Главная страница
Навигация по странице:

  • ТВОРЧЕСТВО КОМПЬЮТЕРНОЕ

  • ТЕМПЕРАМЕНТ: КЛАССИФИКАЦИЯ

  • ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП

  • ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

  • Головин СЮ Словарь практического психолога. С. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник


    Скачать 5.35 Mb.
    НазваниеС. Ю. Головин Словарь практического психолога С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. ( около 2000 терминов, 1998 г.) Словарьсправочник
    Дата23.09.2022
    Размер5.35 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГоловин СЮ Словарь практического психолога.pdf
    ТипСправочник
    #692297
    страница108 из 129
    1   ...   104   105   106   107   108   109   110   111   ...   129
    ТАНАТОС – согласно З. Фрейду – влечение к смерти, инстинкт смерти, агрессии и
    разрушения (=> влечение к смерти).
    ТАНГОРЕЦЕПТОР – вид рецепторов тактильных, реагирующих только на прикосновения.
    ТАХИСТОСКОП – прибор, позволяющий предъявлять стимулы зрительные
    (изображения) на строго определенное, в том числе очень короткое время. Одна из первых конструкций механического тахистоскопа была разработана В. Вундтом. Существуют и электронные тахистоскопы, работающие по принципу модуляции уровня освещенности.
    Тахистоскопы различаются числом независимо работающих каналов предъявления информации. В роли тахистоскопов все шире применяются индикаторы и дисплеи, управляемые компьютером. Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные тахистоскопы – специально оборудованные диапроекторы.
    Тахистоскопы широко применяются в фундаментальных и прикладных исследованиях восприятия, опознания, памяти и прочих процессов познавательных.
    ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, .как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат коей – создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
    В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
    Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
    Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта
    (надсознательное).
    С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации операций умственных резки повысила интерес к тем процессам творчества, кои невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса – открытий, изобретений и прочего – направила усилия психологов на разработку методов диагностики способностей творческих и стимуляции творчества (например, атака мозговая).
    Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними.
    ТВОРЧЕСТВО КОМПЬЮТЕРНОЕ – вид творческой деятельности, выполняемой посредством компьютера. При правильной организации использования компьютера существенно расширяются возможности человеческого творчества, связанные с постановкой и решением новых задач. Эти задачи могут быть составной частью научного, технического, художественного, организационного творчества, что открывает возможность классифицировать творчество компьютерное. Существенное значение имеет организация диалога между компьютером, реализующим алгоритмические процедуры, и человеком как субъектом творчества компьютерного.

    Возникла практика обучения творчеству с использованием компьютеров.
    ТЕКСТ – законченное, целостное содержательно и структурно речевое произведение; продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего); в свою очередь, является основным объектом ее восприятия и понимания. Нередко под текстом понимается только текст письменный – продукт речи письменной; но и структурные
    – в частности, языковые (лингвистические) – закономерности построения текста, и закономерности его социального функционирования принципиально общи для речи устной и письменной.
    Любой текст, воспринимаемый как «нормальный», обладает признаками цельности и связности. Под связностью понимается семантическая, синтактическая, интонационная и прочие взаимозависимости отдельных компонент текста (высказываний), обеспечиваемая в разных языках (и разных текстах) разными средствами. Обычно связность реализуется в пределах 7 + 2 последовательных высказываний (один абзац текста письменного).
    Цельность текста – характеристика психолингвистическая. Цельным можно считать текст, реализующий единую речевую программу говорящего (пишущего) и ощущаемый слушателем (читателем) как законченная единица общения. Цельный, текст обладает своей содержательно-композиционной структурой, различной для текстов разной функциональной направленности и включающей основной предикат (главную мысль) и дерево вторичных, третичных и прочих предикатов.
    Компрессия (сжатие) текста сводится к «обрубанию» этих периферийных «ветвей» его содержательной структуры. В патологических случаях (например, при некоих видах шизофрении) порождаемый больным текст теряет цельность, сохраняя связность.
    Функциональная направленность текста определяется его местом и ролью в процессах общения: художественный
    (особенно поэтический), учебный, информационный, юридический и пр.
    Тексты взаимно отличаются цельностью (содержательно-композиционной структурой), связностью (например, поэтический текст отличается от учебного ритмом, рифмой и пр.), а также отбором лексических и стилистических средств. Восприятие текста предполагает выделение в нем структурно-смысловых опор. Любой текст также удовлетворяет требованиям конситуативности (соотнесенности с ситуацией общения) и контекстуальности
    (соотнесенности с другими текстами); с другой стороны, он служит контекстом для входящих в его состав отдельных высказываний. В предельном случае текстом может быть и изолированное высказывание – вплоть до однословного.
    ТЕЛЕ – согласно Дж. Морено – термин, означающий простейшую единицу чувств – вчувствований, возникающих между людьми, передаваемых между ними и определяющих количество и качество отношений, межличностных.
    ТЕЛЕПАТИЯ – явление передачи на расстоянии – без помощи достоверно известных науке способов общения – информации о состоянии одного человека другому, или же некоих мыслей или образов.
    Согласно З. Фрейду, являет собой некое психическое подобие беспроволочного телеграфа; самое подходящее состояние для приема телепатического послания – сон, хотя телепатическая связь возможна и при бодрствовании (=> сновидение телепатическое).
    ТЕМБР – субъективно воспринимаемая особенность звука в виде его окраски, связанная с одновременным воздействием разночастотных звуковых колебаний, входящих в состав сложного звука.
    ТЕМПЕРАМЕНТ – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент – индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
    К свойствам темперамента относятся:

    1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;
    2) степень устойчивости чувств;
    3) степень волевого усилия.
    Стимулирующая функция темперамента особенно ярко проявляется в возбудимости эмоциональной процессов нервных, особенно в детском возрасте. Но по мере складывания у ребенка социальных побуждений и овладения способностью управлять собой, сознательной регуляцией своего поведения в коллективе и обществе, его темперамент постоянно совершенствуется и в структуре личности выступает уже в измененном качестве. Все возрастающая способность к накоплению информации, ее осознание и осознание себя как субъекта деятельности обеспечивают личности возможность сочетать эмоциональную и интеллектуальную деятельность и тем самым сознательно управлять своим поведением и деятельностью.
    Выделяются три сферы проявления темперамента: активность общая, особенности сферы моторной и свойства эмоциональности.
    Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
    Гиппократ, исходя из представлений античных времен, описал четыре типа темперамента.
    Его подход был чисто физиологическим: темперамент никак не связывался с психической жизнью и говорилось даже о темпераменте отдельных органов. Свойства темперамента с самого начала связывались с представлениями о типах темперамента (-> темперамент: классификация), о психологических свойствах, сильно выраженных у многих людей с разными демографическими и социальными признаками, но не встречающихся или же слабо выраженных у других.
    Со временем появились умозаключения о том, какие психические качества должны быть у человека с преобладанием в организме одной из четырех жидкостей (-> темперамент: учение психологическое). Отсюда появились психологические описания-«портреты» темпераментов; первая попытка принадлежала античному врачу Галену. Гораздо позже полунаучные-полухудожественные портреты темпераментов дал Кант, и они довольно быстро перешли в общую культуру.
    Общежитейские представления о темпераментах мало изменилось и поныне. Их признаки таковы:
    1) сохраняются четыре гиппократовых типа;
    2) обязательно предполагаются биологические основы психологических свойств, подчас достаточно фантастические;
    3) в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств – от быстроты движений до речевых особенностей.
    Вопрос о сущности или основной функции темперамента, лежащей в основе типологии темпераментов, пока не решен, и об этом можно лишь высказать предварительные соображения. Так, можно указать на значение темперамента для регуляции динамики деятельности психической, коя обеспечивает оптимальную жизнедеятельность индивида и сохранение основных жизненных констант организма. Важнейшее значение имеет и энергетический аспект функции темперамента: его такие свойства, как эмоциональность и активность, – особенно «энергоемкие» характеристики психики.
    В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют две его компоненты – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты – или наоборот, медлительности, инертности; эмоциональность – особенности протекания эмоций, чувств, настроений и их качество: знак
    (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе,, страх, печаль, гнев и пр.).
    Как один из критериев отнесения к тому или иному темпераменту выделяется уровень порогов восприятия.
    Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря коим и складывается личность. Будучи одной из ранних по
    происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента. Однако и он сам – предпосылка и основа личностных образований более высокого порядка – таких, как характер и пр. Однако он не просто опорный слой, но органическая составляющая для многих высших интегральных характеристик личности.
    Поэтому неслучайна характерная для темперамента своеобразная энергетическая инвариантность: различные динамические характеристики психики, поскольку они определяются темпераментом, находятся меж собой в отношениях взаимодополнительности и компенсации, так что их общий «энергетический» потенциал как бы остается постоянным.
    Так, повышенная эмоциональная возбудимость как бы дополняется и компенсируется развитием ориентировочных внутренних, умственных действий и ограничением объема общения, что снижает количество и удельный вес эмоционально значимых оценок действий индивида со стороны окружающих.
    Различаются собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляемых в деятельности и поведении, и его органическая основа. Известны три основные системы объяснений ее сущности, из коих две первые имеют лишь исторический интерес:
    1) гуморальная – связывала состояние организма с соотношением различных соков
    (жидкостей), в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический (Гиппократ, Гален и пр.); эта терминология стала широко употребительной;
    2) конституциональная – исходит из различий и конституции организма – его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер,
    Шелдон и пр.);
    3) типы темперамента связываются с деятельностью системы нервной центральной.
    Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями деятельности нервной высшей. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе.
    Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:
    1) с условиями воспитания;
    2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;
    3) с особенностями питания;
    4) с гигиеническими и общими условиями жизни.
    Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личностные. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.
    ТЕМПЕРАМЕНТ: КЛАССИФИКАЦИЯ – в различных классификациях темпераментов в основу полагаются разные их свойства:
    1) скорость и сила реакций эмоциональных;
    2) уровень активности и преобладающий чувственный тон;
    3) шкалы экстраверсии / интроверсии и невротизма / стабильности эмоциональной;
    4) реактивность и активность;
    5) активность психическая общая, историка и эмоциональность.
    Сходство, заметное в этих классификациях, Показывает, что выделяемые психологические характеристики действительно образуют особую, достаточно однозначно определяемую группу свойств индивида.
    В этих примерах классификаций отмечены лишь самые общие из свойств. Более полный перечень таких свойств, включая более частные, следующий: сенситивность,
    реактивность и активность, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, возбудимость эмоциональная.
    Выделенная особая группа свойств личности отлична как от способностей, так и от особенностей ее мотивации. Их общие признаки таковы:
    1) динамичность – все эти свойства относятся к процессу, к способам формирования и существования конкретного содержания психической жизни; в этих способах выделяются именно динамические характеристики;
    2) устойчивость – как показали исследования, индивидуальные значения этих свойств, как правило, сохраняются длительное время – точнее, не меняется или мало меняется их относительная величина, их ранг;
    3) онтогенетическая «первичность» – частное проявление устойчивости, но весьма важное, ибо свойства темперамента выявляются уже в раннем детстве;
    4) статистическая частота их проявления – хотя у большинства людей каждая из перечисленных динамических особенностей в разных ситуациях проявляется в разной степени, к темпераменту относятся лишь такие значения этих особенностей, кои в обычных условиях жизни проявляются чаще всего и особенно типичны для данного человека;
    5) признак предельности, или максимальности: здесь речь идет о том, что когда нужно судить о свойствах темперамента данного человека по немногим или даже однократным проявлениям, то точнее всего это можно сделать в условиях, максимально трудных для их проявления;
    6) признак, показывающий соотношение темперамента с продуктивностью деятельности психической: как показали исследования, различные типы темперамента предоставляют одинаковые возможности для продуктивности деятельности психической, хотя «равнопродуктивность» соответствует «разностильности» путей и средств, посредством коих достигаются результаты; в связи с этим интересен тот факт, что даже противоположные полюсы отдельных свойств темперамента нельзя однозначно оценить как только плохие или только хорошие;
    7) обусловленность рассмотренных особенностей генотипическими свойствами системы нервной – то есть силой процессов нервных, их уравновешенностью, подвижностью, а также динамичностью, лабильностью и активированностью.
    ТЕМПЕРАМЕНТ: ТИП – согласно учению древнегреческого врача Гиппократа (VI в. до н. э.), имеется четыре типа темперамента. Считалось, что в организме имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в определенных пропорциях, они составляют его темперамент. Конкретное название типы темперамента получили по преобладающей в организме жидкости: темперамент меланхолический, сангвинический, флегматический и холерический (=> меланхолик; сангвиник; флегматик; холерик).
    ТЕМПЕРАМЕНТ: УЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ (психологическое учение о темпераменте) – Подход к темпераменту, характерный для этого учения, – идти от анализа только поведения. При определении темперамента, как правило, не фигурирует признак врожденных, или органических основ, а главная нагрузка – на признаке
    «формально-динамических свойств поведения», кои абстрагируются из целостных поведенческих актов. Но здесь обнаруживается существенная трудность: этот признак тоже не позволяет однозначно решить вопрос о круге конкретных свойств, кои нужно отнести к темпераменту. А тенденция расширять круг таких свойств приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью.
    1   ...   104   105   106   107   108   109   110   111   ...   129


    написать администратору сайта