Русский космизм. Русский космизм
Скачать 15.8 Kb.
|
Русский космизм Течение русской философской и научной мысли второй половины 19-20 веков. Один из оригинальных вариантов мирового космизма Русский космизм - это философское и культурное движение, которое рассматривает космос, человека и общество как коэволюционную систему. Идеи духовности и единства - важные составляющие космизма Русский космизм является философским направлением и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью богословия. С философской точки зрения, понятие космизма связано с понятием космоса в противовес хаосу, которое было придумано еще с появлением первых философских школ Древней Греции Мировоззрение космоса, т.е. ощущение себя частью Вселенной, формировалось в древности и нашло свое выражение в мифах славян, русских ведах, религиозных верованиях, прикладном искусстве, фольклоре, Признаками русского космизма считаются: 1) рассмотрение мира и космоса как единого целого, а человека – в неразрывной связи с космосом 2) активно-эволюционистское понимание космоса (в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека) 3) подчеркивание роли науки в преобразовании космоса 4) признание необходимости соединения усилий людей, единства человечества. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме-Николай Фёдорович Фёдоров. В работе “Философия общего дела” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг “Общего Дела”. Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага. Так же был второй значимый представитель-Константи Эдуардович Циолковский–это единственный из мыслителей, кто сам назвал свое гуманитарное творчество «космической философией». В своем учении он рассматривал многие отделы: онтологию, гносеологию, антропологию, теорию техники, теорию общества. К учению Циолковского относятся следующие идеи: монизм (единство мира и человека во множестве проявлений этого единства); вечность жизни во вселенной в ее различных формах; эволюционизм (эволюция духовных субстанций, человека, природы, общества); когерентность человека космосу (самообновляемость, автономность в вопросах физиологического существования, бессмертие); расширение сознания человека путем объединения исторически и традиционно разделенных сфер общественного сознания. Основная идея русского космизма состоит в понимании человека как органической части Космоса, находящейся в постоянном взаимодействии со всей Вселенной и во многом способного быть понятым, только исходя из своего места в составе космического целого. В то же время, в отличие от античного космоцентризма, русский космизм во многом опирается в своих идеях на современные и будущие достижения науки, в нем гораздо больше философии науки, в которой место науки находится в центре преобразований самого бытия человека, общества и природы. В определенной степени можно утверждать, что русский космизм – это более натурфилософская версия философии всеединства, в которой мировое всеединство понимается более практично и деятельно – как задача научного преобразования |