философия в схемах. С. Р. Аблеев философии в схемах и таблицахМ осква Высшая школа
Скачать 4.63 Mb.
|
ЧАСТЬ 5 Гносеология Пятая часть учебного пособия посвящена различным аспектам философии познания (гносеологии). Здесь рас сматриваются вопросы, которые традиционно входят в про грамму изучения философии для студентов СПО и вузов, — проблема познаваемости мира, гносеологические концеп ции, формы и разновидности познания, виды и критерии ис тины, специфические особенности научного и религиозного типов познания. При изучении гносеологии рекомендуется использовать материал и других частей учебного пособия (схема 2, таблица 10, схема 113, схемы 79— 90). Схема 101 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ ГНОСЕОЛОГИИ 119 ОСНОВНЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА Схема 102 120 Схема 103 ОСНОВНЫЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Схема 104 ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 122 Схема 105 ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ 123 РАЗНОВИДНОСТИ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ Схема 106 124 Схема 107 ВИДЫ ИСТИНЫ 125 Схема 108 КРИТЕРИИ ИСТИНЫ 126 Схема 109 СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ТИПА ПОЗНАНИЯ Схема 110 СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОГО ТИПА ПОЗНАНИЯ 128 ЧАСТЬ 6 Философия религии В шестой части учебного пособия рассматриваются наи более важные аспекты философии религии. В частности, такие проблемы, как признаки и социальные функции рели гии, характерные черты религиозного сознания, философ ские представления о происхождении религий, разновидно сти понимания Бога, философские позиции относительно доказательства бытия Бога. В дополнение к схемам этой части учебного пособия могут быть использованы схема 2, схема 16, схема 21, схема 26, таблица 34, схема 68, схема 69, схема 79* схема 80, схема 85, схема 86, схема 96, таб лица 99, схема 110, которые так или иначе освещают раз личные аспекты религиозного и религиозно-философского миропонимания. q __ 3709 Схема 111 ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИИ 130 Схема 112 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ 9* 131 Схема 113 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ 132 Т аблица 114 ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЕЛИГИЙ 1 РАЗНОВИДНОСТИ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ Теологическая теория внутренней религи озности человека Человек внутренне ощущает присутствие Бога. Это ощущение порождает стремление понять Бога и религию Католическая теология Идеалистическая теория Георга Гегеля Религия присуща человеку изначально, т.к. его дух есть отражение Мирового Духа, который через человека познает самого себя Г еорг Г егель Антропологическая теория Людвига Фейербаха Человек создает Бога, т.к. отчуждает от себя луч шие духовные качества и переносит их на выдуманное Существо Людвиг Фейербах, последователи марксизма Материалистическая гипотеза Фридриха Энгельса Религия - фантастическое отражение в сознании людей реальных внешних сил, которые воспринимаются как сверхъестественные Фридрих Энгельс, Карл Маркс, после дователи марксизма Психологическая концепция религиозности Религия - механизм психологической компенса ции человека перед неведомым и враждебным миром внешней природы и внутренних инстинктов Зигмунд Фрейд, последователи психоанализа Теософская концепция происхождения религий Религии - доступное человеческому сознанию (часто искаженное) представление о Высших Мирах и Духовных Существах, которые реально существуют в природе, но не являются сверхъестественными Елена Блаватская, Анни Безант, Франчиа Ла Дью, Елена Рерих Схема 115 ВИДЫ РЕЛИГИЙ 134 Схема 116 ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ (МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ) АНИМИЗМ Вера в существование душ и ду- , хов, которыми наделяются раз- личные предметы, процессы и явления природы ФЕТИШ ИЗМ Наделение особыми (сверхъес тественными) свойствами какого- либо предмета и поклонение ему ТОТЕМИЗМ Вера в существование родствен ной связи между группой людей (племя, род) и их мифическим животным или растительным предком МАГИЯ Вера в возможность бесконтакт-] ного воздействия на людей, жи вотных и природные явления с помощью особых ритуальных действий 135 Схема 117 НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Культ Амон-Ра Древний Египет Культ Атона Древний Египет Брахманизм Древняя Индия ' - - - - - —1 Индуизм Древняя Индия, современная Индия Зороастризм Древний Иран Олимпизм Древняя Греция Орфизм Древняя Г реция Иудаизм Древняя Иудея, современный Израиль Конфуцианство Древний Китай, современный Китай Даосизм Древний Китай, современный Китай Синтоизм Древняя Япония, современная Япония Бон-по Древний Тибет Вуду Африка и острова Карибского бассейна 136 Схема 118 МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ БУДДИЗМ Гаутама Будда VI в. до н.э. Индия Последователи: 256 млн чел. Махаяна Хинаяна ХРИСТИАНСТВО Иисус Христос I в. Ближний Восток Последователи: 998 млн чел. Католицизм Православие Протестантизм ИСЛАМ Мухаммед VII b Аравийский полуостров Последователи: 592 млн. чел. Шиизм Суннизм Суфизм Примечание. Количество последователей указывается по состоянию на 1980 г. НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Схема 119 138 Т аблица 120 ПРОГРЕССИВНЫЕ И РЕГРЕССИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РЕЛИГИЕЙ РЕЛИГИЯ Прогрессивные явления Регрессивные явления • Укрепление морали • Догматизм и инертность • | Объединение единоверцев • Разъединение последователей различных религий и даже единоверцев • Укрепление государства • Нетерпимость и фанатизм • Социальная помощь населению • Религиозные войны • Развитие отдельных направлений образования • Противодействие науке и широкому образованию • Психологическая поддержка человека • Психологическое подавление личности • Стабилизация общества • Пассивное отношение к жизни, формирование убеждения в предопреде ленности судьбы человека и общества МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОГЕ Схема 121 Монотеизм (единобожие) Политеизм (многобожие) 140 Таблица 122 ТЕИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ БОГА _ . - 1 ТЕИЗМ 1 Бог — Абсолютная Всемогущая Личность (Существо). 2 Бог существует над миром. 3 Бог сотворил мир. I, 4 Бог управляет миром. 5 Бог сотворил человека. 6 Бог управляет человеческой судьбой и историей. 7 Бог может вмешиваться в естественный ход вещей и нарушать природные законы. 8 Бог непознаваем. 9 Бог недоступен. 141 Таблица 123 ДЕИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ БОГА ДЕИЗМ 1 Бог - Абсолютная Всемогущая Личность (Существо). 2 Бог существует над миром. 3 Бог сотворил мир и установил природные законы. 4 Бог не вмешивается в закономерное течение природных собы гий. ] 5 Бог непознаваем, но познаваемо его творение - мир (природа). 6 Бог недоступен. 14 ? Таблица 124 ПАНТЕИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ БОГА ! ПАНТЕИЗМ 1 Бог не является личностью (существом). I 2 Бог - некая сила, присутствующая в природе и неотделимая от нее (Закон, Идея, Принцип Жизни, Духовная Энергия и т.д.). 3 Происхождение мира и человека - естественный природный процесс. ■ 4 Бог присутствует в каждом живом существе (в каждой частице природы). 5 Человек способен делать выбор, его поступки не предопределены Богом. | l ^ Человек способен продвигаться в познании природы и ее скрытой духовной силы. 143 ФИЛОСОФСКИЕ ПОЗИЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЦИОНАЛЬНОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА Схема 125 ЧАСТЬ 7 Социальная философия В седьмой части учебного пособия освещаются важней шие проблемы и вопросы социальной философии. В част ности, основные характеристики и сферы жизни общества, структура общества и общественно-экономические форма ции, типы цивилизаций, типы и теории развития обществ^, регуляторы социальной жизни и виды ценностей человека, власть, государство и гра>кданское общество. В дополнение рекомендуется использовать учебный материал частей 8, 9 и 10, в которых также рассматриваются определенные фи лософские аспекты общественных отношений и социаль но-исторического развития. 10— 3709 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Схема 126 N6 Схема 127 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Ю* Схема 128 СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 148 СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА (МАРКСИЗМ) Схема 129 Общественное сознание П Теоретическое сознание П Обыденное (массовое) сознание Общественная психология Массовая культура Социальная мифология Религиозные традииии Житейская философия Философия Религиозные учения Наука Этика Право Идеология Искусство Общественное бытие Производственные отношения Л .................................. ... . > л Способ материального производства Схема 130 ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА (МАРКСИЗМ) 150 Схема 131 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 151 Схема 132 ТИПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ТИПЫ РАЗВИТИЯ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ 1 Войны Реформы Политические перевороты Смена власти как результат традиции или выборов Социально-политические революции Естественная динамика идей, теорий, концепций, идеологий Восстания • Естественные экономические изменения Научные революции Свободная трансформация социальной иерархии и уклада Технол огические революции Социальная мобильность Межкул этурный диалог 152 Схема 133 ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА РЕГУЛЯТОРЫ Схема 134 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 ВНУТРЕННИЕ Зависят от конкретного человека Этика Ценности Внутренняя культура личности ВНЕШНИЕ Не зависят от конкретного человека Право Общественная мораль т радиции Социальная культура Объективные социальные условия и процессы Объективные природные условия, процессы и космические воздействия 154 ВИДЫ И ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Схема 135 Схема 136 ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ 156 ВИДЫ ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕ Схема 137 i57 Таблица 138 КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВ № Г ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ I РАЗНОВИДНОСТИ ГОСУДАРСТВ 1 Политический режим Тоталитарное | Авторитарн эе Демократическое 2 Основная функциональная характеристика Полицейское (военное) Религиозное Правовое Социал зное 3 Форма правления Монархия Теократия Республика 4 Административно- территориальное построение Унитарное Федерация Конфедерация (Содружество) 5 Политическая стабильность Стабильное Нестабильное 158 РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ Схема 139 Законодательная Исполнительная Судебная власть власть власть I I Информационная «власть» (средства массовой информации) Общественное мнение Избиратели Схема 140 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ЧАСТЬ 8 Философия истории В восьмой части учебного пособия рассматриваются не которые аспекты философии истории: философские кон цепции смысла истории, направленность и теоретические модели развития исторического процесса, движущие силы истории и критерии исторического прогресса. Дополни гель- но рекомендуется использовать учебный материал части 7 (схема 130, схема 131, схема 133) и части 10. 11 - 3709 Схема 141 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 162 Схема 143 ФИЛОСОФСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 164 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Т аблица 144 № НАИМЕНОВАНИЕ МОДЕЛИ ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МОДЕЛИ СТОРОННИКИ 1 | Циклическая модель Мировая история - вечный круговорот определенных циклов, которые сменяют друг друга и отражают этапы куль турного подъема, застоя и упадка в обществе Гераклит, Платон, Аристо тель, Полибий, Вико, Да нилевский, Шпенглер, Тойнби, Гумилев и др. 2 Линейная модель Общество и история развива ются прямолинейно. Геомет рическая схема - линия или вектор. Возможен прогресс или регресс Августин, Кондорсе, Конт, Спенсер и др. 3 I ^ Спиральная модель В истории существуют опре деленные циклы развития, но нет полного возвращения к прошлому. Каждый новый ви ток спирали не повторяет предыдущий. Возможен про гресс: или регресс. Гегель, Маркс, Махатмы, Блаватская, Рерих и др. ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ЮГИ) В КЛАССИЧЕСКОМ ИНДУИЗМЕ Схема 145 Эпоха расцвета Золотой Век Эпоха застоя Эпоха заката Эпоха упадка Черный Век Сатья Юга Трета Юга Двапара Юга Кали Юга 1728000 лет 1296000 лет 864000 лет 432000 лет •< ---------------------- Маха Юга (Великий цикл) * 4320000 лет Маха-Юга Маха-Юга - »» Маха-Юга Космическая Манвантара (Период объективного существования Космоса) Схема 146 ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Т аблица 147 • Духовное развитие человека • Расширение свободы человека • Овладение силами природы • Развитие производительных сил общества • Развитие науки и техники • Продвижение по пути объединения человечества ЧАСТЬ 9 Философия культуры Девятая часть посвящена философии культуры. Осве щаются социальные функции и основные подходы к опреде лению сущности культуры, формы и вцды культуры, доми нанты различных культур, массовая культуры и многознач ный смысл понятия «цивилизация», а также контртенден ции современной культуры и цивилизации. Проблемы фи лософии культуры часто тесно переплетаются с проблема тикой социальной философии, философии истории и фило софской футуристики. Поэтому рекомендуется привлекать соответствующий учебный материал частей 7, 8 и 10. Схема 148 СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 170 Схема 149 ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ 171 ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ РАЗЛИЧНЫМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ Таблица 150 № Основная идея понимания культуры Представители — 1 1 Возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание Доевние римские философы 2 Развитие личности, облагораживание человека, улучшение отдельного человека С. Пуфендорф (XVII в.) 3 Образ жизни народа. Духовный прогресс человечества И. Гердер (XVIII - XIX вв.) 4 Приобретение разумным существом способности ставить цели, способ самореализации личности Ж. Руссо (XVIII в.) 5 Богатство знаний, эстетическое и интеллектуальное развитие И. Гете (XVIII - XIX вв.) 6 Идея человечного человека Д. Лукач (XIX - XX вв.) 7 Осмысленное созидание общества А. Шютц (XX в.) 8 Почитание Света, социальное воплощение принципа Духа, синтез творческих достижений человечества Н.К. Реоих, Е.И. Рерих (XX в.) 172 Схема 151 ФОРМЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРА ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ Духовные учения Мораль Мифология Религия Философия Наука Право Образование Искусство Архитектура Техника Агрокультура Предметы культа и искусства Украшения и т.д. Г Духовная Материальная Социальная Культура культура личности т Этическая культура Религиозная культура Философская культура Научная культура Правовая культура Экономическая культура Экологическая культура Эстетическая культура Культура труда Физическая культура Культура питан ля Бытовая культура 173 ДОМИНАНТЫ НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ КУЛЬТУР Таблица 152 НАЦИОНАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РЕГИОН КУЛЬТУРНЫЕ ДОМИНАНТЫ Индия Религиозность. Моральность. Мистицизм. Традиционализм. Космизм Китай Ритуализм. Моральность. Традиционализм Арабский мир Религиозность. Традиционализм. Рационализм Западный мир Рационализм. Право. Гедонизм. Активность (политическая, экономическая, социальная) Россия Религиозность. Моральность. Космизм. Революционность УРОВНИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Схема 153 175 Таблица 154 СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «Ц И ВИ ЛИ ЗА Ц И Я» В П РЕДСТА ВЛЕН И ЯХ Р А ЗЛ И Ч Н Ы Х М Ы СЛИТЕЛЕЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ № ( ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «ЦИВИЛИЗАЦИИ» ПРИМЕРЫ 1 1 Синоним понятия «культура» (Ф. Шеллинг) 2 ___ . \ Антипод культуры (Н. Бердяев, Н. Рерих) [ 3 Упадок культуры, этап ее вырождения и умирания (О. Шпенгпер) 4 Конкретный исторический тип общества (А. Тойнби) Египетская цивилизация, Римская цивилизация и т.д. 5 Цивилизация как религиозная общность i _____ Буддийская цивилизация, христианская цивилизация и т.д. 6 Цивилизация как уровень технологического развития Аграрная цивилизация, индустриальная цивилизация и т.д 7 ______ I Цивилизация как объединенное планетарное сообщество разумных существ Цивилизация планеть' Земля и т.д. 17f КОНТРТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ Схема 155 Свобода личности вопреки интересам общества Индивидуализм Сепаратизм Техницизм, технологизм и сциентизм Социальный оптимизм Ограничение свобод личности во имя интересов общества Коллективизм Интеграция Антитехницизм, натурализм и антисциентизм Социальный пессимизм 12 3709 177 |