Аннотация Сосна Танеев. Сосна. Русская музыка конце xix века. Вслед за блестящим расцветом в 1870е годы творчества композиторов Могучей кучки
Скачать 124.91 Kb.
|
Русская музыка конце XIX века. Вслед за блестящим расцветом в 1870-е годы творчества композиторов «Могучей кучки» и Чайковского русская музыка в конце XIX в. вступает в новый период своего развития. В ней, наряду с продолжением сложившихся традиций национальной композиторской школы, заметно начинают проявляться особенности, вызванные новыми условиями общественной жизни России на рубеже веков. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Становится характерным перемещение главного интереса с широкой социальной проблематики в область отражения внутреннего мира человеческой личности. Даже образы народного быта, эпоса, истории, родной природы принимают лирическую окраску. Многое соприкасается здесь с общими процессами развития отечественной художественной культуры той поры. Утверждение прекрасного, неприязнь ко всему грубому, обывательскому пронизывают собой творчество многих русских писателей, художников, например Чехова, Левитана. Красота природы, человеческого сердца, право человека на счастье — ведущие темы и в русской музыке этого периода. В ней, как и в смежных искусствах, усиливается интерес к воплощению философских проблем, философских размышлений о жизни, возрастает роль интеллектуального начала, проявляются тенденции к синтезу с другими искусствами. В 80-е годы на арену музыкальной деятельности выступили новые композиторские силы, в большинстве случаев ученики и последователи Римского-Корсакова, Чайковского, Балакирева — А. К. Глазунов, написавший восемь лирико-эпических симфоний, балеты («Раймонда» и др.) и многие произведения для оркестра; С. И. Танеев, видный пианист и педагог, воспитавший целое поколение композиторов, мастер камерной и хоровой музыки философского содержания, а также автор оперы «Орестея»; А. К. Лядов, тонкий и глубокий лирик-миниатюрист, автор оригинальной сюиты «8 русских песен для оркестра» и ряда сказочных оркестровых пьес; А. С. Аренский, известный своими произведениями для фортепиано, оркестра и голоса. В развитии концертного жанра хоровой музыки стали характерными две основные тенденций: наряду с появлением крупных вокально - симфонических произведений, созданных на основе проблем философского этического плана, возникали хоровые миниатюры ( хоровые романсы ) и хоры отражающие сферу духовной жизни человека и связи его с крупных форм природой Одной из особенностей русской хоровой культуры, является наличие повышенного интереса к пению а’capella . Это объясняется всем ходом музыкально-исполнительского развития в России В создании произведений для хора а’cappella и поднятия этого жанра до уровня самостоятельной стилистически обоснованной композиции большую роль сыграл С.И. Танеев . Его сочинения являлись высшим достижением в русском дореволюционном хоровом искусстве и оказали огромное влияние на московских "композиторов - хоровиков ", представлявших новое направление. С.И. Танеев своим авторитетом высокоодарённого композитора крупнейшего деятеля , глубокого музыканта-мыслителя, ученого и педагога, оказал огромное влияние на развитие русской хоровой культуры Важное место в творчестве Сергея Танеева занимают хоровые произведения: от произведений малых форм до больших кантат. В кантатах для хора и оркестра и крупных хорах проявилось высочайшее мастерство полифонического мастерства композитора. Кантата «Иоанн Дамаскин» (1883 год) написана на слова одноименной поэмы Алексея Толстого, повествующей о судьбе византийского богослова, философа Иоанна Дамаскина. Важная роль отведена хору в оперной трилогии «Орестея» (1984 год) на античный сюжет трагедии Эсхила. Здесь хоровые номера отличаются монументальностью, величественной простотой, эпической мощью. Последним крупным хоровым сочинением композитора была кантата «По прочтении псалма» (1914 год) на стихи Алексея Хомякова. Особенно значительны и многогранны произведения Сергея Танеева для хора без сопровождения. Ранние сочинения Сергея Танеева для хора a’cappella отличаются простотой формы, изложения (все они преимущественно гомофонно-гармонического склада), небольшим масштабом. Таковы хоры для мужских голосов: «Вечерняя песня» (слова Алексея Хомякова), «Песня короля Регнера» (слова Николая Языкова), «Венеция ночью» и «Ноктюрн» (слова Афанасия Фета), «Весёлый час» (слова Алексея Кольцова). Значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности большие смешанные хоры: «Восход солнца» (слова Фёдора Тютчева»), «Звёзды» (слова Алексея Хомякова). В них преобладает полифоническое начало, сквозное музыкальное развитие. Если рассматривать только хоры a’cappella, их появление условно можно отнести к двум периодам. Первый охватывает приблизительно с конца 1870-х до начала 1890-х годов. К этому периоду относятся хоры «Сосна» (слова Михаила Лермонтова, 1877 год), «Серенада» (слова Афанасия Фета, 1877 год), «Венеция ночью» (слова Афанасия Фета, 1877 год), «Весёлый час» (слова Алексея Кольцова, 1889 год), «Песня короля Регнера» (слова Николая Языкова, 1881 год), «Пью за здравие Мери» (слова Александра Пушкина, 1881 год), «Фонтан» (слова Козьмы Пруткова, 1881 год), «Вечерняя песня» (слова Алексея Хомякова, 1882 год) и другие. Хоры этого периода по содержанию и по форме близки хоровым миниатюрам Франца Шуберта, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Цезаря Кюи, Петра Чайковского и других. Также хоры Сергея Танеева в этот период не отличаются философской глубиной мысли, не ставят особенно сложных задач перед исполнителями. Но уже здесь можно заметить ряд черт, свойственных хорам a’cappella второго периода. Имеется в виду выразительный мелодизм («Серенада»), чередование аккордовой фактуры и элементов полифонии («Венеция ночью»), приём окончания произведения в одноименном мажоре («Сосна») и другие. Полного совершенства достигает хоровое письмо Сергея Танеева в цикле «Двенадцать хоров a’cappella», написанном в 1909 году для смешанных голосов на слова Якова Полонского. В этих хорах проявились наиболее полно характерные черты творчества Сергея Танеева: выразительный мелодический язык, красочность и насыщенность гармонии, полифоническое мастерство, монументальность формы, отличное знание вокальных возможностей голосов и отсюда – совершенство голосоведения, использование хора a’cappella как самостоятельного исполнительского организма с неограниченными возможностями художественной выразительности. Большинство хоров сборника – живописные развёрнутые картины, как бы целые драматические действия с контрастными частями. Таковы двойные хоры «По горам две хмурых тучи», В дни, когда над сонным морем», пятиголосный хор с тройной фугой в середине «Прометей», пятиголосный хор «На корабле», состоящий из разнохарактерных эпизодов хор «Развалину башни, жилище орла». Все эти произведения очень трудны для исполнения. Лишь двое хоров из двенадцати, входящих в сборник, непосредственно не касаются темы природы – «Молитва» и «Прометей». Все остальные – это яркие примеры пейзажной лирики композитора. Обладая удивительным даром музыкального изображения, Сергей Танеев ставит главной задачей создание настроения, рождённого любованием человека природой или волнения от сознания её силы. Чаще других исполняются хоры «Вечер» и «Посмотри, какая мгла». Хор «Вечер» относится к произведениям пейзажной лирики Сергея Танеева. Средствами музыки композитор тонко изображает картины природы, воспроизводит её звуки. Отблески вечерней зари, отражённые в росинках, затихающий звон бубенчиков, далёкая песнь погонщиков, покачивание морской пены у берега – вся пленительная красота южного вечера возникает в воображении при звучании этого хора. Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов. Тексты для хоров Танеев выбирал с большой тщательностью. Все они принадлежат лучшим русским поэтам, и отличаются высокой художественностью. По своему содержанию они относятся в большинстве случаев к области философской лирики и часто дают поэтические описания природы. Одним из таких произведений является хоровое сочинение "Сосна", представляющее собой образец философского рассуждения об одиночестве в то же время о картинах природы севера и юга. Автором данного произведения является великий поэт XIX века М.Ю. Лермонтов, который тоже был одинок в своем великосветском обществе, не находил людей равных ему по мировоззрению , по душевным качествам , по взглядам на окружающую действительность Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями И одна из хоровых миниатюр И. Танеева «Сосна» на слова М.Лермотова. Стихотворения было написано в 1841 году, является вольным переводом стихотворения Г.Гейне «In Fichtenbaum steht einsam» из цикла «Лирическое интермеццо», входящего в книгу песен.
Окончательная редакция Лермонтова: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. В обеих редакциях изменен смысл стихотворения Гейне: любовную тему судьбу влюбленных, осужденных на вечную разлуку. Лермонтов изменил темой одиночество. Под образом сосны Лермонтов преподносит состояние человека, который находится в глубоком одиночестве. То, что поэт сравнивает деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Сосна находится одна на утесе засыпана снегом, словно она одета «как ризой». Прохладный северный ветер овевает её со всех сторон. Сосна наделенный человеческими чувствами способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Но пальма далеко от дикого севера, на жарком юге. Но сосна не ищет веселья, ее не интересует веселая пальма, которая составила бы ей компанию, если бы оказалась рядом. Сосна осознает, что где-то далеко стоит пальма в пустыне и ей так же плохо одной. Не интересует сосну благополучие окружающего мира. Ей не важен холод и пустыня, который вокруг. Она живет мечтой о другом таком же одиноком существе. Все эти переживание Танеев смог передать через музыку, такими выразителями средствами как: динамика, темп, тональность, фактура изложения. Хор a’capella для смешанного хора, «Сосна» Танеева написан в жанре хоровая миниатюра. Форма произведения - простая двухчастная. 1 часть – период, состоящий из 2-х предложений, 2 часть – период состоящий из 3-х предложений с дополнением. Первая часть данного сочинения представлена модулирующим периодом из минора в одноименный мажор, она является печальной картиной, рисующей высокую , безлюдную безжизненную горную вершину, на которой гордо возвышается одинокая сосна . Мелодия этой части имеет свое направление в зависимости от содержания литературного. Восходящее движение мелодий в 1 части, написанной в тональности d-moll, показывает повествовательный характер об одинокой сосне. Второе предложения присутствует волнообразная мелодия имитирующий дуновение ветра мерно раскачивающий сосну. Первые свои хоры без сопровождения Танее создовал как пьесы малых форм, изложенные в гомофонно-гармоническом складе. Но постепенно композитор меняет свое отношение к хору и начинает рассматривать его как вокальный коллектив, способный исполнять сочинения крупных форм. Примером нового отношения к хору может служить это произведение. Расширение масштабов формы обусловило необходимость применения полифонических средств в хоровом изложении, в частности, широкого использования имитации. Что мы и видим во 2 части. 2 часть полостью проникнута чувством радости « сосны » о том , что она не одинока в своих чувствах . Этому способствует и использование модуляции в одноименную тональность D - dur , соответствующая образу «прекрасной пальмы» Мелодия сохраняет волнообразность в своем движений, но она уже более оживленная. Так как ей снится летний, жаркий климат, что создается ощущения что ветер еще сильнее раскачивает спящую сосну. Так же во 2 предложений 2 части есть отклонения в e-moll Когда композитор говорит в прекрасной пальме он должен передать ей возвышенный образ, он использует восходящие скачки (чистая кварта и большая секста) несущее в себе энергетику и импульсивность движений. Данные скачки дают ощущения радости, восторга. Размер на протяжений всего музыкального сочинения неменяющийся – 4/4. Выбранный размер, наиболее удобен для повествования, спокойного размерного рассказа. Ритмическое движения мелодий чаще всего излагается четвертными, восьмыми и половинными с точкой. Темп и динамика тесно переплетаются друг с другом . Несмотря на то , что основной темп указан – «медленно», часто встречаются различные темповые обозначения , ведущие и к динамическим отклонениям. 2 часть ( с 9 такта ) она звучит не мнoго скорее чем 1 часть и кода. Динамика в пределах p, mp. Во 2 части смена темпа связанно с тем, что начинается образ пальмы находящееся в жарком юге. В плане динамики тут использованы темпы pp рассказывая намо прекрасной пальме, доходя до ff. Это место в произведений является кульминационной вершинкой. Звучащее в этом динамике дает нам напряжение с повторяющимся фразой «Одна и грустна», подчеркивая что она одинока. Как раз постепенное crescendo начинающееся во 2 части, нарастание динамики, использование высокой тесситуры и приводит к кульминаций произведения: на словах «Одна и грустна» звучащих сначала у сопрано, далее у теноров, альтов и басов. Гармония хора красочна и разнообразна. В основном композиор пользуется аккордами трезвучия T,S,D,II,III,T7,D7 и их обращения. Так же встречаются аккорды S65 и VII7. О высокой требовательности Танеева к певческим коллективам отношений исполнения свидетельствует множество указаний, выставленных композитором в партитурах своих произведений, касающихся темпа, нюансировки, фразировки, звуковедения, характера исполнения. Выполнение всех этих требований доступно лишь тем хоровым коллективам, которые обладают хорошими певческими навыками и высокой культурой творческого труда. Данное музыкальное сочинение «Сосна» написано для смешанного 4-x голосного хора, общий диапазон которого составляет 3 октав. Диапазон хоровых партий: Сопрано: До# 1-ой октавы до Фа# 2-ой октавы Альт: Ля малой октавы до Си первой октавы Тенор: До# малой октавы до Ре первой октавы Бас: Фа# большой октавы до ре первой октавы Общий диапазон: Фа# большой октавы до Фа# 2-ой октавы Хоры, Сергея Танеева, написанные в жанре пейзажной лирики, как и многие другие произведения композитора, представляют значительные трудности со стороны строя, вытекающие из хроматизмов и сложной гармонии. Облегчающим моментом является строгая логика голосоведения. Большие требования предъявляет Сергей Танеев к исполнителям своих хоров. Его произведения требуют наличия хорошей вокальной основы у хоровых певцов, позволяющей извлекать певучий, тянущийся звук, свободный во всех регистрах В 1 части и в дополнении 2 части основной интонационной трудностью для сопрано является - интонирование мелодии в низком регистре Для остальных голосов тесситура удобна, что способствует свободному и красивому звучанию. В начале 1 части у басов встречается поступенное движение вниз и октавный унисон. Большие секунды должны интонироваться широко, но без завышения, малые секунды близко, но без занижения. Также во всех голосах на протяжении всего произведения часто встречаются кварто - квинтовые скачки. Во 2 части происходит смена тональности и встречаются тоже представляет определенную трудность . У сопрано используется высокая, удобная для них тесситура. Но все же нельзя допускать форсированного звука на высоких нотах: надо дольше тянуть гласные звуки и быстрее произносить согласные: не зажимать звук, округлять и добиваться головного звучания. Необходимо обратить внимание на вступление партий в этом разделе, так как композитором используется полифонический склад. Каждой партии следует слегка акцентировать первый звук своего вступления. У всех певцов надо развить умение петь первым и вторым планом, все они должны иметь единое представление о развитии нюансов, понимать метр и ритм. Если в произведении встречаются аккорды, которые очень трудно выстроить (интонирование по вертикали), следует сначала поработать с каждой партией отдельно, затем в медленном темпе последовательно соединить все звуки аккорда. Характер произведения требует мягкого, плавного голосоведения, несмотря на часто встречающиеся скачки. Поэтому надо следить за тем, чтобы не было крикливо, форсированного звука. Он должен быть округлым, плотным, в хорошей вокальной позиции, атака звука - мягкая. Все ходы вниз следует петь на хорошем дыхани , чтобы не занизить звучание. Чтобы добиться динамического ансамбля, необходимо требовать от хористов одинаковых приемов регулирования громкости звука. Исполнение на динамике р возможно благодаря одинаковой звучности голосов, достигнутой выработкой однотипного дыхания. Дыхание берется по предложениям, но нужно все время помнить, что очень важно правильно формировать звук при пении. Звук « а » следует петь ближе к « о », « е » к « э ». В вокальной музыке, в синтезе музыки и слова происходит взаимное обогащение: если слово конкретизирует мысли , то музыка, эмоционально окрашивая слова, может усиливать и даже расширять и углублять мысли, заключенные в них. Средством донесения слов литературного текста хорового произведения до слушателей является дикция. Гласные звуки - основа, дающая протяжность, силу и окраску звука. И гласные, и согласные звуки помогают осмысленном, выразительному исполнению текста песни, более полному выявлению идеи, содержания, художественного замысла песни. Анализируя основные вокально - хоровые трудности произведения, следует остановиться на выработке глубокого, спокойного дыхания для каждого певца и цепного дыхания для хора. Этому помогут специальные вокальные упражнения, которые рекомендуется использовать на подготовительном этапе, непосредственно перед работой над произведением. Рекомендуемые репетиционные приемы: пропевание трудных мест в замедленном темпе, произвольные остановки на отдельных аккордах, утрированное произнесение текста. Разбирать произведение нужно небольшими частям , относительно законченными построениями. На первом этапе особого внимания требует интонационная и метро-ритмическая точность. Необходимо ощущение опорных точек, к которым устремляется мелодическое движение. Работая над отдельными фрагментами, важно помнить о целостности произведения исполнения. Данное произведение не очень сложное в исполнительском плане, имеет простую, но разнообразную гармонию, требует плавного характера звуковедения, написано для малого или среднего хора. Может быть исполнено как самодеятельным хором, так и хором с более высоким уровнем профессиональной подготовки. Список литературы: В.А. Бородихина. Практичное руководство по анализу хоровых партитур. Л.А. Безбородова. «Дирижирование» Н.В. Романовский «Хоровой словарь» И. Прохорова, Г. Скудина. «Музыкальная литература советского периода». С. Скребиков. «Анализ музыкальных произведений» |