Главная страница

Проект. Проект Сказки. Русские народные сказки как средство духовнонравственного воспитания детей


Скачать 50.71 Kb.
НазваниеРусские народные сказки как средство духовнонравственного воспитания детей
АнкорПроект
Дата25.02.2023
Размер50.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроект Сказки.docx
ТипДокументы
#953881


Проект на тему:
«Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания детей»

Оглавление


Введение 2

1 Роль русских народных сказок в процессе воспитания нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста 4

2 Воспитательное значение сказов Павла Петровича Бажова 8

3 Вклад сказок Александра Сергеевича Пушкина в формировании личности ребёнка и его моральных качеств 11

4 Практическая часть: авторская сказка 15

Заключение 16

Список использованных источников и литературы 18



Введение



Актуальность исследования: проблемы нравственного воспитания обусловлены уникальностью и спецификой младшего школьного и дошкольного возраста, уникальными особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющимися в своеобразии форм познания и методов практической деятельности.

Дошкольный возраст − это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, когнитивного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник приобретает опыт самоутверждения, познает радость успеха и горечь разочарования, привлекательность общения и начинает реализовывать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Младший школьный возраст − это период активного освоения моральных норм, формирования нравственных привычек, чувств, взаимоотношений. Это важнейший этап в развитии механизмов поведения и деятельности, в формировании личности ребенка в целом. Это связано как с большими изменениями, которые происходят в психическом и эмоционально-волевом развитии детей, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и с достигнутым уровнем нравственного воспитания. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания детей старшего возраста.

В настоящее время идет процесс обновления содержания дошкольного образования, апробации новых педагогических технологий, поиска и освоения новых методов и форм работы, совершенствования процесса воспитания детей, в том числе нравственного. В нем учтено все лучшее, что было накоплено практикой и педагогической наукой.

Народная сказка − неотъемлемая часть фольклора. Это предмет научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания детей. Идеи, воспетые и сохраненные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что кто-либо смог соперничать в этом случае с педагогическим гением народа», − писал К. Д. Ушинский.

Цель нашей работы − выявить возможности использования русской народной сказки как средства нравственного воспитания детей.

Объектом исследования является организация процесса нравственного воспитания детей.

Предметом исследования является использование русской сказки как средства нравственного воспитания детей.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если воспитательные возможности русских народных сказок будут использоваться в педагогическом процессе, это окажет влияние на нравственное воспитание детей.

Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания детей; - рассмотреть возрастные особенности нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста; - выявить методы, приемы и средства нравственного воспитание детей; - рассмотреть влияние русской народной сказки на нравственное воспитание детей; - проанализировать результаты и сделать выводы.

1 Роль русских народных сказок в процессе воспитания нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста



Сказка − важный способ формирования воспитания у детей. Со времен Сухомлинского сказка была средством, с помощью которого ребенок мог как учиться, так и развлекаться. Формирование личности и личностных качеств, все вместе взятое дает сказки. Сказка − это наставник, помощник и учитель, особенно в возрасте подготовительных и младших школьников. Она дает советы, выражает эмоции. Ключевые слова: сказка, авторская сказка, детская литература, виды сказок. Современный мир наполнен творениями человеческой мысли. Инновационные технологии и информационные потоки стали основой нового постиндустриального этапа развития человечества, который оказывает влияние на изменение социальной структуры общества. Многие социальные нормы постепенно заменяются новыми, а элементы народной культуры исчезают из повседневной жизни.

Изменения начинают приобретать повсеместный характер и затрагивают многие сферы культурной и социальной жизни. В педагогике, например, появляются новые методы обучения и педагогические технологии. Однако нельзя исключать роль тех разработок и методов, которые ранее использовались в образовательных целях. Народная культура обладает большим образовательным потенциалом. Ценный опыт нравственного воспитания был сохранен и пронесен через века народными сказками.

Значение сказок в образовательном процессе детей, учащихся начальной школы, трудно переоценить. В частности, очень важен моральный аспект воспитания. Важность сказок отмечалась во все времена существования человеческой культуры.

Во второй половине ХХ века, когда начались научно-технические революции, важность сказок была отмечена советским писателем Чингизом Айтматовым. Он приравнивал сказки к архитектурным памятникам, построенным предками. Сказки способствуют формированию у детей хороших манер. Воспитание − это личностная особенность, отраженная в совокупности интегрированных индивидуальных характеристик, которые являются основой социальных отношений. Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором в воспитании личности растущего человека.

Основное содержание образования, предполагающее развитие и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется через формирование базовых компонентов культуры личности. Личная культура основана на примерах сказочных героев. Персонажи сказочных произведений становятся примером для передачи определенного опыта потомкам. Воспитательная ценность сказок была проверена и апробирована вплоть до нашего времени. Учитель русского языка Геннадий Волков говорил о необходимости включения ознакомления с народными сказками в каждую национальную образовательную программу.

Сохранение сказочной культуры обеспечивается ее тесной связью с народом. В сказке нет фиксированного авторства. Это продукт и форма устного творчества, основанная на реальных ситуациях, которые происходили в жизни обычных людей. Сказочная культура единого народа содержит в себе такие национальные черты и ценности, как патриотизм, храбрость, трудолюбие и отзывчивость души. Волков видит в сказках отражение самых ярких и позитивных черт национальной культуры, которые важно передать будущему поколению. Моральные ценности и нравственные нормы общественных отношений передаются от взрослых к детям через сказки. Сказочная реальность становится переходной на пути к реальности. В рамках этой реальности ребенок учится действовать в соответствии с социально приемлемой моральной основой, которая является основополагающей для этой нации.

Опыт, полученный ребенком в сказочной реальности, затем переносится в окружающую социальную среду. Учитель русского языка Василий Сухомлинский отметил, что через сказки у детей формируется собственное отношение к добру и злу, заключенное в сказочных образах и героях. Воспитательная ценность сказочных произведений тесно связана с жанровой спецификой народного творчества.

Типология сказок представляется нам следующей:

− о животных. Этот вид сказочных произведений особенно популярен среди младшего школьного возраста. Персонажи − антропоморфные животные, которые ведут человеческий образ жизни и одеваются как обычные люди. В знакомстве с такими сказочными произведениями закладывается фундамент нравственного воспитания и познания народной культуры;

− об отношениях между людьми и животными. Благодаря общению и взаимной заботе ребенок постепенно приходит к пониманию того, что животные для нас как младшие братья. Возраст привлекательности сюжета − старший дошкольный и младший школьный;

− притчи. Главными героями помимо людей и говорящих животных могут быть анимированные объекты неживой природы. Конец такой сказки сопровождается выводом о морали или отсутствии таковой в действиях главных героев;

− о повседневной жизни. Дети любого дошкольного возраста могут воспринимать такие сказки при условии, что повседневный опыт, описанный в сказке, понятен;

− страшные истории. Обычно они придумываются самими детьми в развлекательных целях. Эти сказки наиболее интересны в среднем дошкольном возрасте. Однако опыт мировой народной культуры богат примерами страшных сказок, призванных рассказать детям о том, что считается неприемлемым в обществе;

− волшебный. Самый популярный вид сказочных произведений. В сказках нет пределов и закоулков, любые чудеса в них кажутся возможными. Оптимистическая атмосфера сказочных произведений определяет популярность жанра для детей. Герои не унывают, и если кто-то погружается в печаль, всегда есть решение проблемы.

Исход событий в сказках часто заключается в победе добра над злом. Таким образом, у ребенка формируется уверенность в силе правды и добрых намерений. Главные сказочные персонажи, которые руководствуются моральными принципами в своей жизни и в своих поступках, всегда приходят к желаемому. Им повезло, помощь приходит к ним в нужный момент, и если они серьезно ошибаются, их всегда исправляют первыми. Сказочные истории о таких персонажах содержат основную идею справедливости в человеческих отношениях. Если человек честен, отзывчив и добр, то ему не будут страшны никакие препятствия.

С помощью сказок ребенок как бы заводит себе копилку, в которую он складывает различные советы, действия, ситуации. Таким образом, у него всегда будут примеры того, как делать, а как нет. С помощью сказки мы показываем, что выбор есть всегда, и вы сами будете нести ответственность за этот выбор. Важно показать, что даже если вы видите только два пути, и они вам не подходят, обязательно найдется третий.

2 Воспитательное значение сказов Павла Петровича Бажова



Павел Петрович Бажов − русский писатель, творчество которого известно не только в России, но и далеко за рубежом. Произведения Бажова переведены более чем на 70 языков мира. Бажов − писатель, краевед, фольклорист, историк. Бажова называли «добытчиком золота устной речи и искателем родных сказок». Бажов особенно серьезно относился к значению понятия «настоящая литература», именно поэтому слава пришла к автору в зрелом возрасте. Бажов скрупулезно «выписывал» каждое из своих произведений, не торопясь, стараясь исторически точно передать читателю атмосферу быта уральцев того времени.

Работы Бажова кажутся яркими и оригинальными. В ней отражены традиции и обычаи уральских горняков того времени, их быт, обряды и уклад жизни. В большинстве сказок автора присутствуют легенды и народные предания, выделяются фантастические образы − злые и добрые чудовища, сказочные природные богатства и человек, работающий и живущий среди красот природы.

Общее собрание сочинений Бажова составляет 56 сказов. Он попытается ответить на вопрос: почему произведения Бажова, часто имеющие незамысловатые сюжеты, так любимы читателями в России и за рубежом?

На мой взгляд, главной причиной этого можно отметить правдивость писателя, достоверность событий и сюжета, подачу материала без «прикрас». Читая сказки Бажова, читатель погружается в слушание неторопливого пожилого простого человека, много почувствовавшего и повидавшего на своем веку, пережившего и радости, и трудности, открытия на жизненном пути, не утратив при этом народной изобретательности и доброты, желания помогать другим и позитивного настроя. И, конечно же, это гордость за богатых и драгоценных камней и талантов-самородков из народа, за свою родную землю.

Стоит отметить, что 27 января 2019 года исполнилось 140 лет со дня рождения замечательного русского и уральского писателя. Кстати, 2019 год объявлен Годом Павла Петровича Бажова в Свердловской области. Русские мастера слова, писатели, поэты, которые ценили не только выразительные возможности, но и значение слова, его звучание, восхищались русским языком, отмечали его разные стороны, своеобразие, особенности. Одним из доказательств гибкости и богатства русского языка является переносное значение и многозначность слов. Метафора имеет особое значение в художественном тексте. Именно она позволяет сделать любую работу богаче, красочнее, красивее. Метафора позволяет читателю обратить внимание на то, что автор хотел до него донести, а также передает эмоции и оригинальные идеи.

Стиль сказов Бажова отличается использованием средств национального языка, чтобы показать основные черты характера, быта, культуры и ментального склада главных героев. Язык сказов позволяет многое узнать о труде уральских горняков, которые проникают в тайны горы и которые мастерски создают изделия из мрамора, а также создают целые мраморные палаты. Самой важной особенностью сказов является их язык. Бажов очень ценил естественность и полноту русской речи, он не признавал чистого литературного языка, пытался найти нестандартное слово в живом диалоге, в книгах и словарях. Язык сказов Бажова чрезвычайно красочен и ярок. Иногда Бажов дает описания в той же цветовой гамме. К таким сказам можно отнести к сказ «Синюшкин колодец»: "На поляне окошко круглое, и в нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода вроде бы чистая, только сверху она превратилась в синюю тень, а посередине сидит паук, тоже синий.

Когда вы читаете сказку, вы обнаруживаете, что там, где есть синий и зеленый с их оттенками, обязательно появится какая-то особая тайная сила. В сказах Бажова цвет − это символ, своего рода условный знак, несущий свой особый смысл. Сказы Бажова − пример остроумного использования народного языка. Творчески, но в то же время очень бережно, относясь к особым выразительным возможностям национального языка. Стоит также отметить, что цветовое богатство сказок Бажова не случайно. Она рождается из красоты природы Урала.

Бажов довольно объемно применил все богатство нашего языка, чтобы выразить разнообразие красок, их сочность и насыщенность, которые так характерны для уральской природы в действительности. Использование Бажовым цвета как символа позволяет нам при изучении сказов глубже ощутить не только красоту уральских гор и природы, но и понять особую и тайную силу героев этих произведений и тяжелый труд этих героев.

Процесс понимания сказов Бажова, безусловно, является творческим процессом. Не каждый читатель и исследователь может легко передать точное значение слова, которое было произнесено собеседником. Роль слов с прямым и переносным значениями в родном языке велика. И не только в разговорной речи, но и в художественной литературе. Произведения Бажова, в которых есть слова с переносным значением, оказывают на нас большое влияние, помогают нам понять речь автора, его идеи. И наша разговорная речь становится интересной, привлекающей внимание окружающих и яркой.


3 Вклад сказок Александра Сергеевича Пушкина в формировании личности ребёнка и его моральных качеств



Сказки Пушкина обладают огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании детей. Они знакомят их с народным искусством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных норм − трудолюбия, доброты, мужества, формируют негативное отношение к жестокости и жадности:

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо...»

Сказки великого русского поэта оставляют яркий след в жизни каждого человека: «…Я сказками волшебными согрет, Что музыкой в душе моей звенели».

Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них содержится кладезь народной мудрости. Образы, которые оживают в его сказках − герои и прекрасные принцессы, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые короли, пришедшие к нам с чтением в детстве, будоражат воображение маленького читателя и воспоминания взрослых.

Вы можете начать читать сказки Пушкина ребенку с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в более старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями случаются неприятности, как им удается выпутываться из сложных ситуаций.

Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добро и понимание того, что любое зло будет наказано. В каждой сказке разоблачаются человеческие пороки, наглядно показано, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Они также учат вас любить и ценить прекрасный русский язык, каждая строчка которого просит запоминания. Довольно трудно добиться такой красоты и такой простоты. Пушкин, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, скорее, раскрывая те глубины, которые есть в народной сказке, но которые поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочен, но все в нем полно жизни и правды. Пусть в мире нет чертей или говорящих золотых рыбок, но красота этого мира неподдельна, человеческие чувства истинны, мысли мудры – как радостные, так и горькие, – что Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в светлых и прекрасных стихах. Отличительными чертами сказок Пушкина являются их оптимизм, в котором добро всегда побеждает зло. Кроме того, каждая из его сказок несет в себе какой-то моральный урок:

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!

Например, сказка «О рыбаке и рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.

Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из «Сказки о попе и о работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной» − в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.

Пушкин в своих сказках называет чувства. Современные дети не знают названия чувств, из богатой палитры чувств они в основном замечают крайние: любовь − ненависть, радость – горе... А ведь есть жалость, сочувствие, зависть и т.д., а у Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. «Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, − пишет И. И. Тихомирова, − лучший воспитатель чувств». Обратим внимание на содержащееся в сказках богатство словесных терминов, выражающих чувства в форме существительных: грусть, горе, восхищение, тоска, злость.

Важная роль в языке чувств принадлежит, как ни странно, молчанию, и на это надо обратить внимание детей. Положительные персонажи у него обычно молчаливы. Свои чувства они выражают сдержанно, немногословно: как день ненастный тих Гвидон, в горести душевной ищет свою невесту Елисей, кротко говорит о своих переживаниях царевна, попавшая в чужой дом. В отличие от них отрицательные персонажи крикливы, их чувства малоуправляемы, их накал доведён до аффектов, сопровождаемых часто бранью («Дурачина ты, простофиля») или физическим действием («Она бьёт их, за чупрун таскает»)». Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но побеждает любовь и прощение. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья.

Вот как говорит об этом К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти»: «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе: «А что он − правильный? А он хороший?» Подобные сомнения и раздумья − начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение в последние годы. В первую очередь это связано со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Сказки обладают большими возможностями с точки зрения духовного и нравственного развития. Начиная со сказки, ребенок знакомится с увлекательным литературным миром, в котором отражены взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрываются духовно-нравственные понятия, символизирующие нормы морали, которые, в свою очередь, должны прочно закрепиться в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, и особенно на нравственное воспитание. Сказки вселяют уверенность в торжестве истины, в победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей преходящи, временны, за ними обычно приходит радость, и эта радость − результат борьбы, результат совместных усилий. Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Именно сказки помогают возродить в людях духовность, милосердие, человечность. Чем раньше сказка затронет струны детской души, а не только разума, тем больше гарантий, что «добрые чувства» возобладают в них над злыми.

Так что же, в конце концов, значат для нас сказки Пушкина? Они отражают определенный образ жизни людей, крестьян, древний быт, приметы, общение друг с другом. Под его пером это не просто сказки, не литературное произведение, это волшебный и уникальный мир, где оживают герои, которые воспитывают, поучают и помогают нам по-другому взглянуть на жизнь. Вот почему так важны сказки Пушкина, они учат нас верить в себя, в свои силы, в то, что чудеса случаются не только благодаря магии и колдовству − это можно сделать своими руками и своим храбрым сердцем. Сказки прививают любовь к чтению, помогают развивать воображение, память детей, воспитывают нравственные стороны каждого читателя. Они всегда будут интересны как взрослым, так и детям, и каждый сможет найти в них что-то важное для себя.

4 Практическая часть: авторская сказка



Жизнь во сне

Девочка Женя много играла на компьютере. Однажды папа подарил ей странную игру. Она называлась «Проиграл – ты больше не выйдешь». Женя начала в нее играть. Она долго страдала, она ничего не могла сделать, и самое главное, она тоже не могла выйти из игры. Наступил вечер. Женя оставила компьютер включенным. Ночью ей приснился сон, в котором она играла в свою новую игру и легко выполняла все задания, хотя днем у нее ничего не получалось.

Утром Женя снова начала играть на компьютере. Та же самая игра. И снова она не смогла выбраться из этого. Ночью девочке приснился страшный сон. Женя проснулась, увидела дыру в стене и заглянула в нее. Она видела, как светило солнце, хотя была ночь, как играли дети… И вошел туда. Это было очень похоже на игру, которую подарил ей отец. Как только Женя вошла, она увидела, что выхода нет. Девочка принялась долбить стену, но все напрасно. Она подбежала к детям, но они были не живые, а просто куклы. Итак, девочка осталась жить в своем сне.

Заключение



Духовно-нравственное воспитание − это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие личности, в том числе воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл поступкам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само его существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социокультурного развития данного общества.

Духовно-нравственное формирование нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России. Решение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Эффективным средством в воспитании нравственных качеств личности дошкольников является сказка.

Более ста лет назад русская педагогика говорила о сказках не только как о учебно-воспитательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки − богатый материал для нравственного воспитания детей. Не зря они входят в состав текстов, по которым дети постигают многообразие мира.

Многие сказки вселяют уверенность в торжестве истины, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и повышает образовательную ценность этого инструмента.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки очень эффективным педагогическим инструментом. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы очень сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и привлекает к нему внимание детей. Поэтому правомерно говорить о том, что сказки учитывают психические особенности детей, в первую очередь неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность − важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, еще не способными к абстрактному мышлению. Основные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа, обычно очень заметны и ярко проявляются в герое: мужество, трудолюбие, остроумие и т.д. Эти особенности раскрываются как в событиях, так и с помощью различных художественных средств, например гиперболизации.

Список использованных источников и литературы



1. Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. − М.: Детская литература, 1983.

2. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогике. − М.: Педагогика, 1998.

3. Ведерникова В. М. Русская народная сказка. − М.: Наука, 1975.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка − дошкольника. − М.: Мозайка-Синтез, 2009.

5. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. − М.: Мозайка-Синтез, 2010.

6. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада. / Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой − М.: Мозайка-Синтез, 2007.

7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. − М.: Мозайка-Синтез, 2008.

8. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям 4- 6 лет (с метод, рекомендациями) − М.: Просвещение, 2001.

9. Гриценко З. А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). − М.: Просвещение, 2003.

10. Новицкая М. Ю., Е. В. Мартинкова. Родной дом. − М.: Просвещение, 2007. – 96с.

11. Нравственное воспитание в детском саду / [под ред.В. Г. Нечаевой]. − М.: Сфера, 2002. – 185 с.

12. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / [Отв. ред. А. К. Уледов]. − М.: Владос, 2004. − 142 с.

13. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. .Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э. Р.Гизатуллина // Педагогическое образование в России. − 2011. − № 3. − С.103-108

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 2003. – 798 с.

15. Педагогическая энциклопедия. − М., 1999. − С. 153.

16. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / [под ред. Ю. К. Бабанского], − 2-е изд., доп. и перераб. − М., Просвещение, 1988. − 479 с.


написать администратору сайта