С помощью образов
Скачать 6.35 Mb.
|
Натянутый канат может использоваться в нескольких вариантах: • как предостережение о необходимости осто- рожного продвижения по намеченному пути 54 ГЛАВА 6 • для обозначения потенциальных рисков не- удачи • для обозначения необходимости в страхов- ке – на всякий случай • как напоминание о том, что важно видеть цель перед собой (и не смотреть вниз) ДЕЙСТВИЯ ДЕЙСТВИЯ МЫСЛИ МЫСЛИ УБЕЖДЕНИЯ УБЕЖДЕНИЯ ОПЫТ ОПЫТ ЦЕННОСТИ ЦЕННОСТИ Айсберг • большая часть айсберга скрыта от глаз • самое важное лежит не на поверхности • невнимательное отношение к опасностям «ай- сберга» может дорого обойтись (напоминание о гибели «Титаника») 55 ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ, АНАЛОГИИ И СРАВНЕНИЯ Храмовая постройка: • Здание или построение любого назначения нуждается в прочной основе • Чтобы удержать конструкцию и прочную крышу, способную защитить от буйных сти- хий, необходимы вертикальные колонны ;-) • Чем лучше используемые материалы, тем прочнее конструкция Пазл: • Чтобы пазл сложился, нужно поместить все его части в нужные места ГЛАВА 6 • Для каждого кусочка есть свое место, к кото- рому он подходит • Не нужно пытаться втиснуть кусочек не на свое место, или лучше пояснить эту мысль поговоркой: «Подходит, как корове седло», но тут я уже смешиваю метафоры… Визуальная метафора, аналогия или срав- нение могут задавать определенную модель вашего изложения, подспудно придавая допол- нительный смысл и вес идее или точке зрения, которую вы пытаетесь объяснить. 7 ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В изуальный механизм представляет собой со- держательную графическую конструкцию, с помощью которой можно продемонстрировать или указать на то, что изменение исходных дан- ных приведет к изменению в результате. Самый распространенный визуальный механизм – ка- чели, которые также можно изобразить в форме весов. Обычно такая конструкция призвана по- казать, как может быть достигнуто или наруше- но состояние равновесия; когда «того» слишком много, равновесие нарушается, когда «другого» слишком мало, тоже. 58 ГЛАВА 7 100 100 100 100 100 100 100 100 Функциональнос ть Функциональнос ть Удобс тво испо льзования Удобс тво испо льзования Внешний вид Внешний вид Гибкос ть Гибкос ть Для обозначения меняющихся вводных могут также использоваться регуляторы (показанные в виде круглой шкалы или бегунков). На пане- ли бегунков можно показать сначала один набор уровней или вводных, а затем отредактировать картинку с другим набором значений. Влияние возможных изменений вводных можно разби- рать и с одним рисунком – сдвиги параметров можно отобразить через движение рук с расче- том, что читатели в уме визуализируют предла- гаемое изменение. В самом простом варианте визуальный ме- ханизм можно использовать для иллюстрации ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ единичного линейного исходного параметра – подобно тому, как спидометр в вашей машине на круговой шкале с разметкой и стрелкой по- казывает скорость вашего движения. По другую сторону спектра – более сложные, системного плана механизмы, в которых, меняя входные параметры, можно смещать равнове- сие и, в свою очередь, получать замер на другой шкале. Если включить в изложение механизм такого типа, можно делать симуляции, наложе- ния, отсылки или умозрительные комбинации различных входных потоков и потенциальных эффектов. Проактивность Проактивность Прокрастинация Прокрастинация Дисциплинированный Дисциплинированный Рассеянный Рассеянный 60 8 СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ С оединительный механизм представляет собой конструкцию, используемую для сочленения или соединения двух отдельных элементов гра- фической иллюстрации. Возможны разные спо- собы исполнения и применения. В некоторых случаях соединительный эф- фект образуется уже за счет расположения раз- ных элементов рядом (как на диаграмме ниже, где некая форма визуализации представлена в виде «качелей»-балансира для вводной ин- формации, к которым можно добавлять состав- ляющие в виде дополнительных вертикальных шкал). В этом примере визуализация представ- лена с помощью качелей-весов и вертикальной шкалы (или шкал). СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ Вводные 1 Вводные 1 Вводные 2 Вводные 2 Вторичный Вторичный результат результат Основной Основной результат результат Другой действенный способ сопряжения – образный хомут для создания более осязаемого соединения (так тро с используется для соеди- нения прицепа с автомобилем). В приведенном ниже примере конструкция сопряжения выбрана в форме треугольника. Включение ее в двухчаст- ную диаграмму создает третье звено в жесткой сцепке с окружностью – и вуаля, получается подвижный датчик, который может перемещать- ся влево или вправо, показывая различные зна- чения на горизонтальной шкале над ним. Тактический Тактический уровень уровень Стратегический Стратегический уровень уровень Планиро- Планиро- вание вание Отчет- Отчет- ность ность Обучение Обучение Маркетинг Маркетинг Менеджмент Менеджмент ГЛАВА 8 Тактический Тактический уровень уровень Стратегический Стратегический уровень уровень Планиро- Планиро- вание вание Отчет- Отчет- ность ность Обучение Обучение Маркетинг Маркетинг Менеджмент Менеджмент В презентации для аудитории последний вариант может произвести неплохой эффект озарения, и у слушателей в мыслях сложится и станет ясна общая картина. Часть 3 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ 65 9 ЦВЕТА Ц вет в визуальных коммуникациях имеет много разных приложений. От обозначения определенных характеристик до эстетических решений – цвет, при грамотном использовании, может быть очень действенным инструментом. Когда в вашем распоряжении целая палитра (как, например, в PowerPoint или другом при- ложении для создания презентаций), вариан- тов у вас немало. С некоторыми цветами есть определенные ассоциации. Зеленый во многих случаях будет означать что-то позитивное – например, «зеленый свет». Таким же образом красный может восприниматься как указание на что-то горячее, опасное или неразрешенное (как красный сигнал светофора). Вот некоторые расхожие цветовые ассоциа- ции: 66 ГЛАВА 9 • Красный: страсть, сила, восторг, «Стой!», «Осторожно!» • Оранжевый: тепло, дружба, духовность, рав- новесие • Желтый: счастье, веселье, бодрость • Зеленый: природа, окружающая среда, спо- койствие, «путь открыт», зависть (как в соче- тании «зеленый от зависти») • Голубой, синий: стабильность, монархия, власть, холодность • Фиолетовый: романтизм, мистика, аристо- кратия, монархия • Коричневый: практичное, земное, тепло, природа, безыскусность • Черный: изысканность, сила, современность, темнота, зло • Белый: чистота, невинность, правда, мир Грамотно пользуясь палитрой, можно выде- лить нужные составляющие вашей работы от- личающимся или даже контрастным цветом по отношению ко всему остальному. Варьировани- ем тона можно привлечь внимание к тем или иным словам, сочетаниям и так далее. Если такие возможности ограничены (напри- мер, вы используете презентационную доску или лекционный перелистной блокнот), придет- 67 ЦВЕТА ся, скорее всего, оперировать меньшей палитрой в четыре цвета (красный, синий, зеленый и чер- ный) либо и того меньше – черным и белым цве- том при написании книги. Разными цветами можно подчеркивать и передавать некие смыслы, но можно при- бегать к цветовым решениям и для задания и представления категорий. Когда при офор- млении трех коротких маркированных списков для каждого выбирается свой цвет, то считы- вается, что каждый список отличается от двух других, но также предполагается и близость или сходство между одинаково покрашенными пунктами. СВЕТИЛЬНИКИ СВЕТИЛЬНИКИ ШТЕПСЕЛИ ШТЕПСЕЛИ ЛАМПОЧКИ ЛАМПОЧКИ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ ПРЕДОХРАНИТЕЛИ ЯЙЦА ЯЙЦА РИС РИС КОФЕ КОФЕ МОЛОКО МОЛОКО СТРУНЫ СТРУНЫ ЧЕХОЛ ЧЕХОЛ КАБЕЛИ КАБЕЛИ УСИЛИТЕЛЯ УСИЛИТЕЛЯ ПЕДАЛИ ПЕДАЛИ Если в вашем распоряжении всего один или два цвета (как, например, на страницах этой книги), для разграничения можно использовать разные оттенки, полосы или сегменты. Вы мо- жете увеличить количество имеющихся в рас- поряжении оттенков, правда, все равно теряется возможность передачи ассоциаций с помощью цветов. 68 10 РАМКИ У слова в некоторой последовательности слов на однотонном контрастном фоне для допол- нительного эффекта на читателя есть только стиль, размер и цвет шрифта. Увеличение или уменьшение размера кегля дает заметный эф- фект, как и выбор самой гарнитуры из имею- щихся на сегодня сотен тысяч вариантов. Ис- пользуемый цвет и его контрастность фону так- же могут повлиять на восприятие и понимание слова или изображения. Светло-серое слово на однотонном белом фоне произведет совсем не тот эффект, как то же самое слово, написанное или набранное красным по черному. Еще один способ, как можно повлиять на впечатление от слова или изображения, – по- местить его в рамку. Выбор рамок, их формы, размера, цвета и размещения относительно вашей иллюстрации, задает пространство ва- риантов для усиления визуального и содержа- 69 РАМКИ тельного эффекта. Таким способом можно под- черкнуть одно слово из нескольких и усилить дополнительные либо какие-то особые харак- теристики. Помещено ли слово в прямоуголь- ную близко прилегающую рамку или обведено в кружок среднего размера? Выбрана ли фигура произвольной формы, в виде капли или четы- рехугольная с прямыми сторонами и острыми углами? Треугольник или круг? Книга визуальных коммуникаций визуальных визуальных Форма, цвет, начертание и размер рамки можно варьировать, таким образом меняя вос- приятие и смысловую нагрузку. Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций В одном из своих выступлений я использо- вал аббревиатуру VP (value proposition, потре- бительская ценность, предлагаемые преимуще- ства), написанную заглавными буквами черным маркером. Когда я объяснял аудитории, что наша задача – «помочь сформировать и закре- пить потребительское предложение», я целена- правленно обвел буквы красным кружком. Со- ГЛАВА 10 четание двух букв на доске, пояснение, отсыла- ющее к глаголу «сформировать», и собственно рисование формы (в данном случае окружности) в совокупности обеспечило максимальный эф- фект и ясное понимание. 71 11 ЛИНИИ И СТРЕЛКИ С помощью линий и стрелок можно не только соединять элементы и размечать направле- ния; в сегодняшних визуальных коммуникаци- ях они могут использоваться самыми разными способами: Для соединения двух и более элементов. Оцените сложность и объем информации, содер- жащейся в простой организационной структуре. Наименования в блоках соединяются вертикаль- ными и горизонтальными линиями на основе всем понятной иерархической модели. Самые простые линии в нужной ситуации помогут до- нести абстрактную идею и оживить ее. Для членения и разделения. Например, та- кой запоминающийся совет: в любых затрудне- ниях старайтесь не ныть и не хаять – создавай- те свое ноу-хау! (Заметили мой приемчик?..). 72 ГЛАВА 11 Вице-президент Вице-президент по продажам по продажам глобального офиса глобального офиса Вице-президент Вице-президент по региону Европа, по региону Европа, Ближний Восток Ближний Восток и Африка и Африка Вице-президент Вице-президент по региону по региону Северная и Северная и Южная Америка Южная Америка Чтобы оценить всю мощь простой линии, рас- смотрим такой пример: одна вертикальная чер- та на странице, разделяющая ее на две колон- ки, задает простейшую форму баланса (активы и обязательства), основу основ современных бухгалтерских методов по всему миру. Добавьте пару горизонтальных линий в каждой колонке для разделения статей и несколько промежу- точных итогов, и почти готово! Теперь нужны только цифры, деньги и офшорная холдинго- вая структура – и у нас почти в кармане своя собственная ирландско-голландско-ирландская «сэндвич-структура». Всего одна черта может творить чудеса, если использовать ее в соответствии со всем извест- ным бухгалтерским протоколом. ЛИНИИ И СТРЕЛКИ Активы Активы Обязательства Обязательства Для подчеркивания и выделения. Например, в последовательности слов можно с помощью линии выделить и подчеркнуть какое-то одно из них. Та же линия может взять курс наверх и перечеркнуть слово – и таким образом уда- лить или исключить соответствующий элемент. Для рисования таблиц, колонок и строк. Существует бесчисленное множество вариа- ций, как можно использовать и задействовать в оформлении информации таблицы, колонки, строки и «плавательные дорожки». Как создать реальное, устойчивое качество... Как создать реальное, устойчивое качество... Стрелки могут использоваться: 74 ГЛАВА 11 Для указания направления пути. Когда они используются в иллюстрации процесса или си- стемы, стрелки необходимы для разметки на- правлений, принимаемых теми или иными по- казанными на графике силами, потоками или элементами. В качестве визуальных ярлыков для наречий. Можно создавать содержательные иконки, по- мещая стрелку направлением вверх или вниз рядом с каким-то другим обозначением. Значок доллара со стрелкой вниз можно использовать для разговора о снижении издержек – требуе- мом или достигнутом. Таким же образом пикто- грамма хранилища данных (в форме «барабана») со стрелкой вверх может означать увеличение объемов данных. На графике для отображения различных состояний. На графике линии со стрелками мо- гут использоваться для представления самых ЛИНИИ И СТРЕЛКИ разных состояний. Резкие колебания могут изо- бражаться экстремальными пиками и спада- ми; восходящие или нисходящие тренды легко показать простой кривой, а экспоненциальный рост – резкой уходящей вверх линией. 76 12 ЭМОТИКОНЫ С о времени появления служб текстовых сооб- щений мир захватили эмотиконы. Эмотикон – это текстовая форма передачи визуальной фор- мы эмоции – радости, грусти, скуки, изумления и так далее. В 1960-1970-е появились и получили попу- лярность «смайлики» – желтые улыбающиеся мордашки, которые на какой-то момент стали формой поп-арта, мировым культурным фено- меном. Они никуда не делись и по сей день ча- сто используются. На самом деле в начале 1990- х они вновь вышли на пик с развитием новой рейв-культуры. От этого изначального смайлика пошли се- годняшние радостные, злобные или подмигива- ющие эмотиконы. ЭМОТИКОНЫ В современных деловых коммуникациях и презентациях эмотиконы или традиционные смайлики можно использовать для подкрепле- ния какой-то точки зрения или даже с тем, что- бы убедить аудиторию принять высказываемое как нечто положительное или отрицательное. Эти символы работают так же, как галочки, крестик или вопросительный знак, которыми мы помечаем пункты, безусловно верные или хоро- шие, абсолютно неверные или плохие – либо, соответственно, неоднозначные. Радостный или злой эмотикон несложно на- рисовать от руки, поэтому их применение при рисовании (или записи) вживую особенно эф- фективно. Смайлик рядом с каким-то числом на презентационной доске будет ясным указанием, что помеченный им показатель нужно принять как положительный и точный. Верно и проти- воположное. Смайлики легко нарисовать, и их значение понятно всем. Используйте их. 78 13 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ С амые распространенные фигуры, используе- мые в визуальных коммуникациях, – квадраты, прямоугольники, круги и треугольники. И хотя иногда такие фигуры могут внести дополнитель- ный смысл в ваше сообщение, обычно они вос- принимаются относительно нейтрально; они лишь входят в подборку элементов, которые можно где- либо встретить или использовать самому. При этом есть более выразительные формы, с помощью которых можно внести дополнитель- ный смысл, направить ход рассуждений в ауди- тории (а также и внимание) и создать нужное впечатление. Экспрессивные фигуры отлично используют- ся в мультфильмах и комиксах для оживления СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ картинки. Звездочка здесь, другая, чуть поболь- ше – там, разлетающиеся вихри или облачко с текстом «Бам!» и тому подобные. При правильном использовании фигурка лампочки может нести немалую содержатель- ную нагрузку. Если добавить кое-какие яркие цвета, эта простая форма будет выражать силу, энергию и удивление. В облачке мысли рядом с изображенным ду- мающим либо в нескольких облачках, уходящих вдаль, можно показывать более тонкие смыслы. 80 14 ИНТЕРВАЛЫ И РАСХОЖДЕНИЯ Н ужно сказать, что изображение расхо- ждений – одно из моих любимых средств в визуальной презентации. Зазор требует за- полнения. Он указывает на недостающее или несостоявшееся в том или ином смысле. Чем больше интервал, тем серьезнее проблема. Чем больше проблема, тем масштабнее воз- можное решение. Устранение или сокращение расхождения го- ворит о достигнутом или достигаемом прогрессе. Если правильно отобразить разбег результатов, становится автоматически ясна требующая ре- шения проблема, и не только для аналитиков по складу. Это отлично работает и с более эмоцио- нальными людьми. 81 ИНТЕРВАЛЫ И РАСХОЖДЕНИЯ Для примера возьмем удостоенный «Оска- ров» документальный фильм Альберта Гора «Неудобная правда». Основной посыл фильма завязан на продемонстрированный Гором зна- менитый график, где иллюстрируется все уве- личивающийся разбег между текущим уровнем парниковых выбросов и прогнозными будущими показателями. Далее изображение увязывается с апокалиптической картиной глобального поте- пления, таяния ледников и вымирания поляр- ных медведей. Гор очень удачно использовал график, чтобы показать разбег цифр в увели- ченном и продленном в будущее формате. При- шлось даже подкатить подъемник, чтобы можно было подняться на нужную высоту и продемон- стрировать размеры этого зияния. Интервал расхождения показывает неко- торого рода неравенство. Это может быть рас- ГЛАВА 14 хождение между текущей, наличной ситуаци- ей и будущей, желательной ситуацией. Зазор можно изобразить предметно, даже если два рассматриваемых состояния умозрительны и не имеют как таковых физических характеристик. Расхождение можно, кроме того, представить в числовых показателях. Красота этого метода состоит в том, что можно задать совершенно свой, особый принцип. Например, я могу кого- то попросить: «Как бы вы оценили по десяти- балльной шкале (где десять соответствует уров- ню эксперта, а единица – новичку) свои навыки финансового менеджмента?» Представим, что ответ будет – на пять баллов. «Как есть» «Как есть» 1 1 10 10 Затем можно задать вопрос с прицелом в бу- дущее, например: «В идеальных условиях ка- кого уровня компетенции вы бы хотели достичь через год?» Обычно ответ будет на уровне семи или восьми баллов. Что тогда получается? Гото- во! Вот искомый промежуток! И его ликвидация теперь задает контекст презентации. «Как есть» «Как есть» «Как будет /должно быть» «Как будет /должно быть» РАСХОЖДЕНИЕ РАСХОЖДЕНИЕ 1 1 10 10 ИНТЕРВАЛЫ И РАСХОЖДЕНИЯ Численный показатель расхождения также может быть описан какими-то физическими характеристиками посредством расположения счетных единиц на некой репрезентативной шкале. Можно начертить горизонталь десяти- балльной шкалы и затем отложить на ней чи- сленный интервал. Чем длиннее линия под шка- лу, тем больше разрыв между состояниями «как есть» и «как должно стать». Даже разбег в два пункта (например, между 5 и 7) можно сделать визуально широким, если отобразить его на достаточно протяженной линейке. При верти- кальном построении может даже потребоваться подъемник, чтобы вам было удобно представить этот огромный промежуток… При эффективном применении это силь- ное средство. Но неправильное его использо- вание будет подрывать ваши цели. Для начала определите несколько сфер, где использование физических интервалов может быть действен- ным, и перебирайте варианты. Важно пробо- вать их в коммуникации с другими. Прибегайте к ним в обсуждениях, презентациях, при рабо- те с флип-чартами или презентационными до- сками на совещаниях. Владение инструментом интервалов, скорее всего, принесет вам успех. Пользуйтесь им ответственно. 84 15 ЧЕЛОВЕЧКИ П ервые наскальные рисунки были посвящены человеку и его деятельности. В детстве, пока мы растем, мы рисуем в бук- вальном смысле сотни (или даже тысячи) чело- вечков. Содержание рисунка и изображенные ситуации всегда различны, но неизменно глав- ное – роли, обстоятельства и переживания че- ловека. Мы соотносим себя с персонажами, пред- ставленными в книгах, рекламных роликах, телепередачах и фильмах – с героями, кото- рые на нас похожи или нам симпатичны и на которых мы хотели бы быть похожи. Это силь- ная подсознательная связь, и при этом очень тонкая. Используя фигурки человека в визуальных коммуникациях, можно задействовать естест- 85 ЧЕЛОВЕЧКИ венную эмпатию человека к человеку (третьему лицу), причем с незаметным сдвигом точки зре- ния. Кроме того, так можно подтолкнуть адре- сатов представить себя в предложенной ситуа- ции и эмоционально включиться в нее, как если бы на этом месте оказались они сами (в первом лице). Если все сделать правильно, произойдет сво- его рода подстановка, благодаря которой может получиться очень действенная коммуникация, основанная на переживании (пусть и вообража- емом). Для такого рода ситуаций особенно эффек- тивны привычные «палочные» человечки, по- скольку у них нет отличительных черт, кроме как если вы решите им таковые нарисовать; например, чтобы указать на пожилой возраст, можно добавить трость. Не бойтесь играть с этой формой при созда- нии визуальных сред, подходящих для посыла и смыслового наполнения, которые вы хотите донести. Чтобы показать «видение», поместите чело- вечка на вершину горы и нарисуйте, что он ука- зывает куда-то вдаль. 86 ГЛАВА 15 Чтобы показать нерешительность, поставьте фигурку на перепутье дорог с вопросительным знаком над ней. Человечек, шествующий по натянутому ка- нату, может трактоваться в нескольких вари- антах, но чаще обозначает необходимость быть очень осторожным, поскольку ошибочный шаг может стать фатальным. 87 ЧЕЛОВЕЧКИ Чтобы получился эффект подстановки, визу- альные образы должны быть подкреплены пись- менной или устной легендой. Она дает ключ или указание, как нужно взаимодействовать. Например, если вы нарисовали палочного человечка, устная либо письменная инструкция в духе: «Представьте, что это ваш клиент», – гарантирует, что адресат заполнит умозритель- ный пробел, добавив в описываемый образ тре- тью сторону (в данном случае клиента). Ауди- тория вовлекается, но остается в сторонней позиции. Ваш Клиент Ваш Клиент Таким же образом, если нарисовать человеч- ка слева у горизонтальной линии (символизиру- ющей время или, возможно, процесс или путь), то устная либо письменная инструкция: «Это вы; вы приступаете к сложному процессу со многими препятствиями впереди», – станет для вашей аудитории предложением думать от пер- ГЛАВА 15 вого лица применительно к описываемой вами ситуации. Слушатели «включат» себя в предла- гаемую картину. И тот и другой пример имеют много различ- ных применений, когда необходимо что-либо объяснить, в чем-либо убедить или чему-то на- учить других. 89 16 ОБРАЗЫ, СЛОВА И ИМЕНА Е сть такая классическая методика продаж, ко- торая называется «закрытие по методу Бен- джамина Франклина». В обсуждении с потенциальным клиентом продавец предлагает вспомнить одного из от- цов–основателей США, Бенджамина Франкли- на, и начинает с клиентом расписывать на листе бумаги плюсы и минусы обсуждаемого предло- жения. Отчасти результативность упражнения свя- зана с преимуществами (и внешним фасадом- прикрытием), которые дает ассоциация с дядей Беном и упоминание его имени. 90 ГЛАВА 16 Бенджамин Франклин Бенджамин Франклин Сходным образом для продвижения опреде- ленных товаров и услуг привлекают знаменито- стей, известных в определенном качестве и ста- тусе. Производитель увязывает регалии, репу- тацию и значимость известного лица со своей продукцией или услугами. При создании визуального сообщения иногда можно употребить определенные слова, образы или имена для ассоциации с определенными ха- рактеристиками в целях влияния на аудиторию. Образ врача внушает доверие. Давая цитату или представляя в отображении определенных людей (или некие категории), можно улучшить вашу коммуникацию. Вы будете сталкиваться с подобным методом в самых разных ситуациях. Образы или даже записанные цитаты великих людей, как то Ма- хатмы Ганди или Мартина Лютера Кинга, мо- гут применяться для придания докладу допол- 91 ОБРАЗЫ, СЛОВА И ИМЕНА нительного морального авторитета. Те или иные личности синонимичны определенным характе- ристикам или результатам. Среди современных можно привести следующие примеры: • Сэр Ричард Брэнсон, лорд Алан Шугар, Питер Джонс – предпринимательство • Стив Джобс – креативность и успех • Билл Гейтс, Уоррен Баффетт – богатство • Джессика Эннис – отличная спортивная форма и бодрость • Джон Леннон – верность идеалам • Томас Эдисон – изобретательность • Альберт Эйнштейн – интеллект Таким же образом слова, образы и имена Адольфа Гитлера, бесчестного телеведущего Джимми Сэвила и осужденной за убийства де- тей Майры Хиндли вызывают отрицательные ассоциации и коннотации. ГЛАВА 16 В некоторых случаях бывает совершенно не- обходимо портретное изображение. В других бу- дет достаточно лишь нарисовать пару простых штрихов или написать имя на презентационной доске. Какой вариант будет эффективнее, зави- сит от ситуации. Часть 4 ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ 95 17 КОНЦЕПЦИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ Н езависимо от вашего намерения ваша ауди- тория придает значение тому, как вы вы- страиваете и преподносите информацию. Пото- му рекомендуется продуманный подход, даже если суть того, что вы хотите сообщить, связана с импровизацией. Во избежание непредусмотренных и прев- ратных ассоциаций вам нужно распланировать визуальные соотношения в графических нара- ботках, а также словесные взаимосвязи и кон- нотации в сопроводительном тексте вашего вы- ступления или комментариев. Обычно никто такого не планирует, потому что никому не приходит это в голову. В этом 96 ГЛАВА 17 разделе книги мы рассмотрим различные со- ставляющие, которые влияют на восприятие вашего сообщения аудиторией. Чтобы достичь своих коммуникативных це- лей, важно подумать, как направить стремление аудитории к пониманию, и, по сути, обратиться к готовому набору «концептуальных решений». К таковым относятся цвета, размеры, близость, симметрия, порядок и последовательность. Используя предлагаемые инструменты, вы можете поспособствовать своей коммуника- тивной задаче и повысить свои шансы достичь цели. Сознательно пренебрегая ими, вы увели- чиваете вероятность того, что аудитория при- дет к произвольным или ошибочным выводам. Только вспомните, сколь многие предложения и идеи терпят крах на этапе финальной пре- зентации. В том ли дело, что сама мысль была непродуманной? Иногда это так, но далеко не всегда. Многие идеи не достигают успеха из-за тех смыслов, которые извлекает из презентации аудитория. Зачастую никто и не сможет объяс- нить, почему именно не понравилась идея или собственно ее представление. Дело может быть просто в том, что слушателя она сбила с тол- ку или он уловил какой-то неудачный аспект в презентации или со стороны докладчика. Так иногда бывает, когда нам говорят одно, а видим КОНЦЕПЦИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ мы совершенно другое. Где-то среди словесных и визуальных составляющих есть что-то заве- домо неправильное, что не согласуется с посы- лом или не подходит докладчику. Да или нет? Да или нет? 98 18 ДОЛЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ З десь будет очень поучительна известная дзен-загадка: «Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?» Или, например, звук хлопанья одной руки? Решайте сами… Важно хорошо подумать о своей аудито- рии. Какие установки, предрассудки, повест- ки, убеждения есть у участников? Учащимся художественных вузов часто напоминают, что нужно учитывать «долю созерцающего», то есть восприятие и толкование их работы аудиторией. Любое произведение само по себе, в отдельно- сти, лишено значения. Только через восприятие смотрящего образ оживает. ДОЛЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ Ваша презентация Ваша презентация Наблюдатель Наблюдатель Ожидания Ожидания Убеждения Убеждения Воспоминания Воспоминания Ценности Ценности Смыслы Смыслы Воспритяие Воспритяие Проекция Проекция Некоторые символы, фигуры и слова нагру- жены смыслами, положительными и отрица- тельными. Некоторые значения – принадлеж- ность культуры и понятны всем ее носителям; какие-то – индивидуальны. Другие смыслы мо- гут различаться для разных контекстов. Карикатура с изображением одного каран- даша и рядом – карандаша, сломанного на две половинки, а затем – двух заточенных его об- ломков приобретает совершенно иное значение и эмоциональный посыл после расстрелов, учи- ненных исламистскими террористами «Аль-Ка- иды» в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo в Париже. После такой трагедии картин- ка с карандашом воспринимается со значением и очень эмоционально. 100 19 РАЗМЕР Б удет не внове сказать, что… размер имеет значение! Исследования показывают, что рост мужчи- ны влияет на его совокупный уровень заработка. Связано ли это с тем, что более высокие более уверены в себе, или с восприятием и суждения- ми окружающих о росте, как бы то ни было, по- лучается, что на каждый дополнительный дюйм роста годовой заработок в среднем возрастает на 5000 долларов в сравнении с доходами менее рослых коллег. В каждое взаимодействие слушатель при- вносит целый багаж из собственных предрас- судков, опыта, убеждений и ценностей. Раз- мер – один из факторов, который считывается подсознательно, но несомненно влияет на вос- приятие. 101 РАЗМЕР В качестве характеристики визуальной фор- мы размер может быть представлен буквально для отражения реального масштаба либо фигу- рально для отображения других характеристик (таких как превосходство, подчиненность, важ- ность, соотношение с другими элементами и так далее). Размер может описывать только мас- штаб или внешний вид образа либо может ис- пользоваться для указания на значимость изо- браженного или для того, чтобы вызвать эмоцию либо убедить в необходимости принять тот или иной довод. долг долг ДОЛГ ДОЛГ Размер объектов неизменно влияет на вос- принимаемое взаимоотношение между объек- тами. Такая относительность имеет большое значение и обязательно должна быть встроена в ваши общие коммуникативные цели. Варьируя размер, можно привлечь внимание к отдельным характеристикам и смыслам, а также затмить другие. ГЛАВА 19 Как лучше всего обыгрывать размер сообраз- но вашим целям? Задайте себе вопрос: • Я работаю со словами, изображениями и фи- гурами? • Если размер влияет на восприятие важности и подчиненности, какие части моего сообще- ния выиграют от увеличения? • Или же, что лучше уменьшить? 103 20 БЛИЗОСТЬ И РАССТОЯНИЕ О бычно чем меньше расстояние между дву- мя элементами, тем более тесным в нашем восприятии получается их сочетание и взаимо- связь между ними. Другими словами, расстояние между объектами (большими или малыми) под- спудно сообщает о степени их соотнесенности. Этот «принцип близости» можно использовать как подспорье в визуальных коммуникациях. Бывает, что целесообразно или даже необхо- димо показать тесную связь или близкое соотно- шение с объектами, элементами, людьми, местами или вещами. Как пример, можно вспомнить очень важную соотнесенность в рекламе между про- изводителем бритвенных лезвий и суперзвездой спорта. Цена этой ассоциации достигает десятков миллионов долларов. Чтобы выигрышно исполь- ГЛАВА 20 зовать ее возможности, звезду нужно показать рядом с соответствующим предметом или маркой. Наши ресурсы Наши ресурсы Наши клиенты Наши клиенты Таким же образом, чем больше расстояние между элементами, тем слабее их взаимосвязь. Наши ресурсы Наши ресурсы Наши клиенты Наши клиенты При грамотном использовании «принцип бли- зости» может применяться в визуализации для придания дополнительной силы изложению, для конструирования желаемого вывода или для того, чтобы убедить аудиторию согласиться с определенной точкой зрения. 105 21 ВВЕРХ/ВНИЗ И ВЛЕВО/ВПРАВО O K. Вот достаточно простая мысль, но ее стоит хорошо уяснить и правильно применять для продвижения предлагаемой позиции. Мы живем в мире условностей. Они пред- ставляют собой согласованные и принятые стан- дарты и нормы применительно к тому, что чем является и что за этим стоит. Такие условности часто не оговариваются впрямую и для многих могут оставаться незаметными. Есть общее правило определенного образа поведения при посадке в лифт. Такие правила как таковые нигде не прописаны, и им никто вас не обучал. И все же вы будете действовать определенным образом и ожидать того же от 106 ГЛАВА 21 окружающих. Это пример негласной договорен- ности. А теперь представьте мысленно карту мира – что вы видите? Могу догадаться, что вы видите стандарт- ную «карту мира». Такую, которая висела на стене у вас в классе. Где Европа по центру вверху, Северная и Южная Америки – слева, Китай – справа. Африка и Австралия вместе с Южной Америкой занимают нижнюю поло- вину. Верно? Будет ли это достоверным изображением планеты? Пожалуй, не во всем. И все же такая «карта» традиционна. Карта, которая истори- чески использовалась больше всего, хотя вы, возможно, удивитесь, если узнаете, что во мно- гих отношениях она не самая точная. Эта карта (известная как проекция Меркатора) значитель- но превосходит любые прочие, когда речь идет о навигации, но это достигается за счет сущест- венных аномалий. Например, на карте Меркатора Аляска име- ет такой же массив суши, как и Бразилия. При этом на самом деле Бразилия почти в пять раз больше Аляски. Финляндия показана протя- женностью с севера на юг почти как у Индии. 107 ВВЕРХ/ВНИЗ И ВЛЕВО/ВПРАВО На самом же деле Индия намного больше (к слову, проекция Меркатора была разработана норвежцем). Не отклоняясь слишком от темы, важно от- давать себе отчет, что у нас есть базовые ас- социации, как выглядит то или иное. Принцип «сверху вниз» есть установление, которое ис- пользуется для обозначения иерархий (будь то по значимости, приоритетности, алфавитному порядку). Даже если пункты не пронумерова- ны, установка диктует, что расположенное на вершине рассматривается как более важное или значимое, чем находящееся внизу. Можно и нужно использовать организацию по принципу «сверху вниз», если так будет про- ще донести мысль и точку зрения. То же можно сказать о принципе «слева / справа». Для западной культуры традиционное на- правление при чтении и письме – слева на- право. Если бы потребовалось создать медлен- но разворачивающееся визуальное сообщение, которое появлялось бы вразрез принятому справа налево или из правого нижнего угла в направлении левого верхнего, для этого не- обходимы веские причины. Иначе оно скорее ГЛАВА 21 вызовет недоумение и пойдет не на пользу ва- шему выступлению. Важно понимать условности и применять их результативно, убедительно и со знанием дела. 109 22 МАСШТАБ К огда вы говорите, что чертеж выполнен в масштабе, аудитории предлагается счи- тать, что все пропорции изображения соблюде- ны, даже если на чертеже на одном листе A2 показана какая-то гигантская суперпостройка (например, висячий мост или небоскреб). Чтобы было проще сориентироваться в мас- штабе, на картах и архитектурных чертежах обычно указывается соответствие: 1 см соответ- ствует 10 м, или 1 см соответствует 500 милям. На фотографиях часто объект вносится в рам- ку, чтобы смотрящий мог оценить размер и мас- штаб предмета через сравнение. Еще в XVII веке было принято использовать изображения людей в технических и архитек- турных чертежах для задания естественной шкалы для размера и перспективы. 110 ГЛАВА 22 Природная способность аудитории прини- мать, понимать и оценивать масштаб дает нам массу возможностей более ясно довести нужную мысль. XX ВЕК XX ВЕК 1900 1900 1999 1999 Указав масштаб, мы можем изобразить го- ризонтальную черту и сказать, что она соответ- ствует сотне лет, или даже 1000 лет, или даже 10 млн лет. Адресат соответственно будет мас- штабировать в сторону увеличения или умень- шения. 2015 2015 Январь Январь Декабрь Декабрь Можно выбрать отображение с максималь- ной подробностью, соответственно апеллируя к каким-то очень маленьким в реальности сущ- ностям и показывая их очень большими. Это часто используется в сравнительных графиках, которые сопровождают рекламу финансовых услуг. Гистограмма с результатами трех раз- ных фондов может быть представлена так, что МАСШТАБ различие между ними будет казаться прене- брежимо малым, поскольку оно едва отличимо. А со сменой масштаба та же самая результа- тивность может быть предъявлена как очень су- щественная, когда одно из значений будет «на голову» выше остальных. Чтобы быть «на голову выше», обычно необходима существенная раз- ница в размере, и все же при небольшом сдви- ге масштаба даже минимальная разница может выглядеть как большая. Таким же образом, сделав увеличенное изо- бражение челюстей муравья, можно превратить его в страшное чудовище, а тот же муравей на полу у вашей ступни – обычное насекомое. Так что масштаб изображаемого может быть ис- пользован в качестве инструмента убеждения, влияния и вовлечения аудитории. 112 23 СТИЛЬ М ного лет назад я проводил практический тимбилдинг-семинар, и в одном из упраж- нений на тему важности образцовых принци- пов работы я выписывал в демонстрационный блокнот важнейшие позиции, которые пред- лагала мне группа. Мы составили маркиро- ванный список с «точками» у каждого пункта, и хотя получилась последовательность по пра- вилу «сверху вниз», порядок следования пун- ктов определялся порядком их называния, а вовсе не важностью. После семинара ко мне обратился один из участников и отметил, что при всей актуально- сти выбранной «образцовой» темы мой почерк и принцип работы с группой ее определенно не выражает. 113 СТИЛЬ Ясно, что для человека понятие образцового было тесно взаимосвязано с аккуратностью, упо- рядоченностью и структурой, а мой стиль пре- зентации шел вразрез таким представлениям. Я тоже сужу о людях по тому, как они вы- глядят, по их склонности к порядку и так далее. С учетом этого нужно продумать стиль ва- шей визуальной подачи. Если вы хотите про- двигать «традиционные ценности», такие как «прочная основа», «правильность» и «порядок», можно выбрать Times New Roman или подоб- ный солидный шрифт. ГЛАВА 23 Если хотите, чтобы ваше сообщение несло отпечаток богемности и борьбы с устоями, тог- да пойдет на пользу палитра и гарнитура из арсенала Энди Уорхола или панк-движения 1970-х. Подумайте о цветовом решении. Взвесьте цветовые предпочтения. Проанализируйте расположение. Будет ли ваш материал указывать на упорядоченность мысли, логику, художественную выразительность, образ- цовое качество или посредственность? Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций КНИГА КНИГА ВИЗУАЛЬНЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КОММУНИКАЦИЙ Книга визуальных коммуникаций Книга визуальных коммуникаций Если взмах крыла бабочки над Тихим океа- ном способен повлиять на океанические течения и погоду на планете, то уж будьте уверены, что выбранный стиль вашей презентации может (и непременно будет) оказывать влияние на вашу аудиторию. 115 24 ПОРЯДОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Е сли я начну фразу со слов «Жили-были…», вы поймете, чего ожидать далее. Да, верно… будет сказка. Возможно, точно вы не определите, какая именно сказка, но будет понятно, что, скорее всего, в ней будет несколько интересных персо- нажей (вероятно, принц и принцесса, злая ведь- ма, волк), какое-то волшебство, лес и страшная опасность, угрожающая жизни или благопо- лучию главного героя, а потом – счастливое избавление. Вам также известно, что история будет заканчиваться словами: «…и жили они долго и счастливо и умерли в один день». Мы выросли (и наше сознание сформирова- лось) в культуре, где у всех историй, стихов, пе- 116 ГЛАВА 24 сен, проповедей, речей, телепрограмм, фильмов и чего угодно есть «начало», «основная часть» и, разумеется, «концовка». Таким же образом, имеют значение порядок и последовательность изложения ваших идей. Верный порядок должен определяться логикой. Например, в деловом предложении можно сле- довать одной из таких схем: • вводная часть • проблематика, сложность задачи • обзор наличной или текущей ситуации «как есть» • рассмотрение будущего или желаемого поло- жения вещей Ж Ж или-были или-были ПОРЯДОК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ • предлагаемое решение • причины выбора соответствующей рекомен- дации • описание сути решения • порядок его осуществления • аргументы в пользу выбора именно такого решения/предложения • требуемые вложения и возможная финансо- вая отдача • краткий итог о целях и ценных преимуще- ствах Такой порядок обоснования дает преимуще- ство в силу своей логичности и внятности для работающих в бизнесе. В обратном порядке ни- чего не получится, равно как и при переста- новке двух или трех пунктов не будет того же результата. Поэтому обязательно учитывайте логику изложения представляемой вами версии или истории. Иногда вам будет достаточно трех самых простых шагов: сначала A, потом B, по- том C. В других случаях может потребоваться более длинная и подробная презентация: A, затем B, затем C, затем D, после E, потом F, далее G, H, I, J и, наконец, K. 118 25 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИНТЕРВАЛОВ Н апример, нужно подвести аудиторию к мыс- ли, что можно использовать ресурс и воз- можности визуальных коммуникаций, чтобы посодействовать своей задаче. Для этого вам по- требуется обрисовать некую картину имеющей- ся проблемы, возможных сложностей или (когда речь идет о политике) надвигающегося кризиса. Имея в виду цель убедить, можно прибегать к визуальным методам, чтобы показать пробле- му незначительной и неважной либо, наоборот, преподнести надвигающийся кризис как угро- жающую человечеству катастрофу (мне при- ходят на ум иллюстрации на тему глобального 119 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ИНТЕРВАЛОВ потепления). Если исключить крайние вариан- ты, есть много возможностей для применения визуальных методов в изложении самой разной проблематики и потенциальных пробелов. По сути, подобный интервал представляет собой объективную разницу между двумя со- стояниями. Одно из них может рассматриваться как имеющее место – «как есть» сейчас. Дру- гое – «как будет», как должно, может или имеет место быть в будущем. Зазор между этими состояниями можно по- казать несколькими разными способами: через противопоставление графиков, в форме сравни- мых гистограмм, в виде точечных показаний на линейной шкале. Самое главное для отстаивания предлагаемой вами идеи – выбрать нужную шкалу для диа- граммы, чтобы убедительно оформить и подать ваше предложение (или заключение). Если в вашем предложении содержится ре- комендация клиенту или вашей компании вло- жить 1 млн фунтов стерлингов в представлен- ный вами проект, тогда в зависимости от того, как клиент или компания склонны рассматри- вать миллионное вложение (оно может казать- ся очень значительным либо слишком малым, ГЛАВА 25 в зависимости от относительных размеров) – вы можете представить «разницу» в правиль- ном масштабе, от несущественной до карди- нальной. «Как есть» «Как есть» «Как есть» «Как есть» «Как будет» «Как будет» «Как будет» «Как будет» РАСХОЖДЕНИЕ РАСХОЖДЕНИЕ РАСХОЖДЕНИЕ РАСХОЖДЕНИЕ 1 1 1 1 10 10 10 10 Оба рисунка иллюстрируют одну Оба рисунка иллюстрируют одну и ту же «вилку», однако в большем и ту же «вилку», однако в большем масштабе она выглядит более масштабе она выглядит более внушительно в качестве аргумента внушительно в качестве аргумента о масштабных инвестициях о масштабных инвестициях Можно также использовать этот метод для предъявления субъективных интервалов под видом объективных и измеримых. Представим себе предложение инвестировать в проект, направленный на повышение мотива- ции в коллективе. Вы можете попросить своих слушателей на десятибалльной линейной шка- ле отметить показатель на текущий момент. От- ложив его на линейке, можно далее попросить указать желаемый уровень. Нанеся вторую отметку, вы визуально, изме- римо и объективно представили воспринимае- мый пробел. При правильном использовании это очень мощный инструмент убеждения. 121 26 ДВИЖЕНИЕ В искусстве умение показать движение требу- ет большой выучки. Карикатуристы, пожа- луй, лучшие в передаче физических переме- щений. Достаточно полистать комиксы, чтобы убедиться, как удачно художники задействуют контуры тела, изображаемые потоки воздуха, визуальные средства и звуковые эффекты на основе слов. В нашем мире визуальных коммуникаций вряд ли потребуются высокие художественные навыки, хотя иногда в иллюстрации приходится изобразить тот или иной вид перемещения или изменения. Например, это может быть последователь- ность событий, представленная в виде пошаго- вых блоков; изменение направления в диаграм- ме систем; состояние прогресса или регресса; изменение позиции. 122 ГЛАВА 26 В этой ситуации спектр разных видов дви- жения, которые нам необходимы, более аб- страктный. Мы представляем движение через различные этапы или указания на них. Шаг 1 Шаг 1 Шаг 2 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 3 В двумерной иллюстрации удобным инстру- ментом для передачи движения или развития будут линии, стрелки и подписи (в виде цифр или букв). С их помощью можно показать на- правление и последовательность. В трехмерном варианте и при наличии не- которых художественных способностей можно показывать движение с помощью перспективы, ведь в таком случае у вас есть в буквальном смысле еще одно измерение. Шаг 1 Шаг 1 Шаг 2 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 3 Очевидно, что при использовании в каком- либо виде перемещающихся слайдов возможно- сти демонстрации движения достаточно широки. И все же большинство этот эффект не впечат- ляет, потому что обычно получается довольно громоздко и часто не к месту. ДВИЖЕНИЕ Скорее всего, вас может поразить первый просмотр презентации Prezzo (где постоянно ме- няется фокус, гибко смещается в приближение и удаление), но с каждым следующим разом вы будете обнаруживать, что элемент новизны до- вольно быстро стирается. Шаг 1 Шаг 1 Шаг 2 Шаг 2 Шаг 4 Шаг 4 Шаг 3 Шаг 3 Шаг 5 Шаг 5 РЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТ ИСХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ИСХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 124 27 ВРЕМЯ Ч асто бывает целесообразно или даже необхо- димо встроить в визуальный материал кон- цепцию времени. Сделать это можно нескольки- ми способами, в зависимости от того, что именно необходимо проиллюстрировать. Один из методов представления времени – обычный циферблат. Добавлением стрелок и из- менением их позиции можно делать указание на истечение некоторого (или даже значительного) временного интервала. ВРЕМЯ Знаменитая иллюстрация «эволюции чело- века» показывает многотысячелетний отрезок времени через последовательность пяти меня- ющихся изображений. Течение времени также может быть показа- но с помощью обычной линии. Обычно имеет смысл размещать ее горизон- тально, чтобы само время как бы двигалось слева направо, так, судя по всему, будет проще для по- нимания. На линию можно наносить некие собы- тия или значки для иллюстрации прогресса или какого-то другого понятия. Можно делать иллю- страцию в формате некоего поступательного дви- жения и показывать время как некую сущность с квазифизическими характеристиками. 126 28 СХОДСТВО П одобно тому как сознание выводит смыслы из формы организации и подачи информа- ции, оно также приписывает взаимосвязи и ас- социации внешне схожим сущностям (и нао- борот). Сходство может касаться внешних ха- рактеристик, таких как цвет, форма, размер, расположение. Чем больше сходство, тем силь- нее ассоциации, а чем меньше общего – тем слабее. Чтобы использовать принцип общности, про- анализируйте различные элементы предлага- емой вами информации. Какие из них больше всего выиграют благодаря сходству с другими? Можно ли их связать, если использовать один и тот же цвет, или обвести в рамки одной фор- мы, или изобразить в одном размере, или разме- стить поблизости (либо использовать их в одно и то же время)? СХОДСТВО Система 1 Система 1 Система 2 Система 2 Система 3 Система 3 Система 4 Система 4 Система 5 Система 5 Система 6 Система 6 Если провести аналогию с музыкой, принцип сходства заключается в создании визуальной гармонии, чтобы два или более объекта звуча- ли единым аккордом. Как две, три или более нот могут гармонично соединяться в единый слит- ный музыкальный звук. Соединяя различные элементы по принци- пу сходства, вы незаметно создаете основу для положительной ассоциации. Нужно проанали- зировать ваше изображение и входящие в него составляющие и определить взаимосвязи и ас- социации, которые в конечном итоге будут ра- ботать на вас и излагаемую вами мысль. 29 СИММЕТРИЯ П овсюду вокруг мы встречаем симметрию, пропорции и баланс. Вспомните, к примеру, «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи, бабочку или даже британский флаг. Лицо человека тоже симметрично. Правая и левая его половинки одинаковы и пропорцио- нальны, и все же стоит присмотреться подроб- нее – и вы обнаружите, что симметрия редко 129 СИММЕТРИЯ бывает идеальной, какой кажется на первый взгляд. Возможно, один глаз чуть больше дру- гого, или посажен чуть выше или ниже. Если не принимать во внимание несовершен- ства, симметрия задает равновесие, гармонию и красоту и может сослужить хорошую службу в визуальном отображении. Симметрией можно пользоваться в любой визуальной или графической иллюстрации для оформления какой-то своей мысли. Если вы стремитесь представить информацию так, чтобы она выглядела полной, тогда пойдет на пользу грамотное применение вертикаль- ной или горизонтальной симметрии (или и той и другой). Сознание устанавливает естествен- ную связь между разными элементами или формами, которые представлены в виде сим- метричной конструкции, – и с помощью дру- гих графических инструментов вроде близо- сти, цвета и размера можно далее задать лю- бые подгруппы, которые существуют внутри более укрупненной формы. Каким бы ни был визуальный фундамент, с которым вы работаете, будь то пейзаж, пор- трет, слайд, таблица, презентационная доска или что угодно другое, мыслите в формате: «се- редина, левая, правая стороны, верх, низ». ГЛАВА 29 Когда необходимо задать или изобразить баланс в самом составе изложения, имеет смысл использовать двухстороннюю симме- трию для передачи основной сути и соотне- сенного ей противопоставления. Архитектур- ное решение дверного проема с опорами по правую и левую сторону и перемычкой или навесом наверху – отличный пример реально существующей двусторонней симметрии, пе- редающей впечатление прочности и устойчи- вости. Чтобы использовать эти мотивы проч- ности, устойчивости и баланса, представьте ваши изображения или темы в двухстороннем формате. 1. Введение и начало 1. Введение и начало 4. План действий 4. План действий 5. Краткое описание 5. Краткое описание преимуществ преимуществ 3. Контраргументы 3. К онтраргументы 2. Основная суть 2. Основная суть СИММЕТРИЯ Смысловые противоположности или противо- поставляемые идеи считываются более отчетли- во в разнесенном по разные стороны варианте; такое размещение усиливает отношение про- тивоположности самих идей. Мыслите катего- риями «положительно и отрицательно», «зада- чи и цели», «прошлое и будущее», «стратегии и тактики». Все это обозначения понятий, ко- торым свойственна симметрия, полярность или дуальность. 132 30 СРАВНИВАЙТЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЯЙТЕ И ногда требуется показать два или более объ- екта в сравнении. Это могут быть идеи, пред- ложения, спецификации, конкурирующие ком- пании либо две или более альтернативы иного свойства. В визуальном отображении ваш ме- тод сравнения и противопоставления должен помочь аудитории определить и уяснить обла- сти сходства и различия, незначительного или существенного. Затем вам может понадобиться обратить внимание на сходства или различия в других целях. Существует много методов подачи данных, удобных для сопоставления и противопостав- ления. Графики, таблицы и диаграммы Венна – лишь часть из них. 133 СРАВНИВАЙТЕ И ПРОТИВОПОСТАВЛЯЙТЕ Всегда, располагая блоки информации рядом, вы в некотором роде предлагаете их сопоста- вить. Два расположенных рядом друг с другом вертикально прямоугольника, один из которых на 50% выше другого, настойчиво указыва- ют зрителю, что их нужно сравнить. Добавьте к иллюстрации конкретные данные, соединив с каждым прямоугольником цифру (например, 100 млн фунтов стерлингов в первый и 150 млн фунтов стерлингов во второй) и подпись – «Вы- ручка в 2013 году» и «Выручка в 2014 году» – и сравнение готово. Выручка в 2014 году Выручка в 2014 году Выручка в 2013 году Выручка в 2013 году Смысл такой: значительный рост в прошлом и вероятное ускорение в будущем. При этом если на картинке сначала изобра- жены прямоугольники со значениями £450 млн, £510 млн и £470 млн (за 2010, 2011 и 2012 годы), тогда иллюстрация несет совершенно другой подтекст, указывающий на славное прошлое и резкое падение выручки. £100 млн £100 млн £150 млн £150 млн ГЛАВА 30 Один метод может быть действенным для привлечения новых инвесторов, а другой может помочь укрепить их доверие. Да, несколько лет назад произошел обвал, но были приняты меры, и теперь показатели снова растут. Финансовая отрасль – мастер представлять свои достижения (и достижения конкурентов) таким способом. Caveat emptor. (Покупатель, будь бдителен.) Выручка Выручка в 2010 году в 2010 году Выручка Выручка в 2011 году в 2011 году Выручка Выручка в 2012 году в 2012 году Выручка Выручка в 2013 году в 2013 году Выручка Выручка в 2014 году в 2014 году £450 млн £450 млн £510 млн £510 млн £470 млн £470 млн £100 млн £100 млн £150 млн £150 млн 135 31 ПЛОТНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ А удитория неосознанно придает значение тому, как выстроена и представлена информация. Если материал расположен слишком свободно и разреженно, возникает ощущение, что автору, по сути, и сказать особо нечего; если он пред- ставлен слишком плотно, это сбивает с толку и создает напряженный настрой у слушателей. Вспомните сотни и тысячи виденных вами слайдов в PowerPoint. На одном полюсе – слай- ды с минимумом материала, может быть, три- четыре позиции в маркированном списке, по од- ному слову в каждой. И даже если сопровождать такие слайды может очень объемный словесный комментарий, сами по себе они выглядят слиш- ком упрощенно и «оболванивают» тему. ГЛАВА 31 Расчетная cтадия Расчетная cтадия выполнения выполнения График проекта График проекта Отставание Отставание Фактическая Фактическая I кв. I кв. 20% 20% 40% 40% 60% 60% 80% 80% 100% 100% II кв. II кв. III кв. III кв. IV кв. IV кв. Текущий Текущий год год Прошлый Прошлый год год Полугодие Полугодие Продажи Продажи СПОСОБНОСТИ СПОСОБНОСТИ ВИДЕНИЕ ВИДЕНИЕ ABC ABC TCP TCP КОШКА КОШКА СОБАКА ЛЕТУЧАЯ ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ МЫШЬ ЧЕЛОВЕК 1. Здесь я скажу всего пару слов 1. Здесь я скажу всего пару слов 2. Как вы видите,.. 2. Как вы видите,.. 3. До новых встреч! 3. До новых встреч! Другая крайность – слайды, которые сму- щенный докладчик часто сопровождает ремар- кой: «Здесь очень много информации, может быть, вы не сможете все подробно рассмотреть. Прошу прощения». ПЛОТНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ Здесь докладчик всеми способами пытался втиснуть в слайд как можно больше информа- ции, и в большинстве случаев аудитория сочтет, что многое из написанного – лишнее. Стоит бы- стро пробежаться по представленному материа- лу – и такое предположение подтвердится. Чтобы решить вопрос о плотности материала, нужно задать себе несколько вопросов и честно на них ответить. 1. Что я пытаюсь сообщить? 2. Действительно ли это необходимо для моих целей? 3. Какую информацию я должен представить в подкрепление этой цели? 4. Что относится к обязательному? 5. Что не помешало бы добавить? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, что действительно нужно знать. Выстройте/пе- реработайте/обновите свое сообщение и снова пройдитесь по этому списку, чтобы определить- ся с окончательным вариантом. 138 32 ЗАНЯТНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ И АНИМАЦИЯ М озг человека играет удивительную роль в формировании нашего восприятия, и это одно из самых удивительных его свойств. Наш разум получил поразительную способность ус- ваивать огромные массивы визуальной инфор- мации и «восполнять» недостающее. Можно ска- зать, что в обработке информации мозг умеет достигать большего меньшими ресурсами. Такое восполнение можно также рассмотреть на примере умения расшифровывать изменен- ный и поврежденный буквенный текст. Куда там Энигма! Первый дешифровщик – мозг че- 139 ЗАНЯТНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ И АНИМАЦИЯ ловека. Посмотрите сами, как он будет справ- ляться с ниже приведенной информацией. ЭОТТ ТКЕСТ ДМЕОНТСРИРУЕТ, ЭОТТ ТКЕСТ ДМЕОНТСРИРУЕТ, КАК МЗОГ УЕМЕТ ОРБААБТЫАВТЬ КАК МЗОГ УЕМЕТ ОРБААБТЫАВТЬ ИНОФРАМЦИЮ И ДЛЕАТЬ НЧЕТО ИНОФРАМЦИЮ И ДЛЕАТЬ НЧЕТО УДИИВЕТЕЬЛОНЕ УДИИВЕТЕЬЛОНЕ Вам ведь даже не пришлось особенно ста- раться, чтобы все получилось? В самом деле. Мозг от природы стремится восполнить пробе- лы, замкнуть кольцо, соединить несоединимое и расшифровать коды, словом, сделать все, что- бы стало ясно и понятно. Перенесем это в ситуацию визуальных ком- муникаций. Возможность задействовать мышле- ние составляет особый ресурс в использовании некоторых видов графических построений или анимации, будь то на листе бумаги, на презен- тационной доске или даже в движущихся слай- дах презентации. До тех пор пока белый лист, или фундамент изложения, не будет восприниматься как за- полненный, мыслительные процессы аудитории будут функционировать по своей природной ГЛАВА 32 склонности к достраиванию недостающего. Со- знание слушателей всегда будет стараться раз- решить загадку. В стремлении к завершенности ваша аудитория будет искать дополнительные идеи или информацию, которая составила бы полную картину. Информацию можно делить на уровни и представлять разными способами и в разных последовательностях, чтобы мысль у слушателей постоянно работала, не пропадал интерес и любопытство и сохранялась интрига неопределенности, которая в конце концов за- вершится «эврикой». Итак, представьте свою презентацию в виде некоего пазла, выдаваемого в полном объеме или частично сразу или последовательно – и пусть аудитория включается и пытается его решить! ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ак я отметил в начале книги, мы живем в ви- зуальном мире, и перелистав эти страницы, вы продемонстрировали свою любознательность и интерес к предмету. Я искренне надеюсь, что прочитанное вас вдохновило и подсказало новые идеи, наработ- ки и помогло многое уяснить. Я действительно считаю, что наши возможности в коммуникации существенно выиграют от грамотного использо- вания визуальных средств. Я прогнозирую, что в следующие годы вы все чаще будете встречать деловую литературу с визуальным инструментарием. На моей полке уже немало таких книг. Газеты, журналы и веб-сайты все больше ис- пользуют графику и иллюстративные материалы. Даже программные приложения теперь представ- ляют сложные данные в простом ясном формате инфографики, чтобы заинтересовать пользователя и удовлетворить его эстетическим запросам. Включите в свой арсенал визуальные ин- струменты, схемы, модели и принципы, и вы увидите, что вам удается гораздо лучше доно- сить свою точку зрения, а со временем вы вы- работаете свой неповторимый подход, который отлично работает для вас и вашей аудитории. |