РНТ Хрестоматия, Аникин. Русское устное народное поэтическое творчество
Скачать 2.02 Mb.
|
5. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙДобрынюшке-то матушка говаривала, Да й Никитичу-то матушка наказывала: - Ты не езди-ка во чисто поле, На тую гору да Сорочинскую, Не топчи-ка младыих змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русских, Не купайся, Добрыня, во Пучай-реке. Та Пучай-река очень свирепая, А середняя-то струйка как огонь сечет! (В этом тексте нет запева, былина начинается с экспозиции. Обычно вначале рассказывается о происхождении героя, его богатырском детстве. Здесь сразу мать дает Добрыне наказ-запрет не ездить в чисто поле, где находятся русские пленники и где течет эпическая, часто упоминаемая в былинах Пучай-река. Название ее напоминает реку Почайну в Киеве, где Владимир Святославич в 988 году крестил киевлян). А Добрыня своей матушки не слушался. Как он едет далече в чисто поле, А на тую на гору Сорочинскую. Потоптал он младыих змеенышей, А й повыручил он полонов да русских. Богатырско его сердце распотелося, Распотелось сердце, нажаделося – Он приправил своего добра коня, Он добра коня да ко Пучай-реке. Он слезал, Добрыня, со добра коня, Да снимал Добрыня платье цветное, Да забрел за струечку за первую, Да он забрел за струечку за среднюю И сам говорил да таковы слова: «Мне, Добрынюшке, матушка говаривала, Мне, Никитичу, маменька й наказывала, Что… Пучай-река очень свирепая, А середняя-то струйка как огонь сечет! А Пучай-река – она кротка-смирна, Она будто лужа-то дождёвая!» (Завязка обычно начинается с описания героя, его богатырских доспехов, седлания коня. Здесь же завязка сюжета начинается с нарушения запрета. Добрыня недооценивает предупреждение матери об опасности). Не успел Добрыня словца смолвити – Ветра нет, да тучу нанесло, Тучи нет, да будто дождь дождит, А й дождя-то нет, да только гром гремит, Гром гремит да свищет молния – А как летит Змеище Горынище О тех двенадцати о хоботах. А Добрыня той Змеи не приужахнется. (Развитие действия начинается с появления Змея или Змеи – пол чудовища неясен. Во всех вариантах подчеркивается его связь с громом, молнией, дождем, водой – с губительными для человека стихиями природы, которых богатырь не боится). Говорит Змея ему проклятая: «Ты теперича, Добрыня, во моих руках! Захочу – тебя, Добрыня, теперь потоплю, Захочу – тебя, Добрыня, теперь съем-сожру, Захочу – тебя, Добрыня, в хобота возьму, В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!» Припадает Змея как ко быстрой реке, А Добрынюшка-то плавать он горазд ведь был: Он нырнет на бережок на тамошний, Он нырнет на бережок на здешний. А нет у Добрынюшки добра коня, До нет у Добрыни платьев цветныих – Только-то лежит один пухов колпак, Да насыпан тот колпак да земли Греческой. Он шибнет во Змею да во проклятую – Он отшиб Змее двенадцать да всех хоботов. Тут упала-то Змея да во ковыль-траву. (Кульминация – победа Добрыни над Змеем. По мнению исследователей, «колпак замли Греческой», которым Добрыня побеждает Змея, – это головной убор духовных лиц и паломников, побывавших в Византии, которвя была оплотом христианства в эпоху Киевской Руси. В связи с этим победу Добрыни над Змеем рассматривают как победу русского богатыря-христианина над язычеством, а эпизод купания Добрыни в Пучай-реке – как символическое отражение крещения киевлян в реальной реке Почайне). Добрынюшка на ножку он был поверток, Он скочил на змеиные да груди белые. На кресте-то у Добрыни был булатный нож – Он ведь хочет распластать ей груди белые. А Змея Добрыне, ему взмолилася: «Ах, ты эй, Добрыня сын Никитинич! Мы положим с тобой заповедь великую: Тебе не ездить далече во чисто поле, На тую на гору Сорочинскую, Не топтать больше младых змеенышей, А не выручать полонов да русских, Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке. И мне не летать да на святую Русь, Не носить людей мне больше русских, Не копить мне полонов да русских». (Развязка действия своеобразна. Бой Добрыни со Змеем не завершен, он заканчивается «мирным договором»: Змей просит пощады, Добрыня оговаривает безопасность Киева и за это обещает не топтать змеенышей, не освобождать пленников. Добрыня здесь действует по своей инициативе, а не по приказу князя Владимира). Он повыпустил Змею как с-под колен своих – Поднялась Змея да вверх под облако. Случилось ей лететь да мимо Киев-града. Увидала она Князеву племянницу, Молоду Забаву дочь Потятичну, Идучи по улице широкоей. Тут припадает Змея да ко сырой земле, Захватила она князеву племянницу, Унесла в нору да во глубокую. (Новая экспозиция для нового сюжета: Змея нарушает обещание). Тогда солнышко Владимир стольно-киевский, А он по три дня да тут былиц кликал, А былиц кликал, да славных рыцарей: «Кто бы мог съездить далече во чисто поле, На тую на гору Сорочинскую, Сходить в нору да во глубокую, А достать мою, Князеву, племянницу, Молоду Забаву дочь Потятичну?» Говорил Алешенька Левонтьевич: «Ах, ты солнышко Владимир стольно-киевский, Ты накинь-ка эту службу да великую На того Добрыню на Никитича: У него ведь со Змеею заповедь положена, Что ей не летать да на святую Русь, А ему не ездить далече во чисто поле, Не топтать-то младыих змеенышей Да не выручать полонов да русских. Так возьмет он Князеву племянницу, Молоду Забаву дочь Потятичну, Без бою, без драки-кроволития». Тут солнышко Владимир стольно-киевский Как накинул эту службу да великую На того Добрыню на Никитича – Ему съездить далече в чисто поле И достать ему Князеву племянницу, Молоду Забаву дочь Потятичну. (Поручение князя Владимира – вторая завязка. В новых эпизодах борьбы со Змеем Добрыня выступает уже не по своей охоте, а по поручению князя Владимира). Он пошел домой, Добрыня, закручинился, Закручинился Добрыня, запечалился. Встречает государыня да родна матушка, Та честна вдова Офимья Александровна: «Ты эй, рожено мое дитятко, Молодой Добрыня сын Никитинец! Ты что с пиру идешь не весел-де? Знать, что место было ти не по чину, Знать, чарой на пиру тебя приобнесли Аль дурак над тобою насмеялся-де?» Говорил Добрыня сын Никитинец: «Ты эй, государыня да родна матушка, Ты честна вдова Офимья Александровна! Место было мне-ка по чину, Чарой на пиру меня не обнесли, Да дурак-то надо мной не насмеялся ведь. А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский, Что съездить далече во чисто поле, На тую гору да на высокую, Мне сходить да во нору да во глубокую, Мне достать-то Князеву племянницу, Молоду Забаву дочь Потятичну». Говорит Добрыне родна матушка, Честна вдова Офимья Александровна: « Ложись-ка спать да рано с вечера, Так утро будет очень мудрое - Мудренее утро будет оно вечера». (Развитие действия. Традиционный мотив печали, которую испытывает богатырь после получения задания, обычно подчеркивает его трудность. Общее место для многих былин – матушка расспрашивает сына, не обидел ли кто его в пиру. Она выступает в былине как мудрая советчица). Он вставал по утрушку ранешенько, Умывается да он белешенько, Снаряжается он хорошохонько. Да йдет на конюшню на стоялую, А берет в руки узду да он тесьмяную, А берет он дедушкова да ведь добра коня. Он поил Бурка питьем медвяныим, Он кормил пшеной да белояровой, Он седлал Бурка в седелышко черкасское, Он потнички да клал на потнички, Он на потнички да кладет войлочки, Клал на войлочки черкасское седелышко, Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов, Он тринадцатый-то клал да ради крепости, Чтобы добрый конь-то с-под седла не выскочил, Добра молодца в чистом поле не вырутил. Подпруги были шелковые, А шпеньки у подпруг всю булатные, Пряжки у седла да красна золота - Тот да шелк не рвется, да булат не трется, Красно золото не ржавеет, Молодец-то на коне сидит да сам не стареет. Поезжал Добрыня сын Никитинец, На прощанье ему матушка да плетку подала, Сама говорила таковы слова: «Как будешь далече во чистом поле, На тыи горы да на высокия, Потопчешь младыих змеенышей, Повыручишь полонов да русскиих, Как тыи-то младые змееныши Подточат у Бурка как они щеточки, Что не сможет больше Бурушко поскакивать, А змеенышей от ног да он отряхивать, Ты возьми-ка эту плеточку шелковую, А ты бей Бурка да промежу ноги, Промежу ноги да промежу уши, Промежу ноги да межу задние,- Станет твой Бурушко поскакивать, А змеенышей от ног да он отряхивать - Ты притопчешь всех да до единого». (Мать дает Добрыне мудрый совет и чудесную плетку.) Как будет он далече во чистом поле, На тыи горы да на высокия, Потоптал он младыих змеенышей. Как тыи ли младые змееныши Подточили у Бурка как они щеточки, Что не может больше Бурушко поскакивать, Змеенышей от ног да он отряхивать. Тут молодой Добрыня сын Никитинец Берет он плеточку шелковую, Он бьет Бурка да промежу уши, Промежу уши да промежу ноги, Промежу ноги межу задние. Тут стал его Бурушко поскакивать, А змеенышей от ног да он отряхивать, Притоптал он всех да до единого. Выходила как Змея она проклятая Из тыи норы да из глубокия, Сама говорит да таковы слова: «Ах ты, эй, Добрынюшка Никитинец! Ты, знать, порушил свою заповедь. Зачем стоптал младыих змеенышей, Почто выручал полоны да русские?» Говорил Добрыня сын Никитинец: «Ах ты, эй, Змея да ты проклятая! Черт ли тя нес да через Киев-град, Ты зачем взял князеву племянницу, Молоду Забаву дочь Потятичну? Ты отдай же мне-ка князеву племянницу Без боя, без драки-кроволития!» (Былина подчеркивает лицемерие и наглость врага, первым нарушившего заповеди, но обвиняющего богатыря, и дипломатичность Добрыни, до конца пытающегося без драки-кровопролития урегулировать мирные отношения). Заводила она бой-драку великую. Они дрались со Змеею тут трои сутки, Но не мог Добрыня Змею перебить. Хочет тут Добрыня от Змеи отстать - Как с небес Добрыне ему глас гласит: «Молодой Добрыня сын Никитинец! Дрался со Змеею ты трои сутки, Подерись со Змеей еще три часа: Ты побьешь Змею да ю, проклятую!» Он подрался со Змеею еще три часа, Он побил Змею, да ю, проклятую, - Та Змея, она кровью пошла. Стоял у Змеи он тут трои сутки, А не мог Добрыня крови переждать. Хотел Добрыня от крови отстать, Но с небес Добрыне опять глас гласит: «Ах ты, эй, Добрыня, сын Никитинец! Стоял у крови ты тут трои сутки - Постой у крови да еще три часа, Бери свое копье да мурзамецкое И бей копьем да во сыру землю, Сам копью да приговаривай: «Расступись-ка, матушка сыра земля, На четыре расступись да ты на четверти! Ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную!» Расступилась тогда матушка сыра земля, Пожрала она кровь да всю змеиную. (Новая кульминация. Богатырь одерживает полную победу над врагом, очищает от змеиной нечисти Русскую землю. Былина подчеркивает, что Добрыня побеждает Змею, воплощающую язычество, с помощью небесных сил). Тогда Добрыня во нору пошел. Во тыи норы да во глубокие, Там сидит сорок царей, сорок царевичей, Сорок королей да королевичей, А простой- то силы – той и сметы нет. Тогда Добрынюшка Никитинец Говорил-то он царям да он царевичам И тем королям да королевичам: «Вы идите нынь туда, откель принесены. А ты, молода Забава дочь Потятична, - Для тебя я эдак теперь странствовал - Ты поедем-ка ко граду ко Киеву А й ко ласковому князю ко Владимиру». И повез молоду Забаву дочь Потятичну. (Развязка. Добрыня выступает в былине не только как герой-змееборец, борец за христианство против язычества, но и как патриот, освободитель Русской земли от врагов, а русских пленников – от вражеского плена). |