С. А. Лебедевнаучная картина мира в ее развитии
Скачать 122.98 Kb.
|
Антропный принцип Это один из наиболее спорных принципов современной пост- неклассической картины мира. Область его значения — роль и место разумной жизни во Вселенной, а более конкретно — человека. Существует три исторических парадигмы, дающие ответ на этот вопрос. 20 1. Вселенная антропоморфна, она — целостный организм, а че- ловеком управляют высшие космические силы (Аристотель, Пто- лемей). 2. Вселенная — механизм, созданный Богом, который сотворил человека по своему образу и подобию (Декарт, Ньютон). 3. Стандартная космологическая модель, в рамках которой воз- никновение разумной жизни — проявление законов случая. Анализ этой проблемы привел к своеобразному «антикоперни- канскому» перевороту в современной картине мира. Прежде всего оказалось, что во Вселенной существует очень точная подгонка фундаментальных физических констант друг к другу, и даже малые отклонения от стандартных значений привели бы к такому изме- нению свойств Вселенной, что возникновение в ней человека ста- ло бы просто невозможно. Эту проблему исследовали Г.М. Идельс, А.М. Зельманов, Б. Картер, Ф. Хойа, Н.Л. Розенталь, Дж. Уилер, Ф. Типлер, С. Хокинг и другие ученые. Эта удивительная приспособ- ленность Вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа (АП). В наиболее парадоксальной форме так называемого сильного АП эту идею сформулировал в 1973 г. Б. Картер, использовавший парафраз известного афоризма Декарта: “Cogito, ergo mundus talis est” («Я мыслю, следовательно, Вселенная такова, какова она есть»). Есть и другие не менее парадоксальные формулировки АП. С. Хо- кинг: «Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем, по той причине, что существует человек». Ф. Хойа: «Здравая интерпретация фактов дает возможность предположить, что в физике, а также в химии и биологии экспериментировал «сверхинтеллект» и что в природе нет слепых сил, заслуживающих внимания». Дж. Уилер: «В неко- тором странном смысле это является участием Бога в Создании Вселенной». Ф. Типлер предложил финалистскую версию АП, в основе кото- рой лежит постулат вечности жизни, точнее, реализации программы производства информации. Физическая природа носителей инфор- мации при этом несущественна, это вовсе не обязательно человек. Цель этого процесса состоит в управлении крупномасштабной структурой Вселенной, а его финал — точка Омега, мировой Разум, потенциально владеющий бесконечно большим объемом инфор- мации. На основании своей концепции Типлер утверждает, что Вселенная должна быть закрытой. Она потенциально содержит точку Омега как финал, в котором сливаются все мировые линии событий. Однако, с точки зрения синергетики, позиция Типлера не выдерживает критики, ибо это модель эволюционного тупика. Значительно более рационалистическая интерпретация АП при- надлежит Н.Л. Розенталю, который представил его как принцип целесообразности. Наши основные физические законы, считает 21 он, подчиняются гармонии, которая обеспечивает существование основных состояний. На конкретных примерах варьирования ве- личиной фундаментальных констант Розенталю удается показать конструктивную роль АП. Близкую точку зрения развивают С.П. Курдюмов и Е.Н. Князе- ва. Сложное, отмечают они, связано с иерархическим принципом строения и с необходимостью должно рассматриваться в эволюци- онном аспекте. На этом основании они формируют эволюционный постулат АП: сложный спектр структур-аттракторов существует лишь для узкого, уникального класса сценариев с нелинейными зависимостями. Недостаток синергетической интерпретации АП со- стоит в том, что ее авторы не смогли указать решения задачи морфо- генеза, т.е. усложнения, перехода от простых структур к сложным. Универсальная эволюция И. Пригожину, Э. Янгу и Н.Н. Моисееву принадлежит идея универсального эволюционизма. Современная общепризнанная картина мира носит как бы мозаичный характер: она состоит из автономных блоков: физика, космология, биология, геохимия и др., которые, хотя и связаны между собой, но не выдержаны в духе единой универсальной эволюционной парадигмы. Смысл принципа универсального эволюционизма состоит в том, чтобы представить все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования веще- ства, звезд и галактик и вплоть до социокультурной динамики, как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющий- ся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном пространстве. Концепция универсального эволюционизма пока еще очень да- лека от завершения и существует скорее в виде исследовательской программы. Это, однако, не уменьшает ее онтологического, гно- сеологического и этического значения. Дело в том, что из концеп- ции универсального эволюционизма в качестве следствия можно получить принцип коэволюции человеческого социума и среды его обитания, включая космическое пространство. Этот принцип — прямой результат применения методов нелинейного мышления. Для поддержания устойчивого, неразрушающегося режима соци- альной эволюции этот принцип играет фундаментальную роль. Он является прямой антитезой классическому представлению об от- ношении человека к природе: «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — хозяин». Прямое следование этой мировоззренче- ской максиме, безусловно, явилось одной из главных причин эко- логического кризиса, заложниками которого оказалось не только современное человечество, но и будущие поколения людей. 22 Краткая реконструкция основного содержания научных картин мира, господствовавших в разные исторические и культурные эпо- хи развития человечества, может быть резюмирована следующим образом. Картина мира античной науки: мир как самодостаточная, закономерная, внутренне упорядоченная и целесообразно устро- енная реальность (Космос); необходимыми формами существова- ния бытия как объективной реальности и любой ее части являются пространство и время; закономерности мира носят необходимый и однозначный характер; случайность в мире является лишь осо- бой формой проявления необходимости; реальное пространство имеет свойства, описываемые в эвклидовой геометрии; изменения в объективной реальности являются результатом действия одной из четырех причин: действующей, формальной, материальной, це- левой, либо их различных комбинаций; реальность неба каче- ственно отличается от реальности земли: первая является более совершенной по сравнению со второй, так как она ближе к Богу, только на небе возможны строго равномерное прямолинейное или криволинейное движение; биологическая реальность на земле бо- лее совершенна, чем физическая (неорганическая природа), а со- циальная реальность и человек более совершенны, чем биологиче- ская, благодаря наличию у людей сознания и разума; полное (исчерпывающее) объяснение любого вида реальности, ее измене- ния и движения должно всегда заканчиваться ответами на вопро- сы: для чего? зачем? с какой целью? законы целого не сводимы к сумме законов поведения его частей, целое по статусу своего бы- тия выше и истиннее любой из своих частей, а также их различных совокупностей; природа и человек по своим основным свойствам (разумности) тождественны друг другу, а потому природа познава- ема человеком как своей частью; в центре Космоса находится Зем- ля с живущими на ней людьми (это их естественное место), а все остальные объекты Космоса, включая Солнце и планеты, враща- ются вокруг Земли, которая является единственно правильной си- стемой отсчета для человека в его стремлении постигнуть объек- тивную истину о мире. Картина мира средневековой науки: мир как объективная реаль- ность есть творение Бога; мир как целое устроен в высшей степени разумно и целесообразно, все его законы до конца ведомы только Богу; человек в познании природы может лишь приближаться к ее истинному образу; Бог может вмешиваться в естественный ход со- бытий и подправлять его; человек является высшим видом бытия, он создан по образу и подобию Бога; человек способен познавать реальность и приближаться в ходе ее познания к расшифровке Божьего замысла законов ее функционирования; человек как мик- рокосм тождествен в своем основном содержании и структуре макрокосму как Вселенной в целом; оба являются продуктами 23 творения Бога, а потому познание человеком истины о мире воз- можно путем уподобления Вселенной человеку и человека Вселен- ной, равно как и всякому другому объекту; в центре мира находится Земля с человеком на ней, так повелел Бог и это не может быть предметом сомнений или схоластических дискуссий; целое выше по статусу бытия любой своей части, а Бог выше всей объективной реальности, ибо воплощает в себе абсолютную полноту всей возмож- ной положительной реальности; человек и бытие как объективная реальность, хотя и внеположены друг другу, однако их взаимосвязь и возможность познания человеком любых объектов гарантируется и обеспечивается единством субъекта и объекта в Боге. Картина мира классической науки: объективная реальность, яв- ляющаяся предметом исследования науки, является абсолютно са- модостаточной в своем существовании, хотя, возможно, она и была когда-то создана Богом; после ее создания с помощью своего со- вершенного Разума Бог больше не вмешивается в дальнейший ход ее бытия и происходящих в ней изменений; объективная реаль- ность может быть познана человеком только в ходе взаимодей- ствия с ней, в процессе экспериментального воздействия на по- знаваемый объект; наука хотя и изучает объективную реальность в искусственно созданных, экспериментальных условиях ее суще- ствования, однако имеет право считать полученные таким спосо- бом результаты естественными свойствами и законами самой Природы, так как располагает надежными средствами экстраполя- ции найденных связей и отношений; объективная реальность не имеет ограничений в пространстве и времени, как целое она бес- конечна и неисчерпаема в своих свойствах и отношениях; «Книга природы написана на языке математики» (Г. Галилей) и только тот сможет прочитать ее, кто в совершенстве владеет языком функций и других способов количественного описания объективной дей- ствительности («Бог — математик»); свой же Завет людям Бог по- слал на доступном для каждого человека обыденном языке его по- вседневной жизни; объективная реальность состоит из трех внешне взаимосвязанных, но самостоятельных субстанций: мате- рии (вещества), пространства и времени; пространство существует объективно, но независимо от материи, представляя собой необ- ходимое условие ее существования и движения (пространство есть некая бесконечная и нематериальная протяженность — «пустота»); по своим внутренним свойствам реальное пространство трехмерно, изотропно и однородно, структура и свойства пространства абсо- лютно адекватно описаны в геометрии Эвклида, которая является единственно верной теорией реального пространства; время также представляет собой самостоятельный вид объективной реально- сти, оно одномерно, однородно и анизотропно (у него есть выде- ленное направление: оно всегда течет от прошлого к будущему); 24 любой материальный объект обладает определенным весом (гра- витационной массой), а также мерой сопротивления изменению своего положения (инертной массой); материя и все материальные объекты состоят из мельчайших частиц — атомов, которые неде- лимы далее ни в пространственном, ни в структурном отношении; количество материи в мире бесконечно; пространственные и вре- менные характеристики объектов, такие как их протяженность и длительность, не изменяются при изменении скорости их движе- ния и являются инвариантными по отношению к любым системам отсчета (т.е. их значение не зависит от выбора системы отсчета и ее скорости); передача материального (физического) воздействия от одного тела к другому происходит мгновенно, т.е. с бесконечной скоростью; это позволяет синхронизировать часы во всех точках Вселенной и во всех системах отсчета и говорить о существовании единого времени для всей Вселенной и ее различных процессов; законы природы являются абсолютно или строго однозначными; любое вероятностное описание объективной реальности является лишь приблизительным и неполным, оно возникает в двух случа- ях: 1) либо в результате сознательного отвлечения от ряда свойств изучаемого объекта; 2) либо в случае принципиальной невозмож- ности получения о нем интересующей исследователя информа- ции; в любом случае вероятность есть мера неполноты нашего зна- ния об объекте; это, однако, ничуть не умаляет огромной практической важности вероятностного знания как эффективного средства познания и управления действительностью; необходи- мость в мире первична, а случайность вторична; объективная слу- чайность имеет место, но только в двух случаях: 1) как форма про- явления необходимости в конкретных условиях ее реализации (т.е. в зависимости от разных условий ее осуществления) и 2) как точка пересечения независимых друг от друга причинных рядов последовательностей событий; основным видом законов в объек- тивной действительности являются причинные законы; существуют три вида объективной реальности: неорганическая природа (предмет физики и неорганической химии), органическая природа (предмет органической химии и биологии), общество и человек (предмет со- циальных и гуманитарных наук); в неорганической природе нет места целям; целое есть сумма составляющих его частей и их взаи- модействий, все свойства целого полностью детерминированы и выводимы из свойств его частей; в отличие от неорганической природы в органической природе и обществе имеет место разви- тие от простого к сложному и от менее сложного к все более слож- ному; применительно к Космосу или объективной реальности в целом не применимы характеристики эволюции или развития, можно говорить только об их изменении; Небо и Земля как эле- менты физической реальности ничем в принципе не отличаются 25 друг от друга, и там и там действуют одни и те же физические за- коны; в силу чисто физических свойств Солнца, наличия у него гораздо большей массы по сравнению с массой Земли и любой другой планеты гелиоцентрическая система Коперника является более предпочтительной по сравнению с геоцентрическими система- ми Птолемея и Тихо Браге; эволюция органического мира в целом также не направляется никакими общими целями, в ней также главными факторами ее изменений являются действующие при- чины — такие, как размножение и последующий отбор наиболее приспособленных особей к конкретному ареалу (условиям, среде) их существования; таким образом, наличные материальные условия, среда являются главным, решающим фактором всей биологиче- ской эволюции, определяя ее содержание, результаты и итоговую направленность; энергия, вещество, пространство и время непре- рывны; наука своими методами в принципе способна получить о познаваемых ею объектах абсолютную объективную истину; об- щество также может и должно быть объектом научного познания и сферой применения в ходе получения объективно-истинного зна- ния о нем всего арсенала универсальных методов науки. Картина мира неклассической науки: мир — это объективная, са- модостаточная реальность, функционирующая по присущим ей естественным или объективным законам; законы, управляющие миром объективной реальности, не только многообразны по свое- му содержанию в зависимости от типа объектов, к которым они относятся, но и по форме: причинные, структурные, функцио- нальные, целевые, эволюционные, однозначные, вероятностные, динамические, статистические и др.; однозначные законы — это довольно редкий тип объективных законов среди всех других; как правило, однозначные законы науки являются идеализированными схемами реальных законов и используются в основном на уровне теоретического описания реальности; на эмпирическом же уровне описания большинство научных законов имеет статистический характер и относятся к множествам однородных объектов, пред- ставляющих собою статистические системы или ансамбли; стати- стические законы описывают вероятностные распределения неко- торого свойства по всему множеству элементов исследуемой системы; поведение же объектов микромира является принципи- ально вероятностным даже на уровне теоретического описания их поведения; в природе (объективной реальности) имеют место как однозначные, так и вероятностные отношения между ее объекта- ми, а также состояниями одного и того же объекта; пространство и время не являются субстанциями, независимыми как друг от друга, так и от материи, все они внутренне взаимосвязаны друг с другом, и изменения в свойствах одного из них влияют на изменения свойств двух других; реальное физическое пространство в целом 26 является неевклидовым и подчиняется метрике общей геометрии Римана, описывающей пространство переменной кривизны; ха- рактер искривления пространства зависит от характера распреде- ления гравитационных масс на данном участке Вселенной; при равномерном их распределении структура пространства близка к евклидовой и практически может считаться тождественной по- следней; в целом пространство Вселенной анизотропно и неодно- родно, а время однородно и обратимо; пространственные и вре- менные свойства объектов зависят от скорости движения объектов или от скорости системы отсчета, по отношению к которой они измеряются; пространство и время внутренне взаимосвязаны друг с другом в рамках определенного пространственно-временного континуума как единой и неразрывной реальности; произведение пространственных и временных свойств любого объекта является величиной инвариантной и не зависит от скорости движения объ- екта или выбора системы отсчета; вещество, энергия, простран- ство и время являются дискретными реальностями и состоят из огромного числа соответствующих их природе наименьших и не- делимых далее элементов (кварки, фотоны, кванты пространства и времени); состояние и поведение любого объекта — от самого элементарного до Вселенной всегда характеризуется некоторой неоднозначностью и неопределенностью, которыми, с практиче- ской точки зрения, из-за их малой величины в большинстве случа- ев можно смело пренебречь; неопределенность и неоднозначность любого объекта являются необходимым условием возможности творчества Природы, имманентного для нее состояния; Вселенная имеет начало во времени (точка сингулярности, в которой произо- шло рождение нашей Вселенной в результате Большого Взрыва) и всегда конечный объем, хотя и постоянно увеличивающийся по мере все большего расширения Вселенной; выбор в пользу гелио- центрической системы Коперника вместо геоцентрической систе- мы мира имел в основном мировоззренческие причины, посколь- ку с чисто физической точки зрения ни одна из них не имеет каких-то особых преимуществ; наша Вселенная имеет фундамен- тальные константы, которые возникли практически одновременно и которые настолько тонко подогнаны друг к другу, что появление человека во Вселенной было лишь делом времени, оно было не только закономерным, но и фактически «запрограммированным» в момент Большого Взрыва, став одним из главных аттракторов эволюции Вселенной; современная наука не в состоянии ни под- твердить, ни опровергнуть участие Творца в создании нашей Все- ленной; наука своими средствами способна дать только вероятную и всегда неполную истину об объективной реальности; любое на- учное знание всегда субъект-объектно, и полностью удалить субъ- екта из знания об объекте принципиально невозможно; плюрализм 27 различных картин мира, имеющих место в ходе развития науки, не только неизбежен, но и вполне естествен, имея в виду конструктив- ную природу человеческого познания; принципиальных различий в научном познании различных областей объективной реальности не существует, различие естественно-научного и социально-гума- нитарного познания определяется не объектами исследования, а познавательной установкой исследователя — ценностно-нейтраль- ной (естественно-научный подход познания любого объекта) или ценностно-значимой ( социально-гуманитарный способ познания любого объекта). Картина мира современной, постнеклассической науки: невоз- можно построить какую-то одну-единственную и абсолютно ис- тинную картину мира на все времена; Природа настолько разно- образна, противоречива и многомерна, что в принципе любым ее моделям найдется соответствие определенным аспектам действи- тельности, и в то же время ни одна из моделей никогда не будет полной в отношении всей объективной реальности; толерантность в науке не только неизбежна, будучи прямым следствием природы научного способа познания, но и желательна как показатель высо- кой методологической культуры участников научного дискурса; все реальные системы объективной реальности являются открытыми, диссипативными и нелинейными, а потому синергетический спо- соб описания их изменения и эволюции является достаточно уни- версальным и эффективным; преимущественным предметом пост- неклассической науки является исследование сверхсложных систем, особенно тех, которые включают в себя человека в каче- стве своего существенного элемента (техносфера, биосфера, гео- сфера, ноосфера, космическое пространство, общество, человек); при создании картины мира постнеклассическая наука сознатель- но опирается на идею коэволюционного развития единой системы «природа — общество — человек»; постнеклассическая наука со- знательно идет на тесный контакт в познании своих объектов с философией и другими формами мировоззрения как важнейшими формами самопознания человека; современное общество должно в целях своего выживания и развития отказаться от идеологии «хо- зяина природы» и чисто потребительского отношения к ней, вступив с природой в равноправный и постоянный диалог для реализации их общих интересов; естественно-научный подход к изучению объективной реальности должен быть органически дополнен гу- манитарным подходом к ее познанию. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Концепции современного естествознания / Под общ. ред. проф. С.А. Ле- бедева. М., 2007. |