философия в схемах. С. Р. Аблеев философии в схемах и таблицахМ осква Высшая школа
Скачать 4.63 Mb.
|
Онтология — философское учение о бытии. Оппозиция — 1) процесс противопоставления одних убеждений другим; 2) объединение людей (в обществе, движении, партии, парла менте и т.д.), придерживающееся иных убеждений и взглядов, нежели господствующее большинство. Охлократия — в широком смысле власть толпы, власть черни. Панснтсизм — учение, согласно которому мир находится в Боге, но Бог не растворяется в мире, а является некой Абсолютной Лично стью. Панентеизм совмещает в себе элементы теизма и пантеизма Панпсихизм — учение о всеобщей одушевленности природы. Раз новидности — анимизм, гилозоизм и др. Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и при роду. Согласно пантеизму. Бог не является личностью или неким су ществом, а представляет собой активное духовное начало — силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице. Парадигма — теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях. Парадокс — противоречие. Парламентаризм — система политической власти в государстве, основанная на разделении функций законодательных и исполнитель ных органов, в которой парламент играет доминирующую роль как высший представительный и законодательный орган государственной власти. Патриотизм — глубокое, бескорыстное чувство любви к своей ро дине, готовность служить, защищать и жертвовать своими интересами ради неё. Патристика — общее название учений ранних христианских бого словов и философов ( II—V III вв.). Пацифизм — идеология, идейно-политическое течение, выступаю щее против вооружённой борьбы и всех видов войн. Перцепция — восприятие. Плутократия — власть богатых. Плюрализм субстанций — точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Готфрида Лейбница. Плюрализм политический — принцип существования социаль но-политической и идеоло! ической жизни общества, допускающий ши рокое многообразие различных идеологических, социальных, экономи ческих, культурных доктрин, а также партий, движений и организаций. Позитивизм — философское течение, возникшее в Европе в нача ле XIX века, признающее приоритет «позитивного» знания, естество знания. 201 Политика — деятельность в сфере достижения, удержания, изме нения и осуществления власти в обществе и государстве. Популизм — политическая тактика, направленная на достижение популярности среди народных масс и их поддержки через провозгла шение угодных народу, но объективно невыполнимых лозунгов, обе щаний и программ. Постулат — положение (аксиома), принимаемое в качестве осно вы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности. Потенция — в широком смысле возможность осуществления оп ределенного действия. Право — система социальных норм, установленных государством для регулирования общественных отношений. Пракрити — в индийской философии материальная природа или субстанция как противоположность духовной природы (Пуруши). Предрассудок — необъективное суждение, основанное в большей мере на стереотипах, чем на реальной оценке явления или объекта. Престиж — оценка обществом социального статуса. Провиденциализм — религиозная концепция исторического про цесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план, недоступный пониманию человека. Прогресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорга низованным. Прогресс социальный — поступательное развитие общества от примитивных, низкоорганизованных форм к сложным, упорядоченным и высокоорганизованным. Пропаганда политическая — распространение, разъяснение, по пуляризация каких-либо социально-политических идей и доктрин для необходимого изменения общественного сознания. Пространство — одна из форм существования материи; способ ность материальных тел занимать определенное местоположение, гра ничить друг с другом. Психоанализ — 1) метод в психотерапии, разработанный австрий ским психологом Зигмундом Фрейдом; 2) общее название группы фи лософских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи психоаналитической теории Фрейда и, в частности, его психоана литический метод. Пуруша — в индийской философии духовный аспект мироздания; духовный прообраз человека — «небесный человек»; иногда — выс шее духовное «Я» человека. 202 Развитие — необратимые, направленные изменения. Основные типы развития: прогресс, регресс, цикличное развитие, одноплоскост ное развитие. Развитие социальное — в широком смысле любое изменение об • щества. Разделение властей — один из важнейших принципов существо вания демократического (правового) государства и гражданского об щества, предполагающий деление власти в государстве на независи мые ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Расизм — идеология, политическая практика, вид массовой психо логии, в основе которых находится убеждение в природной неравно ценности человеческих рас. Рационализм — философское направление (гносеологическая концепция), признающее разум основной способностью познания че ловека. Рациональный — связанный с разумом. Реализм — течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существова ние общих понятий (универсалий). Революция — резкие, скачкообразные, качественные изменения сложных систем. Один из типов развития. Революция социальная — качественные изменения во всех сфе рах жизни общества, протекающие резко и скачкообразно и завер шающиеся сменой социально-экономической системы (формации) об щества. Регресс — один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорга- иизованным. Редукционизм — методологический приннип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле — сведение сложного или высшего к простому или низшему. Релятивизм — методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания. Республика — форма государства (политической власти), осно ванная на выборах высших органов власти, либо их формировании об щегосударственными представительными политическими институтами (парламент и др.) Рефлексия — направленность мышления на сам процесс мышле ния — его формы, причины, следствия. Реформа социально-политическая - плавное, эволюционное из менение общества, инициируемое определёнными политическими си лами. 203 Сакральный — священный. Санкхья — одна из ортодоксальных школ древней индийской фи лософии, придававшая особое значение изучению природы, рассмат риваемой в процессе космического развития. Сансара — в индуизме и индийской философии круг постоянных странствований или перевоплощений человеческой души. Секуляризация — освобождение общества от власти церкви и ре лигии. Сенсуализм — философское направление (гносеоло! ичсская кон цепция), признающее чувственное восприятие основной или главной формой человеческого познания. Сепаратизм — теория и политическая практика отделения (обо собления) части территории единого государства для образования но вого независимого государства или автономии с широкими полномо чиями. Синтез — в широком смысле соединение в единое целое. Сокровенная Мудрость — эзотерическая традиция познания; сим волическое название духовных учений Великих Учителей (Махатм) Шамбалы. Софизм — логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное. Социал-демократия — идеология, социально-политическое тече ние реформаторского характера, направленное на воплощение ценно стей социализма и либерализма (свобода, равенство, социальная спра ведливость и др.). Социализм — стадия развития общества согласно марксистской теории, является промежуточной ступенью между капитализмом и коммунизмом и отличается ликвидацией частной собственности иг средства производства и политической власти капитала. Социальная среда — совокупность общественных условий жизни и деятельности человека, которая оказывает влияние на его сознание, ценности, поведение и нормы. Социум — социальная общность, общество. Спонтанный — самопроизвольный. Стереотип — упрощенный, привычный образ мышления или дей ствия. Стратификация социальная — структурирование общества на различные слои (страты). Субстанция — сущность; нечто, лежащее в основе, первоначало всех вещей. Субстрат — материальная основа какого-либо предмета или яв ления. Субъект — активное начало, направляющее (производящее) дей ствие. 204 Суфизм — мистико-фнлософское течение в исламе, впитавшее некоторые идеи и принципы эзотерической традиции познания. Заро дилось примерно в V III веке на территории современного Ирака и Си рии. Суфизм оказал большое влияние на мусульманское богословие и философию. Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сыновья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяс — зна чит служить родителям по правилам ли. Танасух — исламский аналог греческого термина «метемпсихоз» (букв, «переодушевление»), т.е. переселение души из одного тела в другое. Использовался у исмаилитов и в некоторых других течениях шиитского направления. Теизм — религиозно-философское учение, в котором Бог пони мается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных (запредельных, надмировых) областей бытия. Тенденция — направленность развития какого-либо процесса в определенную сторону. Теология — богословие, учение о Боге. Теософия — дословно «Божественная Мудрость». Течение, близ кое эзотерической философии. Тсоцентризм — специфическая черта мировоззрения эпохи Средних веков, в котором центром культуры и философии являлся Бог. Толерантность — терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторона ми общественной жизни. Трансцендентный — выходящий за рамки чувственного опыта, на ходящийся за пределами ограниченного бытия; запредельный. Тянь — понятие китайской философии, означает «Небо», которое воспринималось как некая высшая духовная сила, управляющая Ми ром. У син — понятие китайской философии, которое означает пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода. Увэй — «не-деяние» — одно из основных понятий даосизма, оз начает следование естественным законам и ненарушение их своей во лей. Увэй в понимании даосов это не полное бездействие, а, скорее, действие особого рода, когда поступки человека сгармонизированы с законами природы и естественной необходимостью. Утопия — в широком смысле некоторое построение (проект), ре альное воплощение которого практически недостижимо. 205 Утопия социальная — проект (модель) совершенного обществен ного устройства, воплощение которого в текущий исторический период считается невозможным. Фалсафа — в арабской культуре рациональный (философский) метод познания бытия, противостоявший религиозному методу позна ния. Отличается от калама (рационального исламского богословия) более радикальной приверженностью разуму и знанию. Метод фалса фа ориентирован на достоверное и доказательное знание. Крупнейшие философы исламского мира (аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд и др.) были сторонниками фалсафа. Фана — суфийский философский термин, обозначающий особое состояние человека, достигшего вершин духовного пути. Фатализм — мировоззрение, рассматривающее жизнь в качестве цепи предопределенных событий. Феномен — явление, воспринимаемое на основе чувственного опыта. Фикх — мусульманское право, основанное на духовном авторитете Мухаммеда и Корана. Формации социально-экономические — стадии исторического развития общества в марксизме, определяемые способом производст ва (первобытнообщинным, рабовладельческим, феодальным, капита листическим, коммунистическим). Харизма — необычные, сверхнормальные, выдающиеся способно сти человека. Хинаяна — одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения только для членов монашеской об щины, овладевших учением и обладающих духовным совершенством. Христианство — одна из трех мировых религий. Возникло на Ближнем Востоке в I—II вв. нашей эры. Основано на проповеди Иису са Христа, но в церковном христианстве претерпело ряд существенных изменений. Церковь — религиозная организация; социальный институт, свя занный с конкретной религией. Цзюнь-цзы — понятие китайской философии, означает — «со вершенный», «достойный», «благородный человек» («муж»), благо даря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянства- ми (совершенными качествами) — жэнь, и, ли , сяо, чжи. — понятие китайской философии, означает «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Введение этого понятия приписывают древним даосам. 206 Чарвака — материалистическое философское учение в Древней Индии. Часто отождествляется с локаятой. Чжи — понятие китайской философии, означает — «мудрость», «знание», «ум», «интеллект». Шариат — основанная на Коране система принципов и норм жиз ни мусульманина. Шовинизм — крайний, реакционный, воинствующий национа лизм, связанный с непомерным возвеличиванием своей нации и уни жением других наций. Эволюция — плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к совершенствованию и повышению степени организо ванности. Один из типов развития. Эзотерическая философия — общее название тайных (скрытых) философских и религиозных учений, не доступных широким массам, непосвященным. Эзотеризму противоположен экзотеризм как нечто доступное профанам. Эквивалентный — равноценный, равнозначный, одинаковый, тож дественный. Экзистенциализм — философия существования, одно из крупных западных философских течений в XX веке. Экзистенция — существование. Эклектика — неорганичное соединение разнородных частей и эле ментов в единое целое. Название философских школ (эклектические школы) в Древней Греции и Древнем Китае. Эманация — в широком смысле истечение, распространение. У неоплатоников — переход от высших стадий (уровней) космического бытия к низшим. Эмпиризм — философское направление (гносеологическая кон цепция), признающее чувственный опыт единственным или важней шим источником человеческого познания. Эпикуреизм — материалистическая школа в древнегреческой фи лософии. Основатель — античный мудрец Эпикур. Эпистемология — философская теория познания, учение о познании. Эсхатология — религиозное учение о конце мира и человека. Этнос — исторически сложившаяся территориальная и культурная общность людей. Язык — система знаков, используемая для мышления, общения и письма. 207 Учебное издание Абцеев Сергей Рифатович ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Зав. редакцией ГСЭЛ Г.Н. Усков Редактор О.В. Кирьязее Художник ВЛ . Хомяков Художественный редактор А.Ю. Войткеоич Технический редактор J1.A. Овчинникова Корректор А.И. Кондратенко Компьютерная верстка О.М. Чернова Лицензия ИД № 06236 от 09.11.01. Изд. № РИФ-260. Сдано в набор 18.12.03 Подп. в печать 16.02.04. Формат 60х90'/16. Бум. офсетная Гарнитура «Литературная». Печать офсетная. Объем 13,0 уел. печ. л. 14.00 уел. кр.-отт. Тираж 5000 экз. Зак. № 3709. ФГУП «Издательство «Высшая школа», 127994. Москва. ГСП 4, Неглинная ул., 29/14. Тел . (095) 200-04-56. E-mail: info@v-shko!a ru http://www.v-shkoIa ru Отдел реализации: (095) 200-07-69, 200 59-39, факс. (095) 200-03-01. E-mail: sales@v-shkola.ru Отдел «Книга почтой»: (095) 200-33-36. E-mail bookpost@v-shkola ru Набрано на персональных компьютерах издательства. Отпечатано на ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2. ISBN 5-06-004740-7 9 "785О6ОИО474О0 |