Главная страница
Навигация по странице:

  • (Текст былины дается вместе с комментарием.)

  • РНТ Хрестоматия, Аникин. Русское устное народное поэтическое творчество


    Скачать 2.02 Mb.
    НазваниеРусское устное народное поэтическое творчество
    АнкорРНТ Хрестоматия, Аникин.rtf
    Дата15.01.2018
    Размер2.02 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаРНТ Хрестоматия, Аникин.rtf
    ТипЛитература
    #14046
    страница18 из 28
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28

    6. АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ


    (Текст былины дается вместе с комментарием.)

    Из славного Ростова красна города

    Как два ясные сокола вылетывали -

    Выезжали два могучие богатыря:

    Что по имени Алешенька Попович млад

    А со молодым Якимом Ивановичем.

    (Завязка – выезд богатырей из дому – традиционна для былин. Алеша отправляется из родного Ростова вместе со своим слугой и оруженосцем Якимом Ивановичем, который в данном варианте также приписан к богатырям).

    Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

    Стремено в стремено богатырское.

    Они ездили-гуляли по чисту полю,

    Ничего они в чистом поле не наезживали,

    Не видели они птицы перелетныя,

    Не видали они зверя рыскучего.

    Только в чистом поле наехали -

    Лежат три дороги широкие,

    Промеж тех дорог лежит горюч камень,

    А на камени подпись подписана.

    (Здесь используется традиционный прием: с помощью отрицания – ничего не видели – выделяется главное – то единственное и очень важное, что увидели: камень с надписью).

    Взговорит Алеша Попович млад:

    А и ты, братец Яким Иванович,

    В грамоте поученый человек,

    Посмотри на камени подписи,

    Что на камени подписано».

    И скочил Яким со добра коня,

    Посмотрел на камени подписи.

    Расписаны дороги широкие:

    Первая дорога в Муром лежит,

    Другая дорога – в Чернигов-град.

    Третья – ко городу ко Киеву,

    Ко ласкову князю Владимиру.

    Говорил тут Яким Иванович:

    «А и братец Алеша Попович млад,

    Которой дорогой изволишь ехать?»

    Говорил ему Алеша Попович млад:

    «Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,

    Ко ласкову князю Владимиру».

    (Развитие действия. Алеша выбирает дорогу не в Чернигов и Муром, а в Киев, который уже в IX-X вв. осознавался как центр Русской земли).

    В те поры поворотили добрых коней

    И поехали они ко городу ко Киеву...

    А и будут они в городе Киеве

    На княженецком дворе,

    Скочили со добрых коней,

    Привязали к дубовым столбам,

    Пошли во светлы гридни,

    Молятся Спасову образу

    И бьют челом, поклоняются

    Князю Владимиру и княгине Апраксеевне

    И на все четыре стороны.

    (Православный русский обычай требовал от гостя вначале помолиться в доме перед образами и только потом учтиво приветствовать хозяев).

    Говорил им ласковый Владимир-князь:

    «Гой вы еси, добры молодцы!

    Скажитесь, как вас по имени зовут -

    А по имени вам можно место дать,

    По отчеству можно пожаловать».

    (Очевидно, что Владимир впервые видит Алешу, он должен знать сословное положение гостей, чтобы определить, в какое место за столом их посадить.)

    Говорит тут Алеша Попович млад:

    «Меня, осударь, зовут Алешею Поповичем,

    Из города Ростова, старого попа соборного».

    В те поры Владимир-князь обрадовался,

    Говорил таковы слова:

    «Гой еси, Алеша Попович млад!

    По отечеству садися в большое место, в передний уголок,

    В другое место богатырское,

    В дубову скамью против меня,

    В третье место, куда сам захошь».

    (По-видимому, Владимир понаслышке знает об Алеше как о богатыре. Любопытная бытовая подробность: как сын соборного священника он может занимать почетное место в переднем углу, то есть под образами. Как богатырю Владимир уважительно предлагает Алеше место напротив себя.)

    Не садился Алеша в место большее

    И не садился в дубову скамью -

    Сел он со своим товарищем на палатный брус.

    (Поскольку Яким не может претендавать на почетное место за столом, Алеша предпочитает сесть на самое скромное и незаметное место – на полатях возле печки вместе со своим товарищем).

    Мало время позамешкавши,

    Несут Тугарина Змеевича

    На той доске красна золота

    Двенадцать могучих богатырей,

    Сажали в место большее,

    И подле него сидела княгиня Апраксеевна.

    (Образ Тугарина неясен. Он назван Змеевичем, но атрибутами змея не наделяется. Гиперболизируется огромность Тугарина – его несут двенадцать могучих богатырей. Ему оказывают особый почет, усаживая рядом с княгиней Апраксой. Архаичная деталь: Тугарина вносят в дом на золоченой доске, паланкине, как вносили, согласно ритуалу, татарских владык, не давая им коснуться земли).

    Тут повары были догадливы -

    Понесли яства сахарные и питья медвяные,

    А питья все заморские,

    Стали тут пить-есть, прохлаждатися.

    А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест,

    По целой ковриге за щеку мечет -

    Те ковриги монастырские,

    И нечестно Тугарин питья пьет –

    По целой чаше охлестывает,

    Котора чаша в полтретья ведра.

    (Былина отмечает невоспитанность Тугарина, гиперболизирует его прожорливость и непомерное употребление вина. Русский обычай требовал есть не торопясь, пристойно вести застольную беседу).

    И говорит в те поры Алеша Попович млад:

    «Гой еси ты, ласковый осударь Владимир-князь!

    Что у тебя за болван пришел?

    Что за дурак неотесанный?

    Нечестно у князя за столом сидит,

    Княгиню он, собака, целует во уста сахарные,

    Тебе, князю, насмехается.

    А у моего сударя-батюшки

    Была собачища старая,

    Насилу по подстолью таскалася,

    И костью та собака подавилася -

    Взял ее за хвост, под гору махнул.

    От меня Тугарину то же будет!»

    Тугарин почернел, как осенняя ночь.

    Алеша Попович стал как светел месяц.

    (Алеша нарочно вышучивает и унижает Тугарина, сравнивая его со старой обжорой-собачищей, старается разозлить его и вызвать на бой – это один из его испытанных приемов в обращении с врагом. В отличие от Алеши князь Владимир проявляет беспомощность, никак не обнаруживает своих чувств. Дерзость Алеши по отношению к почетному гостю Тугарину усиливается тем, что он сидит не в «большем» месте, а на полатях, где обычно сидят слуги и дети).

    И опять в те поры повары были догадливы -

    Носят яства сахарные и принесли лебедушку белую,

    И ту рушала княгиня лебедь белую.

    Обрезала рученьку левую,

    Завернула рукавцем, под стол опустила,

    Говорила таковы слова:

    «Гой еси вы, княгини-боярыни!

    Либо мне резать лебедь белую,

    Либо смотреть на мил живот,

    На молода Тугарина Змеевича!»

    (Княгиня ведет себя неподобающе. Она так засмотрелась на Тугарина, что порезала руку, разрезая традиционное блюдо – лебедь печеную.)

    Он, взявши, Тугарин, лебедь белую,

    Всю вдруг проглотил,

    Еще ту ковригу монастырскую.

    Говорит Алеша на палатном брусу:

    «Гой еси, ласковый осударь Владимир-князь!

    Что у тебя за болван сидит?

    Что за дурак неотесанный?

    Нечестно за столом сидит,

    Нечестно хлеба с солью ест -

    По целой ковриге за щеку мечет

    И целу лебедушку вдруг проглотил.

    У моего сударя-батюшки,

    Федора, попа ростовского,

    Была коровища старая,

    Насилу по двору таскалася,

    Забилася на поварню к поварам,

    Выпила чан браги пресныя,

    От того она лопнула.

    Взял за хвост, под гору махнул.

    От меня Тугарину то же будет!»

    Тугарин потемнел, как осенняя ночь,

    Выдернул кинжалище булатное,

    Бросил в Алешу Поповича.

    Алеша на то-то верток был,

    Не мог Тугарин попасть в него.

    Подхватил кинжалище Яким Иванович,

    Говорил Алеше Поповичу:

    - Сам ли бросаешь в него или мне велишь?

    - Нет, я сам не бросаю и тебе не велю!

    Заутра с ним переведаюсь.

    Бьюсь я с ним о велик заклад -

    Не о ста рублей, не о тысяче,

    А бьюсь о своей буйной голове.

    (Во второй раз Алеша высмеивает и оскорбляет Тугарина, но биться в палатах Владимира он не хочет, ему нужна не простая драка, а бой с врагом на смерть. Он уверен в своей победе и ставит в заклад, на спор, свою буйну голову).

    В те поры князья и бояра

    Скочили на резвы ноги

    И все за Тугарина поруки держат:

    Князья кладут по сто рублей,

    Бояре по пятьдесят, крестьяне по пяти рублей.

    Тут же случилися гости купеческие -

    Три корабля свои подписывают

    Под Тугарина Змеевича,

    Всякие товары заморские,

    Которы стоят на быстром Днепре.

    А за Алешу подписывал владыка черниговский.

    В те поры Тугарин взвился и вон ушел,

    Садился на своего добра коня,

    Поднялся на бумажных крыльях по поднебесью летать.

    Скочила княгиня Апраксеевна на резвы ноги,

    Стала пенять Алеше Поповичу:

    «Деревенщина ты, засельщина!

    Не дал посидеть другу милому!»

    (Подобно Змею, Тугарин может летать, но крылья у него необычные – бумажные. Все присутствующие на пиру уверены в победе Тугарина над Алешей, поэтому ставят заклад на него, только черниговский владыка сочувствует Алеше и ставит на его победу.)

    В те поры Алеша не слушался,

    Взвился с товарищем и вон пошел,

    Садилися на добрых коней,

    Поехали ко Сафат-реке,

    Поставили белы шатры,

    Стали опочив держать,

    Коней отпустили в зелены луга.

    Тут Алеша всю ночь не спал,

    Молился Богу со слезами:

    «Создай, Боже, тучу грозную,

    А и тучу-то с градом, дождя!»

    Алешины молитвы доходчивы -

    Дает Господь Бог тучу с градом, дождя.

    Замочило Тугарину крылья бумажные,

    Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

    (Знаменательно, что Алеша обращается за помощью к Богу. Иноземец Тугарин воспринимается здесь как «поганый» – язычник, которого побеждает русский богатырь-христианин Алеша Попович.)

    Приходил Яким Иванович, сказал Алеше Поповичу,

    Что видел Тугарина на сырой земле.

    И скоро Алеша наряжается, садился на добра коня,

    Взял одну сабельку острую и поехал к Тугарину Змеевичу.

    Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,

    Заревел зычным голосом:

    «Гой еси, Алеша Попович млад!

    Хошь ли, я тебя огнем спалю,

    Хошь ли, Алеша, конем стопчу,

    Али тебя, Алеша, копьем заколю».

    (Тугарин прибегает к традиционной угрозе врага «огнем спалить», что подчеркивает его «змеиную» сущность, конём стоптать, хочет запугать богатыря).

    Говорил ему Алеша Попович млад:

    «Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад,

    Бился ты со мной о велик заклад

    Биться-драться един на един,

    А за тобою ноне силы – сметы нет».

    Оглянется Тугарин назад себя -

    В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.

    И пала голова на сыру землю, как пивной котел.

    (Кульминация. Алеша в решительную минуту прибегает к хитрости, обманывает и побеждает опасного врага, которого не смог бы победить силой.)

    Алеша скочил со добра коня,

    Отвязал чембур от добра коня

    И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,

    И привязал к добру коню,

    И привез в Киев-град на княженецкий двор,

    Бросил среди двора княженецкого.

    И увидел Алешу Владимир-князь,

    Повел во светлы гридни, сажал за убраны столы,

    Тут для Алеши и стол пошел.

    Сколько времени покушавши, говорил Владимир-князь:

    «Гой еси, Алеша Попович млад!

    Час ты мне свет дал.

    Пожалуй, ты живи в Киеве,

    Служи мне, князю Владимиру,

    Долюби тебя пожалую».

    В те поры Алеша Попович млад

    Князя не ослушался,

    Стал служить верой и правдою.

    А княгиня говорила Алеше Поповичу:

    «Деревенщина ты, засельщина!

    Разлучил меня с другом милыим,

    С молодым Змеем Тугаретином!»

    (Развязка сюжета былины – Алеша после победы над Тугарином остается служить князю Владимиру. Необычно в развязке то, что княгиня не наказана.)

    То старина, то и деяние.

    (Последняя строка – былинный исход.)

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   28


    написать администратору сайта