Главная страница
Навигация по странице:

  • Проверил: преподаватель Казбекова О.М

  • 1. Русские народные музыкальные инструменты

  • 2. Казахские музыкальные инструменты.

  • 3. История развития музыкального искусства

  • Заключение

  • Список используемой литературы

  • Музыка. Русские и казахские народные музыкальные инструменты


    Скачать 193.5 Kb.
    НазваниеРусские и казахские народные музыкальные инструменты
    Дата10.02.2022
    Размер193.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМузыка.doc
    ТипРеферат
    #357589


    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Казахский гуманитарно-технический колледж


    Реферат

    На тему: Русские и казахские народные музыкальные инструменты


    Выполнил: Валиева А студент

    специальности

    «Начально образование»

    очной формы обучения


    Проверил: преподаватель Казбекова О.М

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3

    1. Русские народные музыкальные инструменты 4

    2. Казахские музыкальные инструменты 9

    3. История развития музыкального искусства 20

    Заключение. 26

    Список использованной литературы. 27

    Введение

    Русский народный музыкальный инструмент – предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

    Существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

    В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос. В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты - домбыра, кобыз, сыбызгы, дауылпаз, кос сырнай, керей, шертер, жетыген, асатаяк, конырау и др. Формирование и развитие казахских народных инструментов происходило в тесной связи с инструментами соседних народов, что связано с общностью языков (общетюркский), обрядов, ритуалов, обычаев, нравов, кочевого уклада жизни и др

    В жизни каждого народа музыка издревле занимала важное место. Оно сопровождала степняков везде: в младенчестве - это колыбельная песня, в детстве - это игры и забавы детей, в повседневной жизни - это мелодии пастухов и степных певцов, народные напевы и домашнее музицирование и, наконец, игра профессиональных музыкантов. Именно в музыке нашла наиболее полное отражение душа казахского народа. Благодаря музыкальным инструментам, изготовленным из дерева и тростника, из глины и металла, из шкур и костей животных, оживают звуки древности. Прослеживая историю инструментов можно сказать, что это был длительный и сложный процесс, неотделимый от хода исторического развития народа, его быта, культуры, искусства. В связи с этим, изучение их является актуальным для современной науки. Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, а следовательно, необходимо изучать теоретическую базу её формирования.

    Проблемой музыкального образования, а также музыкальными инструментами занимались такие казахстанские авторы как: Б. Сарыбаев, А. Мухамбетова, М. Ахметова, Б. Каракулов, Ю. Аравин, А. Затаевич, А. Жубанов и многие другие.


    1. Русские народные музыкальные инструменты
    Балалайка – русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.

    Само название инструмента – типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки – инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

    Корпус склеен из отдельных (6–7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек – нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16–31 металлических ладов (до конца XIX века – 5–7 навязных ладов).

    В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600–700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной) – функцию баса.

    Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

    Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Усовершенствуется благодаря В. Андрееву совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

    Кугиклы



    Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца – духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок (3–5 трубок) различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

    Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

    Звук кугиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами – дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3–4 исполнительниц, одна – две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

    Рубель

    Ударные, шумовые инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, – дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.

    Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.

    Рубе́ль (ребрак, пральник) – предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

    Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

    Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь. [1]

    Баян

    Один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

    Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X–XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой.

    Бубен

    Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

    Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока. О шаманских бубнах можно прочитать на разных сайтах, хотелось бы рассказать о истории бубна на Руси.

    Варган

    Варган (от лат. «organum» – музыкальный инструмент) – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые

    Домра

    Домра – древнерусский старинный музыкальный инструмент. Этимологические разыскания в родственных славянских языках показывают, что термин «домра» не славянского происхождения, т.к. подобные корни в них отсутствуют. Вероятно, слово «домра» тюркского происхождения (танбур, домбур, дунбара, думбра, домбра, домб, домра).

    Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура», и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени

    Гусли

    музыкальный инструмент резонатор русский

    Слово «гусли» свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского «гYctu» («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.

    В наиболее старинных славянских памятниках слово «гусли» иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях, возможно, под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличии от духовых и ударных.

    2. Казахские музыкальные инструменты.

    Музыкальный инструментарий казахов разнообразен, богат и специфичен. Он включает в себя более 20 разновидностей инструментов, - история инструментов уходит своими корнями в глубь веков.

    Традиционные инструменты, их своеобразие и функционирование обусловлены кочевым и скотоводческим укладом жизни казахов, бытом и обычаями, спецификой мировозрения, особенностью мышления и психологией эстетического восприятия. Процесс становления, развития и совершенствования музыкалного инструментария представляет собой сложный многовековой процесс, тесно связанный со всем ходом исторического, социально-экономического и культурного развития народа.

    Эволюция инструментария, его функции и место в обществе подтверждают, что это был процесс «постепенного вызревания музыкального инструментария из древнейших синкритических производственно-магических комплексов».

    Этот эволюционный процесс не следует упрощать и представлять себе схематично и однообразно, как механичесое вычленение музыкального инструментария из сложных многоэлементных комплексов трудовой, ритуальной и эстетической деятельности народа-кочевника-скотовода. Его необходимо представить дискретно развивающимся в историческом времени «как становление нового качества, как рождение и осознание специфической роли, собственно, музыки». Его условно можно распределить на четыре группы: духовые, струнные, ударные и самозвучащие.

    2.Казахские фольклорные музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, самозвучащие.

    Духовые инструменты у тюркских народов бытовали с глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены у народов Средней Азии.

    Название сырнай является общераспространенным термином, применяемым к различным видам музыкальных инструментов. Например: камыс сырнай – инструмент из камыша, муиз сырнай – инструмент из рога (муиз - рог), кос сырнай – инструмент, состоящий из двух трубок (кос - пара), саз сырнай – инструмент, изготовленный из глины (саз – глина).

    Камыс сырнай и кос сырнай, изготовленные из камыша, отличаются от других духовых казахских инструментов силой звучания и тембровой окраской. Своеобразный тембр создается благодаря язычку, посредством которого извлекается звук.

    Камыс сырнай имеет следующие приблизительные размеры: длина трубки- 190 мм, длина язычка – 32 мм, наружный диаметр трубки со стороны вдувания – 8,5 мм, с другой стороны - 7,5 мм. Расстояние между отверстиями: от конца до первого отверстия - 40 мм, от второго до третьего – 23,5 мм.

    Если из сыбызгы, которая имеет всего три отверстия, извлекается до двадцати звуков при диапазоне ее в две с половиной октавы, то камыс сырнай, имея пять отверстий, дает всего шесть звуков в объеме большой сексты. Этот инструмент обладает довольно сильным звучанием, несмотря на его миниатюрный размер.

    Мїіз сырнай - продольно изогнутый рог (натуральная труба без мундштука). При его изготовлении используется только полая часть рога горного козла. Назначение инструмента в быту – сугубо практическое, прикладное. Это сигнальный инструмент, которым пользовались воины-батыры, пастухи или мергены-охотники, трубившие сбор, призывая к началу охоты, атаки.

    Їскірік – также бытовал с древних времен. Он представляет собой небольшой полый глиняный сосуд, напоминающий силуэт летящей птицы.

    Тасауыќ – (тас – камень, тауыќ - курица) изготавливается народными умельцами из глины таким же способом, как и ускирик. Этот инструмент имел три или четыре игровых отверстия. Тастаук отличался от саз сырная и ускирика внешней формой – в его контурах можно было увидеть сходство с курицей.

    Керней – продольная прямая натуральная трубка. Внешне он представлял собой довольно больших размеров деревянную трубку, вдетую в верблюжью гортань. Корней имел сильный зычный звук – сигнал призыва, бедствия, победной фанфары, далеко разносившийся в степи или горах.

    Сыбызєы – инструмент древнейший. Он идентичен наю узбеков, таджиков, уйгуров, сыбызгы-наю киргизов.

    Сыбызгы имеет неповторимы специфический тембр - матово-свистящий, но нерезкий насыщенный различными оттенками, что вкупе с певучестью этого духового инструмента придает любому испоняемому произведению – пастушескому наигрышу, мелодии народной песни или кюю – особую проникновенность и выразительность.

    Во всех работах исследователей давалось точное описание конструктивных особенностей древнего семиструнного инструмента – жетыгена, - отмечалось сходство его с гуслями, арфой, лютней, обращалось внимание на его необычайно мягкий звук.

    Эти импровезационные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием«Жетігенніѕ жетеуі» («Семь кюев жетыгена»).

    Наиболее распространенным музыкальным инструментом у казахов является домбра— щипковый инструмент с овальным или реже треугольным корпусом, с двумя струнами, скрученными из бараньих кишек.Появившись в условиях кочевого быта, он является неприхотливым и несложным в изготовлении, к тому же на домбре можно было играть и сидя, и стоя, и верхом на коне.

    Распространен и кобыз— смычковый инструмент, имеющий вогнутый гриф и большой полый ковшеобразный корпус, верхняя часть которого открыта, нижняя затянута верблюжьей кожей; на нее ставится резная подставка струн, не прикасающихся к грифу. Для изготовления струн и смычка, имеющего форму лука, применяется конский волос. Этим инструментом в прошлом пользовались и шаманы, которые при ритуальных действиях извлекали из него гнусавые, мрачные или пронзительные звуки. Любимым духовым инструментом была раньше сыбызгы, имеющая вид продольной флейты. Ее делали из пустотелого тростника или мягких сортов дерева, выдалбливая середину. Имелся и ударный инструмент – дауылпаз-небольшой барабан, верх которого был покрыт натянутой по краям кожей. Его обычно применяли в походах и на охоте. Со второй половины XIX в. в быту казахского народа стали появляться новые музыкальные инструменты — гармонь (сырнай) и скрипка.

    Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (еленши, энши и музыканты (куйши). Наибольшую известность в народе получали такие исполнители, у которых искусство пения и игры на инструменте сочеталось с даром импровизации на злободневную тему. Сказители и поэты-импровизаторы при исполнении легенд и сказок, эпических или историях сказанийне только пели, но и рассказывали, и играли на инструменте, усиливая свое исполнение выразительной жестикуляцией и мимикой.

    Музыкальная культура Казахстана конца

    19 – начала 20 вв. характеризуется наличием большой группы талантливых композиторов, авторов многих народных песенных и инструментальных произведений. К наиболее крупным композиторам и музыкальным деятелям относятся домбристы Курмангазы Сагырбаев (1806—1879 гг.), Даулеткерей Шигаев (1820— в 80-х годах), певцы Биржан Кожагулов (1825—1877 гг.), Мухит Мералиев (1841—1918 гг.), Абай Кунанбаев (1845—1904 гг.), Жаяу Муса Байжанов (1835—1929 гг.), Ахансерэ Корамсин (1843—1916 гг.), Естай Беркимбаев (1868—1946 гг.), кобызист Ыхлас Дукенов (1843—1916 гг).

    В наши дни изготовление национальных музыкальных инструментов, как одно из наиболее интересных направлений возрождаемых ремесел и декоративно-прикладной продукции обрело второе дыхание, поскольку продолжается дальнейшее развитие концертной деятельности многочисленных самодеятельных и профессиональных коллективов. Они пользуются спросом не только у специалистов, но и у коллекционеров.

    Жетыген - древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали – понижался. В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 15. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Жетыген отличается мягким, певучим звучанием.

    Легенда о жетыгене

    В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (гололед и массовый падеж скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй “Карагым” (“Родной мой”), после смерти Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй “Канат сынар” (“Разбитое крыло”), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй “Кумарым” (“Любимый мой”); четвертому – Бекену посвящает ся кюй “От сонер” (“Погасшее пламя”), пятому сыну Хауасу сочиняет “Бакыт кошти” (“Утерянное счастье”), шестому сыну Жулзару – “Кун тутылды” (“Затмившееся солнце”). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй “Жети баламнан айрылып куса болдым” (“Горе от утраты семи сыновей”). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием “Жетыгеннын жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”). Название “жетыген”, вероятно, состоит из двух слов: жеты (семь) и аган, которые можно расшифровать как “семь поющих струн” или “семь песен”.

    Асатаяк - ударный инструмент.

    Он напоминал жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка [2.c 94]. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа. Уже в прошлом столетии оба инструмента стали постепенно забываться, их заменил кобыз, взявший на себя роль данных ударных инструментов.

    Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен. Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так, с помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры. Различаются два вида домбр – западная и восточная. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбры. На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть не только двухструнной, но и трехструнной. В прошлом трехструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана, в настоящее же время они сохранились только в Семипалатинской области.

    История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими аруахами (*духи предков) и духами-помощниками (*силы природы и не только). Шаманский инструмент выглядел весьма необычно: головка венчалась перьями филина, была обвешена различными металлическими пластинками в виде роговых завитков, фигур птиц, которые звенели в такт музыке; на дне чаши помещалось зеркало. Все это были не просто украшения, а шаманские знаки – символы. Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (*певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.

    В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кобыз, смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других. У каждого народа такие смычковые имеют свое название, но они похожи строением, волосяными струнами, настройкой, способами игры. О древности говорит само строение инструментов. Кобыз выдалбливался из одного цельного куска дерева – можжевельника (арша), клёна, сосны, берёзы. Инструмент состоял как бы из трех частей: головной ("бас" - голова), средней (основание - кеуде) и нижней ("аяк" - ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей (дека). На ней устанавливается подставка (тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой нитью из верблюжьей шерсти. Исполнитель обхватывает смычок сбоку своей ладонью. Две струны кобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы

    Кыл кобыз.

    Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кылкобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге “Китаби деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Слово “кыл” связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей.

    Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном.

    История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.

    Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

    Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

    Шанкобыз - язычковой народный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

    При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла или дерева.

    Шанкобыз -самозвучащий металлический язычковый казахский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую лиру. При игре шанкобыз прикладывают ко рту, который служит резонатором. Различная высота звуков достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании. Шанкобыз, изготавливаемый также из дерева, бамбука, кости, под различными названиями распространен у многих народов Евразии. В далеком прошлом при камлании шаманы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.

    Дангыра и кепшик также относятся к инструментам группы мембранных. В отличие от дабыла дангыра обтягивалась кожей лишь с одной стороны и внутри обвешивалась металлическими цепочками, колечками, пластинками различных форм. Кепшик по своему устройству отличался от дангыры лишь отсутствием на нём металлических подвесок. Эти инструменты имели открытый и резкий звук. Национальные разновидности дангыры были у многих народов. Например, чуваши свой инструмент называют хангрма, алтайцы и калмыки – дунгурга, киргизы и тувинцы – дунгур, узбеки – дойра, уйгуры – дап и т.д.

    Дауылпаз и шындауыл – инструменты древнего происхождения, по своему устройству более сложные, чем дабыл и дангыра. Они имели котлообразные корпуса, полая часть которых обтягивалась кожей. Друг от друга эти инструменты отличались тем, что дауылпаз имел деревянный корпус, а шындауыл металлический и звучал значительно сильнее. Название «дауылпаз», видимо, состоит из двух слов – дауыл и паз, подобно киргизскому доол-бас, азербайджанскому тэбль-баас или уйгурскому тевил-ваз. В народном быту эти два инструмента употреблялись как сигнальные.

    Самозвучащие музыкальные инструменты.

    Асатаяк – шумовой музыкальный инструмент, который наряду с дангырой и кылкобызом был широко распространён среди баксы. Слово «аса» происходит от древнетюркского «хасса», что означает трость, жезл.

    Этот Асатаяк изготовлен из целого куска дерева. Его головка, обвешенная десятью металлическими подвесками, имеет форму лопаты. На лицевой стороне – вырезной орнамент в виде рогообразных завитков. Кроме того, в нижней части головки две пластинки листообразной формы. В палке – два металлических кольца для кожаного ремешка. На нижнюю её часть одет железный копьевидный наконечник. В нашей коллекции хранится образец этого инструмента, изготовленный в 1968 году музыкальным мастером О. Бейсембаевым.

    Конырау (колокольчик) – музыкальный инструмент, широко использованный в прошлом народными исполнителями. Применяется для сопровождения народных песен и кюев. Инструментом пользовались кылкобызисты, домбристы, шанкобызисты, а также и баксы. Домбристы и кылкобызисты навешивали Конырау на головку, шейку, либо во внутрь корпуса инструмента. В нужный момент исполнитель, потрясывая инструмент, создавал звон, тем самым усиливая звук и придавая своеобразное звучание народной музыке. Женщины, игравшие на шанкобызе, навешивали Конырау на пальцы. Здесь звучание Конырау определялось движением пальцев, ударявших по стержню. Баксы, навешивая Конырау на головки асатаяка и кылкобыза, применяли их при исполнении ритуальных мелодий. Временами заставляя звучать Конырау, баксы усиливали звучание кылкобыза и голоса.

    В настоящее время, восстановив исполнительскую традицию Конырау, можно широкиспользовать их в инструментальных ансамблях.
    3. История развития музыкального искусства

    Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста» от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее. Кочевой и полукочевой тип хозяйствования предопределил своеобразие народного инструментария и музыкальных традиций, их «встроенность» в жизнь и быт казахского общества и неотделимость от иных форм художественного творчества - словесных и поэтических.

    На раннем этапе развития музыка была всецело подчинена обслуживанию утилитарных потребностей древнего кочевого общества и сопровождала важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Возникшие в период становления казахского этноса крупные эпические сказания-жыр, исполнялись жырау (носителями эпической традиции), и были связаны изначально с отправлением ритуалов военной магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза - смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента - домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифологизированной формереальные исторические события доказахской и собственно казахской истории.

    Появившиеся несколько позже архаичные образцы инструментальной музыки народа, - кюи - также выполняли на этапе своего возникновения магические функции. Происхождение обеих традиций - эпической и инструментальной связывалось в народном сознании и преданиях с именем легендарного святого - Коркыта - первого жырау и шамана, «отца кюев» и создателя музыкального инструмента - кыл-кобыза. Вместе с кобызом, строение и названия частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям 3-х-уровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие - кобызовые кюи - «Коркыт», «Желмая»(Имя священной верблюдицы»), «Таргыл тана»(«Пегая телка»), «Елимай»(«О, моя родина»), «Ушардын улуы»(«Вой Ушар») и др[1.c542]. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть - представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы - словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъествественным силам.

    В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

    К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

    Только к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный Казахстан) - эпицентром профессиональной песни, юго-западный регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры. Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере. Творческая деятельность профессиональных музыкантов 19 века, как правило, не ограничивалась только исполнительской или композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм - поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового действа, что во многом сближал о казахских степных артистов со средневековыми музыкантами Западной Европы - жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и миннизингерами.

    В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки . Подмостки оперного театра стали ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами 19 века Биржаном и Сарой, где можно услышать полную внутренней страсти песню героя народно-освободительного восстания 19 века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау.

    В 60-70-х гг. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме классическим, - симфонии Г.Жубановой, К. Кужамьярова, так и возникает новый жанровый синтез - симфонический кюй. Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки. Особенно широкую популярность завоевал фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы», в состав которого вошли древние, ушедшие из практики повседневного бытования казахские музыкальные инструменты, возрожденные ученым-фольклористом Б. Сарыбаевым. В оркестровом звучании кюи захватывают слушателей исполинской мощью воплощаемых богатырских образов, стремительностью конной скачки-байги, пленительными звуковыми картинами необъятных просторов степей и ликованием массовых народных празднеств. Неповторимое лицо этому коллективу создал руководитель и дирижер, композитор и домбрист Н. Тлендиев.

    На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом - М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых. На сегодняшний день в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.

    Заключение

    В ходе написания реферата была изучена и проанализирована теоретическая, научно - методическая литература по русским и казахским инструментам. Музыка и музыкальные инструменты являются одним из важнейших средств воспитания детей дошкольного возраста.

    Развивать музыку важно именно с самого раннего возраста. Особая роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов и русских отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами в фольклоре. Они были созданы древними племенами и народами, принявшими участие в этногенезе казахов, которые, в свою очередь, умножили богатейшие культурные традиции предков. Музыкальные мифы и легенды, являющиеся неотъемлемой частью традиционной религиозной системы, ставят музыкальный инструмент на высшую ступень мироздания, как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Человека. В процессе исторического развития на базе магической и обрядовой игры на инструментах сложилась ее самостоятельная ветвь - профессиональная инструментальная музыка для слушания.

    Список используемой литературы
    1. Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. – М.: Советская Россия, 1959.

    2. Бычков В.Н. Музыкальные инструменты. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

    3. Русские народные музыкальные инструменты. – режим доступа: http://www.muz-instrument.ru/? page=narodnie-instrumenti – дата обращения 29,05,2017

    4.Қазақтың музыкалық аспаптары [Текст]: альбом / Б. Сарыбаев = Казахские музыкальные инструменты: альбом / Б. Сарыбаев. - Алматы: Жалын, 1978. - 136 бет.

    5.Ахмет Жубанов " Музыкальный букварь"., 1935 г

    6.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 1961. - С. - 230-231. 7.Юсуф Баласагуни "Кути-билиг" ("Познание, ведущее к счастью", 1069-1070 гг.) в сутре "Золотой блеск".

    8.Виноградов В.С. Мир музыки Фикрета: [О композиторе Ф. Амирове]. - Баку: Язычы, 1983. - 130 с.

    9.Ариоменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.; "Прогресс". - 1989. - 176 с.

    10."Актуальные проблемы национальной музыковедческой науки" (избранные исследования и статьи) "Чокан Валиханов и духовная культура казахского народа"

    11.Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость \\ Восприятие музыки: Сборник статей \\ Ред. - сост.В.Н. Максимов. М.; Музыка, 1980. - 256 с.

    12.Восприятие музыки: Сб. статей \\ Ред. - сост.В.Н. Максимов. М.: "Музыка". - 1980. - 256 с.

    13.Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей \ \ "Вопросы психологии". - № 1. - 1961. - С - 119-132.



    написать администратору сайта