Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
Скачать 5.35 Mb.
|
СЛУХ – способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1) громкость – которая соотносится с интенсивностью раздражителя звукового; 2) высоту – соотносимую частоте; 3) тембр, или окраска – для звуков сложных, соотносимый со структурой звукового спектра. СЛУХ: НАРУШЕНИЕ – соответственно степени нарушения (ослабления) слуха люди разделяются на три группы: 1) глухие, или глухонемые – имеют врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения слуха и не могут овладеть речью без специального обучения; 2) поздно оглохшие, потерявшие слух в возрасте дошкольном или школьном и сохранившие речь, сформированную до появления глухоты; 3) слабослышащие, или тугоухие – имеют частичную недостаточность слуха (с понижением до 75 дБ). СЛУХ АБСОЛЮТНЫЙ – способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты. Чаще всего появляется в возрасте дошкольном и школьном раннем. Точность слуха абсолютного наибольшая в средних регистрах и наименьшая в крайних. При слухе абсолютном пассивном правильно определяется высота слышимого звука, но звук не может воспроизводиться голосом по заданному названию ноты. При слухе абсолютном активном звуки могут и называться, и воспроизводиться по названию. СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ – восприятие звуковой информации через оба уха. За счет различий некоторых характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, источник звука локализуется в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или раньше пришедшего звука. Наибольшая точность локализации достигается при интенсивности сигналов, на 70-100 дБ выше порога слышимости. Посредством слуха бинаурального строится картина мира звуковая. СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ – способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений и воспроизводить их. Сложная многосоставная система, выполняющая познавательную и творческую функции. Многокомпонентность музыкально-слуховой системы обусловлена составом музыкальных звуков, сложностью строения, структуры и содержания музыкальных произведений, многообразием средств художественной выразительности. В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются такие уровни и виды слуха музыкального: 1) на сенсорном уровне – абсолютный и бинауральный; 2) на перцептивном уровне – звуковысотный, тембровый и динамический; 3) на эмоционально-семантическом уровне – мелодический, гармонический и полифонический; 4) на интегрально-семантическом – чувство формы и архитектонический слух музыкальный. Особое место занимает слух абсолютный – локализованная реакция на высоту звука, реализуемая на уровне ощущения. Психологическая природа слуха абсолютного проявляется в запечатлении абсолютной высоты звука как особенного, присущего каждому звуку качества вне зависимости от его интервальных отношений с другими звуками. Довольно редкое проявление слуха абсолютного даже среди профессиональных музыкантов заставляют считать его врожденным качеством. Это подтверждается и ранним его проявлением с момента ознакомления ребенка с названиями звуков, что позволяет взрослым фиксировать его наличие. Врожденность слуха абсолютного доказывается также безуспешными попытками его воспитания и его устойчивостью на протяжении жизни. Истинный слух абсолютный – это способность называть звуки или воспроизводить их без сравнения с некоим звучащим или запечатленным эталоном. В отличие от истинного слух псевдоабсолютный развивается благодаря постоянному запечатлению высоты звуков одного преобладающего тембра в результате длительной интенсивной музыкальной деятельности (при наличии определенных природных предпосылок). Слух псевдоабсолютный больше зависит от тембровых и ранее усвоенных моторных ощущений, от воспроизведения высоты звука голосом или музыкальным инструментом. В музыкальной деятельности большее значение придается слуху относительному, в состав коего входят ладовое чувство и музыкально-слуховые представления; их слабое развитие не может быть восполнено наличием слуха абсолютного. СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ – способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование слуха фонематического происходит у детей при восприятии речи устной окружающих людей и – одновременно – при собственном проговаривании слов соответственно воспринимаемым образцам. СЛУХИ – специфический вид коммуникации межличностной, в ходе коей сюжет, в известной мере отражающий некие реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемым событием слухи отражают также общественное мнение и настроение, более общие социальные стереотипы и установки аудитории и, наконец, информационную ситуацию в регионе. Они зачастую бывают источником ложной, искаженной информации. Слухи принято классифицировать по двум параметрам: 1) экспрессивный – эмоциональные состояния, выражаемые в содержании слухов, и соответственные типы реакций эмоциональных: слух – желание, слух – пугало, агрессивный слух; 2) информационный – степень достоверности сюжета: от абсолютно ложных до относительно близких к действительности. Основной фактор циркуляции слухов – возникающий из неудовлетворенного интереса информационный вакуум, который склонен спонтанно заполняться. Знание причин и закономерностей распространения слухов помогает организовать информационную политику так, чтобы свести к минимуму вероятность их появления, а в случае появления – эффективно им противодействовать. СЛУШАНИЕ АКТИВНОЕ – процесс слушания, характерный намеренно повышенной активностью восприятия и субъективного участия индивида в ситуации общения. Включает в себя: 1) восприятие устного речевого сообщения – на сенсорном уровне; 2) вычленение сигнальных звуков в составе слов и их опознание – на перцептивном уровне; 3) установление смысла предложения и всего сообщения в целом – на когнитивном уровне. Восприятие смысла при слушании активном значительно зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего, прежде всего – от гибкости мышления и направленности личности. СЛУШАНИЕ ДИХОТИЧЕСКОЕ – метод, используемый при исследовании памяти эхоической, избирательности внимания, асимметрии межполушарной мозга головного. Заключается в распознании испытуемым слуховой информации, поступающей через наушники по двум независимым каналам – на левое и правое ухо. СМЕШЕНИЕ ЦВЕТА (смешение цветов) -> цветосмешение. СМЕЩЕНИЕ (сдвиг) – согласно З. Фрейду – второй результат работы сновидения – искажение скрытого содержания сновидения (-> сновидение: содержание скрытое) путем перемещения акцентов с главного на второстепенное, незначительное или безразличное. Главное средство искажения сновидения (-> сновидение: искажение). Как процесс и результат модификации и перегруппировки сновидений смещение проявляется: 1) в замещении скрытого элемента не собственно составной частью, но чем-то отдаленным – намеком; 2) в перемещении психического акцента с какого-то важного элемента на другой, неважный или безразличный, в силу чего в сновидении возникает другой центр и происходит подмена смысла сновидения. Согласно А. Фрейд – механизм защитный, заменяющий резкие и тяжелые тенденции менее резкими и тяжелыми. СМЫСЛ – в условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности – биологический мотив, но на некий промежуточный результат, в рамках индивидуальной деятельности становящийся самостоятельной целью. Для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и в деятельности выделяется – как ее новая единица – действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, ибо для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом – открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву, отношение действия к мотиву. СМЫСЛ ЗДРАВЫЙ – совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки явлений внешнего и внутреннего мира. Суммирует значимые, нужные каждому в повседневной жизни фрагменты исторически доступного опыта. Наряду с информацией о природе и общественных отношениях, весьма значительную роль в смысле здравом играют представления, касающиеся взаимодействий межличностных. В языке естественном, выражающем содержание смысла здравого, есть тысячи слов, означающих черты личностные, состояния психические человека, мотивы его поведения и пр. Для современной психологии характерен закономерный интерес к смыслу здравому, его содержанию и механизмам, в частности в таких областях социально-психологических исследований, как теория атрибуции (-> атрибуция каузальная), имплицитная теория личности, изучение стереотипов социальных и пр. Психология использует позитивные элементы общечеловеческого опыта, однако подвергает критическому анализу обыденные, стихийно складывающиеся представления о личности человека и его поведении. СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ – субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего. Одна из главных образующих сознания, индивидуализованное отражение действительного отношения личности к объектам, ради коих развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для – меня» усваиваемых безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности. Это понятие исторически связано с представлениями Л. С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания смысла личностного за счет включения его в другой мотивационный контекст. В подходе деятельностном А. Н. Леонтьева порождение смысла личностного происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются как единицы человеческого сознания. В рамках теории деятельности они определяются двояко: 1) по способу происхождения – содержательно; 2) по форме существования в сознании – функционально., Содержательно – это оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. Смысл цели действия и действия в целом – в том, какому мотиву оно служит, удовлетворению какой потребности, опредмеченной в этом мотиве, оно способствует. Связь мотива и цели неоднозначна из-за двух обстоятельств: 1) мотив не всегда бывает осознанным; 2) одному и тому же мотиву могут соответствовать разные по содержательным и социально-нормативным характеристикам действия. В смыслообразующей функции может выступать лишь мотив ведущий; мотивы-стимулы могут порождать эмоции, но не смыслы. Смысл не существует в сознании в готовом виде, но является продуктом внутренней активности, посредством коей он определяет, какому мотиву служит данное действие и оптимально ли оно с позиции соответствия мотиву и нормативным требованиям. Сама эта активность чаще всего не является сознательной и произвольно регулируемой, исключая случаи сознательной рефлексии и прочего, и может проявляться в сознании как чувство, интерес, эмоция, «значащее переживание». Функционально следует, что смыслом обладает не только действие, но и обстоятельства и условия, в коих оно совершается. Можно выделить два типа условий: способствующие и препятствующие совершению действия. Выделяются и два смысла условий деятельности: смысл благоприятствования и смысл препятствования совершению действия (-> препятствие внутреннее). Введение понятия смысла личностного как единицы сознания сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуалистской трактовки сознания как сознания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности. Понятие применяется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, мотивов, установок, эмоций и пр. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: 1) побуждающие к деятельности мотивы смыслообразующие; 2) реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, обретшей для него субъективную ценность – значимость; 3) выражающие смысл личностный установки смысловые; 4) регулируемые установками смысловыми поступки и деяния личности. Смыслы личностные имеют ряд важных особенностей, связанных с анализом строения личности в целом. Центральная из них – производность смыслов личностных от места человека в системе общественных отношений и от его позиции социальной. Обусловленность смыслов личностных позицией социальной определяет и другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения смысла личностного изменением лежащей в его основе деятельности, недостаточность осознания смысла личностного для его изменения, и пр. Поскольку перемена позиции социальной человека влечет переосмысление его отношений к действительности, иногда это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности смыслов личностных, порой драматически проявляющимся в таких явлениях, как «потеря себя» и утрата смысла существования. Такие перестройки нужно отличать от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний – симпатий, антипатий, желаний, хотений и прочего, изменяющихся непосредственно под влиянием речевых воздействий. Подобные субъективные переживания, как и эмоции, выполняют функцию оценки смыслов личностных, способствуя осознанию своих отношений к действительности, их значимости. При несовпадении субъективных переживаний и смыслов личностных изменяется направленность переживаний, а не смыслов. По своей функции смысл личностный делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств и действий. Но доступность сознанию не означает, что смысл всегда осознан. Он может реализовать свою функцию информирования в форме эмоционально-чувственной. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии – задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу – на сокрытие смысла, и прежде всего – от самого себя. Это сокрытие и лежит за описанными З. Фрейдом механизмами защитными; поэтому для объяснения роли этих механизмов нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Жизнедеятельность человека, в коей он реализует множество важных для него отношений, неизбежно порождает конфликтные ситуации, делающие некие обстоятельства преградными, на осмысление чего у человека в данное время может недоставать сил и отваги. Итак, цели действий могут обладать смыслами и в отношении мотивов этих действий, и в отношении адекватности выбора определенного действия. Смысл действия является результатом психологической активности; обстоятельства совершения действия также обладают смыслами. Наибольший интерес представляют смыслы, обнаруживающие преградность обстоятельств. Различные виды преградности определяют разнообразие смыслов, могущих существовать в вербальной и невербальной формах. Проявления личности, выявляемые в тестах проективных, по-видимому, могут быть адекватно поняты в терминах смыслов, личностных и соответственной деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов. СНОВИДЕНИЕ – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна – преимущественно в фазе сна быстрого (парадоксального); психический процесс в периоде сна, сопровождающийся зрительными образами. Содержание и эмоциональная окраска сновидений, степень участия в собственных сновидениях связаны с интенсивностью физических сдвигов в сне быстром. Характерная для сна быстрого активация коры мозга головного относительно больше выражена в полушарии правом, что соответствует преобладанию в сновидениях пространственно-образного мышления (-> асимметрия межполушарная). Это тесно связано со своеобразным изменением сознания в сновидениях: отражение реальности и знание о себе как о субъекте познания нарушено, человек не осознает себя видящим сновидения, в результате нет и критического отношения к воспринимаемому, даже алогичному. В то же время сохраняются оценка самого себя и эмоции – чувство вины, стыда и пр. Сюжеты сновидений в образной, символической форме отражают основные мотивы и установки субъекта. Переживание и запоминание сновидений сильно зависит от особенностей личности и эмоционального состояния перед сном. Одна из основных функций сновидений – эмоциональная стабилизация. Они составляют важное звено в системе защиты психологической, временно ослабляют напряженность конфликта психического и способствуют восстановлению активности поисковой. И с этим, и с преобладанием мышления образного связано положительное влияние сновидений на процессы творчества. Функциональная неполноценность системы сон быстрый – сновидения есть существенный фактор в появлении неврозов и заболеваний психосоматических. Согласно З. Фрейду, сновидение – охранитель нарушений сна, особый способ устранения мешающих спать раздражений путем их галлюцинаторного удовлетворения. Сновидение толкуется как своеобразное осуществление желаний, преимущественно сексуального характера. С некоими оговорками, сновидение – «физиологический бред нормального человека». Механизмы образования сновидений – прототип способа возникновения симптомов невротических, а потому сновидения – универсальный «симптом невротический», проявляющийся и у всех здоровых людей. В зависимости от личности, сновидение может менять смысл. Содержание сновидений частично поддается воздействию. Изучение и толкование сновидений – основной путь к познанию бессознательного в душевной жизни. Различаются: сновидения исполнения желаний, страшные сновидения и сновидения наказания. Согласно Э. Фромму, сновидения – любая умственная деятельность в состоянии сна, выражающая высшие и низшие функции мозга головного. |