философия в схемах. С. Р. Аблеев философии в схемах и таблицахМ осква Высшая школа
Скачать 4.63 Mb.
|
ЧАСТЬ 10 Глобальные проблемы и будущее земной цивилизации Десятая часть учебного пособия посвящена философии глобальных проблем и будущего земной цивилизации. Здесь рассматриваются важнейшие тенденции развития со временного человечества, глобальные проблемы цивилиза ции, их причины и пути преодоления, методы исследования будущего, а также возможные пути (модели) дальнейшего развития земной цивилизации. Обобщая данные различный общественных и естественных наук, схемы этой части посо бия помогают студенту осмысливать масштабные планетар ные процессы, анализировать опасные тенденции развития человечества и находить средства их преодоления. Одним словом, они учат молодого человека нести ответ ственноа ь не только за свое собственное будущее, но и за будущее всего человечества. Таблица 156 ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В XX - XXI ВВ. СФЕРА ЖИЗНИ УСТОЙЧИВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПЕРИОД Политика Национально-освободительные движения. Революции XX в. Противостояние демократии и тоталитаризма XX в. Интеграция и глобализация. Сепаратизм Кон. XX - нач. XXI в Демократия и правовое государство Нач. XXI в. Экономика Доминирование многоукладной рыночной экономики Кон. XX - нач. XXI в. Неравномерное экономическое развитие стран и регионов XX - нач. XXI в. Наука и техника Исследования структуры материи. Создание новых материалов XX - нач. XXI в. Развитие промыиленности, транспорта, систем связи, ядерной энергетики, оружия массового поражения XX - нач. XXI в. Создание глобальной информационной сети XX в Космические исследования и освоение околоземного пространства XX - нач. XXI в. Исследования в области генной биологии, управление наследственностью и изменчивостью XX - нач. XXI в Разработка искусственного интеллекта Человек Кибернизация человека XX - нач. XXI в Увеличение активности скрытых (паранормальных) сил человека Появление новых заболеваний человека Попытки клонирования человека Культура и общество Развитие межкультурного диалога Сильное влияние науки и массовой культуры на общество XX- нач XXI В Духовный кризис Появление новых духовнь*х учений Сис1ема общество - природа Угл убление экологического кризиса XX - наи XXI в Истощение природных ресурсов планеты Изменение климата и геофизических характеристик планеты Увеличение сейсмической активности 179 Схема 157 ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Схема 158 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ 18 Схема 159 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 1 Духовный кризис Возрождение духовной культуры в ее свет ском и религиозном видах, развитие науки и образования, этическое воспитание, формиро вание нового одухотворенного мировоззрения 2 Угроза мировой войны с применени ем оружия массово го поражения Ограничение производства и распростране ния оружия массового поражения (ОМП). По степенное сокращение арсеналов, запрещение производства, хранения v использования ОМП 3 Истощение при родных ресурсов Ограничение потребления ресурсов, разработка и использование ресурсосберегающих технологий, освоение новых источников энергии, восстановле ние запасов биосферы, разработка технологий по лучения новых материалов, освоение природных ресурсов космоса (Солнечной системы и тд.) 4 Неравномерное социально-экономи ческое развитие стран и регионов Политическая и экономическая интеграция государств, помощь развитых стран странам третьего мира, сбалансированное культурное и социально-экономическое развитие в различ ных регионах планеты 5 Потенциальная опасность кометных и метеоритных раз рушений Создание глобальной (планетарной) систе мы слежения за околоземным космическим пространством и системы кометно- метеоритной защиты планеты с применением ядерного и лазерного оружия 6 Массовые забо левания Научные исследования причин массовых забо леваний, разработка новых лекарственных средств и технологий лечения, создание глобаль ной системы профилактики массовых заболева ний, популяризация здорового образа жизни 7 Рост терроризма Выработка единых правовых стандартов для всех государств, повышение роли ООН в урегули ровании локальных конфликтов, более тесное сотрудничество правоохранительных систем раз- 1 личных государств, устранение культурных, эко номических и политических причин терроризма, расширение межкультурного диалога, политиче ская и социально-экономическая интеграция госу дарств в единое планетарное сообщество 182 Продолжение табл. 159 8 Углубление эко логического кризиса Развитие экологически ориентированного мировоззрения, разработка и внедрение безот ходных экологичных технологий, строительство очистных сооружений, переход на экологически безопасные источники энергии, сокращение выбросов фреона, угарного и углекислого газов в атмосферу, восстановление биосферы пла неты, запрещение проведения строительных и иных мероприятий, способных негативно по влиять на биогеоценозы, без экологической экспертизы, ужесточение правовой ответствен ности за неэкологичное природопользование, вынесение экологически опасного производст ва в космос за пределы биосферы и атмосфе ры планеты 9 Демографическая проблема Регулирование прироста населения в регио нах демографического «взрыва», стимулирова ние рождаемости в «стареющих» странах, по литическая и социально-экономическая инте грация государств в единое планетарное со общество, обеспечение интенсивного развития социально-экономической инфраструктуры в перенаселенных районах, равномерное рас пределение населения по территории планеты, создание колоний поселенцев на планетах Солнечной системы 10 Глобальное из менение климата и геофизических ха рактеристик плане ты Сокращение выбросов фреона и углекислого газа в атмосферу, запрещение испытаний ядерного оружия на Земле, перемещение на селения из неблагоприятных, потенциально опасных климатических зон, создание в космо се (на планетах Солнечной системы и др.) кс лоний переселенцев с Земли 11 Увеличение сейсмической ак тивности планеты Запрещение испытании ядерного оружия на Земле, развитие технологий раннего оповеще ния о сейсмической опасности, строительство зданий и сооружений с учетом сейсмического фактора, развитие спасательных служб, созда ние колоний переселенцев в космосе ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Схема 160 184 Схема 161 НЕОБХОДИМЫЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛО ВИЯ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЦИВИЛИ ЗАЦИИ 183 Схема 162 ИССЛЕДОВАНИЯ БУДУЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ БУДУЩЕГО Опираются на: познание фундаменталь ных законов развития природы и общества; достижения естественных наук, достижения обществен ных наук; экономические оценки и прогнозы; политические оценки и прогнозы Делятся на: прогнозы общего характе ра с неизвестной степе нью достоверности; прогнозы общего характе ра с высокой степенью достоверности; частные прогнозы кон кретных; событий с неизвестной степенью достоверности; частные прогнозы конкрет ных событий с высокой степенью достоверности Схема 163 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БУДУЩЕГО Схема 164 ОСНОВНЫЕ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ СОГЛАСНО ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ I RH НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ Схема 165 МОДЕЛИ (ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ) РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО I _______ Позитивные________ Открывают возможности даль нейшего прогрессивного развития человеческой цивилизации 1 Дальнейшее углубление духов ного кризиса 2 Война с применением оружия массового поражения 3 Дальнейшее развитие экологи ческого кризиса 1 4 | Резкое увеличение численности 1 населения планеты 5 Увеличение кардиологических, онкологических, эпидемиологи ческих, психических и др. забо леваний 6 Истощение природных ресурсов 7 Осуществление концепции «золотого миллиарда» 8 Столкновение с крупной кометой или астероидом 9 Разрушительная сейсмическая а»стивность и тектоническая динамика материков 10 Выход технических систем (ис кусственного разума) Из-под контроля человека 11 Резкое негативное изменение геофизических параметров пла неты (радиация, магнитное поле, психосфера, климатические поя са, наклон оси вращения и т.д.) 1 Преодоление духовного кризи са и развитие нового этически, экологически, культурно ориен тированного мировоззрения 2 Отказ государств от примене- ния, хранения и производства оружия массового поражения 3 Политическая и социально- экономическая интеграция государств в единое планетарное сообщество I 4 Контроль над рождаемостью » 5 Экологическое природопользование 6 Успехи науки и практики в лечении и профилактике массовы* заболеваний 7 Развитие этической культуры социального партнерства и межкультурного диалога 8 Создание планетарной системы кометно-астероидной защиты 9 Освоение космоса 10 Конта>ст и взаимодействие с высокоразвитым гум<тным внеземным разумом | Негативные Ведут к частичной или полной ги бели человеческой цивилизации № КРАТКИЙ СЛОВАРЬ философских понятий Абсолют — духовное первоначало бытия — единое, бесконечное, вечное. Абсолютизм — политический режим, характерный для абсолют ной монархии, при котором политическая власть принадлежит одному человеку — монарху (королю, царю, султану и т.д.). Авидья — в индийской философии незнание, невежество, заблуж дение относительно важнейших духовных истин. Авторитаризм — политический режим, при котором власть кон центрируется в руках одного человека или группы лиц и сопровожда ется ограничением прав и свобод социальных и политических институ тов или общества в целом Агностик — приверженец агностицизма. Агностицизм — гносеологическая концепция, отрицающая (пол- ностыо или частично) возможность объективного познания мира чело веком. Адживика — одна из школ древней индийской философии, тяго - теющая к фатализму и не признающая авторитета Вед. Адл — «справедливость» — этическое понятие в исламе и ислам- ской философии. Согласно исламу, адл есть одно из естественных ка честв Аллаха; а также качество, которое должен воспитывать в себе человек. Аксиома — исходное положение теории, принимаемое без логиче ского доказательства. Аль-инсан аль-камил — суфийское понятие, обозначающее Со вершенного Человека. В определённом смысле соответствует индуист скому термину дживан-мукта, буддийскому — бодхисаттва, христиан скому — богочеловек. Анализ — процедура мысленного (логического) и реального рас членения предмета на части (признаки, свойства, отношения). Обрат ная процедура — синтез. Анархизм — социально-политическая теория и течение, отрицаю щее необходимость государства и политической власти в обществе и выступающее за полную отмену государства как политического инсти тута. Антиномия — столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты. Антропология — учение о человеке- 190 Антропоморфизм — наделение предметов (животных, явлений природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку. Антропоцентризм —мировоззрение, в котором центром культуры и философии объявляется человек. Апория — логическое затруднение, противоречие, проблема. Атеизм — система философских убеждений, отрицающая сущест вование Бога и Высших Сил во всех их формах и разновидностях. Атман — понятие индийской философии, означает высшее субъек тивное духовное начало, которое, с одной стороны, противостоит Брахману, с другой — тождественно ему. Атман предполагает два взаимосвязанных аспекта. Первый: вселенский — некий космический духовный принцип, олицетворяющий самосознание Брахмана. Второй личностный — высшее духовное начало человека, его искра духа, яв ляющаяся неотъемлемой частью пламени космического духовного принципа. Атман (Джив-Атма)— Высший Бог, находящийся в глуби нах психического мира каждого человека. Атрибут — существенное, неотъемлемое свойство объекта. Бог — в религиозных учениях высшее духовное сверхъестествен ное Существо. Брахман — понятие индийской философии, обозначающее выс шую объективную реальность, некое безличное Абсолютное Начало, из которого возникает и в котором растворяется всё мироздание. Дня обозначения Абсолюта как невыразимой беспричинной причины бытия иногда используется и другой, близкий по значению термин — Па- ра-Брахма (Парабраман). Буддизм — этико-философское учение, возникшее в Древней Индии, Основатель — принц-отшельник Сидцхартха Гаутама (Будда). Бытие — реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще. Бюрократия — социальный слой, выполняющий функции управ ления в обществе. Вайшешика — одна из школ ортодоксальной индийской философии. Веданта — одна из самых крупных индийских философских школ ортодоксального направления. Веды — наиболее древние (из всех известных) индийские религи озные писания: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. К Ведам примыкают брахманы, араньяки, упанишады — собрания различных комментариев. Верификация — процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения. 191 Власть — способность навязывать свою волю другим людям и со циальным группам, а также концентрировать ресурсы для достижения цели. Волюнтаризм — в широком смысле идейное течение, провозгла шающее волю в качестве основного (решающего) фактора обществен ного развития, который ставится выше социальных законов, разума, морали и т.д. Воля — способность выбирать цель и развивать усилия к ее дос тижению. Время — одна из форм существования материи; ритм, темп, ско рость, длительность последовательного развития материальных про цессов. Гедонизм — этическая теория, признающая наслаждение (того или иного характера) высшим благом и целью человеческой жизни. Гелиоцентризм — учение о строении Солнечной системы и Все ленной, согласно которому их центром является Солнце. Появилось в древности, было развито польским астрономом и натурфилософом Ни колаем Коперником в XVI веке. Генезис — происхождение и дальнейшее развитие. Геоцентризм — учение о строении Солнечной системы и Вселен ной, согласно которому их центром является Земля. Было разработано древними мыслителями Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью. Герменевтика — учение об истолковании текстов и их смыслах. Герметизм — одно из течений древней религиозно-философской мысли, близкое эзотерической традиции познания. Развивалось в Древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Европе примерно с I тыс. до н.э. до сер. 1 тыс. Позже герметизм сливается с другими религиозными и философскими учениями. Гилозоизм — учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свой ством первичной субстанции и отвергающее границу между «живыми и «неживым». Гипотеза — научное предположение, основанное на определённых теоретических и (или) опытных положениях. Глобализм — в широком смысле идейно-политическая доктрина, рассматривающая земную цивилизацию как единую (взаимосвязан ную) культурную, экономическую, политическую систему. Гностицизм — христианское философско-религиозное течение поздней античности. Впитало некоторые идеи эзотерической филосо фии, античной и восточной мысли. Государство — социальный институт, осуществляющий функции организации, управления и защиты конкретного общества, а также 192 распределения общественных (экономических, военных, демографиче ских, духовных и т. д.) ресурсов. Государство правовое — разновидность демократического госу дарства, политический режим которого основан на соблюдении зако нов, правовых норм и свобод человека (право на жизнь, свободу, соб ственность и Т.Д.). Гражданское общество — независимая от государства совокуп ность развитых социальных отношений (правовых, экономических, по литических и др.) и форм культуры, развивающихся благодаря призна нию со стороны государства приоритета неотъемлемых праь человека и всеобщих гуманистических ценностей. Гуманизм — 1) мировоззрение, признающее человека, его права и свободы, в качестве высшей ценности; 2) культурное движение с Е в ропе в период раннего Возрождения. Дао (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее со стояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей кос мической гармонии. Даосизм — одно из направлений древней китайской философии, древняя китайская религия. Основатель — мудрец Лао-цзы. Движение — всякое изменение и взаимодействие форм материи. Дедукция — логический метод вывода умозаключений ст «обще го» к «частному». |