С мудростью, проницательностью и юмором доктор Обри Анделин
Скачать 1.64 Mb.
|
Опрятный внешний вид Очищение берет начало в самоуважении. Рассказывают историю о британском дипломате, которого назначили провинциальным губернатором на маленьком острове в Западной Индии. Население острова было очень мало, и его контакты с благородными людьми в Европе почти оборвались. Несмотря на то, что он обедал один, он всегда опрятно одевался и аккуратно расставлял посуду на столе. Он делал это из уважения к себе и к той культуре, которую он знал. Человек проявляет хорошие манеры и вежливость не для того, чтобы кого-то впечатлить, а потому что верит, что такой образ жизни заключает в себе большую ценность. Эта мысль иллюстрируется мужчиной, вошедшим в лифт. Увидев, что находится в компании женщины, он снял шляпу. Она, будучи защитницей феминистской философии, саркастически сказала: «Надеюсь, вы сделали это не потому, что я леди?» На это он ответил: «Не знаю, леди вы или нет. Я сделал это, потому что я джентльмен». Можно считать, что внешность человека состоит из двух частей — из него самого и из одежды и аксессуаров, которые он носит. Находясь наедине с собой, благородный человек видит эту чистоту как неотъемлемую часть себя — то есть волосы, зубы, ногти, комплекция и осанка приведены в идеальное состояние. Эта забота берет начало в самоуважении. Он ценит себя не из надменности и напыщенности, а осознавая свое предназначение и собственную ценность. Исходя из этого он опрятно одевается. Он не сутулится и не носит безвкусную или смешную одежду, которая делала бы его посмешищем. С другой стороны, опрятный внешний вид не имеет отношения к потраченной сумме, так как можно затратить много денег, но выглядеть смешно и неопрятно. «Мужчина — это настоящий шедевр! Как благородны его суждения, как бесконечны помыслы! Как выразительны и восхитительны его формы и движения! В действии он как ангел! По внешнему виду — как бог! Красота мира, образец совершенства». Уильям Шекспир Увидеть себя таким, каким видит Шекспир, — значит предположить намного более значительную ценность, чем это обычно признается. Прекрасный брильянт или рубин не хранят в ящике, из которого торчат гвозди. Его кладут в специально подготовленную витрину, обитую бархатом, с кружевной окантовкой, регулируемым освещением, чтобы ничто не отвлекало от созерцания его красоты. Разве можно сказать, что мужчина менее ценен, чем драгоценный камень? Зачем же ему тогда сутулиться и представлять себя без всякого самоуважения? Опрятность одежды предполагает, чтобы внешний вид был скромным и сдержанным. Мужчине следует носить мужскую и довольно консервативную одежду. Граница между мужской и женской одеждой довольно сильно размыта главным образом усилиями женщин, так что приходится догадываться. В голливудском мужском магазине проходил показ мод, где молодой мужчина представлял плащ, во всю длину подбитый мехом. Под плащом он носил светло-розовый костюм, сшитый в женском стиле. На сцене он вытянул носок одной ноги и слегка поднял подбородок, поворачиваясь вокруг своей оси, чтобы все могли увидеть его одежду. Его манеры были до отвращения женскими. Мирская мода зачастую не придает мужчине мужской внешний вид. Некоторые оспаривают это утверждение, но благородный мужчина должен выглядеть по-мужски. Забота о других Каждый имеет огромное число возможностей проявить заботу и уважение к другим людям. Опять же ключевой момент при этом — преодоление эгоизма. В разговоре идеальный мужчина будет проявлять к другим вежливость, которую ожидает по отношению к себе. Часто некоторые отцы не желают проявить вежливость по отношению к детям и оторвать глаза от газеты, когда те задают им вопрос. Возможно, ребенок нуждается в совете или помощи. В своем подчиненном положении он вряд ли может потребовать внимания и при этом остаться дисциплинированным ребенком. Ребенку трудно воспринимать холодное отношение со стороны родителей. Энтузиазм становится все более редким явлением, и подавлять его — это все равно что поджигать леса, которых у нас и так остается все меньше. Энтузиазм дает людям радость и жажду жизни, и когда кто-то горит энтузиазмом, благородный мужчина проявит к нему уважение. Это не означает, что весь энтузиазм оправдан и что надо поддерживать что-то невыносимое. Если идея неправильна, надо направить энтузиазм в другое русло. Надо сделать это позитивным путем, подобно тому, как следует будить крепко спящего человека. Вместо того чтобы громко кричать «подъем», срывать с него одеяло и вытаскивать из кровати, следует избрать более мягкий и приятный путь пробуждения, например, включить музыку, открыть занавески и позволить солнечному свету упасть ему на лицо. Возможно, это не всегда практично, но служит хорошей иллюстрацией. Спектр хороших манер и воспитания настолько широк, что на эту тему можно написать отдельную книгу, а здесь мы лишь поверхностно упоминаем их. Но жизненно важно понять, что развитие бархатной стороны человеческой природы требует обучения социальным навыкам, так же как и более мирским вопросам, связанным с заработком на жизнь. Некоторые детские привычки продолжаются во взрослом возрасте и становятся серьезным препятствием в жизни. Одна из них — привычка требовать особого внимания к себе, несмотря на то, что это создает другим неудобства. Бывает, что такие случаи доходят до смешных крайностей. В одном из случаев друзья, приехавшие из другого города, пришли в дом к семье, с которой они собирались встретиться вне дома (так как не позвонили заранее), и расположились у них на ночлег, предварительно опустошив холодильник. В близких домашних отношениях следует уважать личную жизнь людей, чтобы поддерживать атмосферу любви и доверия. Это включает в себя не только общеизвестное правило «не входить без стука», но и не задавать неуместных или раздражающих вопросов. «Сколько денег ты зарабатываешь?» Или: «Сколько ты заплатил за это?» Некоторых такие вопросы ставят в неудобное положение. Задавать их — значит совать нос не в свое дело. Излишнее любопытство — это детская черта характера, которая будет создавать проблемы, если не взять ее под контроль. Материализм и материальный достаток Хотя следует поставить особый акцент на обязанности мужчины как кормильца своей семьи, и нельзя считать полноценным мужчиной того, кто преднамеренно не справляется с ней, однако излишняя озабоченность приобретением материальных благ и зависимость от них демонстрируют недостаток характера. Это подобно нашей пище, которую мы должны потреблять, чтобы жить, но которую следует принимать красиво, а не лежа на брюхе в корыте. Для этого даже не обязательно проявлять плохие манеры за едой. Гурман, заботящийся о своем аппетите до такой степени, что постоянно ищет новые и экзотические пути его утоления, ненамного превосходит обычного обжору. Материализм ведет к хвастовству, так как материалистично настроенный человек не только находит удовольствие в удовлетворении собственных материальных желаний, но и выставляет это напоказ перед другими. Подобная озабоченность мирскими вещами — это искажение ценностей, ведущее ко многим другим проблемам. Очень интересно провести исследование тесной связи между материальными и духовными вещами. Они не лишены взаимной связи и, в сущности, неотделимы друг от друга. Однако без необходимого баланса мы получим серьезные искажения. Разочаровавшись, некоторые аскеты приняли для себя решение полностью отречься от всего материального и углубиться в себя, чтобы провести всю жизнь в медитации. Они отрекаются от материализма, однако неизбежно являются частью его, хотя, возможно, сами этого не признают. Некоторые доходят до крайностей, отказываясь убить муху или сорвать цветок, так как это губит жизнь, но при этом и им необходимо чем-то питаться. Они считают, что снимают с себя вину, если кто-то совершит это за них. Материальные вещи, существующие на земле, помещены на нее Богом, чтобы человек ими пользовался, прикладывал к ним свои руки, эксплуатировал их надлежащим образом, получал радость и пользу от их употребления. Но материальное богатство не должно стать самоцелью. Оно должно помогать духовности, освобождая людей, поднимая их, расширяя их горизонты и облагораживая их. Очищение, обсуждаемое в этой главе, должно рассматриваться как более широкое понятие, чем набор манер, которым можно научиться, прочитав книгу об этикете. Хотя этикет и является ее фундаментальной и жизненно важной частью, понятно, что приемлемым количеством социальных навыков можно прикрыть неочищенный и зачерствевший характер. Сомнительно, что такой фасад продержится долго. Он может оказаться обманчивым спустя очень небольшое время. Как и стальная деталь, которая должна быть закалена, чтобы выдерживать прилагаемые нагрузки, характер мужчины тоже должен подвергнуться закалке и очистке, которые станут его частью и будут действовать независимо от того, находится он один или в многолюдном коллективе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достичь сочетания стали и бархата — непростая задача. Ее выполнение обещает награды, которые многие считают совершенно нереальными. Тогда как циник сомневается, что жизнь содержит нечто большее, чем мимолетные проблески подлинного счастья и удовлетворения, тот, кто достиг разумной меры стали и бархата, знает, что обещанные награды реальны. Мы вновь учимся тому, что жизнь нас щедро вознаграждает. Не существует короткого пути к успеху или счастью. Нарушение внутренних принципов неизбежно приносит разочарование. Но мы учимся тому, что если мы принимаем решение подчиниться истине, нас ожидает успех. Обманчивая философия утверждает, что счастье достигается стремлением к легкой жизни. Она внушает людям презрительное отношение к труду и убеждает их избегать его. Она учит, что лучше выбирать простой путь. Однако выясняется, что у каждого неизбежно возникают проблемы, и жизнь никогда не бывает легкой. Легкая жизнь не соответствует замыслу нашего Творца. Но источник наших проблем достоин некоторого внимания, так как обычно их можно отнести к одной из следующих категорий. 1. Проблемы, возникающие по причине собственной слабости, глупости или мягкости. Эти проблемы приводят к ненужным трудностям, являясь естественным следствием наших преднамеренных действий. Обычно они сбивают нас с ног и взваливают на нас ноши, которые давят нас и не дают в полной мере проявиться нашему потенциалу. 2. Проблемы, возникающие в процессе жизни «Божьими деяниями» или путями, которые естественным образом приводят мужчину к обитанию в мире, являющемся испытательной площадкой. Такие проблемы предоставляют возможность обретения дополнительной силы, если встречать их мужественно. Это происходит в результате действия принципа, в соответствии с которым мужчины получают силу, преодолевая препятствия. Бог создал нашу среду обитания так, чтобы в ней мы встречались с сопротивлением. 3. Проблемы, возникающие, когда мы ставим высокие цели. Мужчина может создать свое собственное сопротивление и свою собственную испытательную площадку, поставив себе большие и трудные цели. Принимая участие в важном деле и беря на себя большую ответственность, он сталкивается с сопротивлением, проблемами, проверками и испытаниями, достаточными, чтобы доказать его достоинство и очистить его характер. И вот что самое важное: результатом таких проблем будет большее счастье, а не горе и поражение. Решение стать мужчиной из стали и бархата — это высокая цель. Хотя при достижении этой благородной цели будут времена разочарования, боли и усталости, все это обещает в качестве награды полноценную и насыщенную жизнь. Мы сами определяем для себя то, какую награду получим. Об этом так красноречиво сказал один поэт: Кто загрустил — тому дарю улыбку, Улыбку звезд и летнего тепла. Пусть тишину нарушат звуки скрипки, Мелодия прозрачнее стекла. Разочарованным дарю надежду, А с ней возможность верить вновь, И лучше новое окажется, чем прежнее, Пусть верят в чудо под названием Любовь. Романтикам дарю реальность, Пускай найдут фантазий воплощенье. Творцам, поэтам — просто гениальность, Пусть пишут от души свои творенья. Влюбленным я дарю судьбы взаимность, Пусть будут вместе, рядышком всегда. Пусть в мудрость превращается наивность, Пусть светит всем успешная звезда. Об авторе Обри Анделин получил степень доктора стоматологической хирургии в университете южной Калифорнии и практиковал стоматологию в штатах Калифорния и Айдахо. Его предпринимательская деятельность включала в себя работу по коммерческому и сельскохозяйственному развитию в Соединенных Штатах, Австралии, Японии и Бразилии. Он основал успешное издательское предприятие. Доктор Анделин — один из основателей организации «Фэмили Ливинг Интернейшнел», работая в которой он накопил обширный опыт в области человеческих отношений. Он и его жена Хелен — родители восьми детей, и у них 58 внуков. Госпожа Анделин является автором книг «Очарование женственности», «Секреты побеждающего мужчины» и «Все о детях». |