Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
СНОВИДЕНИЕ: ВЫТЕСНЕНИЕ – («переоценка психических ценностей») происходящий во время сна своеобразный процесс маскировки истинного содержания сновидений ложной яркостью второстепенных образов. СНОВИДЕНИЕ: ЗАВИСИМОСТЬ ПРИЧИННАЯ (причинная зависимость в сновидении) – согласно З. Фрейду – либо вовсе не выражается, либо замещается последовательностью во времени двух одинаково длинных частей сновидения. Часто это замещение бывает обратным. СНОВИДЕНИЕ: ИЗУЧЕНИЕ – одно из важнейших направлений деятельности психоаналитических исследований. Согласно З. Фрейду – самый надежный путь к исследованию глубинных психических процессов. СНОВИДЕНИЕ: ИНВЕРСИЯ – процесс и результат перестановки элементов сновидений и их смыслов. Сюда относятся: «переворачивание смысла», замена противоположностью, изменения ситуаций, изменения порядка следования событий, полное изменение элементов сновидения. СНОВИДЕНИЕ: ИСКАЖЕНИЕ – процесс и продукт изменения мыслей сновидения под частичным влиянием цензуры сновидений (-> сновидение: цензура). Главное средство его – смещение. Согласно З. Фрейду, искажение обусловлено стремлением не допустить в сознание определенных мыслей. СНОВИДЕНИЕ: ИСТОЧНИК – согласно З. Фрейду, ими могут быть: 1) свежее и психически свежее переживание, непосредственно передаваемое в сновидении; 2) несколько таких переживаний, соединенных сновидением в одно целое; 3) одно или несколько самых значительных переживаний, замещаемых в сновидении одновременным, но безразличным переживанием; 4) внутреннее значительное переживание (впечатление, мысль), кое затем постоянно замещается в сновидении свежим, но безразличным впечатлением. СНОВИДЕНИЕ: КАТЕГОРИЯ (три категории сновидения) – согласно З. Фрейду, в отношении скрытого содержания сна к его явному содержанию различаются такие категории сновидений: 1) сновидения вполне осмысленные, понятные, – допускающие без затруднений объяснение с позиции нормальной душевной жизни; 2) сновидения, связанные и ясные по смыслу, но все же странные, – смысл коих не связывается с нашей душевной жизнью; 3) сновидения, лишенные смысла и непонятные, – представляющиеся бессвязными, спутанными и бессмысленными (большинство сновидений). СНОВИДЕНИЕ: МЫСЛЬ СКРЫТАЯ (латентные мысли сновидения) – собственно, бессознательное содержание сновидения, самый сильный элемент коего влечения вытесненные, скрывающиеся за искаженными формами их выражения. СНОВИДЕНИЕ: СИМВОЛИКА – разработанная З. Фрейдом по принципу внешнего подобия система символов, направленная на раскрытие содержания сновидений. За редким исключением, эти символы оказываются отчетливо сексуально окрашенными и в большинстве изображают мужские или женские сексуальные признаки. Так, вес продолговатые предметы, все длинные и острые орудия служат изображениями пениса. В дальнейшем система символики сновидений дополнялась и развивалась почти всеми активно работавшими психоаналитиками. СНОВИДЕНИЕ: СИМВОЛИКА ПРЕДМЕТНАЯ – согласно З. Фрейду, набор предметов, изображаемых в сновидениях, невелик. Сюда относятся: человеческое тело в целом, родители, дети, братья, сестры, рождение, смерть, нагота и пр. Постоянное типическое изображение человека в целом выступает в виде дома. СНОВИДЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ СКРЫТОЕ – полученный при анализе сновидения материал, который характеризует истинное содержание сновидения. СНОВИДЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ЯВНОЕ – образы сновидения, являющиеся в ходе сна, – сновидение, как оно вспоминается, как запомнилось. СНОВИДЕНИЕ: СХЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ (схема возникновения сновидения и психопатических представлений) – согласно З. Фрейду, основная схема возникновения сновидений и психопатических представлений одна: вытеснение – ослабление цензуры – образование компромисса. В обоих случаях наблюдаются явления сгущения, смещения и поверхностные ассоциации. СНОВИДЕНИЕ: ТОЛКОВАНИЕ – один из важнейших методов психоанализа, согласно З. Фрейду – весьма существенный прием, позволяющий познать глубинные силы личности – преимущественно бессознательные – и объяснить истинные мотивы ее поведения. Исходит из трех заранее принятых предположений: 1) сновидение имеет определенный смысл; 2) на основании явлений гипотетического сна можно допустить существование временно бессознательных душевных процессов и при нормальном сне; 3) все возникающие мысли детерминированны. Главная задача при толковании – в том, чтобы заменить содержание сновидения скрытыми мыслями, лежащими в его основе, и так разрешить путаницу, созданную деятельностью сна. Толкование сновидений – научный метод, позволяющий также установить истинное психическое состояние индивида (=> сновидение: символика). СНОВИДЕНИЕ: ЦЕНЗУРА – механизм искажения сновидения, реализующий пропуск, модификацию и перегруппировку материала сновидения. СНОВИДЕНИЕ ДЕТСКОЕ – сновидения периода детства; их общая черта – выполнение желаний, возникших за день и неудовлетворенных. СНОВИДЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ – группа сновидений, обеспечивающих галлюцинаторное исполнение желаний во время сна. Согласно З. Фрейду, бывают трех родов: 1) представляющие невытесненное желание в незамаскированном виде – сновидения инфантильного типа, редко встречающиеся у взрослых; 2) выражающие вытесненные желания в замаскированном виде – большинство всех сновидений; 3) выражающие вытесненные желания с недостаточной маскировкой иди без нее – постоянно сопровождаются страхом, выступающим вместо искажения сновидения и прерывающим сон. СНОВИДЕНИЕ НЕИСКАЖЕННОЕ – сновидения, дающие прямое, неприкрытое исполнение невыполненных желаний бодрствования. Согласно З. Фрейду, к ним относятся: 1) сновидения детские; 2) сновидения, вызываемые императивными потребностями тела – голодом, жаждой, сексуальной потребностью, – являющиеся исполнением желаний как реакции на внутренние соматические раздражения; 3) сновидения доминирующих ситуаций – исполнение очень желанных грядущих событий во сне; 4) «удобные» сновидения – замещающие реализацию необходимых, но пока еще не осуществимых наяву действий. СНОВИДЕНИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКОЕ – согласно З. Фрейду – возможная разновидность сновидений, отличительный признак и главная характеристика коих – совпадение сновидения и события, возможно, обусловленное приемом телепатического послания. СНОВИДЕНИЕ УДОБНОЕ – стремящиеся устранить раздражение и продлить сон – например, жаждущим снится, будто они пьют. СНОХОЖДЕНИЕ -> сомнамбулизм. СОВЕСТЬ – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний – например, угрызений совести. Согласно З. Фрейду, совесть – внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом. СОВМЕСТИМОСТЬ – человеческая способность работать совместно, успешно решать задачи, требующие согласованности действий и хорошего взаимопонимания. СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУППОВАЯ – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях деятельности совместной. В коллективе совместимость групповая образует иерархию уровней. Нижний уровень составляют: 1) совместимость психофизиологическая темпераментов и характеров членов группы; 2) сенсомоторная согласованность при выполнении ими действий совместных; 3) сплоченность, выражаемая в интенсивности коммуникативных внутригрупповых связей и во взаимности социометрических выборов. На более высоком уровне совместимость групповая выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий – представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый при реализации общественно-значимой и общей для всех цели. Высший уровень совместимости групповой, характерный только для коллектива, отражается в предметно-целевом и ценностно-ориентационном единстве, идентификации коллективной, адекватности возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи, во взаимной референтности членов группы. СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ – взаимное приятие партнеров по общению и деятельности совместной, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ориентации ценностных, установок социальных, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и прочих значимых для взаимодействия межличностного индивидуально-психологических характеристик. Критерий совместимости межличностной – высокая непосредственная удовлетворенность результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из партнеров оказался на высоте требований другого и не потребовались специальные усилия на установление взаимопонимания. Совместимость межличностная обычно сопровождается появлением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов. Особое значение она обретает в сложных условиях жизнедеятельности совместной – космическом полете, экспедиции, альпинистском походе и прочих – когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства, требуемого количества участников. СОВМЕСТИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – человеческая способность находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать. СОВМЕСТИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНАЯ – соответствие поведения сексуального партнеров – результат интеграции социального, психологического, социально-психологического и биологического обеспечения взаимодействия в сфере интимных отношений. Социальное обеспечение совместимости сексуальной определяется степенью социализации сексуальности, уровнем общей и сексуальной культуры партнеров, усвоением сексуальных и общественных норм, что проявляется в выработке сексуальных установок, потребностей, в кинетике и позах полового акта, в отношении к оценке своей сексуальности. Психологическое обеспечение определяется наличием у партнеров соответствия во влиянии психических факторов и особенностей личностных на развитие и проявления сексуальности. Социально-психологическое обеспечение обусловлено парным характером сексуальной функции, формированием группы социальной малой (семьи), а также ролей социальных, стереотипов мужественности и женственности. Биологическое обеспечение детерминировано анатомо-физиологической сохранностью морфофункциональных структур и систем, выполняющих регуляцию сексуальной функции, а также наличием соответствия физиологических сексуальных реакций, обусловленных темпераментом, типом конституции половой и деятельности нервной высшей. СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ – множество субъектов, на коих распространяются результаты исследования. Противоположное понятие – выборка. СОГЛАСИЕ ГРУППОВОЕ – единство взглядов, характеризующее людей, объединенных в группу. Термин введен Т. Ньюкомом и означает сходство картины мира, позиций и отношений членов группы. Согласно этой концепции, возникшей на базе интеракционизма, согласие групповое устанавливается в ходе непосредственных взаимодействий людей путем взаимного принятия членами группы позиций и ролей друг друга. Утверждается, что разные индивиды, включенные в группы, со временем спонтанно начинают одинаково оценивать сложившуюся ситуацию, происходящие события и явления, объекты социальные. В этой концепции особо не выделялись и не рассматривались как сущность оценки согласия группового и сплоченности групповой значимые стороны совместной, социально ценной деятельности. В отечественной психологии социальной было предложено понимание согласия группового как ценностно-ориентационного единства. СОЗНАНИЕ (сознательное) – форма отражения объективной действительности в психике человека – высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность – мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: 1) активностью; 2) интенциональностью, т.е. направленностью на предмет: сознание всегда – сознание чего-либо; 3) способностью к рефлексии, самонаблюдению – осознание самого сознания; 4) мотивационно-ценностным характером; 5) различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно – оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего – структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер. Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Первая трудность состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются – в том числе бессознательное, кое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до сознания», либо косвенно – в виде искажений сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики – его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с некоей степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных функций психологических. Поэтому сознание рассматривалось: 1) либо как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось метафорически – «свет сознания», «поле сознания» и прочее; в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не могло быть и речи; 2) либо отождествлялось с некоей функцией психической, чаще всего – со вниманием или мышлением; в этом случае изучение сознания подменялось изучением соответственной функции. Все это порождало мнение, что сознание для психологии научной – фикция. Вторая трудность вытекает из первой; сознание, как и отдельные функции психические, не локализуется во внешнем пространстве; но, в отличие от функций психических, сознание – из-за его «бескачественности» – не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло бы изучаться известными методами. Важна для конструктивного анализа сознания восходящая к Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем сознания, накладывающихся на непрерывно меняющийся поток информации сенсорной и определенным образом организующих его. Отечественная психология разработала общее представление об онтогенетическом формировании сознания. Структуры сознания индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению, интериоризации ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Принципиальная возможность подобного присвоения формируется на базе развития филогенетического (исторического). Деятельность предметная и ее атрибут – общение обладают следующими основными свойствами, отраженными в ее структуре: 1) социальным происхождением и строением – это выражается в ее социальной регламентации, а также в опосредованности орудиями и знаками; 2) разделенностью между двумя субъектами; 3) направленностью на объект. Структура деятельности совместной порождает структуру сознания, определяя соответственно следующие его основные свойства: 1) социальный характер, включая опосредованность знаковыми (в том числе вербальными) и символическими структурами; 2) способность к рефлексии и внутренний диалогизм; 3) предметность. Значительный интерес представляют взгляды на сознание, высказанные А. Н. Леонтьевым. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к сознанию – «совместному знанию», и лишь благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Итак, основные образующие сознания – смыслы и языковые значения. Первое, что обнаруживается при взгляде на «поле сознания», – это необыкновенное разнообразие его содержаний. Поле сознания неоднородно еще и в том смысле, что в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая, – «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее – область, содержания коей неотчетливы, смутны, нерасчлененны, – «периферия сознания». Содержание сознания в обеих областях находятся в непрерывном движении. Выделяются два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. При размышлениях периоды устойчивых состояний перемежаются переходами – изменчивыми состояниями, часто неуловимыми. Переходные моменты весьма трудно уловить самонаблюдением: при попытках остановить их исчезает само движение, а если пытаться о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения. Движение сознания и его непрерывное изменение отражается в понятии потока сознания. Сознание таит многие любопытные особенности и неведомые глубины, куда иногда удается заглянуть «с края пропасти». Так, в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях: 1) с одной стороны, он должен быть частью объективного мира, где его Я вынуждено приспосабливаться к внешней реальности; это – уровень сознания экстравертированного, функций перцептивных и принятия решений; 2) с другой стороны, он погружается в субъективный мир состояний измененных сознания, из коего исключена связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное Свое, где, по мнению некоторых, реализуется состояние «океанического союза со Вселенной». Согласно З. Фрейду, сознание – одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания – роль органа чувств для восприятия психических качеств, преимущественно – для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики. В психоаналитическом понимании сознание – лишь качество, кое может присоединиться или нет к отдельному душевному акту и кое никогда ничего не изменяет в нем, если не наступает. Большинство сознательных процессов сознательны лишь кратковременно, и процесс возбуждения не оставляет в сознании, как во всех других психических системах, длительного изменения его элементов. Психоанализ не считает сознание сущностью психического и трактует его как прежде всего чисто описательный термин. |