Главная страница
Навигация по странице:

  • Русская Правда является незаменимым источником по истории хозяйственных , общественных и классовых отношений на Руси

  • Русской Правды как источника по истории непосредственных производителей материальных благ

  • Русская Правда служит основным источником для наших представлений о социально - экономическом строе древней Руси

  • Реферат. Русская правда. Русская правда Ярослава Мудрого, как историкоправовой источник


    Скачать 41.5 Kb.
    НазваниеРусская правда Ярослава Мудрого, как историкоправовой источник
    АнкорРеферат
    Дата15.10.2019
    Размер41.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРусская правда.doc
    ТипДокументы
    #90241

    «Русская правда» Ярослава Мудрого, как историко-правовой источник



    Русская правда – это свод юридических норм Киевской Руси, важнейший документ исторического и правового значения. Распространено мнение, что ее создателем был Ярослав Мудрый, однако из 181 статьи, он был автором только 17-ти. В дальнейшем же над ее созданием работали сыновья Ярослава и Владимир Мономах.
    Древнерусский правовой сборник «Русская Правда» дошел до нас к сожалению только в виде «списков», т.е. рукописных копий, самым ранним из которых является так называемый Синодальный (по названию Синодальной библиотеки, где он хранился), датируемый концом XIII в. Всего таких списков, дошедших до нас в составе различных летописей и юридических сборников 98. Большинство из них относятся к XV–XVI вв. (только три имеют более раннее происхождение).

    Данный документ содержал в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; являлся главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Он вобрал в себя нормы устного племенного права славян, а также некоторые заимствования византийского и скандинавского права. Также заметно влияние церкви на содержание документа.

    «Русская правда» действовала до конца XV в. и состояла из отдельных норм, а именно:

    • «Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»;

    • «Закон Русский»;

    • Дополнения к « Правде  Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.);

    • «Правда  Ярославичей» (« Правда   Русской  Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого);

    • Устав Владимира Мономаха, включавший «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.;

    • «Пространная  Правда».


    Основной  тенденцией эволюции « Русской   Правды » стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, от определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права.

    На протяжении нескольких веков  она служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде Русская Правда вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской Судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников 1497 и 1550 гг., даже некоторых  статей Соборного Уложения 1649 г.

    Русская правда, как и другие источники права, имеет свою структуру. Она состоит из трех редакций.

    • Первая редакция – Краткая. Она включает в себя Правду Ярослава (17 статей) и правду Ярославичей, которая, в свою очередь, состоит из Покона Вироного – устава людям, собиравшим штрафы и Урока Мостникам – устава людям, занимавшимся строительством мостов, и в общей сложности включает в себя 43 статьи.

    • Вторая редакция – Пространная, состоит она из 121 статьи,  автором ее является Владимир Мономах.

    • Третья редакция – Сокращенная, она была создана в XV веке, не имеет определенного автора и является содержательной переработкой Краткой и Пространной редакций.

    Стоит отметить, что Русская Правда является незаменимым источником по истории хозяйственных, общественных и классовых отношений на Руси, что ярко отражено в работах Б. Д. Грекова, С. В. Юшкова, Б. А. Рыбакова и других ученых. Вопрос о начале феодальных отношений на Руси бесспорно разрешается только данными Русской Правды.

    Громадное значение Русской Правды как источника  по истории непосредственных производителей материальных благ особенно четко выясняется в трудах В. И. Ленина. Владимир Ильич Ленин обращается несколько раз к Русской Правде, говоря о крепостнических отношениях в своей книге «Развитие капитализма  в России». Он указывает, что «отработки держатся едва ли не с начала Руси (землевладельцы кабалили смердов еще во времена  «Русской Правды»), увековечивая рутинную технику, и начинают быстро уступать место капитализму только в пореформенную  эпоху».

    Таким образом, Русская Правда имеет громадное  значение, как исторический источник по генезису феодализма в древней  Руси. Закабаление смердов фактически может быть изучено только при  посредстве Русской Правды, так как  летописи и другие источники говорят  о смердах и их положении крайне мало и отрывочно.

    Значение  Русской Правды для изучения истории  хозяйства в древней Руси отмечается и в других местах книги В. И. Ленина, в частности по вопросу об отработочной ренте: «Отработочная система хозяйства безраздельно господствовала в нашем земледелии со времен «Русской Правды» и вплоть до современной обработки частновладельческих полей крестьянским инвентарем; необходимым спутником ее была забитость и одичалость земледельца, приниженного если не крепостным, то «полусвободным» характером его труда; без известной гражданской неполноправности земледельца (как - то: принадлежность к низшему сословию; телесное наказание; отдача на общественные работы; прикрепление к наделу и т. д.) отработочная система была бы немыслима». 

      У В.И. Ленина находим и характеристику кабального положения  смердов во времена Русской Правды: «И  «свободный» русский крестьянин  в 20 - м веке все еще вынужден идти в кабалу к соседнему помещику  совершенно так же, как в 11 - м веке шли в кабалу «смерды» (так называет крестьян «Русская Правда») и «записывались» за помещиками!».

    Русская  Правда служит основным источником  для наших представлений о  социально - экономическом строе  древней Руси, т. к. только в ней мы находим сведения о развитии  крепостнических отношений  в этот период.

    Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что Русская Правда является уникальным памятником древнерусского права. Ведь она, являясь первым писаным  сводом законов, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу различных  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного, гражданского права  и уголовного процесса.

    Русская Правда всесторонне защищает интересы господствующего  класса и откровенно провозглашает бесправие  несвободных  тружеников - холопов, челяди. 


    написать администратору сайта