    Сойфер В. «Власть и наука (Разгром коммунистами генетики в СССР)». 4-е изд. М.: ЧеРо, 2000. Огромный плюс, которой в обширных архивных находках. В. А. Сойфер пытается доказать, что большевистская власть была враждебно настроена по отношению к науке. Ленин, говорит он, «создал трудности ученым в стране, лишь терпел физиолога И. П. Павлова, да и то потому, что тот был единственным живущим в России Нобелевским лауреатом» [6,С135]. Что не соответствует действительности. В условиях разрухи после Гражданской войны Советская власть много предпринимала для спасения российской науки, для сохранения Российской академии наук.

    Наконец работа Главацкого М. Е. «Философский пароход»: год 1922-й: Историографические этюды», написанная в 2002 году и сегодня являющаяся на наш взгляд наиболее объективной оценивающей события 1922 года. На данной работе остановимся подробнее.

    1.2. Главацкий М. Е. «Философский пароход: год 1922-й. Историографические этюды»

    Михаил Ефимович Главацкий — доктор исторических наук, профессор Уральского государственного университета. Он руководитель научного центра «XX век в судьбах интеллигенции». С ним связано образование целого научного направления — «историографии интеллигентоведения». Его работы в данной области признаны учеными оригинальными. В руках М. Е. Главацкого были редкие документы из закрытых фондов и спецхранилищ библиотек. Им была предпринята попытка проанализировать всю имеющуюся литературу о выдворении в 1922 г. из России оппозиционной интеллигенции.

    Важное место в работе нашли ответы на вопросы, по которым историки высказывали противоположные точки зрения. Так, М. Е. Главацкий пишет: «Мы до сих пор не знаем ни численности, ни состава включённых в списки кандидатов на изгнание и лиц, оказавшихся на чужбине. Мы так и не можем решить, считать ли депортацию самым позорным деянием большевиков или ее следует рассматривать как "предусмотрительную гуманность". Почему не состоялся диалог между интеллигенцией и большевицкой властью в 1922 г.? Каковы истинные причины экспатриации? Можно ли считать, что идея высылки за границу принадлежала лично В. И. Ленину?.. Какие уроки можно извлечь из высылки инакомыслящих?» [3,C. 6]. В своей книге М. Е. Главацкий не просто дает ответы на все эти вопросы, но и сопровождает их соответствующими документами. Автор считает, что только такой историографический подход даст возможность историкам, учащимся самостоятельно изучить проблему взаимоотношений интеллигенции и власти в 1922 г.

    По мнению М. Е. Главацкого, «экспатриация инакомыслящей интеллигенции в 1922 г. явилась логичным шагом в развитии внутренней политики страны. Ее главной причиной можно назвать попытку власти установить жесткий идеологический контроль, удалив из страны интеллектуальную элиту — тех людей, которые могли мыслить свободно, самостоятельно анализировать обстановку и высказывать свои идеи, а зачастую и критиковать существующий режим. Они не хотели «придерживать» свои убеждения или менять их, они думали, писали и говорили так, как велела им совесть, оставаясь свободными в условиях крепнущей несвободы. Независимым словом они пытались убедить в своей правоте, чем бы это ни обернулось для них лично. Взаимоотношения между ними и властью можно выразить одним словом — несовпадение. В чем? В различном отношении к Слову. Свободному слову» [3,C. 24-25]

    Этот подход М. Е. Главацкого проявился в оформлении работы. Книга состоит из четырех этюдов, каждый из которых имеет свое соответствующее документальное сопровождение. Этюд первый — «В начале было слово» — включает письма, лекции, изданные труды высланных.

    Этюд второй — «Извольте быть благонадежны» — содержит высказывания противников высылаемых: В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Н. И. Бухарина. «Идею высылки, — пишет М. Е. Главацкий, — мало было изобрести. Надо было ее теоретически обосновать» [3,C.69]. И далее автор выстраивает картину высылки из ленинских документов, датированных мартом-маем 1922 г. и рассмотренных в хронологическом порядке. Этюд третий назван «Выезжайте, господа!». Он рассказывает, собственно, о том, как проходило изгнание. Этюд четвертый — «Вместо заключения».

    Все исследователи истории «философского парохода» согласны в том, что поводом, ускорившим изгнание несогласной интеллигенции из России, стали сессии всероссийских съездов интеллигенции. Все съезды были под надзором большевиков, поскольку, как и предполагалось, именно здесь власти встретились с открытой критикой своей новой социально-экономической политики со стороны профессуры. «О том, сколь острым и бурным был в 1922 году вопрос об отношении к представителям непролетарских партий и колеблющейся интеллигенции, свидетельствует тот факт, что за один этот год Политбюро ЦК РКП(б) около 30 раз обсуждало меры по их депортации, закрытии печатных органов и ликвидации политических течений, обвиненных в антисоветской деятельности » [3,C. 150]. Действовало несколько разрабатывавшихся на высылку списков: московский, петроградский, украинский. Подготовка к изгнанию проводилась в условиях строгой секретности. Только в конце августа 1922 г. руководители большевиков приоткрыли завесу тайны.

    В заключение надо добавить, что, хотя книга М. Е. Главацкого ориентирована, прежде всего, на историков русского зарубежья и на преподавателей этого курса в вузах, она будет полезна более широкому кругу специалистов.

    2. Анализ учебника.

    2.1. История России. 10 класс. В 3-х частях. /Под ред. А. В. Торкунова.

    Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI века. С учетом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России. Ее роль в мире. Значительное внимание уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Данный учебник выходит в трех частях и завершает линию учебников по отечественной истории. Учебник продолжает УМК по отечественной истории и освещает ключевые вопросы истории России XX—XXI вв. Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и системно решает задачи изучения истории в школе, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории акцентирует внимание на методологических принципах и подходах при изучении российской истории:

    -принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

    -многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;

    -исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

    -антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

    -историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

    Базовыми принципами в соответствии с Историко-культурным стандартом являются:

    -ценности гражданского общества - верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

    -идея преемственности этапов российской истории;

    -воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

    -общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;

    -познавательное значение российской истории;

    -формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

    Содержание курса учебник излагает в пяти главах: «Россия в годы «великих потрясений», «Советский Союз в 1920-1930-х гг.», «Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.», «Российская Федерация». Кроме того, предлагается материал, посвящённый вопросам национальной политики и истории повседневности, для самостоятельного изучения школьниками вопросов истории. Структура учебника содержит следующие рубрики: Вопросы перед параграфом. История в лицах: современники. Подведём итоги. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа. Работаем с картой. Изучаем документ. Думаем, сравниваем, размышляем. Историческая хроника. Запоминаем новые слова. В конце каждой главы расположена рубрика «Повторяем и делаем выводы», в которой предлагаются вопросы и задания

    для повторения и обобщения изученного материала главы. В конце учебника представлены: Темы проектов. Словарь персоналий. Словарь понятий. Источники по истории России XX в. Список литературы. Список Интернет-ресурсов.
    2.2. Тема «Русская эмиграция и культура Русского Зарубежья в 20-30-е годы ХХ века» в учебнике истории

    Рассмотрим, как данная тема отражена в учебнике «История России. 10 класс. В 3-х частях. /Под ред. А. В. Торкунова».

    История «первой волны» русской эмиграции разбита в учебнике на несколько параграфов, что с одной стороны показывает многоплановость и длительность данного явления, с другой стороны происходит размывание данного вопроса. В связи с этим предлагается изучать данную тему не в рамках других тем, в которые она включена, а отдельным уроком, возможно в комплексе с другими предметами (обществознание, литература, музыка, МХК и т.п.).

    В первой главе «Россия в годы «великих потрясений», в параграфе 8 «Гражданская война» п.2 «Власть и интеллигенция» данной теме посвящено всего несколько строчек о ценности свободы выбора в творчестве и перечисление знаменитостей покинувших Россию. В п.5 «Общественные настроения» снова возвращаемся к настроениям и метаниям интеллигенции. Цитируются слова Н.Я. Мандельштам без пояснения кто это, по какому поводу данное высказывание и т.п. В конце параграфа два вопроса ответы, на которые содержатся в тексте: почему значительная часть интеллигенции не приняла большевистский режим и какие отношения сложились у новой власти и интеллигенции [1,C.78-87]?

    Во второй главе «Советский Союз в 1920-1930-х гг.» параграф 14 «Культурное пространство Советского общества в 1920-е гг.» п.1 «Партийный контроль над духовной жизнью» только один абзац посвящен теме высылки из страны ученых, деятелей культуры и философов. Термин «Философский пароход» даже не упоминается. В п.2 «Сменовеховство» достаточно подробно авторы останавливаются на данной идеологии эмигрантов. Однако нет никаких упоминаний о других направлениях и общественно-политических взглядах, возникших в эмигрантской среде. Вопросы и задания к данной главе немного сложнее. Репродуктивные: как усиливался контроль власти за духовной жизнью общества, какую роль сыграл сборник «Смена вех»? Продуктивные: предлагается на основании выдержки из статьи писателя Замятина «Я боюсь» высказать предположения, что именно в духовной жизни страны внушило опасение писателю. С учетом дальнейшей судьбы писателя (о которой, кстати, не говорится ни слова), нам представляется это задание некорректным[1,C.120-122].

    В параграфе 18 «Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.» в п.7 «Культура Русского Зарубежья» достаточно полно рассказывается о достижениях культуры, науки и искусства Русского Зарубежья. Вопросы, предлагаемые в конце темы: Назовите деятелей науки и культуры, продолжавших свою деятельность за границей? Какие произведения вызнаете? Творческое задание: выполнить презентацию на выбор о судьбе и творческой деятельности представителя Русского Зарубежья.[1,C.155-167]. Для старшеклассников слишком простая работа, не способствующая развитию аналитического мышления. Хотя данная тема просто предполагает проблемные вопросы.

    На сегодняшний день тема «Русская культура и первые волны эмиграции» освящена достаточно широко. Есть большое количество монографий и даже учебников (например, Урядова А.В. «История русской эмиграции к. XIX-I п.XX вв.», Федюк В.П. «История Русской Эмиграции 1917-1939гг.»). Однако в школьном учебнике истории многие вопросы остались за бортом или рассматриваются поверхностно. Причины эмиграции, ее состав, основные центры Русского Зарубежья, проблемы адаптации и т.п. а ведь одна из главных особенностей русской эмиграции, ее уникальность в том, что вынужденные переселенцы не отказались от своей Родины и всеми силами старались сохранить свою культуру и целостность.

    Вопросы, представленные в учебнике в основном репродуктивного характера, что недопустимо для школьников старших классов. Полностью отсутствуют иллюстрации. А их было предостаточно, события предшествующие и сопровождавшие «Философский пароход» ярко, с карикатурами освещалось в прессе. Нет карты расселения эмигрантов. Отсутствуют источники, несмотря на то, что существует огромное количество документов, писем, работ самих участников первой волны эмиграции. Ни слова не говорится о работах историков и других представителей гуманитарной науки, полемике о судьбах и значении русской эмиграции, которая продолжается вот уже третье десятилетие.

    Список литературы, Интернет-ресурсов, персоналии, понятийный аппарат даны только в конце третьей части учебного пособия. При этом определения таких понятий, как «эмиграция», «депортация», «Философский пароход», «диаспора» и т.д. отсутствуют и в тексте учебника и в словаре. В словаре персоналий также не упоминаются даже самые известные из русских эмигрантов.
    Заключение

    Целью нового УМК, в общем, и Истории России в частности, является формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Вопрос о русской эмиграция и русской культуре являются в данном контексте одной из ключевых тем. В исторической ретроспективе русская эмиграция оказалась в центре глобального социального конфликта, так как находилась между двумя системами. Эмиграция стала результатом невиданной в истории социальной катастрофы и отразила ее масштабы. Она превратила в беженцев 2 млн. человек, представлявших различные классы, национальности, культурные слои, распыленные по всем странам мира. Она породила особый культурный тип, связанный со стремлением людей сохранить представление о мире, в условиях, когда этот мир уже перестал существовать как реальность и сохранялся лишь в социальной памяти, религиозных ценностях, культурных традициях, литературных произведениях, языке. Именно целостное рассмотрение российской эмиграции как исторического феномена XX в. позволяет раскрыть ее роль как посредника между старой и новой Россией, между Россией и Европой. Это дает возможность установить вклад эмиграции в формирование современного российского общества. Культурная модель эмиграции является основой политической и правовой модернизации, направленной на создание гражданского общества, правового государства, с сохранением национальной специфики. Эта стратегия может быть определена как вполне осознанный и последовательный выбор дальнейшего пути развития России.

    Таким образом, можно утверждать, что бесспорным положительным моментом является тот факт, что по сравнению с предыдущими учебниками, история русской эмиграции и культура Русского Зарубежья изучаются в курсе Истории России. Но изучается явно недостаточно, особенно в свете того, что составители учебника делают упор на изучение духовной жизни общества, культуры и повседневности, формирования гражданского сознания у учащихся.

    Список использованной литературы

    1.История России. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 3 ч. Ч. 1/[М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова, - М.: Просвещение, 2016. – 178с.

    2. Волкогонова О.Д. Образ России в «философии Русского Зарубежья». - М.: РОССПЭН, 1998. - 325 с.

    3. Главацкий М.Е. "Философский пароход": год 1922-й: Историографические этюды. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. - 223 с.

    4. Макаров В.Г. Историко-философский анализ внутриполитической борьбы начала 1920-х годов и депортация инакомыслящих из Советской России. - М.: Русский путь, 2010. — 366 с.

    5. Митрохин В.А. Современная отечественная историография русской эмиграции "первой волны" (1990 - е - начало 2000 - х гг.).//Том 5, Выпуск 1/2 /2005. – Саратов: Изд-во Саратовского университета (СГУ), 2005.- С.110-127.

    6. Сойфер В. Власть и наука (Разгром коммунистами генетики в СССР). 4-е изд. - М.: ЧеРо, 2000. – 706с.


    написать администратору сайта