Главная страница

философия в схемах. С. Р. Аблеев философии в схемах и таблицахМ осква Высшая школа


Скачать 4.63 Mb.
НазваниеС. Р. Аблеев философии в схемах и таблицахМ осква Высшая школа
Анкорфилософия в схемах
Дата09.03.2023
Размер4.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаfilosofiya_v_skhemakh.pdf
ТипУчебное пособие
#976184
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
Деизм
— представление о Боге, согласно которому Б
01
т ворит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.
Демократия
— дословно «власть народа»; политический режим или форма государства, при которой власть принадлежит народным массам.
Деспотизм
— форма неограниченной власти, для которой харак­
терны произвол и беззаконие относительно членов общества и его со­
циальных институтов.
Детерминизм
— учение о закономерности и обусловленности яв­
лений мира.
Джайнизм
— древнее индийское неортодоксальное религиоз­
но-философское учение крайне аскетического толка. Основатель — мудрец Махавира.
Джива — в индийской философии божественная душа человека или искра жизни. В определённом смысле соответствует европейскому термину «монада» в ого лейбницианском и теософическом понимании.
Иногда Джива, или Джив-Атма, обозначает единое вселенское жиз­
ненное начало духовного характера.
13- 3709
1ЯЗ

Диалектика
— в широком смысле учение о противоположностях и развитии.
Дискретный
— разделенный, прерывный.
Дискриминация
— подавление, ущемление в правах, притеснение определённых социальных групп со стороны власти (правящей элиты).
Диссидент
— в широком смысле инакомыслящий человек, не раз­
деляющий господствующие политические (или иные) взгляды и откры­
то отстаивающий свои убеждения.
Дифференциация
— разделение, расчленение в процессе разви­
тия.
Догма
— положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.
Доктрина
— систематизированные представления, учение, кон­
цепция.
Дух
— в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу
(субстанции).
Душа — в религиозных и некоторых философских учениях некое нематериальное (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.
Дхарма
— одно из основных этических понятий индийской фило­
софии — моральный закон, долг, духовное учение (существуют и дру­
гие значения).
Дэ
— понятие китайской философии, во многом близкое понятию
«дао». В «Дао дэ цзин» говорится: «Дао рождает (веши), дэ вскармли­
вает (их)».
Дэ
— это трансформированное дао, проявленное и доступ­
ное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку
дэ
есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В дао­
сизме человек с
«высшим дэ»
— это совершенномудрый человек.
Ересь
— отклонение от общепринятого (ортодоксального) понима­
ния тех или иных религиозных вопросов.
Жэнь
— основное этическое понятие конфуцианства. Означает «гу­
манность», «милосердие», «человечность».
Жэнь
— одно из «пяти по- стоянств», которым должен обладать совершенный человек.
Западники
— течение в русской мысли середины X IX века, счи­
тавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропей­
скому сценарию.
И
— понятие китайской философии, означающее «чувство долга»,
«долг-справедливость». В широком смысле
и
— моральные принци­
194
пы, которых должен придерживаться совершенный человек по собст­
венной воле, в силу своей добродетели.
Идеализм — обшее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, бог, сознание, разум, логос, душа, идея и т.д.).
Идеология — сложное духовое образование, включающее идеи, идеалы, философские убеждения и принципы практической жизни, выражающие интересы
и
цели определенной социальной группы, класса, этноса или движения.
Иммиграция
— перемещение людей в конкретное общество извне.
Императив
— требование, закон, приказ.
Империя
— монархическое государство (объединение колониальных стран), единовластно управляемое одним правителем (императором).
Инволюция
— плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к упрощению и понижению степени организованности.
Один из типов развития.
Индукция
— логический метод вывода умозаключений от «частно­
го» к «общему».
Интенция
— направленность сознания (мышления) на определен­
ный объект.
Интуитивизм
— гносеологическая концепция, признающая интуи­
цию единственным или важнейшим источником достоверного позна­
ния; одно из направлений философской мысли
Интуиция
— иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.
Инь -ян
— парные понятия китайской философии, выражающие идею двойственности бытия.
Инь-ян
— диалектическая пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизаций этой абстрактной двойственности: тьма — свет, покой — движение, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.
Иррациональный
— в широком смысле находящийся за предела­
ми разума, не связанный с разумом.
Исихазм
— одно из течений в восточном мистическом христианстве
(Византия, Русь), признающее молитвенную медитацию («умное дела­
ние») главным средством духовного совершенствования.
Ислам (мусульманство)
— одна из трех мировых религий. Основа­
на пороком Мухаммедом в V II веке на Аравийском полуострове.
Истина
-- знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.
Иттихад — термин арабо-мусульманской философии, означа­
ет — «слияние» или «соединение» (человеческой души с Аллахом). В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божест­
19Я
венной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на
Земле.
Ишрак
— учение о мистическом озарении в арабской философии.
Характерно для суфизма.
и
Йога — 1)
одна из школ ортодоксальной индийской философии, уделяющая основное внимание практике психического развития; 2) метод развития духовной сущности человека и объединения личного сознания с Космическим Сознанием.
Каббала — мистико-философское течение в иудаизме.
Калам
— рациональное исламское богословие. Приверженцы ка­
лама — мутакаллимы — использовали рациональные методы в толко­
вании и обосновании как важнейших догматов ислама, так и религиоз­
но-философских вопросов.
Капитализм
— историческая форма развития общества; обще­
ственно-экономическая формация, которая характеризуется частной собственностью на средства производства, трудом наемных работ­
ников, рыночной экономикой и развитыми товарно-денежными от­
ношениями.
Карма
— в индуизме и индийской философии закон воздаяния, в широком смысле понимаемый как рок или судьба. В философских уче­
ниях карма преимущественно воспринимается как духовный закон причинно-следственных связей, по которому каждое существо настига­
ют последствия ею добрых и злых мыслей, слов
и
деяний. Карма опре- деляет условия не только настоящей, но
и
будущей жизни (жизней) человека.
Киники
— последователи одной из сократических философских школ в Древней Греции, призывавшие к «естественному» образу жизни.
Коммунизм
— 1) идеология, провозглашающая социальное равен­
ство, гуманизм, народную власть и общественную собственность на средства производства; 2) историческая форма развития общества; об­
щественно-экономическая формация, в которой воплощены идеалы и ценности коммунистической идеологии.
Компромисс
— соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.
Конвенция
— международное соглашение (договор).
Консенсус
— согласие, согласованность, обшее понимание и оценка тех или иных вопросов.
Консерватизм
— идеология, социально-политическое течение, на­
правленное на сохранение традиционных форм общественного устрой­
ства (в политике, экономике, культуре и т.д.) и выступающее против социальных реформ и инноваций.
Консолидация —
объединение, сплочение, интеграция.
196

Конституция — основной закон государства, отражающий и нор­
мативно закрепляющий основные политические, экономические, соци­
альные, религиозные принципы существования данного государства и общества.
Континуум — в широком смысле нечто непрерывное, единое.
Конфликт — острое столкновение интересов, форма социального противоречия.
Конформизм — приспособленчество, соглашательство с сущест­
вующим мнением или порядком вещей.
Конфуциаиство — одна из самых влиятельных философских школ в
Древнем Китае, признающая незыблемость традиций, ритуалов, уклада жизни. Основана мудрецом Конфуцием в VI веке до н.э.
Концепция — способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов.
Коран — Священное Писание в исламе.
Космогония — одна из астрономических наук, в которой изучается происхождение космических объектов.
Космология — одна из астрономических наук, учение о вселенной
(космосе) как целом и ее составных частях.
Космос — 1) в античной философии — упорядочное, организован­
ное, конечное бытие как противоположность хаосу — бытию неорга­
низованному и бесконечному; 2) в современной науке и филосо­
фии — мир, вселенная, имеющая определенную структуру.
Космоцентризм — специфическая черта античной философии
(особенно ранней), основная проблематика которой была связана с космосом.
Креационизм — религиозное учение о сотворении мира и человека
Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.
Культ личности — необоснованное возвеличивание человека (в политике, религии и т.д.), приписывание ему всевозможных заслуг и достижений, приводящие его к единоличной (авторитарной или тота­
литарной) власти.
Легальный — узаконенный, разрешенный законом.
Легизм — одна из школ древней китайской философии, уделяю­
щая основное внимание проблемам государственного устройства и правового обеспечения власти.
Легитимный — признанный (в своих правах, полномочиях, вла­
сти) обществом или социальной группой.
Ли — понятие китайской философии, означающее «ритуал», «це­
ремония». «этикет».
Ли
— это всевозможные нормы религиозного, светского или семейного поведения.
Либерализм — идеология, социально-политическое течение, на правленное на отстаивание прав и свобод личности, гуманизма, демо
кратки, ограничение власти государства, развитие парламентаризма, терпимости, плавных реформ и рыночной экономики.
Либидо — термин психоанализа, означающий бессознательное сексуальное влечение.
Логика
— учение о законах рационального мышления.
Лока
— термин индийской философии, означает «область»,
«место», «сфера», «мир». В индийской метафизике упоминаются раз­
личные по количеству системы лок (миров или сфер) — три локи, семь лок, четырнадцать лок и т.д. С помощью этого понятия выража­
ется представление о существовании множества миров — материаль­
ного земного и духовных надземных.
Локаята
— материалистическая философская школа Древней Ин­
дии.
Магия — религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определен­
ных обрядов и ритуалов.
Майя — термин индуизма и индийской философии, означает ил­
люзию, мираж, космическую силу, создающую объективный мир. В философских текстах индийских мыслителей употребляется для обо­
значения материального бытия, которое считается объективно воспри­
нимаемой иллюзией, т.е. бытием неподлинным. Подлинной реально­
стью является только высшее духовное существование ( Брахман -Ат- ман).
Маргиналы
— представители пограничных социальных групп и слоев, не желающие (неспособные) адаптироваться к одной из устой­
чивых социальных групп или доминирующих культур.
Марксизм
— философское и социально-экономическое учение
К. Маркса и Ф. Энгельса (X IX в.), направленное на революционное преобразование общества в сторону социального равенства и свободы.
В XX веке было развито В.И. Ленином и получило широкое распро­
странение в мире.
Материализм
— общее название философских учений, признаю­
щих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).
Материя
— объективная реальность, существующая вне челове­
ческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи).
Махатма
— дословно «Великая Душа». Духовный тигул выдающих­
ся подвижников, мудрецов и святых в Индии. В эзотерической традиции
Махатмами принято называть Великих Учителей Шамбалы — сверхче­
ловеческих духовных индивидуальностей, намного опередивших основ­
ную массу земного человечества по развитию.
198

Махая на
— одно из религиозно-философских течений в буддизме, признающее возможность спасения для широких масс мирян.
Медитация
— концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустоте (ментальное безмолвие).
Менталитет
— в широком смысле образ мыслей, устойчивое пред­
ставление о чём-либо.
Метафизика — 1)
философское учение о сверхчувственных основах бытия; 2) способ понимания мира, противоположный диалектике.
Метемпсихоз
— «переодушевление» — понятие древней грече­
ской философии, тождественное терминам «реинкарнация» и «пересе­
ление души».
Миграция
— перемещение социальных групп.
Милетская школа
— наименование учений ранних греческих фи - лософов из города Милеты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Миманса
— одна из ортодоксальных школ древней индийской фи - лософии. Основана Джаймини примерно во
II
веке до н.э.
Мин-цзя
— философская школа имен (логиков, диалектиков, со­
фистов или спорщиков) в Древнем Китае.
Мистическая философия
— общее название философских учений о скрытых духовных силах человека и космоса, их развитии и исполь­
зовании.
Мистический
— таинственный, тайный.
Мифология
— самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символиз­
мом, верой в сверхъестественные явления.
Моизм
— философская школа в Древнем Китае. Основана Мо Ди в V веке до н.э.
Монада
— единица, единое. В широком смысле некая духовная частица — основа космического или индивидуального существования
(например, в учении Лейбница или теософии).
Монархия
— государство (форма правления), в котором высшая власть принадлежит одному правителю — монарху (король, царь, им­
ператор, махараджа, султан, эмир и др.) и передается по наследству.
Монизм
— точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию). Разновидности монизма: материалистиче­
ский, идеалистический, пантеистический.
Мукти
— термин индийской философии, означает освобождение от сансары и власти земной кармы. «Мукти» в определенном смысле соответствует буддийскому понятию «нирвана».
Натурфилософия
— умозрительная философия природы.
Национализм
— идеология, политическая практика, разновид­
ность массовой психологии, в основе которой лежит признание приви­
легированного значения, роли и интересов одной нации перед другими.
199

Неоплатонизм
— одно из самых влиятельных философский тече­
ний эпохи поздней античности. Было основано на учениях Платона и
Пифагора.
Неопозитивизм
— течение в европейской философии первой по­
ловины XX века. Один из этапов развития идей позитивизма. Начина­
ется с работ участников Венского кружка — научного семинара в
Венском университете.
Неотомизм
— философское течение в католическом христианстве.
Начинает развиваться с конца XIX в. Основано па идеях средневеко­
вого философа Фомы Аквинского.
Нигилизм
— в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.
Нирвана
— в буддийской философии высокое состояние духа че­
ловека, предполагающее достижение духовных сфер надземного бы­
тия. Из-за буквального понимания корневой основы слова («угаса­
ние», «затухание») нередко ошибочно трактуется как «полное угаса­
ние всякой жизни». В действительности означает лишь угасание пла­
мени чувственных желаний и привязанности к материальному, земно­
му миру.
Номинализм
— течение в средневековой христианской филосо­
фии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (уни­
версалий)
и
полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов.
Ноосфера
— в широком смысле сфера разума, формирующаяся на планете благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.
Ноумен
— в широком смысле скрытая сущность явления или про­
цесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств.
Ноумену противостоит феномен — явление, воспринимаемое органа­
ми чувств.
Ньяя
— одна из школ ортодоксального направления в древней ин­
дийской философии, развивавшая учение о логике и методах познания.
Объект
— пассивное начало, воспринимающее действие.
Обьсктивный
— в широком смысле независимый от субъекта, су­
ществующий сам по себе.
Оккультизм — общее название учений, восходящих к эзотериче­
ской традиции познания, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.
Олигархия
— I ) форма государственного правления, при которой власть принадлежит небольшой группе наиболее богатых граждан
(олигархам); 2) богатые собственники, политическая элита, управляю­
щая государством-олигархией.
200

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта