Главная страница
Навигация по странице:

  • Представители русской философии

  • Русское Просвещение

  • Вторая половина – конец XIX в.

  • Советский период и его конец

  • Русская идея

  • Реферат Русская Философия. Русская идея вер.1.1. Русская философия. История русской философии


    Скачать 22.21 Kb.
    НазваниеРусская философия. История русской философии
    АнкорРеферат Русская Философия
    Дата23.06.2022
    Размер22.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРусская идея вер.1.1.docx
    ТипДокументы
    #612667

    Русская философия.

    История русской философии

    Отечественная философия, прошедшая своеобразный путь развития, отразила культурно-историческое развитие нашей страны. Русская философия отличается глубиной и всесторонностью исследований. Феноменальность русской философии проявляется также в ее широком распространении в массах и в выражении философских мыслей через художественное творчество, литературу, литературную критику и искусство.

    Можно выделить следующие основные этапы её развития:

    • Зачатки философии на основе религии (X-XVII вв.);

    • Отделение философии от религии и формирование ее как самостоятельного социального института, начало создания оригинальных философских учений (XVIII- сер. XIX- начало ХХ)

    • Советский период (1917-1991 гг.);

    • Возрождение русской национальной философии (с 1991 г.).

    Представители русской философии

    В разные отрезки времени были свои представители русской философской мысли. На заре формирования Древнерусского государства русскую философию представляли служители церкви и власть имущие: митрополит Илларион, Никифор, Сергий Радонежский, князь Владимир Мономах и др. Были сформированы следующие философские суждения:

    • о Боге как о творце мира;

    • о человеке, сотворенном по образу и подобию Бога;

    • о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души;

    • о царе-наместнике Бога на земле, который заботится о своем народе.

    Также к философским произведениям можно отнести литературные памятники того времени: «Поучение» Владимира Мономаха, «Житие» протопопа Аввакума, Слово о законе и благодати

    Русское Просвещение

    Следующий период обозначен в истории как Русское Просвещение и начался после Петровских преобразований. В этот период сохраняется образ средневековых христианских форм, но уже появляется влияние западноевропейской культуры. Хорошо отражен интерес русской философии к наиболее важным темам того времени в творчестве М.В. Ломоносова, написавшего основы «корпускулярной» философии, основывавшейся на атомистической доктрине, и с помощью нее стремившегося найти возможность примирения научного и религиозного объяснений мира. Философия Ломоносова, кратко говоря, основывалась на том, что совершенствование человека должно идти не через благочестивые молитвы, пост, размышления, а с помощью познания окружающего мира, закономерностей, присутствующих в нем. Основная цель концепции мыслителя состояла в достижении процветания страны посредством развития культуры. В исследовательской научной деятельности Ломоносов видел основу просвещения.

    В XIX столетии проявилось все многообразие идей, школ и идеологий русской философии – западники и славянофилы, радикалы и либералы, идеалисты и материалисты и т.д. Позиции, занимаемые известными участниками философских дискуссий того времени (главным образом – западников и славянофилов в первой половине столетия) определили всю специфику проблемы «срединного» положения России, на сегодняшний день до сих пор остаются актуальными споры о самобытности исторического и культурного пути России. Западники и славянофилы понимали всю критичность ситуации в России относительно ее культуры, Просвещения, модернизации и т.д., однако предлагали разные стратегии решения проблем:

    • Западники отстаивали индивидуальную свободу и единство на основе рациональности.

    • Славянофилы опирались на почвенническую идеологию и православные представления о божественной природе человека.

    Русская философия этого периода нашла отражение в литературе таких известных личностей, как А.Н. Радищев, М.М.Щербатов, Григорий Сковорода и др., представивших ряд аргументом в пользу бессмертия души человека.

    Вторая половина – конец XIX в.

    Духовный ренессанс России, является третьим периодом развития русской философии. К особенностям этой эпохи относится тесная связь русской философии с западноевропейской философией. Круг вопросов, изучаемых философами, делится на три относительно автономные, но тесно взаимодействующие области:

    • «вера-знание»;

    • «аполитизм-революция»;

    • «альтруизм-эгоизм».

    Ярко выраженной особенностью русской философии того времени является то, что будучи естественной частью мировой философии с проблематикой основанной на традициях и культуре русских, она представляет многообразие философских доктрин, основанных на двух противоположностях: коллективности либо индивидуальности.

    И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, относились к монархии как к «нравственному миру», сочетающему в себе личностное и коллективное начала. Они отрицательно относились к событиям, угрожавшим распадом крестьянской общины и европеизацией страны. Философия в России этого периода также была представлена: Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, которые были ориентированы в знании на науку и питали идеологию «народничества» позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.

    Советский период и его конец

    События, произошедшие в период советского строя и после октября 1917 года, оказали сильнейшее влияние на русскую философскую мысль. В советский период отечественной истории (1917 — 1991 гг.) фило­софская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровно­го самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интел­лектуального творчества и находясь под жестким контролем со сторо­ны государства и правящей партии, философия постепенно преврати­лась в служанку политики. Единственным философским течением постепен­но становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. В первые годы Советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распрост­ранялись работы классиков марксизма—К. Маркса и Ф. Энгельса. В 20 - 30-е гг. происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и достаточно самостоятельные (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, но зато стоявшие на позициях "революционного сознания" и "классового под­хода". Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческих позициях, либо погибли в лагерях (П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет), либо были надолго репрессированы.

    Философия утратила своё идеалистическое направление и была представлена только материалистическим направлением. Философия марксизма поддерживалась в то время Плехановым, Троцким, Лениным, Бухариным.

    После 90-х годов ХХ века, в годы после распада СССР началось возрождение интереса к работам русских философов прошлого и послереволюционной эмиграции. Об этом периоде можно говорить как о золотом времени для отечественной философии.

    Русская идея

    Это термин сформулирован Фёдором Достоевским в 1860 году; по определению философа Ивана Ильина, совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа.

    Считается что русская идея формировалась задолго до введения самого термина и выражалась в православной монархии.

    Например, концепция сформулированная игуменом Филофеем «Москва-третий рим», утверждающая что Москва является преемницей Римской империи. Согласно диссертации Владимира Иконникова концепция была сформулирована в двух посланиях конца 1523 - начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Старец Филофей утверждал возвышение власти московских царей, "ибо старого Рима церковь пала..., второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и оскордами рассекли. И вот теперь третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится". Московское государство представало в сочинениях Филофея как центр христианства, "ибо все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца".

    Термин стал известен за рубежом после чтения доклада философа Владимира Сергеевича Соловьёва «Русская идея» в Париже в 1888 году. Соловьёв использовал этот термин для объяснения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, российского христианского наследия и будущности, включая пути соединения народов и преображения человечества. Общий замысел Соловьёва относится к периоду, когда мыслитель разочаровался в идеях, сближавших его со славянофилами, что русский народ является носителем будущего религиозно-общественного возрождения для всего христианского мира. Доклад Соловьёва 1888 года «Русская идея» раскрывал тему «о смысле существования России во всемирной истории». Русская идея Соловьёва совпадает с идеей христианского преображения жизни, построенной на идеалах истины, добра и красоты.

    Термин широко использовался в конце XIX и начале XX века такими русскими философами как Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. И. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, Л. П. Карсавин.

    Заключение

    Можно сказать, что русская философия имеет богатую историю. Начиная с религиозной философии, заканчивая идеологией марксизма, вытеснившей все остальные идеи. Русская философия в процессе своего развития прошла через несколько периодов. Наиболее плодотворными были 19-й и начало 20 века - период понимания многих социальных и общечеловеческих проблем, формирования своеобразного философского взгляда на общественную и духовную жизнь. И имеющая свои особенности в виде: сильного воздействия религии, большого значения морали и этики, выражение мыслей через художественное творчество, литературную критику, журналистику, искусство.


    написать администратору сайта