Главная страница

Роль воображения в творчестве художника. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА. С. Л. Рубинштейн в монографии "Основы общей психологии" пишет Всякое воображение порождает чтото новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного може


Скачать 24.48 Kb.
НазваниеС. Л. Рубинштейн в монографии "Основы общей психологии" пишет Всякое воображение порождает чтото новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного може
АнкорРоль воображения в творчестве художника
Дата16.05.2022
Размер24.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА.docx
ТипОтчет
#532757

«Основы теории художественной культуры»

Роль воображения в творчестве художника. Правда и вымысел.

Вдохновение и фантазия.

Воображение, или фантазия, с точки зрения психологии, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический характер человеческой деятельности. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных – представление ожидаемого результата с помощью фантазии.

Воображение выступает как необходимая сторона любой творческой деятельности: художественной, литературной, научной, музыкальной, конструкторской. Здесь оно выражается в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающей создание программы поведения в случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Творческое воображение, как один из видов, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

С.Л. Рубинштейн в монографии "Основы общей психологии" пишет: «Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает вовсе с действительностью».

«Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. В художественном творчестве воображение служит не только средством общения, но и силой вызывающей к жизни эстетически значимые образы искусства, в которых воплощается художественное отражение действительности».

Благодаря богатому воображению, человек может жить в разном времени. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

По мнению советского философа Э.В.Ильенкова: «Главная функция воображения видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, – делать то, что «труднее всего на свете», по словам Гёте».

Э.В.Ильенков считал, что в форме искусства развивалось и развивается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески-человеческого отношения к окружающему миру, - творческое воображение или фантазия.

Продуктом развитой, профессионально отработанной силы воображения, фантазии является искусство. Произведения искусства выступают как реализованная в словах, в звуках, в красках, в камне или в движении человеческого тела сила воображения. Сила, которая преобразует разрозненные впечатления в целостный образ внешнего мира. Художник развивает в себе способность воображения на голову выше обычного человека. И создает художник «продукт» особого рода: произведения искусства в потреблении не уничтожаются, их потребление не только удовлетворяет, не только утоляет соответствующую потребность в искусстве, но и развивает ее, усиливает.

Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность воображения, которая в искусстве реализована. Сила воображения, развитая созерцанием, потреблением предметов искусства, обращается затем не только и даже не столько на следующие предметы искусства, например, картины, сколько на весь остальной, еще не обработанный ею мир. Человек, воображение которого развито искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры. При развитом воображении вещи выглядят не так, как в глазах человека, чуждого искусству, - они предстают в их полном значении для развития культуры, светом которой они освещаются.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина можно изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она является первоосновой для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения абстракционизма, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы. А образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Во все времена человек создавал изображения окружающего мира. Когда мы смотрим на картины художников, бывает сложно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.

Художественный вымысел - специфический акт художественного творчества, способствующий конструированию мыслимых и возможных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть. Продуктивные свойства вымысла основаны на работе воображения, творческом комбинировании, обобщении и синтезировании в процессе художественной деятельности.

Испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график Федерико Гарсия Лорка (1898-1936), так определяет для себя воображение: «Для меня воображение - синоним способности к открытиям. Воображать - открывать, вносить частицу собственного света в живую тьму, где обитают разнообразные возможности, формы и величины».

Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, сможет изобразить то, чего нет – иные миры, страны, неизвестное прошлое и далекое будущее. И это право имеет лишь искусство, в отличии от науки, где всякое несовпадение с реальностью есть ошибка, обман, заблуждение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторонами, которые выбрал художник, которые взволновали его.

Правда искусства - это реальность, пережитая человеком. И художник передает свои переживания зрителю художественным языком, средствами выразительности. Чувства и мысли, которые выражены в произведении искусства, должны быть подлинными. Цель искусства в принятии зрителем изображения как реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.

В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, не нарушая, а сохраняя и даже обостряя основные впечатления от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.

Ценность произведения искусства состоит в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения; или копирования непосредственно воспринятого. И.И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка природы выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».

Периоды в художественном творчестве: подготовка, создание произведения, окончательная отделка.

Художественное творчество не осуществляется внезапно, в моменты «вдохновения», творческого «озарения». Его созданию предшествует подготовка творческого решения задачи. В этом периоде «вынашивается» замысел произведения, собираются, изучаются, обдумываются материалы.

Подготовительная работа не ограничивается собиранием материалов непосредственно для данного творческого замысла. Не меньшее значение имеет собирание материалов впрок, занимающее видное место в творческой деятельности художников писателей. Многие художники имеют при себе блокноты, куда заносят зарисовки того, что им интересно и может пригодиться в дальнейшем. Леонардо да Винчи писал: «Ищите материалы для своего творчества всюду в том, что вас окружает, всматривайтесь причудливые очертания облаков, в пятна плесени на стене соседнего дома».

Собирание материалов впрок создает общую подготовленность художника к выполнению творческих задач. Материалы, накопленные прошлыми наблюдениями, - богатая пища для воображения каждого творца в области искусства. Изучая действительность, художник не пассивно воспринимает ее. Он активно отбирает наиболее существенное, характерное, типичное, целенаправленно организует наблюдения.

Создание нового образа - это новое сочетание того, что художник видел и слышал, но в разбросанном виде. Это - новое целое, которое впервые создается художником. Это деятельность творческого воображения художника. Создавая новый образ как отражение типичного, характерного для жизни, художник наделяет его индивидуальными чертами. Общее, типичное находит свое конкретное воплощение в индивидуальном. Только благодаря этому создается действительно живой, правдивый образ, возможный в действительности, а не схема, не абстрактное сочетание только общих черт.

В большой мере требуется творческое воображение для создания сюжета художественного произведения, для композиции темы картины, для развития фабулы литературного произведения, для развития тем музыкальных произведений. Творя все это в своем воображении, художник подчиняется определенным законам действительности, связям и отношениям, действительно существующим в жизни. Не случайно, что художники, писатели считают себя иногда вынужденным и определенным образом изображать то, что находит свое воплощение в их произведениях.

Важным звеном художественного творчества является воплощение содержания произведения в художественной форме. Форма должна соответствовать определенному содержанию и подчиняться ему, она должна наилучшим образом выражать содержание произведения. Только полное подчинение формы содержанию при условии высочайшего мастерства создает великие произведения.

Подобным образом протекает и творчество художников-живописцев. Сначала создается набросок самой общей композиции, затем идет ее улучшение. В некоторых случаях создается значительное количество вариантов, художник экспериментирует, пробует одно, другое, третье. Когда найдено общее построение картины, начинается работа над основными ее персонажами. Образы делаются все более ясными, выразительными. Для перенесения их из эскиза в картину нужна опора, «натура», требуется писание этюдов. После окончания работы над основными образами художник пишет этюды для второстепенных персонажей. Это ведет к уточнению образов. Уточняется и композиция в целом.

Творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздавать картины прошлого, исторические события, а также фантастического будущего. Примером могут служить картины Василия Сурикова (1848-1916), русского художника.

В Русском музее, в Санкт-Перебурге, представлена одна из многочисленных работ великого художника «Переход Суворова через Альпы» (1899).

Василий Иванович Суриков решил создать картину в 90-х. гг. XIX в. Вероятно, он хотел успеть закончить монументальное полотно к 100-летию со дня Швейцарского Похода Суворова, которое отмечалось в 1899 г. - 21 сентября (10 сентября ст. ст.) 1799 года войска Суворова начали переход через Альпы из Северной Италии в направлении Австрии.

В истории беспримерного похода под командованием А. В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс.

В апреле 1897 г. художник сообщает брату Александру, что собирается начать писать картину. Большая подготовительная работа проводилась Суриковым перед тем, как он приступил к непосредственному созданию своих замечательных картин. Летом 1897 г. художник вместе с двумя дочерьми Ольгой и Еленой, отправляется в Швейцарию в Интерлакен. Там он делает зарисовки, этюды, собирает разнообразные материалы.

Впечатляющие ледники Юнгфрау, суровость швейцарских гор поражают художника. Суриков не посещал в Швейцарии «суворовские» места: Сен-Готард или перевал Паникс. Однако важно, что художник почувствовал атмосферу неприступных гор и сумел передать героическую борьбу не только с врагом, но и с суровой природой.

Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат изменен с горизонтального на вертикальный, что необычно для батальных картин, композиционный принцип - фрагментарность вместо уравновешенности.

Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего. Переход через Альпы - это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Вокруг - военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Лавина солдат как будто катится на зрителя.

Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине «упоение в бою». «Главное в картине - движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут», - объяснял свой замысел художник. Изображённый Суриковым эпизод важен для него как сюжет, дающий возможность раскрыть морально-психологическую сущность события. Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости.

Учитывая сказанное выше о роли воображения в творчестве художника можно заключить, что, опираясь на свободную игру фантазии, художнику предоставляется уникальная возможность творчески экспериментировать, прибегать к созданию собственных версий и воображаемых фикций.


написать администратору сайта